Этноэкология

Этноэкология

Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Лес и человек. Перспективы сотрудничества»
14-16 сентября 2005 г., Волгоград

ВведениеОб авторах
Основные подходыСовременная отечественная гуманитарная экология и этно-экологическая педагогика: основные подходы, направления и авторы. Доронин Д. Ю.Библиографический список: в помощь организации гуманитарно-экологической деятельностиИсторическая взаимосвязь биологического и этно-культурного разнообразия в развитии региональных и областных инновационных проектов по экологическому образованию. Доронин Д. Ю.Педагогическое осмысление традиционной культуры. Доронин Д. Ю.
СтатьиКогда проповедуют небеса и звери. Доронин Д. Ю.Таёжные традиции народов Северного Алтая. Доронин Д. Ю., Зайцева И. В.Воды Алтая. Доронин Д. Ю.Старая Сарепта: этноэкологический аспект. Соловьёва Л. И.Лесные взаимоотношения в свете традиционной культуры. Захарова О. А.Ожившие родники. Ляпаева О. Н.Проблема охоты и весенней охоты на перелётных птиц в контексте культуры. Захарова О. А.
Методические рекомендацииМетодика паспортизации областной проектной гуманитарно-экологической деятельности в районах Нижегородской области. Доронин Д. Ю.Организация этно-экологической тропы. Доронин Д. Ю.Изучение традиционно-культурного значения растений в местных деревнях и сёлах Нижегородской области. Доронина Т. Б.Дерево и лес как культурная ценность. Захарова О. А.Сетевой этно-экологический проект «Сорок ключей»: традиционное водосбережение и почитание водных объектов. Доронин Д. Ю., Ляпаева О. Н.Перечень ориентировочных вопросов для использования при сборе информации по традициям неразрушающего природопользования. Ляпаева О. Н.Опросник «Змеи как объект сакрализации в традиционной локальной культуре»Опросник «Престольные праздники»Ориентировочный список вопросов об использовании мёда в вашем населённом пункте. Егорашин В. Г., Галчинова О. Н.Ориентировочный список вопросов по истории развития пчеловодства
в Вашей местности. Егорашин В. Г.

Этноэкология: Сборник материалов / Под ред. О. А. Захаровой. — М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. — 140 с.

Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Лес и человек. Перспективы сотрудничества» (14-16 сентября 2005 г., Волгоград). Приведены статьи и методические разработки по этноэкологии, примеры этноэкологических проектов.
Для специалистов системы образования, сотрудников общественных природоохранных организаций, заинтересованных граждан.

Местные знания в западном обществе

В рамках дисциплины этноэкология делается явный акцент на тех обществах, которые считаются «местный,» «традиционный,» или же «дикий, «общая тенденция в антропологических занятиях на протяжении ХХ века. Однако общества существуют в самых разных биомах, и им необходимо знать и понимать явные и существующие опасности помимо вредных растений или способов получения наилучшего урожая. Крукшанк утверждает, что это может быть связано с тем, что многие рассматривают традиционные экологические знания как «статичное, вневременное и герметично закрытое» понятие. Запертые во времени и пространстве, нет возможности для инноваций, и поэтому их нельзя найти в самых новых структурах постиндустриальное общество, например, в Соединенных Штатах.

Таким образом, этноэкологии могут существовать без ограниченного понятия Другой. Например, социологи попытались понять маркеры, которые молодежь из городских районов использует для определения угрозы их средствам к существованию, включая ношение бандитских расцветок, татуировок или выступов на одежде, которые могут представлять или быть оружием. Точно так же распространяются концепции о здоровье и потребностях сообщества, поскольку они связаны с окружающей их территорией. Члены общества, прививаемые к осознанию опасностей в раннем возрасте и того, от кого исходят эти угрозы, придерживаются ряда убеждений о том, как жить в их стране, городе или районе. Это расширение дисциплины (граничащее с экология человека ) важен, потому что он определяет окружающую среду не только как растения и животные, но также как людей и технологии, к которым группа людей имеет доступ.

Точно так же социологи начали использовать этноэкологические опросы в этнографических исследованиях, пытаясь понять и обратиться к темам, актуальным в западном обществе, а также распространенным во всем мире. Это включает в себя исследование способов, которыми люди видят свой выбор и способности манипулировать окружающим миром, особенно в своей способности к существованию.

История

Этноэкология началась с некоторых ранних работ др. Хью Попено, агроном и специалист по тропическим почвам, который работал с Университетом Флориды, Национальным научным фондом и Национальным исследовательским советом. Попено также работал с доктором Гарольд Конклин, когнитивный антрополог, который провел обширные лингвистические и этноэкологические исследования в Юго-Восточной Азии. [нужна цитата ]

В своей диссертации 1954 года «Связь культуры Хануно с растительным миром» Гарольд Конклин ввел термин «этноэкология», назвав свой подход «этноэкологическим». Получив докторскую степень, он начал преподавать в Колумбийском университете, продолжая исследования среди хануну.

В 1955 году Конклин опубликовал одно из своих первых этноэкологических исследований. Его исследование «Цветовые категории Хануноо» помогло ученым понять взаимосвязь между системами классификации и концептуализацией мира внутри культур. В этом эксперименте Конклин обнаружил, что люди в разных культурах по-разному распознают цвета из-за своей уникальной системы классификации. В своих результатах он обнаружил, что Hanunoo использует два уровня цветов. Первый уровень состоит из четырех основных цветов :; темнота, легкость, краснота и зелень. В то время как второй уровень был более абстрактным и состоял из сотен цветовых классификаций, таких как: текстура, блеск и влажность объектов также использовались для классификации объектов.

Другим антропологам было трудно понять эту систему классификации цветов, потому что они часто применяли свои собственные представления о критериях цвета к критериям Хануно. Исследования Конклина были не только прорывом в этноэкологии, но и помогли развить идею о том, что другие культуры концептуализируют мир в своих собственных терминах, что помогло уменьшить этноцентрические взгляды представителей западных культур. Другие ученые, такие как Берлин, Бридлав и Рэйвен попытались узнать больше о других системах классификации окружающей среды и сравнить их с Западные научные систематики.

Принципы

Этнонаука подчеркивает важность понимания обществом своей реальности. Чтобы понять, как культуры воспринимают окружающий мир, например классификацию и организацию окружающей среды, этноэкология заимствует методы из лингвистики и культурной антропологии

Этноэкология — важная часть инструментария антрополога; он помогает исследователям понять, как общество концептуализирует окружающую среду i, и что он может определить, что общество считает «заслуживающим внимания» в своей экологической системе. Эта информация в конечном итоге может быть полезна для других подходов, используемых в экологическая антропология.

Этноэкология — это область экологическая антропология, и многие его характеристики были заимствованы у классиков, а также у более современных теоретиков. Франц Боас был одним из первых антропологов, задававших вопросы однолинейная эволюция, вера в то, что все общества следуют одним и тем же неизбежным путем к Западная цивилизация. Боас настоятельно рекомендовал антропологам собирать подробные этнографические данные из Эмик точка зрения, чтобы понять разные культуры.Джулиан Стюард был еще одним антропологом, идеи и теории которого повлияли на использование этноэкологии. Стюард ввел термин культурная экология, изучение адаптации человека к социальной и физической среде и сосредоточенное на том, как эволюционные пути в подобных обществах приводят к различным траекториям вместо классических глобальных тенденций эволюции. Этот новый взгляд на культурная эволюция позже был назван многолинейная эволюция. И Боас, и Стюард считали, что исследователь должен использовать эмическую точку зрения и что культурная адаптация к окружающей среде не одинакова для каждого общества. Более того, культурная экология Стюарда представляет собой важный теоретический антецедент этноэкологии. Еще одним участником этноэкологии был антрополог. Лесли Уайт. Уайт подчеркивал интерпретацию культур как системы и заложил основы интерпретации пересечения культурные системы с экосистемы а также их интеграция в единое целое. В совокупности эти антропологи заложили основы этноэкологии, которые мы видим сегодня.

Традиционные экологические знания

Традиционные экологические знания (TEK), также известный как Знания коренных народов, «относится к развивающимся знаниям, приобретаемым коренными и местными народами за сотни или тысячи лет в результате прямого контакта с окружающей средой». Он включает в себя накопленные знания, убеждения и практики, широко распространенные в конкретном сообществе через их отношения с окружающей средой. В этом контексте TEK состоит из общих идей сообщества при рассмотрении таких вопросов, как допустимое использование растений и животных, лучший подход к максимальному использованию потенциальных возможностей использования земли, социальные институты, в которых, как ожидается, будут перемещаться члены общества, и целостный подход. , их мировоззрение.

Изучение TEK часто включает критику теоретического разделения между культурными системами и экосистемами, интерпретируя людей как неотъемлемую часть целого. Например, люди могут представлять краеугольные камни в данной экосистеме и могут играть решающую роль в ее создании, поддержании и поддержании. Они могут участвовать в таких процессах, как почвообразование, распространение семян, а колебания биоразнообразие. Они также могут изменять и кондиционировать поведение животных у диких или одомашненных видов.

Традиционные экологические знания традиционно фокусировались на том, чему западная наука может научиться у этих сообществ, и на том, насколько близко их культурные знания отражают научные структуры. Утверждалось, что это предыдущее понимание экологической адаптации может иметь большое влияние на наши экологические действия в будущем.

Эпистемологические проблемы

По мнению Дава и Карпентера, «экологическая антропология стоит верхом дихотомия между природой и культурой, концептуальное разделение между категориями природы, такими как дикая природа и парки, и категориями культуры, такими как фермы и города. «. В этой идеологии заложено то, что люди являются загрязняющим фактором, нарушающим ранее существовавший регион.

Это особенно актуально из-за той роли, в которой ученые давно поняли, как люди работали за и против окружающей среды в целом. Таким образом, идея соответствующих, но не враждебных отношений между обществом и культурой когда-то сама по себе озадачивала и противоречила общепринятым способам понимания в первой половине двадцатого века. Шло время, осознанная дихотомия природы и культуры продолжала подвергаться сомнению со стороны этнографов, таких как Даррелл А. Поузи, Джон Эддинс, Питер Макбет и Дебби Майерс. В признании знаний коренных народов на стыке западной науки также присутствует способ их включения, если вообще. Дав и Карпентер утверждают, что некоторые антропологи стремились примирить эти два понятия посредством «перевода», привнося этнологические представления и создавая их в рамках современного диалога.

Этой парадигме противоречит приписывание лингвистической и идеологической самобытности, обнаруженной в номенклатуре и эпистемологии. Уже одно это создало подполе, в основном в знак признания философии в этнотаксономия. Однако определять этнотаксономию как новую или иную неточно. Это просто новое понимание давней традиции в этнологии, открытие терминов, используемых разными народами для описания своего мира и мировоззрения. Стоит отметить, что те, кто стремится использовать и понять эти знания, активно работали как над предоставлением избирательных прав, так и над ограничением избирательных прав общества, в котором хранилась информация. Хэнн отметил, что в нескольких случаях работы с защитниками природы и застройщиками предпринимались согласованные усилия по изменению представлений об окружающей среде и экологии, принадлежащих коренным народам к земле, при этом были похищены все тексты и информация о найденных там ресурсах следовательно, позволяет переселить земли и перераспределить знания в пользу посторонних.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: