Мигель де Сервантес
Этот писатель, поэт и драматург родился в Мадриде, Испания, в 1547 году. Хотя он рано начал писать, у него были военные обязательства, которые заставили его сосредоточиться на поле боя.
Он сражался в битве при Лепанто в 1571 году, был пленником турецкой армии в 1575 году и освобожден пятью годами позже. Именно тогда он вернулся в Испанию и посвятил себя написанию романов.
Между 1605 и 1615 годами он опубликовал «Гениальный джентльмен Дон Кихот из Ла-Манчи», Его шедевр и величайший представитель литературы барокко.
Литературное поле барокко характеризовалось тем, что являлось ареной споров между реализмом и идеализмом, и в «Дон Кихоте» очевидна постоянная оппозиция этих концепций.
Арканджело Корелли
Арканджело Корелли, которого современники прозвали Il Divino (Божественный), родился 17 февраля 1653 года в Фузиньяно, близ Болоньи. Он был не только композитором, но и известным скрипачом. Известность к этому итальянскому музыканту пришла в Париже в 1672 году. Хотя мы мало знаем о его юности, известно, что искусству игры на скрипке он учился у Джованни Баттисты Бассани, а композиции — у Маттео Симонелли.
Из Франции Корелли отправился в Германию, где с 1681 года работал при дворе курфюрста Баварии. Через несколько лет он вернулся в Италию. С 1685 по 1689 год Корелли жил в Риме под покровительством изгнанной шведской королевы Кристины и кардинала Пьетро Оттобони, племянника будущего папы римского Александра VIII, избранного на престол в 1689 году. С 1689 по 1690 год Корелли пребывал в Модене, где пользовался покровительством герцога Моденского. Остаток жизни композитор провел в Италии. В 1708 году он отправился в Рим, а затем в Неаполь.
Корелли занимался не только композицией. Он дирижировал исполнением опер, ораторий и других масштабных произведений. В Италии под его руководством исполняли произведения Генделя. Оратория Генделя «Триумф Времени и Разочарования» была впервые исполнена в Риме в 1708 году.
Стиль исполнения Корелли сыграл важнейшую роль в развитии скрипичного искусства. Говорят, что пути всех знаменитых композиторов-скрипачей XVIII века ведут к Арканджело Корелли. Но Корелли использовал малую часть возможностей своего инструмента. Это очевидно по его рукописям: скрипичные партии у него очень редко поднимаются выше ре на первой струне, иногда достигая ми в четвертой позиции. Однажды Корелли отказался играть в увертюре Генделя «Триумф Времени и Разочарования» пассаж, достигавший ля, и глубоко оскорбился, когда композитор, который был моложе его на 32 года, с блеском сыграл эту ноту. Тем не менее, Корелли повлиял не только на итальянских композиторов. Его сочинения изучал Иоганн Себастьян Бах — в 1689 году он написал фугу для органа (BWV 579) на основе опуса 3 Корелли.
Многим обязано Корелли и музыкальное общество Рима. Корелли был вхож в самые высокие аристократические круги. Долгое время он устраивал знаменитые понедельничные концерты во дворце кардинала Оттобони. Будучи скрипачом-виртуозом, Корелли внес огромный вклад в развитие современной техники использования смычка и одним из первых использовал эффект двойных нот. Его сочинения поражают удивительной мелодичностью и искусностью аккомпанемента. Справедливо говорят, что он освободил музыку от строгих правил контрапункта.
Корелли умер 8 января 1713 года, оставив после себя значительное состояние и прекрасную коллекцию произведений искусства. Он похоронен в римском Пантеоне.
Корелли: скрипач-виртуоз, мастер «двойных нот»
Корелли был скрипачом-виртуозом. Его считают создателем приема «двойных нот» — когда две ноты играются одновременно. Именно ему мы обязаны разработкой современной техники использования смычка. Применяя этот прием, скрипач пальцами зажимает две отдельные струны и играет на них смычком одновременно, не переходя от струны к струне.
Корелли сыграл важнейшую роль в развитии современной скрипичной техники
В книге Сесила Форсайта «Оркестровка» (Macmillan, 1914, репринт Dover, 1982) изобретение двойных нот приписывается итальянскому композитору, дирижеру и скрипачу эпохи барокко Карло Фарине. Его «Экстравагантное каприччио» (1627) было опубликовано в Дрездене, когда Фарина был скрипачом при саксонском дворе.
На сайте для скрипачей новичков предупреждают о том, что исполнять двойные ноты гораздо сложнее, чем обычные, поскольку нужно точно располагать два пальца на двух струнах одновременно. «Иногда приходится переходить в более высокую позицию, чтобы можно было физически расположить пальцы в нужных местах. Двойными нотами называют также одновременную игру на трех или всех четырех нотах, хотя было бы правильнее назвать такие приемы тройными или четверными».
Скрипач и писатель Клейтон Хэслоп (violinmastery.com) указывает, что исполнение двойных нот требует терпения и дисциплины, «даже готовности терпеть определенный дискомфорт, напоминающий артритные боли». Но наградой исполнителю будет «великолепное и почти уникальное для мира музыки звучание».
«Главная проблема — полностью контролировать руки и слух, — пишет Хэслоп. — Тогда двойные ноты будут красивыми и простыми для исполнителя. И все же это довольно сложный прием — вот почему педагоги пишут массу этюдов для отработки этой техники. Дам вам пару небольших советов. И первый: не следует сильно зажимать струны пальцами; играйте с минимально возможным давлением. Я даже не прижимаю струны к грифу, если не нужно играть фортиссимо».
Музыка барокко
Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма. Представители —Вивальди, Бах, Гендель. Ведущее положение у жанров кантаты, оратории, оперы. Характерно противопоставление хора исолистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм и причудливости украшений, тяготение к синтезуискусства при одновременной тенденции к обособлению му зыки от слова (возникновение инструментальных жанров).
Eggheado — это сообщество людей, расширяющий свой кругозор ежедневно.
Присоединяйтесь к Eggheadoи получайте познавательную статью к завтраку.
Эпоха барокко
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур
В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу
Музыка
Период 1630-1750 гг. называют «музыкой барокко». Термин, указывающий на конкретный жанр музыкального искусства, стали применять только в начале XX века. Барочный стиль отличает грандиозность, патетическая приподнятость, театральность, синтез искусств.
Ведущие жанры −опера, оратория, кантата.
Музыкальные инструменты: клавишные (орган, клавесин), струнные смычковые (скрипка, виола, контрабас, виолончель), струнные щипковые (лютня, мандолина, барочная гитара) медные и деревянные духовые, ударные (литавры). Основными направлениями творчества остаются духовная и светская музыка.
Грегорио Аллегри
Композитор Грегорио Аллегри (Gregorio Allegri, 1582 -1652) был священником, пел в хоре Сикстинской Капеллы (Cappella Sistina) в Ватикане. В 1630 году Аллегри первым написал музыку к тексту знаменитой «Мизерере» (Miserere). Папские певчие долгое время держали ноты в секрете. По легенде через сто лет (в 1770 году) 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart) по памяти записал услышанную мелодию и раскрыл секрет церковников.
В настоящее время Псалом 50 (покаянный) постоянно исполняют в богослужениях католической церкви. Незабываемую барочную музыку можно услышать в видео
https://www.youtube.com/watch?v=36Y_ztEW1NEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Allegri – Miserere mei, Deus (https://www.youtube.com/watch?v=36Y_ztEW1NE)
Сальватор Роза
Художник, поэт, гравёр, музыкант Сальватор Роза (Salvator Rosa, 1615-1673) был противоречивой знаменитостью Италии. Картина «Титий» (1639) принесла славу живописцу на римской выставке конгрегации «Виртуозы Пантеона».
Но за скандальное полотно «Фортуна» (1658 − 1659) инквизиция пыталась привлечь художника к суду. Разносторонне одарённый человек был отличным музыкантом: играл на арфе, лютне, флейте, гитаре.
Сальватор Роза написал несколько серенад − донцелл, которые пользовались огромной популярностью в Неаполе (Napoli). Вечерние песни трубадуров горожане каждый день распевали под окнами возлюбленных. Незаурядный представитель эпохи итальянского барокко вызвал большой интерес у композиторов XIX века. Ференц Лист написал фортепианную пьесу, которую назвал «Канцонетте Сальваторе Розы» (1849). Бразильский дирижёр и композитор Гомис Антониу Карлус посвятил художнику и музыканту оперу «Сальваторе Розе» (1874).
Барокко в архитектуре
Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.
Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене
Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.
Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.
Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.
Стиль «Петровское Барокко»
Иоганн Себастьян Бах
В наши дни Иоганн Себастьян Бах считается одним из величайших композиторов эпохи позднего барокко. Для современников же он был всего лишь органистом, слава которого в области композиции заметно уступала славе его сыновей. Но в конце XVIII века его творчество было открыто заново, и сегодня мы причисляем его к числу самых значимых композиторов первой половины века.
Бах родился 31 марта 1685 года в немецком городе Айзенахе в семье капельмейстера Иоганна Амброзиуса Баха и Марии Елизаветы Леммерхирт. В 1684 году умерла его мать, а в следующем году — и отец, который начал учить сына игре на скрипке и клавесине. Юный Бах переехал к старшему брату, Иоганну Кристофу, который к этому времени уже был органистом церкви Святого Михаила в Ордруфе. Брат научил Иоганна Себастьяна играть на органе. В возрасте четырнадцати лет Бах получил стипендию в весьма престижной школе Святого Михаила в Люнеберге и проучился там два года. Помимо музыки, Бах изучал языки и другие предметы. В школе он познакомился с сыновьями известных семейств северной Германии.
Какое-то время Бах работал придворным музыкантом капеллы герцога Веймарского Иоганна Эрнста, а в августе 1703 года стал органистом церкви Святого Бонифация в Арнштадте. Именно здесь Бах начал сочинять музыку, хотя пребывание в Арнштадте не было безоблачным. Он без разрешения уехал за 250 миль в Любек, чтобы посетить органиста Дитриха Букстехуде, а в августе 1705 года едва не устроил дуэль со студентом. В 1707 году Бах решил покинуть довольно комфортное место и занять должность органиста церкви Святого Власия в Мюльхаузене. В Мюльхаузене же Бах женился на своей кузине Марии Барбаре Бах. У них было семеро детей. Двое — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп — стали композиторами, и слава их в то время превзошла славу отца.
Мюльхаузен. Бах жил в этом городе и работал органистом в церкви Святого Власия
Хотя в Мюльхаузене Бах руководил постройкой нового органа, в этом городе он провел всего год. В 1708 году он стал органистом и капельмейстером при дворе герцога Веймарского. Карьера Баха в Веймаре складывалась вполне успешно. Он сочинял музыку для клавесина, органа и оркестра. Но со временем Бах вышел из фавора и в 1717 году уволился, перед этим проведя месяц в тюрьме.
Из Веймара Бах переехал в Кетен, где получил должность капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. В Кетене Бах провел шесть лет. Князь Леопольд был кальвинистом, поэтому большая часть сочинений Баха того времени носила светский характер. В 1721 году он написал знаменитые «Бранденбургские концерты».
В 1720 году в Кетене умерла первая жена Баха. В 1721 году он женился повторно. Анна Магдалена Вильке родила ему тринадцать детей, причем трое из них стали известными музыкантами.
После смерти князя Леопольда Бах в 1723 году переехал в Лейпциг, где стал кантором школы Святого Фомы. В Лейпциге Бах написал большую часть своих кантат. В 1724 году состоялась премьера его «Страстей по Иоанну», а в 1729 году — «Страстей по Матфею». В марте 1729 года Бах стал директором Музыкальной коллегии. Этот ансамбль, созданный в 1701 году, специализировался на исполнении светской музыки. В 1733 году Бах написал Kyrie и Gloria. Позже эти произведения стали частями мессы си минор, работу над которой композитор завершил лишь в следующем десятилетии. Рукопись он преподнес курфюрсту Саксонии и королю Польши Августу III, когда пытался стать придворным композитором, что ему и удалось.
Лейпциг, где Бах начал свою музыкальную карьеру
В 1746 году зрение Баха резко ухудшилось. В следующем году он побывал в Потсдаме, где его сын Карл Филипп Эммануэль работал при дворе Фридриха Великого. В Потсдаме Бах играл для короля. Одна из импровизаций, исполненная в то время, позже стала «Музыкальным приношением». Вернувшись в Лейпциг, Бах продолжил работу над своим последним шедевром, циклом «Искусство фуги», который так и остался незавершенным. Бах умер 28 июля 1750 года после неудачной операции на глазах, проведенной известным британским хирургом Джоном Тейлором.
Мода
В отличие от универсального искусства, Италия эпохи барокко не была законодательницей европейской моды. Человек, подчинённый тяготам земной жизни, перестал быть центром мира.
Модной становится скромность, бледность кожи, украшенная лентами и шнурами одежда. Мужчины носили панталоны с завязками под коленями, короткие куртки с широкими рукавами. Женщины одевали корсеты и неширокие юбки. Яркими остаются итальянские шерстяные и шёлковые ткани. В XVII веке начинается рост производства атласа, бархата, муара. Увеличивается спрос на венецианские кружева, появившиеся в Италии ещё в XV столетии.
Художники декоративно-прикладного искусства Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527) разработали неповторимые узоры и орнаменты для создания кружев, которые превращаются в надёжную валюту и подчёркивают статус в обществе.
Венецианские кружева заказывают для коронованных особ и придворных Англии и Франции. В XVI веке в Италии рождается знаменитое кружево «Ретичелла» (reticello), ставшее позже разновидностью техники Ришелье.
Изменения в обществе наметились в первой половине XVII века. К 60-ым годам все итальянцы стали одеваться по французской моде. Идеальным образом мужчины становится нежный, пахнущий духами синьор в напудренном парике. Женщина с вычурной причёской носит корсет и туфли на каблуках. Отличительная особенность костюма − контрастные цветовые сочетания, вышивки, кружева. До XIX века итальянцы носили парики, уложенные по версальской моде.
Человек эпохи барокко
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
История [ править ]
Сэр Кристофер Рен руководил зарождением манеры английского барокко, которая отличалась от континентальных моделей ясностью дизайна и тонким вкусом к классицизму . После Великого лондонского пожара Рен перестроил 53 церкви, в которых эстетика барокко проявляется прежде всего в динамической структуре и множестве меняющихся взглядов. Его самой амбициозной работой был собор Святого Павла (1675–1711), который можно сравнить с самыми лучезарными купольными церквями Италии и Франции. В этом величественно пропорциональном здании палладианские традиции Иниго Джонса сочетаются с современной континентальной чувствительностью в мастерском равновесии. Менее влиятельными были прямые попытки привитьБернинийское видение британской церковной архитектуры (например, Томаса Арчера в Сент-Джонс, Смит-сквер , 1728) и современное настроение вскоре сместились в сторону урезанной ортодоксальности британского палладианизма, популяризированного влиятельным Витрувием Британикусом Колена Кэмпбелла . Эстетика барокко , чье влияние было столь сильным во Франции середины 17 века , мало повлияла на Англию во время протектората и первых лет Реставрации . необходима цитата
Колен Кэмпбелл, писавший в 1715 году, заявил, что итальянцы потеряли всякий вкус к архитектуре в погоне за капризными новинками. Борромини был самым низменным из всех: «Он стремился развратить человечество своими причудливыми и химерическими красотами, в которых части не имеют пропорций, твердые тела без их истинного подшипника, груды материалов без прочности, чрезмерные украшения без изящества и целое без симметрии. «
Ситон Delaval Hall на сэра Джона Ванбраф , 1718.
Хотя Рен также был активным сторонником светской архитектуры, первый по-настоящему барочный загородный дом в Англии был построен по проекту Уильяма Талмана в Чатсуорте , начиная с 1687 года. Кульминацией архитектурных форм барокко стали сэр Джон Ванбру и Николас Хоксмур . Каждый из них был способен к полностью развитому архитектурному заявлению, но, как известно, они работали в тандеме, особенно в замке Ховард (1699 г.) и дворце Бленхейм (1705 г.). Appuldurcombe дом , остров Уайт , в настоящее время в руинах, но сохраняется на английском языке наследия , также должен быть упомянут.
Замок Ховард — это яркое собрание беспокойных масс, в котором преобладает цилиндрическая куполообразная башня. Бленхейм — более прочное сооружение, где главным украшением становится массивный камень арочных ворот и огромный массивный портик. Последней работой Ванбру был Зал Ситон Делаваль (1718 г.), сравнительно скромный особняк, но уникальный по структурной смелости своего стиля. Именно в Ситон-Делавале искусный драматург Ванбру достиг пика реставрационной драмы, еще раз подчеркнув параллель между архитектурой барокко и современным театром. Несмотря на его усилия, барокко никогда не приходилось по-настоящему английскому вкусу, и задолго до его смерти в 1724 году стиль утратил свою актуальность в Британии. [ необходима цитата ]
В начале 18 века этот стиль ассоциировался с торизмом , континентом и папством доминирующей аристократией вигов . В Wentworth Вудхаус , Томас Уотсон-Вентворт и его сын Томас Уотсон-Вентворт, первый маркиз Рокингем заменил дом Якова с существенным барокко один в 1720, только чтобы найти малый виги впечатлил. В результате было добавлено большое палладианское здание, оставив старое нетронутым.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме архитектуры английского барокко . |
vтеАрхитектура барокко по регионам |
---|
|
vтеАрхитектура Англии | ||
---|---|---|
Стили |
|
|
Здания и сооружения |
|
|
Другой |
|
|
Категория |
Литература
Стихотворное творчество первым воспринимает идеи новой эпохи. Поэты считают реальный мир иллюзией. Произведения наполнены метафорами, символами, аллегориями. Исследователи литературы выделяют две стилевые линии в творчестве итальянских писателей конца XVI − начала XVIII веков: • Аристократическое, элитарное барокко. • «Низовое» демократическое направление с низменными сюжетами и пародиями.
Джамбаттиста Марино
Родоначальником барочной поэзии был Джамбаттиста Марино (Giambattista Marino, 1569-1625). Поэт находился под покровительством кардинала Пьетро Альдобрандини (Pietro Aldobrandini) и герцога Савойи Карла Эммануила Великого (Carolus Emmanuel Magnus).
Сборники стихов «Лира» (La Lira, 1608 − 1614), «Эпиталамы» (Epitalami, 1616) являются образцом придворной поэзии. Лирические сонеты написаны в привычных формах Ренессанса, но наполнены новым содержанием. Характерный приём − использование метафор, словесная игра сочетаний с противоположным значением («учёный невежда», «богатый нищий»), пасторальные мифологические сюжеты.
Поэт отходит от ренессансного понятия универсальной гармонии и утверждает: миром правит дисгармония. Автор произведения «Слово о музыке» представляет Бога дирижёром хоровой капеллы, распределившим роли между людьми и животными, белыми и чёрными клавишами. Люцифер был первым музыкантом, поддавшимся «диссонансу ада» и сбившимся с нот.
Разгневанный маэстро бросил партитуру на землю, которая стала домом для людей. Творчество придворного поэта легло в основу маринизма − литературного направления эпохи барокко в Италии.
Эмануэле Тезауро
Теорию литературы нового стиля сформулировал итальянский историк, писатель Эмануэле Тезауро (Emanuele Tesauro) в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (Il cannochiale aristotelico), опубликованном в 1654 году. Автор назвал произведение главной своей работой, над которой трудился 40 лет.
Теоретик искусства утверждал: литература живёт по своим законам, не связанным с логикой и рациональным мышлением. Новое искусство «быстрого разума» напоминает фокусника, умело использующего Метафору − «Мать поэзии и Остроумия». «Подзорная труба…» следит за всеми удивительными и неожиданными открытиями. Философ восторгается победой человеческой мысли, проникшей с помощью телескопа в загадки Вселенной. Определив критерии прекрасного и отвратительного, Эммануэле Тезауро сформулировал понятие идеала в искусстве своего времени.
Георг Фридрих Гендель
Георг Фридрих Гендель родился в Германии 23 февраля 1685 года, но большую часть жизни провел в Британии. Его по праву можно назвать самым крупным английским композитором XVIII века. В Англии он жил с 1710 года и самые знаменитые свои произведения написал именно здесь — и на английском языке. В 1727 году он принял британское гражданство. Гендель умер в Лондоне в 1759 году и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Гендель родился в Галле, когда этот город относился к герцогству Магдебургскому. Отец его был цирюльником и хирургом. Первоначально интерес мальчика к музыке не вызвал энтузиазма у родных, но, убедившись в таланте сына, отец разрешил ему учиться музыке у органиста Мариенкирхе Фридриха Вильгельма Захова. Известность Генделя быстро росла. В 1698 году он играл в Берлине перед королем Фридрихом I. В 1702 году по желанию отца он начал изучать юриспруденцию в университете Галле, но в то же время занял должность органиста в городском соборе. Впрочем, прослужил он там лишь год, поскольку в 1703 году переехал в Гамбург и поступил в оркестр оперного театра.
Юный Гендель играет на клавесине
В Гамбурге в 1705 году он сочинил свои первые крупные работы — оперы «Альмира» и «Нерон». В следующем году он получил приглашение от члена семейства Медичи и переехал во Флоренцию, а оттуда в Рим. Когда в Риме опера была запрещена, Гендель переключился на религиозную музыку — именно тогда он сочинил псалом Dixit Dominus.
И все же Гендель продолжал сочинять оперы, которые с большим успехом исполнялись во Флоренции и Венеции. В 1710 году он стал капельмейстером при дворе курфюрста Ганноверского Георга. Этот пост сыграл важную роль в карьере Генделя по двум причинам. Во-первых, он смог много путешествовать и впервые посетил Британию. (Возможно, длительные вояжи раздражали покровителя музыканта. Предполагается, что «Музыка на воде» была написана в 1717 году в знак примирения.) Во-вторых, в 1714 году Георг взошел на престол Соединенного Королевства, и это ввело Генделя в британскую культурную среду. Гендель писал много музыки для государственных церемоний, в том числе для коронации короля Георга II в 1727 году. Тогда впервые прозвучал гимн «Садок-священник», который теперь исполняется при коронации каждого британского монарха.
Не ограничиваясь одними лишь официальными заказами, Гендель не переставал писать музыку и для театра. Кроме того, он оказался весьма хитроумным инвестором. Он оказался одним из немногих, кто сумел заработать на «мыльном пузыре» Южных морей: Гендель забрал деньги до крупнейшего финансового краха. Гендель занимал посты в Королевской академии музыки, Королевском театре и театре Ковент-Гарден. Но к середине 30-х годов XVIII века мода на итальянскую оперу, которую популяризировал Гендель, прошла. Здоровье композитора ухудшалось. И с 1737 года он обратился к новому для Англии жанру оратории. Лучшим образцом жанра стала оратория «Мессия», которая была впервые исполнена в Дублине 13 апреля 1742 года.
Гендель представляет «Музыку на воде» королю Георгу I
В 40-е годы XVIII века Гендель продолжал работать. К этому периоду относится такое замечательное произведение, как «Музыка для королевского фейерверка». Но в августе 1750 года, возвращаясь в Британию из Германии, Гендель серьезно пострадал, когда его карета перевернулась. В следующем году у него начало стремительно портиться зрение. Несмотря ни на что, он продолжал писать музыку. Последнюю великую ораторию «Иевфай» Гендель закончил в 1752 году.
Гендель умер 14 апреля 1759 года. Он был не женат и не имел детей. Все свое огромное состояние в 20 тысяч фунтов стерлингов он завещал племяннице, жившей в Германии.
Музыка барокко
Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.
Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.
Если Вы любите интересные факты обо всем на свете — рекомендуем подписаться на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Последние статьи
-
Подземная война: как вьетнамские партизаны создали целый город из туннелей сегодня, 13:40 -
Ультрасовременный медицинский комплекс Милана, получил возможность очищать воздух от смога сегодня, 11:50 -
5 хороших японских автомобилей на полном приводе не дороже 500 тыс. рублей сегодня, 10:18 -
7 ошибок в оформлении балкона, которые лишают его удобства, красоты и уюта сегодня, 09:32 -
+1 Единый ротный пулемет «Печенег»: чем он так хорош 20.07.2022, 22:31 -
+1 10 дачных советов, которые пригодятся не только новичкам 20.07.2022, 20:56 -
+1 Зачем в Советском Союзе детям давали рыбий жир и почему потом перестали 20.07.2022, 19:09 -
+1 9 знаковых пистолетов, которыми пользовались советские командиры и офицеры 20.07.2022, 17:18 -
Автомобили, которые хорошо продаются и покупаются даже в кризис 20.07.2022, 15:49 -
7 надолго дающих сытость продуктов, которые помогут в процессе сброса веса 20.07.2022, 14:10
Все статьи
Собор Святого Петра в Риме как жемчужина барокко
Ярчайшим мастером барокко по праву можно считать итальянца Джованни Лоренцо Бернини. Работы архитектора, его скульптуры, площади, фонтаны казались современникам чересчур театральными. Сам же Бернини говорил про себя, что ему удалось победить мрамор, сделать его гибким, как воск, и этим самым объединить скульптуру и живопись.
Один из шедевров мастера — собор Святого Петра в Риме, изумляющий своей монументальностью и внутренним убранством. Созданный Бернини высотой почти 30 метров бронзовый киворий на четырех колоннах, украшенных скульптурами ангелов, на расстоянии напоминает затейливую игрушку. Но стоит приблизиться к алтарю, как кажется, что витые колонны будто воспаряются, а купол превращается в небо. Зодчий так умело соединил детали из позолоченной бронзы с разноцветным мрамором, что его скульптуры являют собой бестелесные образы. Это характерно и для мраморного ансамбля «Экстаз святой Терезы» в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.
Зародившись в Италии, барокко начал свое триумфальное шествие по миру. В первую очередь он проник в католические страны. Роскошные, нарядные интерьеры церковного барокко не могли оставить равнодушными европейских монархов, дав тем самым старт эпохи дворцового барокко.