Геометрия
Да, это Возрождение
Одним из важнейших принципов рационального Возрождения стал принцип геометрии, который был взят из архитектуры и применялся во всех видах искусства.
Заядлым любителем геометрии и светотени был Пьеро делла Франческа, знаменитый экспериментатор и новатор эпохи Возрождения (кстати, его работами можно вживую насладиться в Эрмитаже до 10 марта 2019 года).
В своей поздней работе «Алтарь Монтефельтро» он первым решился изобразить Мадонну в интерьере церкви, запечатлев современную ему архитектуру. Элементы интерьера выписаны с особой тщательностью, контраст света и тени выделяет изящность деталей и симметричность помещения.
Любопытно изображение мужчины в доспехах — это непосредственный заказчик картины, герцог де Монтефельтро. Хотя он и преклоняется перед Мадонной, его фигура искусственно не уменьшена, как это бывало в готике, и не менее материальна, чем фигуры святых.
Вся композиция заключена в полукруг, подчеркивая интимность и исключительность происходящего. Особенное восхищение вызывает яйцо под потолком, поскольку оно расположено аккурат над спящим младенцем. Подобная точность потребовала немалых ухищрений и геометрических вычислений.
«Алтарь Монтефельтро», 1472. Источник
Другим знаменитым поклонником геометрии в живописи был Леонардо да Винчи. В своей незавершенной работе «Поклонение волхвов» он применяет принцип геометрической расстановки персонажей.
Даже в незавершенном виде у каждого персонажа есть своя эмоция и выражение лица, что резко контрастирует с привычными готическими правилами. Наконец, каждая фигура запечатлена в определенной позе — Леонардо кропотливо изучал анатомию, поэтому смог добиться редкой в то время точности позиций человеческого тела в пространстве.
«Поклонение волхвов», 1481. Источник
Нет, это не Возрождение
Для контраста можно взглянуть на работы современника Леонардо — Нероччо де Ланди. К примеру, картина «Мадонна с младенцем и двумя святыми» разительно расходится с работами Да Винчи и Микеланджело, особенно в области геометричности.
Художник даже не пытается создать видимость перспективы, поэтому пол на картине резко переходит в золотой фон. Хотя эта работа написана около 1490 года, по технике исполнения и замыслу она отстает от своих современников на целое столетие.
«Мадонна с младенцем и двумя святыми», ок. 1490. Источник
***
Расцвет Возрождения пришелся на конец XV века, и именно в это время создавались самые известные произведения этого периода, хотя продлился он всего около сорока лет. Признанными мастерами Ренессанса стали Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.
Микеланджело (1475—1564).
Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.
Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.
Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.
Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.
Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.
Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.
Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.
Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.
В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.
Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.
Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.
Слово «ренессанс»
Слово эпоха Возрождения это Французский слово, дословный перевод которого на английский — «Возрождение». Термин был впервые использован и определен французским историком Жюль Мишле (1798–1874) в своей работе 1855 года Histoire de France (История Франции). Жюль Мишле определил эпоху Возрождения во Франции 16-го века как период в культурной истории Европы, который представляет собой разрыв со средневековьем, создавая современное понимание человечества и его места в мире. Как французский гражданин и историк, Мишле также утверждал, что Возрождение — это французское движение. Его работа лежит в основе использования французского слова «Ренессанс» в других языках.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Блант, Энтони . Искусство и архитектура во Франции 1500–1700 . ISBN 0-300-05314-2.
- Шастель, Андре. Французское искусство Том II: Возрождение . ISBN 2-08-013583-X.
- Шастель, Андре. Французское искусство Том III: Древний режим . ISBN 2-08-013617-8.
- Хэмптон. Тимоти. Литература и нация в шестнадцатом веке: изобретение Франции эпохи Возрождения (2003) 289 стр.
- Holt, Mack P. Renaissance and Reformation France: 1500-1648 (The Short Oxford History of France) (2002) отрывок и текстовый поиск
- Knecht, RJ Взлет и падение эпохи Возрождения, Франция: 1483–1610 (2002) отрывок и текстовый поиск
- Питтс, Винсент Дж. Анри IV Франции: его правление и возраст (2008)
- Поттер, Дэвид. Франция эпохи Возрождения в состоянии войны: армии, культура и общество, c. 1480–1560, (2008)
- Робин, Диана; Ларсен, Энн Р .; и Левин, Кэрол, ред. Энциклопедия женщин в эпоху Возрождения: Италия, Франция и Англия (2007) 459 стр.
Слово «Возрождение» [ править ]
Слово « Возрождение» — французское слово, дословный перевод которого на английский — «Возрождение». Этот термин был впервые использован и определен французским историком Жюлем Мишле (1798–1874) в его работе 1855 года Histoire de France (История Франции). Жюль Мишле определил Возрождение 16-го века во Франции как период в культурной истории Европы, который представляет собой разрыв со средневековьем, создавая современное понимание человечества и его места в мире. Как гражданин Франции и историк, Мишле также утверждал, что Возрождение — это французское движение. Его работа лежит в основе использования французского слова «Возрождение» в других языках.
Искусство [ править ]
В конце 15 века французское вторжение в Италию и близость яркого Бургундского двора (с его фламандскими связями) познакомили французов с товарами, картинами и творческим духом Северного и итальянского Возрождения , а также с первоначальным художественные изменения во Франции часто осуществлялись итальянскими и фламандскими художниками, такими как Жан Клуэ и его сын Франсуа Клуэ, а также итальянцы Россо Фьорентино , Франческо Приматиччо и Никколо дель Аббате из первой школы Фонтенбло (с 1531 года).
В 1516 году Франциск I из Франции пригласил Леонардо да Винчи в замок Амбуаз и предоставил ему замок Кло-Люсе , который тогда назывался Шато-де-Клу, в качестве места для проживания и работы. Леонардо, известный художник и изобретатель, прибыл с тремя своими картинами, а именно « Мона Лиза» , « Сент-Анн» и « Сен-Жан-Батист» , которые сегодня принадлежат Лувру в Париже .
Искусство периода от Франциска I до Генриха IV часто вдохновляется поздними итальянскими живописными и скульптурными разработками, обычно называемыми маньеризмом (связанным, в частности, с Микеланджело и Пармиджанино ), характеризующимся удлиненными и изящными фигурами и опорой на визуальное восприятие. риторика , включая тщательно продуманное использование аллегории и мифологии .
В этот период было много французских художников, включая художника Жана Фуке из Тура (который создал реалистичные портреты и замечательные иллюминированные рукописи ) и скульпторов Жана Гужона и Жермена Пилона .
Поздний маньеризм и раннее барокко
Генрих IV пригласил художников Туссена Дюбрей , Мартина Фремине и Амбруаза Дюбуа для работы над замком Фонтенбло, и их обычно называют второй школой Фонтенбло .
Мария Медичи , королева Генриха IV, пригласила фламандского художника Питера Пауля Рубенса во Францию , и художник написал ряд масштабных работ для Люксембургского дворца королевы в Париже. Еще одним фламандским художником, работавшим при дворе, был Франс Поурбус-младший .
За пределами Франции, работая на герцогов Лотарингии , можно найти совсем другой стиль позднего маньеризма у художников Жака Белланжа , Клода Деру и Жака Калло . Имея мало контактов с французскими художниками того периода, они развили повышенную, экстремальную и часто эротическую манеру (включая ночные сцены и кошмарные образы) и отличное мастерство в офорте .
-
Франциск I Франции , Жан и Франсуа Клуэ (ок. 1535, масло на панели) (Лувр).
-
Ева, первая Пандора на Жан Кузен Старший (c.1550).
-
Лижье Ришье , Оплакивание Христа , Церковь Святого Этьена, Сен-Миль
-
Дайан Охотница , Школа Фонтенбло (1550–1560) (Лувр).
-
Дама в ванне — Франсуа Клуэ (около 1570 г.) (Национальная галерея, Вашингтон).
-
Памятник , содержащий сердце Генриха II Франции от Germain Пилон .
-
Портрет Габриэль д’Эстре и герцогини Вилларской , школа Фонтенбло , около 1594 г.
-
Allégorie de la Peinture et de la Sculpture , Амбруаз Дюбуа
-
Гиацинт и Climène на их утреннего туалета (деталь) по Туссен Dubreuil , сцена из Ронсар «s Franciade (c.1602) (Лувр)
-
Мадонна с младенцем в окружении ангелов , Мелен Диптих на Жан Фуке , c.1450
Архитектура
Одним из величайших достижений французского Возрождения было строительство Замки долины Луары: эти дворцы удовольствий, больше не задумываемые как крепости, использовали богатство рек и земель Луара региона и демонстрируют замечательное архитектурное мастерство.
Старый Лувр замок в Париж также был перестроен под руководством Пьер Леско и станет ядром нового Возрождения замок. К западу от Лувра, Екатерина Медичи построил для нее Тюильри дворец с обширными садами и грот.
Вознесение Генрих IV Франции на престол принес период масштабного городского развития в Париж, в том числе строительство на Pont Neuf, то Площадь Вогезов (названный «Place Royale»), Place Dauphine, и части Лувр (среди которых Большая галерея).
Северное Возрождение
Данный термин используется для характеристики эпохи Возрождения во всей Европе, находившейся за пределами Италии в целом и в частности в германоязычных странах. Оно имеет ряд особенностей. Северное Возрождение не было однородным и в каждой стране характеризовалось специфическими чертами. Искусствоведы разделяют его на несколько направлений: французское, немецкое, нидерландское, испанское, польское, английское и т. д.
Пробуждение Европы шло двумя путями: развитие и распространение гуманистического светского мировоззрения, и развитие идей обновления религиозных традиций. Оба они соприкасались, иногда сливались, но в тоже время были антагонистами. Италия выбрала первый путь, а Северная Европа – второй.
На искусство севера, в т. ч. живопись, эпоха Возрождения практически не оказывала никакого влияния вплоть до 1450 г. С 1500 г. она распространилась по всему континенту, однако в некоторых местах влияние поздней готики сохранилось вплоть до наступления барокко.
Северное Возрождение характеризуется значительным влиянием готического стиля, менее пристальным вниманием к изучению античности и анатомии человека, детализированной и тщательной техникой письма
Важное идеологическое влияние на него оказала Реформация
Северное Возрождение
По-иному обстояло дело в области культуры. За пределами Италии, особенно на севере Европы, античное наследие играло гораздо более скромную роль, чем на родине Возрождения (читайте про итальянское Возрождение). Определяющее значение имели национальные традиции и особенности исторического развития различных народов.
Эти обстоятельства наглядно проявились в Германии, где возникло широкое культурное движение, получившее название Северное Возрождение. Именно в Германии в разгар Возрождения было изобретено книгопечатание. В середине XV в. Иоганн Гуттенберг (ок. 1397-1468) опубликовал первую в мире печатную книгу — латинское издание Библии. Книгопечатание быстро распространилось по всей Европе, превратившись в мощное средство распространения гуманистических идей. Это эпохальное изобретение изменило весь характер европейской культуры.
Типография. Гравюра 1568 г.
Предпосылки Северного Возрождения сложились в Нидерландах, особенно в богатых городах южной провинции — Фландрии, где почти одновременно с ранним итальянским Возрождением зародились элементы новой культуры, наиболее ярким выражением которой стала живопись. Другим признаком наступления новых времён стало обращение нидерландских богословов к нравственным проблемам христианской религии, их стремление к «новому благочестию». В такой духовной атмосфере вырос крупнейший мыслитель Северного Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536). Уроженец г. Роттердама, он учился в Париже, жил в Англии, Италии, Швейцарии, своими трудами приобретя общеевропейскую известность. Эразм Роттердамский стал основоположником особого направления гуманистической мысли, получившей название христианский гуманизм. Он понимал христианство прежде всего как систему нравственных ценностей, которых следовало придерживаться в повседневной жизни.
Эразм Роттердамский
На основе углубленного изучения Библии нидерландский мыслитель создал собственную богословскую систему — «философию Христа». Эразм Роттердамский учил: «Не думай, что Христос сосредоточен в обрядах и службах, как бы ты их ни соблюдал, и в церковных учреждениях. Христианин — не тот, кто окроплён, не тот, кто помазан, не тот, кто присутствует на таинствах, но тот, кто проникнут любовью ко Христу и упражняется в благочестивых делах».
Одновременно с Высоким Возрождением в Италии происходил расцвет изобразительного искусства и в Германии. Центральное место в этом процессе занял гениальный художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). Его родиной был вольный город Нюрнберг в Южной Германии. Во время поездок в Италию и Нидерланды германский художник имел возможность ознакомиться с лучшими образцами современной ему европейской живописи.
А. Дюрер. Автопортрет
А. Дюрер. Всадники Апокалипсиса. Гравюра
В самой Германии в то время широкое распространение получил такой вид художественного творчества, как гравюра — рельефный рисунок, нанесённый на доску или металлическую пластину. В отличие от живописных полотен гравюры, размноженные в форме отдельных оттисков или книжных иллюстраций, становились достоянием самых широких кругов населения.
Дюрер довел технику гравирования до совершенства. Цикл его гравюр на дереве «Апокалипсис», иллюстрирующий главное библейское пророчество, относится к числу величайших шедевров графического искусства.
Подобно другим мастерам Возрождения Дюрер вошёл в историю мировой культуры как выдающийся портретист. Он стал первым германским художником, получившим общеевропейское признание. Большую известность приобрели также художники Лукас Кранах-старший (1472-1553), известный как мастер мифологических и религиозных сцен, и Ханс Хольбейн-младший (1497/98-1543).
Л. Кранах-старший. Портрет бургомистра Вайсенфельса
Л. Кранах-старший. Принцесса Сибилла Клевская
Хольбейн несколько лет проработал в Англии, при дворе короля Генриха VIII, где создал целую галерею портретов своих знаменитых современников. Его творчество знаменовало собой одну из вершин художественной культуры Возрождения.
Леонардо Да Винчи
Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.
Национальность: итальянец
Леонардо Да Винчи
Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.
Шедевр: Мона Лиза (1517)
Мона Лиза (1517)
Другие известные работы:
- Тайная вечеря (1498)
- Витрувианский человек (1490)
Сандро Боттичелли
Продолжительность жизни: 1445 — 17 мая 1510
Национальность: итальянец
Сандро Боттичелли
Боттичелли был, пожалуй, величайшим гуманистическим художником раннего Возрождения. Он написал широкий спектр мифологических и религиозных сюжетов, а также несколько портретов. Боттичелли стремился запечатлеть красоту и добродетель с помощью своих работ. Богиня Венера, которая представляет эти качества, появляется во многих его работах. Искусство Боттичелли известно своим визуальным блеском и декоративным качеством, которого нет в картинах преуспевающих художников эпохи Возрождения. Его картины «Рождение Венеры и Примаверы» — две из самых известных картин эпохи Возрождения. Боттичелли вырос, чтобы стать одним из ведущих художников своего времени, но после его смерти его репутация была испорчена до конца 19-го века. Однако с тех пор его искусство снова стало цениться критиками и публикой. Сегодня он стал одним из самых известных художников эпохи Возрождения, чьи работы представляют линейную грацию живописи раннего Ренессанса.
Шедевр: Рождение Венеры (1486)
Рождение Венеры (1486)
Другие известные работы:
- Примавера (1482)
- Поклонение волхвов (1476)
Живопись
Как и в прочих жанрах искусства, в живописи наблюдается заимствование художественных приемов Античности. Даже в библейские сюжеты постепенно проникает тема красоты человеческого тела и совершенства его форм. Впрочем, это произошло не одномоментно.
Проторенессанс
Что касается темы живописи, здесь самое время вновь вспомнить о Проторенессансе и величайшем художнике этого периода Джотто ди Бондоне. Дело в том, что его наработки послужили источником вдохновения и были позаимствованы главными фигурами эпохи Возрождения в живописи: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэлем (1483-1520). Эти наработки вряд ли сможет обнаружить глаз человека, не имеющего художественного образования, поэтому в этот раз мы сначала расскажем, а потом покажем.
Особенности творчества Джотто ди Бондоне:
- Тщательная проработка деталей.
- Тесная взаимосвязь деталей между собой.
- Зависимость визуального восприятия деталей от освещения.
- Ощущение чувства пространства на изображении.
- Смещение оптической перспективы с возможностью перенаправить взгляд на зрителя.
- Активное использование светлых тонов для фресок.
- Достижение визуальных эффектов за счет градации оттенков цвета.
Оценить воочию эти нюансы можно, посмотрев живописные работы Джотто ди Бондоне. Возьмем для примера «Полиптих Барончелли» – одну из его росписей в построенной им церкви Санта-Кроче:
Живопись раннего Ренессанса
В искусство живописи раннего Ренессанса огромный вклад внес уже упоминавшийся нами художник и архитектор Филиппо Брунеллески. Напомним, он открыл перспективу в архитектуре и живописи, что стало новым словом в этой области. Это хорошо заметно в работах художников данного периода. Например, в работе Сандро Ботичелли (1445-1510) «Мадонна Евхаристии»:
Живопись высокого Ренессанса
Расцвет Ренессанса предопределен творчеством таких великих художников, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).
«Сикстинская мадонна» Рафаэля является одной из самых узнаваемых работ в истории живописи. Кроме того, он прославился как мастер портретной и алтарной живописи, мастер многофигурной композиции, гравировщик и стихотворец. Рафаэль Санти часто сопровождал сонетами свои рисунки. Так, один из рисунков сопровождался прекрасными строками:
Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой…
О литературе Ренессанса мы поговорим позже, а сейчас предлагаем оценить пример многофигурной композиции в работе Рафаэля «Афинская школа»:
Наиболее известной картиной Леонардо да Винчи является, безусловно, «Мона Лиза», она же «Джоконда». Все, кто видел картину, заметили, что Джоконда как бы «следит» взглядом за зрителем. Это как раз пример смещения оптической перспективы с возможностью перенаправить взгляд на зрителя. В творчестве Леонардо да Винчи были тесно связаны наука и искусство. Так, он предметно изучал анатомию и делал множество рисунков, точно передающих анатомические особенности человеческого тела. Примером может служить работа Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»:
Микеланджело прославился своей росписью Сикстинской капеллы. Единственная законченная картина его авторства, дошедшая до нашего времени, это «Мадонна Дони»:
Живопись позднего Ренессанса
В живописи в эпоху позднего Ренессанса явно заметны черты маньеризма: изогнутость фигур, неестественность положений, нарушенные пропорции. Классикой жанра считается картина Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»:
Мы охватили лишь малую часть шедевров эпохи Возрождения. Тут, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому рекомендуем вам книгу «Живопись эпохи Возрождения» . Кроме того, весьма интересно исследование «Вокруг Леонардо да Винчи: модернизм, террор, грезы и метаистория» . А мы переходим к литературному наследию Ренессанса.
Венецианская школа живописи и эпоха Возрождения
Возрождение в Венецию происходит немного позже, чем в других итальянских городах. На протяжении большей части XV века в венецианской живописи главенствует византийский стиль, в то время как единственным новшеством становится введение некоторых готических элементов, пришедших, в основном, благодаря контактам с Германией.
Во второй половине XV века, с появлением в Венеции Антонелло да Мессины и связью между семьей Беллини и Андреа Мантенья, стал проявляться стиль искусства возрождения. Андреа Мантенья женился на дочери художника Якопо Беллини и сестре Джованни и Джентиле Беллини, которые также были художниками, как и их отец. Элементы, усвоенные Джованни Беллини из живописи Мантеньи и Антонеллы да Мессина, воплотились в совершенно новом стиле, не исключавшем некоторые позднеготические отголоски. Этим новым стилем стало Возрождение, которое определяют как венецианское. Главной его особенностью было совершенно новое использование цвета, что привело к появлению тональной живописи.
Донателло
Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466
Национальность: итальянец
Донателло
Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.
Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)
бронзовый Давид (1440-е годы)
Другие известные работы: —
- Конная статуя Гаттамелата (1453)
- Кающаяся Магдалина (1455)