Кто ввёл термин эстетика?
В научный оборот термин эстетика впервые ввёл в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен. Как и многие другие термины, слово «эстетика» заимствовали с древнегреческого языка, в котором оно звучит как «αἰσθητικός» (эстезис) и означает чувство, или чувственность.
В своей диссертации А. Баумгартен выделил эстетику в отдельную, самостоятельную дисциплину, которая имеет огромное влияние на духовный мир человека.
И. Кант отрицал эстетику как науку о чувственности в силу того, что эстетические суждения – это всего лишь критика вкуса. Если один человек заявит, что это вино божественно, то другой вправе с этим не согласиться и заявить, что оно довольно посредственное.
А. Лосев расширил изучение эстетики, которая прежде изучала лишь «изящное искусство», гармонию и те возвышенные чувства, которые они порождают. По его мнению, эстетика – это наука о любых чувствах вообще. Безобразное, трагическое, комическое, отвратительное, всё это может вызывать сильные эмоции, а значит, должно изучаться в рамках эстетики.
Современное изучение философии вышло далеко за рамки триады, которая заключалась в познании истины, красоты и добра, как единственные основополагающие признаки эстетики.
«Озеро Анси»
Поль Сезанн, «Озеро Анси», 1896 год. Галерея Курто, Великобритания
Освещение, цвет, тени, отблески — это не реальное сущее. Это призраки. Давайте посмотрим на картину Сезанна «Озеро Анси». Что мы видим? Призраки, которые обладают только видимым существованием. Что такое видимое существование? Это существование, которое существует, присваивая наш взгляд. Но призраки видны не всем. Они находятся на пороге нашей возможности вообще что-то видеть. Сезанн соединяет призраки так, чтобы мы их увидели как вещь. На картине какой-то мертвый покой. Огромное дерево повернуто к нам своей черной сущностью. Зеленый и синий цвета создают депрессивное состояние. Люди покинули это место.
Сезанн не допускает на своей картине никаких пустот, никакой свободы.
Всё должно занимать свое место. Ему не нужна глубина, изнанка вещи, ибо там, в изнанке, могут черти прятаться, чтобы строить нам козни.
Сезанн хотел вместо изображения природы получить кусок самой природы. В конце своей жизни он понял, что в природе нет того, что могло бы сделать ее картиной.
Эстетика как поверхностный взгляд на вещь
«Искусство, — пишет Гегель в „Эстетике“, — не является высшей формой духа» и должно получить подтверждение в науке. Человек носит в себе более важные и высокие интересы, чем искусство. Что это за интересы? Это интересы абсолютного духа. Но интересы духа — это не интересы человека. Что же в человеке есть такого, что позволяет ему создавать то, что нужно абсолютному духу, а не ему самому? Гегель на этот вопрос не отвечает. Он пишет:
Гегель не знает, почему человек удваивает себя, почему он творит из себя и для себя то, что он уже есть. Он не знает, для чего человеку внутренняя жизнь. Гегеля интересует не искусство, а эстетика. Что такое эстетика? Это наука об искусстве или, как говорили в России, наука об изящном.
Перспективы человека и отношения с природой
Люди могут ошибаться, проводя аналогию с арт-объектом . Например, песчаный журавль — это не арт-объект; арт-объект — это не песчаный журавль. На самом деле арт-объект следует называть артефактом . Журавль сам по себе является дикой природой и не является объектом искусства. Это может быть связано с определением когнитивного взгляда Сатио. В дальнейшем журавль живет в различных экосистемах, таких как Йеллоустон. Природа — это живая система, в которую входят животные, растения и экосистемы. Напротив, арт-объект не имеет регенерации, эволюционной истории или метаболизма. Человек может находиться в лесу и воспринимать его как красивый из-за обилия цветов, таких как красный, зеленый и желтый. Это результат взаимодействия химических веществ с хлорофиллом. Эстетический опыт человека может увеличиваться; однако ни одна из упомянутых вещей не имеет ничего общего с тем, что на самом деле происходит в лесу. Хлорофилл поглощает солнечную энергию, а остаточные химические вещества защищают деревья от выпаса насекомых.
Любой цвет, воспринимаемый посетителями-людьми в течение нескольких часов, полностью отличается от того, что происходит на самом деле. По словам Леопольда, три характеристики экосистем, которые определяют этику земли, — это целостность, стабильность и красота. Ни одна из упомянутых особенностей не является реальной по своей природе. Экосистемы нестабильны: они резко меняются и мало интегрируются; Следовательно, красота в глазах смотрящего.
История
Эстетика природы развивалась как раздел философской этики. В XVIII и XIX веках эстетика природы выдвинула концепции бескорыстия, изображения и идею позитивной эстетики. Первые крупные разработки природы произошли в 18 веке. Концепция бескорыстия объяснялась многими мыслителями. Энтони Эшли-Купер представил это понятие как способ охарактеризовать понятие эстетического, позже усиленное Фрэнсис Хатчесон, который расширил его, чтобы исключить личные и утилитаристские интересы и ассоциации более общего характера из эстетического опыта. Эта концепция получила дальнейшее развитие Арчибальд Элисон кто относил это к определенному состоянию души.
Мастер убивает красоту. Кто убьет мастера?
Нелепо думать, что искусство существует для украшения жизни, для приспособления к окружающему миру. Человек рождается слепым и глухим. Он ничего не видит и ничего не слышит. Что нас ослепляет? Наш организм — этот внутренний живописец, творец наших галлюцинаций. В попытке содрать эту пелену с наших глаз и ушей рождается искусство. То есть искусство не развлекает заскучавшего человека, а спасает его от глухоты. Дает ему зрение. Заставляет нас вязать связи во времени.
Появление мастера разрушает изначальную калокагатию (идеал). Мастер убивает красоту и заменяет ее техническими приемами. Супрематизм убивает мастера. Для этого он лишает искусство предметности.
Прогулки против бактерий и вирусов
Недавно президент подписал указ о постепенном выходе из режима, принятого для борьбы с коронавирусом. Одним из первых этапов в нём указано разрешение на одиночные прогулки и занятия спортом на открытом воздухе. Человек – социальное существо, многие тяжело переносят самоизоляцию, вынужденное одиночество и нахождение в четырех стенах. Психологи отмечают, что прогулки на открытом воздухе способствуют снижению уровня стресса и успокаивают расшатанные длительной десоциализацией нервы. Единение с природой укрепляет иммунитет, а нахождение на солнце способствует выработке витамина D. За борьбу с бактериями и вирусами в нашем организме ответственны Т-клетки. Недавние медицинские исследования показали, что нахождение под солнечными лучами укрепляет их.
Фитонциды
Лесной воздух имеет сложный состав и содержит полезные вещества. Недавно исследователи открыли, что в нём содержатся фитонциды. Эти летучие соединения стимулируют производство и повышают активность NK-клеток в нашем организме, а производят их растения. Перед лицом глобальной угрозы природа помогает нам бороться и стимулирует нашу иммунную систему, ведь фитонциды помогают организму уничтожать бактерии и вирусы, попадающие в него. Исследования американских медиков доказывают, что прогулки на свежем воздухе и вдыхание легких аэрозольных соединений, производимых лесными растениями – действенное средство, чтобы быть здоровее.
Свежий воздух и стрессы
В расписании любого великого мыслителя, музыканта, художника, ученого или философа всегда находилось место для 15-30-минутных прогулок. Ежедневное нахождение на свежем воздухе стимулирует мыслительную деятельность, улучшает эмоциональное состояние и снижает давление. Единение с природой помогает отвлечься от навязчивых мыслей и проблем, забивающих голову: пение птиц, облака, листья и деревья, покачивающиеся в такт ветру – всё это помогает успокоиться и расслабиться.
В прошлом году университетом Экстера, специализирующимся на медицине, было проведено исследование. Его результаты показали, что всего пара часов в неделю на свежем воздухе укрепляет умственное и физическое здоровье человека
В тесте учитывал доход и физическую активность и доказал однозначную пользу и важность природы в жизни каждого из нас.
После того, как ограничения будут сняты, нахождение в парковых зонах и других местах массового скопления людей на природе будет иметь решающее значение для нашей социализации и нормализации психологического состояния. Стремление к природе, успокоению и умиротворению на свежем воздухе во время кризисов – это нормально, так люди поступали в разное время
Однако, нельзя забывать о том, что после самоизоляции нельзя возвращаться к старому укладу. Социальная дистанция, ношение масок, перчаток и других средств индивидуальной защиты, регулярное мытье рук, использование антисептиков – всё это теперь часть нашей обычной жизни и к этому нужно привыкнуть
Но всё это не должно мешать вам находить время на прогулку в лесу или парке, просто нужно помнить про меры предосторожности
Натурализм и комнатные растения
Нахождение на свежем воздухе – это еще и отличный способ побыть натуралистом. Приложение iNaturalist разработано Национальным географическим обществом США и Калифорнийской академией наук. Оно помогает определить, какое перед вами растение и животное, а также, загрузить ваши результаты в информационный фонд глобального биоразнообразия.
Если снятие ограничений затянется, то вам поможет другой способ единения с дикой природой – комнатные растения. Исследования показали, что пациенты, чьи окна выходили в зону с живыми растениями, после операций нуждались в меньшем количестве обезболивающих и быстрее шли на поправку. Так же работают и живые комнатные растения. Карантин – отличное время попробовать себя в роли домашнего садовода.
Работая дома, постарайтесь чаще смотреть из окна на деревья и другие растения, поставьте комнатное растение на ваш стол, включайте звуки пения птиц, дождя, леса и водопадов. Всё это помогает отвлечься от бесконечного потока новостей. Уделяйте время, чтобы просто полюбоваться на закат или плывущие по небу облака. Природа – отличный источник умиротворения и спокойствия. А также, она поможет укрепить ваше здоровье и иммунитет, не пренебрегайте этим.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.
Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
Цели
В постмодернистском подходе, когда человек занимается эстетической оценкой естественной вещи, мы придаем значение тому, что мы ценим, и в этом смысле мы выражаем и развиваем наши собственные взгляды, ценности и убеждения. Наш интерес к естественным вещам — это не только пассивное отражение наших наклонностей, как Кроче описывает как оценку природы как смотрящую в зеркало, или то, что мы могли бы назвать своей внутренней жизнью; но вместо этого могут быть вещи, с которыми мы сталкиваемся в природе, которые затрагивают и стимулируют наше воображение. В результате мы вынуждены мыслить по-другому и применять мысли и ассоциации к новым ситуациям и способами.
В качестве характеристики оценки искусства эстетики природы утверждают, что постмодернизм — это ошибочная точка зрения, потому что у нас нет ни единого аргумента. Эстетическая оценка искусства регулируется некоторыми нормативными стандартами. В мире искусства критика может иметь место, когда люди собираются вместе и обсуждают книги и фильмы или когда критики пишут оценки публикациям. Напротив, не существует очевидных примеров дебатов и оценок, в которых оцениваются разные суждения об эстетике характера природы.
Чем Хайдеггер отличается от Мерло-Понти
Напомним о том, что Хайдеггер впервые в философии попытался мыслить, исходя из картины Ван Гога «Башмаки». Чем Хайдеггер отличается от Мерло-Понти? Тем, что у Хайдеггера есть философия, а у Мерло-Понти ее нет. Хайдеггер посредством Ван Гога излагает свои мысли. Если Ван Гога поменять на Гогена, то ничего в мировоззрении Хайдеггера не изменится. Философия останется прежней.
Мерло-Понти — феноменолог, ученик Гуссерля. Что он прячет под словом «феномен»? Природу до знания, то есть галлюцинацию. Мерло-Понти посредством Сезанна сочиняет свою феноменологию. Он зависит от художника. Ему мало картин Сезанна. Ему нужен жизненный мир художника. Мерло-Понти говорит о косвенном языке в искусстве, о вибрациях невидимого.
Изъян в рассуждениях философа заключается в неразличении видимого и видимости. Видимое показывает себя тем, что оно есть. Видимость показывает себя тем, что она не есть. Согласно Мерло-Понти, не философия создает оптику для рассмотрения картины художника, а картина художника создает оптику философа для рассмотрения мира. Мерло-Понти хочет стать Сезанном. Зачем? Затем, чтобы увидеть мир таким, каким его видит Сезанн. Но для этого он должен перестать быть философом.
Эстетика: влияние на человека
Эстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы
Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни
Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность
Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности
Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.
Что такое эстетика?
️Как и многие понятия в философии, что такое эстетика простыми словами – объяснить невозможно. Ведь эта наука формировалась веками, и каждый толкователь объяснял это по-разному, то расширяя границы изучаемого, то сужая их.
️Эстетика – это простыми словами чувственность и восприятие прекрасного, где нет места утилитарности и практичности. Эстетика затрагивает лишь духовную сферу, вызывая эмоции от трепета, до благоговения.
️Эстетика в философии – это изучение влияния восприятия картин прекрасного на личность. В средние века в большей степени эстетика служила лишь как вспомогательная дисциплина религии.
️Искусство и творчество формировало отношение человека к богу, и всё прекрасное рассматривалась именно сквозь призму божественности.
️Пифагор находил божественную гармонию в цифрах и перенёс её на музыку. По его мнению, математически правильно рассчитанная длинна струн выдаёт единственно верные гармоничные звуки, способные очищать душу перед обращением к богу.
️В современном мире эстетика воспринимается как наука о прекрасном, в чём бы это прекрасное ни выражалось. Основное – это ощущения, испытываемые человеком и изучение системы его эстетических ценностей.
️Существует проблема, которая возникает из-за невозможности свести всё прекрасное к одному знаменателю. Огромное влияние оказывает субъективное отношение конкретного индивидуума к прекрасному, степень глубины его восприятия и то, что мы называем «вкусом».
О вкусах не спорят, что одному кажется восхитительным, другому покажется обыденным или нелепым. Невозможно составить единую систему ценностей, с которой согласятся все.
Нарратив искусства у Бальзака
Бальзак рассказывает о трех художниках, которые смотрят на одну и ту же картину. Один из них, тот, кто создал эту картину, говорит остальным: на картине вы видите молодую женщину. Она живая. Она мелькнула так быстро, что мы можем увидеть в левом нижнем углу только часть ее голой ноги. Два других художника смотрят во все глаза и ничего не видят. Вернее, они видят холст, а на нем линии, хаос цветовых пятен и фрагмент голой женской ноги. Учитель, сказали они в один голос, но на картине ничего нет. И тогда учитель, а первый художник был для них учителем, и все его называли Богом художников, возмущенно сказал: вы ищете предметы, а не картину. Вы рисуете женщину, но не видите женщины. Вам нужно изображение на плоскости. Мне — живой человек. Любое изображение будет мертвым. Художник тот, кто учреждает на полотне живую женщину, а не ее изображение. Вам нужны пропорции, рисунок и контуры, вы рисуете и затем нарисованное раскрашиваете. Вы не художники, а копиисты. На ваших картинах никогда не будет воздуха, ваши изображения задыхаются, а вы этого не чувствуете. Они у вас не могут даже повернуться. Им некуда идти. А у меня женщина в движении. Вы не видите движение, вы видите его следы. Всё это говорит герой «Неведомого шедевра» Бальзака Френхофер.
Эстетическое сознание
Эстетическое сознание является неточным, достаточно сложным для понимания термином, но определяют его как форму социального и ценностного сознания, которое отражает предметы мира вокруг с точки зрения его чувственных представлений и вкусовой оценки.
Эстетическое сознание существует всего на двух уровнях: на индивидуальном, общественном, эти уровни тесно связаны друг с другом, так как индивид не может существовать без общества, а общество состоит из индивидов. За эстетическим восприятием, которое стоит за сознанием, выступают чувственные переживания каждого индивида, его оценочные суждения о мире, творчестве, это то, в чём личность испытывает потребность и то, что может доставить ей удовольствие. Эти вещи называются прекрасным, под понятие подходит даже феномен «розовые очки», когда кто-то влюбляется, идеализирует свой объект любви во всех планах, включая эстетический.
Эстетическое сознание состоит из нескольких форм, к которым относятся:
- Чувства;
- Оценка;
- Вкусы;
- Идеалы, сформированные с годами.
Сезанн
«Я — Френхофер», — говорит Сезанн. «Что это значит?» — спросил себя Мерло-Понти и стал мыслить, исходя из творчества Сезанна. Давайте вместе почитаем его статью «Сомнения Сезанна», а также его более позднее сочинение «Око и дух».
Мыслить, исходя из картины, — что это значит? Это значит мыслить из видимого, говорит Мерло-Понти. Следует ли отсюда, что мысль художника определяют его глаза? Сезанн говорил, что он мыслит живописью. Но Мерло-Понти не художник. Он не может мыслить живописью. Его мысль совершается в слове. В момент, когда мы мыслим из видимого, нам не нужно путать видимое и видимость. Почему? Потому что видимое связано с вещами. Видимость связана с переживанием видения.
Поль Сезанн, «Похищение», 1867 год. Музей Фицуильяма, Великобритания
Посмотрим на раннюю картину Сезанна «Похищение»
В этой картине важно не предметное содержание, а телос
Эстетика Возрождения
– эстетика индивидуалистическая. Специфика ее состоит в стихийном самоутверждении человека, мыслящего и действующего артистически, понимающего окружающую его природу и историческую среду как объект наслаждения и подражания. Эстетическая доктрина Возрождения проникнута жизнеутверждающими мотивами и героическим пафосом. В ней преобладает антропоцентрическая тенденция. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Образцом красоты становится человек, его тело. В человеке видят проявление титанического, божественного. Он обладает безграничными возможностями познания и занимает исключительное положение в мире. Программным сочинением, оказавшим большое влияние на художественную мысль эпохи, явился трактат (1487). Автор формулирует совершенно новую концепцию человеческой личности. Он говорит о том, что человек сам является творцом, мастером своего собственного образа. Этим обосновывается новое отношение к художнику. Это уже не средневековый ремесленник, а всесторонне образованная личность, конкретное выражение идеала универсального человека.
В эпоху Возрождения утверждается взгляд на искусство как на творчество. Античная и средневековая эстетика рассматривали искусство как приложение к материи уже готовой формы, заранее имеющейся в душе художника. В эстетике Ренессанса зарождается идея, что художник сам творит, заново создает саму эту форму. Одним из первых эту мысль сформулировал Николай Кузанский (1401–1464) в трактате Об уме. Он писал, что искусство не только подражает природе, но носит творческий характер, создавая формы всех вещей, дополняя и исправляя природу.
Богатая художественная практика Ренессанса породила многочисленные трактаты об искусстве. Таковы сочинения О живописи, 1435; О ваянии, 1464; Об архитектуре,1452 Леона-Баттисты Альберти; О божественной пропорции Луки Пачоли (1445–1514); Книга о живописи Леонардо да Винчи. В них искусство признавалось выражением разума поэта и художника
Важной чертой этих трактатов является разработка теории искусства, проблем линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, композиции. Все это помогало сделать зрение художника стереоскопичным, а предметы, им изображаемые, рельефными и осязаемыми
Интенсивная разработка теории искусства стимулировалась идеей создания в произведении искусства иллюзии реальной жизни.
Почему эстетика важна в нашей жизни
Изучая эстетику, все её аспекты в подробностях, невольно на ум приходит вывод о том, что сама эстетика, её деятельность выходят далеко за границы исключительно художественного искусства. Можно выделить несколько сфер, где она имеет значение для общества.
Экологическая эстетика. Изучает действия общества по отношению природы, окружающего его мира. Всем известно, что посредственное отношение к животному, растительному миру может привести к экологической катастрофе, а окружающая среда — одно из самых прекрасных творений нашего мира. Эстетика воспитывает в человеке правильные ценности, учит его отношению к природе, доказывая её ценность, ведь живые деревья — это естественная красота, свалки, обрубки – безобразие.
Трудовая эстетика. Эстетика изучает красоту даже производственной деятельности, это проектирование объектов, пошив одежды, любое другое творческое производство потребительских товаров. Она имеет значение, так как людей невольно привлекает то, что выглядит прекрасно.
Эстетик искусства. Самая непростая и разносторонняя группа, это музыка, художественные картины, поэзия. Отношение каждого к искусству индивидуально, одно произведение не может понравиться всем сразу, гибель персонажа способна растрогать не каждого, это определяет общество к определённым эстетическим категориям.
Эстетический порядок присутствует в каждой сфере жизни общества, даже если люди могут не замечать его.