Неоклассицизм как стиль в живописи

Во франции

Происхождение французской неоклассической архитектуры

Неоклассический стиль во Франции родился в начале и середине восемнадцатого века в ответ на археологические раскопки в древнем римском городе, Геркулануме и Помпеях, которые представили классические стили и проекты.

Оттуда некоторые раскопки начались на юге Франции с идеей найти останки римской эпохи. Эти открытия вызвали интерес к знаниям древности. Кроме того, были сделаны публикации, даже с иллюстрациями, которые читали аристократы и опытные архитекторы..

Теория заключается в том, что французская неоклассическая архитектура возникла с созданием Place de la Concorde в Париже, характеризующемся своей трезвостью, и с Малым Трианоном в Версале (простой и лишенный чрезмерного убранства) по проекту архитектора Анж — Жака Габриэля..

С другой стороны, оно возникло как оппозиция чрезмерному орнаменту барокко и рококо и распространилось приблизительно между 1760 и 1830 годами. Это был доминирующий стиль во времена правления Людовика XVI, переживший Французскую революцию, пока он не был заменен романтичность.

С первого момента вкус к старому и классическому был непогрешимым; преобладание трезвости, прямых линий, колоннады и греко-римского фронтона были выражены во французской религиозной и гражданской архитектуре.

Развитие неоклассической архитектуры во Франции

Примерно в 1740 году французский вкус понемногу менялся, а внутреннее убранство становилось все менее и менее экстравагантным, характерным для стиля барокко и рококо..

Возврат путешествия по Италии полностью изменил художественный менталитет Франции с намерением создать новый стиль, основанный на зданиях с римскими и греческими тенденциями, во времена правления Людовика XV и Людовика XVI..

В последние годы Людовика XV и в течение всего периода правления Людовика XVI в королевских резиденциях и в большинстве салонов и резиденций парижской аристократии уже существовал неоклассический стиль..

Геометрия завода, простота в объемах зданий, ограниченные художественные оформления и использование украшений, вдохновленных греко-римской, преобладали в неоклассической архитектуре во Франции. Кроме того, использовались греческие фризы, гирлянды, пальмовые листья, свитки и т. Д..

С приходом к власти в 1799 году Наполеона Бонапарта стиль поздней неоклассической архитектуры сохранился; среди самых влиятельных архитекторов были Чарльз Персье и Пьер-Франсуа-Леонард Фонтен, которые были его официальными архитекторами.

Проекты для нового императора были отмечены неоклассическими характеристиками: типичные неоклассические фасады, унифицированные и смоделированные на площадях, построенных Людовиком XVI, а также собственный дизайн интерьера..

История [ править ]

Неоклассицизм во Франции возник в начале — середине 18 века, частично вдохновленный отчетами об археологических раскопках в Геркулануме (1738 г.) и особенно в Помпеях (1748 г.), которые выявили классические рисунки и картины. Новости об этих открытиях, сопровождаемые выгравированными иллюстрациями, широко распространились. Французский антиквар, коллекционер произведений искусства и археолог-любитель Анна Клод де Кайлус путешествовала по Европе и Ближнему Востоку и описала увиденное в Recueil d’antiquités , опубликованной с иллюстрациями в 1755 году

В 1740-х годах стиль начал постепенно меняться; оформление стало менее экстравагантным и более сдержанным. В 1754 году брат мадам де Помпадур, маркиз де Мариньи, сопровождал дизайнера Николаса Кочина и делегацию художников и ученых в Италию, чтобы увидеть недавние открытия в Помпеях и Геркулануме , и совершил грандиозную экскурсию по другим классическим памятникам. Они вернулись полные энтузиазма по поводу нового классического стиля, основанного на римских и греческих памятниках. В 1754 году они опубликовали манифест против стиля рокай, призывающий вернуться к классицизму. Мариньи, после смерти Людовика XV, позже стал директором зданий Людовика XVI.

Стиль получили философское обращение по Философам , в том числе Дени Дидро и Жан-Жак Руссо , который призывал к восстановлению моральных ценностей в обществе, а также аббат Ложего, который написал L’ESSAI сюр l’архитектуру , призыв к возвращение к чистым и лаконичным формам архитектуры. Археологические памятники в Греции и Италии стали обязательными остановками для аристократических и ученых посетителей во время Гранд-тура по Европе. Лучшие молодые художники Франции боролись за стипендии Французской академии в Риме. Энгр учился там, а позже стал его директором. В 1757 году французский архитектор Жан-Франсуа Неффорж опубликовалRecueil élémentaire d’architecture , иллюстрированный учебник стиля. Изначально новый вкус назывался le goût grec (греческий вкус). Он требовал геометрических форм и декора в «строгом и величественном стиле архитекторов Древней Греции».

В последние годы правления Людовика XV и на протяжении всего правления Людовика XVI новый стиль появился в королевских резиденциях, особенно в салонах и мебели Дофина, а затем королевы Марии Антуанетты и парижской аристократии. Он сочетал в себе греческий, римский и так называемый этрусский стили с арабесками и гротесками, заимствованными у Рафаэля и эпохи Возрождения, а также с китайской и турецкой тематикой. Между 1780 и 1792 годами этот стиль также появился в архитектуре, в классических зданиях, включая Малый Трианон. в Версале и замке Багатель(1777 г.). Он также проявился в других формах искусства, включая, в частности, картины Жака-Луи Давида , особенно Клятву Горациев (1784 г.).

источник

Реакция на барокко и классическое искусство

Самые ранние формы неоклассической архитектуры (восемнадцатого века) росли параллельно с барокко. Это работало как своего рода исправление экстравагантности, характерной для этого последнего стиля.

Неоклассицизм воспринимался как синоним «возвращения к чистоте» римского искусства, к идеальному восприятию древнегреческого искусства и в меньшем масштабе к ренессансному классицизму 16-го века..

Древнеримский архитектор Витрувий был тем, кто теоретизировал три великих греческих ордена (Ионический, Дорический и Коринфский), а также большим упоминанием архитекторов, чтобы описать обновление древних форм со второй половины восемнадцатого века до примерно 1850 года..

Влияние палладианской архитектуры

Возвращение к новому классическому архитектурному стилю было обнаружено в европейской архитектуре восемнадцатого века, представленной в Великобритании палладианской архитектурой..

Архитектурный стиль барокко, который был произведен в Европе, никогда не был английским вкусом, поэтому возникла идея подчеркнуть чистоту и простоту классической архитектуры..

Палладианство было первоначально от итальянского архитектора Андреа Палладио и распространилось по всей Европе в 18 веке. Там он непосредственно повлиял на неоклассическую архитектуру, разделяя тот же вкус к классическому стилю.

Из популярного стиля палладианства была четкая ссылка на то, куда шел новый архитектурный стиль.

Влияние Просвещения

Параллельно с неоклассическим движением процветал век огней (более известный как иллюстрация). По этой причине энциклопедия оказала почти прямое влияние на мышление и обычаи людей. На самом деле, неоклассицизм — это искусство, проявившееся на иллюстрации..

В этом смысле распространились те сооружения, которые могли бы способствовать человеческому улучшению, такие как больницы, библиотеки, музеи, театры, парки, среди других зданий для общественного пользования; все мысли с монументальным характером.

Эта новая ориентация с просвещенным менталитетом привела к отказу от последней архитектуры в стиле барокко и к размышлениям о возвращении в прошлое в поисках архитектурной модели универсального действия.

Родились критические движения, которые защищают потребность в функциональности, а также требование создавать здания, в которых все его части выполняли важную и практическую функцию. То есть нужно было, чтобы архитектурные заказы были конструктивными элементами, а не только декоративными.

Все архитекторы этого периода исходили из общих предположений рациональности в строительстве и возврата к прошлому: здания Греции и Рима, которые стали эталонами.

Расширение неоклассицизма

В середине восемнадцатого века были включены различные произведения с классическим влиянием (стили древней Греции и римлян). Переход от изменений к неоклассической архитектуре восходит к 1750-м годам.

Во-первых, он получил влияние в Англии благодаря популярному стилю палладианства и раскопкам ирландского физика Уильяма Гамильтона в Помпеях; и во Франции группой французских студентов, обучающихся в Риме.

В Италии, в частности в Неаполе, такие архитекторы, как Луиджи Ванвителли и Фердинандо Фуга, пытались восстановить классическую и палладианскую формы своей архитектуры в стиле барокко. Затем он распространился в Венецию и в Верону со строительством первых лапидарий в дорическом стиле..

Позже Флоренция стала центром самого важного неоклассицизма на полуострове. Несмотря на это, стиль рококо оставался популярным в Италии до прихода наполеоновского режима, который принес новый классицизм

Вторая неоклассическая волна была еще более серьезной, сознательной и изученной; приход наполеоновской империи был фундаментальным. Первый этап неоклассицизма во Франции был выражен в стиле Людовика XVI.

черты

Оппозиция барокко и рококо

В эпоху неоклассической архитектуры иллюстраторы подчеркивали классические этические и моральные проблемы. Различие между барокко, рококо (предыдущие стили) и enoclásico было четко отмечено в архитектуре.

Например, аббатство Оттобойрен в Баварии, Германия, является явным воплощением рококо с его рулонами гипса и золотых камней, игривыми цветами и скульптурными украшениями; С другой стороны, Верховный суд США является полярной противоположностью предыдущему стилю, являясь характерным произведением неоклассического стиля..

В этом смысле неоклассическая архитектура реагирует на декоративные и экстравагантные эффекты барокко и рококо; то есть, простота была тенденцией к архитектурному преобладанию, и это было наложено на декоративность первых двух стилей.

Классические элементы

Неоклассическая архитектура характеризуется представлением основных элементов классической архитектуры. Колонны представляют дорические и ионные архитектурные заказы древней Греции.

Как и классическая архитектура, она представляет собой независимые колонны с чистыми и элегантными линиями. Они использовались, чтобы нести вес структуры зданий и позже как графический элемент.

Дорические колонны характеризовались тем, что были связаны с мужскими божествами, в отличие от ионических, которые были связаны с женскими. В неоклассической архитектуре преобладал дорический тип, хотя были найдены и ионные.

Фасад здания плоский и длинный; часто они представляют собой экран независимых колонн без башен и куполов; как это было охарактеризовано в романской архитектуре, например.

Экстерьер был построен с намерением сделать представление о классическом совершенстве, а также о дверях и окнах, которые были построены для той же цели. Что касается украшений снаружи, они были воспроизведены до минимума.

Высокий неоклассический стиль имел тенденцию подчеркивать его плоские качества, а не объемы скульптур, а также низкие рельефы в работах. Тем не менее, они, как правило, оформлены в фризы, планшеты или панели.

Неоклассический урбанизм

Неоклассика также повлияла на планирование города. Древние римляне использовали консолидированную схему планирования города, которая впоследствии была имитирована неоклассической.

Сетчатая система улиц, центральный форум со службами города, два главных бульвара и диагональные улицы были характерны для римского дизайна. Римский урбанизм характеризовался как логичный и упорядоченный. В этом смысле неоклассицизм перенял свои характеристики.

Многие из этих моделей городского планирования проникли в первые современные запланированные города 18-го века. Исключительные примеры включают немецкий город Карлсруэ и американский город Вашингтон..

Контекст

Портрет маркиза де Мариньи около 1750 года, когда он совершал свое грандиозное турне.

Появление неоклассицизма — это, во-первых, часть широкого отказа от стиля рококо, которым отмечена Европа в эпоху Просвещения. Для немцев, проникнутых антифранцузскими настроениями, потому что он представляет правление Людовика XV и его экстравагантности, для англичан англиканской традиции , которые выступают за возврат к простоте, потому что он является последним представителем эстетической характеристики католической контрразведки. -Реформация . Примерно в 1770-х годах это неприятие также затронуло Италию и Францию, хотя они были сторонниками рококо, но вместе с ними это было выражено против рассмотренного аморального характера этого стиля, олицетворяющего роскошь, легкомыслие, чтобы вернуться к более важным соображениям — моральным и добродетельным.

В середине XVIII E  века, мода на Гранд Тур принес сообщество аристократов путешественников, приезжая из Англии, Франции и Пруссии непосредственно противостоять древних пережитков, во время учебных поездок в Италии, Греции или Турции. Одна из этих поездок, поездка маркиза де Мариньи в 1750–1751 годах, оказала значительное влияние на эволюцию вкуса во Франции и в Европе. Младший брат маркизы де Помпадур, Абель-Франсуа Пуассон де Вандиер, был отправлен с миссией в Рим в сопровождении гравера Шарля Николя Кочена и архитектора Жака-Жермена Суффло . Благодаря этой поездке художники узнают об особенностях античных произведений, не подвергаясь стилистической интерпретации эпохи Возрождения или классической традиции. Суффло продвигает свою экскурсию дальше на юг, открывая для себя место Пестума в Кампании , где столкновение с греческими храмами в архаическом стиле с дорическими колоннами без оснований стало для него откровением. В то же время, английские путешественники, воспользовавшись ослаблением турецкого давления в Греции, могут совершить поездку, которая позволит опубликовать коллекции греческих древностей, в том числе Ричарда Далтона , древностей и видов Греции и Египта , что привлечет любителей Древние, такие как Кайл и Винкельманн, считали, что древнегреческая эстетика превосходила эстетику римской античности.

Неоклассицизму также будет способствовать культурная политика, которую защищают «просвещенные» монархи. Будущий Карл III Испании, распространявший по всей Европе гравированную коллекцию античности Pitture, созданную Ercolano e contorni , королем Англии Георгом III , способствовал развитию нового стиля, сделав архитектора Роберта Адама и художника Бенджамина Уэста официальным лицом режима. художники. Король Франции Луи XVI , ставит в главе Здания короля , в графа Angiviller , который способствует возвращению к величию века Людовика XIV, путем поощрения работы по направлениям, добродетельным, нравственным и патриотическим. В эти директивы входит исполнение Давидом Клятвы Горациев .

История возникновения

В Европе вновь обратились к истокам классической эстетики в конце XVIII века. В искусстве наметился перелом: люди устали от вычурного, перегруженного рококо. Обществу захотелось простоты, лаконичности, возврату к классической утонченности.

В это время происходят раскопки в Помпеях, которые возродили интерес к античному искусству. Живописцы, скульпторы, архитекторы вдохновляются работами мастеров той эпохи. Большой вклад в становление неоклассицизма внес археолог Иоганн Викельман. Он призывал людей искусства искать воплощение высоких идеалов в античности.

Последователи неоклассицизма искали вдохновение в эпохе Ренессанса. А их предшественники — в эстетике Возрождения. На неоклассиков повлиял рационализм Просвещения. В своем творчестве они опирались на разум, стремились к изучению законов природы, чтобы достичь гармонии.

Поэтому неоклассицизм объединяет в себе характерные черты нескольких направлений. Скульпторы, архитекторы, живописцы постарались взять лучшее, чтобы создать идеальный стиль, соответствующий требованиям того времени.

Неоклассицизм в изобразительном искусстве

Неоклассическая тенденция в русской живописи начала формироваться в первой половине 1900-х годов, но в тот момент ещё не имела ясной идейно-художественной программы, представляя собой идейный ретроспективизм, обращённый к традициям русского и западноевропейского классицизма и барокко. После «Таврической выставки» 1905 года появились работы, в которых цитировались или использовались композиционные схемы и особенности портретной живописи крупнейших мастеров прошлого. В 1910-е годы, в период последовательного утверждения неоклассицизма в русской художественной культуре, его основной теоретик — Всеволод Дмитриев, перешёл от призывов к «новой красоте» к становлению проблемы её глубинного содержания (отсутствию в искусстве того содержания, которое вкладывали в него великие мастера прошлого). Согласно Дмитриеву, основная идея неоклассицизма в живописи заключалась в «умном делании картины» — любое живописное произведение, независимо от его жанровой принадлежности, было призвано одновременно отражать «пафос современности» и воплощать вневременные эстетические идеалы.

Изучение неоклассического направления русского изобразительного искусства началось только в начале XXI века. Этапным событием в этом процессе стала выставка 2008 года, проходившая в Государственном Русском музее. Искусствовед Владимир Леняшин во вступительной статье «Не о классицизме…» к каталогу выставки впервые сформулировал стилистические и хронологические рамки явления, этапы его эволюции:

  • Стадия формирования неоклассической концепции (первое объединение «Мира искусства» 1898—1904 годов);
  • Период «утверждения стиля» (1910-е годы), где были выделены две линии: «европейская» и «почвенная»;
  • Стадия «угасания стиля» (1917—1932).

К ранним примерам неоклассической русской живописи относят работы Валентина Серова: портреты Е. Карзинкиной (1906), О. Орловой (1911); и работы Константина Сомова: портреты Е. Мартыновой (1897—1900), Е. Носовой (1911). Оба художника проявляли большой интерес к искусству прошлого, восхищались Веласкесом и Энгром. В технике их работ прослеживались стилистические черты живописного портрета XVIII — начала XIX века.

В 1910-е годы неоклассицизм включал в орбиту своего влияния самых разных художников, зачастую совершенно различных направлений. Ведущими представителями стиля выступали Василий Шухаев, Александр Яковлев, Зинаида Серебрякова и Борис Кустодиев. К неоклассицизму также можно отнести некоторые портреты Натана Альтмана, Павла Филонова и Валентины Ходасевич.

В основу неоклассической живописи было положено творческое переосмысление стилистики прошлого: наряду с классикой (античность, высокое Возрождение, классицизм), в живописи неоклассицизма прослеживались приёмы, восходившие к неклассическим эпохам и направлениям — маньеризму (В. Шухаев и А. Яковлев), древнерусской иконописи и монументальной живописи (К. Петров-Водкин), народному искусству (Б. Кустодиев) и даже экспрессионизму (Б. Григорьев). Важным критерием европейского направления неоклассической живописи 1910-х годов было стремление к строгой и ясной форме. Художники, чьи работы восходили к традициям Ренессанса, Северного Возрождения и маньеризма (Шухаев, Яковлев), зачастую использовали дерево в качестве основы (практика художников Возрождения и XVII века), а также темперы и краски, созданные по старинным рецептам.

«Почвенная» национальная линия неоклассицизма была представлена работами Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева и Зинаиды Серебряковой. Воспитанные на традициях академизма, эти живописцы также стремились к ясности художественного языка классицизма, высоким образам европейского искусства, но при этом они соединяли ренессансные традиции со стилевыми источниками русского национального искусства: фольклорными мотивами (серия «Купчих» и «Венер» Кустодиева), приёмами иконописи («М. Ф. Петрова-Водкина», «Портрет Рии», «Автопортрет» Петрова-Водкина), традициями живописи Алексея Венецианова (автопортреты и портреты Серебряковой).

Архитектура

Уильям Торнтон , Бенджамин Генри Латроб и Чарльз Булфинч , вид из Капитолия США .

В архитектуре неоклассицизм выражается в разнообразии стилей, от палладианизма, вдохновленного самим Возрождением, основанного на принципах Витрувия , который появился в Англии и оказал влияние на американскую архитектуру, до стиля ампир, который отмечает нормализацию к строгости и монументальности. Римская имперская архитектура, превосходящая греческий стиль в Германии и Англии.

Книга теоретик Marc-Antoine Laugier очерк архитектуры с 1753, имеет большое влияние на архитекторах XVIII — го  века. Основываясь на принципах Витрувия, он предлагает в качестве основы всей архитектуры «примитивную хижину», конструкцию, основанную на балках и стволах, образующих фундаментальную конструкцию. Первый стиль неоклассической архитектуры — палладианство, появившееся в Англии и порвавшее с барокко, предложив вернуться к классической архитектуре, вдохновленной идеями Андреа Палладио и моделью его виллы Ротонда, под влиянием архитекторов Колена Кэмпбелла и Ричарда Бойла. . Роберт Адам отмечает появление стиля «классического обновления», происходящего из палладианизма, из непосредственного вдохновения модели древнего Рима, на которую он был вдохновлен после поездки в Рим и контактов с архитектором Чарльзом-Луисом. Клериссо и дизайнер и гравер Пиранез . Он опубликовал Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации, которые являются основой стиля Адама, представителя неоклассических интерьеров, модных в 1760 году.

Работа Джеймса Стюарта и Николаса Реветта «Древности Афин» (1762 г.) , написанная после их поездки в Грецию в 1751 г., знаменует «греческое возрождение» в архитектуре, подтверждая превосходство афинской модели над римской моделью, поддерживая превосходство археологом Иоганном Иоахимом Винкельманном, который обнаруживает, что большинство работ римской античности на самом деле вдохновлены греческой моделью. Этот архитектурный стиль важен в Англии, в частности, на примере Британского музея, а в Германии, под влиянием Винкельмана, он наблюдается в архитектуре Старого музея Берлина. Возвышенная эстетическая теория отстаивает Эдмунд Берк и который противодействует Beau идеала защищаемой Винкельман, находит свое выражение в архитектурном конце XVIII — го  века утопической работы архитекторов Булла и Клод-Николя Леду , предлагая все более рафинированный нео- классическая архитектура, основанная на фундаментальных геометрических формах. Одним из наиболее ярких примеров является план Булле по созданию кенотафа для Исаака Ньютона, состоящего из гигантской сферы высотой 150 метров. Эти идеи влияют на Жана-Николя-Луи Дюрана, пионера модульной архитектуры.

В области архитектуры и ландшафтной архитектуры живописный стиль стал модным в Англии под влиянием теоретика Увэда Прайса  (in) , воплощенного в жизнь Ричардом Пейном Найтом, который проектирует поместье в замке Даунтон, вдохновленным обеими картинами Николаса Пуссена. и Клод Ле Лоррен. Живописные здания отмечены асимметрией и их деревенскими аспектами, даже с использованием фальшивых руин, таких как замок Хагли-Холл в Вустершире . Во Франции ярким образцом живописного стиля является деревня королевы в Малом Трианоне в Версале, спроектированная Рихардом Мике .

Классические элементы

Неоклассическая архитектура характеризуется наличием основных элементов классической архитектуры. На колоннах изображены дорические и ионические архитектурные ордера Древней Греции.

Как и в классической архитектуре, в нем есть отдельно стоящие колонны с чистыми элегантными линиями. Они использовались для несения веса конструкции зданий, а затем в качестве графического элемента.

Колонны с дорическим обликом характеризовались тем, что были связаны с мужскими божествами, в отличие от ионических, которые были связаны с женским. В неоклассической архитектуре преобладал дорический тип, хотя были обнаружены и ионические.

Фасад зданий плоский и длинный; они часто представляют собой ширму из независимых колонн без башен и куполов; как это характерно, например, в романской архитектуре.

Внешний вид был построен с намерением передать классическое совершенство, а также двери и окна, которые были построены для той же цели. Что касается украшений снаружи, то они были воспроизведены по минимуму.

Высокий неоклассицизм имел тенденцию подчеркивать его плоские качества, а не объемы скульптуры, как и барельефы в произведениях. Однако, как правило, их обрамляли фризы, таблички или панели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: