Нарышкинское барокко в архитектуре — признаки, отличительные черты и примеры

Последние статьи

  •   Подземная война: как вьетнамские партизаны создали целый город из туннелей сегодня, 13:40
  •   Ультрасовременный медицинский комплекс Милана, получил возможность очищать воздух от смога сегодня, 11:50
  •   5 хороших японских автомобилей на полном приводе не дороже 500 тыс. рублей сегодня, 10:18
  •   7 ошибок в оформлении балкона, которые лишают его удобства, красоты и уюта сегодня, 09:32
  • +1   Единый ротный пулемет «Печенег»: чем он так хорош 20.07.2022, 22:31
  • +1   10 дачных советов, которые пригодятся не только новичкам 20.07.2022, 20:56
  • +1   Зачем в Советском Союзе детям давали рыбий жир и почему потом перестали 20.07.2022, 19:09
  • +1   9 знаковых пистолетов, которыми пользовались советские командиры и офицеры 20.07.2022, 17:18
  •   Автомобили, которые хорошо продаются и покупаются даже в кризис 20.07.2022, 15:49
  •   7 надолго дающих сытость продуктов, которые помогут в процессе сброса веса 20.07.2022, 14:10

Все статьи

Граф Шереметев привез на Воздвиженку жену, крепостную актрису

Венценосный племянник Нарышкина домовые церкви не жаловал, и в 1722 году храм стал приходским. Какое-то время он даже стоял запечатанным, но позже службы в нем возобновились. Последняя владелица усадьбы, внучка Льва Нарышкина Екатерина, вышла замуж за Кирилла Разумовского, брата приближенного к императрице Елизавете Петровне Алексея Разумовского. Их свадьба проходила на Романовом дворе, и государыня почтила торжество своим присутствием.

Шереметев двор. Угловой дом Разумовского

В конце 1780-х Кирилл Разумовский перестроил нарышкинский дом, превратив его в настоящий дворец, выходящий фасадом на Воздвиженку. Напротив него был, также в классическом стиле, выстроен еще один дом Разумовских, который называли «угловым». Сын Кирилла Разумовского, Алексей, женатый на Варваре Петровне Шереметевой,  в 1799 г. продал имение ее брату, графу Николаю Петровичу Шереметеву. Сюда после венчания привез Николай. Шереметев молодую жену – бывшую крепостную актрису Прасковью Ковалеву-Жемчугову. А двор, да и бывший Романов переулок стали именоваться Шереметевыми.

В память крепостной актрисы 

В 1812 году дом сильно пострадал от пожара. И супруга наследника Шереметевых, Дмитрия, Анна Сергеевна Шереметева пригласила известного московского архитектора А. С. Григорьева, под руководством которого были отремонтировали фасады храма. Архитектор переделал интерьер, объединив трапезную с четвериком храма, а боковые приделы – с центральным престолом. Были увеличены оконные и дверные проемы, заложены входы с гульбища, выложены новые каменные полы и солея, сделан новый иконостас. 

Внук Николая Петровича Александр Шереметев существенно изменил вид усадьбы, построив перед дворцом доходные дома. В главном доме усадьбы в конце XIX века заседала Городская Дума, позже – размещался Охотничий клуб, на сцене которого играли будущие артисты Московского художественного театра. В первые годы Советской власти усадьбу заняла Военная Академия, а затем – кремлевская больница. Шереметев переулок стал улицей Грановского. 

Знаменский храм закрыли в 1930 г.  Его приспособили для нужд кремлевской больницы и столовой, расположив последнюю непосредственно в церкви. Храм лишился глав, многих элементов декора, арки галереи заложили кирпичом. Облик сооружения был изуродован перекрытиями и пристройками. Вдобавок, при бомбежке в 1941 году были выбиты окна. 

В 1950-х была проведена первая реставрация храма: восстановлены барабаны и три главы, белокаменный декор. Следующая реставрация проводилась в 1970-х, но состояние постройки ухудшалось, чему способствовало проседание фундамента и вибрация, передающаяся на стены от вытяжных труб. Храм все же устоял и дожил до капитального ремонта, проведенного уже после возвращения святыни церкви в 2005 году и завершившегося в 2008-м., чему немало способствовали первые лица государства.

 Шереметьев двор. Знаменская церковь

А переулок вновь именуется Романовым, и многочисленных туристов приводят во двор, где возвышается Знаменская церковь, бывшая домовым храмом знаменитых родов России – Романовых, Нарышкиных, Разумовских и Шереметевых.  

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b «Церковь Успения на Покровке — восьмое чудо света. (Церковь Успения на Покровке — Восьмое чудо света.)» . abrikosov-sons.ru . Проверено 24 февраля 2019 .
  2. ^ Кеннет. «Московское (Нарышкинское) Барокко» . www.rusartnet.com . Проверено 25 февраля 2019 .
  3. ^ «Церковь Покрова в Филях (Церковь Покрова в Филях)» . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
  4. ^ «Западная архитектура — барокко и рококо» . Британская энциклопедия . Проверено 25 февраля 2019 .
  5. ^ Крафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: дом Петербурга» . Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. С.  156 . ISBN 0226116646. OCLC  17299712 .
  6. ^ a b c d «Нарышкинское барокко. Культура — Путеводитель по Москве» . moscow.touristgems.com . Проверено 26 февраля 2019 .
  7. ^ «Храмы» под звоном «(Храмы» под колоколом «)» . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
  8. ^ a b «Троицкая церковь в Троице-Лыково (Троицкая церковь в Троице-Лыково)» . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
  9. ^ Заграевский, д-р Сергей В. «Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества» . zagraevsky.com . Проверено 26 февраля 2019 .
  10. ^ Кржижановский Сигизмунд (2013). Автобиография трупа . Тирлвелл, Адам, 1978-, Тернбулл, Джоанн. Нью-Йорк. п. 220. ISBN 978-1590176702. OCLC  825046976 .
  11. ^ Кэтлин Бертон Мюррелл (2001). Знакомство с Подмосковьем: путеводитель по самому сердцу России . Лондон: IB Tauris. п. 292. ISBN. 1860646735. OCLC  48651643 .
  12. Перейти ↑ Rappoport, PA (1993). Drevnerusskai︠a arkhitektura = Древнерусская архитектура . Санкт-Петербург: Строгиздат, СПб. отделение. ISBN 5274009816. OCLC  30350210 .
  13. ^ «Храмы» под звоном « « . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 25 февраля 2019 .
  14. ^ «Елена Лебедева. Церковь святых апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском / Православие.Ru» . pravoslavie.ru (на русском языке) . Проверено 24 февраля 2019 .
  15. ^ «Москва. Церковь Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот / Соборы.Ru» . sobory.ru (на русском языке) . Проверено 9 марта 2019 .
  16. ^ «Восьмерик на четверике» , Википедия , 27.07.2018 , дата обращения 25.02.2019

Архитектура, похожая на праздничный торт

Удивительно, что храмы «нарышкинского» барокко порой сравнивают с … праздничным тортом. А, может быть, это кондитеры позаимствовали торжественную, величественную, радующую глаз форму у барочных шедевров? Но московское барокко – это не только храмы с ярусной центрической композицией. Одна из ранних построек той архитектуры – церковь Воскресения в Кадашах в Замоскворечье. Пять золотых глав поднимаются над алым четвериком, обильно украшенным белоснежными барочными гребнями самой причудливой формы, грани световых барабанов разделены витыми полуколонками, меж которых вытянулись решетчатые окошки. Храм возведен в 1687 году, а через восемь лет к нему пристроили шестиярусную колокольню, достигающую в высоту 43 метра и выполненную в том же стиле.

 Замоскворечье. Храм Воскресения в Кадашах

Сказочной красоты роспись в виде виноградных лоз покрывает стены трапезной палаты (1686 – 1692) в Троице-Сергиевой лавре – и этот узор повторяется в каменной резьбе ее колонн.

 В Троице-Сергиевой Лавре.

Здесь же, в Лавре, можно любоваться надвратной церковью св. Иоанна Предтечи (1693–1699) с пятью гранеными главами на высоких барабанах. В нижнем и верхнем четвериках устроены восьмигранные окна, только они несколько вытянуты, причем нижние ориентированы горизонтально, а верхние – вертикально.

 Граненые главы Иоанно-Предтеченского храма

Прекрасны Успенский храм (1685 – 1687), Покровская (1683 – 1688) и Преображенская (1687 – 1689) надвратные церкви Новодевичьего монастыря, да и другие его строения не уступают им по величию и красоте…

 Новодевичий монастырь. Успенская церковь

Многие шедевры московского барокко связаны с именами известных деятелей петровской эпохи. Новый стиль в русской архитектуре сложился накануне великих перемен в жизни России – и сложился также не без европейского влияния. Да, московское барокко порой называют переходным мостиком к архитектуре нового времени. Но творческий поиск отечественных зодчих, несмотря на последующее длительное, почти 150-летнее превалирование западной архитектуры, продолжался, обогащаясь новыми знаниями, навыками и образцами. Эпоха средневековой русской архитектуры завершилась на высокой ноте. И то, что спустя полтора столетия российская архитектурная мысль обратилась к многовековой традиции, идущей от крестово-купольных храмов, шатровых церквей и узорочья, подтверждает, что как самостоятельное, достойное мирового признания направление наше зодчество, безусловно, состоялось.

Евгений ШАПОЧКИН

Москва, Романов двор: храм «иже под колоколы»

Европейское барокко, с его округлыми, изогнутыми формами переняло у Ренессанса ордерную систему, подчиненность всех элементов здания единому замыслу. Барокко «нарышкинское» – это многоярусные, как правило, центрические храмы, взявшие из прошлого галереи-гульбища и ряд элементов декора. Это симметрия, контраст красных плоскостей стен и белокаменной лепнины, овальные или восьмиугольные окна, неожиданно появляющиеся в верхнем кубе, «петушиные гребни», завершающие четверики и восьмерики вместо рядов кокошников, граненые главы над сужающимися кверху ярусами восьмигранных барабанов. В одном из нижних восьмериков размещали звонницу, и этот тип церквей получил название «иже под колоколы». 

Даже иностранцы, критически относящиеся к самобытности русского искусства, не считают «нарышкинское» барокко слепым следованием европейскому стилю. Эти строения  торжественны, нарядны. Ажурность декора придает им возвышенность и легкость. Но, в отличие от шедевров русского узорочья, декор не покрывает стены храма полностью, а располагается в соответствии с требованиями ордера.

 Шереметев двор. Церковь Знамения на Шереметьевом дворе Шереметев двор. Чешуйчатые главы Знаменского храма

…Икона Божией матери «Знамение» считалась покровительницей дома Романовых, и Лев Нарышкин не стал изменять посвящение церкви на Романовом дворе. Храм был выстроен «кораблем», с приделами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. По широкой лестнице поднимались на арочную галерею, охватывающую здание с трех сторон. Верхнюю часть галереи украшал ряд ширинок. Торжественную красоту храма – дома Божьего — подчеркивало и внутреннее убранство, в первую очередь, резные, многослойные иконостасы, увитые виноградными гроздьями. С «петушиными гребнями» парапетов перекликались «разорванные» завершения наличников, следующих тем же формам.

 Шереметев двор. В Знаменском храме

Знаменскую церковь венчают четыре главы, поставленные «в ряд», при этом близкие по размерам. Центральная возвышается над тремя другими на трех восьмериках, в среднем из которых — колокольня. Храм соединялся с домом Нарышкиных и служил их семье домовой церковью.  

Презентация на тему: » «Нарышкинское барокко» и Дивное узорочье. Нарышкинское или московское барокко — название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца.» — Транскрипт:

1

«Нарышкинское барокко» и Дивное узорочье

2

Нарышкинское или московское барокко — название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко.

3

Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

4

Нарышкины возвысились в конце XVII века, благодаря браку царя Алексея Михайловича с дочерью Кирилла Полуектовича Нарышкина, Натальей.

6

Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры. Постепенный отход от средневековой простоты и строгости, стремление к внешней живописности и нарядности.

7

Влияние светской культуры на русское зодчество усиливалось, проникали некоторые западноевропейские элементы.

8

После заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: масштабному проникновению польской культуры.

9

Особенности: черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского; черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского; украинское барокко; украинское барокко; элементами «больших» европейских стилей, таких как: ренессанс и маньеризм; элементами «больших» европейских стилей, таких как: ренессанс и маньеризм; белорусские ремесленные промыслы: изразцовое дело белорусские ремесленные промыслы: изразцовое дело

10

Заказчиками строительства церквей чаще становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые не одобряли проникновение в русское зодчество светского начала.

11

Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавые, что способствовало появлению ярусных храмов.

12

Церковь Покрова в Филях гг.

13

Церковь Троицы в Троице-Лыкове гг.

14

Храм Успения в Рязани

15

Новодевичий монастырь

16

Храм Воскресения в Кадашах был построен в годах. Около 300 лет соборный храм в Кадашах был архитектурной доминантой всего Замоскворечья, составляя вместе с колокольней Ивана Великого главную градостроительную ось, по которой возводилась Москва.

17

Церковь Святых Мучеников Бориса и Глеба в селе Зюзино ( ) начала строиться по заказу боярина Бориса Ивановича Прозоровского, одного из соратников молодого Петра I, вместо прежнего деревянного храма.

18

Сухарева башня сооружена в Москве в (архитектор М.И. Чоглоков) по инициативе Петра I близ слободы стрелецкого полка Л.П. Сухарева (отсюда название) как ворота Земляного города. В в Сухаревой башне размещалась Школа математических и навигацких наук, с начала XVIII в. астрономическая обсерватория Я.В. Брюса, Московская контора Адмиралтейств-коллегии, резервуар Мытищинского водопровода, в Московский коммунальный музей. В 1934 снесена.

19

Это была и любимая московская церковь Ф. М. Достоевского. Деревянная церковь известна с 1511 года. И только в 1656 году котельники выстроили себе каменную Успенскую церковь. Разрушена в 1936 году.

Черты стиля и памятники культуры

В архитектуре нарышкинского барокко причудливо соединились традиции патриархального зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния. Стиль тесно связан с белокаменным узорочьем, который стал результатом заимствования декоративных элементов, ордеров барочного происхождения.

Для зданий, выполненных в этом стиле характерны следующие особенности:

  • смешение различных тенденций и течений;
  • внутренняя напряжённость;
  • разнородность структуры и внутренней отделки;
  • многоярусность, центричность, симметрия, равновесие масс.

В нём присутствуют элементы европейского барокко и маньеризма, готики, ренессанса и романтизма. Всё это сливается с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси.

Читайте более подробно о маньеризме в живописи.


Церковь Покрова В Филях

Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей (балюстрады, фронтоны, колонны, барельефы, раковины), зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Они не нарушали ясного членения пространства. Это объясняется ещё и вышедшим указом Никона, касающимся унификации формы храмов (т.н. освящённое пятиглавие). В связи с этим именно многообразие и варьирование декора стало основным, знаковым для нарышкинского стиля.

Для зданий московского барокко характерна двойственная масштабность. Это сочетание гигантского, устремлённого вверх и второго – миниатюрно-детального. Подобная традиция нашла продолжение и далее во многих архитектурных проектах первой половины XVIII столетия. Экстерьер

Стараниями Петра Нарышкина русские зодчие намеренно избегали применения мистических символов и знаков, характерных для европейского барокко. В его усадьбах мастера строили храмы, в отделке которых преобладал местный колорит. Ярким примером тому служат замечательные памятники: церковь Покрова Богородицы в Филях, Новодевичий монастырь, церковь Троицы в Троице-Лыкове и др. Для них характерны декоративность, нарядность, светская жизнерадостность, контрастное сочетание красно-кирпичных стен и белых резных элементов.

Здесь можно увидеть стройный многоярусный столп звонницы и колокольню, состоящую из шести восьмёриков, различных по высоте и диаметру. Все ярусы, различные по архитектуре, постепенно уменьшаются ввысь, образуя в целом выразительную 72-метровую вертикаль.

Во всех нарышкинских строениях проявляется манерность, театральность стиля. Это выражается в таких деталях, как:

  • ничего не закрывающие карнизы;
  • ничего не держащие кронштейны,
  • непонятные колонны;
  • изразцы, пилястры, фронтоны и т.д.

Кстати, все элементы декора не излишне вычурны. Они не кричат о себе, не вызывают, как в европейском барокко, а всего лишь тонко напоминают о себе. Это отличительная черта экстерьера зданий в нарышкинском стиле.


Новодевичий монастырь

Ссылки [ править ]

  1. ^ . abrikosov-sons.ru . Проверено 24 февраля 2019 .
  2. Кеннет. . www.rusartnet.com . Проверено 25 февраля 2019 .
  3. . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
  4. . Британская энциклопедия . Проверено 25 февраля 2019 .
  5. Крафт, Джеймс (1988). . Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. С.  . ISBN
  6. ^ . moscow.touristgems.com . Проверено 26 февраля 2019 .
  7. . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
  8. ^ . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
  9. Заграевский, д-р Сергей В. . zagraevsky.com . Проверено 26 февраля 2019 .
  10. Кржижановский Сигизмунд (2013). Автобиография трупа . Тирлвелл, Адам, 1978-, Тернбулл, Джоанн. Нью-Йорк. п. 220. ISBN 978-1590176702. OCLC   .
  11. Кэтлин Бертон Мюррелл (2001). Знакомство с Подмосковьем: путеводитель по самому сердцу России . Лондон: IB Tauris. п. 292. ISBN. . OCLC   .
  12. ↑ Rappoport, PA (1993). Drevnerusskai︠a arkhitektura = Древнерусская архитектура . Санкт-Петербург: Строгиздат, СПб. отделение. ISBN . OCLC   .
  13. . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 25 февраля 2019 .
  14. . pravoslavie.ru (на русском языке) . Проверено 24 февраля 2019 .
  15. . sobory.ru (на русском языке) . Проверено 9 марта 2019 .
  16. «Восьмерик на четверике» , Википедия , 27.07.2018 , дата обращения 25.02.2019.

Особенности интерьера: основные признаки

Типичный для Европы стиль барокко здесь минимален. В этом своеобразность русского барочного стиля.

Если заглянуть, к примеру, в храм Покрова в Филях, то можно отметить интересные особенности. Сразу же бросаются в глаза признаки стиля в мебели и отделки стен:

  • Пространственная высота и сложность конфигурации, которые зрительно создаются благодаря многоярусности строения.
  • Отсутствие живописи на белых стенах.
  • Использование деревянной резьбы как главного украшения зала. Причём резьба была объёмной, скульптурной и отличалась от фламандской или белорусской.
  • Обильная освещённость помещений.
  • Пол, выложенный из дубовых плах.
  • Массивный, нарядный светильник-паникадила в виде пышной цветочной гирлянды.
  • Богатый репертуар орнаментов.
  • Резной золочёный иконостас, имеющий ступенчатую форму; каждая икона – в своей раме, очень высокой, с причудливой резьбой.
  • Царские ложи, служившие моленным местом семьи Нарышкиных.

В целом бросается в глаза торжественная декоративность, одновременно радостный и мирской характер храмовой архитектуры, что отличает нарышкинский стиль от традиционного русского зодчества.


Нарышкинское барокко в интерьере

Зюзино: Борис построил храм, посвященный Борису

Храм Бориса и Глеба в Зюзино (1698 – 1704), давно ставшем одним из районов Москвы, выглядит скромнее. Бухвостов построил его по заказу владельца имения, князя Б. И. Прозоровского, сына казненного Степаном Разиным астраханского воеводы. Сам же Борис вместе со старшим братом по приказу атамана был повешен за ноги и на всю жизнь остался хромым. Старшему брату, которого также звали Борисом с приставкой «старший» повезло меньше – его после пытки убили.

 Зюзино. У подножия Борисоглебского храма установлены крест и памятный камень всем, погибшим за Отечество. 

По окончанию мятежа Борис Прозоровский – «меньшой» был возвращен в Москву и пожалован в стольники, а потом – в бояре. Служил верой и правдой Петру, участвовал в его поездках в Архангельск и Воронеж, где строился русский флот, Особое расположение императора подтверждает и то, что Прозоровский – один из немногих – присутствовал при венчании Петра и Екатерины. В 1687 году он получил во владение Зюзино и решил строить там храм, посвятив его первым русским православным святым – Борису и Глебу.  Первый, деревянный храм, был построен уже в 1688 году, но и простоял недолго – строительство каменной церкви на высоком подклете началось десять лет спустя.

 Зюзино. Храм св. князей Бориса и Глеба. Парадные лестницы

В нижней части здания была устроена теплая зимняя церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира. Верхний, летний храм посвящен святым Борису и Глебу. Три граненые золотые главы – центральная, над алтарем и притвором и две широкие лестницы, ведущие в летний храм, пожалуй, наиболее эффектное украшение строения – внешнее каменное убранство не так богато. Во второй половине XIX в. к храму пристроили колокольню, но она не сохранилась. Сейчас Борисоглебский храм в Зюзино действует (а что только не размещалось в нем при Советской власти, и завод искусственных алмазов, и архив Минстанкопрома). Вокруг него кипит приходская жизнь.

 Рязань. Успенский собор

…А Успенский собор, еще одно творение Якова Бухвостова, стал подлинным украшением Рязанского кремля, хотя конструкция его проста: пятиглавие на четверике с характерным красно-белым цветовым решением фасада и белокаменным декором. Тем не менее, храм, на целых 13 метров превосходивший высотой Успенский собор в первопрестольной, а по длине уступающий лишь Софийским соборам Новгорода и Киева, долгое время служил архитектурной доминантой города. Белокаменная резьба, украшающая наличники, порталы и колонны, признана шедевром русского камнерезного искусства. 

Сам же крепостной мастер, оставивший нам столько замечательных произведений русского барочного зодчества, был… неграмотным. Подпись за него ставил – «руку прикладывал» – верный человек. Тем ярче гений зодчего, чей талант ценили именитые заказчики. В память о нем после Октябрьской революции была переименована одна из Петровских улиц в Москве, в районе Преображенской площади. Три улицы, называвшиеся ранее 1-я, 2-я и 3-я Петровские стали именоваться Бухвостовы улицы: одна увековечивает имя первого солдата потешного полка Петра I С. Л. Бухвостова, другая – известного уже нам Якова Григорьевича, а третья — архитектора С. А. Бухвостова, также строившего в Ново-Иерусалимском монастыре. Но какая из улиц чье имя из перечисленных Бухвостовых носит – так и не указали…  

Троице-Лыково: купцы Карзинкины построили в историческом имении больницу и богадельню

На старом пути в Саввино-Сторожевский монастырь стоит еще одна церковь, выстроенная в стиле «нарышкинского» барокко: храм Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове. Имение на западе от Москвы (сейчас это западная окраина столицы) принадлежало князю Борису Лыкову-Оболенскому, видному деятелю эпохи Смутного времени. В его послужном списке и победы над польско-литовскими интервентами, и вхождение в состав «Семибоярщины», и участие в Земском соборе, избравшем на царство Михаила Романова,  и управление рядом важных приказов.

 Троице-Лыково. Храм Живоначальной Троицы

Боярин Лыков был женат на сестре патриарха Филарета Анастасии Никитичне Романовой и молодому царю приходился дядей. Не один храм возвел на своих землях Лыков, и немалую поддержку оказывал он Нило-Столобенской пустыни, чьи золотые купола величественно и строго возвышаются над озером Селигер. Дочь Лыкова была женой трагически погибшего на второй день стрелецкого бунта Ивана Нарышкина. Село перешло к его брату Мартемьяну, начавшему строительство каменного Троицкого храма на месте, как часто бывало, одноименной деревянной церкви.

 Троице-Лыково. Каменный декорТроицкого храма

В отличие от большинства «нарышкинских» церквей, это здание выполнено не в красно-белой цветовой гамме, а плывет над Москвой рекой подобно белому лебедю — сравнение из глубины веков. Основные работы закончились к 1694 году, освящение состоялось в 1708-м, в присутствии царя Петра. Мастера Оружейной палаты изготовили для храма прекрасный девятиярусный иконостас.

 Троице-Лыково. Каменные узоры и строгое следование ордеру

К основному объему — четверику на высоком подклете, примыкают алтарь и западный притвор, завершающиеся двумя ярусами восьмигранных барабанов. На четверике возведены последовательно три сужающихся восьмерика, в среднем из которых, называемом «звоном», устроена колокольня, а верхний стал основанием для золоченой главы. Главы алтаря и притвора — темные, усыпанные золотыми звездами. Церковь призывала верующих поднять свои взгляды к небу — считается, что, в отличие от западноевропейских мастеров, в «петушиных гребешках» наши зодчие видели облака, среди которых парит, приподнимаясь над всем земным, русский православный храм.

 Центр композиции и оформление оконного проема

Каменное убранство Троицкой церкви оригинально: рисунок наличников, обрамляющий окна, нигде не повторяется. Интерьер выполнен не менее изысканно: кроме барочного иконостаса, растительный орнамент с виноградными кистями украшал двери, ставни, резное царское место, окна хоров. Стены изнутри были расписаны под мрамор. Храму изрядно досталось в 1812 г. — его разграбили французы, но часть награбленного партизаны отбили и вернули, а император Александр I пожертвовал пострадавшему приходу бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 

…После кончины Мартемьяна Нарышкина Троице-Лыково перешло к его брату Льву Кирилловичу, о котором мы уже писали выше. В середине XVIII имение вновь сменило хозяев. Владел им известный дворянский род Бутурлиных, а впоследствии поместье купили купцы Карзинкины, представители трех поколений которых служили в храме церковными старостами. Они же построили здесь богадельню и бесплатную больницу для всех нуждающихся в медицинской помощи.  Причем Карзинкины занимались не только церковными делами — они покровительствовали искусствам и принимали в своем имении Третьяковых, Васнецовых, Гнесиных, семью Шаляпина. Здесь бывал патриарх Тихон. Один из основоположников «русского стиля» в архитектуре И. П. Ропет построил для Карзинкиных деревянный дом с узорчатыми башенками (не сохранился), куда они и переехали, отдав каменное здание усадьбы под богадельню. По замыслу последних хозяев, территория Троице-Лыкова должна была отойти во владение организованному с их участием женскому  Свято-Троицкому  монастырю. 

В 1930-х храм закрыли. Здание хотели перестроить под выставку достижений Туркменской ССР. Но не успели — в 1935 г. комиссия Лиги Наций объявило его памятником архитектуры мирового значения. За храмом стали присматривать уже как за объектом всемирного культурного наследия. В 1970-х провели реставрацию. Предполагалось разместить в его стенах филиал музея, но наступили перемены…

 Троице-Лыково. Западный притвор

Сейчас храмы Троице-Лыкова возвращены церкви. Здесь учреждено подворье Покровского монастыря, устроена православная гимназия. Службы ведутся в каменной Успенской церкви, построенной Н. А. Бутурлиным. Территория усадьбы приведена в порядок. Обретет новую жизнь и Троицкая церковь. 

Характерные черты стиля барокко в архитектуре

Монументальность и великолепие нашли свое отражение в формах Королевского дворца в Мадриде (Испания). | Фото: orangesmile.com.

величие или драматическое великолепие

Дворец Долмабахче в Турции был построен в стиле барокко для султана Абдул-Меджида I в 1853 г. (Стамбул). | Фото: orangesmile.com.

органические формы и неожиданные изгибы

Грушевидные купола стали модным элементом в эпоху Барокко (церковь Карлскирхе – лучший в мире образец венского барокко). | Фото: orangesmile.com.

масштабные купола грушевидной формы

Яркие цвета и обилие декора – главные элементы, отличающие стиль барокко. | Фото: gallerix.ru.

обилие яркого декора

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме – папская архибазилика после трансформации приобрела барочные формы и убранство (Basilica di San-Giovanni in Laterano).

изумительное убранство внутреннего пространства

Аллегории стали излюбленным приемом скульпторов и художников эпохи Барокко (Лоренцо Бернини, Fontana del Tritone). | Фото: italy4.me

применение театральных приемовПримечательно:«Изобретательность и дизайн – это волшебное искусство, с помощью которого можно обмануть глаз и добиться величайшего изумления».

Выводы

Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).

И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: