Назначение предметов прикладного искусства. декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие

Характеристики декоративно-прикладного искусства в работе с детьми

Среди наиболее ярких черт народного ремесленничества выделяются необычайно точные, продуманные и верные характеристики конкретного образа, которые передаются с большой экспрессией, получение той формы, в которой народный мастер формулирует свою идею, всегда предельно лаконичной. Все мелочи отбрасываются, чтобы освободить место главному, что проявляется особенно отчетливо. Такая художественная интерпретация образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

Еще одной характерной чертой произведений народного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, характерные для творчества народных мастеров, делают их чрезвычайно привлекательными. Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко различают 2 вида изображений — сюжетное и орнаментальное. Среди сюжетных картинок особого внимания заслуживают изображения животных и птиц. Эти картины часто имели символическое значение. Лев, леопард и орел символизировали силу, могущество, храбрость и отвагу сокола, картины молодой девушки весной и т.д.

Помимо символических образов, широко распространены и сказочные образы: птица сирийская, кентавр — наполовину человек — наполовину животное, единорог — лошадь с рогом во лбу, крылатое животное — стервятник и др. Они были созданы народной фантазией и использовались во всех видах народного искусства на протяжении многих столетий. С изображениями диких животных в основе, эти изображения также сохранили характерные черты народного собрания. Великое развитие народного искусства достигает орнамента. Орнамент — это сознательно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Главной характеристикой орнамента является ритм. Ритм — это определенный порядок схожих элементов. Ритм орнамента может быть простым или сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, как своего рода организация начала. Орнамент состоит в основном из разнообразных растительных форм, которые часто содержат изображения животных и птиц.

Прикладное искусство и ремесла в системе ценностей человеческой культуры

Декоративное
искусство зародилось в системе предков, когда человек украшался браслетами,
кольцами. Позже появились предметы декора одежды, затем гостиная. Искусство
создания таких вещей стало называться декоративным («декор» от
французского — «украшение»). С древних времен дома строились из
дерева, делалась посуда и утварь, делались игрушки. Художественная обработка
дерева является для многих народов наиболее развитым и древним видом народного
декоративного искусства. Исследованиями археологов были обнаружены деревянные
скульптурные изображения животных и птиц V века, новгородские орудия труда
IX-XV веков, украшенные резьбой и росписью, и неизвестные ранее. Древнерусские
плотники и столяры строили особняки и теремы, делали долины и приставки для
кваса и медовых напитков, делали красивую бытовую технику. Из лука была согнута
коробка с приданым, из клена были вырезаны изящные звуковые ложки. На ярком
солнце светило расписанная киноварь, нить медная и золотисто-рельефная
рельефная резьба полосок плато и веранды. За красоту и великолепие дворца в
Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII веках
искусство художественной резьбы по дереву развивалось в оформлении иконостасов,
дворцовых интерьеров, мебели, где преобладали объем, рельеф, накладная и
пильная резьба. Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне
продолжали отмечать ритуальные весенние праздники. В течение всей зимы люди
работали над созданием волшебных фигур, и традиционно так делали женщины. В то
же время расписные игрушки продолжили старую традицию и ознаменовали отход от
мировоззрения предков. Волшебные фигурки взяли на себя функцию декоративных
свистящих игрушек, они были сформированы для ритуального весеннего праздника,
который в 19 веке, с его яркими цветами и пронзительными свистковыми тонами,
превратился в оживленную ярмарку «свистящих».

Отличие от изящных искусств [ править ]

Сурахи, Моголы , 17 век н.э. Национальный музей, Нью-Дели

Различие между декоративным и изящным искусством по существу возникло из искусства Запада после возрождения , где это различие по большей части имеет смысл. Это различие гораздо менее значимо при рассмотрении искусства других культур и периодов, где наиболее ценные произведения или даже все произведения включают произведения в декоративных средах. Например, исламское искусство во многие периоды и места полностью состоит из декоративного искусства, часто с использованием геометрических и растительных форм , как и искусство многих традиционных культур.

Различие между декоративным и изящным искусством не очень полезно для понимания китайского искусства , равно как и для понимания искусства раннего средневековья в Европе . В тот период в Европе существовало изобразительное искусство, такое как освещение рукописей и монументальная скульптура , но самые престижные работы, как правило, были выполнены в ювелирном деле, в литых металлах, таких как бронза, или в других техниках, таких как резьба по слоновой кости . Крупномасштабные настенные росписи гораздо менее ценились, были грубо выполнены и редко упоминались в современных источниках. Вероятно, они рассматривались как неполноценный заменитель мозаики., которое в то время должно считаться изобразительным искусством, хотя в последние века мозаики стали считаться декоративными. Похожая судьба постигла гобелены , которые королевские особы позднего средневековья и эпохи Возрождения считали самым великолепным видом искусства и, безусловно, были самыми дорогими. Термин «ars sacra» («священное искусство») иногда используется для средневекового христианского искусства, выполненного из металла, слоновой кости, тканей и других более ценных материалов, но не для более редких светских произведений того периода.

Китайская чаша, династия Северная Сун , XI или XII век, фарфоровая посуда с глазурью из селадона

Взгляд на украшение как на «меньшее искусство» был официально оспорен в 1970-х писателями и историками искусства, такими как Эми Голдин и Энн Шварц. Аргумент в пользу уникального повествования в искусстве потерял актуальность к концу 20-го века из-за постмодернистской иронии и растущего интереса кураторов к уличному искусству и этническим декоративным традициям. «Движение узоров и украшений» в галереях Нью-Йорка в 1980-х годах, хотя и было недолговечным, открыло путь к более всеобъемлющей оценке ценности предметов искусства.

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

  • искусственный шёлк;
  • атлас;
  • капрон;
  • нейлон;
  • бархат.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

История зарождения и развития

Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду

Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм

Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.

В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.

Народные традиции так сильны, что они влияют на ДПИ сегодня. До сих пор популярными становятся изделия из природного материала, с традиционными узорами и проверенными временем формой, настроением, цветовым решением. В восточных странах это сталь, бронза, ковры ручной работы, в южных странах – это керамика и конструкции из морских раковин, в Африке это ритуальные маски, в Прибалтике – это янтарные изделия, в Японии, Корее, Китае – фарфор, эмаль с искусными, тончайшими изображениями.

На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.

Собрание музея

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства систематизированы и распределены по отделам. Основные тематические направления — это керамика и фарфор, стекло, ювелирные украшения и металл, резьба по кости и дереву, текстиль, лаковая миниатюра и изобразительные материалы.

Музей декоративно-прикладного искусства в открытом фонде и хранилищах имеет более 120 тысяч экспонатов. Русский модерн представлен работами Врубеля, Конёнкова, Головина, Андреева и Малютина. Обширна коллекция советского агитационного фарфора и тканей второй четверти прошлого века.

В настоящее время этот музей народно-прикладного искусства считается одним из самых значительных в мире. Самые древние экспонаты высокой художественной ценности относятся к 16 веку. Собрание музея всегда активно пополнялось за счёт даров частных лиц, а также стараниями ответственных работников государственного аппарата в годы советской власти.

Так, уникальная экспозиция тканей сложилась во много благодаря щедрости гражданина Франции П. М. Толстого-Милославского, который преподнёс в дар музею большую коллекцию русского, восточного и европейского текстиля, собранную Н. Л. Шабельской.

Две большие коллекции фарфора были подарены музею выдающимися деятелями советского искусства – Леонидом Осиповичем Утёсовым и супругами Марией Мироновой и Александром Менакером.

Музей прикладного искусства города Москвы может похвастаться залами, посвящёнными быту русских людей в разные временные периоды. Здесь можно познакомиться с жилищем представителей всевозможных сословий. Сохранены, отреставрированы и выставлены для обозрения мебель, посуда, одежда крестьян и жителей городов, детские игрушки. Резные украшения наличников и козырьков крыш, изразцовые печки, сундуки, которые служили не только удобными хранилищами для вещей, но и кроватями, так как изготавливались соответствующих размеров, вызывают в воображении картины тихой, размеренной и сытой жизни российской глубинки.

Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

§ 23. Виды декоративно-прикладного искусства

Человек стремится украсить свой окружающий мир. Он оформляет узорами предметы быта, жилье, среду обитания. Оформление предметов относится к отдельному виду искусства, который называется декоративным. Итак, декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, произведения которого объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dеkоrаrе – украшать.

Декоративное искусство возникло еще в каменном веке, когда люди создавали бытовые предметы очень простой формы, но уже украшали их узорами. Первым украшениям они придавали магическое значение.

Декоративное искусство лучше развилось там, где для этого были соответствующие условия, в частности необходимые материалы: глина, дерево, камень.

Интерьер крестьянского дома

Куманец (с. Опошня)

Мастер И. Билик. Сосуд в форме быка (с. Опошня)

В соответствии с материалом и его обработкой развились разные виды декоративно-прикладного искусства: ткачество и ковроделие, народный костюм и вышивка, керамика, резьба по дереву, чеканка (получение рельефного изображения на тонких металлических пластинах с помощью постукивания специальным инструментом), лозоплетение, художественное стекло, писанкарство и декоративная роспись.

Современные светильники: а – промышленное изделие, б – авторская работа

Вазы: а – промышленное изделие, б – авторская работа (мастер П. Димич)

Совершенствуя методы изготовления своих изделий, ремесленники прошлого старались создавать товары наиболее привлекательными, удобными в пользовании, надежными и долговечными. Над тем, что когда-то делал один человек, в современном обществе работают люди разных профессий: технологи, конструкторы, рабочие, дизайнеры.

Слово дизайн с английского переводится как проект, рисунок. Задача дизайнера — спроектировать, создать привлекательный внешний вид предмета, но чтобы при этом он не потерял своего удобства, практичности. Дизайнер должен следить за модой и предвидеть, что покупателю может больше понравиться, учитывать разные вкусы. То есть цель работы дизайнера — придать товару такой внешний вид, чтобы из многих похожих мы выбрали именно этот.

В то время как дизайнеры создают образ большой промышленной партии товаров, мастера декоративно-прикладного искуства изготавливают уникальные, неповторимые вещи, часто существующие в единичном экземпляре, и поэтому они так высоко ценятся.

Художественное стекло. Рыба

Но и те, и другие создают и украшают вокруг нас предметную среду, в которой мы существуем: работаем, отдыхаем, живем.

  1. В чем отличие между произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна?
  2. Над какими окружающими вас предметами, работали дизайнеры? В чем вы ощущаете их влияние?
  3. Является ли попыткой дизайнерского проектирования ремонт в квартире? А как считают одноклассники?

Создайте эскиз-проект предмета быта. Это может быть настольная лампа, посуда, рамка и т.п. Свой замысел вы можете воплотить в жизнь, если хорошо продумаете, из каких материалов его воплотить.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

Попробуйте представить и нарисовать на листе бумаги один и тот же объект по-разному: меняя внешний вид, пропорции.

Из таких эскизов-набросков выберите тот, который кажется вам наиболее удачным, и уже на другом листе сделайте его увеличенное изображение.

В увеличенном изображении попробуйте продумать и детально изобразить разные части бытового предмета, обращая при этом особое внимание на то, будет ли удобно им пользоваться.

Вместе с родителями создайте дизайнерскую рамку для семейного фото.

Этапы создания дизайнерской рамы

Для того чтобы сделать дизайнерскую раму для фото, надо вырезать из картона рамку, нужной для вас толщины. Внутреннее отверстие в ней должно быть немного уже чем изображение, которое вы собираетесь поместить в рамку. Цвет рамки должен подходить к выбраному изображению

Ведь неправильно, если рамка будет слишком яркая и будет отвлекать внимание от самого фото.

На картонную основу можно наклеить кружево, можно оплести ее нитями, можно даже сделать аппликацию из разных лоскутков ткани.

  1. На завершающем этапе работы один или более уголков в нашей рамке можно украсить декоративной деталью, которая станет акцентом дизайнерской композиции. Для этой цели подойдут разнообразнейшие вещи: ленточки, пуговки, бусинки, природные материалы, такие как засушенные листики, перышки, ягодки, ракушки или даже морские камешки.

Отношения эпохи Возрождения [ править ]

Продвижение изящных искусств над декоративными в европейской мысли можно в значительной степени проследить до эпохи Возрождения, когда итальянские теоретики, такие как Вазари, продвигали художественные ценности, примером которых являются художники Высокого Возрождения , которые мало ценили стоимость материалов или количество квалифицированной работы, необходимой для создания произведения, но вместо этого ценилось художественное воображение и индивидуальное прикосновение руки в высшей степени одаренного мастера, такого как Микеланджело , Рафаэль или Леонардо да Винчи , что в некоторой степени возродило подход античности. Самое европейское искусство средневековьябыли произведены с совершенно иным набором ценностей, где высоко ценились как дорогие материалы, так и виртуозные демонстрации сложных техник. В Китае оба подхода сосуществовали на протяжении многих веков: живопись тушью и тушью , в основном пейзажи , в значительной степени создавалась учеными-бюрократами или «литераторами» и для них, и была задумана как выражение воображения художника выше все, в то время как другие основные области искусства, включая очень важную китайскую керамику, производимую в промышленных условиях, производились в соответствии с совершенно другим набором художественных ценностей.

Декоративное искусство в детском саду

Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых

Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью

Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.

Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.

Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.

Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских народных сказок. Народные игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.

Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.

Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления

Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: