Постмодернистская музыка

Как рэперы «делают крутые бабки»?

С конца 1990-х — начала 2000-х
родилось и выросло целое поколение – Z. Эти 15-20-летние ребята не испытали на
себе все тяготы «бандитских» 90-х годов, формировались в достаточно сытых,
комфортных условиях политической, социальной и экономической стабильности.
Более того, новое поколение формировалось не во дворах многоквартирных
домов, как их предшественники, а за компьютерами и планшетами. Всё это стало
причиной того, что, во-первых, они по большей части не были «шпаной» — они
выросли почти без драк, разборок и «понятий» а-ля «слово пацана». Их обошёл
стороной такой пласт культуры, как «блатная романтика».

Родители поколения Z, как
правило, посвящали всё свое время их материальному обеспечению, помня
тяжёлые 90-е, пропадали на работе и более всего стремились, чтоб их чада
никогда не испытывали ни в чём нужду. Однако такой подход не оставлял у них
много времени на духовное развитие детей. Сытые чада посвящали своё свободное
время просмотру телеканалов ТНТ и MTV, а также ежедневным многочасовым
зависаниям в сети со всеми её плюсами и минусами.

Смена поколений привела к
ситуации, когда русский рэп 2000-х с его «правильными» текстами, понятиями и
блатняком оказался попросту невостребованным. На олимп славы поднялись сами
представители поколения Z, к коим относятся и вышеуказанный Face, и Pharaoh, и
Элджей. Они же стали и самыми высокооплачиваемыми молодыми музыкантами России.

Безусловно, основной источник их
доходов составляет концертная деятельность. Однако для рэп-звёзд есть и иные
способы заработка. Так, многие продают свою музыку на
«Айтюнс», сотрудничают с
рекламодателями, а также ведут популярный канал на
«Ютубе», что также приносит
доходы.

Представители старой школы
русского рэпа несколько лет назад встали перед суровым выбором: либо
прекратить активную творческую деятельность (например, группа «Многоточие»),
либо попытаться запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда славы и
скорректировать собственное творчество согласно духу времени.

Второй вариант выбрала группа
«Каста», которая довольно серьёзно изменила смысловую нагрузку своего
творчества. Например, исполнители подключились к тренду критики российской
действительности. Причём не в какой-то завуалированной форме, а используя
максимально прямые и упрощённые выражения, как и полагается в постмодернизме:
«Мама сказала: «Всё, подъём, греби деньги лопатой» и пристроила меня куда-то
депутатом», «Вокруг один абсурд и дебилы», «Мы хотим плохих дорог» и т. д.

The postmodernist musical attitude

Postmodernism in music is not a distinct musical style, but rather refers to music of the postmodern era. Postmodernist music, on the other hand, shares characteristics with postmodernist art—that is, art that comes after and reacts against modernism (see Modernism in Music). Rebecca Day, Lecturer in Music Analysis, writes «within music criticism, postmodernism is seen to represent a conscious move away from the perceptibly damaging hegemony of binaries such as aestheticism/formalism, subject/object, unity/disunity, part/whole, that were seen to dominate former aesthetic discourse, and that when left unchallenged (as postmodernists claim of modernist discourse) are thought to de-humanise music analysis».

Fredric Jameson, a major figure in the thinking on postmodernism and culture, calls postmodernism «the cultural dominant of the logic of late capitalism», meaning that, through globalization, postmodern culture is tied inextricably with capitalism (Mark Fisher, writing 20 years later, goes further, essentially calling it the sole cultural possibility). Drawing from Jameson and other theorists, David Beard and Kenneth Gloag argue that, in music, postmodernism is not just an attitude but also an inevitability in the current cultural climate of fragmentation. As early as 1938, Theodor Adorno had already identified a trend toward the dissolution of «a culturally dominant set of values», citing the commodification of all genres as beginning of the end of genre or value distinctions in music.

Постмодернизм в живописи

Мы начали наш разговор о постмодернизме с того, что данному течению свойственны смешение и совмещение разных, зачастую не всегда совместимых стилей. В живописи это заметно особенно остро, потому что многие направления, сформировавшись на основе трендов предыдущей эпохи, являют собой нечто принципиально новое. Это вполне закономерно, ведь многие художники, родившиеся в конце 19 – начале 20 столетий, успели сказать свое слово как в модернизме, так и в постмодернизме, сохранив при этом преемственность своего творчества.

Например, художник и шахматист Марсель Дюшан (1887-1968), стоявший у истоков дадаизма, развил свое творчество в новое направление – концептуализм. Воплощением концептуализма Дюшана стала его работа «Дано», над которой он трудился почти 20 лет:

Если в двух словах, увидеть основную часть композиции можно лишь через отверстие в двери. Причем там отчетливо просматривается фрагмент картины Курбе «Рождение мира»: 

Отметим, что в работе использованы самые разные материалы, что вполне сочетается с традициями дадаизма, где коллаж – один из главных художественных методов. Если сюжет кажется слишком запутанным, разобраться в хитросплетениях мысли великого творца поможет статья «Марсель Дюшан. Гамбит для мирового искусства» .

К дадаизму восходит и еще один стиль эпохи постмодернизма – ассамбляж, или объемный коллаж из трехмерных предметов. В качестве примера можно привести картину Любо Кристека «Звуконепроницаемая эстетика роскоши», где угадывается обычная мышеловка:

Из принципиально новых достижений постмодернизма следует отметить поп-арт, показавший, что потребительская культура может стать искусством при правильной подаче. Классический пример – это художник Энди Уорхол и его работа «33 банки супа»:

Параллельно продолжают развиваться и переосмысливаться в работах художников 20 века такие стили, как экспрессионизм, сюрреализм, абстрактный импрессионизм. Экспрессионизм в живописи постмодернизма наиболее ярко представлен работами Фрэнсиса Бэкона (1909-1992, не путать с философом Фрэнсисом Бэконом). Весьма интересна его работа «Голова VI»:

Кстати, на примере этой работы мы можем проиллюстрировать тему интертекстуальности и заимствования в творчестве постмодернистов. В основу сюжета положена картина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X», написанная еще в 17 веке.

Сюрреализм постмодернизма представлен творчеством испанской художницы Ремедиос Варо (1908-1963). Пожалуй, наиболее явно ее сюрреалистические устремления выражены в ее работе «Спиральное путешествие»:

И, наконец, абстрактный импрессионизм, читаемый в работах Роберта Раушенберга (1925-2008). Весьма оригинальна даже по меркам сегодняшнего дня его картина «Стертый рисунок де Кунинга»:

Помимо картин, Роберт Раушенберг прославился своими инсталляциями, коллажами и литографиями. Всем, кого заинтересовал постмодернизм, можем посоветовать книгу «Непонятное искусство», после прочтения которой вам многое станет понятнее .

О постмодернизме в живописи можно говорить практически бесконечно, однако не менее интересен постмодернизм и в литературе.

Постмодернизм и модернизм

Постмодернизм был реакцией против модернизма. Модернизм по большей части основывался на идеализме, утопическом видении человеческой жизни и общества, на вере в прогресс.

Предполагалось, что определённые окончательные универсальные принципы или истины, такие как те, которые сформулированы религией или наукой, могут быть использованы для понимания или объяснения реальности.

Мастера-модернисты экспериментировали с формой, техникой и процессами, и не фокусировались на предметах, полагая, что так они могут найти способ лишь отразить современный мир (неизменённым).

В то время как модернизм основывался на идеализме и разуме, постмодернизм был рождён из скептицизма и подозрений разума. Постмодернизм оспаривает представление о том, что существуют универсальные несомненные факты и истины.

Постмодернизм отстаивал, что индивидуальный опыт и интерпретация нашего опыта были более конкретными, чем абстрактные принципы.

В то время как модернисты отстаивали ясность и простоту, постмодернизм охватывал сложные и часто противоречивые смысловые концепции.

Характеристики [ править ]

Джонатан Крамер постулирует идею (вслед за Умберто Эко и Жан-Франсуа Лиотаром ), что постмодернизм (включая музыкальный постмодернизм) — это не столько поверхностный стиль или исторический период (т.е. состояние), сколько установка . Крамер перечисляет 16 (возможно, субъективных) «характеристик постмодернистской музыки, под которыми я подразумеваю музыку, которая понимается в постмодернистской манере, или которая вызывает постмодернистские стратегии слушания, или которая обеспечивает постмодернистский опыт слушания, или которая демонстрирует постмодернистские композиционные практики». Согласно Крамеру постмодернистская музыка:

  1. не просто отрицание модернизма или его продолжения, но имеет аспекты как разрыва, так и расширения
  2. в некотором смысле иронично
  3. не соблюдает границы между звучностью и процедурами прошлого и настоящего
  4. преодолевает барьеры между «высоким» и «низким» стилями
  5. проявляет пренебрежение к часто неоспоримой ценности структурного единства
  6. ставит под сомнение взаимную исключительность элитарных и популистских ценностей
  7. избегает суммирующих форм (например, не хочет, чтобы целые детали были тональными, последовательными или отливались в предписанной формальной форме)
  8. рассматривает музыку не как автономную, а как имеющую отношение к культурным, социальным и политическим контекстам
  9. включает цитаты или ссылки на музыку многих традиций и культур
  10. рассматривает технологии не только как способ сохранения и передачи музыки, но и как глубоко вовлеченные в создание и сущность музыки
  11. принимает противоречия
  12. не доверяет бинарным оппозициям
  13. включает фрагменты и разрывы
  14. включает плюрализм и эклектизм
  15. представляет несколько значений и несколько темпоральностей
  16. находит смысл и даже структуру в слушателях больше, чем в партитурах, выступлениях или композиторах

Дэниел Олбрайт резюмирует основные тенденции музыкального постмодернизма следующим образом:

  1. Бриколаж
  2. Полистилизм
  3. Случайность

Сценический образ

Что касается сценического образа
русских рэперов 1990-х и 2000-х, он включал, как правило, короткие стрижки
вплоть до бритых голов, суровый взгляд «бывалых», «повидавших жизнь» и
«понюхавших пороху» пацанов. Так, автор нашумевшего «Чёрного бумера» Серега
носил кепку, более характерную для шансонье.

Фото: 24smi.org

А вот так выглядели участники
самой популярной русской рэп-группы 2000-х «Центр» — Гуф, Стим и Птаха:

Фото: rap.ru 

В принципе, тогда рэперы ничем
особым не отличались от среднестатистических молодых парней «с районов». Тех
самых, которые любят попить «жигуля» на лавочке у подъездов, поговорить «за
жизнь», а иногда и «отжать мобилу у лохов».

Например, это могут быть длинные волосы и татуировки
прямо на лице, как у рэпера Face, или цветные дрэды и золотые зубы, как у Алишера
Моргенштерна. Либо белые линзы, как у Элджея.

Стоит сказать, что в данном
случае отечественные рэперы идут в ногу с западными коллегами. Там во внешнем
облике рэперов наметились такие же тенденции в сторону эпатажности. К примеру,
с татуировками на лице был XXXTENTACION, застреленный неизвестным летом 2018
года. Рэперу было всего 20 лет. Отметим, что аудиоверсия его самой известной
песни Look at me набрала на YouTube за полтора года почти 230 миллионов
просмотров, что больше, чем население России, Беларуси, Украины и Казахстана
вместе взятых.

В качестве ещё одного примера
подобного внешнего вида, который ранее точно не был характерен для рэперов,
можно привести артиста по прозвищу Lil Peep. Очень популярный рэпер последних
лет, который, к сожалению, скончался в ноябре 2017 года в возрасте 21 года.

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернистские течения в живописи

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

Возникновению модернизма предшествовали концепции искусство для искусства, тенденции эстетизма, субъективизма и формализма. Частично они коснулись таких направлений, как натурализм, импрессионизм и символизм. В полной мере модернизм обнаружил себя в экспрессионизме и кубизме, получив дальнейшее развитие в футуризме, абстракционизме и сюрреализме, а далее, — в формах современного антинскусства (поп-арт, минимальное искусство, концептуальное искусство и др.). Для течений модернизма характерны крайний субъективизм, разрыв с художественной правдой, полный отказ от классического наследия и реалистических традиций, элитарность и формализм.

Искусство модернизма не создавалось какой-либо определенной группой художников; его направления возникали в разные годы, в разных странах; в рядах модернистов оказывались художники, писатели, поэты, подчас не знавшие друг друга и не связанные между собой общими стремлениями и идеалами. Многочисленные модернистские направления не были связаны и национальными традициями искусства своих стран. Разбросанные по разным странам, разделенные десятилетиями, модернистские течения связаны между собой одним: их объединяет антиреалистический метод. Это в свою очередь определяет общность решения эстетических проблем в различных направлениях модернизма.

Некоторые представители бомонда в области искусства полагали, что модернизм — это давно ожидаемые перемены, и его следует поставить во главу угла дальнейшего развития всей цивилизации, другие отводили модернизму роль обновления отдельных направлений в сфере искусства и не более того.

В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Вскоре модернистские тенденции приняли конкретные формы, появились следующие направления в искусстве:

  • Абстрактный экспрессионизм — особая манера живописи, когда художник тратит на свое творчество минимальное количество времени, разбрасывает по холсту краски, хаотично прикасается кистями к картине, беспорядочно наносит мазки.
  • Кубизм — хаотично расположенные геометрические фигуры. Стиль сам по себе высокохудожественный, подлинные шедевры в стиле кубизма создавал Пабло Пикассо. Несколько иначе подходил к творчеству художник Поль Сезанн — его полотна также входят в сокровищницу мирового искусства.
  • Дадаизм — художественные произведения в стиле коллажа, компоновка на холсте нескольких фрагментов одной тематики. Изображения обычно проникнуты идеей отрицания, циничного подхода к теме. Стиль возник сразу после окончания Первой мировой войны и стал отображением чувства безысходности, царящего в обществе.
  • Постимпрессионизм — отказ от зримой действительности и замена реальных изображений декоративной стилизацией. Стиль с огромным потенциалом, но в полной мере его реализовали только Винсент ван Гог и Поль Гоген.

Нижней хронологической границей модернизма является «реалистическая», или позитивистская, культура ХХ века, верхней — постмодернизм, то есть 1950 — 1960-е гг.

Направления модернизма

Модернистских направлений огромное множество, остановимся лишь на самых значимых:

  • Абстрактное искусство
  • Абстрактный экспрессионизм
  • Сюрреализм
  • Фовизм

Постмодернизм в скульптуре

Постмодернизм в скульптуре проявился в новых формах. В какой-то мере это можно считать развитием трендов, зародившихся в эпоху модернизма. Так, уже тогда Пабло Пикассо и Сальвадором Дали были представлены неожиданные скульптурные решения. Эпоха постмодернизма отличается еще большей экстравагантностью идей. В самых общих чертах можно выделить несколько основных направлений в скульптуре постмодернизма.

Экзистенциальный стиль, реализованный швейцарским художником и скульптором Альберто Джакометти, как бы передает хрупкость и недолговечность всего сущего. Формы нарочито небрежны, и без пояснений автора многие вряд ли бы поняли, что перед ними, к примеру, скульптура собаки:

Кинетизм, наиболее полно реализованный в работах скульптора из Швейцарии Жана Тэнгли. Единичные образцы кинетической скульптуры начали появляться еще в эпоху модернизма, а в постмодернизм кинетическое направление получило столь мощное развитие, что в швейцарском городе Базеле создан музей Тэнгли, где можно увидеть его движущиеся скульптуры:

Из прочих представителей кинетизма известны Хайнц Мак, Отто Пине, Гюнтер Юккер. Они в 1957 году объединились в группу Zero. С их подачи в скульптуре начал развиваться такой формат, как инсталляция – пространственная композиция из различных материалов и предметов. Весьма интересна инсталляция посреди пустыни Сахара, которую делал Хайнц Мак:

Работы членов группы Zero часто не были скульптурой в привычном понимании хотя бы из-за используемых явно «не скульптурных» материалов: стекла, пластика, песка, электродвигателя. Кроме того, в их работах центральное значение придается игре света, будь то инсталляция посреди пустыни или в выставочном зале, как, например, инсталляция «История огня» Отто Пине:

Индустриальный стиль, представляющий собой изготовление арт-объектов из различных металлических деталей, крепежных элементов, проволоки, гвоздей и прочего. Так, французский творец Жан Мартин предпочитал делать фигурки животных, например, змею из гаек:

А вот румынский скульптор Дариус Хулеа предпочитает ваять исторических персонажей. Весьма интересна фигура Короля Румынии Фердинанда II, выполненная из металлических прутьев и проволоки:

Более подробно об эстетике постмодернизма вам наверняка будет интересно почитать в книге «Париж со змеями» .

Нецензурность и физиологичность текстов

Отказ от авторитетов и
надличностных ценностей, а также эпатажность постмодернистского искусства в
рэп-музыке привела к увеличению нецензурности и физиологичности текстов.
Сегодня мало читают о мечтах и настоящей любви, но всё больше о сексе; сегодня
в русском рэпе чаще можно слышать слова «сука» и «сучка», чем «девушка» или
«любимая»; сегодня тексты запросто могут складываться из конкретных фамилий,
мемов и заголовков новостей. Ничего подобного до 2010-х почти не было.

Если в 2009 году популярный рэпер
того времени Гуф посвятил песню своей супруге со следующим текстом: «Я буду
тебя любить, даже когда я буду на небе», то в 2017 году популярный рэпер
современности читал уже что-то наподобие следующего: «Трахнул с*ку без г*ндона,
и мне по*уй». Встречайте, 13 миллионов просмотров. Хит настоящего времени!

Либо ещё один хит нового времени
с 20 миллионами просмотров на YouTube, просто изобилующий нецензурной
лексикой и пошлостью:

Данная тенденция отчасти вызвана
особенностью запросов молодёжи на максимальную честность артиста со своей
аудиторией. Вышеупомянутый Гуф, посвятивший романтичную песню своей супруге,
через 5 лет с ней официально развёлся. Выходит, слова о «вечной любви даже на
небе» оказались просто лицемерием и ошибкой.

Публика, особенно молодая, это
прекрасно чувствует и начинает воспринимать с иронией серьёзную поэзию о любви
либо каких-то иных вечных ценностях человечества.

Практически всё «вечное» и
«святое» было в их глазах так или иначе кем-то попрано и дискредитировано,
пересмотрено, поэтому возникает запрос на максимальную  простоту, естественность и физиологичность
при описании отношений между мужчиной и женщиной. Природные инстинкты (в том
числе инстинкт размножения), пожалуй, единственное, что не подвергается
пересмотру в постмодернистской культуре.

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернистская архитектура стала своего рода ответом на минимализм модернизма. Изначально казавшийся передовым отказ от дизайнерских украшений зданий привел к однообразию архитектуры, которое тиражировалось на протяжении десятилетий и изрядно обедняло облик городов.

Подробно все проблемы модернизма и необходимость перемен разобраны архитектором Робертом Вентури в его книге «Сложность и противоречие в архитектуре» . С этого момента постмодернизм в архитектуре имеет свою идеологию и доктрину.

В облик зданий возвращаются украшения фасадов, элементы различных стилей прежних эпох в новой интерпретации. Под украшением следует понимать не элементы декора, а сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями. Так, архитектор Джеймс Стирлинг (1926-1992) разработал красочные проекты в секторе государственного жилищного строительства и множество зданий общественного назначения, в том числе здание Новой галереи в Штутгарте в Германии:

Столь же знаковой фигурой постмодернизма в архитектуре является Терри Фаррелл. Он известен, прежде всего, как архитектор, распространивший традиции постмодернизма в сферу обороны и спроектировавший здание штаб-квартиры британской разведки:

Еще один выдающийся архитектор постмодернизма – Альдо Росси (1931-1997). Работы этого итальянского зодчего можно увидеть как в Италии, так и в Германии, Нидерландах и даже Японии. Один из красивейших его проектов – это театр Карло Феличе в Генуе:

Если в раннем постмодернизме заимствования стилей, особенно классицизма, видны невооруженным глазом, в более поздний период смешение и совмещение разных направлений ведет к формированию собственных эксклюзивных стилей, присущих исключительно постмодернизму.

Так, деконструктивизм – это прямое отрицание традиций модернизма и, безусловно, новое слово в архитектуре. Визуальная асимметрия и дисгармония, заостренность и угловатость форм порой доходят до абсурда, хотя в итоге здания смотрятся весьма нетривиально. Например, модернизированный в стиле деконструктивизма Королевский музей в провинции Онтарио архитектора Даниеля Либескинда:

Еще один стиль, выросший из традиций постмодернизма, это хай-тек. Начав формироваться в 70-е, к концу 20 столетия хай-тек уверено шагал по всему миру. В разных странах построено множество зданий в стиле хай-тек, а одним из самых оригинальных по праву считается башня Мэри-Экс архитектора Нормана Фостера:

Заметим, что все вышесказанное не означает, что минимализм модернизма полностью ушел из архитектуры. Так, именно во второй половине 20 века в СССР появились типовые 5-этажные жилые дома, названные «хрущевками» по фамилии тогдашнего лидера страны. Бюджетный подход сохранился и в типовых планировках 9-этажных домов, правда, там начали отказываться от смежного расположения комнат.

Верхом комфорта по тем временам считался проект жилого 9-этажного дома, где санузел и кухня находились в разных концах квартиры и не имели общей стены, а коммуникации – вода и канализация – были подведены отдельно на кухню, отдельно в санузел. В большинстве домов, в которых живет большая часть горожан по сей день, кухня соседствует с туалетом и имеет общую канализацию и общий водовод.

Эти проекты имели и такую особенность, как отдельный вход в дом к кабине с лифтом и отдельный вход к лестнице. На каждом этаже между лестницей и лифтовой площадкой есть переход через лоджию. Впоследствии именно этот проект лег в основу проектирования элитных домов так называемой «улучшенной планировки», где квартиры продаются по более высоким ценам за квадратный метр.

За рубежом достижения модернизма в архитектуре точно так же по-прежнему высоко ценятся. В частности, самую первую Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получил Филип Джонсон (1906-2005), который считается одним из главных представителей интернационального стиля в Америке. Напомним, интернациональный стиль зародился в эпоху модернизма. Уточним дополнительно, что Притцкеровская премия утверждена представителями рода Прицкеров, которые являются владельцами сети отелей Hyatt. 

Больше вы узнаете из книги «Язык архитектуры постмодернизма» . А мы поговорим о постмодернизме в скульптуре.

Объясняет, почему мы не понимаем друг друга

Языковые проблемы часто оказываются в центре внимания постмодернистских авторов. Язык они считают кодом, принятой системой символов, посредством которых передается информация. Такое отношение к языку позволяет превратить литературное произведение в игру: менять те или иные составляющие системы, находить новые подходы к «шифрованию».

Эта позиция также делает заметными слабые места в человеческой коммуникации. Иногда языковой код становится лишь набором заученных комбинаций, смысл которых стирается. Собеседники произносят фигуры этикета, профессиональные термины или даже фразу «я тебя люблю» автоматически, не задумываясь об их значении. Постмодернисты отмечают, что именно это мешает связи между людьми, делает ее практически невозможной. Речь выходит из-под контроля, живет сама по себе. Философ Жак Деррида писал об этой сложности в человеческом общении:

Особенно ярко эта идея выражена в драме абсурда. Реплики в абсурдистских пьесах зачастую логически бессвязны, действия необоснованны. Тем самым авторы пытаются разрушить стереотипы мышления зрителя, помочь взглянуть на реальность по-новому. Ведь жизнь иногда бывает хаотична.

Проблеме языка посвящена пьеса Эжена Ионеско «Лысая певица».

Под знаком модернизма

Культурная ситуация первой половины XX века складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм — таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века.

«Модерн» — направление в искусстве

В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne — новейший, современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем, или «либерти», в Великобритании — стилем «модерн», в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Велде, в Австрии — сецессионом, в Германии — югендстилем. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя таким образом процветание и могущество торговли.

Многогранность искусства модернизма

Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) — собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн».

Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно. Главное различие между модернизм и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы. Авангард невозможен без активного «художественного антиповедения», без скандала, эпатажа. Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм.

Характеристики

Джонатан Крамер постулирует идею (вслед за Умберто Эко и Жан-Франсуа Лиотаром ), что постмодернизм (включая музыкальный постмодернизм) — это не столько поверхностный стиль или исторический период (то есть состояние), сколько установка . Крамер перечисляет 16 (возможно, субъективных) «характеристик постмодернистской музыки, под которыми я подразумеваю музыку, которая понимается постмодернистским способом, или которая вызывает постмодернистские стратегии слушания, или которая обеспечивает постмодернистский опыт слушания, или которая демонстрирует постмодернистские композиционные практики». По словам Крамера, постмодернистская музыка:

  1. не просто отрицание модернизма или его продолжения, но имеет аспекты как разрыва, так и расширения
  2. в некотором смысле иронично
  3. не соблюдает границ между звучностью и процедурами прошлого и настоящего
  4. преодолевает барьеры между высоким и низким стилями
  5. проявляет пренебрежение к часто неоспоримой ценности структурного единства
  6. ставит под сомнение взаимную исключительность элитарных и популистских ценностей
  7. избегает суммирующих форм (например, не хочет, чтобы целые детали были тональными, последовательными или отливались в предписанной формальной форме)
  8. рассматривает музыку не как автономную, а как имеющую отношение к культурному, социальному и политическому контексту
  9. включает цитаты или ссылки на музыку многих традиций и культур
  10. рассматривает технологии не только как способ сохранения и передачи музыки, но и как глубоко вовлеченные в создание и сущность музыки
  11. принимает противоречия
  12. не доверяет бинарным оппозициям
  13. включает фрагменты и разрывы
  14. включает плюрализм и эклектизм
  15. представляет несколько значений и несколько темпоральностей
  16. находит смысл и даже структуру в слушателях больше, чем в партитурах, выступлениях или композиторах

Дэниел Олбрайт резюмирует основные тенденции музыкального постмодернизма следующим образом:

  1. Полистилизм
  2. Случайность
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: