Дороманское искусство

Галерея

Саркофаг Санкта Хродоара — Амай (Бельгия — провинция Льеж)

Этот саркофаг был обнаружен под хором Коллегиальной церкви Амай в 1977 году (где он все еще виден).

В нем находились останки Хродоары (Оды), великой женщины из аристократии Мошана около 600 г. Этот саркофаг-мощевик, вероятно, был сделан около 730 г., во время вознесения мощей («канонизация») святого епископом Маастрихтского Флорибертом. . Изображение Хродоары в полный рост и двойная надпись, указывающая личность и качества святого, способствовали развитию культа. По своему человеческому образу и художественному качеству резное покрытие является особенно выдающимся образцом Средневековья в этом регионе.

Сегодня он охраняется как «сокровище» Федерации Валлония-Брюссель.

Историческая литература

Мало что известно об этой династии Меровингов, потому что немногие из их современников были историками. Благодаря Грегуару де Турсу у нас есть несколько фрагментов информации до 591. Он и актер, так как находится в действии событий, которые он рассказывает, но он также является писателем, рассказывая в этих книгах события своего времени. . Кроме того, он остается очень строгим, он выдвигает факты только после того, как смог проверить подлинность своих источников. В результате информация, которую он оставляет, бесценна, особенно за период с 575 по 591 год.

«Фредегеры» также относятся к части этого исторического периода Меровингов в дополнение к Грегуару де ла Тур. «Frédégaires» обозначает всех авторов короткой хроники, прослеживающей события между правлением Дагоберта и концом династии Меровингов. По мнению некоторых современных историков, автор первой части хроники (с 591 по 660 год) имеет бургундское происхождение, но жил в Австралии около 658-660 годов. С другой стороны, мы не знаем имени этого автора. Личность автора, написавшего оставшуюся часть колонки, еще более неясна. Мы называем его «монахом Лаона», но у нас нет точной информации о нем.

Второй продолжатель, однако, более известен. Он жил в Австралии и рассказывает о событиях с 736 по 751 год. Это граф Чильдебранд, брат Карла Мартеля. Последним автором этой серии хроник является сын Чильдебранда: Нибелунг, который расскажет о событиях до 768 года, во времена правления Пипина Короткого. У нас очень мало сведений о конце Меровингов, когда Чарльз Мартель, тогда его сын Пепен ле Бреф, изгнал последних Меровингов. Единственное, что у нас есть за этот период, приписывается брату Мартеля. Следовательно, возникает проблема субъективности. Специалист в этой работе придерживается этого тезиса, утверждая, что Чильдебранд «стер» часть истории персонажей, память которых смутила бы новую правящую династию.

Ювелир

Ювелирное дело — это искусство, символизирующее силу Меровингов. Хильперик I, Элои, ключевые фигуры этого династического периода, сами практиковали деятельность ювелира, что было для них настоящей профессией, а не простым времяпрепровождением. Ювелирные изделия обычно изготавливают из драгоценных металлов. Чем больше принц их накапливает, тем больше он демонстрирует реальный признак власти с экономической точки зрения, поскольку это драгоценные металлы, но также и с точки зрения ноу-хау, ювелирное дело — это область, демонстрирующая определенное ноу-хау. Это материальное богатство и сила, которую оно излучает, могут отражать старые верования: немцы, как греки и римляне, верили в нескольких божеств, таких как боги кузнецов. Элои также управляет сокровищами Клотера II, показывая, что с определенным количеством золота, предусмотренным для одного объекта, он преуспевает в создании двух. Это варварское искусство — свидетельство гения Меровингов.

Ювелиры занимают важное место в обществе Меровингов. Как и у каждого воина, у них есть возможность быть похороненными со своими ящиками для инструментов

Из-за нехватки золота в Галлии ремесленники были вынуждены комбинировать другие материалы. Развиваются техники, такие как «дамаск», сочетающий в себе дамасские узоры (шевроны, синусоиды), использование филиграни или даже «перегородки» (сборка цветных камней, окруженных тонкими золотыми перегородками). Эти предметы — истинные свидетельства истории Меровингов. Благодаря им мы можем догадаться, что великие вторжения не изолировали Галлию от почти мертвой экономики, возрожденной каролингами. Происхождение этих материалов и использованный стиль показывают, что Меровинги жили в мире, где обмен был интенсивным.

Архитектура

Объединение Франкского королевства под властью Хлодвига I (465—511) и его потомков совпало с необходимостью строительства церквей, особенно монастырских, поскольку их видели оплотом власти Меровингов, упроченной крещением франков. Планы церковных зданий часто продолжали традицию римских базилик, но отражали влияние разных стилей, даже из Сирии и Армении. На востоке королевства большинство зданий было деревянными; использование камня для значимых сооружение было более распространено на западе и юге, которые были присоединены к королевству позже.

Конечно, большинство основных соборов и церквей на протяжении веков неоднократно перестраивались, однако археология позволила реконструировать многие меровингские планы зданий. Описание в произведении епископа Григория Турского «История франков» базилики Святого Мартина, которая была построена в Туре и святым Перпетуем (епископ 460—490) в начале меровинского периода в то время на окраине франкских земель, заставляет сожалеть, что постройка не сохранилась. По его описанию, базилика была одним из самых красивых меровингских зданий, имела 120 мраморных колонн, башни на восточной стороне и несколько мозаик.

См. статью Базилика Святого Мартина (Тур)

Базилика Святого Мартина имела вертикальный акцент, отличалась сложным внутренним пространством и богатством внешнего силуэта, все это впоследствии станет характерными особенностями романского стиля. Одна из черт базилики Святого Мартина, которая стала особенностью франкского церковной архитектуры — это размещение саркофага или реликвария святого на постаменте или апсиде, чтобы он был виден за алтарем. Римская традиция не знала таких франкских инноваций.

Церковь Святого Петра во французском Вьене — единственный пример здания, сохранившего эти черты до наших дней. Ряд других зданий, которые по описаниям имели эти черты, в настоящее время утрачены: это меровингские фундаменты аббатства Сен-Дени, церкви Святого Гереона в Кёльне и аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже.

До наших времен сохранились несколько небольших зданий, которые вышли из моды, но не перестраивались. В прованских Экс-ан-Прованс, Рьезе и Фрежюсе сохранились три восьмиугольных баптистерия, покрытые куполами, поставленными на колонны, что свидетельствует о восточном влиянии на них (в частности, баптистерий в Рьезе напоминает баптистерий Святого Георгия в Изре, Сирия). От прованских баптистериев существенно отличается Баптистерий Святого Иоанна Крестителя в Пуатье (VI век), который имеет прямоугольную форму с тремя апсидами по бокам. Оригинальное здание, вероятно, претерпело многочисленные изменения, однако сохранило меровингский стиль в отделке (мраморные капители).

Из многочисленных крипт сохранились лишь несколько: крипты в церкви святого Северина в Бордо, Святого Лорента в Гренобле и аббатства Нотр-Дам в Жуаре (VII век).

  • Баптистерий Рьеза

  • Баптистерий Фрежюсского собора

  • Баптистерий Святого Иоанна в Венаске

  • Крипта и саркофаги аббатства в Жуаре

  • Капитель в крипте церкви Нотр-Дам в Жуаре

  • Крипта в церкви Святого Лорента в Гренобле

В VII веке меровингские ремесленники имели хорошую репутацию — например, их пригласили в Англию для восстановления искусства производства стекла (которое было утрачено на севере Европы после развала Римской империи) и для строительства местных церквей. Меровингские каменщики широко использовали технику opus gallicum (проделывания отверстий в камне, в которые затем вставлялись деревянные элементы здания) и принесли её в Англию, а после завоевания Англии норманнами, уже те принесли эту технику в Италию.

Средневековая знать: Меровинги и Каролинги

Великое переселение народов и распад Римской империи положили начало рождению средневековой Европы. Варварские королевства в 5-м столетии начинают произрастать на обломках Pax Romana. Одним из подобных долгоживущих образований было королевство франков, которое в 486 году в Галлии основал Хлодвиг. Здесь столкнулись германская знать и галло-римская элита. Ещё в 19-м веке у историков существовал тезис о полном истреблении завоевателями местной знати с римскими корнями. Однако современные учёные, полагаясь на данные археологии и просопографических исследований, пришли к выводу, что «автохтонная» элита вполне органично вписалась в новые реалии.

Долгое время в раннесредневековых королевствах знать не имела постоянных резиденций. Места службы отдалены от вотчин: преобладает кочевой образ жизни нобилитета. Если перейти к частностям, то следует рассмотреть два периода в истории Франкского королевства, которые историки связывали со временем правления династии Меровингов (486−751 гг.) и Каролингов (751−987 гг.). Об истории ведущих родов могущественной державы Запада мы можем говорить лишь с конца первого периода.

На протяжении 7-го столетия в центральных областях державы франков выделяются Арнульфинги и Пиппиниды, а на востоке, в землях современной Германии, лидирующие позиции занял род Агилольфингов.

Могила представителя рода Агилольфингов. (Pinterest)

Арнульфинги вели свой род от святого Арнульфа, мецского епископа (582−640 гг.). Представители этого семейства владели землями на Арденнах (сегодня — юго-восток Бельгии и северо-восток Франции). Святой Арнульф принимал активное участие во внутренней борьбе королевства и помогал Меровингам объединить земли Нейстрии и Австразии. Его внуком был Пипин Средний (635−714 гг.) — отец Карла Мартелла. В 9−11-м вв. потомки Арнульфа заняли южную Францию, а также тамошние диоцезы и епископства.

Пиппиниды (предки будущих Каролингов) были связаны корнями с майордомом Пипином Старым (около 640 года), который служил при франкском короле Дагоберте Великом. Их земли находились между Льежем и Шельдой — в районе южных Нидерландов. Собственно, соседство с Арнульфингами позволяло им вести успешную династическую политику. На фоне слабости Меровингов представители этого рода закрепились на высших государственных постах. И Карл Мартелл, и его отец контролировали Нейстрию.

Агилольфинги стали правящей династией Баварии. Это был один из самых влиятельных родов в Восточно-Франкском королевстве. Их происхождение связывают с западными областями владений Хлодвига. В «Баварской правде» они фигурируют как герцоги, служащие королю франков. Агилольфинги заняли среднее течение Дуная и южную Баварию. Их опорным пунктом и резиденцией являлся город Регенсбург. Первым известным хроникам «герцогом баваров» был Гарибальд I (500−593 гг.). Соседство с лангобардами давало Агилольфингам возможность лавировать в династических дрязгах королевства франков. По велению герцогов из этого рода в 8-м веке был записан сборник обычного права — «Баварская правда». Вольница Агилольфингов продолжалась до 788 года, когда Карл Великий обвинил герцога Тассилона III в измене. Его ослепили и отправили в монастырь. Дети Тассилона умерли в неволе.

Генеалогическое древо Вельфов. (Pinterest)

Ещё одним важным родом в королевстве франков было семейство Вельфов. Его родство с Каролингами подтверждается проработанной научной генеалогией. В 8-м веке Вельфы владели землями по берегам Мааса и Мозеля. Позднее они обосновались в Верхней Швабии и на среднем течении Рейна. Граф Рутхард (около 790 года) являлся первым известным хронике представителем рода. При Вельфе I (около 819 года) начинается династический взлёт этого семейства. Дочери графа стали супругами императора Людовика Благочестивого и короля Восточно-Франкского королевства Людовика Немецкого. Вельфы долго будут связаны с немецкими землями.

Последние статьи

  •   Российская семья своими силами восстанавливает замок XIII века, который помнит средневековых рыцарей сегодня, 12:29
  •   Почему могущественный бог древних инков выглядел как бомж: Печальная легенда о великом Конирайя сегодня, 10:50
  •   Почему звезда сериала «Морские дьяволы» видел своего сына всего один раз в жизни: Олег Чернов сегодня, 09:24
  •   Чем прославился художник-новатор Средневековья, запечатлевший знаменитых современников и оставшийся таинственной личностью 20.07.2022, 22:05
  •   За что Анжелина Джоли возненавидела отца и у кого ещё из знаменитостей сложные отношения с родителями 20.07.2022, 21:55
  •   Как в Баку вручную копали нефть, а Россия и Персия сражались за «город, который купался в золоте» 20.07.2022, 19:07
  •   Почему считался неприличным танец чарльстон: Как отдыхали те, кто не стремился сохранять благопристойный вид на вечеринках 20.07.2022, 17:22
  •   Почему в СССР нельзя было перепродавать вещи и другие странные законы советских времён 20.07.2022, 15:12
  •   3 попытки найти свое счастье и другие факты из жизни популярного российского актера Антона Батырева 20.07.2022, 13:30
  •   2 помолвки и 20 лет разлуки Дженнифер Лопес и Бена Аффлека: Сага о Беннифер 20.07.2022, 11:57

Все статьи

Другое искусство

Сакраментариум Геласианум. Frontispice и Incipit из Ватикан рукопись

К 7 веку способности мастеров Меровингов должны были быть хорошо оценены, поскольку они были привезены в Англию, чтобы заново познакомить с навыками изготовления стекла, а каменщики Меровингов использовались для строительства английских церквей. Масоны Меровингов также использовали opus gallicum широко и несут ответственность за то, чтобы доставить его в Англию и передать по наследству Норманны, который привез его в Италию.

Сохранилось очень мало иллюминированных рукописей Меровингов, самая богато украшенная из которых относится к 8 веку. Геласианские сакраментарии в Библиотека Ватикана с геометрическим орнаментом и животными, менее сложным, чем у Островное искусство Британских островов, но, как и он, получен из металлических мотивов с некоторым влиянием поздней античности и Ближнего Востока. Основными центрами были Аббатство Люксей, Ирландский фундамент, а позже и его дочерний дом на Корби Эбби.

Большая коллекция произведений искусства Меровингов в Берлине была вывезена советскими оккупантами в Россию, где она остается по сей день.

Внешние ссылки [ править ]

  • Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, с третьего по седьмой век из Музея искусств Метрополитен.
  • Большая коллекция произведений искусства Меровингов была вывезена из Берлина советскими оккупационными войсками в 1945 году.
vтеЗападные художественные движения
Список художественных движений
Древний
  • Египтянин
  • Греческий
  • Этрусский
  • Римский
Средневековый
  • Ранний христианин
  • Период миграции
  • Англосаксонский
  • Вестготский
  • Дороманский
  • Островной
  • Викинг
  • византийский
  • Меровингов
  • Каролингский
  • Оттонский
  • Романский
  • Нормандско-сицилийский
  • Готика ( международная готика )
эпоха Возрождения
  • Итальянский ренессанс
  • Ранний нидерландский
  • Немецкий ренессанс
  • Антверпенские маньеристы
  • Дунайская школа
  • Высокое Возрождение
  • Венецианская живопись
  • Романизм
  • Маньеризм
  • Фонтенбло
  • Северный маньеризм
17-го века
  • Барокко
  • Караваджисти
  • Классицизм
  • Голландский золотой век
  • Фламандское барокко
18-ый век
  • Рокайль
  • Рококо
  • Неоклассицизм
  • Романтизм
19 век
  • Наивный
  • Назарянин
  • Реализм / Реализм
  • Историзм
  • Бидермейер
  • Барбизонская школа
  • Прерафаэлиты
  • Академический
  • Школа реки Гудзон
  • Эстетизм
  • Художественная керамика
  • Macchiaioli
  • Передвижники
  • Импрессионизм
  • Гейдельбергская школа
  • Декадентский
  • Символизм
  • Искусство модерн
  • Пост Импрессионизм
  • Неоимпрессионизм
  • Пуантилизм
  • Перегородчатость
  • Les Nabis
  • Синтетизм
  • Costumbrismo
20 век
  • Искусства и ремесла
  • Несвязные
  • Фовизм
  • Die Brücke
  • Кубизм
  • Экспрессионизм
  • Neue Künstlervereinigung München
  • Футуризм
  • Метафизическое искусство
  • Лучизм
  • Der Blaue Reiter
  • Орфизм
  • Синхромизм
  • Завихрение
  • Супрематизм
  • Ашкан
  • Дадаизм
  • Де Стейл
  • Австралийский тонализм
  • Пуризм
  • Баухаус
  • Кинетическое искусство
  • Новая объективность
  • Grosvenor School, дневная
  • Neues Sehen
  • Сюрреализм
  • Неофовизм
  • Прецизионизм
  • Scuola Romana
  • Арт-деко
  • Международный типографский стиль
  • Социальный реализм
  • Абстрактный экспрессионизм
  • Венская школа фантастического реализма
  • Цветовое поле
  • Лирическая абстракция
  • Ташизм
  • КОБРА
  • Живопись действия
  • Новое медиа искусство
  • Letterist International
  • Поп-арт
  • Ситуационист Интернэшнл
  • Леттризм
  • Нео-дада
  • Оп-арт
  • Модернистский реализм
  • Искусство и язык
  • Концептуальное искусство
  • Лэнд-арт
  • Системное искусство
  • Видео арт
  • Минимализм
  • Fluxus
  • Фотореализм
  • Исполнительское искусство
  • Монтажное искусство
  • Искусство выносливости
  • Искусство аутсайдера
  • Неоэкспрессионизм
  • Lowbrow
  • Молодые британские художники
  • Амазонский поп-арт
21-го века
  • Художественное вмешательство
  • Гиперреализм
  • Неофутуризм
  • Застревание
  • Звуковое искусство
  • Суперстроук
  • Суперплоский
  • Относительное искусство
  • Искусство ходьбы
Связанный
  • История искусства
  • Авангард
  • Современное искусство
  • Феминистское художественное движение ( в США )
  • Современное искусство
  • Современная скульптура
  • Модернизм
  • Поздний модернизм
  • Постмодернистское искусство
  • Западная живопись
Категория

Ювелирные изделия эпохи Меровингов

Фибулы и пряжки для ремня

Франкские круглые фибулы. VI век


Франкская фибула в виде павлина, VI век, золото поверх бронзы; синий гранат, красная стеклянная паста, Walters Art Museum


Меровингская фибула VI-VII век


Пряжка ремня, позолоченное серебро со стеклянной инкрустацией V век


Меровингская фибула VII век


Меровингские фибулы


Золотая фибула из Реймса (Франция, первая половина VII в.


Меровингские броши


Серебряная Merovingian брошка с головой птицы с золочением


Изящная золотая брошь с прекрасным гранулированием, полированными кабошонами, жемчугом. В центре — красивая старинная камея


Две фибулы в форме орлов и золотая поясная пряжка; Musee de Cluny


Фибула Меровингов VII век


Пряжка и ювелирные украшении франков. VI в. Собрание Музея античной истории, Париж

Накладка в виде орла (в эпоху Меровингов были очень популярны мотивы хищных птиц). Перья выложены алыми гранатами в золотых ячейках.


Фибулы в виде орлов VI век

пальчатые фибулы

Пальчатые фибулы VI век


Король Пипин Короткий наблюдает за выстрижением головы свергнутого им с трона экс-короля Хильдерика III, высылаемого в монастырь

почему золотую корону называют железной и почитают, как религиозную реликвию

Примечания

  1. Merovingian // The Oxford Companion to Western Art
  2. V.I. Atroshenko and Judith Collins, The Origins of the Romanesque ‘(Lund Humphries, London) 1985, p. 48. ISBN 0-85331-487-X
  3. Werner Jacobsen, «Saints ‘Tombs in Frankish Church Architecture»’ ‘Speculum’ 72 ‘. 4 (October 1997: 1107—1143).
  4. Bede. Lives of the Holy Abbots of Wearmouth and Jarrow
  5. Юрий Юдаев. Визит варваров : Эпоха Меровингов — Европа без границ. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина // Деко. — М., 2007. — № 2. — С. 7—12. — ISSN .
  6. Выбор животного, вероятно, продиктован византийским или античным влиянием, поскольку павлин не водится на территории северной Франции, где была изготовлена брошь.

Львы, орлы и пчелы

В орнаментах Меровингов — будь то узор, украшающий застежку-фибулу, или обрамление книжной страницы — практически неизменно присутствуют черты так называемого звериного стиля. Такое пристрастие к изображению стилизованных фигурок зверей и птиц, характерное не только для франкских мастеров раннего Средневековья, часто объясняют пережитками древнего тотемизма — веры в родство племени с каким-либо животным или даже растением. С развитием христианства, конечно же, эти черты в искусстве отходили на второй план, но не исчезали полностью. Изображения животных и растений просто утратили свое сакральное значение и превратились в элемент декора, вполне органично соединившись с христианской (а также позднеантичной) символикой. Например, в резных капителях колонн меровингских построек или на стенках саркофагов можно увидеть фигуры христианских святых, «оплетенные» растительным орнаментом. Человеческие фигуры представлены довольно наивно и схематично: приземистое тело, большая голова, угловатые конечности.

При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства франкские мастера любили использовать золото и прозрачные камни, обработанные в виде кабошонов. В этом случае камень не ограняется: ему придается овальная или круглая форма, уплощенная с одной стороны для удобства прикрепления к основе. Наиболее часто для украшения применяли красный гранат — альмандин: некоторые искусствоведы утверждают, что такой выбор объяснялся сходством гранатовых кабошонов с брызгами крови. Это напоминало воинственным франкам об их победах.

Для тех, кто пониже рангом, делались украшения из бронзы со вставками из цветного стекла или менее дорогих, нежели гранат, минералов. Также у франков были популярны янтарь, сердолик, некоторые дошедшие до нас изделия украшены вставками из лазурита и бирюзы.

Р. Лефевр. Наполеон в коронационном одеянии. 1812 г., музей Бостона. На мантии императора видны вышитые золотые пчелы

Распространенным приемом при изготовлении украшений, пряжек, колец и крестов было создание золотой основы с многочисленными ячейками, которые «заполнялись» обработанными камнями или стеклянной пастой. Этот способ близок к уже известной вам перегородчатой эмали; но на землях франков чаще использовали не эмаль, а тонкие пластинки цветных минералов, которыми заполняли ячейки между перегородками. В результате этой сложной кропотливой работы поверхность изделия напоминала миниатюрный витраж: многоцветное блестящее поле, расчерченное тонкими прожилками металла.

Популярно было также чернение, применявшееся в основном для украшения серебряных изделий: в протравленные или прочеканенные в основе маленькие углубления вплавлялась, например, смесь меди, свинца, серы и серебра. Множество ювелирных изделий эпохи Меровингов хранится в таких музеях, как парижский Музей Средневековья («Музей Клюни»), Музей Уолтерс в Балтиморе.

Что же касается образов, то при изготовлении пряжек, застежек и других украшений мастера часто отдавали предпочтение орлам и другим хищным птицам, а также львам и грифонам. Многие украшения исполнены в виде павлина, цветка, встречаются броши в форме цикады или бабочки. Возможно, орел был «унаследован» варварами от римлян — как известно, изображения орлов в Риме служили своего рода легионными знаменами. Интересно, что у франков очень почиталась пчела — как символ трудолюбия, мудрости и бессмертия (ячейки сот у многих народов считались олицетворением мировой гармонии и совершенства). В 1653 году во время земляных работ у церкви Сен-Брис в Турне была обнаружена гробница франкского короля Хильдерика I. Помимо оружия и монет в захоронении было найдено множество маленьких золотых подвесок в форме пчел. Когда-то, видимо, они нашивались на парадный плащ правителя. Как видим, Наполеон, сделавший символом своей империи пчелу взамен королевской лилии, в сущности, не изобрел ничего нового…

Родоначальники

В средневековых хрониках встречаются упоминания о том, что Меровинги ведут свой род от древних троянцев: в частности, назывались имена героев легенд Приама или Энея. Более вероятным основателем династии является вождь франков Меровей, благодаря которому династия и получила свое название.

Заметки [ править ]

  1. В. И. Атрошенко и Джудит Коллинз, Истоки романского стиля (Лунд-Хамфрис, Лондон) 1985, с. 48. ISBN  0-85331-487-X
  2. ^ Вернер Jacobsen, «Могилы святых в франкской церкви Архитектура» Спекулум 72 +0,4 (октябрь 1997: 1107-1143).
  3. ^ Беде. Жития святых настоятелей Уэрмута и Ярроу .
  4. ^ Эфрос, Бонни (14 июня 2012). Раскрытие германского прошлого: археология Меровингов во Франции, 1830–1914 . Издательство Оксфордского университета. п. 298. ISBN 9780199696710.
  5. ^ (www.dw.com), Deutsche Welle (16 августа 2007 г.). «Германия обеспокоена проигрышем в разграбленном арт-ряду | Культура | DW.COM | 16.08.2007» . DW.COM . DW . Дата обращения 19 августа 2016 .
  6. Хардинг, Люк (13 марта 2007 г.). «Россия показывает награбленные немецкие сокровища» . Хранитель . Дата обращения 19 августа 2016 .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: