Русско-византийский стиль в архитектуре и интерьере: неовизантийский

Архитектура и строительство

Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.


Сербское подворье в Москве

О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

В России

Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.


Керченский историко-археологический музей

Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.


Храм Христа Спасителя в Москве

Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.

Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.


Реконструированная синагога в Германии

Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.


Воскресенский Новодевичий монастырь

Особенность: мозаичное исполнение

Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах  византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Искусство Византии. Краткая характеристика

На развитие современного общества огромное влияние оказало культурное достояние Римской империи, Византии, Египетского царства и многих других, столь же великих цивилизаций. Огромное количество памятников культуры дошло и до наших дней, представляя обществу традиции, обычаи и мировоззрение древнего народа.

Искусство Византии – ярчайший тому пример. После раздела великой Римской Империи на престол взошли цари Константинополя, которые оставили после своего одиннадцативекового правления гигантское количество культурных ценностей. Сложные и тяжелые этапы исторического развития не только не усугубили рост и совершенствование искусства цивилизации, но и подарили миру незабываемые артефакты, небольшая часть из которых доступна для визуального знакомства и теперь.

Искусство Византии начало свое развитие с рабовладельческого строя. Плавный переход от античности к средневековью также наложил на совершенствование культуры свой неизгладимый отпечаток. Этому периоду присущи великолепные памятники архитектуры и художественного искусства. Именно в то время зодчие государства старались сохранить огромное наследие, которое досталось народу от великой Римской империи.

Огромную роль на искусство Византии оказало принятие народом христианства. Это сблизило государство с такими непохожими территориями как Русь, Грузия, Армения, Сербия и т.д. Данному периоду присуще широкое распространение установки купольного перекрытия при строительстве храмов. На средневековый период приходится развитие таких направлений, как создание мозаик, фресок и книжных миниатюр. Стоит отметить, что именно на данном этапе все большую роль играет иконопись. А вот скульптурные творения не могут похвастаться своим быстрым развитием. Однако особый шарм и неповторимую красоту на искусство Византии наложил именно общественный быт и строй народа государства. При этом церковь полностью служила на пользу общества. В соответствии со средневековыми представлениями народа, император являлся наместником Господа. Его власть поддерживалась мощным церковным аппаратом.

Изобразительное искусство Византии также претерпело некоторые изменения. Художники первых веков нашей эры отображали в своих творениях яркие образы, которые были пронизаны аллегорическими чертами. Пластичность и отвлечение от христианского начала – вот основные черты картин того времени. Им на смену пришло творчество, главным признаком которой стало божественное начало. Экспрессия духовного величия сделалась неотъемлемой частью каждого предмета искусства.

Церковь являлась единственным главным критиком. Основными направлениями, по которым шло развитие и становление художественного искусства, являлись иконопись, фрески, мозаики и книжная миниатюра. Фон мерцающего золотого цвета, искрящиеся грани камней и смальты, яркие орнаменты – вот главные черты практически любого произведения творцов той эпохи, которой на весь мир прославилась Византия. Искусство данного государство прошло несколько этапов своего развития. Первым из них являлся раннехристианский этап (с 1-го до 3-го века нашей эры). За ним следует так называемый ранневизантийский, затронувший шестой и седьмой века. Этот период славится развитием храмовой архитектуры и равеннских мозаик. Следом за ним на полтора века наступает иконоборческий этап, на смену которому пришло Македонское Возрождение, продолжавшееся до 11 века. Предпоследним периодом стала эра консерватизма, а закончилось развитие великого искусства Византии эллинистическими началами и антикризисными тенденциями, что нашло отражение в Палеологовском Ренессансе.

Интерьер

Деревянное зодчество обуславливает особенности организации внутреннего пространства. Изначально древнерусские палаты предполагали наличие большой залы с центральной опорой (одной или несколькими), поддерживающей своды, и открытым пространством самой залы. Для современных интерьеров в неорусском стиле характерны низкие потолки, «лабиринт» небольших комнат (так лучше сохраняется и циркулирует тепло), узкие дверные проёмы и небольшие окна – опять же, с целью термоизоляции.

Дерево служит главным ориентиром. На виду оставлены конструктивные потолочные балки, бревенчатые стены, полы из массивной доски. Светлый, тёплый цвет натурального дерева создаёт ощущение уюта, в таком пространстве возникает чувство комфорта. Доказано, что в деревянных домах легче дышится.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне)  замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки.  Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Из истории

Мода на всё русское вернулась в 19 веке: императорский дом устраивал тематические балы с «боярскими» декорациями и костюмами. Неорусские мотивы появились в живописи, декоративно-прикладном искусстве. Интересом к славянскому наследию подпитывались художественные сообщества: так, княгиня Тенишева превращает своё имение Талашкино под Смоленском в плацдарм для художественных экспериментов, широко известны также творческие мастерские Абрамцево. Архитектор Сергей Малютин возводит в Талашкино терем, декорированный по всем канонам, и строит истинно древнерусскую церковь (расписана Николаем Рерихом). У Тенишевой была большая коллекция предметов искусства и быта, которую она часто выставляла, пропагандируя русский стиль.

Основу русского зодчества составляют былинные мотивы и византийский стиль. А на цветовую палитру влияет, прежде всего, азиатская традиция.

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Наследие византийских зодчих

О нововведениях мастеров Византии пишутся многочисленные трактаты, где подчеркивается важность преемственности именно русским государством греко-римских традиций. Виппер Б

Р. отмечает, что самым главным достижением византийских архитекторов, ориентировавшихся на смелые инженерные решения римских зодчих, является появление более совершенной системы устройства купольного перекрытия здания, основанной на парусах. Эффект «свободного парения купола», созданный посредством новых архитектурных приемов, восхищал русских архитекторов, посетивших Софийский храм. Свойственные византийской архитектуре куполообразные конструкции, поддерживающие центральный купол, аркады, опоясывающие все пространство храма, своды, полихромные мозаики и колонны, запечатленные в эскизах русских архитекторов 1840-х годов, побуждают столичных мастеров к скорейшему переосмыслению церковной архитектуры России, где в то время главенствует русский стиль.

В русской архитектуре византийский стиль завоевывает свою нишу поэтапно, то смешиваясь с романтическими архитектурными настроениями, то заимствуя черты и особенности декорирования русского стиля. К нему долгое время причисляли и произведения русско-византийского , который зародился и развивался под умелым руководством Тона К. А.
в первой половине XIX века.

В искусствоведении до сих пор не существует однозначного мнения по поводу правильности периодизации византийского стиля в русской архитектуре и его деления на подстили. Поэтому к одному и тому же периоду времени в трудах разных историков искусства могут относиться произведения как византийского стиля, так и псевдовизантийского и неовизантийского. Но, при рассмотрении русской архитектуры византийского стиля в более широком смысле и ориентируясь на великолепные церкви XIX-XX века, однозначно копирующие формы византийских храмов, можно определить примерные хронологические рамки становления и совершенствования нового стиля.

Периодизация и специфические черты

Известно, что лишь в середине XIX века появляются первые «византийские» храмы, в которых, по мнению историков искусства, византийские отличительные черты остаются все еще слабо обособленными, но уже можно проследить наличие ряда качественно новых декоративных элементов и более четкое определение формы куполов. Как отмечает Кириченко Е. И. «византийский» характер проявляется особенно отчетливо в храмовых постройках Гримма Д. И.
и Горностаева
».

На втором этапе, начавшемся в 1860-х гг. происходит «археологизация» стиля, когда поддавшись веяниям эклетики, зодчие стремятся к полному повторению византийских форм. В эти годы создаются самые выдающиеся произведения русской архитектуры в византийском стиле. Борисова Е. А. отмечает значительную роль Гагарина Г. Г. и Косякова В. А. в развитии стиля, противопоставляя их произведения тоновским постройкам.

Третий «византийский» этап, продлившийся с 1870-х до начала 1890-х гг. характеризуется усложнением объемов и композиций зданий. Архитекторы стремятся к стилевому смешению и многокупольности, также, зачастую к храмам крестово-купольного типа и кресчатым композициям пристраивают колокольни. В это время также происходит завершающий этап по определению приемов декорирования поверхности зданий, в частности барабанов и центральных закомар.

На позднем этапе, продолжавшемся до 1917 г., формы «византийских» церквей стали трактоваться более свободно под влиянием быстро распространяющегося модерна. Зодчие, в большинстве своем, ориентировались на наследие ранневизантийской школы. Помимо уже сложившегося крестово-купольного типа храма, используются его различные модификации, а также базиликальные формы.

Как правило, византийский стиль в русской архитектуре чаще всего эксплуатирует конкретные византийские прототипы. Например, для создания кресчатого типа храма, в качестве прообраза зодчие использовали композиции баптистериев октогональных форм церквей в Эсре, а для базилик композицию храма Святой Софии. Черты византийской архитектуры прослеживаются в декорировании фасадов, обрамлении окон, строении куполов, решении апсид и т.д.

Несмотря на стилистическую общность с византийской школой, русские архитекторы никогда не копировали прообразы дословно, придавая каждому новому произведению индивидуальную художественную выразительность. ■

Развитие

В конце XIX века

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова (1872) в Москве, построенная Виктором Гартманом. Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве. К началу 1880-х годов «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875—1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова. По эскизам художника В. М. Васнецова в парке Абрамцево в 1883 году выстроена «Избушка на курьих ножках», в 1899—1900 — дом И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной Москвы-реки (д. 29), Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, собственный дом художника в 3-м Троицком переулке Москвы.

В начале XX века

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль» (среди историков архитектуры нет единого мнения, следует ли выделять это ответвление псевдорусского стиля как самостоятельное). В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице). Для художественного оформления своих зданий использовал неорусский стиль Михаил Артынов, преимущественно работавший в Киеве (например, Лукьяновский народный дом, 1900—1902, Киев; Доходный дом Снежко и Хлебниковой, 1899—1901, Киев).

По эскизу С. В. Малютина 1903 года оформлен фасад здания музея «Русская старина» в Смоленске. Часто Малютин сообразно стилю оформлял интерьер мебелью с резьбой и росписями (дом Перцовой в Москве). По другому пути Сергей Малютин пошёл в создании храма Святого Духа в Талашкино. Он применил отдельные элементы строительной техники XI—XIII веков и конструкцию крестово-купольного храма, завершённого луковичной главой над ступенчатой горкой из килевидных кокошников. Фасад храма был богато декорирован.

Любопытным образцом неорусского стиля (с чертами модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым в 1913—1916 годы по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914) — ученика Васнецова.

Петербургское зодчество в стиле отмечено работой архитектора А. А. Бернардацци — доходный дом П. К. Кольцова (1909—1910) на углу Английского проспекта и Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов), получивший народное название «Дом-сказка» (разрушен в ВОВ).

Широкую известность приобрели спроектированные Ф. О. Шехтелем русские павильоны на международной выставке в Глазго 1901 года. Также им разработан фасад Ярославского вокзала в Москве.

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к историзму, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.

Фасад

Дом-терем представляет собой просторную деревянную постройку, бревенчатый сруб. Его может окружать крытая галерея с высоким крыльцом, перекрытым навесом. Фасад украшает ряд окон, обязательно с фигурными наличниками. Богато декорируется также конёк крыши.

Узорочье резьбы иногда не отличишь от кружева, настолько тонкой бывает работа! Галерею, как правило, поддерживают приземистые, пузатые колонны, их также часто украшают балясинами. Помимо резьбы фасад может быть украшен изразцами – самым популярным элементом декора в 17 веке.

Особенно много подобных построек на русском Севере, где традиция деревянного зодчества была сильна испокон веков. Резное наследие Тотьмы и Вологды по праву считается одним из чудес света!

Рекомендации

  1. , с.  220.
  2. , с.  220.
  3. , с.  122, 220.
  4. , с.  221.
  5. , с.  311.
  6. ↑ и (ru) Я Печенкин / Печенкин И. Е., »  Источники нео-русском стиле в девятнадцатом s./К об истоках вопросу неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX века  » , Архитектурное наследство , Санкт — Петербург, Коло, п о  60,2014 г., стр.  241—251
  7. , с.  328.
  8. (ru) Иконников А. / Иконников А. В., Архитектура ХХ века / Архитектура XX века. Утопии и реальность , т.  Я, Прогресс-Традиция,2001 г., 656  с. ( ISBN  5-89826-096-X ) , стр.  147
  9. Иконников А./Иконников А. В., Архитектура Москвы XX в. / Архитектура Москвы ХХ век , Московский рабочий,1984, 222  с. , стр.  26 год
  10. Андрей Иконников, Русская архитектура советского периода , Льеж, Пьер Мардага,1990 г., 413  с. , стр.  55
  11. (ru) D Сарабьянов / Сарабьянов Д. В., История русского искусства конца XIX века / История русского искусства конца XIX — начала XX века , Москва, Изд-во МГУ,1993 г., 321  с. , стр.  286
  12. (ru) Наччтокина М / Нащокина М. В., Le Moderne moscovite / Московский модерн , Санкт-Петербург, Коло,2011 г., 3 е  изд. , 792  с. ( ISBN  978-5-901841-65-5 ) , стр.  19, 66
  13. .
  14. (ru) Клименко С. В и составитель, Федор Чехтель и эпоха модерна / Фёдор Шехтель и эпоха модерна , Москва, Архитектура-С, 2009 г., 248  с. ( ISBN  978-5-9647-0184-2 ) , стр.  45
  15. (ru) Сарабьянов / Сарабьянов Д. В., Россия и Запад / Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII — начало ХХ века , Москва, Искусство — XXI век,2003 г., 296  с. ( ISBN  5-98051-007-9 ) , стр.  218
  16. Андрей Иконников, Русская архитектура советского периода , Льеж, Пьер Мардага,1990 г., 413  с. , стр.  54, 56, 57
  17. Андрей Иконников, Русская архитектура советского периода , Льеж, Пьер Мардага,1990 г., 413  с. , стр.  58, 59
  18. Андрей Иконников, Русская архитектура советского периода , Льеж, Пьер Мардага,1990 г., 413  с. , стр.  59, 62
  19. Андрей Иконников, Русская архитектура советского периода , Льеж, Пьер Мардага,1990 г., 413  с. , стр.  62, 63, 64
  20. Андрей Иконников, Русская архитектура советского периода , Льеж, Пьер Мардага,1990 г., 413  с. , стр.  64, 65

(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи Википедии на русском языке под названием «  Псевдорусский стиль  » ( см. список авторов ) .

Развитие

Псевдорусский стиль включает в себя несколько течений. Они появлялись по мере его развития:

  1. Русско-византийский. Возникший в 1830-х годах, данный стиль широко практиковался при строительстве религиозных христианских зданий (храм Христа Спасителя, Вознесенский собор, Большой
  2. Романтизм и славянофильство. На самом деле стиль, который появился чуть позже предыдущего, не имеет названия. Но на него повлияли перечисленные архитектурные течения. Ярким примером является Погодинская изба.
  3. Ропетовщина. Направление появляется в 1870-х годах, оно перенасыщено народной культурой и крестьянским зодчеством (Терем, Типография Мамонтова). Именно это течение получило широкое распространение из-за пропаганды известного критика Стасова.
  4. Официальный. Пузатые колонны, фрески с национальным орнаментом, низкие потолки в виде сводов — все это характерные черты направления. Здесь также отдается предпочтение традициям и народному творчеству. Примеры — Верхние торговые ряды, здание Исторического музея.
  5. Неорусский. Он появляется в начале 20 века. Архитекторы склоняются к монументальной простоте, поэтому они объединяют элементы древних памятников и традиции северного зодчества. Многие замечают сходство с модерном (церковь Спаса Нерукотворного).

В последнее время историки отделяют неорусский стиль от псевдорусского, рассматривая его в качестве самостоятельного архитектурного течения. Но остались и те, кто их объединяет. Здания псевдорусского стиля широко распространены по всей стране, включая самые отдаленные ее регионы.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали

  • Владимирский собор в Киеве,
  • Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
  • Александро-Невский собор в Софии,
  • церковь Святого Марка в Белграде и
  • Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
  • Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: