Принцип работы по синектическому методу
Сама же работа по синектическому методу Уильяма Гордона происходит следующим образом:
1
Первый этап
Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, исходя из диапазона их знаний, практического опыта (желательно, разнообразного), гибкости мышления, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении и для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой (если это требуется), в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.
2
Второй этап
Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий для ориентирования нервной системы всех участников и их мозговой активности в решении поставленной задачи. Синектики должны обсуждать аналогии и использовать эти обсуждения как средство спонтанного ориентирования своего мыслительного процесса на поставленной задаче.
Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Особенно хорошо, если использовать их по такой системе: прямые – реальные, личные – телесные, символические – абстрактные, фантастические – нереальные. Наряду с этим, особенно важным является то, что каждый член группы должен преодолеть свой страх раскрыть перед остальными личные мысли. Для этого можно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии. А для того чтобы все участники научились распознавать признаки приближения решения задачи, следует использовать в процессе работы аудиозаписи пройденных этапов.
3
Третий этап
На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:
- Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
- Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
- Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
- Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
- Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).
В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.
Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.
4
Четвёртый этап
Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.
Внешние условия креативности коллективное творчество
Рассматривая творчество, мы можем различать внешние и внутренние условия. До сих пор мы имели дело в основном с внутренними условиями творчества.
Прежде чем перейти к обсуждению группового творчества, стоит рассмотреть внешние условия творчества. Социологические теории творчества предполагают, что внешние условия ведут к развитию творческого потенциала. И. Тен говорит об интеграции трех сил — расы, среды, исторического момента. Окружающая среда так же важна для творца, как почва для растения, а раса влияет на искусство изнутри. Сочетание этих сил, их общий вектор — это переживаемый людьми «исторический момент», который является главным стимулом для творчества. .
Помимо макросреды, в развитии креативности участвуют и микровлияния социальной среды, которые подавляют или способствуют развитию креативности, о чем свидетельствуют многие исследования.
Однако в структуру творчества входят и так называемые «социальные навыки», при которых творец связывает контакты со средой и входит в ее проблемы с яркой индивидуальностью и независимостью.
Как уже говорилось, в современном мире роль творческих групп в коллективах организаций велика. И это создает ряд проблем. Как пишет польский психолог А. Матейко, «процессы, происходящие в творческом коллективе, характеризуются диалектической борьбой двух противоположных тенденций. Один направлен на достижение максимальной внутренней сплоченности коллектива как определенной социальной группы (что требует от его членов большего или меньшего конформизма), а второй, постулирующий креативность, направлен против стагнации, которая грозит превратить сплоченность в ригидность. Творчество — это феномен, который принадлежит прежде всего определенным личностям, феномен, требующий индивидуальной свободы и антиконформистский по своей сути. Вот почему так актуальна задача примирения требований творчества с требованиями рациональной организации, с одной стороны, и творческой свободы личности с принципами коллективного взаимодействия — с другой.
Творческой командой следует считать ту, которая разрабатывает новые решения, восприимчива к новым идеям, терпима к «странностям», имеет свободу выбора проблемы и изменения направления исследований, имеет стимулы к творчеству. Часто отмечается терпимость в творческих коллективах к странным, «лишним» людям, которые не подчиняются организационным нормам. Обычно это сотрудник, который предпочитает одиночество и не может хорошо работать в команде, например, интроверт. Его «отстраненность» от команды не должна вызывать удивления, поскольку он производит идеи, которые иногда бросают вызов идеям его коллег, и тем более не должна приводить к его изоляции от команды, поскольку это затруднило бы использование многих его ценных идей.
В силу особенностей группового творчества производительность творческой команды не может быть увеличена, контролируема и достигнута так же, как производительность простой «нетворческой» рабочей группы.
Ч.М.Гаджиев пишет, что «повышение творческой продуктивности в творческом коллективе достигается следующими путями: 1) разложение, комбинирование и классификация в непрерывную последовательность операций «производства» творческих идей, организация непрерывного «производственного» процесса решения задач; 2) эффективное разделение труда, применение специальных методов и приемов в каждой операции; 3) особый эффект взаимного творческого энтузиазма».
Основной метод группового творчества
В настоящее время разработаны методы группового творчества, основанные на сотрудничестве, взаимной поддержке, понимании и принятии идей друг друга.
Было разработано несколько методов коллективного творчества: Мозговой штурм (генерация идей), синектика, майевтика, ИПИД (индукция психоинтеллектуальной деятельности) и т.д., обзор которых приведен в книге Г. Буша (1997). Я. А. Пономарев пишет о них: «Несомненно, во всех этих попытках есть что-то интересное, разумное, даже умное. Но все они не выходят за эмпирический предел, который является исходным материалом для последующего фундаментального анализа. Во всех этих попытках внутренний механизм изучаемых явлений остается нераскрытым «черным ящиком».
Мозговой штурм — это основной метод группового решения (творческих) задач, основанный на методе свободных ассоциаций. Метод был предложен в конце 1930-х годов американским психологом А. Осборном. При обсуждении проблемы участники рассказывают группе все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Цель — получить как можно больше новых идей, поскольку это повышает шансы найти правильное решение. Все идеи тщательно записываются стенографистками и критически оцениваются в конце мозгового штурма, обычно через 20-40 минут, но предпочтительно другой группой людей. Во время мозгового штурма необходимо соблюдать определенные правила общения: Критика предложенных идей не допускается; Любая идея приветствуется — чем диче идея, тем лучше; поощряется как можно больше идей; Поощряется объединение и совершенствование идей (C.J. Jones, 1996).
Творческое мышление в группе основано на следующих психологических принципах : Групповая ситуация стимулирует процессы генерирования новых идей, что является примером одного из видов социальной поддержки. Было установлено, что средне одаренный человек может предложить почти в два раза больше решений, работая в группе, чем в одиночку. В группе он сталкивается с множеством различных решений, мысль одного человека может подтолкнуть другого и т.д. В то же время эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование индивидуальной и групповой фаз; Более того, групповая ситуация вызывает конкуренцию между членами группы. Пока это соревнование не приводит к критическому и враждебному отношению, оно способствует интенсификации творческого процесса, поскольку каждый участник пытается превзойти другого новыми предложениями; По мере увеличения количества идей растет и их качество. Последние 50 идей обычно более полезны, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задача становится все более увлекательной для участников группы; Мозговой штурм более эффективен, если участники группы остаются вместе в течение нескольких дней. Качество идей, с которыми они придут на следующую встречу, будет выше, чем на первой. Некоторые идеи, кажется, требуют периода «созревания», прежде чем они появятся; психологически верно, что оценка предлагаемых идей осуществляется другими, поскольку обычно труднее заметить недостатки собственного творчества. Однако, как пишет Ю.А. Пономарев, к идее мозгового штурма и группового творчества в целом многие относятся с подозрением: «Одни исследователи отвергают возможность такого творчества в принципе, другие не находят преимуществ группового творчества по сравнению с индивидуальным». Сомнения в том, что вероятность решения проблем группой превышает вероятность их решения каждым из ее членов в отдельности, основаны, как может показаться на первый взгляд, на результатах строгих экспериментальных исследований, особенно проведенных в связи с обсуждением эффективности методики мозгового штурма.» В конце 1960-х и в 1970-х годах многими авторами было экспериментально продемонстрировано, что индивидуальная работа может быть столь же эффективной, как и групповая.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Кризис в психологии
- Управление по целям П. Друкера
- Воля и волевые действия
- Психологические особенности обучения взрослых с помощью интернета
- Типичные семейные конфликты и пути их решения
- Психологические условия морального развития личности
- Психологический статус внимания и его природа
- Особенности проявления привязанности старшего дошкольника к родителям в зависимости от типа семейной структуры — Специфика семейного воспитания. Стили семейного воспитания
- Методика автопортрета Романовой-Потемкиной
- Фрейд о детских страхах
Профессиональный тренер или профан: как понять?
К сожалению, сегодня нередки случаи проведения групповых тренингов не профессионалами своего дела, а профанами, главная цель которых – банальный заработок. Как распознать, кто есть кто, и отличить квалифицированных специалистов от шарлатанов? Последние обычно хвастают «громкими» дипломами иностранных вузов, а вот образование в сфере психологии (даже базовое) у них отсутствует. Они знают наизусть множество разных упражнений и разбираются в последовательности их выполнения участниками группы. Как правило, каждый их тренинг подчинен строгому тайм-менеджменту. Большинство руководителей подкупает такая пунктуальность и продуманность. Однако они упускают важный момент: нет никакого учета специфики компании, тренер не владеет знаниями, как работать с коллективом, из-за чего просто не способен решать спонтанно возникающие проблемы. В результате «модное» занятие не приносит желаемых плодов работникам фирмы. Хуже всего то, что они зря тратят свое время и получают искаженное мнение о тренинге как о бесполезном времяпровождении.
Рассмотрим пример такой профанации. Кадровик предприятия, где с коллективом проводили групповой тренинг, была очень удивлена и возмущена, так как тренер вообще пренебрег общением с ней и не пожелал узнать нюансы работы в этой компании, не счел нужным даже поинтересоваться, какой цели хотело достичь руководство благодаря занятию. В результате у сотрудников отсутствовало малейшее понимание, для чего их «притащили» и заставляют выполнять какие-то странные действия. Создалось впечатление, что тренер, как школьник, вызубрил наизусть материал и рассказывает его, как на экзамене. Только не на оценку, а за деньги.
Сегодня на предприятиях крайне редко можно увидеть в штате психолога. Почему-то считается, что он не нужен. Зато высок спрос на эйчаров и тренинг-менеджеров. А ведь эти профессии предполагают работу с людьми и, соответственно, отличное знание психологии. Поэтому идеальный тренер – тот, у кого есть сразу два образования: в области психологии и менеджмента. Такой специалист лучше всего будет понимать специфику работы компаний.
Формы группового тренинга
Прежде чем приступать к выбору формы тренинга для группы, следует узнать, что побудило руководителя заказать такое обучение: например, откорректировать поведение работников, снизить количество конфликтов, повысить продажи посредством применения новых способов общения с покупателем. Без учета специфики компании, настроя и мотивации коллектива занятия окажутся неэффективными, а поставленные цели, соответственно, недостигнутыми.
Когда предварительная информация о предприятии и коллективе собрана, можно определяться с формой, в которой будет проходить обучение.
Форма тренинга | Суть | Результаты |
---|---|---|
Дрессировка | Применяя жестокие приемы манипулятивного характера и положительное подкрепление, тренер «программирует» желательные модели поведения. Используя отрицательное подкрепление, он «стирает» вредоносные паттерны. | Приносит быстрый результат, однако он улетучивается с такой же скоростью. Участники, избавляясь от внутреннего балласта, в итоге теряют и себя, утрачивая доверие к себе. Количество моделей поведения в этой форме тренинга строго ограничено. Негативные побочные эффекты: гиперконтроль собственных действий, чрезмерная зажатость и хронический стресс. |
Совершенствование умений и навыков эффективного поведения | Отработка и доведение до автоматизма желаемых моделей поведения. | Реальная жизнь порой бывает непредсказуемой. Участники таких тренингов, скорее всего, окажутся неподготовленными к нетипичным ситуациям, так как на занятиях они попросту «не проходили» их. |
Активное обучение | Тренер дает базис знаний по психологии. На основе теории участники оттачивают нужные им навыки и умения. | Эти формы считаются самыми результативными. Правда, они требуют серьезной подготовки тренера. Эффективность таких занятий во многом зависит от того, учел ли он особенности сферы деятельности участников. |
Создание благоприятных условий для самораскрытия каждого участника | Члены коллектива обучаются самостоятельному поиску вариантов решения имеющихся проблем. Тренер лишь дает необходимые для этого знания, помогает проявить скрытые ресурсы участников, которые можно успешно применять в работе. |
Тренер, выбравший неэффективную форму дрессировки, несет полную ответственность за те перемены и превращения, которые случаются с участниками. Вместе с тем он совершенно не учитывает их степень осознанности. Это порождает безответственное отношение участников ко всему происходящему в компании. Хороший тренер делит с ними ответственность поровну, подводя их к пониманию, что на исход практически любой ситуации как на тренинге, так и на фирме могут существенно влиять не только тренер или руководитель, но и каждый член коллектива.
Креативность и творчество
Слово «креатив» является калькой с английского «creative» – творчество. Также на латинском «creatio» означает создание, сотворение. Поэтому понятие креативность и понятие творчество идентичны. Однако термин креативность чаще применяется в бизнесе, образовании и подразумевает определенное волевое усилие, целенаправленную активность субъекта. Тогда как творчеством обычно называют свободную и даже не структурированную деятельность. В остальном эти термины для нас идентичны и имеют три творческие составляющие: чувствительность, интуиция и синергия.
Чувствительность свойственна всем творческим людям, они чувствуют мир ярче, открыты новому опыту и глубже его переживают. Все дети обладают более высокой чувствительностью, чем взрослые, и это позволяет им открыто творить, без стеснения и рамок. У них мало шаблонных установок, и даже основной вид деятельности – игра. Многие творческие люди похожи на детей как раз в этом, им удается сохранить живость восприятия, что становится неиссякаемым источником для творения.
Интуиция движет человека в нужном направлении, позволяет «идти на поводу» у своего творческого начала. Поэтому о творческих людях есть мнение, что они словно живут в потоке чувств, мыслей, событий, происходящих как бы независимо от субъекта, словно этот поток больше самого человека и подчиняет его.
Синергия – способность сочетать разные явления, иногда даже противоположные, на первый взгляд совершенно не подходящие друг другу. В результате такого синергетического сочетания эффект превосходит сумму эффектов от его частей. Это может быть соединение двух творческих личностей, создающих вместе нечто принципиально новое. Или объединение разных областей, например, психологии и танцевального искусства – с целью психотерапии танцем. Такие подчас удивительные сочетания прокладывают дорогу новым направлениям в науке, бизнесе, общественной жизни. Например, объединение дизайнера и программиста позволяет создать конкретный востребованный продукт – сайт.
Креативность мышления дизайнера и практичность мышления программиста в случае их сплочения дадут лучший результат, как если бы сайт создавал один человек.
Считается, что на 100% новое создать уже невозможно, поскольку за тысячелетия человеческой истории было придумано все, что, так или иначе, будет основой для последующих изобретений. Поэтому именно чувствительность и интуитивность восприятия, а также способность синергетически объединять воспринятый опыт делает человека творческой, креативной личностью.
Однако у творчества есть два постоянных спутника – риск и неопределенность. Не зря говорят, что творение «рождается в муках». Каждое открытие связано с неизвестностью, как оно повлияет на дальнейший ход событий. Поэтому для творческой деятельности нужны еще волевые способности, чтобы побороть лень и противоречия внутри человека. Только, справившись с ними, личность проявит креативность и может раскрыть весь свой потенциал.
Детское творчество
Если искать ответ на вопрос, что такое творческая деятельность и ее определение, найдется такое описание – процесс, в результате которого создаются новые оригинальные изделия. Творческий путь каждого человека начинается в детстве. Способности есть в каждом ребенке, но найдут ли они свое воплощение, зависит от того, в каком окружении растет малыш. Если родители прикладывают усилия, создают условия для развития творческого потенциала, ребенок будет расти гармоничной личностью.
Все виды креативной деятельности полезны для развития умственных способностей и интеллекта. Необходимо познакомить ребенка с большим количеством творческих занятий, из которых он сможет выбрать понравившиеся. Для этой цели существуют различные кружки, курсы и секции дополнительного образования. Первые творческие занятия помогут определиться с выбором будущей профессии и приобрести хобби, которое будет радовать на протяжении всей жизни.
Творчество является необходимым условием для развития гармоничной и счастливой личности, способной видеть прекрасное и преобразовывать мир вокруг себя.
Творческая деятельность способствует самореализации, самопознанию и самосовершенствованию. Это путь длиною в жизнь. Даже если вы не станете известным художником или писателем, вы получите множество плюсов от занятия любимым делом.
Уильям Гордон
Уильям Гордон — это известный изобретатель и исследователь мышления творческих людей: других изобретателей и людей искусства. В процессе своей деятельности он определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу. Это послужило причиной для создания в 1952 году в Кембридже первой синектической группы, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.
Затем, в 1960 году в Бостоне Ульямомом Гордоном была основана консалтинговая компания «Synectics Inc.», а в 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других.
Теперь же перейдём непосредственно к описанию самого метода синектики.
Упражнения для развития креативного мышления у взрослых
В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:
- нестандартный подход;
- онлайн тренажеры мозга;
- игры.
Нестандартный подход
Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.
Онлайн тренажеры мозга
При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:
- Таблица Шульте;
- Анаграммы;
- Пятнашки;
- Таблицы Горбова и т.д.
Таблица Шульте
Игра «Белогривые лошадки»
Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.
Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.
Индивидуальная и групповая работа в организациях
В каждой организации есть свои цели, свой профиль, своя структура. Поэтому и роль групповой творческой деятельности в каждой организации своя. Если организация — рекламное агентство, то мозговой штурм может быть основой ее деятельности, ведь постоянно нужно что-то придумывать. И наоборот, в армейском подразделении, которому нужно решить нестандартную задачу, групповая работа, даже творческая, в силу жесткой иерархии будет, скорее всего, проходить иначе. Может прозвучать много идей, но вес предложений начальника этого подразделения будет, скорее всего, более высоким по сравнению с предложениями других участников группового обсуждения; да и финальное решение будет принимать именно он, беря за него на себя всю полноту ответственности.
Проблемы творчества
При выполнении творческой деятельности возникает множество проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать.
К ним относятся:
Отсутствие самоуважения. Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.
Лень и слабая воля. Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.
Страх провала, неудачи. Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.
Недостаток организованности. Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей, лучше для этого использовать программы или веб-сервисы, например, Бесплатный онлайн органайзер, ежедневник, планировщик дел и задач, календарь — Личные цели.
Отсутствие приоритезации. В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь
Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела.
Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела.
Загруженность сознания. После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.
Конформизм. Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».
Нетерпеливость. Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.
Ригидность. Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.
Устранение всех этих препятствий гарантированно повысит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс реализации предназначения.
Правила группового тренинга
Ведущий группового тренинга должен твердо знать его правила и ознакомить с ними участников. В первую очередь он должен сказать, что нормы, которые приняты в реальной жизни, нельзя переносить на занятие, так как это не только не даст желаемого результата, но еще и навредит. Не следует также пытаться внедрять в повседневность нормы, установленные специально для конкретной группы.
Кроме этих законов, существуют и другие:
«Тут и сейчас». В ходе тренинга должны рассматриваться только те процессы, ощущения и идеи, которые появляются у участников в текущий момент времени. Благодаря этому у них вырабатывается полезный навык концентрироваться на себе и на том, что делается вокруг них в данную минуту. Наблюдение за человеком в режиме «здесь и теперь» позволяет сформировать выводы о его привычном поведении. На этом следует обязательно сделать акцент для всех участников.
Откровенность и открытость
Очень важно, чтобы члены тренинговой группы не говорили неправду и не занимались лицемерием, скрывая настоящие мысли и ощущения. Здоровая личность открыто делится с коллегами или близкими своими чувствами касательно какого-либо события или вопроса
На этом фундаменте выстраивается успешное взаимодействие между людьми. Конечно, в самом начале занятия, сразу же после знакомства, достичь стопроцентного выполнения этого правила нереально. Да и не во всех случаях надо требовать от каждого участника «вывернуть душу наизнанку», ведь они работают вместе, а значит обнародовать глубоко личную информацию будет как минимум некорректно. Вместе с тем все члены коллектива должны ощущать определенную защищенность и получать право откровенничать настолько, насколько они считают допустимым.
«Я» вместо «мы». В ходе тренинга налагается табу на фразы вроде: «Все придерживаются такого мнения…», «Мы полагаем…» и подобные. Они дают возможность избавиться от собственной ответственности за высказывания и восприятие, перебрасывая ее на фантомного «мы». Когда участник говорит что-то, ему всегда следует пользоваться местоимением «я». Так можно научить его ответственности за свои слова и принятию себя.
Активность. Среди участников группового тренинга никто не должен просто отсиживаться и лишь наблюдать за происходящим со стороны. Отрабатывать предлагаемые тренером упражнения нужно всем без исключения. Если кто-то упрямо отказывается выполнять задания, надо уточнить у этого человека, понимает ли он, зачем здесь находится.
Засекреченность. Абсолютно все, что было произнесено на тренинге касательно его участников, – конфиденциальная информация. Строгое соблюдение этого правила позволяет создать атмосферу психологической защищенности и способствовать максимальному раскрытию каждого члена коллектива. При этом не стоит путать информацию личного характера с приемами, техниками и знаниями, которые не только можно, но даже нужно применять за пределами группы в работе и быту.
Более подробно изучить правила группового тренинга можно тут.
Подтипы групповых ролей, встречающиеся среди рядовых членов группы:
Групповая роль «Любимчик» (он у группы бывает один). Любимчики — это те, кто вызывает у группы самые нежные чувства и поэтому делает всё, что ему хочется. Любимчики — слабы и постоянно нуждаются в защите и помощи группы. Но эту помощь им дают более чем охотно — они же любимчики. Удовлетворяет потребность группы в «сладком».
Групповая роль «Шут» (тоже один на группу)
Шут — это тот же любимчик, только внимание группы покупает не тем, что он «душка», а тем, что он «негодяй». Удовлетворяет потребность группы в «остром».
Групповая роль «Мученик» (тоже один на группу)
Мученик — этот громоотвод группы (или телесериал, который смотрит группа). Он вечно взывает о помощи, но советов не слушает и помощи не принимает. Удовлетворяет потребность группы в солёном и горьком.
Групповая роль «Отшельник» (один на группу). Это тот разбойник, который, пойдя «на дело» вместе со всеми, будет всё время сидеть в стороне, уткнувшись в книжку, с выражением лица: «Как вы мне надоели. Не мешайте читать». Зачем его берут с собой на дело? Он удовлетворяет потребность группы в загадке и тайне…
Эффективность группового и индивидуального творчества
Групповое творчество начало активно изучаться после появления концепции мозгового штурма. Мозговой штурм — веха в развитии представлений о совместной творческой деятельности. Алекс Осборн, основатель этого метода, считал его более эффективным по сравнению с индивидуальным.
И действительно, в компании единомышленников хорошо творить и генерировать новые идеи. Но ведь в группе много людей. Если сложить все индивидуальные вклады участников группы и поделить общую групповую эффективность на количество участников, мы получим средний творческий вклад каждого. Оказалось, что во многих случаях индивидуальное творчество оказывается значительно более продуктивным, чем групповое. Но все же есть такие групповые форматы, в которых их преимущества перекрывают недостатки. Например, когда в группе немного участников, три-пять человек, они могут так хорошо сработаться и не мешать друг другу, что вклад каждого в групповую продуктивность окажется выше, чем в случае индивидуальной работы этих же людей.
В научной литературе представлены многочисленные исследования взаимной когнитивной стимуляции в условиях группового творчества. Когда человек слышит чужую идею, она может натолкнуть его на свою собственную оригинальную идею. Во многих экспериментальных исследованиях как раз изучается то, каким образом на когнитивном, информационном уровне поступившая в качестве стимула внешняя идея привела к порождению человеком своей собственной.
Были предложены различные модели, объясняющие механизмы взаимной когнитивной стимуляции в условиях группового творчества. Например, матричная модель, которая описывает вероятности нахождения в памяти различных идей, ассоциативно связанных с услышанной идеей другого человека. Эта модель описывает то, каким образом происходит активация собственных содержаний в памяти в ответ на когнитивные стимулы извне.