Фантастическое искусство

Боевая фантастика:

Боевая фантастика — это вид (поджанр) фантастики, который описывает военные действия, происходящие в далеком или не очень далеком будущем, причем все действия происходят с использованием сверхмощных роботов и новейшего оружия неведомого сегодня человеку.

Этот жанр достаточно молод, его зарождение можно отнести к середине 20-го столетия во время разгара войны во Вьетнаме.

Причем отмечу, что боевая фантастика становилась популярной и число произведений и фильмов увеличивалось, прямо пропорционально нарастанию конфликтов в мире.

Среди популярных авторов-представителей данного жанра выделяются: Джо Холдеман «Бесконечная война»; Гарри Гаррисон «Стальная крыса», «Билл – герой галактики»; отечественные авторы Александр Зорич «Завтра война», Олег Маркелов «Адекватность», Игорь Поль «Ангел-хранитель 320» и другие замечательные авторы.

Немало снято и фильмов в жанре «боевая фантастика»» Замороженные солдаты» (Канада, 2014), «Грань будущего» (США, 2014), Стартрек: Возмездие» (США, 2013).

Любовная фантастика:

Любовная фантастика, романтические приключенческие произведения.

К этом виду фантастики можно отнести любовные сюжеты с вымышленными героями, волшебными странами, которых не существует, присутствием в описании чудесных амулетов, обладающих необычными свойствами, ну и, конечно же, все эти истории имеют счастливый конец.

Представителями этого жанра являются авторы: Кейн Рэйчел «Дневные (ЛП)», Ким Харрисон «Ведьма без имени», Ирина Родионова «Разящая стрела амура», Силин Владислав «Дверь в зиму».

Конечно, нельзя обойти и фильмы, снятые в жанре. Вот несколько из них: «Загадочная история Бенджамина Баттона» (США, 2008), «Жена путешественника во времени (США, 2009), «Она» (США, 2014).

Социальная фантастика:

Социальная фантастика — разновидность научно-фантастической литературы, где главную роль играют отношения между людьми в обществе.

Основой упор делается на создание фантастических мотивов с целью показать развитие общественных отношений в нереальных условиях.

В этом жанре написаны следующие произведения: Братья Стругацкие «Град обреченный», «Час быка» И. Ефремов, Г. Уэллс «Машина времени», «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери.

Кинематограф тоже имеет в своей копилке фильмы в жанре социальной фантастики: «Матрица» (США, Австралия, 1999), «Темный город» (США, Австралия, 1998), «Молодежь» (США, 2014).

Библиография

  • Коулман, AD (1977). Гротеск в фотографии. Нью-Йорк: Саммит, Ридж Пресс.
  • Уотни, Саймон (1977). Фантастические художники. Лондон: Thames Hudson.
  • Коломбо, Аттилио (1979). Фантастические фотографии. Лондон: Гордон Фрейзер.
  • Джонсон, Дайана Л. (1979). Фантастическая иллюстрация и дизайн в Великобритании, 1850-1930 гг. Школа дизайна Род-Айленда.
  • Кричбаум, Йорг и Зондергельд. Р.А. (Ред.) (1985). Словарь фантастического искусства. Образовательная серия Бэррона.
  • Ментон, Сеймур (1983). Магический реализм заново открыт 1918–1981. Филадельфия, The Art Alliance Press.
  • Day, Holliday T. Sturges, Hollister (1989). Искусство фантастики: Латинская Америка, 1920–1987 годы. Индианаполис: Художественный музей Индианаполиса.
  • Клер, Джин (1995). Потерянный рай: символистская Европа. Монреаль: Монреальский музей изящных искусств.
  • Паламбо, Дональд (ред.) (1986). Эрос в мысленном взоре: сексуальность и фантастика в искусстве и кино (вклад в изучение научной фантастики и фэнтези). Greenwood Press.
  • Стататос, Джон (2001). Оправдание Тлона: фотография и фантастика. Греция: Салоникский музей фотографии
  • Шуриан, профессор доктор Вальтер (2005). Фантастическое искусство. Taschen. ISBN 978-3-8228-2954-7 (английское издание)
  • коллектив BeinArt (2007). Метаморфозы. beinArt. ISBN 978-0-9803231-0-8
  • «El Canto de Abraxas» (2016) де Альваро Роблес Г. (редакция Salón Arcano) ISBN 978-987-42-2189-6

Кинофантастика

Кинофантастика – направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности – это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для жанрового кино).

Характер условности зависит от конкретного направления или жанра – научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмагория, – однако все они могут широко пониматься как кинофантастика. Существует также более узкое представление о кинофантастике как о массовом чисто коммерческом жанре кинематографа; согласно такому представлению кинофантастикой не является, например, «Космическая одиссея 2001». В настоящей статье используется широкое понимание кинофантастики, которое позволяет дать более полное представление о предмете.

Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией гораздо более динамично развивающейся фантастической литературы. Однако кинематограф с самого начала обладал свойством визуальности, которого письменная литература практически лишена. Движущееся изображение воспринимается зрителем как достоверное, существующее здесь и сейчас, причём ощущение достоверности не зависит от того, насколько фантастично разворачивающееся на экране действие. Это свойство восприятия зрителем кинематографа приобрело особое значение после появления спецэффектов.

Кинофантастика активно использует мифологию технической эры. Мифология входит в состав научно-фантастических фильмов.

Фантастическое допущение

Фантастическое допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения). Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приёмы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счёт помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.

Это определение разделяют множество писателей-фантастов и литературных критиков. Братья Стругацкие предлагали определение фантастики как отрасли литературы, «характеризующейся специфическим литературным приёмом: введением элемента необычайного». По определению Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (Г. Л. Олди), «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение». По мнению А. Шалганова, фантастика — это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности. Согласно Большой советской энциклопедии, «её <фантастики> исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью».

Громов и Ладыженский предлагают такую классификацию допущений:

  • Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:
    • Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой НФ.
    • Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.
  • Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для большинства видов научной фантастики.
  • Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези, «городского фэнтези».
  • Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для традиционных видов фэнтези.
  • Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не даётся рационального объяснения. Характерно для жанров мистики и ужасов.
  • Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания. Сюда часто относят развлекательную фантастику (чёрный юмор, супергероев, различную японскую мангу и др.).

Юрий Зубакин делит допущения просто на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им). Дмитрий Тарабанов выделяет альтернативную историю, альтернативную арифметику, альтернативную религию, альтернативную эволюцию, альтернативную минералогию и альтернативную географию. В одном и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений.

В английском языке нет точного эквивалента русскому слову «фантастика». Для его перевода иногда используют близкие термины, такие как «fantastic» («фантастическое») или «speculative fiction» («спекулятивный художественный вымысел»); иногда его переводят сочетанием «fantasy and science fiction». При этом во многих других языках терминология ближе к русской. Понятие «fantastique» во французском языке и «Phantastik» в немецком имеют значение, близкое к русской «фантастике».

Contemporary и Художники середины века

Фантастическая иллюстрация Гюстава ДореОрландо Фуриозо

  • Йошитака Амано
  • Уэйн Барлоу
  • Здзислав Бексиньски
  • Джули Белл
  • Карло Боккио
  • Арик Брауэр
  • Джеральд Бром
  • Клайд Колдуэлл
  • Джереми Канилья
  • Томас Кэнти
  • Джеймс К. Кристенсен
  • Роджер Дин
  • Винсент Ди Фэйт
  • Джан Паоло Дульбекко
  • Боб Эгглтон
  • Ларри Элмор
  • Эд Эмшвиллер
  • Виктория Франсес
  • Фрэнк Фразетта
  • Брайан Фрауд
  • Венди Фрауд
  • Лиза Паркер
  • Эрнст Фукс
  • Донато Джанкола
  • HR Гигер
  • Питер Грик
  • Ребекка Гуай
  • Джеймс Герни
  • Рудольф Хауснер
  • Джадсон Хасс
  • Джофра
  • Питер Эндрю Джонс
  • Олег А. Королев
  • Мати Кларвейн
  • Родни Мэтьюз
  • Тед Нэсмит
  • Одд Нердрам
  • Тереза ​​Нильсен
  • Макс Магнус Норман
  • Джон Джуд Паленкар
  • Кит Паркинсон
  • Ричард М. Пауэрс
  • Виктория Пойзер
  • Патрик Дж. Джонс
  • Дональд Пасс
  • Брюс Пеннингтон
  • Антонио Ройбал
  • Луис Ройо
  • Марк Райден
  • Де Эс Швертбергер
  • Войцех Сьюдмак
  • Энн Стоукс
  • Энн Садворт
  • Бриджит Бейт Тиченор
  • Борис Вальехо
  • Роберт Веноза
  • Майкл Уилан
  • Берни Райтсон
  • Яцек Ерка
  • Юрген Зиве

[править] Фантастическая живопись в СССР и современной России

У истоков советской кинофантастики и фантастической живописи стоял Ю. П. Швец. Одни картины Швец рисовал в качестве эскизов к фантастическим фильмам, другие были самостоятельными работами на научно-фантастические сюжеты. Швецом были созданы картины «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина. 1996», «Текущий ремонт. Звездная служба», «Космодром на Луне» и другие. «Технарь» Г. Покровский начинал карьеру художника с рисунков и схем в своих статьях, а потом создал несколько картин на фантастические, футуристические и космические сюжеты. Вклад в фантастическую живопись внес и космонавт А. Леонов.

В 1976 году появилось объединение художников, работающих в жанре фантастической живописи — «Интеркосмос», которое официально функционировало при союзе художников СССР.

На развитие фантастической живописи в СССР оказал влияние журнал «Техника — молодежи». С конца 1960-х годов журнал стал проводить тематические конкурсы фантастической живописи «Мир завтрашнего дня», «Мир 2000 года», «Сибирь завтра». В феврале 1977 года был проведен конкурс «Время — Пространство — Человек». За 3 года на конкурс прислали более 1000 картин, 200 из которых были опубликованы в журналах, а 500 размещены в галереи фантастической и космической живописи. Первый этап конкурса был подведен в 1980 году, было принято решение перевести конкурс на постоянную основу с периодическим подведением итогов. Конкурс «Время — Пространство — Человек» просуществовал до распада СССР.

Определенную роль в развитии советской фантастической живописи сыграло иллюстрирование фантастических книг, изданных в СССР.

Современные художники и художники середины века [ править ]

Фантастическая иллюстрация Орландо Фуриозо Гюставом Доре : победа над морским чудовищем

  • Ёситака Амано
  • Уэйн Барлоу
  • Здзислав Бексиньски
  • Джули Белл
  • Карло Боккио
  • Арик Брауэр
  • Джеральд Бром
  • Клайд Колдуэлл
  • Джереми Канилья
  • Томас Кэнти
  • Джеймс К. Кристенсен
  • Роджер Дин
  • Винсент Ди Судьба
  • Джан Паоло Дульбекко
  • Боб Эгглтон
  • Ларри Элмор
  • Эд Эмшвиллер
  • Виктория Франсес
  • Фрэнк Фразетта
  • Брайан Фрауд
  • Венди Фрауд
  • Лиза Паркер
  • Эрнст Фукс
  • Донато Джанкола
  • HR Giger
  • Питер Грик
  • Ребекка Гуай
  • Джеймс Герни
  • Рудольф Хауснер
  • Джадсон Хасс
  • Johfra
  • Питер Эндрю Джонс
  • Олег Александрович Королев
  • Мати Кларвейн
  • Родни Мэтьюз
  • Тед Насмит
  • Odd Nerdrum
  • Тереза ​​Нильсен
  • Макс Магнус Норман
  • Джон Джуд Паленкар
  • Кейт Паркинсон
  • Ричард М. Пауэрс
  • Виктория Пойсер
  • Патрик Дж. Джонс
  • Дональд Пасс
  • Брюс Пеннингтон
  • Альваро Роблес Г.
  • Антонио Ройбал
  • Луис Ройо
  • Марк Райден
  • Де Эс Швертбергер
  • Войцех Сюдмак
  • Энн Стоукс
  • Энн Садуорт
  • Бриджит Бейт Тихенор
  • Борис Вальехо
  • Роберт Веноза
  • Майкл Уилан
  • Берни Райтсон
  • Яцек Ерка
  • Юрген Зие

[править] Фантастические альбомы

Для обобщения творений фантастической живописи издаются фантастические альбомы. Они бывают 2 видов: первый вид посвящен творчеству отдельных художников-фантастов; второй рассматривает межавторские вымышленные вселенные, имеющие несколько иллюстраторов.

Обложка фантастического альбома по звездным войнам

Sws.jpg

По некоторым созданным для культовых фантастических явлений кинокартинам вспоследствии были созданы фантастические альбомы. Например по «Звездным войнам» вышли минисерия «The Art of Star Wars», альбом «Star Wars Visionaries», художественный альбом «The Art and Making of Star Wars: The Force Unleashed»; по мотивам «Матрицы» создан сборник «The Art of Matrix» объемом в 500 страниц,

По играм выходили такие сборники, как «The Art of the Dungeons & Dragons Fantasy Game», «The Art of the Advanced Dungeons & Dragons Fantasy Game», том «Worlds of TSR», сборник «The Art Of Dragon Magazine» и альбом по ККИ «Берсерк». По миру Вархаммера вышли «The Art of Warhammer 40000» и «The Art of Warhammer».

По мотивам «Песни льда и пламени» вышел сборник «The Art of George R. R. Martin’s A Song of Ice and Fire». По Толкиену книга братьев Хильдебрандтов «Годы с Толкином», сборник набросков Алана Ли и альбом «Realms of Tolkien: Images of Middle-earth».

По отдельным художникам опубликованы: авторские альбомы Луиса Ройо — собрание работ «Women», серия «Prohibited Book», книга «III Millennium», серия «Conceptions»; а по остальным авторам — сборный двухтомник «Fantasy Art Masters» сразу нескольких художников.

Фэнтези:

Фэнтези — жанр фантастики, где описывается вымышленный мир, чаще всего средние века, а сюжетная линия выстраивается на основе мифов и легенд.

Для этого жанра характерны такие герои, как боги, колдуны, гномы, тролли, призраки и иные существа. Произведения в жанре «Фэнтези» очень близки к древнему эпосу, в котором герои сталкиваются с волшебными существами и сверхъестественными событиями.

Жанр «фэнтези» с каждым годом набирает обороты и у него становится больше поклонников.

Наверное, весь секрет в том, что в нашем примитивном мире не хватает какой-то сказки, волшебства, чудес.

Основными представителями (авторами) этого жанра являются Роберт Джордан (фэнтезийный цикл книг «Колесо времени», включающий 11 томов, Урсула Ле Гуин (цикл книг о Земноморье – «Волшебник Земноморья», «Колесо Атуана», «На последнем берегу», «Тухану»), Маргарет Уэйс (цикл произведений «DragonLance») и другие.

Среди фильмов, снятых в жанре «Фэнтези» вполне достаточно для выбора и подойдут даже для самого капризного киномана.

Среди зарубежных лент я отмечу такие как: «Властелин колец», «Гарри Поттер», любимые во все времена «Горец» и «Фантомас», «Убить дракона» много других замечательных фильмов.

Эти фильмы затягивают нас великолепной графикой, игрой актеров, загадочными сюжетами, а просмотр подобных картин дарят эмоции, которые не получишь от просмотра фильмов в других жанрах.

Именно фэнтези добавляет в нашу жизнь дополнительные краски и восхищает снова и снова.

Двадцатый век [ править ]

Рост числа фэнтезийных и научно-фантастических журналов «целлюлозы» требовал художественных работ для иллюстрации историй и (через обложки) для стимулирования продаж. Это привело к движению художников- фантастов и художников фэнтези до и во время Великой депрессии, как это антологировал Винсент Ди Фейт , сам плодовитый художник научной фантастики и космоса .

В Соединенных Штатах в 1930-х годах группа художников из Висконсина, вдохновленная сюрреалистическим движением Европы, создала свой собственный бренд фантастического искусства. Среди них были художники из Мэдисона, штат Висконсин, Маршалл Глейзер, Дадли Хапплер и Джон Уайльд ; Карл Прибе из Милуоки и Гертруда Аберкромби из Чикаго . Их искусство сочетало в себе мрачный юмор, загадочность и иронию , что прямо противоречило модному тогда американскому регионализму .

В послевоенном Чикаго художественное движение Chicago Imagism произвело множество фантастических и гротескных картин, которые не получили особого внимания, поскольку не соответствовали нью-йоркской моде абстрактного искусства того времени. Среди главных художников-художников — Роджер Браун , Глэдис Нильссон , Джим Натт , Эд Пашке и Карл Вирсум .

После 1970 года, современная западная фантазия под влиянием иллюстраций из Конан Варвар и Властелин колец , , а также популярных произведений SF и фантазии , как ролевой игры Advanced Dungeons & Dragons или французский Heavy Metal журнала.

Похожие жанры [ править ]

Спекулятивная фантастика
Альтернативная история
  • Список альтернативной истории художественной литературы
  • Ретрофутуризм
  • Побочная награда
  • Писатели
Фантастика
  • Аниме
  • Фэндом
  • Фэнтези-арт
  • Художественные журналы
  • Фильмы
  • Жанры
  • История
  • Легендарные существа
  • Литература
  • Квесты
  • Артефакты
  • Скачки
  • Супергероев
  • Телевидение
  • Темы
  • Миры
  • Писатели
Научная фантастика
  • Аниме
  • Художники
  • Награды
  • Климатическая фантастика
  • Редакторы
  • Фэндом
    • условности
    • фэнзин
  • Художественные журналы
  • Жанры
  • История
  • Организации
  • Фильм
  • Телевидение
  • Темы
  • Писатели
Фантастика ужасов
  • Аниме
  • Награды
  • Конвенции
  • Художественные журналы
  • Фильмы
  • Жанры
  • Подкасты
  • Телевидение
  • Писатели
Разное
  • Вымышленная вселенная
  • База данных спекулятивной литературы в Интернете
  • Список японских писателей научной фантастики
  • Энциклопедия научной фантастики
  • Энциклопедия фэнтези
 Портал

Жанры , которые также можно рассматривать как Фантастическое искусство включают символизм в викторианской эпохи , прерафаэлитов , в Золотой век иллюстрации , и сюрреализм . Работы , основанные на классической мифологии, которые были одним из основных продуктов европейского искусства от эпохи Возрождения периода, а также , возможно , соответствуют определению Фантастическое искусство, как искусство , основанные на современной мифологии , такие как Толкиен «s Средиземье мифах бесспорно делает. Религиозное искусство также естественным образом изображает сверхъестественные или чудесные предметы, но обычно не считается фантастическим искусством.

Подробнее о жанре

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика – совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Впоследствии это мнение было поколеблено. Характерно высказывание знаменитого американского фантаста Рэя Брэдбери: «Фантастика – литература». Иными словами, никаких значимых перегородок не существует. Во второй половине 20 в. прежние теории постепенно отступали под натиском изменений, происходивших в фантастике.

Во-первых, в понятие «фантастика» стали включать не только собственно «научную фантастику», т.е. произведения, восходящие в основе своей к образцам жюльверновского и уэллсовского производства. Под одной с ними крышей оказались тексты, связанные с «хоррором» (литературой ужасов), мистикой и фэнтези (волшебной, магической фантастикой).

Во-вторых, значительные изменения произошли и в научной фантастике: «новая волна» американских фантастов и «четвертая волна» в СССР (1950–1980-е 20 в.) повели активную борьбу за разрушение границ «гетто» фантастики, ее слияние с литературой «основного потока», уничтожение негласных табу, господствовавших в классической научной фантастике старого образца. Целый ряд направлений в «нефантастической» литературе так или иначе обрели про-фантастическое звучание, заимствовали антураж фантастики. Романтическая литература, литературная сказка (Е.Шварц), фантасмагория (А.Грин), эзотерический роман (П.Коэльо, В.Пелевин), множество текстов, лежащих в традиции постмодернизма (например, Мантисса Фаулза), признаются в среде фантастов «своими» или «почти своими», т.е. пограничными, лежащими в широкой полосе, на которую распространяются сферы влияния одновременно литературы «основного потока» и фантастики.

В конце 20 и первые годы 21 вв. нарастает разрушение привычных для фантастической литературы понятий «фэнтези» и «научная фантастика». Было создано немало теорий, так или иначе закреплявших за этими видами фантастики строго определенные границы. Но для массового читателя все было понятно по антуражу: фэнтези – это там, где колдовство, мечи и эльфы; фантастика научная – это там, где роботы, звездолеты и бластеры.

Постепенно появилась «science fantasy», т.е. «научная фэнтези», отлично соединявшая колдовство со звездолетами, а мечи – с роботами. Родился особый вид фантастики – «альтернативная история», в дальнейшем пополнившаяся «криптоисторией». И там, и там фантасты пользуются как привычным антуражем научной фантастики, так и фэнтезийным, а то и соединяют их в нерасторжимое целое. Возникли направления, в рамках которых вообще не имеет особого значения принадлежность к научной фантастике или фэнтези. В англо-американской литературе это прежде всего киберпанк, а в отечественной – турбореализм и «сакральная фантастика».

В результате сложилась ситуация, когда понятия научная фантастика и фэнтези, прежде прочно разделявшие фантастическую литературу надвое, размылись до предела.

Мистика и ужасы:

Мистика и ужасы — этот жанр наверное один из самых популярных и привлекательных как для читателя, так и для зрителя.

Он способен подарить такие незабываемые впечатления, эмоции и повысить адреналин, как никакой из других жанров фантастики.

В свое время, до того как стали популярны фильмы и книги о путешествиях в будущее, ужасы были самым необычным и любимым жанром у любителей и почитателей всего фантастического. И сегодня интерес к ним не пропал.

Яркими представителями книжной индустрии в данном жанре являются: легендарный и всеми любимый Стивен Кинг «Зеленая миля», «Мертвая зона», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея», наш отечественный автор М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

А фильмов в этом жанре снято великое множество и достаточно сложно выбрать лучшие и самые яркие из них.

Перечислю лишь несколько: всеми любимый «Кошмар на улице Вязов» (США, 1984), Пятница 13-е» (США 1980-1982),«Изгоняющий дьявола»1,2,3 (США), «Предчувствие» (США, 2007), «Пункт назначения»-1,2,3 (США, 2000-2006), «Экстрасенс» (Великобритания, 2011).

Как видите, фантастика настолько многосторонний жанр, что любой сможет выбрать то, что подходит ему по духу, по натуре, даст возможность окунуться в волшебный, необычный, ужасный, трагический, высокотехнологичный мир будущего и необъяснимого для нас — обычных людей.

Чем отличается фэнтези от фантастики?

Слово «фантастика» пришло к нам из греческого языка, где «phantastike» обозначает «искусство воображать». «Фэнтези» произошло от английского «phantasy» (калька с греческого языка «phantasia»). Дословный перевод – «представление, воображение». Здесь ключевым моментом являются слова искусство и воображение. Искусство подразумевает некие закономерности и правила построения жанра, а воображение безгранично, полет фантазии не подчиняется законам.

Фантастика – это такая форма отражения окружающего мира, в которой создана логически несовместимая с действительностью картина Вселенной на основе реальных представлений о ней. Фэнтези – это разновидность фантастики, вид фантастического искусства, в произведениях которого изображаются вымышленные события в мирах, существование которых объяснить логически невозможно. Основа фэнтези – мистическое, иррациональное начало.

Мир фэнтези – это и есть некое допущение. Автор отправляет своего читателя в странствование по времени и пространству. Ведь в основе жанра – свободный полет фантазии. Местонахождение этого мира никак не уточняется. Его физические законы невозможно объяснить реалиями нашего мира. Волшебство и магия – норма описываемого мира. «Чудеса» фэнтези действуют по своей системе, как законы природы.

Герои современных фантастических произведений, как правило, противостоят целому социуму. Они могут сражаться с мегакорпорацией или тоталитарным государством, которое управляет жизнью общества. Фэнтези же строится на антитезе добра и зла, гармонии и хаоса. Герой отправляется в далекое путешествие, добиваясь истины и справедливости. Часто завязкой сюжета является какое-либо происшествие, пробудившее силы зла. Герою противоборствуют или помогают мифические выдуманные существа, которые условно можно объединить в некие «расы» (эльфы, орки, гномы, тролли и др.). Классическим примером жанра фэнтези признается «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкиена.

Выводы

  1. Слово «фантастика» переводится как «искусство воображать», а «фэнтези» –  «представление», «воображение».
  2. Характерным признаком произведений фантастики является наличие фантастического допущения: каким бы стал мир при определенных условиях. Автор фэнтези описывает альтернативную реальность, которая не связана с существующей действительностью. Законы фэнтезийного мира преподносятся как данность, без каких-либо объяснений. Существование магии и мифических рас является нормой.
  3. В фантастических произведениях, как правило, присутствует конфликт между навязанными обществу нормами и стремлением главного героя к свободе. То есть, герои отстаивают свою непохожесть. В произведениях фэнтези основной конфликт связан с противостоянием между светлыми и темными силами.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b «Яхсоник, словарь культуры» . Архивировано от оригинала на 2005-11-16 . Проверено 4 августа 2013 года .
  2. ^ a b c Шуриан, Уолтер (2005) За пределами простого понимания. В: Fantastic Art , Schurian, W. & Grosenick, U. (Ed.), Taschen , p.6-25. ISBN 978-3-8228-2954-7 (английское издание) 
  3. ^ «thinkexist.com» . Архивировано из оригинала 4 августа 2013 года . Проверено 4 августа 2013 года .
  4. ^ «От прерафаэлитов до комиксов: иллюстрирование воображаемого | Фэнтези — BnF» . fantasy.bnf.fr . Проверено 20 декабря 2020 .
  5. ^ Ларкин, Дэвид (редактор) (1973). Фантастическое искусство . Пан Баллантайн.
  6. ^ Ди Фато, Винсент. Бесконечные миры: фантастические видения научно-фантастического искусства .
  7. Перейти ↑ Krajewski, Sara (1998). «Сюрреалистический Висконсин: сюрреализм и его наследие искусства Висконсина» . aol.com . Центр искусств Мэдисона. Архивировано из оригинала на 1999-12-05 . Проверено 18 декабря 2020 .
  8. Ричард Вайн, «Где были дикие твари», « Искусство в Америке» , май 1997 г., стр. 98–111.
  9. ^ «История фэнтези-арта и фэнтези-художников — Архив истории искусств» . www.arthistoryarchive.com . Проверено 18 декабря 2020 .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: