Сюрреалистические фильмы и режиссеры [ править ]
Фильмы Парижской сюрреалистической группы править
- Entr’acte : 22-минутный немой французский фильм, написанный Рене Клером и Фрэнсисом Пикабиа и режиссер Клер, выпущенный 4 декабря 1924 года.
- Ракушка и священник : 31-минутный немой фильм, написанный Антонином Арто и режиссер Жермен Дюлак , выпущенный в феврале 1928 года.
- L’Etoile de Mer : 15-минутный немой французский фильм, написанный и снятый Ман Рэем , выпущенный в 1928 году.
- Un Chien Andalou : 21-минутный немой французский фильм, написанный Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем и режиссер Бунюэль, выпущенный в 1929 году .
- Les Mystères du Château de De : 27-минутный немой французский фильм, написанный и снятый Ман Рэем , выпущенный в 1929 году.
- L’Age d’Or : 60-минутный французский звуковой фильм, написанный Дали и Бунюэлем и режиссер Бунюэль, выпущенный в 1930 году .
Более поздние фильмы править
Джозеф Корнелл продюсировал сюрреалистические фильмы в Соединенных Штатах в конце 1930-х годов (например, Роуз Хобарт в 1936 году). Антонен Арто, Филипп Супо и Роберт Деснос написали сценарии для более поздних фильмов. Сальвадор Дали создал сцену сновидений для фильма Альфреда Хичкока « Зачарованные» (1945). Это был один из первых американских фильмов, в котором психоанализ использовался в качестве основного элемента истории. Хичкок хотел запечатлеть яркость снов, как никогда раньше, и чувствовал, что Дали — тот человек, который ему в этом поможет
Учитывая важность последовательности сновидений, режиссер дал художнику полную свободу действий, чтобы вывести на экран новаторское видение того, как сны могут быть представлены.
Майя Дерен сняла множество немых короткометражных фильмов, в том числе знаменитые « Сетки дня», изобилующие сюрреалистическими, сказочными сценами и встречами. [ круговая ссылка ] Значительное влияние на последующее сюрреалистическое кино.
Ян Шванкмайер, член все еще действующей Чешской сюрреалистической группы, продолжает снимать фильмы.
В 1946 году Дали и Уолт Дисней начали работу над фильмом « Судьба» ; окончательно проект был завершен в 2003 году.
Некоторые из фильмов Дэвида Линча , такие как Голова-ластик (1977), Затерянное шоссе (1997), Малхолланд Драйв (2001) и Внутренняя империя (2006), были сочтены сюрреалистическими. Среди других режиссеров, чьи фильмы были сочтены сюрреалистическими: испанский писатель, драматург, режиссер и член группы сюрреалистов Бретона Фернандо Аррабаль (« Я буду ходить, как сумасшедшая лошадь» ); Чилийский писатель и режиссер Алехандро Ходоровски ( Эль Топо , Святая гора ); и директорСтивен Саядян ( доктор Калигари ). Чарли Кауфман — еще один режиссер и писатель, который, как известно, создает сюрреалистические фильмы . Большинство его фильмов считаются скорее экспериментальными, в том числе « Быть Джоном Малковичем» (1999), Synecdoche, New York (2008), Anomalisa (2015) и совсем недавно « Я думаю о том, чтобы все закончить» (2020)
«Лох — победитель воды» (1991)
Интеллигентный инженер Гореликов (Сергей Курехин) держит с другом-афганцем маленький бизнес. Потом приходит рэкет и не получает денег: Гореликова избивают, а друга убивают. Инженер решает отомстить. Голос за кадром читает притчу.
Философско-криминальный триллер по мотивам несуществующего ирландского эпоса, как тебе такое, Илон Маск? Бесы лезут из нашего российского бессознательного. Половину фильма одетый в женское Габриэль Воробьев, сыгравший любовника главаря мафии, загадочно смотрит в кадр потусторонним взглядом. (Кстати, Воробьев играл Сатану в экранизации «Таинственного незнакомца» по Марку Твену.) Впрочем, фильм легко перевести на язык быта и прозы: российскому малому бизнесу никогда не выжить. Остается придумывать эзотерических супергероев, которые отомстят, за себя и за того парня.
«Обнаженная в шляпе» (1991)
В Эстонии коварные порнографы похищают фотографа Костю (Андрей Смоляков), подло заставляя его снимать голых женщин за большие деньги. В поисках Кости его друзья из местного аналога газеты «СПИД-инфо» (Анна Назарьева и Алексей Серебряков) обнаруживают у него дома фотографию обнаженной девушки в шляпе и с родинкой на попе. Поиск засветившейся попы становится началом расследования.
Первая эротическая комедия СССР — зрелище целомудренное настолько, насколько им может быть фильм, где женские трусы мелькают каждую вторую минуту. А детективная линия? А саундтрек с канала «2X2»: Enigma, Сандра, Милен Фармер… Понятное стремление режиссера обнажить Назарьеву уступает удивительному желанию показать Серебрякова in drug. На подиуме! Под песню группы Erasure! Нагота, еще не пострадавшая от инфляции под расчетливыми взглядами камер, вызывает радостное изумление: манекенщицы, культуристки, танцовщицы варьете и даже одна женщина-депутат. Цветник! О, неискушенность первых опытов. О, полудетский восторг. И тонкий шрам на любимой попе.
«Облако-рай» (1990)
Провинциальный паренек Коля (артист Андрей Жигалов с лицом молодого Никулина) с утра шатается по родным улицам, пытаясь завязать с кем-нибудь разговор. Народ безмолвствует. Скучные и вялые насельники города оживают, когда Коля сообщает, что уезжает — далеко и навсегда.
Русский народный сюрреализм, отснятый Николаем Досталем в Петрозаводске, завоевал приз «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех» на первом «Кинотавре». Был и специальный приз жюри в Локарно, и еще что-то в нескольких заграницах, хотя, казалось бы, что они понимают, кроме того, что им иногда Кустурица показывает? Первые кадры — растянутая во времени смерть российской провинции, гибнущей от скуки и нехватки бюджетов. Коля, тем не менее, уезжать не хочет, потому что это наша родина, сынок. Родные люди сами выпирают. Уезжай, Коля, уезжай. И не возвращайся в сентиментальном продолжении «Коля — перекати поле» (2005). Все бедные умерли и вознеслись, остановимся на этом пазолиниевском финале.
Сюрреализм
Сюрреализм возник во Франции в середине ХХ века. Изначально движение не было художественным – основа была положена в литературном искусстве. В 1917 году поэт Г. Аполлинер в своем произведении «Груди Терессии» использовал слово «сюрреалистический». Но классическим основоположником считается А. Бретон, начав издавать журналы «Манифест сюрреализма» и «Сюрреалистическая революция».
Затем движение проникло в театр, живопись, скульптуру, кино. Но большинство людей знает это направление по художественному искусству.
Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
Во Франции сюрреализм начал зарождаться в 10-20-х. годах. Первая выставка сюрреалистов прошла в Париже в 1925 году.
Враг (2013) (Enemy)
Детектив, Зарубежный фильм, Триллер
tagHD 720, tagАвангард и Сюрреализм, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Жозе Сарамаго
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Сара Гадон
Чтобы хоть как-то развеять свою депрессию, разведенный учитель истории Тертулиано Максимо Афонсо берет в прокате видеокассету с комедией «Упорный охотник подстрелит дичь». Фильм никак не впечатляет Тертулиано, и он ложится спать. Ночью его будят звуки из гостиной — оказывается, он забыл выключить пленку и видеомагнитофон заново проигрывает фильм. И тут Тертулиано обнаруживает, что исполнитель одной из эпизодических ролей выглядит в точности так, как он сам пять лет назад. Герой решает во что бы то ни стало найти своего двойника. Поиски оборачиваются настоящим наваждением, путешествием в самое сердце метафизической тьмы.
«Господин оформитель» (1987)
В 1908 году модный художник (Виктор Авилов) делает для дорогого магазина манекен небывалой красоты с умирающего чахоточного ангела (Анна Демьяненко). В 1914-м художник забыт, колется морфием и нехотя принимает предложение богатого дельца оформить его дом. В доме он встречает жену нанимателя — ту самую модель для своего шедевра. Только она его не узнает и откликается на другое имя.
Не время создало фильм, а место: питерские дворцы и трущобы, кладбища и мосты. И в кадре не время — безвременье, зашифрованный символами и архетипами, отравленный, изломанный декаданс, порождение чьих-то фантасмагорий
Осторожно, модерн, предупреждает дебютант Олег Тепцов. Он словно знает, что всё кончится плохо, мертвые схватят живых, художник проиграет творению, кина не будет, у кинщика не заладится, и он снимет, помимо «Господина оформителя», только второй свой шедевр, который никто не видел
Сжигаемый каким-то внутренним инферно Авилов уже несет в себе туберкулез, который его и убьет. Курехин сыграет темные гимны и устроит свою последнюю мистификацию в 1996 году. Дева света Анна Демьяненко исчезнет в тонком пространстве. Останется фильм и эхо шагов Командора.
Сюрреализм в живописи
Польский художник и фотограф Здзислав Бексиньский (Zdzisław Beksiński)
В искусстве автор-сюрреалист описывает свои собственные мысли без какой-либо остановки или структуры, это называется автоматическим письмом. Сопоставление форм в сюрреалистической картине обычно показывает образы, которые соединяют «трудно уместные вместе» предметы.
Однако, даже если они и могут быть «трудно уместные вместе», сюрреалист пытается установить связь между предметами сюрреализма, используя своё бессознательное и создавая эти ассоциации с этими сопоставлениями.
Ключевой характеристикой сюрреализма является то, что художник полагается на своё бессознательное. А реальность и сознание объединяются с этим состоянием сознания, когда бессознательное находит способ выразить реальность и передать её на полотна, которые эти художники создают.
Художники-сюрреалисты:
- Сальвадор Дали;
- Жоан Миро;
- Леонора Каррингтон;
- Ив Танги́ (Рэмон Жорж Ив Танги);
- Рене Магритт.
Насекомые (2018) (Hmyz)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Комедия
tagHD 1080, tagHD 720, tagАвангард и Сюрреализм, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Йозеф Чапек, Карел Чапек
Режиссер: Ян Шванкмайер
В ролях: Иржи Лабус, Ян Бударж, Камила Магалова
Группа актёров решает поставить в театре театральную пьесу братьев Чапеков под названием «Из жизни насекомых». Каждый из актёров получает определённую роль. Все они профессионалы своего дела, и каждый из них по максимуму выкладывается на репетициях. Они вживаются в роли, чтобы проявить себя, и через какое-то время с каждым из актёров начинают происходить удивительные вещи. Постепенно актёры в буквальном смысле превращаются в персонажей пьесы. В какой-то момент всё происходящее начинает превращаться в сюрреалистическое действо. Люди начинают вести себя, как насекомые. Обычная постановка в итоге превращается в абсурдную историю, которая рассказывает другую историю и в то же время собственную.
Рев (1981/2015)
American Filmworks / Album / Alamy
Натуралист Хэнк уже несколько лет живет вдали от родного дома в Африке в изолированном поместье с десятками диких кошек разных видов. Однажды его жена и дети решили наведаться к нему в гости. Из-за путаницы со временем прибытия рейса семья Хэнка решила самостоятельно приехать в поместье, но, как назло, в это же время Хэнк покинул дом, чтобы встретить их на аэродроме…
Перевыпущенный в США компанией Drafthouse Films в 2015 году культовый фильм «Roar» во многом основан на репутации исходника как «самого опасного фильма из когда-либо снятых», поскольку во время производства этой приключенческой комедии было ранено около 50 актеров и членов съемочной группы.
«Нога» (1991)
Московский мальчик Мартын (Иван Охлобыстин) служит вместе с другом в Таджикистане. Оттуда их перебрасывают в Афганистан. Там Мартын в хронологическом порядке теряет друга, душу и ногу.
Главный российский фильм об афганской войне и единственная работа режиссера-самоубийцы Никиты Тягунова. Охлобыстин играет три роли: чистое сердце, располовиненного человека и «демона соцреализма». Солдаты-инвалиды в госпитале — настоящие. Описать происходящее сложно. Невыносимость исходит вальсами гениального композитора-затворника Олега Каравайчука. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга.
И убивали.
Теория
В своей книге 2006 года Сюрреализм и киноМайкл Ричардсон утверждает, что сюрреалист Работы нельзя определить по стилю или форме, а скорее как результат практики сюрреализма. Ричардсон пишет: «В рамках популярных концепций сюрреализм неправильно понимается по-разному, некоторые из которых противоречат другим, но все эти недоразумения основаны на том факте, что они стремятся свести сюрреализм к стилю или вещи в себе, а не к подготовке. рассматривать это как деятельность с расширяющимися горизонтами. Многие критики не могут распознать отличительные качества, составляющие сюрреалистическое отношение. Они ищут что-то — тему, определенный тип образов, определенные концепции — они могут идентифицировать себя как «сюрреалистический», чтобы предоставить критерий суждения, с помощью которого можно оценить фильм или произведение искусства. Проблема в том, что это противоречит самой сути сюрреализма, который отказывается быть здесь, но всегда находится где-то в другом месте. Это не вещь, а отношение между вещами и поэтому необходимо рассматривать как единое целое. Сюрреалистов не интересует создание какого-то волшебного мира, который можно определить как «сюрреалистический». Их интерес почти исключительно к исследованию соединений, точек соприкосновения между различными сферами существования. Сюрреализм всегда связан с вылетом, а не прибытием «. Ричардсон определяет сюрреализм не как фиксированную эстетику, а как «подвижную точку магнетизма, вокруг которой вращается коллективная деятельность сюрреалистов».
Сюрреализм опирается на иррациональные образы и подсознание разум. Однако сюрреалистов не следует ошибочно считать причудливыми или неспособными к логическому мышлению; скорее, большинство сюрреалистов позиционируют себя как революционеры.
Сюрреализм в литературе
Отличительные черты сюрреализма, которые используются писателями в литературе этого стиля:
- автоматическое письмо — записывается всё, что приходит в голову автору, не останавливая, не структурируя свои мысли; писатель «плывёт по течению» своих мыслей без фильтра, позволяя всем появляющимся идеям появляться на бумаге;
- сопоставление образов — ставить бок о бок, казалось бы, несовместимые вещи, которые обычно люди не ассоциируют друг с другом, таким образом заставляя читателей увидеть вещи в новом свете; например, сравнение двери со змеёй или чаши с деревом;
- иррациональность — авторы-сюрреалисты стремились исследовать всё царство опыта, который существует вне рационального разума;
- бессознательное — сюрреалисты были очень заинтересованы в бессознательном, потому что: а) бессознательное является источником иррационального, и б) бессознательное также является источником творчества;
- ассоциация — странные связи, устанавливающиеся между очень разными мыслями, идеями или образами (автоматическое письмо зависит от ассоциации, как литературной техники);
- сновидения и фантазии — это часто средства, с помощью которых наше бессознательное и наши иррациональные побуждения находят своё выражение; и зачастую у читателя создаётся впечатление, будто он входит в мир снов;
- революция — сюрреализм начался сразу после Первой мировой войны (и это движение возникло частично, как ответ на войну), а писатели-сюрреалисты были революционными писателями, которые пытались изменить общество и стремились ввести новые способы мышления, более продуктивные, чем разрушительные;
- дадаизм (или дада) — предшественник сюрреализма; дадаизм также был вовлечён в иррациональное, также хотел уничтожить старые культурные формы и создать новые, также игнорировал традиционные художественные соглашения (он даже любил их разрушать). Дада послужила источником вдохновения для писателей-сюрреалистов, живущих в Париже; но эти движения различаются: а) у дадаистского движения не было «лидера» как у сюрреалистического (его возглавлял основоположник сюрреализма Андре Бретон); б) сюрреализм базировался в Париже и был очень тесно связан с городом, тогда как дадаистские художники и писатели были разбросаны по всей Европе.
Сон третий: Доктор Мабузе — главный Антибиотик немецкого кино
В период тотального экономического ада преступность становится очень романтичной деятельностью. Не нужно далеко ходить за примерами — девяностые в России подарили нам множество обаятельных ублюдков. Они отлично понимают, что страна в огне и спасать ее уже нет никакого смысла. В период краха самые умные люди перестают послушно следовать законам и превращаются в хитроумных бандитов.
Мабузе — гений, психолог, шулер и убийца. Национальный герой Германии той эпохи!
В эпоху Веймара в германском кино появляется именно такой персонаж — совершенный негодяй без признаков совести. Он выискивает способы обогатиться и не останавливается ни перед чем. По его следу идет полиция, но она всегда остается с носом, ведь новый герой Германии — интеллектуальный эгоист. Его зовут доктор Мабузе, и он лучше Фантомаса и Мориарти.
Мабузе создан все тем же Фрицем Лангом. Когда ситуация в стране накалилась до предела, он отошел от философствований и придумал создать по-настоящему народный фильм. На роль национального героя очень удачно подходил преступник.
Преступность в Германии начала двадцатых — это отдельная, мрачная история. После череды восстаний экономика страны окончательно схлопывается. Германская марка дешевеет час от часу — люди не успевают донести деньги до магазина и купить что-то полезное. В это время появляются по своему гениальные экономические схемы, которые ушлые преступники проворачивают прямо на улицах. Люди относятся к незаконной деятельности с почтением — в отличие от власти, бандиты не скрывают своих намерений.
Есть какая-то извращенная ирония в том, что великий Ланг считал именно Мабузе своим главным творением. Автор «Метрополиса» и «Усталой Смерти» так полюбил своего антигероя, что продолжал его историю до самой кончины. Сам режиссер объяснял это тем, что в Мабузе отлично получалось передавать дух эпохи. Пока Германия отходила от войны и хоронила погибших, ей нужны были умные и романтические истории в духе романов Достоевского — чтобы было над чем подумать и поплакать. Но спустя несколько лет появилась необходимость выживать, тянуть жилы и зарабатывать деньги. Законность особого значения не имела.
Германские дети играют с деньгами. Купить на них все равно ничего нельзя
Доктор Мабузе стал аватаром эпохи. Его злобная шайка воровала акции, учиняла разбой и убийства. Все операции доктора проходили как по маслу — ведь он продумывал свои планы вплоть до мелочей, руководствуясь научным методом. И, конечно же, он был на самом острие технологий — практиковал гипноз (моднейшая в начале века методика) и использовал на своих врагах различные газы. Узнать его было невозможно, ведь преступник еще и был мастером перевоплощения. Одним словом, Мабузе был абсолютно неуловим и гениален.
В наши дни Мабузе уже завладел бы страной и стал серым кардиналом мирового криминала, но то были иные времена. Богатства могли в одну секунду испариться с очередным инфляционным скачком, да и не бывает планов, которые никогда не дают осечек. Героическому инспектору все-таки удалось победить Мабузе и загнать его в угол. Гений преступного мира осознал свое поражение и моментально сошел с ума — как и положено герою своего больного времени.
И вот же точный оммаж другой кризисной эпохи, спустя 79 лет, точно также как и у Ланга, милиция будет штурмовать дом российской пародии на Мабузе — Антибиотика из сериала “Бандитский Петербург”.
Фильмы из серии «Это что за бред?»
Восприятие любого творчества строится по принципу: нравится или не нравится, принимаешь подобную интерпретацию реальности творческой личностью или нет.
Например, есть фильмы, в которых реальность или вымысел преподносятся в удобоваримом, подходящем большинству зрителей виде; они нередко становятся популярными, или, по крайней мере, подобные кинокартины расходятся широкими тиражами, многие о них знают или как минимум слышали. Но есть и странное кино, где гротеск, сатира и странности переплетены в плотный клубок, который и создает полотно.
Порой неприглядное, порой необычное, но всегда странное. Как раз 19 таких неординарных фильмов мы и собрали в сегодняшней нашей подборке. Если вам больше 18-ти лет и вы пресытились обычными фильмами, а также у вас хорошо работает критическое мышление и порядок с юмором, возможно, вы даже сможете получить удовольствие от этих «киношедевров». Итак, вот список по-настоящему странныхи бредовых фильмов.
В состоянии колоссальной бедности они создали новый жанр кино — немецкий киноэкспрессионизм: эдакий беспокойный сон германского народа о приближающейся смерти.
Тяжелая пора в объективе Вальтера Баллхауза
Государства на время не стало, а привыкшее к императорское руке общество существовать в беспорядке не умело. О катастрофе послевоенной Германии очень хорошо рассказал в романе «Черный обелиск» уже порядком поднадоевший Эрих Мария Ремарк. Миллионы людей разом оказались в нервозной атмосфере разрушенного мира. Больное немецкое общество походило на сиуцидальную психбольницу, полную голодных и безумных постояльцев. Одни жаждали мести, другие — просто хотели однажды заснуть и никогда больше не просыпаться, не видеть творящегося вокруг кошмара.
Это довольно цинично, но германское искусство должно быть благодарным послевоенному аду. Не было бы его — не случилось бы настоящей революции. Художники вообще склонны к экспериментам на голодный желудок. Как будто транслируя все беды немцев, в особо трудные для страны годы появляется так называемый «киноэкспрессионизм». Просто из ничего, без подготовки и почти без денег. Его звезды — Фриц Ланг, Фридрих Мурнау, Роберт Вине — снимали кино для Германии, которая больше не хочет жить. Киноэкспрессионизм предложил зрителю совершенно разные фильмы о безысходности: от безумных лент о тщете сущего до закрученных детективов в духе «Бандитского Петербурга».
«Катала» (1989)
Бывший катала Грек (Валерий Гаркалин с голосом Алексея Жаркова) работает на игрока Шоту (Сергей Газаров) и тоскует по его женщине Анне (Елена Сафонова). Однажды Шота проигрывается князю подземного мира (Нодар Мгалоблишвили в очередной дьявольской роли). За ним приходят и убивают, но его денег не находят. Плохие парни подозревают, что деньги у Анны. Та утверждает, что у нее ничего нет. Грек пытается ее спасти.
Нуар на российской почве не растет, не наш это жанр. Одно дело, когда мафия бессмертна, другое дело, что ты проигрываешь просто потому, что планида у тебя такая. В планиду наш кинематограф не верил, привыкли за советские времена, что каждый сам кузнец своего счастья или несчастья. А Сергей Бодров-старший поверил и снял самый настоящий нуар: деньги, страсти, красивая женщина и судьба-индейка. Получилось редкое по мрачности кино даже по мерке «чернушных» времен. Как поет шансонье Хуснутдинов: