§ 4. эстетические эмоции

Введение

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

Формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности

4 стр., 1990 слов

Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического …

..

возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важне?и?шему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности

О …

По мнению советского педагога и живописца Бориса Михайловича Неменского, «система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Чувства, производные от 4 базовых эмоций

Психологи считают, что все многообразие чувств строится вокруг 4 базовых эмоций, от которых берут свои начало другие. Это:

  • страх;
  • грусть;
  • злость;
  • радость.

Страх

Определение

Страх — это мощная отрицательная эмоция. Ее человек испытывает тогда, когда узнает об угрозе для себя, своих близких и всего того, что ему дорого. Чувство страха не всегда бывает обоснованным.

Часто у людей бывают надуманные причины для его возникновения, но при этом интенсивность и сила эмоции от рациональности происходящего не зависят.

Под воздействием страха у человека рождаются другие эмоции, негативной окраски:

  • ужас;
  • испуг;
  • тревога;
  • беспокойство;
  • отчаяние;
  • подозрение;
  • растерянность;
  • сомнение; 
  • оцепенение.

Грусть

Определение

Грусть — одна из самых распространенных негативных эмоций, приводящая к депрессивному состоянию и стрессу. Находясь в состоянии страдания, человек испытывает душевную боль, плохо чувствует себя как морально, так и физически.

Производными чувствами от грусти являются:

  • горечь; 
  • тоска; 
  • скорбь; 
  • отчаяние; 
  • беспомощность; 
  • безнадежность; 
  • разочарование; 
  • потрясение; 
  • сожаление; 
  • печаль;
  • горе. 

Злость

Определение

Злость — это ярко выраженное отрицательное отношение человека к определенным людям, словам или действиям, вступающих в противоречие с ожиданиями или желаниями индивида.

Другими проявлениями злости могут быть:

  • гнев;
  • ярость;
  • бешенство;
  • раздражение;
  • ненависть; 
  • негодование;
  • обида; 
  • презрение; 
  • неприязнь; 
  • зависть; 
  • досада; 
  • возмущение; 
  • отвращение. 

Радость

Определение

Радость — это положительная эмоция, возникающая в результате получения человеком того, чего он хотел. Это позитивная реакция на неожиданное удовлетворение потребности.

От чувства радости у человека может происходить формирование схожих по ощущению эмоциональных состояний:

  • счастье;
  • восторг; 
  • эйфория
  • возбуждение; 
  • надежда; 
  • восхищение; 
  • удовлетворение;
  • нежность;
  • любовь.

Виды и типы эстетического знания

Эстетика помимо всего прочего напрямую находится под влиянием взглядов философии на неё, потому по определённым установкам современные учёные поделили эстетику на несколько видов:

  • Эмпирическая эстетика;
  • Психологическая;
  • Формальная;
  • Нормативная;
  • Спекулятивная.

Как видно из названий, руководством для деления на виды служили сферы жизни. Его психологические особенности, состояние, его способность ощущать, трогать, его чувство справедливости и правильности.
Помимо видов эстетику наука подразделяет на два типа:

  • Эксплицитная эстетика. Изначально это философская теоретическая дисциплина, которая стала отдельной в 18-м веке.
  • Имплицитная эстетика. Она представляет собой осмысление эстетического опыта, самоопределение внутри других сфер жизни.

Разделение эстетического знания на самостоятельные виды, типы не означает, что оно абсолютно разное. Эстетическое знание наступает целиком, подразделение на группы лишь облегчает его понимание как самостоятельной части философии.

Категории Эстетические

Формирование форм эстетического сознания невозможно без эстетических категорий, определяющих ориентацию и природу переживания. Они включают в себя:

  • Прекрасно,
  • Восхитительно,
  • Трагично,
  • Смешно.

Красота — это общая эстетическая категория, характеризующая полную гармонию объекта, его совершенство, равновесие и целостность. Красота контрастирует с уродливостью, которая не имеет ни формы, ни гармонии и выражается хаотично.

Возвышенное предполагает превосходство духовного над физическим в объекте, его способность возвышать зрителя над обычным бытием, обращать его к вечным проблемам и философским переживаниям.

Трагедия и комедия — это взаимосвязанные категории, отражающие конфликт между необходимостью и свободой, духовным и бытовым в жизни человека, его индивидуальными устремлениями и социальными требованиями. Трагическое связано с борьбой и преодолением земных уз, через жертвы и лишения; комическое же изображает сцены злоключений временной победы мирского над возвышенным, социальными противоречиями и страданиями, которые все же получают свое разрешение (иначе комическое превращается в страшное).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема человека в истории философии
  2. Диалогическая антропология М. Бубера
  3. Философия религии П. Тиллиха
  4. Идеи античной классики (этическая концепция сократа, объективный идеализм платона, философская система аристотеля)
  5. Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия
  6. Точки соприкосновения и расхождения
  7. Проблема определения понятия «гуманизм» в философии
  8. Идея закона в философии
  9. Эстетика Ницше
  10. Человек в философии Ф. Ницше

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа – альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

Эмпатия у детей

Итак, среди чувств у маленьких детей одним из первых формируется эмпатия — способность к сопереживанию и сочувствию. Эмпатия знакома ребёнку уже с первого года жизни! В раннем возрасте она носит глобальный характер, так как маленький ребёнок ещё не отделяет себя от окружающих и реагирует на произошедшее с другим человеком как на событие, произошедшее лично с ним. На втором году жизни характер эмпатии меняется. Ребёнок уже понимает, что больно не ему, а другому малышу, но его состояние он воспринимает как своё собственное.

В двух-трёхлетнем возрасте эмпатия проявляется в том, что ребёнок уже может утешить плачущего — гладит его по голове, просит: «Не плачь!»Малыш уже способен разделить с родителями или сверстниками удовольствие, угостив их конфетой или поделившись своими игрушками.

Откуда берётся эмпатия? Она образуется из распознавания и понимания эмоций. Дети учатся распознавать эмоции ещё в младенчестве, когда мама и папа выражают свои чувства по отношению к ним. Например, мама, наполненная нежностью по отношению к своему чаду, говорит ему: «Я тебя так люблю, так люблю, что сейчас поцелую, поцелую, поцелую!» — и целует малыша в щёчки, ручки и ножки.

Родители, расстроенные поведением ребёнка, показывают ему недовольство, выражая свои чувства словами: «Я расстроилась, потому что ты разбросал игрушки и не хочешь их собирать. Теперь у меня испортилось настроение, и я не могу с тобой играть, пока мы не приберём в комнате».

Или: «Я обиделась, потому что ты кидался игрушками и попал в меня. Мне больно. Теперь я не могу продолжать читать тебе книжку»

Подобными объяснениями мать учит ребёнка обращать внимание на то, как его поведение отражается на окружающих. И тем самым стимулирует ребёнка исправить своё поведение поступками

Так, в первом случае мать предлагает малышу убрать игрушки на место: «Ты наведёшь порядок в комнате (имеется в виду с помощью мамы), у меня поднимется настроение, и я с тобой поиграю». Во втором случае мать призывает малыша извиниться за причинённую ей боль, пожалеть её и больше не кидаться игрушками, если в комнате есть другие люди. Точно так же родители объясняют ребёнку эмоции других людей: «Видишь, девочка плачет. Она расстроилась, потому что с ней не поделились игрушкой. Давай порадуем её, предложим ей наши игрушки. Что ты можешь дать ей на время?» Подобные объяснения развивают в ребёнке чуткость, умение сопереживать, стремление помогать другим.

Читая с малышом книгу, родители таким же образом объясняют ему рисунки в книжке. Например: «Мишка топнул ногой, потому что рассердился. Посмотри, какое у него сердитое лицо: брови нахмурены, рот приоткрыт». Или: «Зайка расстроился. Видишь, у него грустное лицо и слёзки на щёчках».

Внимание!Важно научить малыша различать эмоции других людей. На основе этого у ребенка сначала появляется умение сопереживать и сочувствовать, позже — к 7-8 годам — формируется совесть, и к 12-летнему возрасту — умение любить.Общайтесь со своим крохой, выражайте свои эмоции и чувства, называйте их словами и объясняйте, почему они возникли. Помогите малышу научиться различать его собственные эмоции — точно так же называйте их словами (ты расстроился, потому что…)

Учите его выражать свои чувства в адекватных формах поведения — вместо того, чтобы упасть на пол и колотить по нему ногами, объяснить свои чувства словами и попробовать найти компромисс. Всем маленьким детям присуща эмпатия. Злыми и агрессивными их делает неправильное воспитание

Помогите малышу научиться различать его собственные эмоции — точно так же называйте их словами (ты расстроился, потому что…). Учите его выражать свои чувства в адекватных формах поведения — вместо того, чтобы упасть на пол и колотить по нему ногами, объяснить свои чувства словами и попробовать найти компромисс. Всем маленьким детям присуща эмпатия. Злыми и агрессивными их делает неправильное воспитание.

Функции эмоций человека

  • Сигнальная – возникшие эмоции информируют о том, как идет процесс удовлетворения потребностей человека.

  • Мотивационно-регулирующая – эмоция сообщает субъекту о характере воздействий внешней среды и побуждает к определенным действиям.

  • Коммуникативная – доказывает, что без эмоционального проявления невозможно представить какое-либо взаимодействия между людьми. Демонстрируя свои переживания, собеседники воздействуют на эмоциональную сферу друг друга и вызывают ответные эмоции и чувства.

  • Защитная – сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал об опасности.

Каждое эмоциональное волнение проявляется:

  • обострением чувств;

  • усилением кровообращения;

  • учащением дыхания;

  • напряжением мышц;

  • повышением уровня адреналина;

  • изменением размера зрачка.

Таким образом мозг подготавливает организм к быстрому реагированию в случае возникновения опасности. Каждый человек по-своему воспринимает происходящие с ним события, поэтому переживания всегда субъективны.

Настроение

Настроение довольно инертно. Особенно это касается перехода из плохого настроения в хорошее. Как известно, испортить настроение значительно легче, чем поднять его. Даже если действие угрожающих факторов уже давно сведено на нет, инстинктивно человек продолжает еще какое-то время «быть начеку».

Положительные эмоции во время хорошего настроения — фактически есть плата за успешное преодоление проблемной ситуации («ты успешно решил проблему — поэтому ты молодец»). Отрицательные эмоции во время плохого настроения — дополнительная мотивация к тому, чтобы человек быстрее справился с проблемной ситуацией.

Так это задумано природой. Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением. Наркотики, азартные игры и другие аддикции позволяют на время забыть про проблемы, снизить тревожность, создать на время иллюзию того, что все нормально, и тем самым поднять настроение. Помогает и погружение в атмосферу коллективного веселья. Когда все вокруг веселятся — это признак того, что все идет нормально. Плохо только то, что забытая проблема не есть решенная проблема. И манипулирование своим настроением есть на самом деле раскачивание маятника настроения. Чем веселее сегодня, тем грустнее завтра.

Виды эмоций:

  • Альтруистические эмоции
  • переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: приносить другим радость, чувство беспокойства за кого-либо, забота, сопереживание, чувство надежности, умиление, чувство преданности, участия, жалости.
  • Коммуникативные эмоции
  • возникают на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к кому-либо, чувство признательности. благодарности, обожания, желание заслужить одобрение.
  • Глорические эмоции
  • связаны с потребностью в самоутверждении: стремление завоевать признание, почет, чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш, чувство гордости, превосходства.
  • Праксические эмоции
  • вызываемые деятельностью, ее успешностью и неуспешностью, трудностями ее осуществления: желание добиться успеха, чувство напряжения, увлеченность, любование результатами свой деятельности, приятная усталость.
  • Пугнические эмоции
  • происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство азарта, решительность, предельная мобилизация физических и умственных способностей.
  • Романтические чувства
  • стремление ко всему необыкновенному, таинственному, стремление к необычайному. неизведанному, ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, все кажется иным необыкновенным, полным значимости и тайны, чувство зловеще-таинственного.
  • Гностические эмоции
  • связаны с потребностью в познании: стремление понять, чувство удивления и недоумения, чувство ясности или смутности мысли, стремление преодолеть противоречия, чувство догадки, близости решения, радость открытия истины.
  • Эстетические эмоции
  • связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты, наслаждение красотой, чувство изящного, грациозного, чувство возвышенного, чувство светлой грусти и задумчивости, растроганность, горько-приятное чувство одиночества.
  • Гедонистические эмоции
  • связаны с удовлетворением потребности в душевном и телесном комфорте: наслаждение от вкусной пищи, тепла, чувство беззаботности, безмятежности, сладострастие.

Эмоциональное развитие подростка

Подросток — Эмоции и чувства.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все.

Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства. Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

События

Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях

Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей

Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого

Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости».

Виды эмоциональных переживаний человека

В психологии выделяют следующие виды эмоций у человека:

Аффекты

Это очень сильное эмоциональное переживание, которое возникает при невозможности выхода из критической ситуации. В этот момент происходит торможение других психологических процессов. Сильное душевное волнение сужает сознание и ограничивает волю. Случаются кратковременные эмоциональные вспышки в виде ярости, отчаяния, ужаса и горя. Этот вид переживаний считается самым сильным.

Настроение

Это общий эмоциональный фон человека в текущий момент. Оно имеет большое значение для индивида и считается самым долговременным внутренним состоянием, которое передает оценку событий, происходящих с ним.

Бывает, что мотивы настроения неочевидны. Каждый из нас сталкивался с беспричинной радостью или печалью.

В основном настроение зависит от многих моментов. Они могут быть связаны с работой, взаимоотношениями в семье и событиями, происходящими в настоящий момент или имевшими место в прошлом.

От настроения зависит, как пройдет наш день, а значит, и жизнь. Хорошее – вдохновляет и положительно влияет на продуктивность, здоровье и успешность. Находясь в плохом расположении духа, человек даже стандартные задачи считает непосильной ношей.

Самооценка для человека имеет большое значение. Регулярно пониженное настроение сказывается на ней неблагоприятно. У такого индивида появляется пессимистичный взгляд на жизнь, пропадает желание стремиться к чему-либо и опускаются руки. У людей со здоровой самооценкой чаще наблюдается хорошее настроение. Они уверены в себе и легко идут на контакт с окружающими. Им легче добиваться поставленных целей и выходить из затруднительных ситуаций.

Чувства

Это способность человека выражать и воспринимать окружающий мир, которая побуждает его к определенным действиям. По сравнению с остальными эмоциональными переживаниями это наиболее продолжительное. Для чувств нужен объект, по отношению к которому они будут возникать.

Чувства имеют большое значение в любой сфере жизни. Они провоцируют нас на определенные действия и поступки, которые вызывают положительные эмоции. Поэтому каждый стремится иметь приятное окружение и комфортные условия не только дома, но и на работе.

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства, которые представляют собой отражение отношения к социальным явлениям и их переживаниям. Они бывают:

  • нравственными – зависят от норм и правил, выработанных обществом (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, сочувствие, патриотизм и т. д.);

  • интеллектуальными – отношение человека к познавательной деятельности, проявляется в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении;

  • эстетическими – отношение индивида к искусству и природе (это чувство красоты, гармонии красок, звуков, движения и форм; такие чувства могут вызвать произведения искусства; может быть отображена и негативная эмоциональная окраска – тоска, печаль, страдания).

Это условное разделение чувств человека. На самом деле они многогранны и имеют несколько составляющих. Ошибочно относить их только к одному виду.

Во время общения каждому из нас помогают мимика и жесты. С помощью них можно понять настрой собеседника. Возможно, стоит его ободрить или, наоборот, успокоить излишнюю перевозбужденность.

Эмоции

Это переживания, которые возникли в данный момент. Они имеют продолжительный характер и способны передавать реакцию на события, произошедшие ранее или в настоящее время. Эмоции носят ситуативный характер и выражают реакцию человека на определенные ситуации. Они бывают положительными и отрицательными.

Чувства: механика и функции

Чувства, в отличие от эмоций, устроены более сложно и не всегда играют адаптивную или мотивационную роль в жизни человека.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами.

По своей структуре чувства состоят из двух или более фундаментальных эмоций и логического алгоритма, связывающего их воедино. Например, чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а связывающим алгоритмом является сравнение с человеком, который достиг успеха в значимых для завистника ценностях (материальных или духовных), желание быть на его месте. При этом не стоит путать зависть с чувством здоровой конкуренции — так называемой белой завистью.

Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному, в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.

Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства.

Все чувства можно условно разделить на основные виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные.

1. Нравственные чувства выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе (любовь, това­рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, и др.)

2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством (лю­бознательность, радость открытия, сомнения и др.).

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм, цинизм.

Чувство комического — резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен­ное явление, и тем, за что оно себя выдает.

Юмор — беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен.

Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро-критическое отношение к миру, людям, самому себе.

Сарказм — язвительная насмешка, гневная иро­ния.

Цинизм — издевка, насмешка, основанная на чувстве озлобленности мелкого человека по отношению ко всему, что луч­ше и выше него. Циникам свойственно унижать окружающих.

3. Эстетические чувства проявляются при восприятии или созидании человеком прекрасного. Иными словами, это любовь к красоте. Их объектом являются произведения искусст­ва, природа, люди.

4. Социальные чувства — это чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм.

Функций у чувств много: адаптация, мотивация к определенной деятельности, деструкция, специфическое индивидуальное восприятие реальности, отношение к чему-либо, осознание реальности глубже, чем это может позволить логическое мышление.

Однако основные функции чувств следующие:

1. Оценивающая. Положительные и отрицательные чувства показывают, как человек относится к чему-либо.

2. Побуждающая. Чувства могут побуждать человека к действию или наоборот препятствовать этому.

3. На­правление внимания. То, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: