3. Дороги
Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.
Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.
Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), — это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.
Термы Нерона, Тита и Траяна
В 64 году император Нерон возвел на Марсовом Поле грандиозное сооружение, предназначавшееся для купаний, бесед и развлечений. Термальный комплекс имел симметричную планировку и состоял из центрального купального сектора и серии боковых идентичных зданий разного предназначения. Среди наиболее значимых помещений были залы для спортивных упражнений.
Термы Нерона: план комплекса и его расположение на карте Древнего Рима
Термы Нерона располагались в районе между современной Пьяцца делла Ротонда, Виа дель Поццо делле Корнаккье и Виа делла Догана Вэккья. Рядом находился стадион Домициана (слева на выше представленном плане), а ныне — Пьяцца Навона. Комплекс предположительно имел размеры 120×190 метров. Согласно некоторым сохранившимся документам эти термы в Древнем Риме использовались по своему прямому назначению вплоть до V века включительно.
Фонтан в Риме, сделанный из античной купальной ванны из Терм Нерона
В 80-х годах, во время правления императора Тита, в Риме были воздвигнуты важные архитектурные сооружения, предназначавшиеся для развлечения населения. Рядом с вновь возведенным грандиозным амфитеатром, ставшим главным увеселительным заведением Рима, были построены еще одни термы. Несмотря на то, что на сегодняшний день от комплекса ничего не сохранилось, мы имеем возможность увидеть его на рисунках художников XVI века, дающих прекрасное представление о том, что Термы Тита были построены по подобию тех, что возвел двумя десятилетиями раньше Нерон.
План термального комплекса Тита и оставшиеся руины
Траян, как и многие другие правители Рима, желал, чтобы его имя запомнили только с лучшей стороны. Император построил грандиозный термальный комплекс на Оппи́йском холме, где когда-то располагалась монументальная резиденция Нерона, известная как Домус Ауреа. Термы Траяна, архитектором которых был знаменитый Аполлодор Дамасский, в значительной степени превосходили те, что были построены ранее. Кроме этого, структура включала новый архитектурный элемент, который, в последующем стали использовать и в других римских термах.
Речь идет о широкой пощади, окружавшей термальный комплекс с трех сторон, которая могла вмещать дополнительные помещения разного предназначения. Сохранившиеся документы античных авторов свидетельствуют не только о грандиозности структуры, но и о богатстве внутреннего убранства терм Траяна. Одной из самых знаменитых скульптур, украшавших помещения комплекса, является , обнаруженная в 1506 году и хранящаяся сегодня в Музеях Ватикана.
Модель терм Траяна и их расположение относительно терм Тита
Часть сохранившего сооружения рисмских терм Траяна
Рекомендуем прочитать:
Самые древние храмы Рима
Всем известно, что Рим – это один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад это был крупнейший центр общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала…
Подробнее >>
Рекомендуем прочитать:
Катакомбы Рима — история, тайны и мифы
Принято считать, что катакомбы — это сеть подземных коридоров и туннелей, образовавшихся в результате работ старых каменоломен или заброшенные бомбоубежища. Однако, это не совсем так. На самом деле,…
Подробнее >>
Рекомендуем прочитать:
Архитектура древнего Рима и памятники архитектуры
Архитектура Древнего Рима поражает своей монументальностью, удивляет своим возрастом и просто приводит в восторг. Памятники архитектуры Древнего Рима, бережно сохраненные для потомков многими…
Подробнее >>
Истоки и развитие
Многое из того, что называют типично римской технологией, в отличие от технологии греков, происходит непосредственно из Этрусская цивилизация, который процветал на севере, когда Рим был всего лишь маленьким королевством. Этруски изобрели камень арка, и использовал его в мосты а также постройки. Некоторые более поздние римские технологии были взяты непосредственно из греческой цивилизации.
После поглощения древнегреческих городов-государств Римской республикой в 146 г. до н.э. Греческая технология начал распространяться во многих областях римского влияния и дополнять Империю. Сюда входили военные успехи, достигнутые греками, а также все научные, математические, политические и художественные достижения.
Новые материалы
Однако римляне добились многих значительных технологических достижений, таких как изобретение гидравлический цемент и конкретный. Они использовали такие новые материалы с большим преимуществом в своих конструкциях, многие из которых сохранились до наших дней, например, их кладка. акведуки, такой как Пон-дю-Гар, и здания, такие как Пантеон и Термы Диоклетиана в Рим. Их методы были записаны такими знаменитостями, как Витрувий и Frontinus например, который написал справочники, чтобы консультировать коллег-инженеров и архитекторов. Римляне знали достаточно истории, чтобы понимать, что широкомасштабные технологические изменения произошли в прошлом и принесли пользу, как, например, Плиний Старший с Naturalis Historia. Эта традиция продолжалась, поскольку империя росла в размерах и впитывала новые идеи. Римляне считали себя практичными, поэтому мелкомасштабные инновации были обычным явлением (например, разработка баллиста в полиболос или повторяющаяся баллиста). Традиционная точка зрения состоит в том, что их зависимость от многочисленной рабской рабочей силы и отсутствие системы патентов или авторского права были названы причинами того, что не было большого социального или финансового давления с целью автоматизации или сокращения ручных операций. Однако это мнение оспаривается новым исследованием, которое показывает, что они действительно вводили новшества, причем в широком масштабе. Таким образом водяная мельница были известны грекам, но именно римляне разработали их эффективное использование. Набор мельниц на Barbegal на юге Франция работали один акведук, в результате чего было сброшено не менее 16 мельниц, встроенных в склон холма. Вероятно, они были построены армией и поставляли муку во многие регионы. Плавучие мельницы также использовались для эксплуатации рек с быстрым течением.
Пон-дю-Гар
Добыча полезных ископаемых
Римляне также неожиданным образом использовали энергию воды во время горных работ. Это известно из трудов Плиний Старший что они эксплуатировали аллювиальные золото месторождения северо-запада Испания вскоре после завоевания региона в 25 г. до н.э., используя крупномасштабные гидравлическая добыча методы. Эффектный Золотой рудник в Лас Медулас проработали не менее семи длинных акведуки врезаться в окружающие горы, вода попадает прямо на мягкую золотоносную руду.
Утечка направлялась в шлюзовые ящики, а более тяжелое золото собиралось на неровных тротуарах. Они также разработали много глубоких шахт, например, для медь в Рио Тинто, где викторианские горные разработки выявили гораздо более ранние разработки. Машины для обезвоживания, такие как Архимедовы винты и обратного перерегулирования водяных колес, были обнаружены на месте, один из которых выставлен на выставке британский музей. Другой фрагментарный образец был обнаружен на римском золотом руднике в г. Dolaucothi на западе Уэльс, и сохраняется в Национальный музей Уэльса в Кардифф. Армия была в авангарде разработки золотых приисков, поскольку металл был имперской собственностью, и с самого начала разрабатывала прииски Долаукоти, основав там форт, известный как Luentinum. У них был опыт построения инфраструктуры акведуков и резервуаров, а также управления производством.
Панорамный вид на Лас Медулас
Период, когда технический прогресс был самым быстрым и значительным, был во 2-м и 1-м веках до н.э., это был период, когда политическая и экономическая мощь Рима сильно возросла. Ко II веку римские технологии достигли своего пика.
Строение скутума
Полибий в своей «Всеобщей истории» так описывает скутум: «…Римская защита состоит в первую очередь из щита (скутума), выпуклая поверхность которого имеет ширину два с половиной фута и длину четыре фута, при этом толщина на ободе равна ширине ладони. Он состоит из двух склееных слоёв деревянных пластинок (дощечек), внешняя поверхность которых покрыта холстом и телячьей кожей. Его верхний и нижний ободки усилены железной окантовкой, которая защищает его от ударов и повреждений при установке на землю. К нему также прикреплён железный щиток (umbo), который отворачивает самые страшные удары камней, копий и тяжелых снарядов в целом…». Описание берёт за пример щит начала II в. до н.э.
Строение скутума из Дура-Эвропос
Основа
Изготовление основы скутума на всём протяжении его применения в римской армии оставалось практически неизменным: несколько (как правило, 9-10) деревянных пластинок шириной 6-10 см раскладывали продольно, перпендикулярно они проклеивались более тонкими пластинками с обеих сторон (снаружи и внутри щита). Тем самым создавалась деревянная трёхслойная основа щита толщиной примерно в 6 мм. Изначально основа обтягивалась войлоком, а затем, ко времени республики, слоем телячьей кожи и холстом, после чего обивка по краям укреплялась окантовкой из железа или бронзы, иногда из кожи. В центре прорезалось круглое отверстие для крепления ручки, прикрывавшееся умбоном, изначально изготавливавшимся из дерева и имевшим веретенообразную форму, а во времена республики — железным или бронзовым прямоугольным умбоном.
Строение фаюмского скутума
Умбон
Умбон защищал руку легионера, прикрывая отверстие в центральной части скутума, к которому крепилась ручка. Изначально на овальных скутумах, как уже было упомянуто, умбоны были деревянными, имели форму веретена и крепились вертикально по высоте всего щита. Судя по всему, помимо непосредственной защиты руки легионера такие умбоны также увеличивали общую конструкционную прочность щита. Пример веретенообразного умбона хорошо виден на Фаюмском скутуме.
Ко времени Республики изменение формы щитов на прямоугольную повлекло за собой и изменение умбонов. Они стали изготавливаться из железа, бронзы или латуни, уменьшились в размере, и приобрели круглый, прямоугольный, или шестиугольный вид. В центре умбона имелась круглая выпуклая часть, прикрывавшая отверстие для ручки. Иногда умбоны могли украшать чеканкой.
Декорированный умбон Legio VIII Augusta. Первая половина II в.н.э. Найден в Британии на реке Тайн. Британский музей
Круглый бронзовый умбон. II в.н.э. Найден в Киркхеме, Англия. Хранится в Британском музее
Окантовка
Для увеличения защитных характеристик и повышения общей прочности края скутумов окантовывали железом, латунью, или бронзой. Существовал также вариант окантовки кожей (скутум из Дура-Эвропос).
Если верить Полибию, ранние скутумы окантовывались только сверху и снизу, для защиты от верхних ударов и от повреждения щита при постановке его на землю, а боковые края оставались неоконтованными. В дальнейшем окантовывать щит стали по всему периметру, что значительно увеличивало защитные характеристики и позволяло скутуму выдерживать страшные рубящие удары, какие, например, могли быть нанесены фальксом (оружие дакийских и фракийских плёмен). Кроме того, это позволяло увеличить общую износостойкость скутума и увеличить время его эксплуатации.
Бронзовая окантовка скутума. I в. до н.э. — I в.н.э. Музей Валькхов, Неймеген
Железная окантовка скутума, первая половина I в.н.э. Найдена в Тевтобургском лесу. Хранится в музее-парке Калькризе
Рукоять
В самом центре скутума, прикрытая умбоном, находилась рукоять. В отличии от многих средневековых щитов, рукоять скутума крепилась горизонтально, и такое расположение являлось наиболее удобным, учитывая общее строение щита. Рукояти изготавливались из железа, по большей части были вытянутой циллиндрической формы, сплюснутые по бокам, где пробивались отверстия для того, чтобы закрепить рукоять гвоздями на основе щита. У более ранних скутумов рукоятью могла служить центральная часть поперечного ребра, закреплённого горизонтально на внутренней поверхности.
Находки из форта Тримонтиум в Ньюстеде (I-II в.н.э.), слева внизу видна рукоять скутума.
Обрисовка разных вариантов рукоятей найденных у вала Адриана (II в.н.э.)
Боевое применение скутума
Принимая во внимание форму щита, расположение ручки, способ ношения легионерами мечей на правом боку, мы делаем вывод, что скутум в бою удерживался легионерами не перед грудью, как большинство средневековых щитов, а вдоль левого бока, прикрывая тело от колена до плеча. Это позволло бойцу теснить противника в плотном строю налегая на щит, и при этом наносить быстрые колющие удары мечом из-под защиты.
Согласно Полибию, скутум давал римлянам преимущество в ближнем бою с карфагенянами во времена Пунических войн: «Их оружие даёт им повышенную защиту и уверенность, в связи с размером их (римлян) щитов»
Уникальная форма скутума позволяла легионерам использовать его для создания различных боевых построений, предназначенных для защиты от стрел и иных снарядов как в наступлении, так и в обороне. Наиболее известным из таких построений является «черепаха» (лат. Testudo), которой неосведомлённые люди часто обозначают и другие римские построения, например «тела» (лат. Tela) или «мурус» (лат. Murus). Такие построения зачастую применялись при проведении римлянами осад, позволяя легионерам безопасно подходить вплотную к городским стенам и укреплениям, будучи практически полностью защищёнными от стрел и камней осаждённых.
Скутумы в черепахе на колонне Траяна. Первая половина II в.н.э.
О применении скутума во время осады пишет еврейский историк Иосиф Флавий (37 — 100 г.н.э.). В своём трактате «Иудейская война» он описывает осаду Иерусалима в 70 г.н.э.: «Иудеи защищались с высоты галерей и неоднократно отбивали атаки на стены, но вынуждены были всё-таки отступить перед горячей стрельбой. Тогда римляне устроили так называемую черепаху, состоявшую в том, что передовые солдаты крепко упирали свои щиты в стены, следовавшие за ними упирали свои щиты в предыдущие и т. д. Стрелы, падавшие на этот навес, скользили по поверхности без всякого действия: солдаты могли теперь совершенно спокойно подкопать стену и сделали уже приготовления к тому, чтобы поджечь храмовые ворота.».
Амфитеатры
В городе могло не быть театра и библиотеки, но непременно был амфитеатр. В амфитеатрах жителям сообщали самые важные указы властей. Здесь же проводились зрелища — порой не особенно изящные: бои гладиаторов, травли зверей, инсценировки морских сражений — нумахии.
Много писалось о том, что христиан скармливали зверям на потеху публике. Умалчивалось только, что на растерзание зверям в амфитеатрах вообще отдавались приговоренные преступники: своего рода публичная кормежка зверей людьми.
Амфитеатр, Остия Антика
Афитеатр Флавиев, построенный на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров, имел длину наружного эллипса 524 м, большую ось — 187,77 м, малую ось — 155,64 м, длину арены — 85,75 м, ширину арены — 53,62 м. Высота стен сооружения достигала от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Строили его из блоков местного травертинского мрамора, с 72 по 80 годы н. э., начинал император Веспасиан, закончил его сын Тит.
В этом амфитеатре впервые применен метод, который до нашего времени применяется при строительстве стадионов: по всему периметру здания равномерно располагаются 80 входов. Благодаря этому решению 80 тысяч зрителей могли заполнить амфитеатр Флавиев за 15 минут и покинуть за пять.
Три яруса здания с множеством каменных скамей, идущих рядами — градусами (gradus), заполнялись строго по рангам.
Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причем император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на нее животных.
В первом ярусе сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников.
Во втором ярусе — римские граждане.
Третий ярус предназначался для всех остальных.
А под ярусами еще шла система проходных коридоров, ведших к комнатам служителей, камерам будущих жертв, комнатам для гладиаторов, клеткам зверей, кладовым, больнице, особому помещению для предсказателей.
Амфитеатр Флавиев более известен как Колизей (colosseus — громадный, колоссальный) но так его начали называть уже в Средневековье, века с 8. Спорят, пошло ли это название от колоссальной статуи Нерона, воздвигнутой рядом, или на людей произвели такое впечатление размеры сооружения сами по себе.
Как и все строения Рима, Колизей сделан с колоссальным запасом прочности. Как действующее сооружение, он дожил до начала VI века н. э. Гладиаторские бои в 405 году запретил император Гонорий, но травли зверей продолжались до правления готского короля Теодориха Великого. Четыреста лет практически без ремонта!
Мифология Древнего Рима
Римлянам очень нравились мифы, которые слагали греки. Они искусным образом скопировали их, заменив имена древнегреческих богов. Имея свои религиозные ценности и убеждения, римляне не преминули добавить к ним греческих богов. При этом римские божества не являются абсолютными копиями богов Древней Греции. К последним просто добавили римских личностей и заявили, что это исконно римские боги. Древние римляне никогда не финансировали изобретения иных цивилизаций. Они полагали, что все изобретения принадлежат Риму.
Умение копировать открытия других народов у римлян было весьма неплохим. При этом сами они подарили человечеству множество уникальных изобретений.
Карты и итинерарии
Карты в Риме чертились еще в эпоху царей. Местность на них была искажена, потому что масштабирование и законы перспективы не применялись: их просто не знали.
По приказанию Октавиана Августа в последние годы до н. э. его родственник Агриппа создал карту на свитке из 11 листов общей длиной в 6,8 м, а шириной — 0,34 м. На карте в виде перечня племен и народов вдоль торговых маршрутов изображен весь известный римлянам мир — от Англии до Сахары и от Атлантического океана до Индии.
Были, конечно, и карты отдельных областей, но карты в дорогу обычно не брали. В пути роль карт играли итинерарии (itinerarium), то есть дорожники, или путеводители. Это были списки городов, мостов, бродов, станций по пути следования.
Иногда в итинерариях даже рисовали схематичные карты дорог и их ответвлений. Больше всего итинерарий подобен спискам железнодорожных или автобусных станций по нужным нам направлениям: такие есть на каждой автобусной станции или на каждом вокзале.
Римское правительство заботилось, чтобы население получало надежные карты и итинерарии. Марк Антоний и Юлий Цезарь в 44 году до н. э. поручили трем географам-грекам, Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту составить итинерарий всей империи. Географы выполнили задание уже в начале правления Октавиана Августа, через 25 лет. Тогда в Риме, около Пантеона установили каменную плиту, и выгравировали на ней этот громадный итинерарий. Всякий желающий мог его копировать.
Итинерарий с Пейтингеровой таблицы
(в центре изображена южная часть Италии)
Громадная континентальная страна тратила много время в дороге. О путешествиях по стране, приключениях, нечестности прислуги, о разбойниках, диких зверях и гостиницах ходило множество историй, слухов и анекдотов, писалось много романов, повестей и стихов.
Бытовые реалии этого пласта культуры крайне отличаются от наших, но дух очень похож. Если перевести на латынь пушкинского «Станционного смотрителя», соответственно изменив чины и бытовые реалии, у римлянина удивление вызвали бы разве что описания зимы и саней.
Какую бы критику ни наводили на свои гостиницы и станции сами римляне — а ведь эта система работала. В пределах Римского мира, Pax Romana, римский гражданин мог совершить путешествие на тысячи километров, причем по отличным дорогам с указателями, мостами и источниками воды, вполне приемлемыми станциями и гостиницами. Согласно итинерарию Антонина Августа, в начале III века от н. э. длина римских дорог составляла около 85 тысяч километров и соединяла между собой 372 населенных пункта.
Для движения по всем этим дорогам на всем пути от Пальмиры в Сирии до Улис Боно (будущего Лиссабона) в Иберии-Испании и от столицы Африки Утики до столицы Северной Британии Эборакума (нынешнего Йорка) путник не нуждался ни в каких документах или специальных разрешениях. Только для поездки в Египет долгое время нужно было специальное разрешение императора.
При этом путник все время находился под защитой закона, пользовался одними и теми же деньгами, говорил на той же латыни, находился в привычной ему культурной среде. В Пальмире он ел бы ту же круто сваренную кашу «пульс», в Эборариуме он принимал бы такие же горячие ванны, в Утике пошел бы в точно такой же латрин, чтобы узнать местные новости.
Сравнить жизнь такой империи можно только с двумя похожими примерами: с жизнью Британской империи конца XIX — начала XX веков, когда в Индии, Гайане (Южная Америка), в Южной Африке и Австралии одинаково одетые горничные на английском языке предложили бы вам одинаково заваренный чай в одно и то же местное время, и стоил бы он одинаковую сумму в пенсах и шиллингах.
Похожий пример дает и Российская империя, в которой в начале XX века можно было проехать по железной дороге от Харбина в Китае до Варшавы и Одессы, получая в дорожных ресторанчиках одни и те же блюда за сравнимые цены и общаясь на русском языке.
Для римлянина границы привычной инфра структуры кончались только на границах Империи. Империя расширялась — и тут же тащила за собой свою инфраструктуру. Выходить ли за столб с надписью «Дальше этого места закона нет» — следовало хорошо подумать.
Поделиться ссылкой
Дороги и магистрали
Во времена своего процветания Римская империя охватывала территорию 4,4 млн квадратных километра и включала большую часть Южной Европы. Чтобы обеспечить эффективное управление такой обширной территорией, римляне построили самую сложную систему дорог в Древнем мире. Эти дороги строили из грязи, гравия и кирпича, изготовленного из гранита или закаленной вулканической лавы. При проектировании дорог следовали строгим стандартам и создавали специальные канавы, которые обеспечивали сток воды. Римляне построили более 80 тысяч километров дорог до 200 г н. э., и в первую очередь они должны были служить для военных завоеваний. Эти дороги позволили римским легионам передвигаться со скоростью 40 километров в день, а сложная сеть почтовых домов означала, что сообщения передавались с поразительной скоростью. Часто эти дороги управлялись так же, как и современные магистрали. Знаки на камнях сообщали путешественникам расстояние до места назначения, а специальные отряды солдат действовали в роли дорожной полиции.
Планирование городов и колоний
До 1 века до н. э. римляне создали не менее 40 колоний в Италии, прилегающих к ней районах Галлии, Северной Африке.
До III века н. э. римляне создали не менее 80 колоний по всему Средиземноморью.
Планирование городской среды начиналось римлянами еще до основания нового города: «Куда бы ни приходили римляне, они учреждали миниатюрную версию своего родного города — с его рынками, банями, храмами и всеми другими сложными атрибутами своего образа жизни».
Проектируя создание новой колонии, римляне всегда выясняли, хорошая ли в той местности вода, долго ли живут местные жители, часто ли они и чем болеют, есть ли поблизости выходы хорошего песка, щебня и камня, легко ли провести воду в будущий город. Важным вопросом было и строительство дороги, чтобы связать будущую колонию с другими. Выяснялось, какие есть для этого материалы и возможны ли трудности при ее строительстве, например болотистые поймы рек.
То есть римляне сразу планировали организацию целых районов с подготовленной инфраструктурой. И дорогами, включенными в общую дорожную сеть Римского государства.
Дороги Древнего Рима
Надежные и прочные дороги, построенные римлянами с применением бетона, продолжали активно использоваться даже после падения империи. В Риме была создана разветвленная и эффективная сеть дорог. Этим в определенной степени было обусловлено могущество государства. Дороги давали возможность армии оперативно перемещаться по территории страны. Они обладали огромным значением для развития торговли, которая содействовала бурному экономическому росту Рима.
Римские водопроводы
Перечисляя выдающиеся достижения древних римлян, следует обязательно отметить водопроводы. В Риме было сооружено огромное число акведуков, которые обеспечивали водой города, промышленное производство и сельское хозяйство. Всего было построено 11 акведуков. Их общая протяженность равняется 350 км.
Римская пресса
Римские газеты («ежедневные акты») представляли собой официальные тексты, написанные на металле либо камне и размещаемые в людных местах города, таких как Римский форум. Эти информационные издания сообщали гражданам о ходе военных действий, давали расписание игр и гладиаторских боев, сведения о родившихся и умерших и многое другое.
Социальные программы
Именно в Древнем Риме берут свое начало некоторые современные государственные программы, направленные на поддержку благосостояния людей, в том числе субсидирование образования, питания и иных расходов. Так, при Траяне была реализована программа «Алименты», направленная на поддержку бедных и осиротевших детей.
Римская архитектура
Великолепные здания, возведенные в эпоху Древнего Рима, являются классическими памятниками архитектуры. Во времена республики римские постройки во многом соответствовали греческим. При этом появились два новых стиля установки колонн. Каких-то иных особенных нововведений в то время сделано не было. Основным строительным материалом был мрамор. К началу 1-го столетия до нашей эры он постепенно начал вытесняться бетоном.
Отмечая основные инженерные достижения римских архитекторов, нельзя не отметить применение в строительстве бетона. Он изготавливался по особому рецепту, который обеспечил ему невероятную долговечность. Особенностью римского бетона было наличие гашеной извести и вулканического пепла, что позволяло создать липкую пасту. Бетон стал использоваться римлянами в строительных целях около 2100 лет назад. С его помощью возведено огромное количество сооружений, в том числе акведуки, различные здания, мосты, памятники и пр.