Стиль людовика xv

Большой стиль: Париж [ править ]

Хотя Людовик XIV позже был обвинен в игнорировании Парижа, его правление ознаменовалось несколькими масштабными архитектурными проектами, которые открыли пространство и украсили центр города. Идея монументальных городских площадей, окруженных единой архитектурой, зародилась в Италии, как и многие архитектурные идеи периода барокко. Первой такой площадью в Париже была Королевская площадь (ныне площадь Вогезов ), начатая французским Генрихом IV и дополненная конной статуей Людовика XIII; затем площадь Дофин на острове Сите, на котором была изображена конная статуя Генриха IV. Первыми грандиозными парижскими проектами Людовика XIV были новые фасады Лувра, один обращенный к Сене, а другой — на восток. Это были витрины нового монументального стиля Людовика XIV. Старый кирпич и камень на площадях Генриха IV были заменены монументальными колоннами Великого стиля, которые обычно были частью самого фасада, а не стояли отдельно. Все постройки вокруг площади были соединены и построены на одной высоте, в едином стиле. На первом этаже была крытая галерея для пешеходов.

Первым таким комплексом зданий, построенных при Людовике XIV, был Коллеж де Катр-Наций (ныне Институт Франции ) (1662–68), обращенный к Лувру. Он был спроектирован Луи Ле Вау и Франсуа д’Орбе и объединил штаб-квартиру академий, основанных королем, часовню и библиотеку кардинала Мазарини . Hôtel Royal Инвалиды — комплекс для ветеранов войны , состоящих из жилых домов, больницы и часовни — был построен Либералом Бруантом и Жюль Ардуэн-Мансар(1671–1679). Затем Людовик XIV поручил Мансарту построить отдельную частную королевскую часовню с поразительным куполом, Église du Dôme, которая была добавлена ​​для завершения комплекса в 1708 году.

Следующим крупным проектом стала Place des Victoires (1684–1697), комплекс из семи больших зданий в трех сегментах вокруг овальной площади, с конной статуей Людовика XIV в центре. Он был построен предприимчивым предпринимателем и придворным дворянином Жан-Батистом Предо в сотрудничестве с архитектором Жюлем Аруден-Мансартом. Последним городским проектом стал самый известный, Place Vendôme , также созданный Харуэн-Мансартом, между 1699 и 1702 годами. Еще одно нововведение: этот проект частично финансировался за счет продажи участков вокруг площади. Все эти проекты отличались монументальными фасадами в стиле Людовика XIV, которые придавали площади особую гармонию.

  • Институт Франции по Лево и Франсуа д’Орбэ (1662-1668)

  • Place des Victoires (1684–1697) — Жюль Ардуэн-Мансар

  • Вандомская площадь (1699–1702) — Жюль Ардуэн-Мансар

  • Суд чести Дома инвалидов (1671–1706)

Заметки [ править ]

  1. ^ Ducher, Роберт, Caractéristique де стили (1988), стр. 120
  2. ^ Renault и бездельничать, Les Styles де l’архитектуры и др дю Мобилье (2006), издания Жан-Поль Gisserot, Париж (на французском языке), стр. 54–55.
  3. ^ Ducher 1988 , стр. 120.
  4. ^ Ducher, 1988 и стр. 122 .Ошибка sfn: нет цели: CITEREFDucher1988pg._122 ( помощь )
  5. ^ а б Дучер (1988) стр. 124 .ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFDucher_ (1988) _pg._124 ( справка )
  6. ^ Ducher 1988 , стр. 124.
  7. ^ Texier, Саймон (2012), стр. 38-39
  8. ^ Texier, Саймон (2012), стр. 38-39.
  9. ^ Ducher, 1988 и страницы 126-129 .Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFDucher1988pages_126–129 ( справка )
  10. ^ Renault и бездельничать, Les Styles де l’архитектуры и др дю Мобилье (2006), стр. 59
  11. ^ Renault и бездельничать, Les Styles де l’архитектуры и др дю Мобилье (2006), стр. 59
  12. ^ Макнаб, 20-21; Луна; Виктория и Альберта , Nevers Jardiniere
  13. Pottier, 12 лет.
  14. ^ Луна; Макнаб, 22 года
  15. ^ Луна; Макнаб, 30 лет
  16. ^ Мунгер & Sullivan, 135-137
  17. ^ Мунгер & Sullivan, 138-142
  18. ^ Мунгер & Sullivan, 135-137
  19. ^ а б в Бауэр и Пратер 2016 .Ошибка sfn: нет цели: CITEREFBauer_and_Prater2016 ( помощь )
  20. цитируется в Bauer and Prater, Baroque , (2016), стр.
  21. ^ «Coysevox, Чарльз Антуан», Хью Чизхолм из Энциклопедии Британика, 11-е издание, (1911), стр. 355–56
  22. «Пьюджет, Пьер», Хью Чизолм из 11-го издания Британской энциклопедии, (1911), стр. 637
  23. ^ «Гобелен». Британская энциклопедия. Чисхолм, Хью, изд. (1911). Издательство Кембриджского университета. п. 165
  24. Перейти ↑ Fierro 1996 , p. 754.
  25. ^ Dictionnaire Historique de Paris 2013 , стр. 272.ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFDictionnaire_historique_de_Paris2013 ( справка )
  26. Перейти ↑ Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Берен, Жан». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  27. Перейти ↑ Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Берен, Жан». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  28. ^ Прево, Histoire де Jardins , стр. 146
  29. ^ Прево, Histoire де Jardins , стр. 152
  30. ^ Lucia Impelluso, Jardins, potagers ЕТ лабиринты , стр. 64.

Столы

Во время правления Людовика XV бюро и секретар постепенно превратились в современный письменный стол, наряду с широким спектром более сложных вариаций. В начале 18 века Андре Шарль Буль и Шарль Крессан создали бюро au ​​plat . письменный стол с колоннами ящиков, изящными изогнутыми ножками, декором из позолоченной бронзы и прекрасной маркетри геометрических форм. Жак Дюбуа сделал серию знаменитых столов в этом стиле в 1740-х годах.

Примерно в 1750 году появился новый сорт, названный Secretaire à capuchin или à la Bourgone , который содержал секцию ящиков, которые можно было поднять вверх, а верхнюю часть складывать в поверхность для письма. Помимо ящиков, в нем было несколько спрятанных внутри секретных отделений. Вскоре после этого появилось множество других вариантов; секретер ан наболела , или наклонный стол впервые появился примерно в 1735. Это был небольшой кабинет с наклонным фронтом , который открывался в письменной поверхность. Его также называли en dos d’âne , или «стиль ослиной спины». У мадам де Помпадур была одна из них, сделанная в период с 1748 по 1752 год, с красным и синим лаком в китайском стиле, сочетающим рокайль и экзотику. Примерно в 1750 году Матье Криэрд сделал секретаря в этом стиле с маркетри из фиалки, амаранта, атласного дерева и позолоченной бронзы.

Примерно в то же время появилась гораздо более простая разновидность — « pupitre à écrire debut» — кафедра для письма стоя. Лучшие модели обычно делались из дуба и ели, покрывались маркетри из розового дерева, атласа и амаранта. У них были маленькие колесики, которые можно было легко перемещать, было запирающееся отделение под наклонной верхней поверхностью и полки внизу для больших документов.

Секретер ный шкаф был больше и более вертикальной вариацией, основываясь на виде шкафа; это был большой сундук с откидывающейся письменной поверхностью, ящиками и полками внутри. Он был спроектирован так, чтобы стоять у стены и появился примерно в 1750 году. Он часто представлял собой маркетри с геометрическим рисунком, напоминающим кубы из темного и светлого дерева, дизайн, очень популярный в последние годы периода Людовика XV.

Bonheur-дю-Жур был небольшой стол с кабинетом , который появился примерно в 1760 году После нового стиля позднего периода Людовика XV, он не имел позолоченную бронзу. У него были изящные обтянутые ножки, но верхняя часть была геометрической, с изящными вставками цветов маркетри.

Самым знаменитым новым типом письменного стола, изобретенным при Людовике XV, был стол Bureau à cylindre или роллтоп, появившийся примерно в 1760 году. Мастером этой формы был Жан-Франсуа Обен . У него не было позолоченной бронзы, кроме тонкого фриза по верху; очень тонкая маркетри из цветов и интерьер с потайными отделениями. Было сделано множество вариантов, в том числе письменный стол Людовика XV, который сейчас выставлен в Версале.

Мадам дю Барри и последние королевские фаворитки

Годы были не властны над любвеобильностью Людовика. Несмотря на то, что после смерти де Помпадур Олений парк прекратил работу, король продолжал активно менять любовниц, некоторые из которых даже ненадолго получали звание официальных фавориток. Правда, теперь носительницы этого титула редко вмешивались в государственные дела, занимаясь лишь развлечениями. Исключением стала разве что одна из последних пассий короля Мари-Жанна Бекю, вошедшая в историю под именем мадам дю Барри.

Политические успехи маркизы де Помпадур не давали покоя этой женщине, имевшей за плечами опыт работы в модных лавках и даже в публичном доме. Она принялась интриговать против министра иностранных дел Шуазеля. В 1770-м любовница добилась, чтобы 60-летний король отправил главу своего МИДа в отставку. Это увольнение можно считать единственным политическим успехом дю Барри. Она пыталась расшевелить Людовика на ещё какие-нибудь свершения, но тот уже почти не интересовался происходившим за пределами его покоев. Он рассуждал так: «Монархия продержится, пока мы живы, а после нас — хоть потоп!». Активность дю Барри лишь уменьшала её влияние. По примеру де Помпадур она стала «поставлять» королю молоденьких девушек, но и это закончилось печально. Одна из новых любовниц заразила короля оспой, и 10 мая 1774 года Людовик XV умер, оставив Францию своему внуку Людовику XVI в крайне плачевном состоянии. Французский «женский век» закончился, а до революции осталось всего 15 лет.

Способы изготовления и инструменты[ | код]

Новые формы потребовали появления новых инструментов и оборудования: был изобретен рубанок для криволинейных поверхностей, который позволил выполнять ножки и панели с округлым контуром (это последний инструмент, изобретённый в мастерских краснодеревщиков).

Был придуман новый способ прикрепления изогнутой фанеровки, которая, между прочим, имеет изгибы в двух плоскостях и поэтому плоскую фанеровку использовать было невозможно.

В части стульев и кресел, в эту эпоху наиболее комфортной для сидения остается техника плетения, однако по эстетическим причинам зачастую предпочитали слоями набивать сидения конским волосом и шерстью молодого оленя (пружины появятся под обшивкой мебели только в начале XIX столетия).

Детство и юность

В XVIII веке люди часто умирали от кори, чахотки и прочих болезней. Причем и простолюдины, и короли. Будущий монарх родился в 1710 году. Через год скончался дед будущего короля. В 1712 году умерли родители. Прадед двухлетнего дофина здравствовал. Он правил страной 72 года, дольше, чем предстояло его наследнику. Но срок подходил к концу.

Маленький Людовик XV с гувернанткой, дедом, прадедом и отцом

Бурбоны опасались, что власть перейдет Орлеанам. За здоровье маленького престолонаследника королевский двор серьезно опасался. В 1715 году Людовик всё же стал монархом. Филипп Орлеанский – его регентом.

Воспитанием Людовика XV занялась герцогиня Вантадур. Она отстранила от мальчика врачей, залечивших до смерти его родственников, приучила его носить корсет, что сделало фигуру со временем стройной, подтянутой. Увлечения верховой ездой и охотой укрепили здоровье юного короля. Что же касается психологического состояния, то правнук Людовика XIV с ранних лет отличался несдержанностью, склонностью к меланхолии.

Людовик XV и регент Филипп Орлеанский

Обычный ребёнок смог бы погасить волнение с помощью общения со сверстниками. Но речь идёт о маленьком монархе. Представители королевского рода были обречены на одиночество, несмотря на почести, уважение и снующих повсюду придворных. Мальчику едва исполнилось семь лет, когда его разлучили с Вантадур. Главным педагогом стал Вильруа.

Итак, образованием малолетнего короля занялся бездарный военачальник. Вильруа оказался и не лучшим педагогом. Основой воспитательного процесса стало участие в официальных церемониях, в которых мальчику отводилась главная роль. Детская нервная система не выдерживала нагрузок, Людовик начал бояться толпы.

Людовик XV на руках у Петра I

Семен Блуменау – автор биографии французского короля – утверждал, что на характер правителя влияние оказали неверные педагогические методы Вильруа, занятого интригами. Юного монарха не приучали к труду. Вильруа привил воспитаннику нелюбовь к церемониям, праздность.

С науками дело обстояло несравненно лучше. Мальчику давали уроки латыни, математики, истории. Позже, став правителем в полном смысле этого слова, монарх будет предпочитать церемониям работу с бумагами. Несмотря на это, у потомков возникнет представление о никчемном и ленивом короле.

Людовик XV в юности

У Людовика имелась обширная коллекция книг, которая регулярно пополнялась. Кроме того, король располагал редким собранием атласов. В отрочестве он знал основы государственного управления и внешней политики. К тому же юный властелин Франции разбирался в истории благодаря удивительной памяти.

Филипп Орлеанский скончался незадолго до достижения королем совершеннолетия. Тогда первым министром назначили герцога де Бурбон. Первое, чем он занялся, получив новую должность, – поиском невесты для молодого короля. Женитьба монарха и рождение детей обезопасили бы Бурбонов от притязаний Орлеанов. Невесту нашли быстро. Ею стала Мария Лещинская, образованная девица, умевшая петь и рисовать, но не отличавшаяся красотой.

История

После смерти Людовика XIV 1 сентября 1715 года королем стал его внук Людовик XV, родившийся в 1710 году. Из-за его юного возраста Францией правил до 1723 года регент Филипп Орлеанский . В этот период стиль мебели мало изменился по сравнению с эпохой Людовика XIV; он был массивным, богато украшенным и торжественным, предназначенным для гигантских парадных залов нового Версальского дворца . В 1722 году Людовик XV переехал из Парижа, где он жил с регентом, в Версаль, начал свое собственное правление и постепенно навязал свой вкус искусству, архитектуре и мебели.

Луис покинул внешний Версаля и других дворцов в основном без изменений, но начиная с 1738 года он активно переработан интерьер, создавая Petits квартиры или небольших квартир и салонов для себя, королева Мария Лещинская , на которой он женился в 1725 году, а позже , для его главных любовниц, мадам Помпадур и мадам дю Барри . В этих салонах отказались от традиционного этикета и формальности Людовика XIV. Эти новые апартаменты с небольшими номерами были обставлены в новом стиле, который отвечал требованиям комфорта, уюта и элегантности. Начиная примерно с 1730 года, он предпочитал стиль, называемый рокайль , термин, обозначающий орнаментальное украшение, напоминающее стилизованную морскую ракушку, стиль, который выражал веселье и фантазию. Орнамент редко появлялся на экстерьере новостроек, но щедро появлялся в интерьерах, на стенах, потолках и мебели. Архитекторы Робер де Котт и Анж-Жак Габриэль переделали интерьеры Версальского дворца , дворца Фонтенбло и Шато-де-Компьень в новом стиле.

В Париже вскоре появились дворцовые резиденции с интерьерами в стиле рокай. В их число вошли Hôtel Soubise в Париже (ныне Национальный архив) в 1705 году; Hôtel Matignon (ныне резиденция премьер — министра Франции) в 1721 году, Жан Courtonne; и Hôtel Biron (ныне Музей Родена ) Жана Обера . Они также появлялись во французских провинциях, в королевской резиденции Эммануэля Эре в Нанси , а также в Экс-ан-Провансе и Бордо . Во всех этих корпусах были комнаты, оформленные в новом стиле; спальни приобрели новое значение и были окружены небольшими прихожими и шкафами, включая совершенно новый вид комнаты — столовую. Всем им нужна была новая мебель, соответствующая новому стилю и оформлению.

В течение четверти века дизайн мебели в стиле рокай был доминирующим, особенно под влиянием Жюста-Ореля Мейсонье (1695-1750), итальянского архитектора, который стал королевским архитектором и дизайнером Людовика XV, а также орнаментом. дизайнер Николя Пино (1684-1754). Под их влиянием прямые линии исчезли, сменившись кривыми, орнаменты потеряли симметрию, повсюду появились гирлянды цветов. Проекты, вдохновленные китайским искусством и другими экзотическими источниками, появлялись в изобилии, хотя стиль рокай никогда не достиг изобилия стиля рококо, который появился в Италии, Австрии и Германии.

В 1740-х годах стиль начал постепенно меняться; оформление стало менее экстравагантным и более сдержанным. В 1754 году брат мадам де Помпадур, маркиз де Мариньи, сопровождал дизайнера Николаса Кочина и делегацию художников и ученых в Италию, чтобы увидеть недавние открытия в Помпеях и Геркулануме , и совершил грандиозную экскурсию по другим классическим памятникам. Они вернулись с энтузиазмом к новому классическому стилю, основанному на римских и греческих памятниках. В 1754 году они опубликовали манифест против стиля рокай, призывающий вернуться к классицизму. Мариньи, после смерти Людовика XV, позже стал директором зданий Людовика XVI.

Между 1755 и 1760 годами формы мебели и внутреннего убранства начали меняться, превратившись в то, что стало известно как Второй стиль Людовика XV или Переходный стиль . Рокайль украшение осталось, но стало более сдержанным и сдержанным. Во-вторых, новая волна энтузиазма по поводу Древней Греции и Рима принесла ряд новых декоративных тем, хотя линии мебели не сильно изменились. Это положило начало тому, что стало французским неоклассицизмом или стилем Людовика XVI .

Мебель [ править ]

Стулья стиля Людовика XV по сравнению со стульями Людовика XIV отличались легкостью, удобством и гармонией линий. Исчезла поперечная опора ног, и стулья были спроектированы так, чтобы можно было удобно откинуться на спинку кресла. Ноги имели изогнутую S-образную форму. В резном декоре использовались скульптурные флеретки, пальметты, морские ракушки и листва. Досье , или спинка стула, была violones , слегка изогнутым , как на скрипке. Появилось несколько новых вариантов стульев, в том числе bergere с мягкими подлокотниками, A confessional с мягкими подлокотниками; маркизы , Бержер сидение два людей, с низкой спинкой и короткими руками.

Стол консоли был столом , предназначенный для установки против стены, как правило , используется для отображения предметов искусства; он почти всегда был в стиле рокай с волнистыми изгибами, смоделированными по образу ракушек и листвы. очень извилистая, извилистая рокайль, созданная по образцу морских ракушек и листвы.

Стульчак был новый тип мебели , который впервые появился в конце царствования Людовика XIV. Это был комод на четырех S-образных ножках. Обычно он украшался позолоченным бронзовым орнаментом, но во время правления Людовика XV он также был покрыт пластинами из экзотических пород дерева разных цветов с геометрическими узорами или растительными формами. Возникла особая вариация, названная façon de Chine или «китайская мода», в которой позолоченная бронза контрастировала с черным лакированным деревом. Большое количество опытных ébénistes со всей Европы было нанято для изготовления деревянных комодов и другой мебели для короля. Среди них были Жан-Франсуа Обен , Роджер Вандеркруз Лакруа , Жиль Жубер ,Антуан Годро и Мартин Карлин .

Появилось множество других новых видов мебели, в том числе шифоньер , шкаф с пятью ящиками и туалетный столик , своего рода письменный стол с тремя ставнями, центральный с зеркалом.

Позже, во времена правления Людовика XV, между 1755 и 1760 годами, вкусы в мебели начали меняться. Дизайн рокай стал более сдержанным и сдержанным, а в новом дизайне мебели стало проявляться влияние античности и неоклассицизма. Комоды стали иметь более геометрические формы; украшение превратилось из рокайли в геометрические формы, гирлянды из дубовых листьев, цветов и классических мотивов. Новый тип высокого шкафа, Cartonnier , появился в период с 1760 по 1765 год. Он был вдохновлен греческой мифологией и архитектурой, с фризами, сводами, скульптурными трофеями, бронзовыми головами львов и другими классическими элементами.

  • Королевский стол в Версальском дворце (1760-1769)

  • Шкатулка для драгоценностей Дофины Марии-Антуанетты (1770)

  • Салон Людовика XV с раздельным сиденьем герцогини (Лувр)

  • Консоль Rocaille в Domaine de Villarceaux

  • Комод от Antoine Гудро в квартире дофина в Версале (1745)

  • Кресло Людовика XV с гобеленом Бове

  • Диван, музей Метрополитен, (1754–56)

  • Лакированный комод Бернарда Ван Рисамбурга, Музей Виктории и Альберта (1750-1760)

Гобелены [ править ]

В 1662 году Жан Батист Кольбер приобрел гобеленовую мастерскую семьи фламандских мастеров и превратил ее в королевскую мастерскую по производству мебели и гобеленов под названием «Гобелены Гобеленов» . Кольбер передал мастерскую под руководство королевского придворного художника Шарля Ле Бруна , который занимал эту должность с 1663 по 1690 год. Мастерская тесно сотрудничала с главными придворными художниками, которые создавали рисунки. После 1697 года предприятие было реорганизовано и полностью посвятило себя производству гобеленов для короля.

Темы и стили гобеленов во многом были похожи на темы картин того периода, прославляющие величие короля и триумфальные сцены военных побед, мифологические и пасторальные сцены. Хотя сначала они были сделаны только для королей и знати, вскоре фабрика начала экспортировать свою продукцию в другие дворы Европы.

Королевская мануфактура гобеленов конкурировала с двумя частными предприятиями, мануфактурой Бове и мастерской гобеленов Обюссон , которые производили работы в том же стиле, но с низкой деформацией, с немного меньшим качеством. Жан Берен Старший , королевский рисовальщик и дизайнер короля, создал для Обюссона серию гротескных ковров. Эти гобелены иногда прославляли современные темы, такие как работа, разработанная Обюссоном. Гобелен конца 17 — начала 18 веков, сделанный мануфактурой Бове, изображающий китайских астрономов в Древней обсерватории Пекина с использованием новых более точных инструментов, принесенных им европейцами (иезуитами), которые были Установлен в 1644 году.

  • Людовик XIV посещает гобеленов с Кольбером по проекту Шарля Ле Бруна (между 1667 и 1672 годами)

  • Битва при Заме , гобелены с картины Джулио Романо (1688–1690). Лувр .

  • Один из пяти « Гротесков » Жана Береня из мануфактуры Бове (сотканный 1690–1711 гг.)

  • Гобелен Обюссона, посвященный миссии иезуитов в Китай (1697–1705 гг.)

Дизайн и зрелище [ править ]

В первые годы правления короля самой важной публичной королевской церемонией была карусель , серия упражнений и игр на лошадях. Эти соревнования были призваны заменить турнир, который был запрещен после 1559 года, когда король Генрих II погиб в результате несчастного случая на рыцарском турнире

В новой, менее опасной версии, всадникам обычно приходилось проводить копьем внутри кольца или ударять по манекенам головами Медузы, мавров и турок. 5–6 июня 1662 года состоялась грандиозная карусель , посвященная рождению дофина , сына Людовика XIV. Он проходил на площади, отделяющей Лувр от дворца Тюильри, который впоследствии стал известен как Place du Carrousel.

Торжественный въезд короля в Париж также стал поводом для торжеств. Возвращение Людовика XIV и королевы Марии-Терезы в Париж после его коронации в 1660 году ознаменовалось грандиозным событием на ярмарочной площади у ворот города, где были сооружены большие троны для новых монархов. После церемонии это место стало называться Place du Trône или местом Трона, пока в 1880 году оно не стало Place de la Nation .

В королевском доме Людовика XIV существовал офис под названием Menus-Plaisirs du Roi , который отвечал за оформление королевских церемоний и зрелищ, включая балеты, маски, иллюминацию, фейерверки, театральные представления и другие развлечения. Эту должность с 1674 по 1711 год занимал Жан Берен Старший (1640-1711). Он также был дизайнером спальни и кабинетов короля и оказал огромное влияние на то, что стало известно как стиль Людовика XIV; его студия находилась в Большой галерее Лувра вместе с мастерской королевского дизайнера мебели Андре Шарля Буля . Он был особенно ответственен за представление модифицированной версии гротеска.стиль орнамента, первоначально созданный в Италии Рафаэлем, вошел во французский дизайн интерьера. Он использовал гротескную стелу не только на стеновых панелях, но и на гобеленах, изготовленных гобеленовыми мастерскими Обюссона . Его множество разнообразных других дизайнов включали в себя богато украшенный дизайн транца военного корабля Soleil Royal (1670 г.), названного в честь короля.

Помимо внутреннего убранства, он проектировал костюмы и декорации для королевских театров, в том числе для оперы « Амадис » Жана-Батиста Люлли в Театре Пале-Рояль (1684 г.) и для оперы-балета Les Saisons преемника Люлли. , Паскаль Коласс , в 1695 году.

  • Людовик XIV в Большой карусели 1662 года

  • Арабески, созданные Жаном Береном Старшим

  • Берен Эскиз декорации к опере « Амадис » Жана-Батиста Люлли (1684)

  • Эскиз Берен для транца военного корабля Soleil Royal имени Людовика XIV (1670 г.)

Французский сад [ править ]

Один из самых прочных и популярных форм стиля Людовика XIV является Jardin по-французски или французский формальный сад , стиль , основанный на симметрии и принцип наведения порядка на природу. Самый известный пример — это Версальский сад, спроектированный Андре Ленотром , который вдохновил копий по всей Европе. Первым важным французским садом был замок Во-ле-Виконт , созданный для Николя Фуке , управляющего финансами Людовика XIV, начиная с 1656 года. Фуке поручил Луи Ле Вау спроектировать замок Шарлю Ле Бруну.Создавал статуи для сада, а Андре Ленотр создавал сады. Впервые сад и замок были идеально интегрированы. Грандиозная перспектива на 1500 метров простиралась от подножия замка до статуи Геркулеса Фарнезского; и пространство было заполнено партерами из вечнозеленых кустов с орнаментом, окаймленных цветным песком, а аллеи были украшены через равные промежутки времени статуями, бассейнами, фонтанами и тщательно вылепленными топиариями . «Симметрия, достигнутая в Во, достигла уровня совершенства и единства, с которым редко можно было сравниться в искусстве классических садов. Замок находится в центре этой строгой пространственной организации, которая символизирует силу и успех».

Сады Версаля, созданные Андре Ленотром между 1662 и 1700 годами, были величайшим достижением французского формального сада. Это были крупнейшие сады в Европе площадью 15 000 га, расположенные по оси восток-запад по ходу солнца: солнце взошло над Двором чести, осветило Мраморный двор, пересекло замок и освещал спальню короля и находился в конце Большого канала, отражаясь в зеркалах Зеркального зала . В отличие от грандиозных перспектив, доходящих до самого горизонта, сад был полон сюрпризов: фонтаны, маленькие сады, наполненные скульптурами, которые обеспечивали более человеческий масштаб и интимные пространства. Центральным символом сада было солнце; герб Людовика XIV, иллюстрированный статуей Аполлона в центральном фонтане сада . «Взгляды и перспективы во дворец и из него продолжались до бесконечности. Царь правил природой, воссоздавая в саду не только свое господство над своими территориями, но и над двором и своими подданными».

  • Гравюра XVII века садов Во-ле-Виконта

  • Сады Версальского дворца

  • Басин d’Apollon в садах Версаля

  • Партеры Версальской оранжереи

  • Сады Большого Трианона Версальского дворца

Кровати

При Людовике XV спальня была местом церемоний; формальное пробуждение короля в его постели камеры (даже если он на самом деле спал в другом месте) было официальное мероприятие, на котором присутствовали члены Суда и посетителей дворца. Форма кровати и ее покрытия изменились при Людовике XV. Ранние грядки имели четыре стойки и навес, подвешенный к прямоугольной форме сверху. При Людовике XV возникла Lit à la polonaise ( польская кровать ) с балдахином, подвешенным к подобной короне конструкции; и Lit à la Duchesse , где навес поддерживался только с одного конца. Кровать обычно отделялась от остальной комнаты балюстрадой, а стулья расставлялись снаружи балюстрады, чтобы Суд мог засвидетельствовать формальное пробуждение.

Известный Encyclopédie из Дени Дидро и Д’Аламбер (1751-72) включены изображения кровати а — ля полонез , а ля Turque (более богато и экзотическая версия герцогиня) и кровать помещена в нише. (Том 8, стр. 216).

Внутреннее убранство [ править ]

Внутреннее убранство во время правления Людовика XV разделилось на два периода; Первый особенно отличался орнаментом рокайль , скульптурными извилистыми изгибами и контр-изгибами, часто с цветочными и растительными узорами, нанесенными на панели стен, часто с медальонами в центре. Панно больших зеркал обрамляли, часто обрамленные скульптурными пальмовыми листьями или другим цветочным орнаментом. В отличие от стиля рококо орнамент обычно был сдержанным, симметричным и уравновешенным. В ранний период этого стиля дизайн часто вдохновлялся французскими версиями китайского искусства, животными, особенно обезьянами ( нижнее белье ) и арабесками, или темами, взятыми из работ художников того периода, включая Жана Берена Младшего , Ватто иЖан Одран .

После 1750 года, в ответ на излишества более раннего стиля, узоры и лепнина на внутренних стенах были белыми или бледными, более геометрическими, украшенными скульптурными гирляндами, розами и коронами и украшенными узорами, вдохновленными Древней Грецией и Римом . Этот стиль был найден в Salon de Compagnie в Пти-Трианон , и он был предшественником стиля Людовика XVI .

  • Палата принца, Отель де Субиз (1735–1740 гг.)

  • Отель де Рохан, Кабинет певцов , с причудливыми изображениями обезьян

  • Начало внутренней лестницы Малого Трианона (1764 г.)

  • Салон компании Малого Трианона (1765 г.)

Начало правления

В 1726 году Людовик объявил о готовности править самостоятельно. Герцога де Бурбон король отослал подальше и наконец стал полноценным правителем. Однако лишь на первый взгляд. В действительности же государством управлял кардинал де Флери. Он играл ту же роль, что и некогда Ришелье.

Коронация Людовика XV

До 1743 года, то есть вплоть до своей смерти, де Флери решал все важные государственные задачи. Король тем временем предавался любимым увлечениям. Прежде всего охоте. Время от времени захаживал в театр, вечера предпочитал коротать за картами. Версаль с шумными церемониями раздражал монарха. Комфортнее он чувствовал себя в других замках.

Кардинал, в руках которого была сосредоточена власть, избегал кардинальных мер. Он не делал решительных политических шагов, что способствовало ухудшению экономического положения. Особенности правления де Флери – отсутствие реформ, нововведений. Кардинал освободил представителей духовенства от налогов и повинностей. Навязчиво преследовал инакомыслящих, а в финансовых вопросах проявляла полное незнание.

Кардинал де Флери

Де Флери избегал войн. Всё же кровавые столкновения имели место. В результате военного конфликта за польское наследство к Франции была присоединена Лотарингия. Борьба за австрийское наследство привела к Ахенскому миру.

Людовик почитал искусство и литературу. В то время, когда де Флери руководил страной, король поддерживал архитекторов, живописцев, скульпторов, поэтов, поощрял медицину и естественные науки. По приблизительным подсчетам, он приобрёл 800 полотен. Сколько денег Людовик XV потратил на мебель и прочие элементы декора, неизвестно.

Предыстория

Идея создания светского учебного заведения для девочек появилась ещё у Людовика XIV, вошедшего в историю под прозвищем Король-Солнце. Он организовал пансион Сен-Сир (также назывался институтом святого Людовика), где обучались представительницы дворянских родов.

По окончанию этой школы девушки становились завидными невестами. Помимо прекрасных манер и образованности, выпускницы получали немалое приданое. В целом, всё было благопристойно и красиво.

Ученицы Сен-Сира под руководством Расина разучивают текст драмы «Эсфирь»

Совсем иные времена наступают после восхождения на французский престол Людовика XV. По его инициативе также был организован пансион, названный “Оленьим парком”. Изначально именно так назывался весь квартал, где располагался особняк, а в дальнейшем название закрепилось за конкретным местом.

В прежние времена “Олений парк” служил охотничьими угодьями для Людовика XIII, а вот при его сыне здесь проживали музыканты и артисты, дававшие представления при дворе.

Но известность свою особняк получил лишь при Людовике XV, хотя слава эта была весьма неоднозначной. Ещё до появления школы многие представители французской знати и, в частности, королевские особы использовали это место для встреч с любовницами.

Вход в Олений парк, французская гравюра

Предметы обстановки[ | код]

Мебель, характерная для стиля Людовика XV | код

Предметы обстановки содержат исключительно небольшую мебель.

Выпускается, в основном, следующая мебель:

  • малые комоды с двумя выдвижными ящиками и скрытыми перекладинами;
  • маленькие столики или сервировочные столики;
  • кресла и стулья всех видов;
  • игровые столы.

Мебель, появившаяся впервые | код

Канапе

  • Стулья выполняются либо с прямой и плоской спинкой, которую называли «спинка королевы», либо с вогнутой спинкой, которую называли «кабриоль», с разнообразными резными выемками
  • Канапе (оттоманка)
  • Бержер (глубокое кресло), подходящее для дам в платьях с панье (каркас китового уса), имеющее подушку и обитое роскошным шелком с узорами китайского орнамента и цветов
  • Секретер с наклонной плоскостью, который вскоре уступит место секретеру-цилиндру
  • Книжный шкаф
  • Туалетный столик
  • Кровать по-польски: две спинки, на которые спускаются четыре занавеси драпировки, расходящиеся по углам. Кровать по-турецки: три спинки, одна из которых прилегает к стене.

“Школа” для избранных

Доступ к “Оленьему парку” был открыт лишь для немногих. Конечно, король мог бывать здесь в любое удобное ему время — на “небожителя” запреты не распространялись. Французский монарх славился своим любвеобильным нравом. Его супруга, Мария Лещинская, не отличалась подобной страстью натуры.

После тринадцатой беременности королева заявила, что более не намерена исполнять супружеский долг. При этом она не препятствовала романам мужа “на стороне”.

Самого же Людовика наличие законной супруги и множества фавориток не смущало, а потому штат его любовниц постоянно расширялся. Современники даже посмеивались, отмечая, что, если бы можно было собрать всех детей, рождённых от монарха, ими легко заселили бы небольшой городок.

Алексис-Симон Белль «Мария Лещинская и дофин Людовик»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: