Художественные средства соцреализма
- Масштаб
Масштабность и размах был принят в массовых сценах и в пейзажах. Не стремительная вертикальность линий или динамика диагонали, а статичное, ориентированное горизонтально, раздолье олицетворяло просторы России. Это можно увидеть у Ф. Шурпина в «Утре нашей родины», хотя здесь пейзажная панорама служит лишь фоном для масштабной фигуры вождя. Присутствие Сталина ощущается и на других полотнах, даже там где его нет.
- Апофеоз
Апофеозные работы писались не только на основе исторических или тематических линий, но и на основе обычной жизни. Например, авторы С. Герасимов и А. Пластов отобразили моменты сельского торжества в одноименных полотнах «Колхозный праздник» 1937 г. Здесь все как тогда было принято: изобилие, ощущение радости, полноты жизни, исполнения надежд.
- Гиперболизация
В это время часто изображаются гигантские строительства, индустриальные темы, в которых присутствует гиперболизированность.
Все основные черты живописи соцреализма есть в картинах:
- гигантизм,
- пафосность объемов и масштабов.
Это хоть и не имеет прямых формулировок, но очевидно в тематике, в самой манере письма, полотно становится плотнее и тяжелей. Особенно проявили себя в написании индустриальных пейзажей бывшие бубнововалетцы. Таковы мотивы у Лентулова в «Крекинге нефтеперерабатывающего завода» в цикле о керченских рабочих. Материальность, характерная для подобной манеры письма, пришлась кстати.
- Монументализм
Монументализм присутствует во всем, даже в натюрмортах. Сами названия несут налет эпичности. Машков именует свои работы: «Советские хлебы», «Снедь московская». П. Кончаловский, также из числа бубнововалетцев, в 1941 году написал «Алексея Николаевича Толстого в гостях у художника». Мы видим на столе не просто изобилие, а огромные куски окорока, рыбы, целую курицу, овощи, рюмки разных размеров для напитков. Монументализм свойственен для всего, принимается все грузное, крупное. Так, Дейнека даже спортсменов изображает мощными и полнотелыми. А. Самохвалов в своем цикле про метростроевок выписывает дородные, но красивые женские фигуры. Они воплощают созидание, всемогущество, силу.
- Умеренность
Изобразительное искусство становится более тяжеловесным, плотным, густым, но эта густота имеет меру. И такая умеренность являлась также обязательной чертой. Излишнее выпячивание собственного стиля или манеры письма не поощрялась, хотя и сглаженность не приветствовалась. Необходимо было показать мазок, чтобы сразу было видно, что мастер немало потрудился. Использование различных приемов считалось посредничеством, это мешало художнику быть искренним.
- Лиризм
Для разных сюжетов использовались разные манеры письма и подходы. Лирическая тема подчеркивалась ахроматичным импрессионизмом. Это заметно у Ю. Пименова в цикле о «Новых кварталах» или в более ранней «Новой Москве». Даже в пафосных полотнах звучат ноты дождливого летнего утра или атмосферы ливня, го они излучают теплоту и человечность. К таким можно отнести « Иосифа Сталина и Климента Ворошилова в Кремле» Герасимова.
- Футуристический вектор
В произведениях советского периода прослеживается футуристическая направленность – нацеленность на будущий результат революционного обновления. Неизбежность победы социализма проявляется признаками уже наступившего будущего в сегодняшней жизни. Наблюдается уникальное явление, при котором настоящее время уже и есть будущее. Достигнут исторический пик, далее никакого будущего не следует. И герои полотен Дейнеки не просто стахановцы, они подобны богам, смотрящим не на тебя, а в вечность, которая уже с нами.
Вершины социалистический реализм достигает в конце тридцатых годов, где обязательный герой Сталин, тут можно перечислить разных авторов. Несколько полотен того времени есть у художников жанра Ефанова и В.Сварога. Сюжеты на них словно библейские явления чуда. В этот период социалистический реализм становится сбывшейся тоталитарной утопией. Он как бы застывает во времени, становится академично монументальным.
Наша презентация темы
Альтернативная живопись советского периода
Все другие направления оказываются в забытье. Хотя художники имели ниши, где можно было творить, но они были незаметны. В 1935 году специалисты старой школы объединяются в Мастерскую монументальной живописи, но и такие объединения были недолговечны.
Парадоксальность того времени заключается в том, что искусство тоталитарное декларирует человечность, заботу о человеке, но в пафосе авангарда, чрезмерной увлеченностью революционным построением нового мира, не остается места отдельному человеку. А «подшкафное» альтернативное творчество отображает индивидуальность, человечность.
Жанры живописного соцреализма
В соцреалистической живописи СССР была жесткая иерархия жанров. Во главе находилась определенная тема с точно размещенными акцентами, в основе ее лежала современность.
Если картина имела историческую подоплеку, то сюжет словно обещал прекрасное сегодня, показывая революционное развитие, как и провозглашалось в определении социалистического реализма. Часто в таких работах просматривается конфликт противоборствующих сторон, но та, на чьей стороне правда, очевидна была с первого взгляда. Это отлично выражено в холсте «На старом уральском заводе». Иогансон поместил рабочего в луче света, а фигура хозяина находится в тени, да и внешне он неприятен. В «Допросе коммунистов» также малосимпатичные лица белогвардейцев находятся в тени, а жирный складчатый затылок офицера вызывает отвращение.
- Исторические сюжеты
Тематические полотна с революционным содержанием перекликались с историческими. Многие из них были созданы после победы над Германией. Жанрово они были близки к тем, что упомянуты выше и наполнены театральностью, апофеозом. Это хорошо видно у А. Бубнова в «Утре на Куликовом поле». Здесь воины застыли в ожидании решающего сражения.
- Портрет как просвещение
Портреты стали своеобразным приемом для прославления выдающихся личностей, заслуживших своей деятельностью право на то, чтобы их запечатлели.
Это также являлось и источником просвещения. Часто герои представлены в процессе труда: в кабинете или в лаборатории, на операции, как Юдин или во время творческого процесса, как Мухина у М. Нестерова. В последние десятилетия XIX в. он расписывал храмы и создал много полотен о святой Руси. При Советах, обратившись к другому жанру, он стал самым востребованным портретистом. У него учился П. Корин, его же портреты настолько грандиозны и величественны, что их можно сравнивать с памятниками.
Меж тем, в портрете, особенно женском, в фактуре, антураже чувствуется материальный натиск. Тяжелые ткани: бархатные и плюшевые складки, меховые накидки и горжетки, все со следами былой роскоши. Таковы салонные портреты актрисы Зеркаловой Б. Иогансона, И. Машкова — «Дама в голубом».
Отличие социалистического реализма от буржуазного
Н.И.Бухарин
На Первом всесоюзном съезде советских писателей (1934) своеобразие метода социалистического реализма обосновывали А.А.Жданов, Н.И.Бухарин, Горький и А.А.Фадеев. Политическую составляющую советской литературы акцентировал Бухарин, который указывал, что социалистический реализм «отличается от простореализма тем, что он в центре внимания неизбежно ставит изображение строительства социализма, борьбы пролетариата, нового человека и всех многосложных «связей и опосредований» великого исторического процесса современности… Стилевые особенности, отличающие социалистический реализм от буржуазного… ближайшим образом связаны с содержанием материала и целеустремлений волевого порядка, диктуемого классовой позицией пролетариата» (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, 1934).
Фадеев поддерживал высказанную раньше Горьким мысль о том, что в отличие от «старого реализма — критического… наш, социалистический, реализм — утверждающий. Речь Жданова, его формулировки: «изображать действительность в ее революционном развитии»; «при этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма», — легли в основу определения, данного в Уставе Союза советских писателей.
Программным явилось и его утверждение, что «революционный романтизм должен входить в литературное творчество как составная часть» социалистический реализм (там же). В преддверии съезда, узаконившего термин, поиски его определяющих принципов квалифицировались как «Борьба за метод» — под таким названием в 1931 вышел один из сборников рапповцев. В 1934 была опубликована книга «В спорах о методе» (с подзаголовком «Сборник статей о социалистическом реализме»). В 1920-х шли дискуссии о художественном методе пролетарской литературы между теоретиками Пролеткульта, РАПП, ЛЕФа, ОПОЯЗа. Пафосом борьбы были «насквозь» пронизаны выдвигавшиеся теории «живого человека» и «производственного» искусства, «учебы у классиков», «социального заказа».
Понятие и истоки соцреализма в литературе ХХ века
Соцреализм – это направление в искусстве и литературе популярный в XX веке. Он был распространен в искусстве СССР и социалистических стран.
Социалистический реализм или кратко соцреализм появился в XX веке на фоне сложных социально-экономических перемен, в том числе и прекращение НЭПа. Соцреализм был закреплен как направление литературы и искусства в 1934 году. Однако первый раз термин «Социалистический реализм» увидел свет в 1932 году в «Литературной газете» в статье И. Гронского. Его появление связано с Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Соцреализм – метод в литературе, предложенный своим потенциальным последователям как готовый. Его основным идеологом стал А.В.Луначарский. Он был революционером и значимым политическим деятелем в СССР.
А.В. Луначарский
Именно он разработал теоретические основы соцреализма с опорой на марксистскую идеологию. А.В. Луначарский считал, что советский человек нуждается в реализме, но таком который бы подчеркивал особенность советского человека. А.В. Луначарский характеризовал социалистический реализм как «… широкую программу, он (соцреализм) включает много различных методов».
Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде Союза Писателей. Официальное определение соцреализма приведено ниже.
Термин соцреализм был официально утвержден Иосифом Виссарионовичем Сталиным. После этого именно соцреализм стал основой советской культуры и искусства на целые 60 лет. Долгие годы шли споры о методе соцреализма, о его сочетаемости с другими направлениями, оттачивались средства, методы выражения мысли советских писателей.
Соцреализм в литературе был распространен до 50-х годов. После смерти Сталина значение социалистического реализма в литературе значительно снизилось.
Первые картины соцреализма
Ярким примером жанра может служить работа Дейнеки «Стахановцы» ( 1937 г). Колонны демонстрантов в ослепительно белых одеждах с восторженными лицами шествуют в направлении, которое символично задает Ленин, парящий над всеми на заднем плане. Панно в духе апофеоза дает понимание о стиле, который монополизировал советское искусство на последующие почти 4 десятилетия. Похожее композиционное решение использовано в огромном коллективном панно (руководитель В. Ефанов) «Знатные люди страны Советов»: те же колонны демонстрантов в белых одеждах на первом плане, малыши на плечах героев труда и аксакалы в национальных одеждах.
Сообщества художников
Государство выступало основным заказчиком и потребителем нового искусства. Культура же была агитационным и пропагандистским средством. Реалии времени заставляли художников, отображая в живописи соцреализм, создавать то, что необходимо было государству. И это имело отношение как к тематике, так и к способу отображения, к форме. Заказ не обязательно был прямой, мастера творили по собственному желанию, но существовала определенная властная инстанция, которая решала вопросы о присутствии картины на выставке, о поощрении творчества или его порицании. Зачастую роль такой инстанции брали на себя критики. И хотя определенных норм и канонов в советской живописи соцреализма не существовало, рецензенты отлично воспринимали и передавали идеологические запросы от высших эшелонов власти. Они творили суд над творчеством художников и выносили приговор. Тон критики мог быть нелестным, издевательским, растаптывающим и карательным.
Основы системы государственного заказа были заложены еще на заре Советской власти, а поставщиком была Ассоциация художников революционной России. В ее обязанности входило выполнение соцзаказов государственных органов. Но в то время существовали и конкурировали между собой другие сообщества, отражающие различные направления. Победителем в этой конкурентной борьбе вышел АХРР. Он своей эстетикой наиболее соответствовал чаяниям власти и вкусам масс. Сюжеты членов Ассоциации иллюстрировали и протоколировали то, что происходило в жизни, они были всем ясны и понятны. Такая эстетика легла в основу советского живописного соцреализма после насильственного расформирования всех других обществ к началу тридцатых годов.
Особенности поздней истории жанра
Позже, в 50-х годах, когда Сталина, олицетворяющего в себе стиль тоталитаризма, уже нет, социалистический реализм попытается присвоить черту человечности.
Предвестником этого направления стали полотна художника А. Пластова. Особенно пронзителен его сюжет о бессмысленной смерти пастушка в «Фашист пролетел» 1942 г.
Хорошо видно, как меняется государственная интонация на семейную у Ф.Решетникова.
Он показывает простых людей, моменты частной жизни, таковы — «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». На эту тему откликается Пименов. Очень сентиментально и поучительно лактионовское «Письмо с фронта». Его можно описать, как соцреалистический обывательский стиль.
Этот период, как лебединая песнь соцреализма в живописи, до распада СССР он еще просуществует, но будет на излете своих возможностей. В годы оттепели появятся новые стили и другие мастера. Творения андеграунда заставят иначе взглянуть на мир советского искусства.