Армянская литература

Введение

Армянская литература — совокупность художественной литературы созданной на армянском языке в Армении, в XX веке также в армянской диаспоре; одна из древнейших литератур мира.

  • В статье представлены оригинальные произведения армянской письменности V—XVIII веков художественного и историографического (некоторые философского и богословского) содержания.
  • В статье не представлены имена авторов произведения которых не сохранились (некоторые средневековые авторы).
  • В статье не представлены также 98 письменных памятников V—IX веков имеющие исключительно церковно-религиозное значение.

Предыстория

До V века в Великой Армении в качестве официальной письменности использовались греческий, сирийский и древнеперсидский алфавиты.

О существовании литературы и письменности на армянском языке до V века н. э. историки и лингвисты предлагали разные теории, основанные на отдельных сведениях исторических источников. Однако за период до начала V века не сохранилось письменных текстов, написанных на армянском языке.

В течение примерно столетия после принятия христианства армяне использовали греческий и сирийский текст Библии и других религиозных книг. Первоначально с целью перевода Библии и богослужебных книг по инициативе Месропа Маштоца в 404 году в Армению из северной Месопотамии были привезены так называемые «данииловы письмена». Через некоторое время оказалось, что этот алфавит не способен служить фиксации армянского языка и в этом смысле неполноценен. В 406 году, после однолетней экспедиции в северную Месопотамию, Месроп Маштоц создал современный армянский алфавит, таким образом став основоположником армянской национальной литературы и письменности. Армянский литературный язык V—XI веков называется грабар, то есть письменный, язык XII—XVI веков среднеармянский литературный язык, с XVII века формировался новоармянский литературный язык — ахшарабар. Алфавит Маштоца используется армянами уже более 1600 лет.

6. XIX век

Классицизм становится основным направлением армянской литературы конца XVIII-го начала XIX веков. Его основные представители О. Ванандеци, А. Багратуни, Е. Томачян, П. Минасян, и др. пробуждали национальное самосознание, делали значительный акцент на идее освобождения армянской нации от иноземного ига.

Раффи — автор исторического романа Самвел

Грабар — древнеармянский язык, уже не был доступен для широких кругов читателей, литературу на современном народу языке представляла в основном ашугская поэзия. Она получила особую популярность уже в первой половине XIX столетия. С 1820-гг. в армянской литературе начинается борьба между сторонниками использования древнеармянского и новоармянского языка в качестве языка литературы — так называемый грапайкар. Среди главных идеологов новоармянского литератуного языка следует отметить А. Аламдаряна и М. Тагиадяна

В литературной жизне середины века важное место занимал и Г. Алишан

В девятнадцатом веке положил начало армянской новой литературы Хачатур Абовян, написав роман «Раны Армении» (1841—1843, изд., 1858). Роман рассказывает о том, как на территории Восточной Армении велись войны между Персией и Россией. Роман написан на западно-армянском наречии. С его именем связано утверждение прогрессивного романтизма в армянской литературе. Литературные традиции Абовяна переживали новое развитие в середине XIX века. Прогрессивная армянская интеллигенция группировалась вокруг журнала «Юсисапайл» («Северное сияние»), который издавалась в Москве.

В середине века в Западной Армении вели активную литературно-публицистическую деятельность А. Свачян, Г. Чилинкирян, М. Мамурян, и др.. С произведением М. Пешикташляна и П. Дуряна связано начало романтизма в западноармянской литературе

В их творчестве важное место занимало идея национально-освободительной борьбы против турецкого ига

Писатель Р. Патканян в 1870—1880-гг. в своем творчестве, в частности в цикле «Военные песни» (1878 г.) выразил стремление армянского народа добиться освобождения от османского господства с помощью России. Его литература тесно связано с традициями Абовяна. Проблема социального расслоения армянской деревни лежит в основе социально-бытовых романов П. Прошяна «Сое и Вартитер» (1860), «Из-за хлеба» (1879), «Мироеды» (1889) и др.. Идея просвещения ключевое место занимает в литературе Г. Агаяна. Борьбе против социального зла посвящена его повесть «Две сестры» (1872).

Основоположником армянской реалистической драматургии считается Габриел Сундукян («Пэпо», пост. 1871, изд. 1876). Его творчество оказало значительное влияние на дальнейшее развитие национальной драматургии и театра.

Зачинатель реалистической драматургии в литературе западных армян является Акоп Паронян. Паронян подверг осмеянию буржуазное общество времени, разоблачал произвол царящий в Османской Турции («Высокочтимые попрошайки», 1891; «Столпы нации», кн. 1—3, 1879—1880; «Дядя Багдасар», 1886; и др.).

Романисты Раффи, Церенц, публицист Г. Арцруни — редактор газеты «Мшак» («Труженик»), становятся главными выразителями идей национально-освободительной борьбы 1870—1880-гг.. Средни них особо выделяется творчество Раффи, автора романов «Хент» (1880), «Кайцер» (1878, опубл. т. 1—3, 1883—1890). В них Раффи призывал к национальному освобождению от османского ига вооруженным восстанием при помощи Российской Империи. Его романы «Давид-бек», (1881—1882), «Самвел», (1886) сыграли важнейшую роль в развитии национальной прозы, в частности исторического романа.

Ведущим направлением армянской литературы 1880—1890-гг. становится критический реализм. Крупнейшие прозаики времени — Нар-Дос, Мурацан, А. Арпиарнян, Г. Зохраб и др.. В эту эпоху творил Александр Ширванзаде, который в своем творчестве касается процессов утверждения буржуазных отношений в Закавказье. Его крупнейшие произведения роман «Хаос», (1898); драма «Из-за чести», (1905), и др. Примечательны произведения Ованеса Ованисяна. Социальные мотив нашли свое отражение в поэзии Александра Цатуряна.

Творчество Ованеса Туманяна становится синтезом традиций армянской литературы XIX века. Туманян автор ряда реалистических поэм («Ануш», опубл. 1892, и т. д.), где автор мастерски отражает картины родной природы, показывает быт народа, социальные противоречия, касается также вопросам национально-освободительной борьбы. Перу Туманяна принадлежит один из лучших обработок армянского эпоса «Давид Сасунский» (1902).

Аветик Исаакян считается крупнейшим поэтом конца XIX и 1-й половины XX вв., в произведении которого наложили печать трагические судьбы армянского народа 1890-х и последующих лет.

XX — го века

Долгое русское присутствие сильно повлияло на армянское литературное производство, иногда к лучшему. Среди наиболее плодовитых писателей, преимущественно на армянском языке:

  • Левон Пашалян (1868-1943)
  • Ервант Одиан (1869-1926)
  • Левон Шант (1869-1951)
  • Заруи Калемкарян (1871-1971)
  • Архаг Чобанян (1872-1954)
  • Теотиг (1873-1928)
  • Рупен Зартарян (1874-1915)
  • Ваан ТЕКЕЯН ( — )
  • Зейбел Есаян ( 1 878 — 1 943 )
  • Акоп Ошаган (1883-1948)
  • Даниэль Варужан (1884-1915)
  • Гостан Зариан ( +1885 — +1969 )
  • Garéguine Нжде ( +1886 — +1955 )
  • Гранд Назарианц (1886-1962)
  • Ваграм Татул (1887-1943)
  • Хамастех (1895-1966)
  • Yéghiché Tcharents ( +1897 — +1937 )
  • Никан Бечиктачлян (1898-1972)
  • Аксель Bakounts ( — )
  • Нигогос Сарафян ( — )
  • Puzant Topalian ( — +1970 )
  • Заре Ворпуни (1902-1980)
  • Васкен Чучанян (1903-1941)
  • Армен Любин (1903-1974)
  • Вахтанге Ананян (1905-1980)
  • Луиза Асланян (1906-1945)
  • Уильям Сароян ( — )
  • Ваге Вахиан (1908-1998)
  • Кегам Атмаджян, псевдоним А. Сема (1910-1940)
  • Мари Атмаджян (1913-1999)
  • Антраниг Дзаругян (1913-1989)
  • Сильва Капутикян ( — )
  • Ваагн Давтян ( — )
  • Паруй Севак ( — )
  • Захрад (1924-2007)
  • Робер Хаддесиян (1926-)
  • Бедрос Хаджян (1933-2012)
  • Грант Матевосян ( — )
  • Генрик Эдоян (1940-)
  • Овик Вардумян ( -)
  • Артем Арутюнян (1945-)
  • Алиса Оганесян ( -)
  • Гурген Ханджян ( -)
  • Арут Сасунян (1950-)
  • Давид Мурадян ( -)
  • Грач Бегларян ( -)
  • Варужан Восганян ( -)
  • Виолетта Крикориан ( -)

Основные представители

  1. Ованес Туманян – армянский национальный поэт и писатель конца 19 – начала 20 века, написавший произведения, которые стали шедеврами армянской литературы. Также он обогатил соотечественников прекрасными переводами западноевропейских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Гете, Шиллера, Байрона, Гейне. В Армении Туманяна сравнивают с Александром Пушкиным, и дело тут вовсе не в похожести слога или речи. Значимость Ованеса Тадевосовича для национальной культуры соотносима с ролью Александра Сергеевича для русских читателей. Туманян поддерживал связь с русскими поэтами.
  2. Егише Чаренц — армянский поэт, прозаик 20 века и переводчик. Классик армянской литературы. Ещё при жизни его боготворили читатели, а писатели признавали его гениальность. Аветик Исаакян однажды заявил, что за одно стихотворение Чаренца отдал бы все свои стихи. Однако судьба поэта была трагична, как и у любого гения. Всеобщее признание Чаренца и его близость к народу, его борьбу за свободу Армении не могла не заметить власть. Так, дожив до 40 лет, он умирает в тюремной больнице.
  3. Аветик Исаакян — армянский советский поэт, прозаик, публицист 20 века. « Певец народного горя» — так называли его современники, мастер любовной лирики. Прожив 82 года, Аветик Исаакян был удостоен двух орденов и медалей Ленина, также Сталинской премии первой степени за патриотические стихотворения в период Великой Отечественной войны.

19 век и начало 20 века [ править ]

Известные писатели этого периода включают Сиаманто , Акоп Ованесович Паронянин , Ваан ТЕКЕЯН , Ованнес Ованнисян , Левон Шант , Григор Зохраб , Рупен Зартариан , Аветис АГАРОНЯНИН , Гарегин Нжду , Атрпает , Гостан Зариан , Хранд Назарианц и Ниголь Aghpalian .

Возрожденцы: армянские романтики править

XIX век стал свидетелем большого литературного движения, которое положило начало современной армянской литературе. Этот период расцвета армянской культуры известен как период Возрождения (Зартонк). Возрожденческие авторы Константинополя и Тифлиса , почти идентичные европейским романтикам, были заинтересованы в поощрении армянского национализма . Большинство из них приняли недавно созданные восточные или западные варианты армянского языка в зависимости от целевой аудитории и предпочли их классическому армянскому (грабар).

Истинным создателем современной армянской литературы был Хачатур Абовян (1804–1848). Абовян был первым автором, отказавшимся от классического армянского языка и принявшим в своих произведениях современное, что обеспечило их распространение. Самая известная работа Абовяна « Раны Армении» возвращается к теме страданий армянского народа в условиях иностранного господства. Абовян посвятил свою жизнь написанию и просвещению других на тему Армении и ее народа.
Поэма
Микаэла Налбандяна «Песня итальянской девушки», возможно, послужила источником вдохновения для армянского государственного гимна « Мер Айреник» .
Раффи(Акоп Мелик-Акопян) был великим романтиком армянской литературы. В своих произведениях Раффи возродил величие исторического прошлого Армении. В романе « Искры» герои сражаются за освобождение своего народа. Эта тема угнетения под иностранным правлением также очевидна в его романах « Джалаледдин» и «Дурак» .

Период возрождения закончился в 1885–1890 годах, когда армянский народ переживал бурные времена. Заметными событиями были Берлинский договор 1878 года, независимость балканских стран, таких как Болгария , и, конечно же, хамидская резня 1895–1896 годов.

Армянские реалисты править

Газеты

Образец из ежедневной газеты Аревелк

Некоторые специалисты утверждают, что авторы-армянские реалисты появились, когда была основана газета Аревелк» (« Восток» ) (1884 г.). Вокруг этой газеты вращались такие писатели, как Арпиар Арпиарян , Левон Пашалян , Крикор Зохраб , Мелкон Гурджян, Дикран Гамсарян и другие

Другой важной газетой того времени была газета « Хайреник» («Отечество»), которая стала очень популистской, поощряла критику и т. Д.

Несмотря на эти факты, армянам не разрешалось использовать такие слова, как Армения, нация, отечество, свобода и прогресс в своих газетах и ​​других письменных произведениях.

Реалистическая идеология
После 1885 года армянские авторы были заинтересованы в изображении реалистичного изображения жизни вместе с ее менее привлекательными аспектами.
Однако некоторые авторы сохранили романтические влияния.

История развития

Армянская литература — одна из древнейших в мире. Она появилась в середине V века после создания армянского алфавита в 405 году. «Золотым веком» национального словесного творчества принято считать V век нашей эры, однако доказано, что ещё до создания письменности развивался фольклор. Это мифология,  эпические песни, древнеармянские легенды. Также письменная литература существовала ещё до создания букв, во II веке до н. э. Древнеармянские писатели создавали произведения на греческом, персидском и сирийском языках.

Со временем армянская литература приобрела свои специфические, отличительные черты, сближаясь всё больше с народным эпосом. Армянская поэзия очень мелодична, что обусловлено любовью народа к музыке. Поэтов в Армении называли певцами, ведь каждое стихотворение, как песня, имеет неповторимое звучание, свою музыкальность и свой темп.     

Армянская литература к XVIII — го века

Страница из рукописи « Истории Армении » Моисея Хоренского (Movsês Korenatsi).

Когда и изобретает собственный алфавит — около 405 г. благодаря монаху Месропу Маштоцу — начинает развиваться армянская литература. В V — м  века, эта литература в виде историографии Моисея Хореного , о жизни которого мы не знаем много, написала мастерскую Историю Армении , об истории своей страны до «в свое время; его работы — это смесь истории и легенд, как у Хайка . В то же время Агатандж пишет Историю Армении .

В целом в период высокого средневековья армянская литература была малоизвестна, и книги этого периода практически не доступны. Но с конца Х — го  века романов , особенно поэзии, значительно возрастет. Некоторые поэты пользуются большой известностью, в том числе Григорий Нарека (по- армянски Крикор Нарекаци ). Все эти сочинения религиозны или созданы под влиянием религии. В haïren (четверостишия) из Наапета Кутчака , по их провокационной философии жизни и их плотской теме, открыть путь к современности самой свободной поэзии.

Литература в Армении есть, во время Возрождения и XVII — го и XVIII — го  века дефицитного. Только Саят-Нова (1712-1795) кажется уникальным трубадуром всего Закавказья , настоящим мостом между культурами.

Приложения

Антологии

  • (ru) Агоп Джек Гаджикян , Габриэль Басмаджян, Эдвард С. Франчук и Нурхан Узунян, Наследие армянской литературы , т.  1: От устной традиции к золотому веку , издательство Wayne State University Press,1999 г., 392  с.
  • (ru) Агоп Джек Гаджикян , Габриэль Басмаджян, Эдвард С. Франчук и Нурхан Узунян, Наследие армянской литературы , т.  2: От шестого до восемнадцатого века , Wayne State University Press,2002 г., 1108  с.
  • (ru) Агоп Джек Гаджикян , Габриэль Басмаджян, Эдвард С. Франчук и Нурхан Узунян, Наследие армянской литературы , т.  3: От восемнадцатого века до наших дней , издательство Wayne State University Press,2005 г., 1104  с.
  • Антология армянской поэзии под редакцией Рубена Мелика , издана Эдитером Франсе Реуни, 1973 г. (переводы)
  • Армянская поэзия V — го  века до наших дней , пер. Ваэ Годель , La Difference, 1990 (адаптации)

Библиография

Крикор Беледян , Пятьдесят лет армянской литературы во Франции: от одного к другому , CNRS Éditions ,2001 г., 487  с. ( ISBN  978-2-271-05929-1 )

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Онлайн-коллекция армянских текстов (Wikisource)

Армянское искусство

Архитектура  · Пение  · Кино  · Кулинария  · Литература  · Книга  · Миниатюра  · Музыка  · Живопись  · Ковер

8. Письменное наследие

 и История армянского книгопечатания.

Сохранились свыше 25 тысяч рукописных памятников армянской письменности, созданных в течение V—XVIII веков, а также более 4 тысяч фрагментальных манускриптов. Первые памятники письменной культуры датированы V веком н. э., однако в течение веков иноземными захватчиками было уничтожено огромное количество рукописей (только в XI веке Стефанос Орбелян указывает 10 тыс.). С возникновения армянского книгопечатания (1512 г.) до 1800 года были изданы более 1154 наименований армянских книг (второе по численности после русскоязычных издании среди языков СНГ и Прибалтики). Благодаря деятельности Акопа Мегапарта армянский язык стал первым языком книгопечатания, среди языков того же региона, а также многих языков Азии.

Древнейшие манускриптные и клинописные фрагменты V—VI века
Древнейшее оргинальное письменное произведение («Житие Маштоца») 440-е года
Древнейшая полностью сохранившаяся рукопись («Евангелие Богоматери»). VII век
Древнейшее произведение светской поэзии VII век
Древнейшая четко датированная рукопись. 862 год
Древнейшая четко датированная и полностью сохранившаяся рукопись 887 год
Древнейшая бумажная рукопись (4-я по древности в мире). 981 год
Самая большая сохранившаяся рукопись 1200—1202 года
Самая маленькая сохранившаяся рукопись XV век
Первая печатная книга («Урбатагирк») 1512 год
Первое периодическое издание на армянском языке (журнал «Аздарар») 1794 год

XXI — го века или современная эпоха

В независимой Армении набирает обороты новое поколение писателей. Из-за отсутствия объективной независимой литературной критики после напряженности, существующей между Союзом писателей постсоветской Армении и различными независимыми литературными группами, трудно составить исчерпывающую картину.

В настоящее время армянская — или диаспорская — литература довольно богата и написана в довольно современном стиле (как и поэзия).

Среди популярных писателей по вопросам социальной антиутопии и политической коррупции выделяются Ваграм Саакян и Ваге Аветян , которые пятнадцать лет прожили в Швеции из-за преследований властей Армении.

Другой неподдающийся классификации писатель — американский писатель Армен Меликян , который ненадолго вернулся в 2002 году в Армению и изучил армянский язык: его « Путешествие в Вирджинию» , опубликованное в США в 2010 году, завоевало одиннадцать литературных премий и посвящено фундаментальным вопросам, волнующим армянское общество, таким как как гендерные отношения, религиозная ориентация и политическая коррупция.

Пылающий тигр , исследование реакции международного сообщества и, в частности, американского общественного мнения на геноцид армян . Эта книга заработала Балакяна в году цену Рафаэля Лемкина . В году он получил Пулитцеровскую премию за Ozone Journal .

Ссылки [ править ]

  •  Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в открытом доступе :  Herbermann, Charles, ed. (1913). АрменияКатолическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Текст переведен с армянского: несколько авторов, Арти Хе Краганутюн, Б. Хадор , Монреаль, Канада, 2004 г. стр.9-19
vте Статьи Армении
История  .mw-parser-output .nobold{font-weight:normal}( хронология )
Рано
  • Происхождение
  • Имя
  • Кура-Араксийская культура
  • Айк
  • Хаяса-Аззи
  • Митанни
  • Наири
  • Мушки
  • Diauehi
  • Королевство Урарту
  • Срединное царство
  • Династия Оронтидов
  • Империя Ахеменидов
  • Королевство Армения
  • Роман Армения
  • Парфянская Империя
  • Византийская Армения
  • Сасанидская Армения
Середина
  • Арминия
  • Саджиды
  • Багратуни Армения
  • Армянское королевство Киликии
  • Саллариды
  • Ильханат
  • Чобаниды
  • Ак Коюнлу
  • Кара Коюнлу
  • Османская Армения
  • 1508–1828 Иранская Армения
  • Сефевидский Иран
  • Афшарид Иран
  • Каджар Иран
    • Эриванское ханство
    • Карабахское ханство
    • Туркменчайский договор
  • Русская армения
Современное
  • Первая Республика Армения
  • Советская Армения
  • Независимая Армения
По теме
  • Геноцид армян
  • Нагорно-карабахский конфликт
  • Армянское национально-освободительное движение
  • более…
География
  • Араратская равнина
  • Армянское нагорье
  • Города
  • Землетрясения
  • Крайние точки
  • Озеро Севан
  • Горы
  • Муниципалитеты
  • Реки и озера
  • Шикаохский государственный заповедник
  • Ширакская равнина
  • более…
Политика
  • административные округи
  • Конституция
  • Коррупция
  • Выборы
  • Международные отношения
  • Правительство
  • Права человека
  • Судебная власть
  • Военный
  • национальное собрание
  • Служба национальной безопасности
  • Полиция
  • Политические партии
  • Президент
  • премьер-министр
  • Председатель Национального собрания
  • больше о правительстве
  • по политике
Экономика
  • сельское хозяйство
  • Armex (биржа)
  • Центральный банк
  • Драм (валюта)
  • Энергия
  • Добыча полезных ископаемых
  • Пенсионная реформа
  • Телекоммуникации
  • Туризм
  • Транспорт
  • Управление отходами
Культура
  • Алфавит
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Кинотеатр
  • Кухня
  • Танец
  • Язык
    • Восточная
    • Западный
  • Литература
  • Музыка
  • Спорт
  • Театр
  • более…
Демография
  • Перепись
  • Преступление
  • Образование
  • Этнические меньшинства
  • Здоровье
  • Люди
  • Социальные проблемы
  • Женщины
  • более…
Религия
  • Армянская Апостольская Церковь
  • Армянская Католическая Церковь
  • Армянская Евангелическая Церковь
  • Армянская Братская Церковь
  • Иудаизм
  • ислам
  • более…
Символы
  • Армянский крест
  • Армянский знак вечности
  • Герб
  • Флаг
  • Гора Арарат
  • Национальный гимн
  • Абрикос
  • Виноград
  • Гранатовый
  • Контур
  • Индекс

Категория

vтеЕвропейская литература
  • Абхазский
  • албанский
  • Англо-нормандский
  • Арагонский
  • Армянский
  • Астурийский
  • Австрийский
  • Азербайджанский
  • Баскский
  • Белорусский
  • бельгийский
  • Богемный
  • Боснийский
  • Бретонский
  • Британский
  • болгарский
  • Каталонский
  • Чувашский
  • Корнуолл
  • хорватский
  • Киприот
  • Чешский
  • Датский
  • нидерландский язык
  • английский
    • Древнеанглийский (англосаксонский)
    • Средний английский
  • эстонский
  • Фарерские острова
  • Финский
  • Фламандский
  • Французский
  • фризский
  • Фриульский
  • Гэльский
  • Галицкий
  • Немецкий
  • Греческий
    • древний
    • средневековый
    • современное
  • Гренландский
  • Венгерский
  • исландский
  • Ирландский
  • Итальянский
  • Jèrriais
  • Казахский
  • Косовар
  • латинский
  • Латышский
  • Литовский
  • Люксембург
  • македонский
  • Мальтийский
  • Манкс
  • Черногорский
  • норвежский язык
  • Окситанский (провансальский)
  • Древнескандинавский
  • осетинский
  • Польский
  • португальский
  • румынский
  • русский
  • Сардинский
  • Шотландский
    • Шотландцы
    • Шотландский гэльский
  • сербский
  • словацкий
  • Словенский
  • испанский
  • Шведский
  • Швейцарский
  • турецкий
  • Турок киприот
  • украинец
  • Венецианский
  • валлийский
    • по-английски
    • на валлийском
  • Западный Ломбард
  • идиш
vтеАзиатская литература
Суверенные государства
  • Афганистан
  • Армения
  • Азербайджан
  • Бахрейн
  • Бангладеш
  • Бутан
  • Бруней
  • Бирма (Мьянма)
  • Камбоджа
  • Китай
  • Кипр
  • Восточный Тимор (Тимор-Лешти)
  • Египет
  • Грузия
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран
  • Ирак
  • Израиль
  • Япония
  • Иордания
  • Казахстан
  • Северная Корея
  • Южная Корея
  • Кувейт
  • Кыргызстан
  • Лаос
  • Ливан
  • Малайзия
  • Мальдивы
  • Монголия
  • Непал
  • Оман
  • Пакистан
  • Филиппины
  • Катар
  • Россия
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • Шри-Ланка
  • Сирия
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • индюк
  • Туркменистан
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Узбекистан
  • Вьетнам
  • Йемен
Государства с ограниченным признанием
  • Абхазия
  • Арцах
  • Северный Кипр
  • Палестина
  • Южная Осетия
  • Тайвань
Зависимости и другие территории
  • Британская территория Индийского океана
  • Остров Рождества
  • Кокосовые (Килинг) острова
  • Гонконг
  • Макао
Авторитетный контроль
  • BNF : cb12345565z (данные)
  • LCCN : sh85007291

Переводчики и популяризаторы

Русская литература, чуткая к самым разным культурам, соприкоснулась  и с армянской, оценив и аромат древности, и вкус современности, и вечную юность.

  • В. Я. Брюсов. Значимость Валерия Яковлевича для огромной и великой России неизмерима, однако для одной маленькой страны с большой историей русский поэт стал надеждой, вдохновением, якорем спасения и маяком в самые трудные годы. За 3 месяца Валерий Яковлевич и его жена Иоанна Матвеевна выучили армянский язык, изучили историю, традиции и обычаи со всем колоритом этой древней страны. Он перевёл на русский язык лирические произведения более 40 армянских поэтов, составил и отредактировал антологию «Поэзия Армении», которая вмещает в себя 15 веков армянской поэзии. Русский поэт стал критиком армянской литературы, автором цикла стихов об Армении, исследователем иностранной истории, именно ему было присвоено почетное звание народного поэта Армении. Сам Валерий Брюсов говорил об этом этапе своего творчества так: «В изучении Армении я нашёл неиссякаемый источник высших, духовных радостей»
  • Осип Мандельштам. Искренним энтузиастом и пропагандистом армянской поэзии стал Осип Мандельштам. В мартовском номере журнала «Новый мир» в 1931 году он публикует цикл «Армения». Он интенсивно общался с армянскими поэтами и дорожил их дружбой.

Литература

  • Agop Jack Hacikyan, Gabriel Basmajian, Edward S. Franchuk. The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century — books.google.com/books?id=2gZzD0N9Id8C&hl=ru&source=gbs_navlinks_s. — Wayne State University Press, 2002. — Т. II.
  • Agop Jack Hacikyan, Gabriel Basmajian, Edward S. Franchuk. The Heritage of Armenian Literature: From the Eighteenth Century to Modern Times — books.google.com/books?id=GmtPLvnrc38C&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_v2_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false. — Wayne State University Press, 2005. — Т. III.
  • Kevork B. Bardakjian. A reference guide to modern Armenian literature, 1500-1920: with an introductory history — books.google.com/books?id=bR7hMqV3Ij0C&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_v2_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false. — Wayne State University Press, 2000.

Советская Армения [ править ]

Литературная традиция Хачатура Абовяна , Микаэла Налбандяна и Раффи была продолжена. Это возрождение традиции осуществили такие писатели и поэты, как Ованес Туманян , Егише Чаренц и другие. Это возрождение произошло при коммунистической системе, сильно ограничивавшей свободу слова писателей.

В конце 1960-х при Леониде Брежневе возникло новое поколение армянских писателей. По мере того, как история Армении 1920-х годов и геноцида стали обсуждаться более открыто, такие писатели, как Паруйр Севак , Геворк Эмин , Сильва Капутикян и Ованнес Шираз, начали новую эру литературы. С падением советской цензуры появились художники-модернисты и авангардисты, а такие поэты, как Генрик Эдоян и Артем Арутюнян, сочиняли стихи, которые не были рифмованы и не соответствовали социалистическому реализму.

Античность

Письменность

Существует мнение, согласно которому ещё в III—I вв. до н. э. у древних армян существовали особые «жреческие письмена», которыми создавались храмовые книги и летописи. Отмечается что в начале I века н. э. Филон Александрийский сообщает о существовании армянского перевода одного из трудов Метродора Скепсийского. Сведения древних историков, а также археологические данные показывают существование армянской письменности на основе персидского и греческого письмен уже во II веке до н. э.. Предположения о дохристианской армянской письменности были высказаны ещё в средние века. Так Вардан Великий в XIII веке пишет, что «Существование армянских письмен, (оставшихся) от древности, было доказано во время царя Левона, когда в Киликии нашли монету, на которой армянскими буквами было изображено имя языческого царя Хайкида». В I—II веках жил историк, жрец Олюмп, о котором сообщает Хоренаци. Олюмп — автор «Храмовых истории», однако на каком языке был написан труд, неизвестно. В III веке сирийский учёный Вардесан перевёл их на сирийский и греческий языки. К сожалению, от этой письменности до наших дней никаких памятников не сохранилось. В то же время есть данные о создании литературы Армении на других языках. Так, по сообщению Плутарха в I веке до н. э. царь Великой Армении Артавазд II писал драмы на греческом языке. Существуют сведения, приписывающие не сохранившийся до наших дней «Историю Армении» сирийскому автору II—III веков Вардасану. В течение IV века, после принятия христианства в качестве государственной религии, по-видимому, делались попытки писать по-армянски греческими или арамейскими буквами.

Фольклор

До формирования армянской письменности развивалась богатая устная литература — тесно связанная с армянской мифологией. Древнеармянские легенды и эпические песни впервые были зафиксированы у армянских авторов V столетия. Древнейшие из них мифические сказания о легендарном предке армян Хайке, об Ара Прекрасном и Ваагне. Сохранились эпические отрывки об Арташесе и Сатеник, Тигране и Аждааке и так далее. Большую художественную и историко-познавательную ценность представляют созданные в разные эпохи легенды, эпические песни и предания о царях древней Армении Трдане III и Аршаке II (IV век), полководцах Мушеге и Вардане Мамиконян (IV и V века).

В основе эпической песни о Хайке лежит идея борьбы против тиранства, образ которого формирует ассиро-вавилонский бог Бэл.

Существовала богатая устная литература. Некоторые образцы были записаны и сохранились благодаря авторам V столетия. Хоренаци передает несколько ценнейших образцов античной армянской устной литературы, один из них «О царе Арташесе» воспевался во II—I веках до н. э.:

5. Новое время, XVII—XVIII века

В XVII—XVIII веках лидирующая литература остается лирика, которая развивается по трем основным направлениям: светское произведение тагов, религиозно-патриотическая поэзия, народные песни гусанов. Эти направления своими характерными чертами фундаментально не разделены друг от друга, часто представляются взаимными литературными влияниями и представляются как плод художественного мышления одной эпохи. В творчестве одного поэта часто можно ощутить разные тенденции поэзии времени. Этим характерна, например, литературное наследие Мартироса Кримеци, где совмещены как светское произведение и ашугская поэзия, так и духовные песни. В то же время три основные направления поэзии эпохи отличаются в разные периоды времени своим стилем, поэтическими характеристиками, тематикой и направленностью. Так например, религиозно-патриотическая поэзия повторяет и своеобразно продолжает традиции средневековой религиозной и историко-политической поэзии. Религиозно-патриотическая поэзия сохраняет свою культурную связь с духовной музыкой. Возрождаются основные жанры классической поэзии —гандз и таг. Эти жанры развиваются в творчестве авторов XVII века Нерсеса Мокаци, Степаноса, Акопа и Хачатура Тохатеци, Вардана и Ованеса Кафаеци, Вртанеса Скевраци, Еремии Челеби Кеомурчяна и так далее, а также у авторов XVIII века Симеона Ереванци, Багдасара Дпира, Петроса Капанци, Григора Ошаканци и других, которые как в Армении, так и в диаспоре возглавляли национально-культурную жизнь, способствовали развитию идеологии национально-освободительной борьбы. Самый значимый автор религиозно-патриотической поэзии Еремия Кеомурчян, оставивший значительное литературное наследие. Наиболее значимые авторы этого направления XVIII века Багдасар Дпир и Петрос Капанци, творчество которых являлось переходным к новому направлению классицизма.

В XVII веке снова возрождается армянская историография. Создаются значительные исторические труды «История» Аракел Даврижеци (завершил в 1662 г.), «Хроника» Закарии Канакерци, «Хронография» Григора Даранагеци (написан между 1634—1640) и так далее.

Другое направление лирики XVII—XVIII веков своими корнями восходит к средневековой светской поэзии тагов, в то же время имея глубокое влияние народного творчества гусанов. Светская поэзия времени представляется новым стилем, что естественно являлось плодом художественного мышления новой исторической времени. Язык в основном среднеармянский литературный язык, редко — грабар. Основная тема любовь, женская красота. Отдельной тематикой представляется поэзия пандухтов — поэзия тоски людей живущих за пределами родины. Большое развитие получает сатира, поэзия социального мотива и так далее. Наиболее значимые поэты времени Казар Себастаци, Степанос Варагеци, Степанос Даштеци, Давид Саладзорци, Нагаш Овнатан, и другие. Среди них крупнейшим лириком является Нагаш Овнатан. Значительный вклад в развитии литературы века имели Багдасар Дпир и дальнейшие представители его литературной школы.

Третье направление лирики XVII—XVIII веков представляется тремя ветвями: народная, народно-гусанская и ашугская поэзия. Народно-гусанское творчество XVII—XVIII веков представляется как собственно народным, так и восточно-ашугскими стилями, в основном творчеством айренов. Наиболее видными ашугами времени были Мкртич, Артин, Крчик-Нова и другие. Вершиной армянской ашугской поэзии XVIII века является творчество Саят-Новы.

В XVII веке формировался отдельный вид исторической хронографии — путевые заметки. Видные авторы этого историографического типа — Закарий Агулеци, Минас Амдеци, и другие.

В рукописях XVII—XVIII веков сохранились некоторые драматические произведения, древнейшая из которых первая армянская драма «Гибель святой Рипсимэ», который был поставлен в армянской католической школе Львова в 1668 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: