О сторонниках и противниках манга
Как у массового искусства, у манги два лагеря — сторонники и противники.
Как принято, сторонники и противники ломают копья, пытаясь доказать правоту.
Мнение сторонников о своеобразных комиксах однозначно: благодаря этому
творчеству японская культура неповторима, а потому пусть это творчество живёт.
А вот что говорят противники. Они появились ещё в 1950-е годы и сделали вывод, что из-за этих иллюстрированных рассказов молодёжь тупеет. Противники утверждали, что эти комиксы – пропаганда аморальности, разврата, поверхностного мышления. Вместо образного мышления формируется мышление стереотипами. В таком же духе скептики высказываются об аниме. Высказывания справедливы: среди иллюстрированных рассказов много направлений скандальной тематики.
Рисунок в жанре японского комикса
Изображения в японских комиксах отличаются своей монохромностью. В основном с применением цвета оформляется только обложка книги или журнала, в то время как сам комикс представлен в черно-белом формате. Изредка, чтобы выделить особо важные моменты, мангаки оформляют цветом отдельные иллюстрации.
До того как рисовать мангу, поклоннику данного жанра потребуется узнать отличительные черты именно этого стиля изображения. Рисунки читаются справа налево, четко раскадрованы, а речь прописывается так же, как и в американских комиксах — «в облачках».
Герои японских комиксов удивительно точно передают свое эмоциональное состояние. Для этого создатели манги используют фирменный способ – особая прорисовка различных частей лица. Морщина крест-накрест, нарисованная на лбу персонажа, точно передает гнев, приподнятая бровь – удивление, а рот в форме квадрата — это четкая передача ярости.
Своеобразные «маски» героев доносят до читателя неприязнь и восхищение, зависть, удивление и радость. Для любой человеческой эмоции у художников этих комиксов найдется точный способ ее передачи. И именно из-за этого главное при создании манги – изумительная прорисовка черт лица героев.
Как менялся жанр
«Золотой век»
Длительное время комиксы не выпускались отдельно. Они были дополнением к газетам и журналам. В начале 30-х в Америке впервые появились издания только с рисованными историями. «Золотой век» комиксов взял свое начало с момента выхода в свет журнала Action Comics (1938 г.) с Суперменом на обложке, ставшим впоследствии одним из любимых культовых героев в истории комиксов. Весь этот период, вплоть до 50-х годов, мир зачитывался приключениями таких супергероев как Бэтмен, Капитан Америка, Чудо-Женщина и т.д. В комиксах нашли отражение самые знаковые события того времени. С началом войны супергерои бесстрашно сражаются и побеждают фашистов и главного мирового злодея Адольфа Гитлера. Параллельно осваивают такие жанры, как детективы, мистика, любовные истории. Появляются веселые истории о приключениях озорного мышонка Микки Мауса и ответственного, но невезучего селезня Дональда Дака, который часто попадает в просак.
«Серебряный век»
После окончания войны интерес к комиксам и приключениям супергероев значительно поугас. С широким распространением телевидения возрос интерес к вестернам, детективам, научной фантастике. Причиной спада популярности комиксов стало и наличие в них большого количества сцен насилия и жестокости, от чего люди устали и в реальной жизни. Комиксы постепенно теряли свои позиции, падал объем продаж. Только в конце 50-х удалось поправить столь плачевное положение. В 1956 г. в Америке был принят «Кодекс комиксов», запрещающий печатать детективы и ужастики, где присутствовали оборотни и прочая потусторонняя нечисть, имелись сцены жестокости и насилия, не разрешалось высмеивание церкви и представителей власти, а лексика героев подвергалась цензуре. С этого времени для комиксов настал «серебряный век», который будет длится до конца 1970-х. Кроме уже полюбившихся супергероев, появляются Люди Икс, Железный человек, Тор, Человек-паук, Халк, Сорвиголова и другие не менее отважные герои, создателем которых является гениальный американский писатель Стэн Ли.
«Бронзовый век»
В 1971 г. Кодекс комиксов подвергся значительным переменам. Так, был снят запрет на жанр ужасов, вновь вернулись мистические чудовища. Начался «бронзовый век» комиксов, который продлится до 1984 года. Вместе с новым веком появляются и другие герои — Киборг, Люк Кейдж, Женщина-паук, Мисс Марвел и другие. Параллельно более сложной становится техника рисунка, улучшается качество книгопечатания, открываются магазины по продаже только комиксов.
«Новый век»
На смену бронзовому веку пришел новый «темный век», длящийся уже более 35 лет. К середине восьмидесятых Кодекс комиксов постепенно перестает работать, веселые иллюстрации о супергероях сменяют мрачные истории, где представлены персонажи со сломанной судьбой. За короткий промежуток времени (1985-1987) появляются комиксы Алана Мура «Мираклмэн», «Хранители»; Фрэнка Миллера «Возвращение Тёмного рыцаря» и «Город грехов»; Фрэнка Миллера и Дэвида Маццучелли «Бэтмен: Год первый» и другие. Отсутствие цензуры привело к появлению на рынке таких комиксов для взрослых, как Marvel MAX и Vertigo DC, где много убийств, секса и нецензурной лексики. В середине девяностых начинают стремительно завоевывать популярность веб-комиксы. Это — совершенно новый вид комиксов, появившийся в интернете, привлекающий легкостью доступа, возможностями «бесконечного холста» без привязки к бумаге, что позволяет автору развивать историю бесконечно долго.
В заключение стоит отметить, что влияние комиксов на культуру огромно, они и сегодня являются легко узнаваемым и захватывающим видом искусства. Помимо журналов, газет и графических романов они появляются в новых формах и форматах, выходят на большие экраны, становятся сериалами, ежегодно собирают многотысячные фестивали поклонников-косплееров, переодевающихся в костюмы и перевоплощающихся в персонажи любимых комиксов.
Японская манга
Про «полистать» комиксы находятся далее на восток. Пересекаем всю Евразию для остановки на острове восходящего солнца. Здесь останавливаем первого попавшегося японца на улице – и скорее всего у него есть своя коллекция любимой манги.
Это комикс преимущественно в формате, едва превышающем А5. То количество информации, которая на одной странице американского комикса или в одном кадре европейского, здесь может занимать десяток страниц. Манга – это комикс ощущения, а не комикс действия. В большом кадре может быть лицо героя или огромный мех, а действие с ними связанные в маленьких быстрых кадрах, а большинство фонов – это заготовленные стандартные лекала. Рисует в основном один автор (ака сценарист, раскадровщик и другое). Иногда с парой ассистентов. В среднем по 3 страницы в день – сумасшедшая производительность по меркам американцев и европейцев.
1 of 2
Сюжет тоже имеет по ощущениям лекало (как и фоны). Важны не события, а эмоциональные пики. Главному герою становится от чего-то хуже, хуже и хуже. Всё это слезливое преодоление придуманных автором трудностей заканчивается последним эмоциональным пиком, когда протагонисту, наконец, становится «хорошо».
Нигде комикс не охватывает такое соотношение населения по своей популярности как манга в Японии. Нигде так не налажен путь начинающего комиксиста (здесь мангаки) от идеи, таланта и энтузиазма до публикации. И, пожалуй, нигде так не сложно действительно стать популярным среди тысяч авторов.
Начинающий мангака со своими идеей и «ваншотом» (30 готовых страниц) идет в издательство Jump (еженедельный толстенный журнал с новинками манги на страницах из тонкой газетной бумаги). Если редактора всё устраивает – начинается та самая гонка со сроками и соревнование с обилием других авторов за популярность в различных голосованиях и конкурсах. Когда популярность достигнута – появляется возможность выпускать различный мерч (плакаты, артбуки, фигурки героев), а затем и сама вершина – выпуск аниме. Всё это в тесной работе с издателем.
1 of 3
Появление первых комиксов
Существует мнение, что первые комиксы можно легко отыскать в наскальных рисунках, погребальных фресках. Дошедшие до нас рисунки пещерных людей, рассказывающие о быте, охоте, временах года, чем-то действительно напоминают комиксы без подписей. Некоторые историки связывают зарождение комикс-культуры с появлением в Европе картинок с подписями религиозного или патриотического содержания. Однако, большинство исследователей утверждают, что история комиксов в современном представлении началась в середине XVIII столетия и была неразрывно связана с жизнью общества, как социальной, так и политической. Вместо прежних иллюстраций, дополнявших тексты на религиозные темы, пришли рисунки сатирического и юмористического характера.
Родоначальники современных комиксов
Предшественниками современных комиксов стали политические карикатуры английского рисовальщика Уильяма Хогарта. Он создавал целую серию рисунков, которых объединяла общая история. Через свои работы («Карьера проститутки», «Модный брак») автор едко высмеивал и клеймил пороки современного общества.
Видное место в истории европейского и мирового комикса по праву принадлежит швейцарскому художнику Родольфо Тепфферу, издавшему книгу комиксов намного раньше американских «первопроходцев» и являющегося первым из теоретиков нового жанра искусства — рисованные истории. О необходимости единства изображения и подписей он пишет: «Рисунки без текста имели бы только смутное значение; текст без рисунков ничего бы не значил». В 1827 г. появились его первые комиксы. Его работа Histoire de Mr. Vieux Bois («История господина Вье-Буа») представляет рисованную юмористическую историю о приключениях одного чудака и его возлюбленной. Первое издание вышло в виде манускрипта из 30 страниц. Тиражное издание комикса появилось в 1839 г. и включало уже 92 страницы. История пополнилась новыми сюжетами. Позже ее перевели на разные языки.
Большую лепту в историю создания комиксов внес поэт-юморист и рисовальщик Вильгельм Буш. Стихотворная серия «Макс и Мориц», рассказывающая историю двух малолетних проказников, принесла автору мировую славу. Блистающие черным юмором истории в рисунках стали мировым бестселлером.
Одним из родоначальников современных комиксов является и американец Р. Ф.Аутколт, ввевший в привычку применение «облачков», как наглядный инструмент, отображающий слова и мысли героев его историй. Впервые реплики в облачке произнес Желтый Малыш — герой одноименного произведения (1896 г.). Раньше слова Малыша размещались на его футболке. Серии Аутколта «Жёлтый Малыш», «Аллея Хогана» и «Бастер Браун» признаны первыми традиционными комиксами.
Отцом газетного комикса заслуженно называют английского карикатуриста Томаса Роулендсона. Его иллюстрации к поэме У. Комба о докторе Синтаксисе печатались на протяжении 1812-1821 г.г. Благодаря ему вошло в моду печатание серии карикатур в журналах и газетах.
В начале все комиксы были черно-белыми, но в 1894 г. «Нью-Йорк Ворлд» впервые разместила цветной комикс, авторства Уолта Макдугала.
Наука в стиле манга
Японские комиксы, их популярность и действенность усвоения визуальной информации настолько привлекли внимание ученых, что в последнее время набирает обороты выпуск серьезной научной литературы и учебников в этом стиле. Благодаря ряду проведенных опытов удалось доказать, что после прочтения курса экономической теории, изложенного в стиле манга, запоминание и освоение сложных экономических понятий происходит на бессознательном уровне
Раскрытие экономических тем в приключенческих историях требует минимальных затрат времени на их прочтение (2-3 часа), но итог поражает. В результате студенты спокойно оперируют терминами и знают принципы действия рыночных механизмов
Благодаря ряду проведенных опытов удалось доказать, что после прочтения курса экономической теории, изложенного в стиле манга, запоминание и освоение сложных экономических понятий происходит на бессознательном уровне. Раскрытие экономических тем в приключенческих историях требует минимальных затрат времени на их прочтение (2-3 часа), но итог поражает. В результате студенты спокойно оперируют терминами и знают принципы действия рыночных механизмов.
Ряд крупных компаний перенимает этот стиль и задействует его при создании инструкций, рабочих документов, каталогов. Например, компания «Тайсей» подготовила инструкцию для рабочих в виде журнала комиксов. В ней подробно разъясняются новые технологии, применяемые при возведении высотных зданий.
Конкурс комиксов о школьных супергероях ЮНИСЕФ
Конкурс комиксов дает вам возможность опубликовать свой собственный глобальный комикс. Для людей в возрасте от 25 и ниже, вы можете представить комикс, содержащий супергероя вашего воображения.
Лучшие места будут выбраны для глобального голосования, которое предлагает вам захватывающую возможность оживить вашего супергероя, если вы выиграете.
Вы будете работать с художником комиксов, чтобы опубликовать свой собственный комикс, который будет показан по всему миру.
Преимущества использования георадара
Глобальный победитель будет работать с художником и продавцом, чтобы воплотить в жизнь его / ее супергероя / героиню и их историю;
Комикс будет запущен в июле 2022 года в Интернете и на Политическом форуме высокого уровня Организации Объединенных Наций, где рассматриваются цели в области образования и мира. Победителю будет предложено принять участие в глобальных активациях запуска, которые могут потребовать путешествия;
каналы средств массовой информации, а также на крупных глобальных мероприятиях, таких как ComicCon, Политический форум высокого уровня Организации Объединенных Наций и Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций по усмотрению ЮНИСЕФ;
С момента открытия этого конкурса в октябре 5, ЮНИСЕФ будет представлять представленные работы и работы финалистов по своему усмотрению.
приемлемость
- Все молодые люди в возрасте до 25, из всех стран, имеют право. Доказательство возраста может потребоваться, чтобы продемонстрировать право;
- Убедитесь, что ваша заявка включает ваше имя супергероя, их сверхспособность, чтобы сделать школы безопасными, одно из их спасительных приключений в школе (простая сюжетная линия с максимальным количеством символов 1600) и приложите каракули / рисунок / набросок того, на что они похожи, через онлайн-форму.
- Допускается только одна заявка на участника;
- Ваша заявка ДОЛЖНА включать прилагаемую графику, чтобы ЮНИСЕФ мог ее рассмотреть.
- Ваша заявка должна быть вашей, и вы должны владеть авторским правом графического изображения, сюжета и концепции;
- Единственный супергерой, представленный во время звонков, будет рассмотрен группой выбора;
- Если вы не достигли возраста 18, вы должны обсудить свой интерес к участию с родителями или опекунами до подачи заявления. В заявлении вас попросят предоставить контактные данные ваших родителей / опекунов. В качестве потенциальных финалистов будут рассматриваться только кандидаты младше 18, чьи родители / опекуны дали согласие.
Применить здесь:
Если у вас возникли трудности с отправкой заявки с помощью формы, вы можете отправить ее напрямую по адресу [email protected]. Только записи, которые относятся ко всем полям формы, будут рассматриваться
в электронном письме и в строке темы должно быть написано «Конкурс комиксов».
Срок подачи заявок: июнь, 2022.
Осаму Тэдзука
Осаму Тэдзука — гениальный мангака, выдающийся аниматор, знаменитый мастер комиксов, способствовавший формированию и развитию манги и аниме.
Семья Осаму относилась к высокообразованному японскому обществу. Тэдзука с детства воспитывался на произведениях отечественной и мировой культуры. Отец Тэдзуки, будучи врачом по профессии, страстно увлекался кино, а мать — знаменитым театром Такарадзука. К унаследованным от родителей увлечениям юный Осаму прибавил страсть к рисованию. Будучи большим фанатом творчества Диснея, после просмотра в 1945 г. мультфильма «Момотаро — божественный моряк» известного режиссера Эдзо Мицуё юноша в очередной раз укрепился в мысли стать аниматором. Правда, осуществить эту идею в послевоенной обедневшей стране было нелегко. В этот период на газетной бумаге начинает выходить осакская манга. Хотя оплата мангак была небольшая, их авторы получали от издателей невиданный простор для творчества.
В 1946 г. состоялся дебют Тэдзука как мангака. Он выпустил мангу «Дневник малышки Ма». Новая манга «Новый Остров сокровищ» (1947) сделала его знаменитостью. Все это стало возможным благодаря графической технике и приемам, которые Тэдзука применил в манге. Параллельно с творчеством, Тэдзука, по настоянию родителей, продолжает обучение в университете и в 1958 году получает диплом врача. После невероятного успеха манги, он начинает писать манги для всех детских журналов Токио: «Император джунглей» (1950-1954), «Могучий Атом» (1952-1958), сёдзё-мангу «Рыцарь с ленточкой» (1953-1956, 1958, 1963-1966) и мангу с «лучистыми глазами», став автором этого стиля в японской мультипликации. В 1961 г. Тэдзука организовал студию «Mushi Productions», где был выпущен первый черно-белый культовый мультипликационный телесериал «Астробой или Могучий Атом» (1963-1966). В 1964 г. гениальный аниматор предлагает миру впервые полнометражный мультипликационный фильм. Им был телесериал «Могучий Атом — космический герой». Через год студия впервые приступила к показу цветного телесериала «Император джунглей»(1965-1966). К концу 1960-х на экраны вышла большая часть сериалов мастера, однако доход от анимационных опытов оказался невелик и в 1970 г. он перестает управлять «Mushi Productions», которая еще через 2 года стала банкротом. В начале 1970-х он занимается мангой. В 1975 г. Тэдзука организовал студию «Tezuka Productions», которая выпускала телесериалы и манги. Рыночным проектом студии стал фильм «Жар-птица 2772: Космозона любви»(1980г.). Это был фильм Сугиямы Таки по сценарию Тэдзука на основе манги «Жар-птица» (1967-1971, 1976-1981). У Тэдзуки был еще ряд аниме-работ, удостоенных наивысших наград на фестивалях анимации, в т.ч. и работа «Легенда леса» (1987), к сожалению, незаконченная.
Смерть Тэдзуки (1989 г.) стала всеобщей трагедией для Японии. В память об этом невероятно талантливом человеке компания «Tezuka Productions» выпустила собрание всех его сочинений; в Такарадзуке (1994) создали музей его памяти; в 1997 г. выпустили марки, посвященные Тудзуке.
Творчество Великого мастера по-прежнему вдохновляет его последователей и призывает идти дальше.
Интересные факты
- Создал почти 500 манга, общая длина которых составила 150 тыс. страниц.
- Имеет множество премий и наград, в том числе: премия Инкпот, Орден Священного сокровища (1989), премия Уинзора Маккея (1990)
- Удостоен почетного места в Зале славы Уилла Айснера (2002).
- Главный герой комикса «Astro Boy» — почетный гражданин г. Сайтама, где находилась студия гениального автора.
Вебтуны в пол-культуре
Вебтуны стали неотъемлемой частью корейкой культуры. Дошло до того, что даже в корейских сериалах их не просто читают и упоминают, но и создают. Например, героиня «Мяу, Таинственный Парень». Главная героиня будучи графическим дизайнером в свободное от работы время рисовала онлайн комикс, который повторял события её реальной жизни. Более яркий пример — уже легендарный «W: Между двух миров», где главная героиня оказалась в мире манхвы, где от сюжета зависела не только ее судьба, но и жизнь ее отца и возлюбленного — главного героя манхвы Кан Чоля. И более эпичный пример «Случайно найденный Ха Ру» — вебтун про комикс, где герои знают, что они персонажи комикса — практически нолановский уровень запутанности. В общем, онлайн комиксы берут новые высоты и прочно оседают в культурном пласте новой эры корейской волны. Остается только наблюдать, что нового преподнесет нам мир вебтунов.
«Мяу, таинственный парень», 2020
«W: Меж двух миров»
Манга по жанрам
Так как в Японии манга приравнивается к жанру изобразительного искусства и литературы одновременно, то и разнообразие подобных произведений поражает воображение. Выходят в самых разных вариантах романтика и ужасы, фантастика и эротика, бизнес и спорт. История, приключения, романтика – всех направлений и жанров не перечислить!
Манга по жанрам, как и в любых других видах искусства, делится на более популярные и те, что пользуются спросом только у конкретной целевой аудитории. К наиболее читаемым относятся истории, где затрагиваются гендерные отношения, боевые искусства, повседневность и романтика.
Кодомо — жанр, созданный специально для малышей. Это детская манга. Что такое кодомо? Каковы его отличительные черты? В первую очередь отличаются эти комиксы простотой сюжета (иногда полностью отсутствует идея и ее развитие). Прорисовка персонажей сильно упрощена и напоминает американский стиль исполнения. Полностью отсутствуют сцены жестокости, а сама манга чаще носит развлекательный характер. Мангаки только приучают детей к восприятию своих творений.
Сёнэн предназначен для юношей от двенадцати до восемнадцати лет. Как рисовать мангу для этой аудитории, знает каждый мангака. Динамизм, скорость развития сюжета, побольше приключений и, конечно, романтики. Темы соперничества в спорте, жизни и любви очень распространены в этом жанре, а девушки прорисовываются преувеличено-красивыми. Это все то, что может заинтересовать мальчика-подростка.
Но наибольшую популярность в Японии имеет манга в жанре сёдзё. Он рассчитан на наиболее читающую целевую аудиторию – молодые девушки в диапазоне от 12 до 18 лет. Особенностью этого жанра является то, что центральным персонажем сюжета выступает девочка или девушка. Затрагиваются вопросы ее самоопределения в окружающем мире, процесс становления героини как личности. Ну и, конечно же, не обходится без романтических приключений.
Здесь же в полной мере проявляется характерная для манги условность изображения, а персонажи очень энергичны, красивы и полны энтузиазма в отношениях с окружающим их миром. Благодаря этому манга для девочек прочно завоевывает сердца подрастающего поколения.
Как родные относятся к комиксам Лины: «Мама и свекровь – фанаты номер один»
Фразы в духе «это не профессия» и «хватит заниматься ерундой» Лина от родных вообще никогда не слышала. Они всегда интересуются ее творчеством, поддерживают. Наверное, именно поэтому работать дома девушке комфортнее всего. Правда, оставшись наедине с собой: «Не могу рисовать, когда-то кто-то смотрит», – признается Ангелина.
В процесс она погружается с головой, полностью абстрагируясь от внешнего мира
«В реальность» художницу возвращают специальным знаком: включают и выключают свет до тех пор, пока Лина не обратит внимание на «шоу». «Его придумала сама после неожиданных маминых прикосновений, от которых чуть не поседела», – рассказывает девушка
Кстати, мама и свекровь – фанаты Лины номер один. Они первыми ставят лайки, делятся новыми комиксами с друзьями. Елена Николаевна в рисованных историях дочери появляется часто. И в основном – в розовом халате.
– Один из комиксов как раз о «любви» мамы к нему, – говорит Ангелина. – Правда, с тех пор, как я его выложила, мама всегда смотрит, нормально ли она получилась. Бывает, просит сделать ее более худой, изменить губы или скулы, потому что ей они не нравятся (улыбается).
– Неужели! – говорит Лина, заметив мужа. Антон – главный герой ее комиксов. Именно он вдохновил девушку снова начать их рисовать. – Мы тогда жили в Бресте. Он случайно увидел мои работы и был очень удивлен.
– Потому что не знал, что Лина рисует, – признается Антон. – И так как в Бресте ей не было чем особо заняться в свободное время, предложил вернуться к комиксам. Мне хотелось, чтобы они стали чем-то большим, чем способом убить время, любимым делом. И я рад, что так оно и вышло.
– Счастливые отношения сыграли в этом не последнюю роль, – отмечает Лина. – Я всегда могу положиться на Антона. Когда родился ребенок, он взял декретный отпуск, чтобы мне помочь. А теперь в свои выходные один занимается сыном, чтобы у меня была возможность нормально поработать.
Но это не значит, что у нас идеальная семья. Как и многие, мы ругаемся, и чаще всего из-за какой-нибудь фигни. Например, тонкими или толстыми ломтиками нужно резать шампиньоны в пиццу. Поэтому учимся не докапываться друг до друга из-за таких мелочей. А вместе уже пять лет.
– Пять? – с удивлением переспрашивает Антон.
– Вот как о нем не рисовать? – с улыбкой говорит Лина.
– Быть главным персонажем комиксов жены мне льстит – всегда был немного нарциссом, – смеется Антон. – В творческий процесс я не вмешиваюсь. Ни разу не было такого, чтобы просил что-то исправить или совсем не рисовать.
– За исключением случая, когда тебе в душе шампунь попал в глаз, – напоминает Лина. – Ты тогда еще кричал: «Только не смей это зарисовывать!» Я, конечно, «послушалась», и теперь этот комикс есть даже в календаре (улыбается). А так да, я чаще прошу Антона глянуть картинки. Потому что глаз замыливается, могу пропустить какую-нибудь деталь. Например, не разрисовать собаке ухо.