Церковное искусство

Христианское искусство

Введение

Христианство распространилось по всему миру, чтобы стать основной религией и системой ценностей для человечества, по крайней мере, до 20-го века. С течением времени оно обрастало иерархической организацией и традициями, а также стало самым крупным и влиятельным покровителем художников, скульпторов и архитекторов. Действительно, с самого начала церковь использовала произведения различных видов искусства для того, чтобы создать определенный образ, усилить влияние церкви и привлечь новых единомышленников. В процессе становления христианского искусства была разработана уникальная иконография, архитектурный стиль, создавались характерные скульптуры, алтари, витражи, фрески и мозаики.

Пьета. Микеланджело.

В начале 16-го века церковь использует для оплаты заказов на библейские темы деньги, собранные за счет повышенных налогов, что вместе с рядом других исторических событий приводит к возникновению протестов и недовольств. В 1517 году голландский пастор Мартин Лютер, начавший религиозную революцию, известную под термином «реформация», приведшая к формированию более скромной и менее иерархической форме христианства, известной как протестантизм.

Собор Святого Марка, Венеция. Купол святого Иосифа.

Византийское искусство (450-1450)

Восточная православная церковь – форма христианства, возникшая в Константинополе. Византийское религиозное искусство первым по-настоящему «расцвело», а специализировалось оно в области архитектуры (Базилика Святых Сергия и Вакха, базилика Святой Софии, Базилика Святой Ирины и т.д.), мозаики, фрески и иконописи. Также византийские мастера отличались своими ювелирными навыками и созданием иллюстрированных рукописей.

Мозаика конхи. Базилика Сан-Витале.

Средневековое христианское искусство (450-1200)

С падением и распадом Римской империи западная Европа вступила в темные века (400-800), период политической неопределенности и культурного застоя. Единственной объединяющей силой стало христианство, но его влияние было ограничено. Только в Ирландии, стране, отрезанной от европейского материка, христианство процветало.

Готика (1150-1375)

Готическое искусство обязано своим развитием, в том числе точным наукам, включая математику. Художники эпохи создавали огромные витражи и фрески на христианские темы и иллюстрировали библейские сюжеты. Готический период был связующим мостом между средневековым искусством и эпохой Возрождения.

Ренессанс

В начале 14-го века в области христианского искусства можно выделить творчество Джотто (Капелла Скровеньи, Алтарь Перуцци, Маэста и т.д.). Позже в 15-м веке христианская живопись и скульптура преобладает во Флоренции, а в 16-м — в Риме, во времена пап Сикста IV, Юлия II, Лва X и Павла III.

Крещение Константина. Рафаэль.

Ряд бессмертных картин религиозной направленности включает в себя произведения Пьеро делла Франческа, знаковые фрески и картины Леонардо да Винчи, Андреа Мантеньи, Рафаэля, Микеланджело, Корреджо, Паоло Веронезе, Тинторетто, Яна ван Эйка, Альбрехта Дюрера, Андреа Верроккьо, Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лоренцо Гиберти, Рубенса, Караваджо, Ганса Гольбейна и других.

Тинторетто. Рай.

В современную эпоху (1750-2000)

Христос перед Пилатом. Мункачи.

К середине 18-го века католические страны перенасытились соборами, церквями и монастырями. В результате заказы подобного рода становились реже

Промышленная революция и политические события привели к тому, что художники стали заострять внимание на портретах, пейзажах и других формах искусства, не относящихся к религиозной теме. Безусловно, христианские картины создавались и современными художниками (например Михаем Мункачи, Марком Ротко, Фрэнсисом Бэконом и так далее)

Но вектор развития живописи был повернут в другую сторону.

Ссылки [ править ]

  1. Бет Уильямсон, Христианское искусство: очень краткое введение , Oxford University Press (2004), стр. 110.
  2. Синтия А. Фриланд, Но разве это искусство ?: Введение в теорию искусства , Oxford University Press (2001), стр. 95
  3. Buenconsejo, Клара (21 мая 2015). . Mozaico. Архивировано из 29 сентября 2015 года . Дата обращения 2 июня 2015 .
  4. Karetzky, Патрисия (2014). Китайское религиозное искусство . Ланхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 127. ISBN .
  5. . Архивировано из на 2004-02-18 . Проверено 11 февраля 2014 .
  6. . Метрополитен-музей . Проверено 6 сентября 2013 .
  7. . Метрополитен-музей . Проверено 6 сентября 2013 .
  8. . Саккал . Проверено 6 сентября 2013 .
  9. . Metmuseum.org . Проверено 6 сентября 2013 .
  10. , p. 1.ошибка sfn: нет цели: CITEREFKumar2001 ( помощь )
  11. Августин, Биргитта. «Даосизм и даосское искусство». В Хейльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/daoi/hd_daoi.htm (декабрь 2011 г.)

3.

В первой части своего эссе я упоминал об архетипических моделях развития персонажа, которые современная массовая культура со всей их дидактичностью целиком позаимствовала у христианства. В более глобальном контексте, надо вообще, наверно, говорить о том, что с христианством связан сам наш язык — в первую очередь исторически. Европейский (и американский) автор часто рискует попасть в своего рода ловушку языка: сложно быть американцем и не создавать произведения, на фундаментальном уровне связанные с протестантством. В каком-то смысле, у нас даже есть готовое ожидание: американское искусство — от массового до экспериментального — будет пронизано протестантской моралью или видением мира. Если это ожидание обманывается — как у Джона Кейджа или битников, акцентировавших значение буддизма для их искусства, — то мы обязаны себя спросить: а действительно ли любовь Кейджа к случайности, разрывающей гегемонию предсказуемых смыслов, и стремление битников разомкнуть этическую связность нарратива, — действительно ли этот художественный синтаксис пришёл из китайского языка или всё же он связан с переосмыслением англосаксонской морфологии. Протестантская чувственность у Эмили Дикинсон возникает не только из-за того, что она ни с кем не была так близка, как с Христом, — но уже оттого, что она говорила и писала по-американски, сам язык взывает к этим смыслам. У русскоязычного художника подспудная связь с православием также скорее ожидаема, но необязательна (особенно учитывая семидесятилетнюю историю выдавливания церковных смыслов из общественного дискурса в XX веке). Речь не о символике (нимбы, ангелы, кресты), а о лингвистике визуальных, пластических и аудиальных искусств

Безусловно, те современные авторы, которым удаётся полностью отойти от христианства и не пользоваться даже осколками того языка, осуществляют более радикальный разрыв с традицией (что может быть очень важно для актуального культурного процесса). Неслучайно, однако, что даже в самом актуальном искусстве сегодняшней России обращение к христианской символике может играть значимую роль: так, в одной из главных художественных работ ушедшего года (и однозначно апеллирующей к широкой аудитории, а значит и обращающейся к известному ей языку сакрального) — «Угрозе» Петра Павленского можно видеть отсылки к важному христианскому символу «врат ада» и даже литургическую перформативность

Другое дело, что религиозность может быть более чем амбивалентна. Полагаю, что отторжение сегодняшними иерархами РПЦ искусства Сидура проистекает именно из непонимания этой глубинной природы искусства — и религиозного опыта. Художник нового времени, как правило, не производит объектов, которые могут быть задействованы в религиозном обряде, — но это не значит, что он худший христианин. Иногда наоборот, у произведений, которые, с точки зрения догмы, представляются примерами «плохого христианства» (если вообще не богохульства), Церкви есть чему поучиться. Вуорила-Стенберг на выставке «Экстаз святой Терезы» в Хельсинки предлагает нам сакральный, но не святой образ Марии Египетской: перед его картинами нельзя молиться, но острейшее духовное и чувственное страдание, которое в них воплотилось, — это и есть христианство. Антти Нюлен в своём эссе о Нико на той же выставке объясняет, почему, с его точки зрения, её личностный распад, самодеструкция, вызванная употреблением героина, отличается от типичной наркомании и сближает Нико с аскезой и самоотречением великих святых. В этом нет никакой иронии — но нет в этом и асоциальных призывов, мол, давайте все подсядем на героин. Да, искусство взывает к внимательному чтению, к попытке осмысления нового опыта, но ведь именно этим оно и ценно. А сегодня почему-то получается так, что там, где РПЦ, хорошее искусство — это плакаты культа личности, а всё, что хоть на йоту сложнее, маргинализируется. Вообще-то, ровно такое отношение к «сложному» искусству культивировалось в Советском Союзе, — неужели сегодняшняя Церковь хочет унаследовать от него именно это?

Александр Иванов. Явление Христа народу. (Явление Мессии). 1837–1857, 750 х 540 см, масло, холст // Фото: artpoisk.info

Пространство для эксперимента

Научный сотрудник Московского музея современного искусства Анна Чукина отметила, что «особенно замечательна на выставке „Дары“ подборка церковных художников». Анна Чукина считает, что «самого искусства в церковном искусстве сегодня катастрофически мало. Но вот появляются отдельные мастера, в чьих работах мы видим отблеск настоящего художественного качества. Можно сказать, художественного качества церковного искусства завтрашнего дня, потому что Церковь сегодня к этому еще не готова. Но уже есть запрос на работы искренние, по-настоящему литургические, такие, которые современный человек внутри и снаружи церковной ограды будет воспринимать как произведение искусства. Церковное общество должно, наконец, дозреть до понимания того, что украшение храма — это не ритуальная декорация, а возможность одаренным людям принести свой талант Богу».

Анна Чукина

«Пространство флигеля „Руина“, где находилась часть экспозиции, мы позиционируем как пространство для эксперимента. Именно так я отнеслась к этой выставке и не разочаровалась», — сказала Ирина Коробьина, директор Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Директор государственного архитектурного музея им А.В. Щусева Ирина Коробьина

Художник-монументалист Александр Карнаухов, участник выставки, заметил, что стены флигеля «Руина» и аптекарского приказа, в которых проходит выставка — исторические и сами — ее часть. Тем более, что церковное искусство — контекстно. «Нахождение масштаба события — одна из важных задач и церковного, и светского искусства», — считает Карнаухов.

Александр Карнаухов

То, что выставка вписалась в пространство «Руины», отметил и Алексей Лидов, директор Научного центра восточнохристианской культуры, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, академик Российской академии художеств. По его мнению, «Дары» — это первая по-настоящему успешная выставка христианского искусства. Однако он не согласился с тезисом, что у Церкви есть свое современное искусство. «Если мы начнем раздавать членские билеты „православный художник“, „не православный художник“ — это ни к чему хорошему не приведет. Сейчас существует тенденция растащить искусство по религиозным, конфессиональным квартирам. Это большая проблема для общества», — заметил Лидов.

Исторический контекст

Открывая круглый стол, организаторы сразу обозначили два взгляда на историю выставок христианского искусства.

Один из кураторов выставки «Дары», художник Гор Чахал считает, что первым шагом был проект Олега Кулика «Верю», состоявшийся в центре «Винзавод» в 2007-м году, затем — выставка «Двоесловие» в притворе храме святой мученицы Татианы при МГУ в 2010-м году, а также выставка «Искусство и религия в пространстве современной культуры», которая проходила летом 2013-го года в Российской Академии художеств.

Гор Чахал

Одна из организаторов выставки «Дары» искусствовед Ирина Языкова возразила Чахалу и напомнила, что началось все гораздо раньше, в восьмидесятые годы, с выставок андеграунда, когда современные художники уже размышляли на христианские темы. Первая официальная выставка современной иконы открылась в мае 1989 г. в Знаменском соборе Зарядья. Последующие выставки современного церковного искусства на разных площадках вплоть до храма Христа Спасителя давали возможность увидеть различные стороны иконописного процесса.

Ирина Языкова

В этом же ряду Языкова назвала выставку «Свет Троицы» на Кузнецком мосту, устроенную протоиереем Алексием Уминским к 400-летию храма Троицы в Хохлах. В течение более 10 лет аналогичные выставки проходили в театре Анатолия Васильева на Сретенке, причем как иконописные, так и совместные с современным искусством. Можно вспомнить и проект «Иконическая лаборатория», который поставил вопрос об иконичности не только литургического искусства, но и других искусств (литературы, кино, театра) и всей культуры в целом. В этот проект входили и выставки, и конференции, и семинары по иконичности. «Весь этот процесс, — по словам Языковой, — может и не был отмечен большим паблисити, но он дал возможность вызреть процессу, который отражен в фестивале „Дары“ и, прежде всего, в выставке в Музее архитектуры».

Протоиерей Алексий Уминский

[править] Канон в церковном искусстве

Жизнь  церковного искусства  определяется  каноническим строем церковной  жизни, является его   частью и  поэтому само  церковное  искусство также  строго  канонично. Его художественная значимость зависит от интерпретации, которую исполнитель придает каждому — в отдельности и всем — элементам  канонического произведения. Разнообразие тематики не является существенным признаком этого искусства. Авторство — второстепенно.

Как весь строй богослужебной жизни, так и всё, что находится в храме и сам храм, имеют свой, установившийся временем, канон (устав). Вся церковная архитектура, монументальная живопись и иконопись объединяются воедино особым изобразительным каноном.

Суть канона не сводится к скрупулезному механическому копированию единожды данных образов и схем. Об этом свидетельствует яркое своеобразие древнерусского и византийского искусства. Более того, каждая местная школа иконописи и архитектуры обладает своим уникальным характером. Сама необходимость введения понятия канона говорит о том, что принципиальным является не полное воспроизведение прообраза во всех деталях, а выявление ряда сущностных черт, которые и закрепляются достаточно жестко в особой системе правил. Однако остается некоторое пространство свободы, благодаря которому становится возможным своеобразие исторических стилей и местных школ.

Историко-культурный аспект проблемы канона связан с постоянным балансированием религиозного искусства на грани допустимого. С одной стороны, канон по сути достаточно однозначен и неизменен, с другой стороны, каждая эпоха характеризуется уникальным типом мироотношения, способами, с помощью которых человек осуществляет свое стремление к Богу.

Канон даёт возможность выразить «правильность по смыслу», также как предание, традиция — «правильность по духу», но совершенно не формально. Поэтому чем свободнее человек, тем лучше у него получается. Мы восхищаемся теми иконами, фресками, мозаиками и храмами, где есть жизнь, где всё на своих местах.

Исламское искусство

Образец исламского сакрального искусства: в Великой мечети Кайруан в Тунисе верхняя часть михраба (молитвенная ниша) украшена люстровой плиткой IX века и расписанными переплетенными растительными мотивами.

Запрет на использование репрезентативных изображений в религиозном искусстве, а также естественная декоративность арабского письма привели к использованию каллиграфических украшений nuni minimi minimum, которые обычно включали повторяющиеся геометрические узоры и растительные формы ( арабески ), выражающие идеалы порядка и природы. . Они использовались на религиозной архитектуре, коврах и рукописных документах. Исламское искусство отразило это уравновешенное, гармоничное мировоззрение. Он фокусируется на духовной сущности, а не на физической форме.

Хотя на протяжении всей истории ислама существовало отвращение к потенциальному поклонению идолам, это отчетливо современный суннитский взгляд. Персидские миниатюры , наряду со средневековыми изображениями Мухаммеда и ангелов в исламе , являются яркими примерами, противоречащими современной суннитской традиции. Кроме того, мусульмане- шииты гораздо менее противны изображениям фигур, в том числе фигур Пророка, если изображение носит уважительный характер.

Изображение фигуры

Исламское сопротивление представлению живых существ в конечном итоге проистекает из веры в то, что создание живых форм уникально для Бога. Именно по этой причине роль образов и создателей имиджа является противоречивой.

Наиболее сильные утверждения о фигуральном изображении содержатся в хадисах (Традиции Пророка), где художникам предлагается «вдохнуть жизнь» в свои творения и грозит наказанием в Судный день.

Ардебиль Ковер , персидский ковер , Тебриз , в середине 16 — го века, изображает цветочные сады формы таким образом , что отражает исламскую символику рая.

Коран менее конкретен, но осуждает идолопоклонство и использует арабский термин мусаввир («создатель форм» или художник) как эпитет к Богу. Частично из-за этого религиозного настроения фигуры в живописи часто стилизовались, а в некоторых случаях происходило разрушение изобразительных произведений искусства. Иконоборчество было ранее известно в византийский период, а аниконизм был характерной чертой иудейского мира, что помещало исламское возражение против образных представлений в более широкий контекст. Однако, как украшение, фигуры не имели большого значения и, возможно, поэтому представляли меньшую проблему. Как и в случае с другими формами исламского орнамента, художники свободно адаптировали и стилизовали основные формы людей и животных, что привело к появлению большого разнообразия рисунков на основе фигур.

Каллиграфия

Каллиграфия — высоко ценимый элемент исламского искусства. Коран был передан по — арабски, и присущее в арабской графике есть потенциал для декоративных форм. Использование каллиграфии в качестве украшения имело определенную эстетическую привлекательность, но часто также включало в себя основной талисманский компонент. Хотя на большинстве произведений искусства были разборчивые надписи, не все мусульмане смогли бы их прочитать. Однако всегда следует помнить, что каллиграфия — это в первую очередь средство передачи текста, хотя и в декоративной форме. Арабский алфавит, основанный на простых и примитивных ранних образцах V и VI веков нашей эры, быстро развился после подъема ислама в VII веке в прекрасную форму искусства. Основными двумя семействами каллиграфических стилей были сухие стили, обычно называемые куфическими , и мягкие курсивные стили, которые включают насхи , тулут , насталик и многие другие .

Геометрия

Геометрические узоры составляют один из трех нефигурных видов декора в исламском искусстве. Независимо от того, используются ли они изолированно или используются в сочетании с нефигурным орнаментом или фигурным изображением, геометрические узоры обычно ассоциируются с исламским искусством, в основном из-за их аниконизма. Эти абстрактные узоры не только украшают поверхности монументальной исламской архитектуры, но и служат основным декоративным элементом огромного количества объектов всех типов.

[править] Генезис церковного искусства

Искусство возникает на заре человеческой истории как особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека.

Церковное  общество с  самого  начала христианской  истории использовало художественное  творчество в достаточно  строгом соответствии с требованиями церковной жизни и богослужения. Уже  у Тертуллиана на рубеже  2-3  веков мы находим  сведения  о   христианских художниках,  читающих Священное  Писание  и даже участвующих  в  совершении Таинств.

После Миланского  эдикта 313 года  Церковь выходит  на  поверхность,  строятся храмы, возникают новые,  неповторимые  произведения христианского духа,  грандиозные циклы,   свидетельствующие  о триумфе Церкви. Параллельно   идет разработка  догматического  учения Церкви. В богословии разрабатываются учение  о  Святой Троице и христология. А в искусстве появляются  новые  образы. Вселенские соборы, разрабатывая  догматы, оказывали  большое  влияние на  развитие церковного искусства, которое  должно было отвечать учению Церкви  и доносить его в  образах до верующих. Так, догмат Воплощения, направленный  против  арианства, оказал огромное определяющее  влияние на все дальнейшее церковное  искусство.

Иконописцы первых веков, изображая Христа, Богородицу, своих первых святых, поначалу не искали для выражения этой новой реальности чего-то принципиально нового с формальной стороны, а свободно пользовались художественным языком своего времени, правда, отбирая из традиций, в каких творили их современники то, что наиболее способствовало отображению Евангелия, как Благой Вести, то есть евангельскую простоту и светоносность, выражаемые через лаконизм и светоносность художественного языка.

В VIII веке христианская Церковь столкнулась с ересью иконоборчества, идеология которой возобладала полностью в государственной, церковной и культурной жизни. Иконы продолжили создаваться в провинциях, вдали от императорского и церковного надзора. Выработка адекватного ответа иконоборцам, принятие догмата иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе (787 год) принесли более глубокое понимание иконы, подведя серьёзные богословские основы, связав богословие образа с христологическими догматами.

VII Вселенский Собор утвердил за иконой значение, равночестное Кресту и Евангелию, заповедал нам почитать ее «наряду с Крестом и Евангелием». Орос VII Собора напоминает: иконопись — исключительно церковное творчество. Оно должно уходить корнями и питаться от Слова Божия, догматики Церкви, ее литургики и Священной Истории, должно быть связано и с христианской аскетикой. Вместе со становлением и развитием чина Литургии вырабатываются новые типы здания храма — базиликальный и крестово-купольный, пришедший на Русь из Византии..

На протяжении многих столетий мы видим множество разнообразных стилей единого иконосписного языка. А это значит, что свобода творчества остается в Церкви огромным океаном, имеющим, конечно, свои берега. И в каждой поместной Церкви свои стили, даже в каждой местности они могут быть не похожими друг на друга.

На Западе уже в эпоху так называемого Возрождения, а на Востоке несколько позже, внутри самого церковного общества стали появляться такие изображения, о которых, чем дальше, тем труднее сказать, являются ли они иконами или нет. Запад отверг, видимо, посчитав устаревшим язык иконописи и породившую его святоотеческую культуру. Как следствие в его изображениях, даже на церковные темы, потерялось многое из евангельского содержания, оно стало подменяться чем-то иным: более приземленным, иногда страстным, иногда почти языческим.

Почти двухсотлетнее /с ХVІІІ по XX век/ беспрепятственное проникновение западных влияний в русскую культурную и церковную жизнь привело к тому, что русские храмы стали строиться в западном духе и стиле. Упадок этот обычно состоял в ослаблении и ущербе целого под влиянием разрастающихся деталей.

Современный модернизм является столь же неприемлемой формой для церковного искусства, как подражательство и стилизаторство..

Презентация на тему: » ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ. Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами.» — Транскрипт:

1

ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ

2

Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, т. е. произведения, имеющие религиозную направленность, прививающие людям мысль о всемогуществе божества, о необходимости поклоняться ему и соблюдать его заповеди.

3

Искусство в религиозной культуре христианства Икона ( от греческого слова «образ», «изображение») – предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых. Толковый словарь Ожегова. Икона Казанской Божьей Матери Икона Владимирской Божьей Матери

4

ФРЕСКО (стенопись) — способ живописи по сырой, особой штукатурке. Толковый словарь Даля. Искусство в религиозной культуре христианства

5

Искусство в религиозной культуре ислама Каллиграфия – искусство чистописания. Толковый словарь Ушакова.

6

Найдите соответствие между понятием слова и его определением: Родина Культура Религия это правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостей это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьями

7

Искусство в религиозной культуре ислама Арабески — сложный орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п. Толковый словарь Ушакова.

8

Искусство в религиозной культуре иудаизма Мено́ра («светильник») золотой семи ствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. ВикипедиЯ

9

Искусство в религиозной культуре иудаизма Корона Торы – украшение на свитке Торы в виде позолоченной или посеребренной короны с гранатами и колокольчиками.

10

Искусство в религиозной культуре буддизма Скульптуры и изображения Будды Изображение мандалу- символический вид буддийской Вселенной Сад камней

11

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: 1. Что означает слово «Икона»? 2. Почему среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии? 3. Какие правила существуют при чтении Торы? 4. Какой образ является главным в религиозной культуре буддизма?

12

Домашнее задание: Подготовьте сообщение об одном из религиозных сооружений находящихся в нашем городе и о том какие художественные произведения религиозного значения в нем находятся?

13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Православный храм объединяет в себя 5 видов искусств

А именно:

  1. Архитектура храма — внешнее и внутреннее убранство.
  2. Фрески — настенная роспись.
  3. Изобразительное искусство — иконопись.
  4. Музыкальное искусство — пение молитв.
  5. Ювелирное искусство — это драгоценные оклады на иконах, выполненные из различных материалов, подсвечники, церковная утварь, церковные облачения.

Поговорим о каждом виде отдельно, чтобы было наиболее понятно. Яркими и фундаментальными в православном искусстве считаются архитектура и живопись.

Православные храмы — это бесценные памятники мирового архитектурного искусства. Только на территории России на сегодняшний день насчитывается около 25 тысяч различных храмов и каждый из них по-своему неповторим.

Среди них известные во всем мире крупнейший Храм Христа Спасителя, уникальный монастырский комплекс — Киево-Печерская Лавра и многие другие.

Храм Христа Спасителя в Москве. Каждый день сюда приходят тысячи молящихся на поклонение к святыням

Индуистское искусство [ править ]

Индуизм , насчитывающий 1 миллиард последователей , составляет около 15% населения мира, и поэтому культура, которая является его следствием, полна различных аспектов жизни, на которые влияет искусство. Существует 64 традиционных искусства, которые начинаются с классической музыки и заканчиваются применением и украшением ювелирных изделий. Поскольку религия и культура неотделимы от индуизма, повторяющиеся символы, такие как боги и их перевоплощения, цветок лотоса , дополнительные конечности и даже традиционные искусства появляются во многих скульптурах, картинах, музыке и танцах.

[править] Литература

  • Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993
  • Флоренский П. А. Собрание сочинений. — Москва, 1994—2004
  • Тарабукин Н. М.. Смысл иконы. М.: Православное братство Святителя Филарета Московского, 2001.
  • Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI, 1991
  • Трубецкой Е. Н. Россия в ее иконе // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М.: «ИнфоАрт», 1991
  • о. Павел Флоренский. Храмовое действо как синтез искусств (1918 г.) // Собрание сочинений. Т. 1. Paris: YMCA-PRESS, 1985
  • о. Павел Флоренский. Обратная перспектива (1919 г.) // Собрание сочинений. Т. 1. Paris: YMCA-PRESS, 1985
  • о. Павел Флоренский. Иконостас (1922 г.) // Собрание сочинений. Т. 1. Paris: YMCA-PRESS, 1985
  • Флоренский П., свящ. Собрание сочинений. I. Статьи по искусству. Париж, 1985
  • Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. Париж, 1931
  • Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М.:Ново-Голутвин монастырь, 1994
  • инок Григорий (Круг). Мысли об иконе. М.:Лествица, 1997
  • Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // София-Логос. Словарь. К.: Дух i лiтера, 2006
  • архим. Зинон. Беседы иконописца. Рига, 1992
  • Лепахин В. В. Значение и предназначение иконы. 2002
  • Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании // Пустозерская проза, М., 1989
  • Салтыкова А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова (по «Посланию к Симону Ушакову») // ТОДРЛ, т. 28, Л., 1974
  • Майков Л. Симеон Полоцкий о русском иконописании. СПб., 1889.
  • Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 1893
  • Покровский Н. В. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб., 1901
  • Козлов А. Н. О развитии христианского искусства и основах его в применении к церковной живописи. М., 1898
  • Покровский Н. В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства // Памятники древней письменности и искусства, т. CXXXIV, СПб., 1899
  • Д е н и с о в Л. И. Каким требованиям должна удовлетворять православная икона? // Вера и Церковь, 1901, Кн. 4
  • Дамиан, иеромонах. Недостатки русской иконописи и средства к их устранению. Историко-критический очерк. СПб., 1905
  • Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.; Искусство, 1986
  • Виноградов Ал. Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства. СПб., 1877
  • Волошин М. Чему учат иконы? // Волошин М. Лики творчества. Л.: «Наука», 1989
  • Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Б.м. , Б.г. [1996
  • Немыченков В. И. Иконопочитание истинное и ложное // http://ruskline.ru/analitika/2013/03/29/ikonopochitanie_istinnoe_i_lozhnoe/;
  • Певцов В. Г., протоиерей. Лекции по церковному праву. Пг., 1914. (О священных вещах
  • Лобашинский Андрей, протоиерей. Икона и секулярный мир. Десакрализация святынь: можно ли ей противостоять // Парфенон сегодня. 2013

Православные ювелирные изделия носят строго духовное назначение

В наше время ювелиры делают поистине красивые вещи. Это нательные кресты, иконы в драгоценных окладах, церковная утварь и многое другое.

Также появились специализированные лавки по продаже христианской одежды, украшений, различных сувениров. Но многие считают, что надежнее всего такие вещи покупать только в храме.

Ювелирное украшение Божия Матерь. Можно всегда носить с собойЗолотой крест нательный с бриллиантами ручной работы

Православные ювелирные ценности выполняются всегда вручную. Они наделены бесценной энергетикой своего создателя. Несут отпечаток его замысла и душевного наполнения.

Все работы делаются мастерами только вручную.

Золотые церковные принадлежности для причащения

Буддийское искусство [ править ]

Статуя Будды в Шри-Ланке.

Буддийское искусство зародилось на Индийском субконтиненте после исторической жизни Сиддхартхи Гаутамы в VI – V веках до нашей эры, а затем эволюционировало в контакте с другими культурами, распространяясь по Азии и миру.

Буддийское искусство следовало за верующими по мере распространения, адаптации и развития дхармы в каждой новой принимающей стране. Он распространился на север через Среднюю Азию и в Восточную Азию, сформировав северную ветвь буддийского искусства.

Буддийское искусство последовало на восток до Юго-Восточной Азии, сформировав южную ветвь буддийского искусства.

Пример тибетского буддийского искусства: Тханка, изображающая Ваджрабхайраву , ок. 1740 г.

В Индии буддийское искусство процветало и даже повлияло на развитие индуистского искусства , пока буддизм почти не исчез в Индии примерно в X веке, отчасти из-за активного распространения ислама наряду с индуизмом .

Тибетское буддийское искусство править

Большинство тибетских буддийских форм искусства связано с практикой Ваджраяны или буддийской тантры.
Тибетское искусство включает тханки и мандалы , часто с изображениями будд и бодхисаттв . Создание буддийского искусства обычно выполняется как медитация, а также создание объекта как вспомогательное средство для медитации. Примером этого является создание песчаной мандалы.монахами; до и после строительства читаются молитвы, а форма мандалы представляет собой чистое окружение (дворец) Будды, на которое медитируют, чтобы тренировать ум. Работа редко, если вообще когда-либо, подписывается художником. Другое тибетское буддийское искусство включает металлические ритуальные предметы, такие как ваджра и пурба .

Индийское буддийское искусство править

Два места более ярко, чем любые другие, свидетельствуют о жизнеспособности буддийской наскальной живописи примерно с 5 века нашей эры. Один из них — Аджанта, место в Индии, о котором давно забыли, пока не было обнаружено в 1817 году. Другой — Дуньхуан, один из великих оазисных постов на Шелковом пути … Картины варьируются от спокойных религиозных изображений Будды до оживленных и многолюдных сцен. часто изображая соблазнительно пышногрудых женщин с узкой талией, более знакомых в индийской скульптуре, чем в живописи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: