Барокко в архитектуре

Известные картины

Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.

«Менины» (Веласкес, 1656)

МениныДиего Веласкес

Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.

«Медуза» (Караваджо, 1598)

МедузаКараваджо

Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).

«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)

Воздвижение Креста ГосподняПитер Пауль Рубенс

Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».

«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)

Девушка с жемчужной серёжкойЯн Вермеер

Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.

«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)

Возвращение блудного сынаРембрандт

Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.

«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)

АвтопортретАнтонис ван Дейк

Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.

«Даная» (Рембрандт, 1647)

ДанаяРембрандт

Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.

«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)

Смерть МарииКараваджо

Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.

«Три грации» (Рубенс, 1623)

Три грацииРубенс

Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.

«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)

Вид ТоледоЭль Греко

Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.

Люксембургский дворец

28 ноября 2013

Своеобразным эпицентром Столицы Франции данное место стало являться только в XIX столетии, а 300 лет тому назад на этом берегу Сены располагался пригород. Именно здесь и была построена загородная резиденция монархической семьи.

После того как в 1610 году королева Франции Мария Медичи утратила своего супруга – короля Генриха IV, к ней пришло желание отдалиться от Лувра, переехав в свою собственную резиденцию. Местом для ее постройки королева выбрала спокойную окраину Парижа, где коронованная особа приобрела земли герцога Люксембургского вместе с загородным домом.

Знаменитые художники

Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.

Антонис ван Дейк (1599-1641)

Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.

Микеланджело де Караваджо (1571-1610)

Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Первым начал применять в работе игру света и тени. Мастер сложных композиций, многофигурных сюжетов. Наибольшую славу ему принесли картины на религиозную тематику.

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Голландец, попробовавший себя практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждый холст – это целая философия, а персонажи прописаны до мельчайших деталей: есть возможность оценить не только внешние атрибуты, но и почувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.

Диего Веласкес (1599-1660)

Придворный испанский живописец, не ограничивавшийся только написанием портретов вельмож. В его копилке – мифологические сюжеты, картины на библейские, исторические темы. Изображая людей, придерживался принципов реализма.

Ян Вермеер (1632-1675)

Голландский живописец, мастер в написании портретов и бытовых сюжетов. В отличие от коллег по цеху, не писал религиозных картин. Его стиль – композиции с тщательно прописанным интерьером и одной-двумя фигурами в центре.

Эль Греко (1541-1614)

Испанец с греческими корнями, представитель раннего барокко. Будучи чрезвычайно религиозным, предпочитал писать библейские сюжеты. Отличительное свойство его картин – серо-перламутровая цветовая гамма.

Никола Пуссен (1594-1665)

Французский представитель классического барокко, творивший на территории Италии. Начинал писать на религиозные темы, затем перешел на портреты, в конце жизни заинтересовался пейзажами. Помимо живописи, увлекался графикой.

Хосе де Рибера (1591-1652)

Продолжатель принципов работы Караваджо. Помимо живописи, оставил после себя внушительный объем графических работ. Преобладающие в творчестве темы – религия, мифология.

Адриан ванн де Вельде (1636-1672)

Короткая жизнь художника не помешала ему прославиться, как мастеру пейзажа. Наследие составляет более 400 картин. Мастер начинал работать над религиозными, мифологическими темами, но развиться в данном направлении помешала преждевременная смерть.

Три цели, которые преследовал вид живописи

Пропаганда католической церкви

Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.

С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.

Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.

Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Укрепление абсолютной монархии

Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.

Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.

Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.

Прославление природы

Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.

Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Живопись


Франсуа Буше. «Завтрак» (1739)

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.

Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись.

Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали,буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.


Антуан Ватто. «Отплытие на остров Цитеру» (1721)

Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.


Франсуа Буше. «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» (1757)
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала» (ок. 1730)

В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид)

Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист

Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.


Джамбаттиста Тьеполо. Аллегорическая роспись плафона Вюрцбургской резиденции.
Никола Ланкре. «Танцующая Камарго» (ок. 1730)

Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы.


Пьетро Лонги «Визит в библиотеку»

Рококо (ca. 1725-1800)

Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и драматичность. Более легкий, игривый, он не несёт функциональности и сочетания форм.

Дом Хелблинга в Иннсбруке, Австрия. Фото James Davis/Corbis Documentary/Getty Images

Архитекторы рококо любили извилистые плавные линии и изысканно украшенный асимметричный орнамент барокко. Хотя большинство рококо было сосредоточено во Франции (место рождения этого стиля), архитектура достигла кульминации в Австрии и на юге Германии, особенно в форме церквей.

Смотрите 10 минутное видео о стиле барокко в архитектуре,  чтобы лучше разобраться в теме.

Стиль барокко в архитектуре — один из самых захватывающих. В этот период, с конца 16 века до рассвета 18-го века, Европа бурно развивала эти направления. Это период, когда архитекторы стали проектировать не единичные здания, а целые комплексы и даже брали ответственность за планирование всего города.

Пражская «Лорета»

8 августа 2013

Место, что носит название Лорета давно известно как наиболее удобное для странствующих христиан-паломников, собирающихся здесь со всего мира. Оригинальные строения «святые хижины» идут родом из Италии, где живет и процветает городок Лорета. Подобные Santa casa, небольшие домишки, были построены в Праге. Существует легенда, что ангелы на своих крыльях перенесли подобное строение из Палестины еще в 13-м веке. Верят, что именно в этой постройке, когда-то давно архангел Гавриил дал знать Деве Марии, что она станет матерью и носит в своем чрева Христа. Также нам известно, когда Габсбурги победили, а последняя битва была выграна ими на Белой горе, в Чехии начался период изменения веры и рекатолизация людей.

Библиография

  • Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт, Лондон: издание Акселя Менгеса. ISBN .
  • Бергер, Роберт В. (1985). Версаль: Замок Людовика XIV . Университетский парк: Ассоциация искусств колледжа.
  • Бергер, Роберт В. (1993). Дворец Солнца: Лувр Людовика XIV . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN . 
  • Кабанн, Перр (1988), L’Art Classique et le Baroque , Париж: Larousse, ISBN 978-2-03-583324-2
  • Дючер, Роберт (1988). Характеристика стилей . Париж: Фламмарион. ISBN 2-08-011539-1.
  • Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дуно. ISBN 978-2-10-070689-1.
  • Лемерль, Фредерик и Ив Пауэльс (2008). «Архитектура барокко», Фламмарион, 2008 г.
  • Миллон, Генри А., изд. (1999), Триумф барокко: архитектура в Европе , 1600–1750 гг.
  • Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры . Париж: Солнечная. ISBN 2-263-04096-Х.
  • Саммерсон, Джон (1963). Классический язык архитектуры . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN . 
  • Тексье, Саймон (2012). Париж — Панорама архитектуры . Параграмма. ISBN 978-2-84096-667-8.

Что такое барокко и рококо?

Барокко (уже рассматривался ранее)— стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.

Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Рококо — стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.


Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту

Рим – родина барокко

Центром развития нового стиля искусства был Рим. Столица католического мира не утратила опыта Ренессанса. «Отцом» итальянского барокко называют Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico Buonarroti). Крупнейший мастер Возрождения разработал новые композиционные формы для библиотеки папы Климента VII (1523 − 1534) – архитектурное сооружение считается первообразом всех зданий стиля барокко.

В 1593 году в Риме начинает творческую деятельность реформатор живописи Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Изменившиеся политические условия диктуют новые правила поведения. Церковь и аристократия нуждаются в демонстрации могущества. Барокко − стиль, который может их возвысить.

Библиография

  • Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа. Штутгарт, Лондон: издание Акселя Менгеса. ISBN  .
  • Бергер, Роберт В. (1985). Версаль: Замок Людовика XIV. Университетский парк: Ассоциация колледжей искусств.
  • Бергер, Роберт В. (1993). Дворец Солнца: Лувр Людовика XIV. Университетский парк: издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN  9780271008479.
  • Кабан, Перре (1988), Классическое искусство и барокко, Париж: Ларусс, ISBN  978-2-03-583324-2
  • Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре. Данод. ISBN  978-2-10-070689-1.
  • Лемерль, Фредерик и Ив Пауэлс (2008). «Архитектура барокко», Фламмарион, 2008 г.
  • Миллон, Генри А., изд. (1999), Триумф барокко: архитектура в Европе, 1600–1750.
  • Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры. Париж: Солнечный. ISBN  2-263-04096-X.
  • Саммерсон, Джон (1963). Классический язык архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  9780262690126.
  • Texier, Саймон (2012). Париж — Панорама архитектуры. Париграмма. ISBN  978-2-84096-667-8.

Барочная живопись: игра света и тени

Мастера эпохи барокко, Караваджо, Тьеполо, братья Карраччи, Питер Пауль Рубенс, искали красоту в своем воображении. Достаточно вспомнить их религиозные сюжеты, жизнеутверждающие портреты и аллегории.

В XVII веке парадный портрет был призван подчеркнуть благородство и величие заказчика, поэтому на нем, как никогда раньше, изобиловали роскошь, пышность и цветистость, а главный герой, подобно памятнику, нередко представал в полный рост.

Нельзя не отметить, что в европейском искусстве барочная живопись явилась вершиной реализма. Художники, преуспев в создании реалистического портрета, стали изображать людей более эмоциональными, яркими, динамичными.

Самым известным живописцем эпохи барокко, вне всякого сомнения, является Микеланджело Меризи да Караваджо. Именно ему, «единственному подлинному копиисту натуры», принадлежит открытие главной манеры стиля — яркое освещение сцены из темноты, знаменитое тенебросо. В дальнейшем этот прием, ставший общей чертой живописи барокко, широко использовали его последователи. Что касается музыки, то барочный стиль проявился в творчестве таких виртуозов, как Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Доменико Скарлатти и, безусловно, Иоганн Себастьян Бах.

Жилая площадь [ править ]

Жилая площадь, группа домов одинакового размера и идентичной архитектуры вокруг площади, обычно с фонтаном посередине, сначала по итальянской модели, появилась в Париже на Королевской площади (ныне Площадь Вогезов ) между 1605 и 1613 г. Здания с высокими мансардными крышами и трехцветными фасадами из бута, камня и сланца . Вначале в центре была установлена статуя Людовика XIII верхом на лошади. Меньшая площадь, Place Dauphine , первоначально с тридцатью двумя домами, была построена на острове Сите рядом с Пон-Нёф между 1607 и 1610 годами. Она была обращена к конной статуе Генриха IV из Франции .

Следующей крупной городской площадью, построенной в Париже, стала Place des Victoires (1684–1697), комплекс из семи больших зданий в трех сегментах вокруг овальной площади, с конной статуей Людовика XIV в центре. Он был построен предприимчивым предпринимателем и придворным дворянином Жан-Батистом Предо в сотрудничестве с архитектором Жюлем Ардуэном-Мансартом . Новая площадь была витриной нового монументального стиля Людовика XIV.. Старый кирпич и камень на площадях Генриха IV были заменены монументальными колоннами Великого стиля, которые обычно были частью самого фасада, а не стояли отдельно. Все постройки вокруг площади были соединены и построены на одной высоте, в едином стиле. На первом этаже была крытая галерея для пешеходов.

Между 1699 и 1702 годами другая площадь была построена также Хардуэн-Мансаром. Вандомская , в еще одно новшество, этот проект был частично финансируется за счет продажи лотов вокруг площади. Все эти проекты отличались монументальными фасадами в стиле Людовика XIV, которые придавали площади особую гармонию.

Людовик XV последовал примеру Людовика XIV. В последние годы своего правления Людовик построил новую крупную площадь в центре города, Place Louis XV (ныне Place de la Concorde) , с гармоничным рядом новых зданий, спроектированных Анж-Жаком Габриэлем . На более ранних площадях на ней была установлена ​​конная статуя Людовика XV, которая была снесена во время Французской революции . Людовик XV построил другие монументальные площади по той же архитектурной модели в центрах Ренна и Бордо . Другая известная площадь, площадь Станислава , была построена в город Нэнси , в Лотарингии, незадолго до этого герцогство было формально присоединено к Франции.

  • Place des Victoires (1684–1697) — Жюль Ардуэн-Мансар

  • Вандомская площадь (1699–1702) — Жюль Ардуэн-Мансар

  • Дизайн площади Людовика XV Анж-Жаком Габриэлем (1758 г.)

  • Place de la Bourse в Бордо — Анж-Жак Габриэль (1730–1775)

  • Нэнси, площадь Станислава, Э. Эре, 1752–1760.jpg

Религиозная архитектура [ править ]

Архитектура церквей в период раннего французского барокко развивалась медленнее; стиль поздней маньеристской готики, примером которого является церковь Сент-Этьен-дю-Мон Клода Герена (1606–1621 гг.), по-прежнему оставался доминирующим. Однако между 1690 и 1755 годами в Париже было построено 24 новых церковных фасада. Конкурсы на новые церковные проекты, в частности Приз Рима и конкурс на расширение Сен-Сюльпис и Сент-Эсташ в Париже, выдвинули много оригинальных идей.

Первый фасад французской церкви в стиле нового барокко был построен для церкви Сен-Жерве и Сен-Проте (1616 г.) работы Саломона де Бросса . Он отличался, как и церковь Иезу в Риме, фасадом с тремя рядами колонн, дорических, ионических и коринфских, расположенных поэтапно друг над другом. Другой вариант нового стиля появился в главной иезуитской церкви в Париже, церкви Сен-Поль-Сен-Луи , вдохновленный иезуитской церковью Джезу в Риме. Создан архитекторами-иезуитами Этьеном Мартелланжем и Франсуа Дераном., имел два уровня: нижний уровень был на высоте часовен, а верхний — со вторым порядком колонн и фронтоном над порталом церкви. Верхний уровень поддерживался консолями в перевернутой S-образной форме. Поверхность фасада была украшена статуями в нишах и отречениями . Внутренний план был прямоугольным, с большим сводчатым нефом, окруженным часовнями.

Интерьеры новых приходских церквей, таких как Сен-Сюльпис , Сен-Луи-ан-л’Иль и Сен-Рош, в значительной степени следовали традиционному готическому плану этажа Нотр-Дама, хотя они добавляли фасады и некоторые другие декоративные элементы из итальянское барокко. Сен-Рош (1653–1690), спроектированный Жаком Лемерсье , имел готический план, но красочное оформление в итальянском стиле. Чтобы последовать совету Трентского совета интегрироваться в архитектуру города, новые церкви были выровнены с улицей. а не всегда лицом с востока на запад.

  • Церковь Сент-Этьен-дю-Мон работы Клода Герена в стиле поздней маньеристской готики (1606–21).

  • Церковь Сен-Жерве-э-Сен-Проте , первая парижская церковь с фасадом в стиле нового барокко (1616–1620 гг.)

  • Церковь Сен-Поль-Сен-Луи (1627–1641 гг.) Работы Этьена Мартелланжа и Франсуа Дерана

  • Интерьер Сен-Поль-Сен-Луи (1627–41)

  • Церковь Сен-Рош (1653–1690 гг.) — Жак Лемерсье

Архитектура

Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.

Франческо Борромини (1599 − 1667)

Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.

Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).

За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.

https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91cVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Francesco Borromini, scala elicoidale a Palazzo Barberini (manortiz) (https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91c)

Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).

Советую почитать про: площадь Барберини (piazza Barberini)

Филиппо Юварра (1678 − 1736).

Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).

Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).

Собор Суперга

Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.

Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).

Палаццо Бираго ди Боргаро

В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.

Пирро Лигорио

Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).

В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».

Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).

Собор Дома Инвалидов

25 мая 2012

Собор Дома Инвалидов в столице Франции был построен Мансаром, являвшимся ведущим зодчим монарха в годы правления Людовика XIV. Эта величественная постройка — монументальное церковное здание Парижа той эпохи обладает центричной композицией и значительным сводом, в ее стенах храниться усыпальница Наполеона. Строительство собора длилось с 1679 по 1706 год.
Существует предположение, что Жюль Маснар выстроил данный собор, используя неосуществленный проект своего деда, архитектора Франсуа Мансара для часовни фамильного склепа рода Медичи. Призматическая форма храма является основой для значительного позолоченного купола, стоящего на громадном барабане.

Жилая архитектура — Hôtel Partulier [ править ]

Стиль жилого дома, известный как отель, достиг своей зрелости в эпоху барокко, особенно в Париже, где представители знати строили свои городские дома. Они были определены Николасом Катерино в Traité de l’architecture (1688 г.) как «менее красивые, чем дворцы, и более красивые, чем простые резиденции». На первые отели в Париже частично повлияла итальянская архитектура и модель Люксембургского дворца в меньшем масштабе. Раннебарочная hôtel Particulier обычно помещали между стеной двором спереди и садом в задней части , с входом во двор через павильон на улице. ВОтель de Sully (1624–1630) в Париже, спроектированный Жаном Андруэ дю Серсо , является хорошим примером раннего стиля, как и отель Carnavalet . Изначально планировалось, что Hôtel de Sully будет построен из кирпича и камня, но в конце концов он был построен полностью из камня. В течение 17 века отели росли в размерах и усложнялись , с появлением вестибюля между 1635 и 1640 годами. В новых домах также появилось два двора, один для церемоний ( Cour d’honneur), а другой — для более практических целей, например, для конюшен. Фасад жилого дома, выходящий в сад, занял всю ширину земельного участка. Начали появляться новые специализированные помещения, такие как столовые и салоны. Известные примеры отелей в стиле французского барокко включают Hôtel Carnavalet, Hôtel de Sully, Hôtel de Beauvais (1655–1660) и Hôtel de Soubise (1624–1639) (ныне занимаемый Национальным архивом Франции ) . Ярким примером за пределами Парижа является Дворец Рохан в Страсбурге .

  • Отель де Сюлли (1624–1639)

  • Отель де Бове (1655–1660)

  • Hôtel Carnavalet

  • Palais Rohan, Страсбург

Характерные черты стиля барокко в архитектуре

Монументальность и великолепие нашли свое отражение в формах Королевского дворца в Мадриде (Испания). | Фото: orangesmile.com.

величие или драматическое великолепие

Дворец Долмабахче в Турции был построен в стиле барокко для султана Абдул-Меджида I в 1853 г. (Стамбул). | Фото: orangesmile.com.

органические формы и неожиданные изгибы

Грушевидные купола стали модным элементом в эпоху Барокко (церковь Карлскирхе – лучший в мире образец венского барокко). | Фото: orangesmile.com.

масштабные купола грушевидной формы

Яркие цвета и обилие декора – главные элементы, отличающие стиль барокко. | Фото: gallerix.ru.

обилие яркого декора

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме – папская архибазилика после трансформации приобрела барочные формы и убранство (Basilica di San-Giovanni in Laterano).

изумительное убранство внутреннего пространства

Аллегории стали излюбленным приемом скульпторов и художников эпохи Барокко (Лоренцо Бернини, Fontana del Tritone). | Фото: italy4.me

применение театральных приемовПримечательно:«Изобретательность и дизайн – это волшебное искусство, с помощью которого можно обмануть глаз и добиться величайшего изумления».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: