Воронина о.а. психоаналитический и постмодернистский феминизм — файл n1.doc

Влияние на религию

Влияние феминизма повлияло на многие аспекты религии. В либеральном протестантском христианстве женщины имеют право быть религиозными лидерами. Благодаря христианскому реформизму женщины постепенно стали равны мужчинам, открыли путь к другим более высоким религиозным должностям и получили возможность пересмотреть некоторые убеждения.

Однако это наблюдалось только в протестантском христианстве. В исламе, католицизме и православии это направление развития не получило развития (в частности, в исламе, где женщинам не разрешается занимать какое-либо место среди духовенства).

Первая волна феминизма

Первая волна (иначе «длинная волна» (old wave)) – это период активного движения американских и британских суфражисток (от лат. suffragium – голосование выборщиков) около 1840-1920 гг. Суфражистки боролись за право женщин участвовать в выборах, владеть собственностью, устанавливать политическое равенство между мужчинами и женщинами.

Феминизм первой волны был в первую очередь заинтересован в реформировании семейного права, избирательных прав и экономических условий жизни женщин. С самого начала женское движение столкнулось с широкой критикой, в том числе со стороны самих женщин.

Усилия суфражисток увенчались избирательным правом женщин. Первым государством, предоставившим это право женщинам, была Новая Зеландия в 1893 г. В 1918 г. избирательные права для женщин были введены (только для женщин старше 30 лет) в Великобритании, Финляндии и Польше, а в США – в 1920 г.

Основные идеи феминизма

С течением времени и в зависимости от постоянно изменяющихся условий цели, проявления, направление феминизма изменялось и продолжает меняться по сей день. Но даже в таких условиях можно выделить основные идеи феминизма, которые не подвергаются значительным изменениям:

  • Борьба за политические права, уравнение женщин и мужчин. Здесь идет речь о том, что женщина, равно как и мужчина, вправе голосовать, беспрепятственно участвовать в политической жизни общества, выдвигать свою кандидатуру и избираться.
  • Борьба за возможность получать высшее образование и работать в тех ж отраслях, что и мужской пол. Сюда же входит борьба с неравной оплатой и условиями труда, возможностью занимать определенные должности и другие. 
  • Борьба с репродуктивным насилием. Ущемление и угнетение женщин проявляется и в вопросах репродукции. Уравнение прав женщин и мужчин в браке, поддержка женщин в вопросах контрацепции, абортов, родов и других вопросов, связанных с репродуктивными функциями женщин.

Феминизм охватывает большой спектр проблем, которые порождают дискриминацию женщин в обществе

  • Борьба с давлением общества на женский пол. Имеется в виду, что общество не должно требовать от женщины придерживаться определенных правил, традиционно приписываемых женскому полу. Начиная от внешнего вида женщины и заканчивая её социальной ролью. 
  • Борьба за сохранение личных границ женщин. Под этой формулировкой феминистки подразумевают более жесткие наказания за сексуальные домогательства, насилие и другие проявления харассмента и сексизма.
  • Борьба со стереотипностью. Привычные и традиционные взгляды общества на женщин тормозят развитие общества, а также ограничивают возможности женщин.

Бритые ноги и образ домохозяйки

Современная женщина становится всё более экономически независимой. Удачное замужество теперь не определяет её благосостояния, а значит, красота не является обязательным условием существования.

С другой стороны, понятие красоты стало близким к социальному статусу. Ухоженная внешность, спортивная фигура, молодость – индикаторы успешности человека.

Но требования к женской внешности всё ещё гораздо выше, чем к мужской. Что бы ни делала женщина, в первую очередь общество оценивает то, как она выглядит. Почему так сложилось?

Фото с сайта Luxfon.com

До конца Промышленной революции (начало XIX века) стандарты женской красоты ещё не были универсализированы. Они распространялись лишь на аристократок и проституток. А женщин из остальных слоёв населения оценивали исключительно по их трудоспособности. Женские рабочие руки были востребованы и на ферме, и на городских фабриках.

Ситуация изменилась в начале 1900-х годов, когда начала развиваться киноиндустрия, а вместе с ней модный бизнес и косметология.

Затем в 1940-х из-за моды на укороченные платья женщины стали повсеместно брить ноги. Вскоре бритые ноги становятся стандартом.

Иллюстрация из журнала 50-х годов, США / Фото с сайта Pinkpearbear.com

Но домашний быт всегда оставался женской прерогативой, поэтому в 1950-х, в том числе и в СССР, зародился образ идеальной домохозяйки: приветливая стройная женщина, которая печёт пироги в нарядном платье и в макияже, симбиоз труженицы и красотки с большого экрана.

На 1960-1990 годы пришлась вторая волна эмансипации, во время которой женщины получили избирательные и имущественные права, и больший выбор профессий. Но несмотря на это, стандарты женской внешности с каждым годом становились всё более и более сложным конструктом.

«Спекуляции на внешности – это медленный яд»

Клинический психолог и психоаналитик Маргарита Спасская рассказывает, что давление на женщин в том, что касается внешности, за последние десятилетия увеличилось в разы.

«Многие женщины испытывают сложности с принятием своего тела. И обычно им об этом трудно говорить. Причем, условно объективные данные вообще не имеют значения, – говорит Маргарита Спасская. – Внешность и возраст часто становятся способом манипуляции со стороны партнёра или окружающих, что зачастую полностью не осознаётся женщиной. То есть это полностью бессознательный процесс. И когда ко мне приходит женщина, которой около тридцати, и говорит, что чувствует себя старой – я в первую очередь предполагаю наличие отношений с партнёром-мучителем. Спекуляции на внешности – это медленный яд, который сильно влияет на самооценку и самовосприятие, забирает у человека массу психической энергии, времени и денег, и способствует тому, что после определённого возраста женщины становятся невидимыми».

Маргарита Спасская / Фото Facebook

Специалистка отмечает, что люди, считающие себя достаточно красивыми, встречаются очень редко. Психолог считает, что не последнюю роль в существующих стандартах красоты играют реклама и индустрия красоты:

«Фото и видео показывают нам «совершенных» людей, не имеющих изъянов во внешности. Каждая из этих ловушек – трудная борьба, которую большинство женщин ведут в одиночестве».

При этом, даже понимая процессы формирования сверхценности внешности, женщина всё равно является заложницей среды, говорит психолог.

Чёрный феминизм

Феминистки этих течений (иногда вместе именуемые цветными феминистками или мультикультурными феминистками) выступают против универсалистских устремлений феминизма, созданного белыми женщинами

Феминистки из афроамериканских (чёрный феминизм), индийских (красный феминизм) и латиноамериканских сообществ обращают внимание на то, что идентичность сильно запутана в этническом отношении, а выступать от имени всех женщин «в целом» – это узурпация

Несходство идентичности и социального положения влечёт за собой разные когнитивные точки зрения и системы ценностей. Каждый из течений феминизма имеет дело с проблемами, относящимися к их этнической или расовой группе. Расистские и экономические проблемы пересекаются с различными проблемами этнической идентичности и культуры.

Моё отношение к феминизму

Начнём с моего отношения к феминизму и самим феминисткам. Как и у любого другого нормального человека, моё отношение крайне негативное. Я не вижу никакого смысла в данном движении. Но это не потому, что я предвзят из-за своего пола, нет, это потому, что оно действительно бессмысленно, что я аргументирую в данной статье.

Феминисток я делю на 2 категории: неприятные на вид сторонницы феминизма и более привлекательные внешне девушки, которым близки эти идеи. Я хочу сказать, что практически все феминистки, от более-менее до максимально подкованных в идеях феминизма внешне непривлекательны. Обычно такие и сидят в сообществах феминисток, которые пытаются создать себе образ интеллектуальных. Под «более привлекательными девушками, которым близки эти идеи» я имею в виду тех, кто либо не считает себя сторонницами движения, но любую критику в его адрес будет воспринимать как критику в сторону всех женщин, либо тех, которые называют себя феминистками, но от феминисток там одно названия, позёры в общем. Не знаю с чем это связано.

Кто-нибудь скорее всего сейчас заявит — «А причём тут их внешность? Это же критика феминизма, а не обсуждение их внешнего вида, ты не можешь им говорить как им выглядеть». Но это к критике и не относится, лишь моё личное мнение

Да и я им и не говорю как им выглядеть, просто на внешность тоже обращаю внимание, вот и вывел для себя такой забавный факт, который доказывает утверждение о том, что феминистками становятся те, кто не нашли себе парня и по подобным причинам, связанными с парнями. Да и уж про то, что внешность не главное можете мне не писать лицемерные байки, ибо девушки гораздо чаще обращают внимание на чужую внешность, нежели парни

Злоупотребление феминизмом

В современном обществе многие уверены в том, что феминистка – мужеподобная женщина. Она ненавидит мужчин и устраивает всяческие акции для оскорбления и унижения мужского пола. Радикальные проявления отдельных феминисток заставляют людей так думать о целом феминистском движении. Ведь всё, что мы видим в новостях о феминизме это то, как они в метро обливают водой мужчин, которые слишком широко раздвинули ноги на сиденье, оправдывая это феминизмом.

В таких случаях стоит говорить о злоупотреблении феминизмом. Именно поэтому стоит понимать, что представляет феминизм на самом деле. Феминистки никогда не боролись с тем, что мужчина подаёт руку, открывает перед ней дверь или помогает с тяжёлыми сумками. Феминизм это про равенство в образовании, социальной и политической сфере, трудовой деятельности. 


Феминизм не предполагает агрессивных действий в сторону мужчин

Может ли мужчина быть феминистом

Когда речь заходит о феминизме многие думают, что его представителями могут быть исключительно женщины. Определённый ответ на вопрос пола представителей ставит в затруднительное положение даже их самих. Радикальные представители феминизма уверены в том, что феминизм представляет собой движение “женщин за женщин”, придерживаясь мнения, что мужчины изначально наделены патриархальными взглядами. Но, разобравшись в том, какое широкое поле проблем охватывает рассматриваемое движение, феминизированный взгляд вполне разделяется и мужчинами.

Чаще мужчин называют всё же «профеминистами», единомышленниками. Патриархат и патриархальные установки отрицательно влияют и на мужской пол в тех случаях, когда мы слышим фразы «ты же мужчина», «мужчина должен» и подобные. Таким образом следует вывод – мужчины могут быть феминистами. Интересы и потребности защиты прав женщин от притеснений (матерей, сестёр, дочерей и так далее) присущи мужскому полу наравне с женщинами.

Феминизм – это история не только про “женщины за женщин”, но и про мужскую борьбу за права женщин

Этапы развития

Историю феминизма принято разделять на 3 волны, каждая из которых соответствует исторической эпохе, событиям, войнам и постоянным изменениям в обществе. Каждая волна определяется отдельными аспектами дискриминации женщин. Соответственно цели и результаты смещаются, однако, рассмотренные ранее главные принципы сохраняются.

Феминизм первой волны

Феминизация первой волны датируется 1850–1930 годами. К ней относят создание самых первых феминистских организаций. Эта волна наиболее либеральна, так как феминистки (скорее даже суфражистки) боролись за всеобщее равенство прав, независимо от половой принадлежности. Главным событием первой волны называют принятие 19-ой поправки Конституции США. В ней сказано о том, что пол не является препятствием для ограничения избирательных прав, прав участия в политической жизни.

Итогами первой волны стали:

  • Получение женщинами избирательного права;
  • Право женщин получать образование, независимо от возраста и принадлежности к классу;
  • Разрешение получения высшего образования любой специальности;
  • Право осуществления трудовой деятельности в любой выбранной профессии. Юриспруденция и политика не стали исключением для женского пола;
  • Получение права собственности замужних женщин.

Феминизм первой волны – это борьба за основные права и ценности человека для женщин

Феминизм второй волны

Обычно феминизм второй волны относят к 1960–1981 годам. Во вторую волну феминизм как явление усложняется и приобретает новые проявления. Помимо политических прав, феминизм развивается в отношении к самой женщине. Феминистки идут против традиционного представления женщины лишь в качестве матери, жены, сексуального объекта. Кроме этого, начинается активная борьба с семейным насилием, неравенством в трудовой деятельности.

К результатам второй волны относят:

  • Исключение дискриминации в профессиональной деятельности;
  • Равенство при оплате труда;
  • Развитие программ по поддержке женщин – жертв семейного насилия;
  • Запрет порнографии, борьба с сексуальной объективизацией женщин (то есть женщин перестали принимать лишь как сексуальный объект);
  • Получение доступа и возможность использования женщинами контрацептивов, в некоторых странах легализованы аборты.

Аборты остаются серьезной проблемой для многих стран

Феминизм третьей волны

Третья волна феминизма проходила в 1990–1999 годы. Она отличается от двух предыдущих тем, что феминизм обрастает философскими идеями. Он превратился не просто в освободительное движение, а в целую идеологию, систему взглядов. Одним из важнейших вопросов становится вопрос о гендерной идентичности.

Итогами третьей волны являются: 

  • Сексуальная свобода женщин. Женщины вправе получать удовольствие от сексуальных отношений, не подвергаясь общественному унижению и осуждению «slut shaming»);
  • Создание большего количества убежищ для тех, кто оказался жертвами домашнего насилия;
  • Количество женщин в политической, юридической сферах, а также в СМИ возросло. 

[править] Современная феминистская повестка

На 2021 год российская феминистская повестка такова: противостояние выведению абортов из ОМС (обязательного медицинского страхования), достижение равных зарплат с мужчинами, ликвидация запрета ограничений женщин на труд (в настоящее время 100 профессий запрещены), выведение домашнего насилия в отдельную категорию и противостояние его декриминализации, достижение равных прав для угнетаемых социальных меньшинств (в частности, отмена «Закона против пропаганды гомосексуализма»), борьба с дискриминацией женщин на Северном Кавказе и «женским обрезанием» — традицией калечения женских гениталий в Дагестане, борьба с сексизмом в СМИ, патриархализацией общества, большой распространённостью насилия и сексуальных домогательств в отношении женщин.

Есть ли польза от феминизма?

Конечно же нет. Особенно забавно слышать, что женщинам расширили права именно из-за феминисток. Самая наглая ложь. Права женщинам расширили мужчины по своей же воли. Основная деятельность феминисток — всякие пикеты и прочая чушь. Как сейчас со сторонниками Навального. Просто тогда мужчины согласились пойти на встречу, поэтому феминистки сейчас и присваивают себе расширение прав. Сейчас же Путин не идёт навстречу, поэтому все эти пикеты и прочее ничего не дают. То есть права женщин расширились благодаря мужчинам, а не феминисткам.

Вреда же гораздо больше, причём не только для мужчин, но и женщин. Вот, например, недавно Феминистка развернула кампанию по увольнению мужчины. Подобные выпады в сторону мужчин случаются часто. Не отрицаю, что он первым написал ей, но доводить до увольнения из-за личной неприязни это слишком.

Теперь о женщинах. Из-за феминисток к женщинам стали относится хуже в целом. А если она начинает говорить о правах, то и вовсе приписывают к феминисткам. Не думаю, что это вина противников феминизма. Вот отдельные случаи, которые могут быть интересны: Феминистки затравили девушку из-за видео про феминизм, Феминистки зарабатывают на создании видео для взрослых.

Вот недавно феминистки стояли с надписями, которые якобы были переименованием станций метро. Акция называлась «Женское метро». Почему-то на тяжёлые мужские работы, которые им с 1 января разрешили, они не пошли.

От отрицания до осознания

Пока одни представительницы женского пола упорно отстаивают свои права, другие с гордо поднятой головой восклицают: «Я не феминистка!» Согласитесь, довольно любопытно узнать, почему общественное движение, выступающее против дискриминации женщин, до сих пор не сравнялось по числу сторонниц с разнообразными патриархальными движениями. А если проще, почему многим женщинам не нравится движение, которое защищает их интересы?

«Раньше было плохо, а сейчас-то у нас всё хорошо» — в принципе, это и есть расхожий ответ на данную проблему. Тогда, по таким соображениям, пора поблагодарить воительниц прошлого, выборочно занести пару на безликий мемориал – и забыть о тёмных временах, которые давно миновали.

Остаётся только одно – понять, почему же в нашей современности всё ещё имеют место быть рассказы с неутешительным началом: «Однажды меня домогались», «Однажды мне отказали в работе, потому что я женщина», «Однажды меня пытались изнасиловать».

Репродуктивное насилие

Решение рожать или нет должно принадлежать самой женщине, но сторонники пролайф-движений отказываются давать им такую возможность. Противники абортов считают, что у прерывания беременности не может быть оправдания, и стремятся защитить в первую очередь будущего ребёнка, а не права, жизнь и здоровье самой женщины. Но сторонники пролайферской точки зрения и государственные представители антиабортной политики часто упускают из виду то, как отличается официальная риторика государства от реальной ситуации с поддержкой материнства. Простая мысль о том, что между желанной беременностью и беременностью от изнасилования лежит пропасть, также нередко игнорируется пролайферами.

Разновидности феминизма

Феминистское движение имеет множество течений, которые появлялись и появляются в зависимости от многообразия идей, взглядов отдельных женщин, которые объединяются в группы. Они отличаются своими взглядами, убеждениями, методами борьбы и проявлениями. Иногда бывает сложно представить, что феминистка из одного течения и феминистка из другого имеют одну конечную цель и борются за одно общее дело. Давайте рассмотрим три самые известные разновидности феминизма.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм принято считать наиболее классическим и распространенным течением. Оно направлено на борьбу за равенство прав и свободы женщин в целом. Главной идеей либерального феминизма является то, что женщина обладает физическими и интеллектуальными возможностями наравне с мужчиной. При этом не допуская возможной дискриминации в науке, труде, политике и так далее. Причиной угнетения женщин принято считать традиционным, устоявшимся воспитанием и правовые ограничения, как существовавшие ранее, так и новые. Для достижения целей представители либерального феминизма используют правовые и политические программы, не прибегая к агрессивным проявлениям.

Либеральный феминизм тесно связан с политикой

Марксистский феминизм

Марксистский феминизм сформировался в начале 20 века в России, именно Россия оказала влияние на развитие марксистского феминизма. Идеи марксистского феминизма заключаются в борьбе с эксплуатацией женщин (неоплачиваемый домашний труд, работа домохозяек и другие). До прихода советской власти большевистское правительство гарантировало политическое равенство, избирательное право, образование женщин, к тому же был декриминализован аборт. 

Радикальный феминизм

Радикальные феминистки являются самыми яростно настроенными представителями феминизма. Радикальный феминизм отличается от других его разновидностей наиболее резкими проявлениями, является прямой противоположностью либерального феминизма. По мнению представителей радикального феминизма причиной его появления является формирование на протяжении продолжительного времени человеческих взаимоотношений внутри общества. Наиболее популярен он был в период второй волны феминизма. 

Основные идеи феминизма

Феминизм борется со всеми формами насилия против женщин и девушек (прежде всего, сексуального и домашнего, различной эксплуатации). Они выступают против таких практик, как повреждение гениталий, «лишение чести», сжигание невест, селективные аборты, детские браки, проституция, торговля людьми, женское рабство и др.

Феминистские кампании – главная движущая сила масштабных социальных изменений, особенно в западной цивилизации. Они завоевали для женщин до того недоступные на протяжении всей истории права. Феминизм с самого своего зарождения выступает за права женщин, включая:

  • равные гражданские и политические права мужчин и женщин;
  • избирательные права (голосовать и быть избранными во властные структуры);
  • трудовые права (получать образование, работать и получать справедливую, равную с мужчинами оплату);
  • заключать договора, контракты и владеть имуществом (собственностью);
  • равные права в браке (опека над детьми, декреты);
  • репродуктивные права (планировать семью, контролировать рождаемость);
  • право на физическую неприкосновенность, целостность и здоровье (криминализацию сексуального и домашнего насилия);
  • на доступ к бесплатной, безопасной и эффективной контрацепции;
  • на аборты;
  • право на свободу и жизнь женщин без мужчин;
  • право на лесбийское материнство;
  • на борьбу с изнасилованием в браке;
  • на равную оплату труда мужчин и женщин, равные возможности на рабочем месте;
  • на женскую солидарность;
  • права ЛГБТ и женщин из других маргинализированных, этнических групп;
  • на гендерное квотирование;
  • на гендерный паритет в ряде языков и др.

Как появился феминизм?

Всё началось в конце XVIII — начале XIX века, когда женщины стали открыто заявлять о своих требованиях. Они добивались прав на образование, участие в политике. Благодаря этому уже в конце XIX века многие женщины могли учиться в университетах. Участвовать в политической жизни страны женщины смогли в начале XX века. К 1920 году в США и в Европе девушки получили избирательные и имущественные права, ради которых устраивали массовые демонстрации и голодовки.

Женщинам приходилось выполнять «мужскую» работу во время Первой и Второй мировых войн. После 1945 года большинство ограничений отменили. Женщины смогли свободно участвовать в экономической и политической жизни страны.

Промаскулизм

Об этом течении стоит поговорить отдельно. Прогрессивные маскулисты по сей день борются за свои права. Они нацелены на то, чтобы защищать всех тех, кто столкнулся с несправедливостью

При этом им абсолютно неважно, какой цвет кожи, религия или политические взгляды у «бедолаги»

Прогрессивный мужской аналог феминизма поднимает важную проблему — женский сексизм. Представители этого течения считают, что жалобы женщин обычно выслушиваются, в то время как мужчины остаются без внимания.

Тут же приводится печальная статистика, которая говорит о том, что 85 % самоубийств в мире совершает именно сильный пол. Конечно, не всегда понятны мотивы такого решения, возможно, причина совершенно в другом. Но все же такая статистика показывает, что иногда проблемы мужчин выбивают сильный пол из равновесия. Они становятся уязвимее, но на это никто не обращает внимания, ведь мы не раз слышали о том, что мужчины сильные и сами разберутся со своими проблемами.

За все время существования промаскулизма был выделен список претензий:

  • на жестокость по отношению к мужчинам закрывают глаза;
  • мужчины получают более строгую меру наказания за уголовное преступление;
  • он лишен возможности права голоса касательно рождения ребенка, поскольку именно женщина решает, оставить ребенка или сделать аборт;
  • маскулисты против вынужденной службы в армии;
  • на рак груди выделяется больше средств, нежели на рак простаты;
  • гомофобия в отношении мужчин гораздо жестче, нежели в отношении женщин;
  • одинокие мужчины реже могут получить разрешение на усыновление;
  • после развода они находятся в менее выгодном положении;
  • пенсионный возраст всегда выше;
  • работа у мужчин зачастую в разы опаснее.

Социалистический феминизм

Социалистический феминизм, в отличие от радикального феминизма, подчёркивают необходимость совместных действий с другими угнетёнными группами и классами:

  • антиимпериалистическим движением;
  • рабочими организациями;
  • левыми политическими партиями;
  • антиглобалистами;
  • движениями ЛГБТ;
  • профсоюзными организациями и др.

Для социалистических феминисток главный метод решения женского вопроса, феминистской борьбы против сексуального угнетения и гендерного неравенства – это диалог. Основным источником гендерного неравенства, по мнению социалистических феминисток, является не патриархат, а классовая эксплуатация, из которой патриархат только зарождается. Право на сексуальное освобождение невозможно, пока власть и богатство находятся в руках нескольких маленьких и экономически независимых мужчин.

Социалистический феминизм сосредоточен на специфическом поведении и групповой динамике, с помощью которой женщины содержатся в подчинённой позиции. Это происходит даже в субкультурах, которые заявляют о поддержке гендерного равенства. Их интересуют вопросы насилия, сексуального подчинения, женского влияния на образование и культуру. Патриархат критикуется, но предложенная стратегия – дистанцирование от него.

Феминистки-социалистки считают, что нужна двусторонняя борьба: против классового и полового угнетения. Домашний труд женщин не оплачивается. Поэтому к нему относятся как к должному.

К женщинам не относится и разделение времени на досуг (потребление) и работу (производство). Мужчины живут в двух сферах: общественной и частной, а жизнь женщин ограничена только частной сферой. Они находятся в патриархальной зависимости как от структур классового общества, так и от собственного мужа.

Отсюда социалистические феминистки признают, что необходимо бороться «на 2 фронта»: как против классового, так и против гендерного угнетения.

Марксистский феминизм

Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.

Основные идеи

  • Дискриминация женщин появилась из-за частной собственности, которая сосредоточилась в руках мужчин.
  • Основный враг — капитализм. Именно он ставит женщин в подчинённое положение. Классовое и гендерное угнетение исчезнет с приходом социализма.
  • Женщина занимается домашней неоплачиваемой работой из-за мужчины и общества, которое не хочет брать на себя заботу о детях и пожилых родственниках.
  • Труд женщин меньше оплачивается, так как они не привыкли зарабатывать. У них ниже притязания. Вторая причина: женщин считают менее квалифицированными. 

Марксистский феминизм сегодня

Неравная оплата труда, сексизм на рабочих местах и «стеклянный потолок» для женщины — все эти вопросы актуальны и сегодня. Феминистки продолжают осмыслять эти проблемы через марксистскую теорию. Они участвуют в дебатах о секс-работе и порнографии, считают, что из-за этого женское тело стало товаром. Сторонницы марксистского движения обычно не выходят за пределы обсуждений. В политике больше участвуют социалистические феминистки.

Что такое феминизм простыми словами

Простыми словами феминизм – это борьба за права женщин. Но на деле он охватывает намного более широкий круг социальных проблем. До сих пор не сформировано единое понятие феминизма, поэтому в литературе в настоящее время можно насчитать порядка 300 различных определений.

Феминизм как явление рассматривается с двух сторон:

  1. Политическое движение. С этой стороны феминизм рассматривается как борьба за равноправие, наделение женщин полным объёмом гражданских прав, уравнение в избирательных правах с мужчинами. 
  2. Интеллектуальное движение. Феминизм как интеллектуальное женское движение определяет его скорее как философское течение и охватывает ещё больший круг вопросов и проблем.

Ограниченный доступ к образованию

Гендерное неравенство объясняется целым рядом причин, и ограниченный доступ к образованию — одна из них. Женщины составляют две трети от общего количества неграмотных людей в мире. По данным ООН, часто девочкам не удаётся получить образование из-за того, что родители считают, что им выгоднее вложить средства в образование мальчиков; девочкам же положено больше заниматься делами по дому, и они чаще вынуждены бросать учёбу, чтобы посвятить себя семье. Отсутствие образования, в свою очередь, не позволяет женщинам выйти за пределы довольно ограниченного круга действий: их задачей становится вести дом, готовиться к браку, рожать детей. По сути, так ставится под сомнение то, что женщины могут исполнять и другие роли, кроме роли матери и жены, достигнуть чего-либо в публичном пространстве. И даже если в стране право на образование по умолчанию доступно всем, девочкам могут мешать негласные гендерные барьеры и недружелюбность «мужской» профессиональной среды. 

Пока ректор МГУ желает студенткам факультета психологии стать хорошими жёнами будущим специалистам, которыми гордится университет, а женщины Саудовской Аравии, по закону, должны требовать специальное разрешение для получения высшего образования, о равенстве говорить сложно. 

Рыночные отношения и красота

Индустрия красоты – серьёзный рынок, который, по словам экспертов, с момента появления продолжает расти. Мировой оборот только косметических продуктов в 2017 году оценивался в $532,43 млрд. Для сравнения – примерно такую сумму в 2017 составил ВВП богатой Швеции. А в Казахстане объём рынка косметических средств, парфюмерии и товаров для ухода за собой в 2017 году составил 222,1 млрд тенге. Кроме того, косметическую продукцию с разной степенью регулярности покупают около 80% населения.

Американская писательница и феминистка Наоми Вульф в своей культовой книге «Миф о красоте: Стереотипы против женщин» (The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against Women, 1991) описывает красоту как некий формировавшийся столетиями миф. Он включает в себя такие стандарты красоты, которые среднестатистической женщине сложно воплотить в реальной жизни.

Сами процедуры, приводящие к этой красоте сравниваются с сизифовым трудом: несмотря на трудоемкость и затратность, они ещё и заведомо малоэффективны.

Акция протеста против конкурса «Мисс Америка» 1968 года / Фото с сайта Faqfaq.ru

Таким образом, женщины тратят много энергии на то, что в принципе недостижимо. Это влияет на их самооценку: они всегда недовольны собой и считают себя «недостаточно женщинами». По мнению писательницы, идеалы красоты создаются конкретными институциями и имеют цели: напрямую с мифом о красоте связаны прибыли корпораций, которые контролируют бьюти-индустрию.

В свою очередь, эти корпорации платят за рекламу средствам массовой информации. СМИ, в свою очередь, транслируют в общество те самые стандарты красоты, которые прочно въедаются в наши представления о себе самих и окружающих.

Вульф также заявляет, что отстаивает право женщины самой выбирать, как она хочет выглядеть и кем хочет быть, а не подчиняться законам, диктуемым рыночной экономикой и индустрией рекламы. Поэтому её книга стала манифестом феминисток третьей волны, которые сфокусированы больше не на базовых потребностях и возможностях (право на голосование, на работу и учёбу), а на личных свободах.

Некоторые формы радикального феминизма

Прежде всего стоит несколько обособить понятие “культурный феминизм”, в основе которого попытки обратить внимание на те особенности характера и женской сущности, которые прежде были недооценены, либо напротив, потеряли всякую ценность в конце XIX- начале XX века. Агрессивной группой, идеи которой впоследствии могут привести к социальной катастрофе, является – сепаратистский феминизм, проповедующий отделение от отношений с мужчинами, желающими сохранить привилегии, а также воздержаться от контактов с учреждениями, поддерживающими их

Агрессивной группой, идеи которой впоследствии могут привести к социальной катастрофе, является – сепаратистский феминизм, проповедующий отделение от отношений с мужчинами, желающими сохранить привилегии, а также воздержаться от контактов с учреждениями, поддерживающими их.

Вообще, формулировки их довольно расплывчаты и неоднозначны.

В конечном итоге, их желанием является полная революционная реконструкция общества. Высказывается и предположение, что сокращение численности мужчин значительно улучшило бы жизнь на планете.

Сексуально-либеральное движение ратует одновременно и за запрет и за отмену запрета на порнографические фильмы, очерчивая границы допустимого.

В отношении проституции их мнение так же неоднозначно, считается, что дискриминировать нужно только ту секс-работу, которая производится незаконным образом. В странах же, где эта профессия легализована, считают они, женщина может получать сексуальное и моральное удовлетворение от нее.

В числе их приоритетов признание любой сексуальной ориентации, пропаганда и продвижение гомо- и бисексуальности.

Третья волна феминизма

Третья волна феминизма начинается в конце 1980-х гг. XX в. Она пытается отрицать «гендер» и преодолевать гендерные различия. Третья волна была вдохновлена следующими теориями:

  • постструктурализмом;
  • квир-теорией;
  • постколониализмом;
  • энвайронментализмом;
  • гендерными исследованиями;
  • транснационализмом;
  • критической теорией;
  • экофеминизмом;
  • трансфеминизмом.

Активистки 3-й волны указывают, что цели феминизма не были достигнуты и движение необходимо радикализировать

Они обращают внимание на ранее упускаемые из виду темы, такие как:

  • этническая принадлежность;
  • расовые вопросы;
  • экономические и религиозные различия.

Феминизм третьей волны – сложное движение, в котором есть много разных направлений. Нет единого мнения относительно критериев их различения. Обычно различают либеральный и радикальный феминизм.

Основным критерием здесь является радикализм постулатов и действий, а также реформистская или революционная установка. Другой критерий различия – это вдохновение из теоретических и философских течений.

Исходя из этого, можно выделить следующие течения феминизма:

  • марксистский;
  • социалистический;
  • психоаналитический;
  • экзистенциальный;
  • экологический;
  • христианский;
  • анархический;
  • постмодернистский феминизм.

Согласно другому критерию, есть ветви феминистского движения, связанные с определёнными сообществами, группами или классами:

  • чёрный;
  • латинский;
  • красный;
  • лесбийский феминизм и др.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: