Архитектурные приёмы
Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.
Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.
В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.
В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.
Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.
Арабская архитектура в Испании — история строительства
На Пиренейском полуострове архитектура возникла с началом римского периода испанской истории. Но разные вандалы привели в упадок все хорошее, что было достигнуто. Появление мусульман в начале восьмого столетия привело к восьмивековому прогрессу, в том числе и в архитектуре. Параллельно в королевствах Пиренеев, где сложились христианские начала зодчества, – процветали романика и готика.
Замок Кока. Архитектурный стиль мудехар
Одновременно с двенадцатого столетия получила развитие смешанная стилистика – мудехар. В нем сочетались европейские конструкции и арабский декор. Позднее добавились стили барокко и неоклассицизм.
Отдельные здания, целые кварталы испанских полисов стали мировым достоянием. По этому рейтингу ЮНЕСКО Испания является второй в мире, пропустив вперед только Италию.
Замок Коломарес
В семьсот одиннадцатом году с севера Африки на Пиренеи переправились новые завоеватели. Освободив большую часть территории, они основали свои поселения, создали государство. Как всегда, первыми создавались города, возводились мусульманские религиозные здания. Их архитектура была новинкой для этих мест. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на объекты арабской архитектуры в Испании (фото с названиями).
Соборная мечеть Кордовского халифата.
Этот комплекс – чудо архитектуры. Русские в таких случаях говорят: два в одном. То есть сначала было построено огромное сооружение для прочтения молитв, через несколько столетий, когда арабов изгнали во время Конкисты, его разрушили. На фундаменте построили католический собор. На месте, где был шикарный купол мечети, возвели 114-метровую башню со шпилем.
Соборная мечеть Кордовы
Арабская архитектура в Испании: кто построил?
Ответ простой: мавританцы, используя опыт мудехаров, помноженный на новые технологии и ум архитекторов.
Соборная мечеть Кордовы – пример этого взаимодействия. Она восприняла веяние колонной архитектуры, ранее не применявшейся в исламских постройках. В огромном зале крыша держалась на 1293 колоннах из ценных пород камня – порфира, сапфира, яшмы, которые свозили со всей Испании. Больше сотни из этого количества – подарок Византии. Для колонн не создавали фундамента, они как бы «росли» из земли.
Кордовская мечеть внутри
Архитектурное наполнение мечети по тем временам – умопомрачительное! Представьте себе, как нужно математически рассчитать проемы между колоннами и заложить на них арочные перекрытия из кирпича. Да так, чтобы каждое такое перекрытие образовывало восьмиугольные звезды.
Альхаферия Сарагосы.
Rрепость с дворцом построены во 2-й половине 11-го века. Здесь размещалась резиденция мавританских правителей. В 15-м столетии их здесь же сменили католические короли. Альхаферия сохранилась до XX века.
Альхаферия в Сарагосе
В некотором отдалении от Кордовы находятся развалины мавританского полиса-дворца. Они видны благодаря работе археологов. А возвел его в десятом столетии халиф Рахман III.
Археологи хотят докопаться до более глубокой истины. Исследования продолжаются.
Сегодня туристам показывают несколько реставрированных ворот, внутреннее помещение халифа, здание для молитв и дворцовые термы. Даже на развалинах можно рассмотреть все великолепие художественной внутренней отделки красками и золотом, изящность перекрытий, по-восточному разрисованных полов и стен. Камень для колонн доставили из древнего Карфагена. Но африканские варвары тогда еще не доросли до понимания красоты, поэтому разорили этот прекрасный полис.
Королевский дворец Алькасар в Севильи
Королевский дворец в Севилье приказал построить христианский правитель, но поручил это дело наемным мусульманским строителям. Украшение – не золото, но смотрится не хуже – твердое дерево, гипс и мозаика.
Осмотрев дворец, путешественники направляются к расположенной неподалеку в этом же городе Хиральде Севильи. В переводе с испанского – это флюгер. В действительности Хиральда сначала была башней главной мечети Севильи, а теперь – башней готического собора. С нее прекрасный вид на город.
Хиральда в Севильи
Альгамбра в Гранаде — архитектурно-парковый комплекс. В него входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. Когда арабов изгнали с Пиренеев, остался их последний памятник. Сегодня – это музей мавританского зодчества.
Карта Испании
Международное Барокко
Барокко распространилось по всей Европе и достигло протестантских районов, особенно северной Германии, центра религиозного восстания Мартина Лютера. Здесь, однако, он был менее драматичным, резко контрастируя с роскошным богемным барокко Иоганна Бальтазара Неймана (1687-1753) и Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха (1656-1723) на юге. Поскольку протестантская религия уделяла меньше внимания специально построенным церквям, именно в дворцовой архитектуре барокко достигло своего зенита во многих частях Европы, как проявление власти. В протестантской Англии, изолированной как географией, так и религией от континентальной Европы, барокко развивалось позднее в своеобразной и недолговечной форме. Великие дома замка Говард, северный Йоркшир, и Бленхеймский дворец, Оксфордшир, спроектированные сэром Джоном Ванбру (1664-1726) в сотрудничестве с Николасом Хоксмуром (1661-1736), вдохновленным учеником сэра Кристофера Рена (1632-1723), нацелены на масштаб дворца Людовика XIV в Версале, недалеко от Парижа. В стиле, однако, они опирались на модели, менее репрезентативные для абсолютистского правления: виллы итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио в своих планах и родные средневековые и Елизаветинские традиции в их обращении с формой и массой. Апофеозом барокко в Англии были, пожалуй, лондонские церкви Хоксмура — шесть задумчивых зданий из белого камня. Наследием барокко была, как позже описывали его историки архитектуры, идея здания как целостного произведения искусства – которое дизайнеры рококо, последней, подрывной стадии барокко, часто доводили до декоративных крайностей.
Скульптура
В эпоху барокко скульптура тесно связана с живописью и архитектурой. Меняется техника ваяния. Скульпторы отказываются от понятия пластического покоя. Наиболее знаменитым скульптором итальянского барокко признан Лоренцо Бернини, которого искусствоведы назвали «Микеланджело XVII столетия».
Джованни Лоренцо Бернини
Основатель барочного стиля в скульптуре осуществлял масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет творческой жизни украшению Собора Святого Петра в Ватикане.
Работая над статуями религиозных сюжетов, скульптор и главный архитектор Базилики (1629) использует белый мрамор, скрытый свет для усиления эффекта богослужения.
Классический пример − работа «Экстаз святой Терезы» (1645 − 1652).
Историк искусства Эрнст Гомбрих (1909 − 2001) дал оценку произведению мастера, написанному для римской церкви Санта Мария делла Витториа (Santa Maria della Vittoria): «Барочный скульптор довёл религиозное чувство до исступления. Лоренцо Бернини нагнетает эмоции до предельного накала и не опасается преступить грань дозволенного. Подобного образа ещё не было в истории искусства».
Давид
Скульптор обращается к античным сюжетам, но создаёт образы в свойственной ему манере. «Давид» Бернини (1623) не похож на героя произведений Микеланджело Буонарроти и Донателло (Donatello).
Автора интересует правдоподобный показ убийства Голиафа. Тонкие губы юного Давида упрямо сжаты, маленькие глаза наполнены злостью, гримаса на лице выдаёт явные намерения. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию броска камня.
Советую почитать про: статую Давида Микеланджело во Флоренции
Римские фонтаны
Творения Бернини − шедевры аллегории и зрелищности. Величественные фонтаны с сюжетной линией выполнены в Риме по заказу папы Урбана VIII.
Фонтан Тритона
Лоренцо Бернини завершает строительство фонтана Тритона (Fontana del Tritone) в 1642 году.
Постамент, выполненный из травертина, образуют скульптуры четырёх дельфинов, между которыми находится герб папы Римского. В огромной раковине, установленной на хвостах морских животных, помещена статуя Тритона. Сын Посейдона выдувает из раковины струю воды.
Фонтан пчёл
В 1644 году архитектор по приказу великого понтифика устанавливает фонтан пчёл (Fontana delle Api), предназначенный для нужд горожан.
По створкам раскрытой раковины к воде спускаются три пчелы − символ династии Барберини.
Фонтан четырёх рек
Период строительства фонтана четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi): 1648-1651 годы.
Расположенный в середине фонтана обелиск, демонтированный из древнего храма Исиды, окружают скульптуры мифологических богов. Фигуры символизируют главные реки четырёх частей света: Нил, Ганг, Дунай, Ла-Плата. Композиционное расположение духов, их одеяния, динамичные движения аллегорично представляют истории из древних мифов.
Советую почитать про: самые красивые фонтаны Рима
Лоренцо Бернини. Законодатель стиля
Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.
Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.
Площадь Святого Петра. Рим. Италия. XVII в. По проекту Д. Л. Бернини
Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.
Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора. Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников. Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.
Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора. Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла. Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.
Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.
Яркие примеры архитектурных творений в стиле барокко
Площадь Святого Петра в Ватикане – один из самых удивительных примеров стиля барокко (Рим). | Фото: tisamsebegid.ru.
Впечатляющая колоннада под стать величественному убранству Собора Святого Петра (Ватикан, Италия).
Площадь Святого Петра в Ватикане,
Зеркальная галерея Версаля стала самой впечатляющей частью дворца (Париж, Франция).
Захватывающее дух убранство залов Зеркальной галереи можно изучать годами (Версаль, Франция). | Фото: multiurok.ru.
Версальский дворец близь Парижа,
Часовня San Carlo Alle Quattro Fontane – прекрасный пример архитектуры в стиле барокко (Рим, Италия).
Идеи, воплощенные в формах и убранстве San Carlo Alle Quattro Fontane, стали культовыми для современников Франческо Борромини (Рим, Италия).
Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane в Риме
Часовня Christ Church Spitalfields была возведена в 1715-1729гг. в качестве дворцовой церкви для монарших особ (Рим, Италия). | Фото: sergeyurich.livejournal.com.
Неординарные формы и богатое убранство интерьера часовни Sancti Andreae in Quirinali свидетельствуют о том, что она была построена в лучших традициях стиля римского барокко (Рим, Италия).
Часовня Sancti Andreae in Quirinali в Риме
Дрезденская резиденция Цвингер в стиле немецкого барокко была построена Пеппельманом по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (Германия). | Фото: 27vakantiedagen.nl.
Немецкое барокко, воплощенное в дворцово-парковом ансамбле Dresdner Zwinger, поражает богатым декором фасада всех частей здания (Германия).
Дворцово-парковый комплекс Dresdner Zwinger близь Дрездена«Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу, Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в архитектурно-парковом ансамбле, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей».
Стиль барокко, адаптированный английскими архитекторами к предпочтениям в их стране (Christ Church Spitalfields, Лондон).
Церковь Christ Church Spitalfields в Лондоне
Одну из самых запоминающихся церквей Подмосковья патриарх Адриан отказался освящать из-за неподобающего для русского храмам вида (Храм Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы). | Фото: fiesta.ru.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы – яркий образец голицынского барокко (Подольский р-н, Московская обл.).
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе ДубровицыНовое видео нашего канала будет полезно автомобилистам, ведь из него можно узнать сколько в баке остается бензина, когда загорается лампочка:
итальянский стиль стал достоянием другой страны.
Знаменитые художники
Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.
Антонис ван Дейк (1599-1641)
Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.
Микеланджело де Караваджо (1571-1610)
Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Первым начал применять в работе игру света и тени. Мастер сложных композиций, многофигурных сюжетов. Наибольшую славу ему принесли картины на религиозную тематику.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Голландец, попробовавший себя практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждый холст – это целая философия, а персонажи прописаны до мельчайших деталей: есть возможность оценить не только внешние атрибуты, но и почувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.
Диего Веласкес (1599-1660)
Придворный испанский живописец, не ограничивавшийся только написанием портретов вельмож. В его копилке – мифологические сюжеты, картины на библейские, исторические темы. Изображая людей, придерживался принципов реализма.
Ян Вермеер (1632-1675)
Голландский живописец, мастер в написании портретов и бытовых сюжетов. В отличие от коллег по цеху, не писал религиозных картин. Его стиль – композиции с тщательно прописанным интерьером и одной-двумя фигурами в центре.
Эль Греко (1541-1614)
Испанец с греческими корнями, представитель раннего барокко. Будучи чрезвычайно религиозным, предпочитал писать библейские сюжеты. Отличительное свойство его картин – серо-перламутровая цветовая гамма.
Никола Пуссен (1594-1665)
Французский представитель классического барокко, творивший на территории Италии. Начинал писать на религиозные темы, затем перешел на портреты, в конце жизни заинтересовался пейзажами. Помимо живописи, увлекался графикой.
Хосе де Рибера (1591-1652)
Продолжатель принципов работы Караваджо. Помимо живописи, оставил после себя внушительный объем графических работ. Преобладающие в творчестве темы – религия, мифология.
Адриан ванн де Вельде (1636-1672)
Короткая жизнь художника не помешала ему прославиться, как мастеру пейзажа. Наследие составляет более 400 картин. Мастер начинал работать над религиозными, мифологическими темами, но развиться в данном направлении помешала преждевременная смерть.
Развитие направления в разных странах
Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.
Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.
Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).
Италия
Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.
Ярчайшие представители итальянской живописи:
- М. Караваджо,
- А. Карраччи,
- С. Роза,
- Б. Строцци,
- Д. Кастильоне.
Испания
Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.
Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.
Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.
Художники-живописцы, представители испанского барокко:
- Д. Веласкес,
- Х. Рибейра,
- Ф. Сурбаран,
- Эль Греко.
Франция
Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.
Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.
Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.
В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.
Голландия
Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.
В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.
Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.
В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.
Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.
Прославленные голландские живописцы той эпохи:
- А. ван Дейк,
- П. Рубенс,
- Я. Вермеер,
- Ф. Халс,
- Я. Ливенс.
Основные черты барокко
Вопрос о соответствии внешнего и внутреннего оформления зданий для архитекторов того времени не возникал – в основном, упор делался на внешний облик фасадов, которые украшались яркими орнаментами, вычурной лепкой и структурными композициями.
Во внутреннем убранстве задействовались яркие плафоны, огромные зеркала и прочие элементы, кардинально меняющие формы помещений – создавался эффект визуального расширения стен, отсутствия углов и потолка.
Рождение именно русского барокко связано с становлением Петербурга как нового культурно-политического центра России. Город стремительно развивался, и наблюдалась тенденция постройки новых зданий в соответствии с новыми европейскими канонами, при этом принимались в учет местные особенности. Поэтому особенно много ярких архитектурных примеров зданий в стиле барокко сосредоточено именно в Питере.
Каковы особенности барокко
Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой этого направления является динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко. Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным, добавив могущества и состоятельности владельцу. Этот приём восходит к древне-греческим трюкам в архитектуре, с помощью которых великие храмы смотрелись просто ошеломляющими.
Полная барочная эстетика возникла во времена
- раннего барокко (около 1600-25),
- а завершилась во время Высокого барокко (около 1625-75); оба периода возглавляла Италия.
Сдержанная барочная эстетика Северной Европы достигла высшей точки во время позднего барокко (около 1675-1725). Эпоху завершил французский стиль рококо (около 1725-1800 гг.), в котором всесилие и драма стиля успокаивались нежной игривостью. Период позднего барокко и рококо возглавляла Франция.
Англию следует также отметить в обсуждении архитектуры барокко по двум причинам.
- Во-первых, этот период показал Кристофера Рена, которого считают величайшим из всех английских архитекторов. Рен разработал множество зданий Лондона после Великого пожара, включая шедевральный Собор Святого Павла.
- Во-вторых, эпоха барокко стала свидетелем роста популярности архитектуры стиля Палладио в Англии в последующий неоклассический период.