Введение
Исторический
период, в течение которого Германия не существовала как целостное государство,
оказал большое влияние на формирование культуры немецкой нации.
К началу XVI в.
Германия была крупнейшей составной частью Священной Римской империи, страной,
раздробленной политически и хозяйственно, но уже вступившей в период заметного
роста рыночных отношений и новых элементов в производстве.
Процесс
приспособления различных слоев населения к новой ситуации шел трудно, старые
общественные противоречия усугублялись новыми, и вся эта атмосфера еще больше
накалялась из-за финансовых притязаний римской курии, укрепления
территориальной власти и бесконечных междоусобиц духовных и светских князей,
провала попыток проведения имперских реформ. Обстановка, в которой происходило
развитие новых явлений в культуре, оказалась чревата возможностями
разнообразных кризисов.
ХV-ХVП века —
время, когда политическая раздробленность Германии отрицательным образом
сказывалась на развитии ее культуры. Культурная жизнь существовала
преимущественно при княжеских дворах. Вместе с тем, это был период начала
немецкого Возрождения.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (франц.
— Ренессанс) — это эпоха в культурном развитии ряда стран Европы, переходная
от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светских тенденций,
гуманистическим в своей основе мировоззрением, обращением к античному
культурному наследию, своего рода «возрождению» его.
В Германии
гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре
принадлежали представители самых разных творческих областей — философы,
естествоиспытатели, лингвисты, литераторы, поэты, проповедники гуманистического
толка. Немецкими гуманистами обсуждался вопрос о создании единой Германии.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………… 3
1.
Становление гуманизма в Германии………………………………………………………. 4
2.
Искусство Германии XVI века………………………………………………………………. 8
3.
Литература Германии 16 века……………………………………………………………… 1
4.
Музыка Германии 16 века…………………………………………………………………… 1
Заключение…………………………………………………………………………………………… 14
Литература…………………………………………………………………………………………… 15
Литература Германии 16 века
В развитии немецкой
литературы с середины XVI в. наметилась пора нового подъема, но он не привел к
созданию произведений, которые по своему художественному значению могли бы
сравниться с вершинами европейской литературы этой эпохи. Самым популярным
жанром городской литературы были прозаические шванки — короткие занимательные
истории, бытовые зарисовки, анекдотические примеры из жизни. Авторы объединяли
эти притязательные сочинения в сборники. Наиболее ранним был сборник
францисканского проповедника И. Паули «И в шутку, и всерьез» (1522),
носивший назидательный характер. С 1550-х годов, когда сборники стали выходить
один за другим, в них нарастала развлекательность: вслед за «Дорожной книжицей»
И. Викрама появились написанные иными авторами «Общество в саду»,
«Книжица для отдохновения», «Ночной дозор» и даже семитомник «Отврати печаль».
Во второй половине
XVI в. продолжали широко издаваться немецкие народные книги, в которых
доминировали традиции средневековья —интерес к рыцарским сюжетам, легендам и
чудесам. В этом потоке выделяются лишь несколько произведений. Одно из них —
«Шильдбюргеры» (1598), книга, высмеивающая тупоумие немецкого мещанства. Ее
комизм носит, однако, иной характер, чем «литература о дураках» начала века —
он лишен сатирической едкости и социальной остроты. Долгая жизнь в литературе
была суждена двум легендам, обработки которых появились в виде народных книг. В
1587 г. вышла «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и
чернокнижнике», в 1602 г. —повествование о «вечном страннике» Агасфере. В
соответствии с духом времени обе книги были пронизаны благочестивыми поучениями
и предостережениями.
С традициями
народной литературы было связано творчество крупнейшего немецкого поэта XVI в. Ганса
Сакса (1494—1576). Он не только черпал из фольклора многие мотивы своих
стихотворений, пьес и коротких забавных рассказов, но и выражал массовые вкусы
и представления. Даже обращаясь к образам античных героев или библейских
пророков, он стремился поведать о немецких нравах. Его работы отличаются
неизменным пристрастием к дидактизму, но зато содержат грубовато-трезвый, мало
поддающийся иллюзиям взгляд на мир. Творчество Сакса широко отразило мозаику
бытовых ситуаций и нравов его времени.
На исходе
Возрождения, продолжая традиции XVI в. и пролагая путь новой литературной
эпохе, развернулось творчество сатирика и мастера бурной, красочной языковой
стихии Иоганна Фишарта (1546—1590). Широко используя гиперболу, гротеск,
причудливые и комические словообразования, нагромождения синонимов и фейерверки
острот, он бичевал упадок нравов общества, религиозный фанатизм, произвол
властей. Самой яркой из его антикатолических сатир стала стихотворная «Легенда
о происхождении четырехрогой иезуитской шапочки» (1580). Он не раз обращался к
свободной обработке известных произведений: написал стихотворный вариант
народной книги о Тиле Уленшпигеле, резко усилив ее сатирические элементы, издал
в вольном немецком преломлении первую книгу «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле,
неистощимой словесной игрой расширив втрое ее объем. Языковое новаторство
Фишарта и напряженность его художнического мироощущения предвещали характерные
тенденции литературы барокко.
Влиятельные люди [ править ]
Иоганн Гутенберг (ок. 1398–1468) править
Йоханнес Генсфляйш цур Ладен, Йоханнес Гутенберг широко считается самым влиятельным человеком в эпоху Возрождения Германии. Как вольнодумник, гуманист и изобретатель Гутенберг тоже вырос в эпоху Возрождения, но также оказал на нее большое влияние. Его самое известное изобретение — печатный станок 1440 года. Пресс Гутенберга позволил гуманистам, реформистам и другим людям распространять свои идеи. Он также известен как создатель Библии Гутенберга , важнейшего труда, ознаменовавшего начало революции Гутенберга и эпоху печатной книги в западном мире .
Иоганн Рейхлин (1455–1522) править
Иоганн Рейхлин был наиболее важным аспектом преподавания мировой культуры в Германии в то время. Он был знатоком греческого и иврита. Получив диплом, а затем продолжив преподавать в Базеле, он считался чрезвычайно умным. Однако после отъезда из Базеля ему пришлось начать копировать рукописи и обучаться в области права. Тем не менее, он наиболее известен своими работами в области изучения иврита. В отличие от некоторых других «мыслителей» того времени, Рейхлин погрузился в это дело, даже создав руководство по проповедованию в рамках еврейской веры. Книга под названием De Arte Predicandi (1503 г.), возможно, является одной из самых известных его работ этого периода.
Альбрехт Дюрер (1471–1528) править
Альбрехт Дюрер был в то время и остается самым известным художником немецкого Возрождения. Он был известен по всей Европе и восхищался им в Италии, где его работы были в основном известны по его гравюрам . Он удачно соединил сложный северный стиль с гармонией и монументальностью эпохи Возрождения. Среди его самых известных работ — « Меленколия I» , « Четыре всадника» из его серии гравюр « Апокалипсис » и « Рыцарь, смерть и дьявол» . Другими значительными художниками были Лукас Кранах Старший , Дунайская школа и Маленькие мастера .
Мартин Лютер (1483–1546) править
Мартин Лютер был протестантским реформатором, который критиковал церковные обычаи, такие как продажа индульгенций, против чего он опубликовал свои Девяносто пять тезисов 1517 года. Лютер также перевел Библию на немецкий язык, сделав христианские писания более доступными для населения в целом и вдохновляя на стандартизацию немецкого языка.
Ссылки [ править ]
- ^ Мюнхен Residenz
- ^ Немецкий экономический рост, 1500–1850 , Ульрих Пфистер
- ^ а б Бартрум (2002)
- ^ Снайдер, Часть III, гл. XIX о Кранахе, Лютере и т. Д.
- ^ Снайдер, гл. XVII
- ^ Вуд, 9 — это основная тема всей книги.
- ^ Снайдер, гл. XVII, Бартрум, 1995 г.
- ^ Снайдер, гл. XX о Гольбейнах, Bartrum (1995), 221–237 о гравюрах Гольбейна, 99–129 о Маленьких мастерах
- ↑ Тревор-Ропер, Леви
- ^ Снайдер, 298-311
- ↑ Иоганн Гутенберг в Новой католической энциклопедии
- ^ Пласс, Эвальд М. (1959). «Монашество». Что говорит Лютер: антология . 2 . Сент-Луис: издательство Concordia. п. 964.
Источники править
- Бартрум, Джулия (1995); Гравюры немецкого Возрождения, 1490–1550 ; British Museum Press, 1995, ISBN 0-7141-2604-7
- Бартрум, Джулия (2002), Альбрехт Дюрер и его наследие: графическая работа художника эпохи Возрождения , British Museum Press, 2002, ISBN 978-0-7141-2633-3
- Майкл Леви , Картина при дворе , Weidenfeld & Nicolson, Лондон, 1971
- Снайдер, Джеймс ; Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0-13-623596-4
- Тревор-Ропер, Хью ; Принцы и художники, покровительство и идеология при дворе четырех Габсбургов 1517–1633 , Темза и Гудзон, Лондон, 1976, ISBN 0-500-23232-6
- Вуд, Кристофер С. , Альбрехт Альтдорфер и происхождение ландшафта , 1993, Reaktion Books, Лондон, ISBN 0-948462-46-9
Музыка Германии 16 века
В немецкой музыке
Возрождения доминирует влияние нидерландских полифонистов. В преемственной
связи с нидерландской школой развиваются самые различные жанры и направления, в
том числе «итальянский» мадригал и «французская» полифоническая песня, не
говоря уже об эволюции инструментальной музыки, от органной до лютневой. В
числе выдающихся мастеров XVI в. были один из основоположников школы
полифонизма в Германии, выходец из Нидерландов Г. Изаак (1450—1517) и
его ученик Л. Зенфль (1486—1542). Любимый композитор Лютера, который не
только высоко ценил музыку, но и сам сочинял духовные песнопения, Зенфль
славился хоралами. Он широко использовал в них обработку напевных мелодий,
включая фольклорные. Хоралы Зенфля (как и его продолжателей) отличались
простотой многоголосия и четкой ритмической структурой. В отличие от
католической традиции, текст песнопений был немецким, а не латинским. Эти
сочинения исполнялись всей церковной протестантской общиной. Некоторые хоралы и
ряд песен, созданных профессиональными композиторами, со временем превратились
в достояние немецкой народной культуры.
Общий уровень
музыкальной культуры в Германии был высок. Во многих городах действовали
объединения мейстерзингеров, при дворах — капеллы (в Мюнхене многие годы
капеллой герцога Баварского руководил прозванный «князем музыки» Орландо
Лассо.) Широкое распространение получило бытовое музицирование, где
любимейшим инструментом была лютня. К концу века, как и в Нидерландах,
возрастает роль сольного пения, инструментальная музыка обособляется от давних
связей со словом и вокалом, начинается расцвет искусства органистов, их
мастерских импровизаций. Итог музыкальным достижениям и традициям XVI в.
подводит обладающее универсальной широтой творчество крупнейшего композитора Генриха
Шютца (1585—1672). Оно, однако, принадлежит уже новой, барочной эпохе,
мировосприятие и стиль которой выразила музыка Шютца.
Дюрер
Самая яркая звезда немецкого Возрождения – Альбрехт Дюрер (1471- 1528), великий живописец, непревзойденный рисовальщик и график, первый немецкий художник-универсал ренессансного типа. Он был инженером и архитектором, изучал математику, писал стихи и теоретические трактаты по искусству. Широко известна связь Дюрера с мыслящими людьми той эпохи, дружба с гуманистами.
Творчество Дюрера вбирает в себя самую суть ренессансных устремлений немецкого искусства. В своих замечательных портретах («Освальд Крелль», «Иероним Хольцшуэр», «Неизвестный молодой человек» и другие) и автопортретах он утверждает в противоположность сословному истинно человеческое достоинство.
К замечательным образцам портретного искусства Дюрера относится «Автопортрет» 1500 года – строго фронтальный и, несомненно, соотнесенный с образом Христа. Подобная смелость могла возникнуть только под кистью гения эпохи Возрождения, прекрасно понимавшего незаурядность своей личности.
В самом конце XV столетия Дюрер исполнил серию гравюр на дереве «Апокалипсис», воспринятую современниками как воплощение их настроений и надежд. Обратившись к самой загадочной части «Нового завета», художник прочитал ее как книгу о своем тревожном и бурном времени, одним из первых в Германии почувствовав приближение Реформации. Потрясающее впечатление производит лист «Четыре всадника», где символически запечатлены страшные людские бедствия – война, мор, голод и смерть.
В руках Дюрера достигла совершенства не только техника ксилографии, но и резцовая гравюра на меди. Большую известность приобрели три «Мастерские гравюры» на меди, содержание которых связано с гуманистическими идеями. Они рассказывают о силе духа, стойкости перед любыми испытаниями судьбы («Рыцарь, смерть и дьявол»), самоотверженном труде ученого («Святой Иероним») и мучительных сомнениях творческой личности («Меланхолия»).
Художественные искания Дюрера завершила картина «Четыре апостола», которую он преподнес в дар родному Нюрнбергу (ныне находится в Мюнхене). Она представляет собой два высоких панно с изображением фигур апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. По традиции считается, что здесь воплощены четыре человеческих темперамента, но наряду с этим Дюрера, несомненно, увлекала идея сотворения образа могучей, духовно богатой личности.
Глубоким сочувствием к человеческим страданиям пронизано творчество замечатального современника Дюрера Матиса Нитхардта (1470/75-1528),
получившего в XVII веке прозвище Грюневальд, прочно за ним укрепившееся. Сохранилось немного работ этого живописца – преимущественно алтарные картины, исполненные в напряженных, пылающих цветовых сочетаниях. В отличие от Дюрера Грюневальд мыслил, прежде всего, как колорист, открывая эмоциональную значимость цвета.
Самым известным творением Грюневальда явился Изенгеймский алтарь (находится во французском городе Кольмаре). На наружных створках его представлено «Распятие», изображение распятого на кресте Христа. Это центральная тема Матиса Грюневальда. «Распятие» Изенгеймского алтаря потрясает чувством безысходного отчаяния. Мертвое тело замученного, израненного Христа – это само страдание. Если раскрыть створки алтаря, можно увидеть и радостные сцены («Рождество», «Воскресение»), но все же главное у Грюневальда это накал трагических эмоций.
Современником Дюрера был и Ганс ГольбейнМладший (Ханс Хольбейн, 1497-1543), последний великий мастер немецкого Возрождения. Работая в различных областях искусства, он был в первую очередь портретистом. Большинство своих портретов Гольбейн написал в Англии, будучи придворным художником короля Генриха VIII. Среди них портрет самого короля Генриха, его жены Джейн Сеймур, портрет немецкого купца Георга Гисце, графический портрет Томаса Мора.
К лучшим работам Гольбейна относятся также портреты Эразма Роттердамского, созданные до переезда в Англию, в Базеле. Великого гуманиста рисовали многие, в том числе Дюрер. И все же классические изображения Эразма Роттердамского создал именно Гольбейн. Кроме того художник иллюстрировал его книгу «Похвала глупости».
Среди графических работ Гольбейна выделяется серия гравюр на дереве «Пляска смерти».
Заключение
Со второй половины
XIV в. в Европе начинается тот исторический период, который получил
впоследствии название эпохи Возрождения.
Одним из проявлений
духа Возрождения является гуманизм, составляющий альфу и омегу миросозерцания
ренессансного человека. Другим — рафинированный индивидуализм, взращенный на
почве протеста против десятивекового уничижения личности, осуществляемого всеми
социальными институтами средневековья в соответствии с догматами христианского
вероучения. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в своем
большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.
Это был величайший
прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха,
которая нуждалась в титанах, которая породила титанов по силе мысли, страсти и
характеру, по многосторонности и учености.
Если же говорить о
вкладе мыслителей Возрождения в разработку теоретической культурологии, то его
следует признать достаточно скромным, особенно по сравнению с их достижениями в
других областях общественной мысли
Как ни парадоксально, гуманисты Ренессанса,
проявляя пристальное внимание к проблеме человека, к вопросам его
производственной деятельности, исследуя вопросы, связанные с постижением
законов природы, практически не обращались к теоретическому осмыслению мира
культуры
Главное, что
сделали мыслители Возрождения в этой области, состоит в том, что они восстановили
в правах понимание культуры как пайдейи. Для них культура перестает быть
результатом Божественного промысла, неким феноменом, сотворенным Господом и
пребывающим вне времени и пространства, элементом мироустройства, существующим
изначально и до времени Страшного суда. Подобно античным мыслителям они
интерпретируют культуру как нечто творимое и творящее, как результат
целенаправленного воспитательного воздействия.