Школа фонтенбло

3. Распространение стиля

Созданный в Фонтенбло стиль быстро распространился по всей Франции и северной Европе. Скульптуры из Фонтенбло были хорошо известны благодаря многочисленным репликам из бронзы и глины. Ковры с различными сюжетами, произведенные на мануфактуре в Фонтенбло, также как и гравюры на меди пользовались большим успехом. Только от Рене Буайе, который, документировал работу Россо в Фонтенбло в гравюрах дошло до наших дней 240 листов. У Буайе вместе с Пьером Милле была мастерская, которую они после смерти Франциска I перенесли в Париж. Широкое распространение получила посуда. Серебряные и медные столовые приборы.

Городские достопримечательности

Если после знакомства с прошлым замка Фонтенбло у вас осталось время, прогуляйтесь окрестностями города, и вы удивитесь, открыв для себя еще несколько интересных мест.

В пяти километрах от королевской резиденции напротив леса и на самом берегу Сены уютно примостился домик лодочника, в который летом сбегал от столичного шума поэт Стефан Малларм. Ныне это музей, открытый посетителям. Первый этаж демонстрирует постоянно меняющиеся художественные экспозиции, а второй, это бывшая квартира французского лирика с воссозданной обстановкой – личные вещи, мебель, полотна его друзей художников, — Гогена и Мане. В 1992 г. сад, прилегающий к дому, был приведен в порядок, и теперь доступен для прогулок.

Представляет интерес музей военной истории и тюремный музей, сохранивший письма и записки знаменитых заключенных, среди которых был и скандальный марких де Сад.

Гуляя по городу, вы найдете немало любопытного. На улице Denecourt взор притягивает прелестное здание театра. Идя дальше, невозможно пройти мимо яркой карусели, а на центральной авеню Rue Grande красуется фасад мэрии и просматривается церковь Сен-Луи, строить которую начали при Марии Медичи, а закончили только в 1868 г.

Дворец Фонтенбло — наши дни

О дворце Фонтенбло вспомнили только лишь в середине ХХ столетия, а уже в 1981-м году Ассоциация ЮНЕСКО во Франции обратила свое внимание на величественный памятник архитектуры и истории, и включила его в Список Всемирного наследия. В настоящее время каждый гость дворца Фонтенбло может воочию увидеть роскошное убранство многочисленных комнат, выполненных в различных стилях; картины, принадлежавшие кистям знаменитых художников; различные предметы искусства, мебель, выполненную из драгоценных пород дерева и инкрустированную натуральными камнями

В настоящее время каждый гость дворца Фонтенбло может воочию увидеть роскошное убранство многочисленных комнат, выполненных в различных стилях; картины, принадлежавшие кистям знаменитых художников; различные предметы искусства, мебель, выполненную из драгоценных пород дерева и инкрустированную натуральными камнями.

Спальня Марии-Антуанетты и ее кровать

Кроме этого туристы могут совершить увлекательную прогулку по саду, разбитому в английском стиле, провести незабываемые минуты возле Большого канала, увидеть красоты Карпового пруда. И, конечно же, сделать на память уникальные фото дворца Фонтенбло, ведь удивительной красоты местная природа не может оставить равнодушным даже закоренелых скептиков.

Добраться в Фонтенбло можно как из столицы Франции по железнодорожному пути, так и из Марселя, неподалеку от которого, расположен мрачный остров Иф с его знаменитой на весь мир, тюрьмой. Правда, парижский поезд доставит путешественника в Фонтенбло примерно за 40 минут, тогда как из Марселя путешествие займет, как минимум 4 часа. Стоимость железнодорожного билета составляет 8-10 евро.

Королевская библиотека

От вокзала курсирует автобус, который и доставит за 1,5 евро всех желающих к дворцу Фонтенбло. Дворец Фонтенбло, являющийся в наши дни музеем, работает ежедневно, кроме вторника с 9.30 утра и до 5.30 вечера. Стоимость экскурсии символична, и составляет 7 евро. Кроме этого, дети до 18 лет могут посетить дворец Фонтенбло совершенно бесплатно. Также можно купить, так называемый, единый билет, в стоимость которого входит проезд на поезде, автобусе и экскурсия. Приобрести его можно в железнодорожных кассах.

Как добраться в Фонтенбло из Парижа самостоятельно

Девственная природа, окружающая замок, делает его привлекательным историческим памятником, который стоит посетить, дабы расширить свой кругозор. А как доехать в Фонтенбло, выбирать вам.

Можно арендовать автомобиль, и отправиться по автостраде А-6, ориентируясь на знаки «Fontainebleau» (Фонтенбло), а затем «chateau» (замок).

Маршрут на автомобиле

Более удобный и дешевый способ проложить маршрут Париж – Фонтенбло – поезд. Он заберет вас у Лионского вокзала и увезет в направлении Laroche-Migennes, Montargis Sens или Montereau (билет 8,85 евро).

Доехав до станции Fontainebleau-Avon, следует пересесть на автобус №1, и двигаться до станции Chateau (Замок) в сторону Les Lilas.

На официальном сайте дворца, PARISCityVISION предлагает автобусные туры для тех, кто предпочитает довериться в организации поездки профессионалам. Автобусные экскурсии начинаются на улице Риволи (2 rue des Pyramides 75001 Paris).

Идеальный способ добраться до замка Фонтенбло на такси:

Сады Фонтенбло

  • Дворец Фонтенбло окружен садами, самый маленький из которых — сад Дианы, получивший свое имя по названию статуи, изображающей богиню охоты — Диану с оленем
  • Английский сад появился при Франциске I — тогда он назывался Сосновым садом. Преобразования сада проведены и при других правителях. В Английском саду Вы погуляете по извилистым аллеям, увидите живописную реку, искусственную скалу, а также экзотические растения
  • Сад-партер — полная противоположность Саду Дианы. Сейчас это любимое место прогулок туристов. Здесь сохранена планировка, созданная садовником Ле Нотром во времена Людовика XIV. В отличие от заросшего Сада Дианы, здесь ровные дорожки, четкие линии лужаек и аккуратно подстриженный кустарник, а летом посетителей радуют 45 тысяч цветущих растений.

За партером начинается парк, по всей длине которого при Генрихе IV был прорыт канал длиной 1,2 км. Парк украшают статуи богинь и мраморные мостики.

В выходные дни парижан привлекает лес, окружающий сады и парк Фонтенбло. Здесь устроено почти 300 км пешеходных дорожек, а в тени многовековых деревьев, в тишине и покое, можно отдохнуть от суеты Парижа.

Перед главным фасадом дворца раскинулся огромный Почетный двор, который первоначально назывался Нижним, затем его переименовали во Двор Белой лошади, поскольку здесь проходили Рыцарские турниры и была установлена гипсовая скульптура лошади. Позже, после отречения Наполеона от власти в 1814 году, этот двор стали называть Двором прощания.

Краткое описание

Отправляясь в путешествие по Франции, в список памятников истории и архитектуры, которые бы хотелось увидеть воочию, невозможно не включить дворец Фонтенбло, являющийся одним из самых потрясающе красивых и крупнейших королевских дворцов страны.

Этот удивительный дворец с тысячелетней историей может похвастаться не только знаменательными для всей Франции событиями, которые происходили в его стенах, но и ослепительным внутренним убранством, уникальной внешней архитектурой, прославившей дворец на весь мир. Роскошный дворец Фонтенбло не один раз за свою длительную историю переживал реконструкцию, расширение и реставрации.

Дворец Фонтенбло с высоты птичьего полета

Это вовсе не удивительно, ведь место, где расположился дворец, поражает своей замечательной природой, мимо которой не могли пройти даже монархи, правившие Францией в различные времена.

Существуют многочисленные легенды, согласно которым правителей страны, как магнитом притягивала данная местность, проникнувшись атмосферой которой французские монархи становились еще более могущественными. Хотя есть и иные легенды, более мрачные и таинственные, гласящие о том, что во дворце существовали некие потусторонние силы, которые и помогали королям при решении важных государственных вопросов. Присутствуют ли они сейчас во дворце и влияют ли они, каким либо образом, на своих посетителей? Интригующий вопрос, однако, подтвержденных фактов, эта легенда пока не имеет.

Вид на дворец Фонтенбло со стороны парка

Но дворец Фонтенбло привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов не столько загадочными мифами и легендами, сколько своей интересной историей, связанной с придворной жизнью, интригами, рождением и смертью монархов. Небезынтересно и решение архитекторов, работавших над величественным зданием, выполненным в стиле ренессанс, его богатое внутреннее убранство, встретить которое больше невозможно, ни в одном из ныне существующих дворцов

Дворец Фонтенбло находится в 50 километрах от столицы Франции, с юго-восточной ее стороны. Резиденцию многих французских королей, выполненную в итальянском стиле маньеризм, многие путешественники сравнивают с разными по высоте и форме хрустальными фужерами. Здесь есть и небольшие приземистые пристройки, и изящные высокие башенки, и широкие, но элегантные флигели.

Западный фасад дворца Фонтенбло

Впрочем, замысловатая архитектура имеет и весьма легкое, можно даже сказать, кокетливое название Fontainebleau, что дословно с французского языка переводится, как «прекрасный фонтан», и берет свое начало от имени родника, расположенного неподалеку. Стоит заметить, что местные жители предпочитают, чтобы их называли не иначе как «беллифонтенцы». Этот родник навсегда вошел в историю благодаря французскому императору Наполеону Бонапарту, который каждое утро, выпивая стакан воды из этого источника, черпал в нем силы.

Лес Фонтенбло

В разгар лета, когда каменные достопримечательности и мощенные мостовые столицы раскалены до предела, хочется найти надежное укрытие от палящего солнца, и в этом случае лес Фонтенбло станет тем оазисом или райским уголком, который не хочется покидать.

Он со всех сторон окружает городок, раскинувшись на целых 60 км. Во времена королей именно тут находились популярные охотничьи угодья, ради которых и была построена королевская резиденция.

Лес Фонтенбло

Чтобы монархам было удобно, чащу немного проредили и благоустроили, проложив среди зарослей достаточно широкие аллеи для всадников и организовав водопои. По материалам историка М. Дрюона именно в этом лесу во время очередной вылазки у Филиппа Красивого случился инсульт.

Ранее богатая дичью, зеленая нива и сегодня не оскудела, несмотря на соседство с цивилизацией. В нем обитает около 6 000 видов животных; 5,6 тыс. насекомых, и это не считая птиц, рептилий и моллюсков. Тут комфортно себя чувствуют косули и олени, кабаны и дикие кошки, лисы, барсуки и другие представители животного мира. Кроме того, лес Фонтенбло и сегодня считается популярным местом охоты.

Сюда также приходят, чтобы прогуляться ухоженными тропинками, увидеть в гротах наскальные рисунки первобытного человека или поупражняться в альпинизме, покоряя огромные валуны. Установленные указатели и информационные щиты не дадут вам заблудиться, а взобравшись на высокое открытое пространство, можно сделать красивые фото города, купающегося в золотом закате.

Галерея Франциска I

Галерея Франциска I была создана в середине XVI века, то есть значительно раньше чем галереи в Лувре и Версале. Это была первая художественная галерея в Европе. Здесь Вы увидите фрески и живописные полотна, деревянные резные панели и лепнину, искусно выполненные европейскими мастерами. В Галерее Франциска I находилась самая таинственная работа Леонардо да Винчи — «Мона Лиза» — Джоконда.

Галерея ведет из покоев короля в часовню Святой Троицы. Строительство капеллы было начато при Франциске I, а закончено при Людовике XIII.

Роспись капеллы, сохранившуюся до наших дней, выполнил французский художник Мартен Фремине.

Фонтенбло в литературе

Написанная А. Дюма трилогия о трех мушкетерах основана отчасти на реальных событиях. Всеми любимый персонаж д’Артаньян, это действительно живший во времена Людовика XIV дворянин родом из Гасконии, носивший титул графа и дослужившийся до звания капитан-лейтенанта, и принявший под командование первую роту мушкетеров. Описывая его, писатель включил в книгу некоторые истинные биографические факты гасконца, чтобы сделать повествование более реалистичным. И то, что он умел легко очаровывать и влюблять в себя – тоже не вымысел.

Дворец Фонтенбло недалеко от Парижа

Д’Артаньян с несколькими подчиненными арестовал Николя Фуке, и был доверенным лицом самого короля-солнце, выполняя его секретные поручения, требующие большой свободы. Частые встречи с Людовиком послужили тому, что гасконец постоянно бывал в Фонтенбло, а те тайны, в которые он был посвящен, вдохновили Дюма на захватывающую тему о Железной маске.

Осматривая дворец, проникнитесь витающей тут атмосферой прошлого, сплетенного из реалий и вымысла автора. Посетите апартаменты Анны Австрийской и Тронный зал, чтобы хорошенько рассмотреть портрет Людовика XIII. Загляните в Бальный зал, где кардиналу Ришелье присвоили звание кавалера Ордена Святого Духа. Но самое главное – зал Стражников, где обычно собирались мушкетеры.

История рождения замка Фонтенбло

Казалось бы, темные, густые леса – не то место, где захочется остаться надолго. Действительно, вначале Людовик VII просто решил построить в столь уединенном уголке дикой природы небольшой охотничий домик, в котором было бы приятно остановиться, выезжая сюда на охоту.

Это был первый шаг к началу превращения скромного домика в усадьбу, а затем в замок.

Первый королевский отпрыск, появившийся в Фонтенбло в 1268 г. – Филипп IV Красивый. Чертог стал для него тем гнездом, где он провел всю жизнь, чтобы в нем же сделать последний вздох в 1314 году.

В свое время в этих стенах родились еще три короля: Франциск II и Генрих III из династии Валуа, а также Людовик XIII Справедливый – тот самый, что питал страсть к уединению и построил собственную охотничью хижину в скромной деревушке, которая позже стала великолепным Версальским дворцом. 

Дворец Фонтенбло с размахом начинает строиться при Франциске I, который проиграл битву при Павии, и решил отвлечься от тревожных мыслей, заняв их новыми заботами.

А будучи заядлым охотником, он изрек: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».

В 1528 г. он нанимает лучших итальянских мэтров: Россо Фиорентино, Франческо Приматиччо и Никколо делл’А-бате.

Так возникла знаменитая школа Фонтенбло.

Впоследствии дворец много раз перестраивался, присоединяя одни здания и лишаясь других, а поскольку французские короли любили строить с размахом, все новаторства неизменно расширяли его площадь.

После смерти Франциска I на трон садится его второй сын – Генрих II с супругой Екатериной Медичи.

Они еще азартнее занялись реконструкцией помещений, пригласив ведущего зодчего эпохи Возрождения – Филибера Делорма, который помимо работы над замком по заказу венценосной четы создал для их сына гробницу в Сен-Дени.

По желанию Генриха была построена крытая галерея, но затем монарх переделывает ее в Бальный зал, посвящая своей фаворитке – Диане де Пуатье, а в декоративных вензелях оформления помещает ее инициалы наряду со своими.

Говорят, что Екатерина об этом даже не догадывалась, веря, что комнату создали специально для нее.

Верится в подобную наивность хитрой и коварной царицы с трудом, поскольку ей стоило огромных усилий не показывать ненависть в отношении любовницы мужа слишком явно.

Сама Екатерина Медичи оставила после себя великолепный парк Королевы, который раскинулся к северу от здания между его фасадом и нынешним городом.

А спустя столетие, будто насмехаясь над ней, в парке установили фонтан, украшенный скульптурой богини охоты – Дианы, да и сам парк получил название божественной девы, что вызывает прямые ассоциации с Дианы де Пуатье.

Так вышло, что 10 лет, начиная с 1584 года, крепость пустовала, пока Генрих IV, прославившийся постоянными строительными кампаниями, не решил ею заняться.

С его легкой руки тут строится огромная терраса, канал 1200 м в длину, наполненный рыбой, и благоустраивается сад Королевы, где установили три восхитительных павильона, и очень жаль, что мы можем любоваться лишь одним уцелевшим, дошедшим до нашего времени.

Он имеет два яруса в виде удивительных галерей: нижней Оленей и верхней – Дианы.

Когда имение перешло во владения Людовика XIV, идей и сил ему хватало, чтобы заниматься двумя проектами одновременно, и замок Фонтенбло напоминает во многом Версальский дворец.

Оба сооружения совершенствовались параллельно, даже наблюдалось некое соперничество, хотя по правде, с Версалем сложно тягаться.

Страсть короля-солнце к охоте была настолько велика, что он продолжал ездить на нее даже после падения с лошади, сильно подорвавшего его здоровье, хотя случалось это уже гораздо реже, а дворец стал местом проведения торжеств и приемов.

Работы по реставрации он поручает Жаку Анжи Габриэлю – некогда ученику собственного отца и создателя особняка Пейрана де Мора (ныне музей Родена), который занимался всеми проектами короля Возлюбленного.

Он работал над Лувром, Версалем и площадью Людовика XV (ныне Согласия). Еще множество прекрасных дворцов, театров, площадей и учреждений получил от него в наследство Париж.

Для начала он придал более праздничный вид двору Белой Лошади, затем пристроил к зданию очередное крыло, идеально вписав его в общий ансамбль.

В центральной части расположился элегантный фронтон с монаршим гербом, но чтобы вместить новаторства и не нарушить гармонию линий, пришлось пожертвовать несколькими постройками XVI столетия.

Как добраться до Фонтенбло

Удобнее всего ехать в Фонтенбло на поезде. Поезда отправляются с Лионского вокзала. Билеты можно купить в терминалах

ВНИМАНИЕ! На Лионском вокзале 2 вида терминалов. Нужно найти коричневые терминалы (их всего 3–4 штуки), он продают билеты на региональные поезда

Если возникнут вопросы — нужно обратиться в инфопункт. Ехать до станции Fontainebleau-Avon. Стоимость билета 8.85 евро (2018 г.). В пути около 40 минут. Расписание, цены и купить билет можно на www.transilien.com.

Ж.д. станция Fontainebleau-Avon расположена формально в другом городке Avon. Если не лень — до дворца можно дойти пешком (около 25 минут). Или воспользоваться автобусом №1, отправляется от ж/д станции, в пути около 5 минут, ехать до остановки «Château». Подробно про автобус: www.transdev-idf.com.

История

В 1137 году пришедший к власти Людовик VII построил здесь крепость, что было характерно для того времени, а позже при Франциске I в 1527 году был возведен ренессансный дворец, отличающийся уникальной архитектурой и великолепным внутренним убранством.

Франциск I был великим дипломатом, поэтому защищаться, по большому счету, ему было не от кого. Поэтому от крепости он оставил одну башню, а дворец, построенный по проекту Жюля Лебретона, отличался величием, что подчеркивало могущество и власть короля.

Для Фонтенбло время правления Франциска I было поистине золотым веком. Усадьба превратилась в центр французского и зарубежного искусства. Кроме Лебретона, здесь также трудились архитекторы Пьер Шамбиж и Касторе, известные мастера из Италии — Приматиччо, Россо и Челлини. Совместная работа европейских архитекторов, скульпторов и мастеров живописи положила начало всемирно известной школе Фонтенбло.На протяжении нескольких веков Фонтенбло достраивался в соответствии со вкусом и желанием каждого из монархов, поэтому здесь можно увидеть постройки разных стилей, характерных для разного времени (от XV до XIX века).

Дворец стал любимым для пришедшего к власти Наполеона Бонапарта. Сохранился кабинет, где правитель принимал важные решения, Красный салон, где он подписал отречение от власти, а также лестница в виде подковы, ведущая во Двор прощания, стоя на которой Наполеон прощался со своими солдатами.

Многие туристы обращают внимание только на дворец, вместе с тем, Фонтенбло — это комплекс, состоящий из дворца, трех садов и четырех дворов (Овальный и Белой лошади, Служебный и Фонтанный), а также парка и леса. Здесь расположено несколько музеев, среди них — музей тюрем и музей Военного искусства

Как купить билеты в замок Фонтенбло

Посещение Папского жилища, салонов Ренессанса, церквушки Сен-Сатюрнен, Больших монарших покоев, галерею Дианы, Внутренних комнат и музея Бонапарта:

  • Полная цена – 11 евро
  • Цена талона за 1 час до окончания работы дворца – 5,50 евро
  • Льготникам – 9 евро
  • Дополнительная оплата за индивидуальный видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 3 евро
  • Групповое посещение от 20 персон – 9 евро с посетителя
  • Дополнительная плата для групп за видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 2 евро
  • Прогулка по садам и паркам
  • Для молодежи до 18 лет
  • Для молодежи 18-25 лет (жители ЕС)
  • Инвалидам
  • Журналистам с удостоверением
  • Водителям, развозящим группы
  • Владельцам карт ICOM и ICOMOS
  • Экскурсоводам, ведущим коллективы до 30-и персон

Льготники:

  • Молодежь 18-25 лет (не жители ЕС)
  • Владельцы карт RMN и Les Paris Plus
  • Владельцы талонов Paris-Visite

Первая школа Фонтенбло (с 1531 г.) [ править ]

Диана-охотница — Школа Фонтенбло, 1550–1560, (Лувр)

В 1531 году флорентийский художник Россо Фьорентино , потерявший большую часть своего имущества при разграблении Рима в 1527 году, был приглашен Франсуа I во Францию, где он начал обширную декоративную программу для Шато де Фонтенбло . В 1532 году к нему присоединился другой итальянский художник, Франческо Приматиччо (из Болоньи ). Россо умер во Франции в 1540 году. По совету Приматиччо Никколо дель Аббате (из Модены ) был приглашен во Францию ​​в 1552 году сыном Франсуа Анри II.. Несмотря на то, что эти художники были известны своей работой в Фонтенбло, этих художников также приглашали для создания произведений искусства для других благородных семей того времени, и они были очень уважаемыми и хорошо оплачиваемыми.

Работы этой «первой школы Фонтенбло» характеризуются широким использованием лепнины (лепнина и рамы для картин) и фресок , а также сложной (и часто таинственной) системой аллегорий и мифологической иконографии. Часто встречаются декоративные мотивы эпохи Возрождения, такие как гротески , ремешки и путти , а также определенная степень эротизма. Цифры элегантны и показывают влияние приемов итальянского маньеризма из Микеланджело , Рафаэля и особенно Пармиджаниных. Приматиччо также было поручено сделать копии античных римских статуй для короля, тем самым распространяя влияние классической скульптуры.

Многие работы Россо, Приматиччо и дель Абате не сохранились; части замка были реконструированы в разное время. Картины группы воспроизводились в виде гравюр , в основном офортов , которые, по-видимому, изначально создавались в самом Фонтенбло, а затем в Париже. Они распространили стиль во Франции и за ее пределами, а также записали несколько картин, которые не сохранились.

Маньеристический стиль школы Фонтенбло оказал влияние на французских художников (с которыми работали итальянцы), таких как художник Жан Кузен Старший , скульпторы Жан Гужон и Жермен Пилон и, в меньшей степени, художник и портретист Франсуа Клуэ, сын Жан Клуэ .

Мастерская гравюры

Травление Антонио Фантуцци , копируя рисунок для этого штукатурного и красочного окружают в дворец Фонтенбло

Просвещение Франциска I по Rosso Fiorentino , а его окружает в галерее Франциск I во дворце. Подготовительный рисунок скопирован на печать выше.

Целью семинара было более широкое распространение нового стиля, развивающегося во дворце, как во Франции, так и среди итальянских сверстников в Италии. Неясно, исходила ли инициатива сделать это от короля или другого покровителя, или только от художников. Дэвид Ландау считает, что Приматиччо был движущей силой; он стал руководителем работ в Фонтенбло после самоубийства Россо Фьорентино в 1540 году.

Известные художники первой школы

  • Никколо дель Аббате (около 1509–1571) (итальянский)
  • Дамиано дель Барбьер , итальянский лепник и скульптор
  • Франческо Шибек да Карпи (умер около 1557 г.) Итальянский производитель мебели, работавший над буазери .
  • Леон Давент , французский гравер
  • Антонио Фантуцци , итальянский художник и гравер
  • Россо Фиорентино (Джованни Баттиста ди Якопо де Росси) (1494–1540) ( итальянский )
  • Juste de Juste (c.1505–1559) Франко-итальянский скульптор и гравер
  • Лука Пенни (ок. 1500 / 1504–1556) (итальянец)
  • Франческо Приматиччо (около 1505–1570) (итальянский)
  • Леонар Тири , фламандский художник и гравер

Садово-парковая зона

Ни один старый замок не ограничивается зданием, и его обязательно окружают зеленые лужайки, ухоженные парки с тенистыми аллеями и открытыми пространствами. Вокруг архитектурного комплекса Фонтенбло в разные времена монархи желали видеть облагороженную территорию. Так в 1812 году на юго-западе от него заложен Английский сад с гротом и фонтаном.

Сады Фонтенбло

Французский сад к югу от дворца или Партер появился в эпоху Генриха IV (XVII столетие). В отличие от Английского, не имеющего определенного плана, тут наподобие садов Версаля, дорожки обрамляются аккуратно подстриженными кустами и очаровательными статуями.

На востоке в 1609 г. был основан большой парк без каких-либо особенностей, где в свое время вырыли канал и посадили деревья, в чьей тени приятно прогуляться жарким летним днем.

Фонтенбло: колыбель французских монархов

На юго-западе в 55-и км от Парижа в департаменте Сена и Марна региона Иль-де-Франс пытливый турист найдет городок Фонтенбло в окружении древнего леса, где с незапамятных времен охотились короли и местные жители – беллифонтены.

Более 10 млн. туристов ежегодно приезжают в этот живописный уголок Франции ради посещения местной достопримечательности.

В летописях XII столетия упоминаются земли, покрытые дремучими лесами, под латинским наименованием «Fontene Bleaudi», что значит – «Источник Блоди». Историки выдвинули идею, что название происходит от фамилии некоего непримиримого семейства Бладобальдов, некоторое время владевшего этими землями, и на них действительно бил ключ.

Однако есть и иное предположение, по которому французское наименование территории звучит «Fontaine-Belle-Eau», а значит – «Удивительный родник». Позже оно сократилось до «Fontaine-Bleau», а Бло – кличка пса, наткнувшегося в процессе охотничьего промысла на освежающий родник.

Путники утолили жажду, и назвали чащу, а затем и замок в честь четвероногого следопыта, вот только родник этот постепенно иссякал, и полностью пропал вначале XVIII в. Так, во всяком случае, рассказывает местная легенда.

История замка Фонтенбло

Замок вольготно расположился в лесах, которые всегда были богаты дичью, а короли любили охоту. Первым хозяином замка был Людовик VII. В то время это строение ещё не было замком. В лесу был построен маленький охотничий домик. Он и стал первой загородной резиденцией.

Франциск I (1494-1547)

Затем на этом месте возвели небольшой замок, больше напоминающий укрепленную крепость. Изысканный вид крепость приобрела при правлении Франциска I — он приказал полностью перестроить её. Только башня напоминает о том, что когда-то здесь была крепость.

Над архитектурой нового замка трудились итальянские архитекторы. В то время итальянцы считались лучшими мастерами в Европе. Король стремился стать хозяином этой Европы, а потому ему нужен был не просто дворец.

Так Фонтенбло становится символом Ренессанса в Северной Европе. Здесь собраны коллекции лучших итальянских живописцев и скульпторов. Впоследствии искусствоведы стали называть их «первой школой Фонтенбло».

Фонтенбло, галерея Франциска I

При европейских дворах считалось хорошим тоном копировать стиль этого изящного замка. Тяжеловесные крепостные резиденции ушли в прошлое, теперь строили дворцы, полностью лишённые оборонительных функций.

До сих пор в Фонтенбло можно увидеть галерею и гостиную, построенные при Франциске. Галерея вела в дворцовую часовню. Её украшают итальянские фрески и статуи.

Генрих II (1519-1559)

При Генрихе II была завершена отделка зала для балов. Этот зал он посвятил своей возлюбленной Диане де Пуатье. В многочисленные окна проникают яркие лучи света. Создаётся впечатление, что комната покрыта золотом.

На дубовых панелях часто повторяется вензель, который сложили из заглавных букв имени короля и фаворитки. На фресках и картинах изображена богиня охоты Диана. Всё в этой комнате говорит о любви к фаворитке. Кроме того, в дворцовом саду можно увидеть фонтан Дианы.

Бальный зал

При Бурбонах начинается новый этап в жизни замка: его называют «вторая школа Фонтенбло». Это работы французских и фламандских живописцев. Фрески капеллы Св. Троицы, можно увидеть во время посещения замка.

При Людовике XIII дворец тоже не пустовал. Именно здесь развивались самые подлые интриги, которые описал в своих увлекательных романах Александр Дюма.

Именно в Фонтенбло начался бурный роман Людовика XIV и Луизы де Лавальер. Но амбиции молодого монарха, требовали большего. Вскоре он оставил не только фаворитку, но и дворец. Вот так на долгие годы Фонтенбло ушёл в тень, уступив место Версалю.

Наполеон Бонапарт (1769-1821)

Во время империи Фонтенбло снова становится официальной резиденцией. Наполеоновская эпоха оставила значительный след в архитектуре замка:

  • тронный зал;
  • кабинет и спальня императора;
  • «зал отречения». Здесь Наполеон подписал отречение от престола;
  • лестница-подкова, которая вела во двор Белой лошади. Император простился с верной гвардией на площади, которая теперь называется «Двором прощания»

Тронный зал в замке Фонтенбло

С конца девятнадцатого столетия замок превратился в музей. Кстати сказать, что любимым домом Наполеона и Жозефины был более скромный Мальмезон.

Залы, будуары, галереи и другие помещения Фонтенбло

Некогда загородная резиденция монархов, сегодня Музей Фонтенбло, принимает туристов, открывая перед ними роскошные салоны и веранды, построенные в разные времена и оформленные в стольких стилях, что невозможно определить единое направление.

Залы Дворца Фонтенбло

Деля территорию на зоны, получим: основное строение, 4 двора (Белой Лошади, Овальный, Служебный и Фонтанный), и 3 садовые участка (садики Английский и Дианы, а также Большой парк).

Посетители и сейчас могут прогуляться по галерее Франциска I, соединяющей часовенку Святой Троицы и царские апартаменты. Ее украшает деревянная узорчатая обшивка, лепнина, расписные гобелены, орнаменты с изображением символики короля – саламандра в огне, а также прекрасные фрески, рассказывающие о событиях, в которых участвовала монархия.

Переход изобилует множеством изображений. Многие дополняют друг друга и, как правило, это мифологические сюжеты об античных богах, представляющие аллегорию на моменты реальной истории, которые и сейчас не все расшифрованы.

Привлекают внимание и часовни. Та, что посвящена святому Сатурну и прилегает к Овальному двору, тоже была построена при Франциске, а другая – некогда принадлежащая монастырю, и восстановленная в этот же временной период, примыкает к Почетному двору

Капеллу Сатурна придумал архитектор Филибер Делорм, как и Бальный зал, а прототипом ему служило святилище Сент-Шапель а Париже. Поделенная на два уровня, для осмотра открыта только верхняя часть часовни, оформленная расписными деревянными плитами в духе Ренессанса, а вот нижний ярус выложен мрамором.

Капелла Троицы, где сочетались браком Людовик Возлюбленный с Марией Лещинской, появилась при Генрихе IV, а работавший над ее художественным оформлением Фремин постарался придать фрескам сходство с талантом Микеланджело.

Капелла Троицы

Блестяще выглядит Бальный зал (длина 30 м, ширина 10 м), в основном из-за солнечного освещения, подчеркивающего изысканность его убранства. Окна южной стороны смотрят на парк, северной – на Овальный двор. Как уже упоминалось, Генрих II, занимаясь его обустройством, думал о своей возлюбленной Диане де Пуатье, и даже приказал украсить его вензелями с его и ее инициалами. В этой комнате посетители могут присесть и отдохнуть, представляя себя на королевском балу.

В 1777 г. в Фонтенбло обустраивают будуар Марии-Антуанетты в турецком стиле, как знак того, что это был период увлечения Османской империей – ее музыкой, живописью, прикладным искусством и модой в одежде.

В 1787 году за три месяца для нее изготовили новую кровать, но понежиться на ней королева так и не успела, будучи к этому моменту уже под арестом.

В 1806 г. апартаменты переоформили по вкусу императрицы Жозефины – первой жена Бонапарта. Стены украсила драпировка, воссозданная по частице камчатского шелка, расшитого золотом. Чтобы повторить ее, лионским мастерам пришлось потратить 20 лет на исследования по возрождению технологии.

Что обязательно посмотреть

Галерея Франциска I

Галерея Франциска I – это настоящий архитектурный шедевр, созданный в стиле Ренессанс.

Множество фресок на стенах являются воистину произведениями искусства и удачно соседствуют здесь с инкрустированными декоративными панелями из полированного дерева.

Центральное место в Галерее Франциска I занимает богатейшая коллекция картин. Во времена его правления это была первая художественная коллекция в Европе, особое место в ней было отведено таинственной картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

Галерея является образцом Первой школы Фонтенбло, как свежего итальянского течения в живописи эпохи Ренессанса.

Галерея Франциска I объединяет королевские покои с капеллой Святой Троицы.

Королевские покои

Доступ к королевским покоям и каминному залу открывают триумфальные Золотые Ворота.

В королевских спальнях и внутренних покоях императора дорогая мебель, уникальные росписи и позолота, фрески и лепнина на стенах, лионский шелк в убранстве, — все говорит о роскоши и величии.

В том же крыле находится Бальный зал.

Отделка Бального зала производилась уже при Генрихе II и Екатерине Медичи, но она не менее роскошна и величественна.

Капелла Святой Троицы

Великолепным образцом стиля Второй школы Фонтенбло является Капелла Святой Троицы.

Во всех художественных произведениях, каких капелла хранит в себе огромное множество, чувствуется рука истинных мастеров маньеризма.

Повсюду в церкви, как и во всем дворце, оригинальная отделка фресками и деревянными панелями с королевским орнаментом.

Царство Наполеона

При Наполеоне Бонапарте дворец значительно поменял свой облик.

Богатое текстильное декорирование, множество колонн, лепнины и скульптурных композиций, — во всем говорит яркий ампир.

До сегодняшнего дня сохранилась и знаменитая лестница в виде подковы во Дворе Белой лошади, позже названном «Двором прощания», так как именно здесь отрекшийся от престола император прощался когда-то со своей преданной армией.

Во дворце можно посетить и музей Наполеона, хранящий в себе личные и памятные вещи императора.

Парк Фонтенбло

Дворец Фонтенбло известен не только своей архитектурой и внутренним убранством.

Великолепен и окружающий его королевский парк с многочисленными фонтанами, прудами и красивейшим озером.

В парковый комплекс входят Английский сад, Грот Сосновой рощи, Большой Партер, созданный в честь богини охоты Сад Дианы и украшающий его великолепный фонтан, многочисленные клумбы, разбитые в Версальском стиле.

По парку гуляют павлины, совсем не пугающиеся огромного количества людей.

Туристы тоже не прочь посидеть на лужайках и, наслаждаясь живописными пейзажами, подышать свежим воздухом.

Как сказал один французский историк: «Будь я глубоко несчастлив и ищущий утешения у природы, или будь я счастлив без меры, все равно я поеду в Фонтенбло».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: