Значение термина
Ни одно происхождение названия стилей в истории искусства не вызывает столько споров, сколько «барокко». Впервые термин употребили в XVIII веке Иоганн Иоахим Викельман (Johann Joachim Winckelmann) и Франческо Милициа (Francesco Milicia). Историки искусства вкладывали в эпитет «барочный» негативный смысл и применяли к творчеству, противоречащему правилам эстетики классицизма.
В списке представлены примеры толкований термина:
- Название относится к фигуральному искусству
- Язвительная насмешка, негативный смысл: нелепый, странный, «с причудой»
- Barroco (французский язык) – дурной, вычурный, неестественный вкус
- Perola barroca (португальский) – нестандартная жемчужина без оси вращения (термин ювелиров)
- Barocco (итальянский) – приём софистики; форма логики, приводящая к абсурду
- Bis-roca (латынь) – камень скрученной формы. Драгоценный минерал, но с дефектом. Имитация красоты
- Barocco (итальянский) – термин связан с именем крупнейшего художника раннего барокко
- Федерико Бароччи (Federico Barocci) – крупнейший итальянский художник и график эпохи позднего маньеризма и раннего барокко.
- Заимствование из архитектуры центрально-азиатских турок (сельджуков)
Ссылки [ править ]
- ^
- ^ . www.lvivtoday.com.ua . 2 июня 2008 . Проверено 19 мая 2009 .
- ^ (на английском языке) Джеймс Стивенс Керл; Джон Дж. Сэмбрук (1999). . Издательство Оксфордского университета. п. . ISBN
- ^ Данута Шмит-Завиеруча (июль 2003 г.). . Статьи . Warsaw Voice.pl . Проверено 30 ноября 2012 года . (по-английски)
- ^ Ирена Алексайте (2001). Литва: очерк . Акрета. п. 218. ISBN 9955-463-02-3.
- ^
- Aliaksiej Sierka. . www.belarusguide.com . 8 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 .
- ^ Университет Адама Мицкевича (1991). «Томы 5-6». Lituano-Slavica Posnaniensia (на польском языке). UAM. п. 90. ISBN 83-232-0408-X.
- ^ Марк Солтер; Гордон Маклахлан; Крис Скотт (1996). . Грубые направляющие. п. . ISBN
- Марк Солтер; Гордон Маклахлан; Крис Скотт (2000). Дух строгости и богатство материалов: Архитектурные источники капеллы Святого Казимира в Вильнюсе . Журнал прибалтийских исследований, том 31, выпуск 1. С. 5–43.
- Стефан Muthesius (1994). Искусство, архитектура и дизайн в Польше, 966–1990: введение . KR Langewiesche Nachfolger H. Köster Verlagsbuchhandlung. п. 34. ISBN 3-7845-7611-7.
- Дорин Э. Грейг (1987). Неохотные колонисты: нидерландцы за границей в 17-18 веках . Ван Горкум. п. 27.
- Tomasz Torbus (1996). Польша, Nelles Guides . Hunter Publishing, Inc. стр. 207. ISBN. 3-88618-088-3.
- (на английском языке) . www.zamek-lancut.pl . Проверено 1 августа 2010 .
Барокко и сарматизм
Портрет Якуба Нарзимского работы Шимона Чеховича , 1738 г.
Польское барокко находилось под влиянием сарматизма , культуры польского дворянства ( шляхты ). Сарматизм испытал сильное влияние стиля барокко и произвел уникальное сочетание восточного ( османского ) и западного (французского, итальянского) стилей. Эти восточные влияния возникли из-за большой границы, разделяемой Польшей с Османской империей , и частых стычек между двумя странами.
Сарматистская мысль восхваляла идиллическое сельское существование и либеральную золотую свободу дворянства, которая противостояла абсолютной власти монархии . Сарматизм подчеркивал военную доблесть, восходящую к временам, когда шляхта впервые вышла из класса рыцарей ; и его религиозные ценности, связанные с исторической миссией польского народа как оплота католического христианства. Сарматская знать чувствовала себя выше даже знати других народов, которую они считали несвободной и почти порабощенной своими правителями (согласно конституции Польши король был лишь «первым среди равных»). Однако с течением времени идеалы сарматизма испортились. Ко времени Просвещения 18 века в Польше сарматизм часто рассматривался как отсталый и ультраконсервативный пережиток прошлого.
В более материальной сфере влияние Востока проявлялось в одежде, оружии и украшениях знати. Новый польский костюм был основан на одежде Османской империи , которая распространилась от знати к горожанам и даже крестьянам. Польский дворянин носил длинные мантийные одежды, такие как upan , delia и kontusz , часто подбитые дорогой тканью; с поясом-кушаком ( pas kontuszowy ) и аксессуарами до колена из мягкой кожи. Арабские лошади были обычным явлением в польской кавалерии . В 17 веке стало популярным бритье головы в татарской моде. Символом благородного сословия было оружие с изогнутым клинком, сабла , нечто среднее между саблей и ятаганом . Османские кинжалы, ножны, ковры, шлемы, седла, климы , коврики, гобелены и вышивки также были обычным явлением: то, что не было получено от торговли, было добычей во многих военных конфликтах на южной границе Содружества. Усадьба ( Dwór, Dworek ) польского дворянина был украшен такими военными трофеями. Некоторые предметы роскоши были местного производства, часто имитирующие восточный стиль; большинство из них было импортировано с Запада через Данциг ( Гданьск ) или с Востока
Показано свое богатство было важно, и отговорки были много: именины от покровителя , а также свадеб и похорон были замечены в экстравагантной моде. В этот период возникло своеобразное искусство портретов гробов .
Скульптура
В эпоху барокко скульптура тесно связана с живописью и архитектурой. Меняется техника ваяния. Скульпторы отказываются от понятия пластического покоя. Наиболее знаменитым скульптором итальянского барокко признан Лоренцо Бернини, которого искусствоведы назвали «Микеланджело XVII столетия».
Джованни Лоренцо Бернини
Основатель барочного стиля в скульптуре осуществлял масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет творческой жизни украшению Собора Святого Петра в Ватикане.
Работая над статуями религиозных сюжетов, скульптор и главный архитектор Базилики (1629) использует белый мрамор, скрытый свет для усиления эффекта богослужения.
Классический пример − работа «Экстаз святой Терезы» (1645 − 1652).
Историк искусства Эрнст Гомбрих (1909 − 2001) дал оценку произведению мастера, написанному для римской церкви Санта Мария делла Витториа (Santa Maria della Vittoria): «Барочный скульптор довёл религиозное чувство до исступления. Лоренцо Бернини нагнетает эмоции до предельного накала и не опасается преступить грань дозволенного. Подобного образа ещё не было в истории искусства».
Давид
Скульптор обращается к античным сюжетам, но создаёт образы в свойственной ему манере. «Давид» Бернини (1623) не похож на героя произведений Микеланджело Буонарроти и Донателло (Donatello).
Автора интересует правдоподобный показ убийства Голиафа. Тонкие губы юного Давида упрямо сжаты, маленькие глаза наполнены злостью, гримаса на лице выдаёт явные намерения. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию броска камня.
Советую почитать про: статую Давида Микеланджело во Флоренции
Римские фонтаны
Творения Бернини − шедевры аллегории и зрелищности. Величественные фонтаны с сюжетной линией выполнены в Риме по заказу папы Урбана VIII.
Фонтан Тритона
Лоренцо Бернини завершает строительство фонтана Тритона (Fontana del Tritone) в 1642 году.
Постамент, выполненный из травертина, образуют скульптуры четырёх дельфинов, между которыми находится герб папы Римского. В огромной раковине, установленной на хвостах морских животных, помещена статуя Тритона. Сын Посейдона выдувает из раковины струю воды.
Фонтан пчёл
В 1644 году архитектор по приказу великого понтифика устанавливает фонтан пчёл (Fontana delle Api), предназначенный для нужд горожан.
По створкам раскрытой раковины к воде спускаются три пчелы − символ династии Барберини.
Фонтан четырёх рек
Период строительства фонтана четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi): 1648-1651 годы.
Расположенный в середине фонтана обелиск, демонтированный из древнего храма Исиды, окружают скульптуры мифологических богов. Фигуры символизируют главные реки четырёх частей света: Нил, Ганг, Дунай, Ла-Плата. Композиционное расположение духов, их одеяния, динамичные движения аллегорично представляют истории из древних мифов.
Советую почитать про: самые красивые фонтаны Рима
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ БАРОККО
Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв.
Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» — произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля — казались недосягаемыми. В этом — суть всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями.
В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X. Колумб открыл Америку, Васко да Гама в 1498 г.- морской путь в Индию. В 1519- 1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание, к 1533 г. открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание. Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек.
То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен, что Земля — плоское тело, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля — не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Это противоречило зрительным впечатлениям. Человек продолжал видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой. Он ощущал твердость материальных предметов, но ученые стали доказывать, будто это всего лишь видимость, а на самом деле — ничто иное, как множество пульсирующих центров электрических сил. Было от чего прийти в смятение.
Правда, законы Кеплера согласовывались с пифагорейской теорией музыки Небесных Сфер, а Ньютон не спешил обнародовать свои открытия. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Произошел бесповоротный психологический надлом — основа будущего стиля Барокко. В конце XVI — начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого — «венец Творения» — сам человек. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все… и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем- то средним между всем и ничем…
Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало, ни конец». И это слова великого математика! Какие противоположные суждения по одному и тому же предмету! Две эпохи, два мировоззрения. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, написал в 1610 г.:
Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой. Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.
Но эта эстетика уже не согласовывалась с «Божественным идеалом» искусства Рафаэля, это было нечто иное, искусство, получившее позднее название Маньеризма.
Мода
В отличие от универсального искусства, Италия эпохи барокко не была законодательницей европейской моды. Человек, подчинённый тяготам земной жизни, перестал быть центром мира.
Модной становится скромность, бледность кожи, украшенная лентами и шнурами одежда. Мужчины носили панталоны с завязками под коленями, короткие куртки с широкими рукавами. Женщины одевали корсеты и неширокие юбки. Яркими остаются итальянские шерстяные и шёлковые ткани. В XVII веке начинается рост производства атласа, бархата, муара. Увеличивается спрос на венецианские кружева, появившиеся в Италии ещё в XV столетии.
Художники декоративно-прикладного искусства Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527) разработали неповторимые узоры и орнаменты для создания кружев, которые превращаются в надёжную валюту и подчёркивают статус в обществе.
Венецианские кружева заказывают для коронованных особ и придворных Англии и Франции. В XVI веке в Италии рождается знаменитое кружево «Ретичелла» (reticello), ставшее позже разновидностью техники Ришелье.
Изменения в обществе наметились в первой половине XVII века. К 60-ым годам все итальянцы стали одеваться по французской моде. Идеальным образом мужчины становится нежный, пахнущий духами синьор в напудренном парике. Женщина с вычурной причёской носит корсет и туфли на каблуках. Отличительная особенность костюма − контрастные цветовые сочетания, вышивки, кружева. До XIX века итальянцы носили парики, уложенные по версальской моде.
Контрреформация [ править ]
Плафон Аллегория весны по Семигиновскому-Элеутеру , 1680 — е года
Римско — католическая церковь стала одним из главных меценатов; другим был королевский дом, покровительство которого было наиболее заметно в новой столице Варшаве . Здесь благочестивый католический король Сигизмунд III Ваза спонсировал множество сакральных построек в стиле барокко. На первом этапе церковная архитектура в стиле барокко была в первую очередь связана с орденом иезуитов , который прибыл в Польшу в 1564 году в рамках контрреформации , тенденции, которая в следующем столетии победит в Польше. Иезуиты основали церкви и школы во многих крупных городах, постепенно завоевывая протестантские образовательные центры в Торне ( Торунь).), Данциг и Эльбинг ( Эльблонг ) и Лешно (где располагалась школа Коменских братьев Богемских ). Возможная победа контрреформации в Польше в конечном итоге возродит и укрепит католическую идентичность Польши.
Церковь Святых Петра и Павла в Кракове , Польша
Монументальный замок Кшиштопор (постоянные руины), построенный в стиле палаццо в фортецца между 1627 и 1644 годами, имел несколько дворов, окруженных укреплениями. Кроме того, увлечение позднего барокко культурой и искусством Китая отражено в Китайском дворце королевы Масысенькой в Золочеве . Дворцы магнатов 18-го века представляют собой характерный тип загородной резиденции в стиле барокко, построенной entre cour et jardin (между входным двором и садом). Его архитектура, слияние европейского искусства со старыми строительными традициями Содружества, видна во дворце Потоцких в Радзынь-Подляском., Дворец Рачиньских в Рогалине и дворец Вишневецких в Вишневце .
Церковь св. Иоанна и Вильнюсский университет
В конце 17 века самым известным архитектором Содружества был уроженец Нидерландов Тильман ван Гамерен , который в возрасте 28 лет поселился в Польше ( Корона Содружества ) и работал на королеву Марию Казимире и короля Иоанна III. Собески . Тильмана оставил пожизненное наследие зданий, которые рассматриваются как жемчужины архитектуры польского барокко, они включают в себя среди прочего, Острожский дворца , Отвоцк дворец , дворец Браницких , Церковь Св Казимежа и Церковь Святого Анны .
Заметный стиль архитектуры барокко возник в 18 веке благодаря работам Иоганна Кристофа Глаубица , которому было поручено восстановить столицу Великого княжества Литовского Вильнюса. Поэтому стиль был назван виленским барокко, а старый Вильнюс был назван «городом барокко». Наиболее примечательными зданиями Глаубица в Вильнюсе являются церковь Святой Екатерины, построенная в 1743 году, Церковь Вознесения, построенная в 1750 году, церковь Святого Иоанна, монастырские ворота и башни церкви. Святой Троицы. Великолепный и динамичный фасад бывшего готического здания в стиле барокко.Церковь Св. Иоанна упоминается среди его лучших произведений. Многие церковные интерьеры, в том числе одна из Большой синагоги Вильно, были реконструированы Глаубицем, а также ратуша, построенная в 1769 году. Лучшим примером виленского барокко в других местах является Софийский собор в Полоцке , который был реконструирован между 1738 и 1765 годами. .
Ссылки [ править ]
- ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u Майкл Дж. Микош , Польское барокко и литература эпохи Просвещения: Антология . Эд. Майкл Дж. Микос. Колумбус, Огайо / Блумингтон, Индиана: Slavica Publishers. 1996. 104-108. ISBN 0-89357-266-7 Культурное происхождение
- ^ a b «Дворцы и замки в стране львов» . www.lvivtoday.com.ua . 2 июня 2008 . Проверено 19 мая 2009 .
- ^ a b (на английском языке) Джеймс Стивенс Керл; Джон Дж. Сэмбрук (1999). Словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 264 . ISBN 0-19-210006-8.
- ^ a b Данута Шмит-Завиеруча (июль 2003 г.). «Тильман ван Гамерен из Варшавы» . Статьи . Warsaw Voice.pl . Проверено 30 ноября 2012 года . (по-английски)
- ^ a b Ирена Алексайте (2001). Литва: очерк . Акрета. п. 218. ISBN 9955-463-02-3.
- ^ a b Christiane Bauermeister: Litauen , 2007, страница 70 ( Digitalisat )
- ^ Aliaksiej Sierka. «Фарненский римско-католический костел» . www.belarusguide.com . Архивировано 8 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 .
- ^ a b Университет Адама Мицкевича (1991). «Томы 5-6». Lituano-Slavica Posnaniensia (на польском языке). UAM. п. 90. ISBN 83-232-0408-X.
- ^ a b Марк Солтер; Гордон Маклахлан; Крис Скотт (1996). Польша: приблизительный путеводитель . Грубые направляющие. п. 380 . ISBN 1-85828-168-7.
- ^ Марк Солтер; Гордон Маклахлан; Крис Скотт (2000). Дух строгости и богатство материалов: Архитектурные источники капеллы Святого Казимира в Вильнюсе . Журнал прибалтийских исследований, том 31, выпуск 1. С. 5–43.
- ^ Стефан Muthesius (1994). Искусство, архитектура и дизайн в Польше, 966–1990: введение . KR Langewiesche Nachfolger H. Köster Verlagsbuchhandlung. п. 34. ISBN 3-7845-7611-7.
- ^ Дорин Э. Грейг (1987). Неохотные колонисты: нидерландцы за границей в 17-18 веках . Ван Горкум. п. 27.
- ^ Tomasz Torbus (1996). Польша, Nelles Guides . Hunter Publishing, Inc. стр. 207. ISBN. 3-88618-088-3.
- ^ (на английском языке) «История замка» . www.zamek-lancut.pl . Проверено 1 августа 2010 .
vтеАрхитектура барокко по регионам |
---|
|
Архитектура
Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.
Франческо Борромини (1599 − 1667)
Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.
Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).
За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.
https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91cVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Francesco Borromini, scala elicoidale a Palazzo Barberini (manortiz) (https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91c)
Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).
Советую почитать про: площадь Барберини (piazza Barberini)
Филиппо Юварра (1678 − 1736).
Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).
Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).
Собор Суперга
Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.
Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).
Палаццо Бираго ди Боргаро
В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.
Пирро Лигорио
Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).
В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».
Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).
Человек – условный знак
Итак, что на поверхности? Люди (слева – подканцлер ВКЛ Станислав Антоний Щука, справа – предположительно, князь Михаил Борисович) изображены в полный рост. На них дорогая одежда, аксессуары репрезентативны, на картине слева в углу виден сопроводительный текст. Иногда на сарматских портретах встречается и герб. На фоне – тканевая драпировка и схематичный интерьер.
Присмотримся. И в том, и в другом случае художник искусно прописал одежду: она объемная, реалистичная, детали и цвет работают на то, чтобы «рассказать» о платье как можно больше. При этом тела людей, и особенно лица, как бы застыли. Позы неестественные: разве можно так стоять, так держать голову? Лица плоскостные. В своем торжественном оцепенении они напоминают иконы. И не зря – техника во многом та же. Кажется, будто одежды рисовал один художник, а тела и головы – другой. Фон и там, и там не дает пространственной глубины. Мы не можем «проникнуть в картины», в них нет психологизма, но есть антураж. Часто на сарматских портретах шляхтичи изображались с атрибутами власти: гетман – с булавой, маршалок – с жезлом.
Известный исследователь сарматизма Лариса Тананаева в книге «Сарматский портрет» пишет: «Человек не столько изображается, сколько обозначается, он лишь условный знак». Портреты подобны, видно, что их писали по одной схеме. О каком же знаке идет речь?
Барокко в живописи
В XVI − XVII столетиях в Италии формируются два главных направления в живописи:
- «Болонский академизм», созданный братьями Карраччи.
- Творчество Караваджо, самого крупного художника стиля барокко.
Микеланджело Меризи да Караваджо
Именем самого значительного художника, работающего в стиле барокко, названо реалистическое течение в искусстве западной Европы (караваджизм). Микеланджело Меризи был противником «болонского академизма» и считался бунтарём.
Он уделял внимание необычным персонажам: картёжникам, авантюристам, шулерам. Картины мастера открыли новый жанр в искусстве − реалистический бытовой портрет («Игроки», 1594 − 1595; «Лютнист», 1595)
Увлечённость натурализмом в изображении людей и событий находит отражение в картине «Обращение Савла» (1601).
Религиозный сюжет использовали живописцы до Караваджо
На картинах художников главное внимание уделялось библейским персонажам. Барочный мастер новаторски смело рисует мощный круп лошади на всей верхней части полотна, реалистично изображает сморщенный лоб, натруженные ноги, редкие волосы конюха
Революционный для того времени прием используется в картине «Успение Марии» (1606). Натуралистическая трактовка образа не понравилась заказчикам. Монахи не приняли картину мастера.
Поиски новых приёмов в творчестве не заслоняют основные достоинства произведений − пластичность, драматизм, эмоциональную выразительность. Лучшие картины: «Положение во гроб» (1602 − 1604), «Распятие Святого Петра» (1601).
Трое палачей прикладывают большие усилия, чтобы перевернуть тяжёлый крест с распятым апостолом. Ответственность за преступление лежит на тех, кто совершает казнь Святого Петра.
Советую почитать:
- где посмотреть картины Караваджо в Риме бесплатно и платно
- про собор святого Петра в Ватикане
Фрески семьи Карраччи
Против Караваджо выступили Аннибале, Агостино, Лодовико, Антонио Карраччи (Annibale, Lodovico, Agostino, Antonio Carracci). Братья противопоставили караваджизму «болонский академизм». Семья художников создала в Болонье «Академию»» (1585).
Специальная программа была предназначена «вступившим на истинный путь» живописцам. Принципы болонской школы стали прообразом всех будущих европейских академий.
Братьев признали мастерами монументально-декоративной живописи. По поручению кардинала Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese) Карраччи работают над фресками и галереей (1595-1604) в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese).
Совместная работа представляет 13 главных картин: любовные приключения греческих богов, триумфальное шествие Вакха и его свиты, супружеский союз членов династии, другие классические сюжеты. Цельная работа является образцом величайшего произведения раннего барокко.
Контрреформация [ править ]
Плафон Аллегория весны по Семигиновскому-Элеутеру , 1680 — е года
Римско — католическая церковь стала одним из главных меценатов; другим был королевский дом, покровительство которого было наиболее заметно в новой столице Варшаве . Здесь благочестивый католический король Сигизмунд III Ваза спонсировал множество сакральных построек в стиле барокко. На первом этапе церковная архитектура в стиле барокко была в первую очередь связана с орденом иезуитов , который прибыл в Польшу в 1564 году в рамках контрреформации , тенденции, которая в следующем столетии победит в Польше. Иезуиты основали церкви и школы во многих крупных городах, постепенно завоевывая протестантские образовательные центры в Торне ( Торунь).), Данциг и Эльбинг ( Эльблонг ) и Лешно (где располагалась школа Коменских братьев Богемских ). Возможная победа контрреформации в Польше в конечном итоге возродит и укрепит католическую идентичность Польши.
Церковь Святых Петра и Павла в Кракове , Польша
Монументальный замок Кшиштопор (постоянные руины), построенный в стиле палаццо в фортецца между 1627 и 1644 годами, имел несколько дворов, окруженных укреплениями. Кроме того, увлечение позднего барокко культурой и искусством Китая отражено в Китайском дворце королевы Масысенькой в Золочеве . Дворцы магнатов 18-го века представляют собой характерный тип загородной резиденции в стиле барокко, построенной entre cour et jardin (между входным двором и садом). Его архитектура, слияние европейского искусства со старыми строительными традициями Содружества, видна во дворце Потоцких в Радзынь-Подляском., Дворец Рачиньских в Рогалине и дворец Вишневецких в Вишневце .
Церковь св. Иоанна и Вильнюсский университет
В конце 17 века самым известным архитектором Содружества был уроженец Нидерландов Тильман ван Гамерен , который в возрасте 28 лет поселился в Польше ( Корона Содружества ) и работал на королеву Марию Казимире и короля Иоанна III. Собески . Тильмана оставил пожизненное наследие зданий, которые рассматриваются как жемчужины архитектуры польского барокко, они включают в себя среди прочего, Острожский дворца , Отвоцк дворец , дворец Браницких , Церковь Св Казимежа и Церковь Святого Анны .
Заметный стиль архитектуры барокко возник в 18 веке благодаря работам Иоганна Кристофа Глаубица , которому было поручено восстановить столицу Великого княжества Литовского Вильнюса. Поэтому стиль был назван виленским барокко, а старый Вильнюс был назван «городом барокко». Наиболее примечательными зданиями Глаубица в Вильнюсе являются церковь Святой Екатерины, построенная в 1743 году, Церковь Вознесения, построенная в 1750 году, церковь Святого Иоанна, монастырские ворота и башни церкви. Святой Троицы. Великолепный и динамичный фасад бывшего готического здания в стиле барокко.Церковь Св. Иоанна упоминается среди его лучших произведений. Многие церковные интерьеры, в том числе одна из Большой синагоги Вильно, были реконструированы Глаубицем, а также ратуша, построенная в 1769 году. Лучшим примером виленского барокко в других местах является Софийский собор в Полоцке , который был реконструирован между 1738 и 1765 годами. .
Семья, война и свобода, свобода, свобода
И Тананаева, и составители энциклопедии «История белорусского искусства» пишут о том, что в XVI веке зародилась сарматская идеология, а период со второй половины XVII века до середины века XVIII в Речи Посполитой в научном сообществе называют даже эпохой сарматизма.
Какие ее черты, хотя бы основные, можно выявить? Мы уже сказали о понятном желании шляхты обособиться, но чем жил «сарматский народ»? Каковы его идеалы и ценности? Что за люди были наши шляхтичи?
Важнейшая дата – 1573 год. Именно тогда шляхта начинает выбирать короля прямым голосованием. Королевская власть неминуемо слабеет, государственное и общественное устройство меняется.
В своей книге Тананаева пишет, что правление Речи Посполитой – это смесь монархии, аристократии и демократии. Шляхта становится господствующим классом
Что важно, ее очень много, больше, чем дворян во многих других странах. С каждым годом шляхтичи завоевывают все больше гражданских прав
И ожесточенно их охраняют. По словам Тананаевой, многие из них – убежденные республиканцы. Главной целью и ценностью в жизни шляхтича становится свобода.
Причем свобода «наша и ваша». Другой идеал всего сословия – равенство. При наличии герба можно было с одним конем да мечом чувствовать себя равным магнату. Вспомним длинные надписи и гербы на сарматских портретах. С их помощью картина превращалась в документ, призванный рассказать о происхождении, статусе и, соответственно, об исключительных правах.
В слабеющем государстве закономерно крепнут клановые, семейные связи. Как писал польский историк Владислав Лозиньский, Польша (читай – Речь Посполитая, прим.авт.) держалась не на личности, как считалось. Она держалась на семье.
Клановое сознание плюс желание «отрастить корни» и связать себя аж с легендарными сарматами в сумме дали культ галереи предков. Представим множество сарматских портретов в одном зале. За счет схожей стилистики все вместе они образовывали портрет рода – сильного и легендарного. Рода же складывались в особое сословие. Получалось могучее генеалогическое древо господ с мощным корнем и множеством устремлённых в небо ветвей.
Не забудем и о «политической конъюнктуре». Как пишет Тананаева, в XVII веке Речь Посполитая пожила мирно 32 года. То есть две трети столетия шляхта воевала – с русскими, шведами, турками, а внутри страны – с казаками Богдана Хмельницкого. На многих сарматских портретах шляхтичи изображены в рыцарском одеянии. «Homo militans», или «человек сражающийся» – так называл шляхту польский филолог и фольклорист Чеслав Хэрнас. Непрекращающаяся война становилась психологией. Сражение за сражением формировали в людях определенный набор качеств: удаль и бесстрашие, готовность сражаться и умирать, но также лихачество, нетерпимость, стойкое чувство безнаказанности.
Так вышло, что в XVII веке католическая Речь Посполитая воевала исключительно с иноверцами. Отсюда – логичный мессианизм. Его развитию поспособствовала и география – Речь Посполитая, как мы знаем, располагалась на цивилизационном перекрестке. Шляхтичи видели себя рыцарями, которые защищают не только отечество, но и весь католический Запад. И это еще одна черта сарматизма.
Постараюсь упредить очевидный вопрос: почему «католические воины» часто одеты как турецкие вельможи? Парадоксы (впереди еще не один), возможно, помогут нам приблизиться к пониманию сарматизма – многослойного и противоречивого направления в искусстве, культуре и мировоззрении Речи Посполитой. Да, шляхта берегла Запад от мусульманского Востока и обожала восточный колорит. Одновременно.
Некоторые исследователи считают, что дело здесь в претензии на уникальность. Шляхта охраняла свои «золотые вольности» и общественно-политический строй, при котором они стали возможны. Любо чужое влияние, чреватое сменой порядка, встречало отпор. Отсюда стремление быть не как все и сочетание, казалось бы, несочетаемого.