Пит Мондриан
Продолжительность жизни: 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк
Национальность: нидерландец
Пит Модриан
Геометрическая абстракция — это форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм. Пит Мондриан ввел термин неопластицизм для своих абстрактных геометрических картин, в которых он использовал только прямую линию, три основных цвета и нейтральные оттенки черного, белого и серого . Последняя полная картина Мондриана, Broadway Boogie Woogie , вдохновлена городской сеткой Манхэттена и бродвейской музыкой буги-вуги , которую Мондриан любил. Картина считается вершиной представления Мондриана, используя его живописный словарь линий, квадратов и основных цветов. Она знаменует собой кульминацию его стилистического новаторства и является одной из самых влиятельных работ в школе абстрактной геометрической живописи .
Шедевр: Бродвейские Буги-Вуги
Год: 1942–43
Жанр Геометрическая абстракция
Бродвейские буги-вуги (1943) — Пит Мондриан
Самые дорогие картины известных русских художников в стиле абстракционизма
Посмотрим, насколько высоко оценивается сегодня беспредметное искусство русских художников на международных аукционах. Для этого рассмотрим несколько самых дорогих продаж за период с 2000 по 2020 годы.
Хотя далеко не каждый человек воспринимает абстрактную картину как нечто ценное в искусстве, тройку лидеров по продажам заняли именно работы абстракционистов. Самой дорогой картиной русских художников, ушедшей с торгов за последние двадцать лет, стала работа Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый». Это холст внушительных размеров более двух метров в высоту и ширину, созданный мастером в 1961 году. Картины этой серии художник писал с целью пережить глубокие эмоции при их создании и вызвать такие же переживания у зрителей. Надо сказать, что своей цели он достигал сполна, возможно, поэтому его полотна сегодня столь высоко ценятся. Работа была представлена в торговом доме Christieʼs в 2012 году и ушла с молотка за 87 миллионов долларов.
М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 236×206. 1961 г.
Второй по стоимости ухода является «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. Интересно, что мы могли никогда не увидеть эту работу, так как общество не всегда готово принимать такие вещи. Автор возил ее на выставку в Германию, где картина застряла и могла быть уничтожена представителями нацистского режима. Как известно, последние абстракционизм не признавали и отнесли его к так называемому дегенеративному искусству. Тем не менее, картину удалось спасти в музее, а позже она попала в руки наследников и за последние десятилетия уже дважды появлялась на аукционах. В 2008 году она ушла с торгов на Sothebyʼs за 60 млн долларов, еще через десять лет ее выставили на торгах Christieʼs и продали за 85,8 млн долларов.
К. Малевич. Супрематическая композиция. 1916 г.
Замыкает тройку еще одна абстрактная работа — «Картина с белыми линиями» Василия Кандинского. Эту картину художник создал в Мюнхене в 1913 году, который стал фактически революционным в искусстве. Именно в этом году в Нью-Йорке прошла Арсенальная выставка, организованная с целью преодоления косных требований традиционной школы. На выставке были в том числе представлены абстрактные работы, вызвавшие большой общественный резонанс. Именно в этом году Кандинский написал свою известную серию абстрактных полотен, признанных одной из самых значительных в искусстве ХХ века
Наиболее важной работой этой серии является «Картина с белыми линиями». Вполне ожидаемо, что при попадании такой масштабной работы на аукцион, она имела большой успех и была продана на Sotheby’s в 2017 году за 41,8 млн долларов.
В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
Из других уходов известных абстракционистов отметим такие. Картина «Стадион “Парк де Пренс”» Никола де Сталя продана за 22 млн долларов, картина «Цветы» Натальи Гончаровой ушла за 10,9 млн долларов, а работу Spherical suprematism Ивана Клюна продали за 6,2 млн долларов. Это примеры самых крупных продаж, помимо которых есть множество уходов по меньшим ценам.
Бриджит Райли
Дата рождения: 24 апреля 1931 года, Лондон
Национальность: англичанка
Бриджит Райли
Оп-арт, короткая форма для оптического искусства, является жанром в абстрактном искусстве, в котором художник создает оптическую иллюзию посредством точного манипулирования узорами, формами и цветами. Бриджит Райли, одна из ведущих британских художников с 1960-х годов, является, пожалуй, самым известным оп-арт художником после Виктора Вазарели. На этой картине изображена шахматная доска, которая искажается и ускоряется по мере приближения к середине, создавая иллюзию глубины и ощущение движения. «Движение в квадратах» — самая известная работа Бриджит Райли и, возможно, самая известная картина в оп-арте.
Шедевр: Движение в квадратах
Год: 1961
Жанр оп арт
Движение в квадратах (1961) — Бриджит Райли
Герхард Рихтер
Дата рождения: 9 февраля, 1932, Дрезден
Национальность: немец
Герхард Рихтер
Герхард Рихтер — немецкий художник, которого некоторые считают величайшим художником современности. Он создал широкий спектр работ, и его искусство не может быть отнесено к одному конкретному жанру. Среди самых известных работ Рихтера — его серия Абстрактных изображений. Он написал первую работу под названием Абстрактное изображение в 1976 году и продолжал делать много таких работ в течение следующих двух десятилетий. В своих абстрактных картинах Рихтер создает накопительные слои нерепрезентативной живописи. Он начинает с нанесения больших полос основного цвета на холст. Картины развиваются поэтапно, основываясь на его реакции на прогресс картины: случайные детали и возникающие модели. В феврале 2015 года одна из картин серии, Абстрактные Изображения была продана за 44,52 миллиона долларов, самая высокая цена за картину любого ныне живущего европейского художника.
Шедевр: Серия абстрактных изображений
Год: 1986
Абстрактное изображение (1986) — Герхард Рихтер
Хуан Миро
Продолжительность жизни: 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка
Национальность: каталонец
Хуан Миро
Хуан Миро был влиятельным испанским художником, наиболее тесно связанным с сюрреализмом. Однако, он также написал несколько абстрактных шедевров, которые считаются предшественниками абстрактного экспрессионизма. Его самая известная абстрактная работа — Триптих Голубой I, II, III, состоящий из трех огромных картин размером 355 х 270 см. Все три картины состоят из простых линий и фигур на мечтательном синем фоне. В Голубой II, Миро включает динамическую красную линию на левой стороне картины на спокойном синем фоне. Голубой Триптих считается виртуозным достижением в абстрактном искусстве, а Голубой II — самая известная из трех картин.
Шедевр: Голубой II
Год: 1961
Голубой II (1961) — Хуан Миро
Развитие в новых направлениях
В ходе развития абстракционизма появляются новые направления:
Лучизм
Направление основано в начале 20 века. Характерными чертами стала игра с цветовым спектром, специфическая светопередача. Художники за основу творчества взяли идею о том, что предметы, которые видит человек – продукт восприятия глазом лучей, идущих от источника света.
Супрематизм
В России абстрактное искусство развивалось в форме супрематизма в начале 20 столетия, основанного К.Малевичем. Направление связывают с работами Кандинского. В основе построения композиции – геометрические фигуры, яркие цвета, прямые линии, ассиметричность. Направление наиболее ярко демонстрирует особенности русского авангардного искусства в работах художников Л.Поповой, И.Пуни, О.Розановой, А.Родченко, А.Экстер.
В русском супрематизме можно увидеть серьезное влияние византийского искусства, античности, религии. Кандинский стал отцом нового направления, которое связывают со школой Баухаус.
Неопластицизм
Голландское направление абстракционизма, основанное в 1917 – 1925 годах. Основными деталями изображения являются квадраты и прямоугольники различных цветов и размеров. Крупнейшим представителей стиля считается П.Модриан.
Орфизм
Французская версия абстрактной живописи начала 20 века. Художники-орфисты стремились связать живопись и музыку, использовали закономерности музыкальных ритмов для передачи оттенков и цветов. Характерны криволинейность, ассиметричность, использование контрастных оттенков.
Ташизм
Направление развивалось в Западной Европе и США в середине 20 века. Представители отказались от воссоздания образов реальности, при написании картин использовали яркие цветовые пятна, линии, бесформенные мазки. Ташизм воплощает спонтанность, работу без четкого плана.
Абстрактный экспрессионизм
Движение представлено во многих странах. Художники работали с пятнами, точками, кривыми и прямыми линиями, штрихами, отказавшись от четкой геометричности. Экспрессионизм призван передавать эмоции и мимолетные чувства, поэтому для написания картин используются только яркие цвета.
Оп-арт
Одним из направлений авангарда и абстракции считают движение оп-арт или «оптическое искусство». Отличительной чертой является стремление создать сложные оптические иллюзии при помощи цвета, формы, монохромности, повторяющихся геометрических узоров. Ведущие художники, представители направления В.Вазарели, Б.Райли. Движение не стало популярным и трансформировалось в другие направления в начале 70-х годов 20 столетия.
С развитием постмодернизма в середине 60-х годов 20 века современное искусство имеет тенденцию распадаться на местные школы.
Избранные художники [ править ]
Художники, которые много работали в области геометрической абстракции, включают:
- Надир Афонсу
- Йозеф Альберс
- Ричард Анушкевич
- Мино Ардженто
- Ганс Арп
- Рудольф Бауэр
- Вилли Баумейстер
- Карл Бенджамин
- Макс Билл
- Илья Болотовский
- Патрик Генри Брюс
- Кеннет Уэйн Бушнелл
- Норман Карлберг
- Илья Чашник
- Джозеф Чаки
- Нассос Дафнис
- Рональд Дэвис
- Роберт Делоне
- Соня Делоне
- Тони ДеЛап
- Жан Девасн
- Бургойн Диллер
- Дэвид Диао
- Дин И
- Тео ван Дусбург
- Томас Даунинг
- Лорсер Фейтельсон
- Мария Фрейре
- Гюнтер Фрухтрунк
- Альберт Глейзес
- Фредерик Хаммерсли
- Эрвин Хауэр
- Мэри Генри
- Готфрид Онеггер
- Брайс Хадсон
- Аль-Хельд
- Огюст Эрбин
- Кармен Эррера
- Ганс Хофманн
- Бадд Хопкинс
- Василий Кандинский
- Эллсуорт Келли
- Хильма аф Клинт
- Иван Клюн
- Франтишек Купка
- Пэт Липски
- Эль Лисицкий
- Майкл Лоу
- Питер Лоу
- Казимир Малевич
- Агнес Мартин
- Кеннет Мартин
- Джон Маклафлин
- Питер Хьюго МакКлюр
- Ласло Мохоли-Надь
- Вера Мольнар
- Пит Мондриан
- Франсуа Морелле
- Орели Немур
- Барнетт Ньюман
- Кеннет Ноланд
- Алехандро Отеро
- Ринальдо Палуцци
- И. Райс Перейра
- Фрэнсис Пикабиа
- Ад Рейнхардт
- Джек Рейли
- Бриджит Райли
- Иво Ринге
- Александр Родченко
- Морган Рассел
- Шон Скалли
- Виктор Сервранкс
- Леон Полк Смит
- Хенрик Ставевский
- Джеффри Стил
- Фрэнк Стелла
- Адам Сентпетери
- Софи Тойбер-Арп
- Лео Валледор
- Жорж Вантонгерлоо
- Виктор Вазарели
- Фридрих Фордемберге-Гильдеварт
- Чармион фон Виганд
- Занис Вальдхеймс
- Гордон Уолтерс
- Нил Уильямс
- Стэнтон Макдональд-Райт
- Ларри Зокс
Символизм и символический разрыв
История искусства и форм выражения демонстрирует большую проницаемость для нефигуративных форм с момента возникновения первых культурных событий. Например, анализируемая с точки зрения ритмов и движений, живопись, как архитектура, организует только формы, только по внешнему виду и только по внешнему виду, постоянного контроля над «имитацией природы». Эли Фор вспоминает в L’Esprit des formes, что:
- «Если египетская колонна в значительной степени имитирует ствол пальмы, а ее верхняя часть — листья папируса или лотоса, греческий архитектор вряд ли подумал о дереве, когда он воздвиг посреди маленьких скрученных оливковых деревьев вертикальный и высокие колонны, на которых поддерживался архитрав храмов. Мне, конечно, известно, что архитекторы процветающих эпох хорошо забыли об этих вещах. Но я уверен, что те из них, кто наилучшим образом использовал абстрактные формулы, переданные традиционным учением, были также и теми, кто проявлял наибольшую последовательность, когда они переходили лес или парад между двумя гранитными стенами, когда они размышляли о том, из центра пустыни или с вершины горы, купола неба, зданий облаков, череды пиков, холмов, пирамид, источник ощущений, из которых возникли формулы, по которым их медитации на универсальная аналогия возвращал их. «
В 1907 году Вильгельм Воррингер опубликовал в Мюнхене работу Abstraktion und Einfühlung ( Абстракция и «сочувствие» ), в которой он определил понятие «Einfühlung», связанное с искусством: состояние души, в котором преобладает тревога. в области искусства тенденцией к абстракции, которую он проследил до истоков всех форм искусства и культуры, без какой-либо иерархии.
Кроме того, Адриан Фрутигер отмечает, что самые старые шумерские пиктограммы (ок. — 3500) уже имеют тенденцию к абстрактному.
Особенности
Основная идея абстракции – формальные качества живописи также важны, как форма, цвет и изобразительные качества объекта.
Условно выделяют несколько типов абстрактной живописи:
Криволинейная
Ассоциируется с кельтским искусством, в котором использовали ряд абстрактных мотивов: узоры, линии, спирали, символы с определенной смысловой нагрузкой. Многие ранние культуры использовали кельтский орнамент на протяжении многих веков. Мотивы были отмечены в культурах стран Западной Европы. В 19-20 веках зародилось движение за возрождение кельтской культуры в рамках стиля модерн. Абстрактные узоры криволинейного типа свойственны исламскому традиционному искусству.
Цветовая
Встречается в работах Тернера и Моне, которые используют цвет для отделения искусства от реального мира. Яркие цвета играют большую роль, чем реалистичность изображенного объекта. Пример цветовой абстракции – стиль пэчворк. Некоторые картины А.Матисса, К.Моне, Ф.Купки, В.Кандинского – репрезентативные образцы цветовой абстракции. Направление сформировалось в 40-50-х годах 20 века, благодаря М.Ротко.
Геометрическая
Тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно в 1908 году. Ранний формой считается кубизм аналитического типа, который отверг линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, сосредоточился на плоском изображении объектов. Геометрическая абстракция известна как беспредметное искусство – именно этот тип ассоциируется с абстрактным искусством.
Эмоциональная
Эмоциональная или интуитивная абстракция – смесь стилей с общим уклоном в натурализм. Стремление к натуральной, реалистичной передаче выражается в цветах и игре света, отображенной на полотнах. В отличие от геометрической абстракции, которая против природности и академизма, интуитивное направление часто обращается к натурализму. Источниками направления являются сюрреализм и органическая абстракция. Художники: М.Ротко, И.Танги, некоторые картины В.Кандинского.
Жестикуляционная
Форма абстрактного экспрессионизма. Представители направления придавали значение не сути изображения, а процессу написания картины. Работы характеризуются специфическим способом использования краски – нанесение быстрыми, прерывистыми мазками. Репрезентативны картины Дж.Поллока, В. Де Кунинга, К.Аппеля, Р.Мазервелла.
Минималистская
Тип абстракции, ставший попыткой возврата к основам авангардного искусства. Основа творчества – передача цвета и формы, без попытки отобразить внутреннее содержание.
Искусство, абстракция и точные науки
«Никогда не купишься дважды в одной реке»: эта пословица особенно актуальна с точки зрения репрезентации, вещи постоянно меняются, а также наши мысли, наша внутренняя жизнь. Порядок и / или хаос, это взаимное соответствие очаровывало с древних времен : будь то природные явления или психика , вот открытая книга, которую, казалось бы, достаточно скопировать, чтобы понять: если мы сохраним примат зрения, эта открытая книга открывает сферы , водовороты, взрывы, линии; геометрия, конечно, но также формы, которые ускользают от нас, асимметрия, непредсказуемое. С одной стороны, строгость, с другой то, что сопротивляется детерминизму . В середине XIX E века , дифференциальная геометрия производства математические модели , которые оказали бы существенное влияние на, среди прочего, современное искусство . Однако в некоторых трактатах по арабской астрономии , алгебре и алхимии , и даже в сочиненных пером Джотто или Леонардо да Винчи , не видим ли мы уже появления нового вопроса? Что-то абстрактное работает со вселенной и сопротивляется общему языку: здесь снова ритм и движение, но, прежде всего, здесь, разрыв через вторжение. «Это всегда вопрос преодоления хаоса с помощью пересекающей его секущей плоскости Это как если бы бросали сеть, но рыбак всегда рискует, что его потащат, и он окажется в открытом море».
Один из самых проницательных критических умов нашего времени, Эби Варбург , писал: «Умышленное создание дистанции между собой и внешним миром можно рассматривать как фундаментальный акт цивилизации. Когда это расстояние является источником художественного творчества, осознание расстояния может выполнять длительную социальную функцию » . Таким образом, абстракция в искусстве не возникает из ниоткуда: когда она становится специфическим течением современного искусства, все условия для ее появления были соблюдены.
История
Абстрактное искусство появилось около 70 000 лет назад – первые доисторические рисунки на стенах пещер в виде геометрического орнамента найдены в Южной Африке. Искусство периода позднего палеолита представляет широкий спектр абстрактных рисунков, связанных с первобытными религиозными верованиями. Орнаменты и символы встречаются во всех культурах мира.
Зарождение
До конца 19 столетия, известные живописцы следуют традиционным принципам классического реализма и академизма. Главный принцип – стремление передать объект максимально реалистично. В последней четверти 19 столетия ситуация изменилась. Импрессионизм продемонстрировал, что строгий академический стиль больше не основной. В период 1900-1930 годов формировались направления, ставшие течениями абстрактной живописи, художники вырабатывали новые методы и приемы работы.
Начало развития стиля в Европе связывают с зарождением футуризма и супрематизма –экстремального направления абстракционизма, с деятельностью Кандинского и Малевича.
Первым продемонстрировал отказ от традиций академизма импрессионизм. Картины К.Моне называют первыми шагами в формировании абстракционизма как самостоятельного направления в живописи. На формирование «беспредметного искусства» оказывало сильное влияние движение арт-нуво конца 19 – начало 20 века.
Основатели
Абстракционизм в живописи основали русские художники К.Малевич и В.Кандинский, нидерландец П.Модриан, чех Ф.Купка.
Акцент на цвете и форме, а не на реалистичности изображения, имеет первостепенное значение в развитии абстрактного искусства. Немецкий экспрессионизм сделал это краеугольным камнем живописи. Известный абстракционист Василий Кандинский в 1911 году опубликовал книгу под названием «О духовном в искусстве», которая стала идейной основой стиля. Кандинский считал, что картину нельзя анализировать интеллектуально – необходимо эмоциональное восприятие, ощущение цвета. Художнику было свойственна сверхчувствительность к цвету – синестезия, поэтому оттенкам и их передаче он придавал наибольшее значение. Живописец отмечал, что чувственное восприятие абстрактной живописи не должно превратить картину в простую декорацию помещения. Философия абстракции, по мнению Кандинского, содержится в трудах Е.Блаватской и Р.Штейнера.
До Второй мировой войны Париж был центром развития новых направлений современного искусства. После войны центр переместился в Нью — Йорк.
История
Геометрическая абстракция присутствует во многих культурах на протяжении всей истории как в качестве декоративных мотивов, так и в качестве самих произведений искусства. Исламское искусство с его запретом на изображение религиозных деятелей является ярким примером этого искусства, основанного на геометрических узорах, которое существовало за столетия до движения в Европе и во многом повлияло на эту западную школу. В соответствии с архитектурой исламских цивилизаций VII-XX веков, которые часто использовались в архитектуре, геометрические узоры использовались для визуальной связи духовности с наукой и искусством, которые были ключевыми для исламской мысли того времени.
Научный анализ
Пит Мондриан , Композиция № 10 , 1939–1942, холст, масло
На протяжении всего художественно-исторического дискурса 20-го века критики и художники, работающие в рамках редуктивных или чистых разновидностей абстракции, часто предполагали, что геометрическая абстракция представляет собой вершину беспредметной художественной практики, которая обязательно подчеркивает или привлекает внимание к коренной пластичности и двойственности. размерность живописи как художественного средства
Таким образом, было высказано предположение, что геометрическая абстракция может функционировать как решение проблем, связанных с необходимостью отказа модернистской живописи от иллюзионистских практик прошлого, обращаясь к по своей сути двумерной природе картинной плоскости, а также к холсту, функционирующему в качестве его опоры. . Василий Кандинский , один из предшественников чистой беспредметной живописи, был одним из первых современных художников, исследовавших этот геометрический подход в своих абстрактных работах. Другие примеры пионеров абстракции, такие как Казимир Малевич и Пит Мондриан , также приняли этот подход к абстрактной живописи. Картина Мондриана «Композиция № 10» (1939–1942) четко определяет его радикальный, но классический подход к построению горизонтальных и вертикальных линий, как писал Мондриан, «построенный с осознанием, но не с расчетом, ведомый высокой интуицией и принесенный с собой». к гармонии и ритму «.
Точно так же, как существует как двухмерная, так и трехмерная геометрия, абстрактная скульптура 20-го века, конечно, была затронута не меньшим влиянием тенденций геометризации, чем живопись. Жорж Вантонгерлоо и Макс Билл , например, возможно, наиболее известны своими геометрическими скульптурами, хотя оба они также были художниками; и действительно, идеалы геометрической абстракции находят почти идеальное выражение в их названиях (например, «Строительство в сфере» Вантонгерлоо) и заявлениях (например, в заявлении Билла о том, что «Я придерживаюсь мнения, что можно развить искусство в значительной степени на основа математического мышления »). Экспрессионистская абстрактная живопись, практикуемая такими художниками, как Джексон Поллок , Франц Клайн , Клиффорд Стилл и Вольс , представляет собой противоположность геометрической абстракции.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме геометрической абстракции . |
- Геометрическое искусство в DMOZ
- Геоформа
vтеАбстрактное искусство | |
---|---|
Геометрическая абстракция |
|
Лирическая абстракция |
|
Предшественники |
|
vтеГеометрическая абстракция | |
---|---|
|
vтеМинимальное искусство | ||
---|---|---|
Художники ( список ) |
|
|
Формы |
|