Классицизм в искусстве: форма, мера, закон и порядок
Кульминацией развития нового стиля в архитектуре явилось возведение грандиозного дворцового комплекса под Парижем — Версаля. В строительстве парадной резиденции французских монархов участвовали прославленные зодчие: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр. Верх политики над искусством прослеживается и в архитектуре «королевской» Вандомской площади в Париже, сооруженной по проекту Жюля Ардуэн-Мансара.
Во второй половине XVII века классицизм, получивший название «большого стиля Людовика XIV», стал официальным стилем абсолютистского государства. От скульптур, украшавших монаршие резиденции, парадные залы и парковые аллеи, требовались не столько классическая соразмерность и гармония, сколько монументальность и помпезность. Творцы стремились к впечатляющим, живописным решениям, величественным формам.
Совместив в себе черты классицизма и барокко, французская скульптура XVII столетия показала глубокое внутреннее родство этих направлений. Кажущиеся на первый взгляд диаметрально противоположными, они, по сути, явились разными путями, ведущими к одной и той же цели.
В XVII веке главным «живописным» центром Франции была Лотарингия с ее главным городом Нанси. Большинство сюжетов картин художников имели литературную основу. Никола Пуссен стоял у истоков живописи классицизма. Применив в своих работах цветовое деление полотна на три горизонтальные зоны: от золотисто-коричневой земли через зелень деревьев и лугов к яркой голубизне бездонного неба, он разработал прием, названный впоследствии «пейзажной трехцветкой». Цикл картин «Времена года», в котором Пуссен показал взаимосвязь человека и природы, стал вершиной его пейзажного творчества.
Приложения
Примечания и ссылки
- , стр. 55
- ↑ и .
- , стр. 21 год
- , стр. 22
- , стр. 60
- , стр. 60
- ↑ и , стр. 26
- ↑ и , стр. 57
- , стр. 56
- ↑ и .
- Расстояние между сиденьем, спинкой и подлокотниками.
- ↑ и Сильви Шадене и Морис Эсперанс, стили Tous les. От Людовика XIII до ар-деко , Элина Софедис,2010 г., стр. 33
- Жан-Кристиан Петитфилс, Людовик XIII, том 2 , Париж, Tempus Perrin,2014 г., 600 с. ( ISBN 978-2-262-04820-4 )
Библиография
- Патрик Деларм , Маркетри: Страсть к искусству , Патрик Деларм,1998 г., 91 с.
- PM Favelac , Узнавая стильную мебель , Париж, Ш. Массин,девятнадцать восемьдесят один, 118 с. ( ISBN 2-7072-0060-3 )
- Кристоф Рено , сувенир мебельных стилей , Éditions Jean-Paul Gisserot ,2005 г.
- Кристоф Рено и Кристоф Лазе , стили архитектуры и мебели , Éditions Jean-Paul Gisserot ,2000 г., 128 с.
Французские стили мебели |
|
---|---|
Средневековая мебель · Ренессанс · Второе Возрождение · Людовик XIII · Людовик XIV · Регентство · Людовик XV · Переходный период · Людовик XVI · Исполнительный · Империя · Еда · Луи-Филипп · Вторая Империя · Ар-нуво · Ар-деко · Стиль 1940 г. |
Живопись [ править ]
В первой половине правления французские художники находились под сильным влиянием итальянцев, особенно Караваджо . Среди известных французских художников были Николя Пуссен , живший в Риме; Клод Лоррен , который специализировался на пейзажах и большую часть своей карьеры провел в Риме; Луи Ленэн , который вместе со своими братьями делал преимущественно жанровые произведения; Эсташ Ле Сюер и Шарль Лебрен , которые учились у Пуссена в Риме и находились под его влиянием.
После смерти в 1661 году кардинала Мазарини , премьер-министра короля, Людовик решил взять на себя ответственность за все аспекты управления, включая искусство. Его главным советником по искусству был Жан Кольбер (1619–1683), который также был его министром финансов. В 1663 году Кольбер реорганизовал Королевские мебельные мастерские, которые производили широкий спектр предметов роскоши, и добавил к ним гобеленовые мастерские . В то же время при содействии Ле Бруна Кольбер возглавил Королевскую академию живописи и скульптуры., который был основан кардиналом Мазарини. Кольбер также играл доминирующую роль в архитектуре, получив в 1664 году титул суперинтенданта зданий. В 1666 году была основана Французская академия в Риме, чтобы воспользоваться положением Рима как ведущего центра искусства в Европе и обеспечить поток хорошо обученные художники. Ле Брун стал деканом французских художников при Людовике XIV, участвовал в архитектурных проектах и дизайне интерьеров. Его известные декоративные работы включали потолок Зеркального зала Версальского дворца.
Среди основных художников более позднего правления Людовика XIV были Гиацинт Риго (1659–1743), который приехал в Париж в 1681 году и привлек внимание Лебрена. ЛеБрун ориентировал его на портретную живопись, и он создал знаменитый портрет Людовика XIV в 1701 году, окруженный всеми атрибутами власти, от короны на столе до красных каблуков его туфель
Вскоре у Риго появилась сложная мастерская по созданию портретов знати; он нанял специализированных художников для создания костюмов и драпировок, а других — для рисования фонов, от полей сражений до садов и салонов, в то время как он сосредоточился на композиции, цветах и особенно лицах.
Жорж де Ла Тур (1593–1652) был еще одной важной фигурой в стиле Людовика XIV; он получил титул придворного художника короля и получал высокую плату за свои портреты, хотя он редко бывал в Париже, предпочитая работать в своем родном городе Люневиль. Его картины с их необычными световыми и темными эффектами были необычайно мрачными, фигуры, едва различимые в темноте, освещенные факелами, вызывали размышления и жалость
В дополнение к религиозным сценам он рисовал жанровые картины, в том числе знаменитый Tricheur или карточный обман, изображающий молодого дворянина, которого обманывают в картах, в то время как другие смотрят пассивно. Писатель, а затем министр культуры Франции Андре Мальрописал в 1951 году: «Ни один другой художник, даже Рембрандт, никогда не предлагал такой обширной и таинственной тишины. Ла Тур — единственный интерпретатор безмятежного аспекта теней».
В последние годы его жизни вкусы Людовика XIV снова изменились под влиянием его морганической жены, мадам де Ментенон , в сторону более религиозных и медитативных тем. Он приказал удалить все картины в его личной комнате и заменить одним холстом, за Сен-Себастьеном ухаживала святая Ирен (около 1649 г.) Жоржа де Латура.
Скульптура
На грани стилей барокко (b) и классицизма развивалось творчество французских скульпторов «большого стиля» (фр. (b) Grand Manière) и их последователей, многие из которых начинали работать для парка в Версале: Ф. Жирардона (b) , А. Куазево (b) , П. Пюже (b) , Ж.-Б. Тюби (b) , Ж.-Б. Пигаля (b) . Необычайной барочной экспрессией отличаются скульптура П. Пюже на тему античной истории «Милон Кротонский» (1672—1683, Лувр, Париж), скульптурная группа Ф. Жирардона «Плутон, похищающий Прозерпину» (1678—1699) для Колоннады Ж. Ардуэна-Мансара южного партера версальского парка, фонтан «Энкелад» работы Г. Марси (1675—1677). Однако скульптуры «Грота Аполлона» (Ф. Жирардон, 1664—1672) характерны классической ясностью и уравновешенностью.
Парные скульптурные группы «Кони Марли (b) », или «Укротителей коней», созданы Гийомом Кусту Старшим (b) в последующую эпоху, в 1743—1745 годах, но их экспрессия отражает эстетику «большого стиля» Короля-солнце. Произведения версальских скульпторов и «коней» Кусту оказались весьма успешными и в эпоху романтизма (b) , они предвосхитили одержимость Теодора Жерико (b) , его «Бега свободных лошадей в Риме» (1817). Произведениями Пюже и Кусту восхищались Эжен Делакруа (b) и Виктор Гюго (b) .
Гений итальянского барокко Дж. Л. Бернини (b) во время своего визита в Париж в апреле 1665 года создал мраморный бюст Людовика XIV. По возвращении в Рим, Бернини изваял монументальную конную статую короля Людовика в образе Александра Македонского. Когда же её в 1685 году доставили в Париж (после смерти автора), французский король нашёл её отвратительной и хотел уничтожить. Тогда Ф. Жирардон переделал её в изображение древнеримского героя Марка Курция (b) . Реплики этого произведения в бронзе установили: одну в парадном дворе (курдонёре) Версаля, другую во Дворе Наполеона у входа в Музей Лувра. Ещё одну конную статую короля также выполнил Жирардон в 1692 году. В 1699 году её установили в центре Площади Людовика Великого (позднее: Вандомская площадь (b) ) в Париже (статуя была уничтожена во время Французской революции в 1789 году). Ранее, в 1784 году, королевским указом уменьшённая реплика памятника была помещена в Антиквариум Лувра. Она неоднократно воспроизводилась в гравюрах и стала одним из прообразов многих других подобных монументов последующих эпох.
Религиозная архитектура [ править ]
В ранний период своего правления Людовик начал строительство церкви Валь-де-Грас (1645–1710), часовни больницы Валь-де-Грас . Над дизайном последовательно работали Мансар , Жак Лемерсье и Пьер Ле Муэ, а затем Габриэль Ледюк завершил его . Его живописный трехсторонний фасад, перистиль, отдельные колонны, статуи и тонди делают его самой итальянской и барочной церквями Парижа. Он послужил прототипом для более поздних куполов Дома Инвалидов и Пантеона .
Следующей крупной церковью, построенной при Людовике XIV, была церковь Дома Инвалидов (1680–1706). Неф церкви, созданный Либералом Брюаном , был сопоставим с нефами других церквей того времени, с ионными пилястрами и проникающими сводами, а интерьер напоминал высокий стиль барокко. Купол, созданный Хардуэном-Мансаром, был более революционным, поскольку располагался на конструкции с планом греческого креста . В конструкции использовались наложения колонн в классическом стиле, но купол достиг большей высоты, опираясь на двойной тамбур или барабан, а сам фасад и купол были богато украшены скульптурами, антаблементами в нишах и орнаментом из позолоченной бронзы. чередующиеся с нервами, или ребра купола.
Лучшим церковным интерьером эпохи позднего Людовика XIV является часовня Версальского замка , построенная между 1697 и 1710 годами Хардуэном-Мансаром и его преемником придворным архитектором Робертом де Коттом . Декор был тщательно сдержанным, с использованием светлых тонов и скульптурных деталей с легким рельефом на колоннах. Внутри часовня открывалась и освещалась за счет использования классических колонн, размещенных на трибуне на один уровень выше первого этажа, чтобы выдержать вес сводчатого потолка.
Французский сад [ править ]
Один из самых прочных и популярных форм стиля Людовика XIV является Jardin по-французски или французский формальный сад , стиль , основанный на симметрии и принцип наведения порядка на природу. Самый известный пример — это Версальский сад, спроектированный Андре Ленотром , который вдохновил копий по всей Европе. Первым важным французским садом был замок Во-ле-Виконт , созданный для Николя Фуке , управляющего финансами Людовика XIV, начиная с 1656 года. Фуке поручил Луи Ле Вау спроектировать замок Шарлю Ле Бруну.Создавал статуи для сада, а Андре Ленотр создавал сады. Впервые сад и замок были идеально интегрированы. Грандиозная перспектива на 1500 метров простиралась от подножия замка до статуи Геркулеса Фарнезского; и пространство было заполнено партерами из вечнозеленых кустов с орнаментом, окаймленных цветным песком, а аллеи были украшены через равные промежутки времени статуями, бассейнами, фонтанами и тщательно вылепленными топиариями . «Симметрия, достигнутая в Во, достигла уровня совершенства и единства, с которым редко можно было сравниться в искусстве классических садов. Замок находится в центре этой строгой пространственной организации, которая символизирует силу и успех».
Сады Версаля, созданные Андре Ленотром между 1662 и 1700 годами, были величайшим достижением французского формального сада. Это были крупнейшие сады в Европе площадью 15 000 га, расположенные по оси восток-запад по ходу солнца: солнце взошло над Двором чести, осветило Мраморный двор, пересекло замок и освещал спальню короля и находился в конце Большого канала, отражаясь в зеркалах Зеркального зала . В отличие от грандиозных перспектив, доходящих до самого горизонта, сад был полон сюрпризов: фонтаны, маленькие сады, наполненные скульптурами, которые обеспечивали более человеческий масштаб и интимные пространства. Центральным символом сада было солнце; герб Людовика XIV, иллюстрированный статуей Аполлона в центральном фонтане сада . «Взгляды и перспективы во дворец и из него продолжались до бесконечности. Царь правил природой, воссоздавая в саду не только свое господство над своими территориями, но и над двором и своими подданными».
Ссылки [ править ]
- Ив-Мари Аллен и Жанин Кристиани, L’art des jardins en Europe , Citadelles et Mazenod, Париж, 2006 г.
- Бауэр, Германн; Пратер, Андреас (2016), Барокко (на французском языке), Кельн: Taschen, ISBN 978-3-8365-4748-2
- Cabanne, Perre (1988), L’Art Classique et le Baroque , Париж: Larousse, ISBN 978-2-03-583324-2
- Дюшер, Робер (1988), Caractéristique des Styles , Париж: Фламмарион, ISBN 2-08-011539-1
- Фиерро, Альфред (1996). Histoire et dictionnaire de Paris . Роберт Лаффонт. ISBN 2-221-07862-4.
- Impelluso, Lucia, Jardins, potagers et labyrinthes , Хазан, Париж, 2007.
- Прево, Филипп (2006), Histoire des jardins (на французском языке), Париж: Editions Sud Ouest
- Renault, Christophe (2006), Les Styles de l’architecture et du mobilier , Париж: Gisserot, ISBN 978-2-877-4746-58
- Texier, Simon (2012), Париж — Панорама архитектуры антиквариата , Париж: Париграмма, ISBN 978-2-84096-667-8
- Венцлер, Клод, Architecture du jardin , Editions Ouest-France, 2003
- Dictionnaire Historique de Paris . Le Livre de Poche. 2013. ISBN. 978-2-253-13140-3.
Внутреннее убранство [ править ]
В стиле раннего Людовика XIV основными характеристиками декора были богатство материалов и стремление добиться монументального эффекта. Используемые материалы включали мрамор, часто в сочетании с разноцветными камнями, бронзу, картины и зеркала. Они были вставлены в чрезвычайно каркас требуется дальнейшее объяснение из колонн, пилястр, ниш, которые простирались вверх по стенам и вверх по потолку. Двери были окружены медальонами, фронтонами и барельефами. Дымоходы были меньше, чем в эпоху Людовика XIII, но более богато украшены, с мраморной полкой, поддерживающей вазы, под резной рамой с картиной или зеркалами, все окруженные толстой каймой из резных листьев или цветов.
Декоративные элементы на стенах в стиле раннего Людовика XIV обычно предназначались для празднования военного успеха, величия и культурных достижений короля. Они часто изображали военные трофеи со шлемами, дубовыми листьями, символизирующими победу, и массой оружия, обычно сделанного из скользящей бронзы или скульптурного дерева, с рельефом в окружении мрамора. Другие декоративные элементы прославляли лично короля: голова короля часто изображалась в виде бога солнца Аполлона , окруженного пальмовыми листьями или позолоченными лучами света. Орел обычно представлял Юпитер . Другие декоративные детали включали позолоченные числа, королевские жезлы и короны.
Зеркальный зал дворца Версаля (1678-1684) был вершиной раннего стиля Людовика XIV. Созданный Шарлем Лебреном , он сочетал в себе богатство материалов (мрамор, золото и бронза), которые отражались в зеркалах.
В конце периода Людовика XIV, после 1690 г., стали появляться новые элементы, менее милитаристские и более фантастические; особенно ракушки, окруженные сложными извилистыми линиями и кривыми; и экзотический дизайн, в том числе арабески и шинуазри .
Внутренняя политика
Людовик XIV умел подбирать способных министров и чиновников. Министр финансов Жан-Батист Кольбер укрепил благосостояние третьего сословия. При нем торговля и промышленность процветали, окреп флот. Маркиз де Лувуа реформировал войска, а маршал и военный инженер маркиз де Вобан построил крепости, ставшие наследием ЮНЕСКО. Граф де Тоннер – госсекретарь по военным делам – оказался блестящим политиком и дипломатом.
Управление государством при Людовике 14-м осуществляли 7 советов. Глав провинций назначал Людовик. Они поддерживали владения в боевой готовности на случай войны, содействовали справедливому правосудию и держали народ в повиновении монарху.
Городами управляли корпорации или советы, состоящие из бургомистров. Тяжесть фискальной системы легла на плечи мелких буржуа и крестьян, что неоднократно приводило к восстаниям и бунтам. Бурные волнения вызвало введение налога на гербовую бумагу, следствием которого стало восстание в Бретани и на западе государства.
Карта Франции при Людовике XIV
При Людовике XIV принят Торговый кодекс (Ордонанс). Чтобы воспрепятствовать миграции, монарх издал эдикт, согласно которому у покинувших страну французов отбиралось имущество, а тех граждан, которые поступали на службу к иностранцам кораблестроителями, дома ждала смертная казнь.
Государственные должности при Короле Солнце продавались и передавались по наследству. В последние пять лет правления Людовика в Париже продали 2,5 тысячи должностей на сумму 77 млн ливров. Из казны должностным лицам не платили – они жили за счет налогов. Например, маклеры получали пошлину с каждой бочки вина – проданной или купленной.
Людовик XIV — Король Солнце
Иезуиты – духовники монарха – превратили Луи в орудие католической реакции. У противников – гугенотов – отбирались храмы, им запрещали крестить детей и венчаться. Браки между католиками и протестантами запрещались. Религиозные гонения заставили 200 тысяч протестантов переехать в соседние Англию и Германию.
Большой стиль: Париж [ править ]
Хотя Людовик XIV позже был обвинен в игнорировании Парижа, его правление ознаменовалось несколькими масштабными архитектурными проектами, которые открыли пространство и украсили центр города. Идея монументальных городских площадей, окруженных единой архитектурой, зародилась в Италии, как и многие архитектурные идеи периода барокко. Первой такой площадью в Париже была Королевская площадь (ныне площадь Вогезов ), начатая французским Генрихом IV и дополненная конной статуей Людовика XIII; затем площадь Дофин на острове Сите, на котором была изображена конная статуя Генриха IV. Первыми грандиозными парижскими проектами Людовика XIV были новые фасады Лувра, один обращенный к Сене, а другой — на восток. Это были витрины нового монументального стиля Людовика XIV. Старый кирпич и камень на площадях Генриха IV были заменены монументальными колоннами Великого стиля, которые обычно были частью самого фасада, а не стояли отдельно. Все постройки вокруг площади были соединены и построены на одной высоте, в едином стиле. На первом этаже была крытая галерея для пешеходов.
Первым таким комплексом зданий, построенных при Людовике XIV, был Коллеж де Катр-Наций (ныне Институт Франции ) (1662–68), обращенный к Лувру. Он был спроектирован Луи Ле Вау и Франсуа д’Орбе и объединил штаб-квартиру академий, основанных королем, часовню и библиотеку кардинала Мазарини . Hôtel Royal Инвалиды — комплекс для ветеранов войны , состоящих из жилых домов, больницы и часовни — был построен Либералом Бруантом и Жюль Ардуэн-Мансар(1671–1679). Затем Людовик XIV поручил Мансарту построить отдельную частную королевскую часовню с поразительным куполом, Église du Dôme, которая была добавлена для завершения комплекса в 1708 году.
Следующим крупным проектом стала Place des Victoires (1684–1697), комплекс из семи больших зданий в трех сегментах вокруг овальной площади, с конной статуей Людовика XIV в центре. Он был построен предприимчивым предпринимателем и придворным дворянином Жан-Батистом Предо в сотрудничестве с архитектором Жюлем Аруден-Мансартом. Последним городским проектом стал самый известный, Place Vendôme , также созданный Харуэн-Мансартом, между 1699 и 1702 годами. Еще одно нововведение: этот проект частично финансировался за счет продажи участков вокруг площади. Все эти проекты отличались монументальными фасадами в стиле Людовика XIV, которые придавали площади особую гармонию.
Замысел Короля-Солнце
Юный Людовик XIV впервые оказался в замке в 1641 году, когда в Париже вспыхнула эпидемия оспы, а членов королевской семьи было решено отправить в Версаль
Наверное именно тогда будущий Король-Солнце обратил внимание на чудесные места и архитектурные возможности, которые мог раскрыть Версаль. Впрочем, реализовать замыслы (даже если те и возникли) молодой король смог лишь в 1661 году
Идея короля предполагала, что Версаль будет исполнять практичную функцию. В ту пору в Париже постоянно вспыхивали антиправительственные восстания. Находиться в столице членам королевской семьи было попросту опасно. А потому Людовик XIV решает перенести свою главную резиденцию из Лувра в Версаль.
Конечно, последний к тому моменту значительно разросся, однако по-прежнему не мог составить конкуренцию роскошным королевским обителям. Для перестройки Версаля Людовик пригласил лучших архитекторов и мастеров садово-паркового искусства. Некоторые из них уже имели опыт создания поистине роскошных резиденций.
Адам Франс ван дер Мейлен «Прибытие Людовика XIV в сопровождении его гвардейцев в старый Версальский дворец в 1669 году»
Дизайн и зрелище [ править ]
В первые годы правления короля самой важной публичной королевской церемонией была карусель , серия упражнений и игр на лошадях. Эти соревнования были призваны заменить турнир, который был запрещен после 1559 года, когда король Генрих II погиб в результате несчастного случая на рыцарском турнире
В новой, менее опасной версии, всадникам обычно приходилось проводить копьем внутри кольца или ударять по манекенам головами Медузы, мавров и турок. 5–6 июня 1662 года состоялась грандиозная карусель , посвященная рождению дофина , сына Людовика XIV. Он проходил на площади, отделяющей Лувр от дворца Тюильри, который впоследствии стал известен как Place du Carrousel.
Торжественный въезд короля в Париж также стал поводом для торжеств. Возвращение Людовика XIV и королевы Марии-Терезы в Париж после его коронации в 1660 году ознаменовалось грандиозным событием на ярмарочной площади у ворот города, где были сооружены большие троны для новых монархов. После церемонии это место стало называться Place du Trône или местом Трона, пока в 1880 году оно не стало Place de la Nation
Помимо внутреннего убранства, он проектировал костюмы и декорации для королевских театров, в том числе для оперы « АмадисЖана-Батиста Люлли в Театре Пале-Рояль (1684 г.) и для оперы-балета Les Saisons преемника Люлли. , Паскаль Коласс , в 1695 году.
Начало правления
Ранее ветреный и склонный к щегольству и кутежам дофин удивил придворную знать и чиновников трансформацией. Людовик заполнил пробелы в образовании – ранее он едва умел читать и писать. От природы здравомыслящий, молодой император молниеносно вникал в суть проблемы и решал ее.
Король Людовик XIV
Луи выражался ясно и кратко, государственным делам посвящал все время, но самомнение и гордыня монарха оказались безмерными. Все королевские резиденции казались Людовику слишком скромными, поэтому в 1662 году Король Солнце превратил охотничий домик в городе Версаль, что в 17 километрах на западе от Парижа, в дворцовый ансамбль неслыханных масштабов и роскоши. 50 лет на его обустройство шло 12-14% ежегодных расходов государства.
Город Версаль
Первые двадцать лет правления монарх жил в Лувре, затем в Тюильри. Пригородный замок Версаль стал постоянной резиденцией Людовика XIV в 1682 году. После переезда в крупнейший в Европе ансамбль Луи бывал в столице короткими наездами.
Пышность королевских апартаментов подтолкнула Луи к установлению громоздких правил этикета, касавшихся даже мелочей. Чтобы мучимый жаждой Людовик выпил стакан воды или вина, требовалось пять слуг. Во время молчаливой трапезы за столом сидел только монарх, стул не предлагался даже знати. После обеда Людовик встречался с министрами и чиновниками, а если болел, Совет в полном составе приглашался в королевскую опочивальню.
Людовик XIV и его придворные
Вечером Версаль открывался для увеселений. Гости танцевали, угощались изысканными блюдами, играли в карты, к которым пристрастился Луи. Салоны дворца носили названия, в соответствии с которыми меблировались. Ослепительная Зеркальная галерея имела в длину 72 метра и в ширину 10. Цветной мрамор, зеркала от пола до потолка украшали внутреннее убранство помещения, тысячи свечей горели в золоченых канделябрах и жирандолях, заставляя серебряную мебель и каменья в украшениях дам и кавалеров гореть огнем.
Людовик XIV в Версале
При дворе короля благосклонностью пользовались писатели и артисты. В Версале ставились комедии и пьесы Мольера, Жана Расина и Пьера Корнеля. На Масленицу во дворце устраивались маскарады, а летом двор и челядь выезжали в присоединенную к версальским садам деревню Трианон. В полночь Людовик, покормив собак, уходил в опочивальню, где ложился спать после длинного ритуала и десятка церемоний.
Внутреннее убранство [ править ]
В стиле раннего Людовика XIV основными характеристиками декора были богатство материалов и стремление добиться монументального эффекта. Используемые материалы включали мрамор, часто в сочетании с разноцветными камнями, бронзу, картины и зеркала. Они были вставлены в чрезвычайно каркас [ требуется дальнейшее объяснение ] из колонн, пилястр, ниш, которые простирались вверх по стенам и вверх по потолку. Двери были окружены медальонами, фронтонами и барельефами. Дымоходы были меньше, чем в эпоху Людовика XIII, но более богато украшены, с мраморной полкой, поддерживающей вазы, под резной рамой с картиной или зеркалами, все окруженные толстой каймой из резных листьев или цветов.
Декоративные элементы на стенах в стиле раннего Людовика XIV обычно предназначались для празднования военного успеха, величия и культурных достижений короля. Они часто изображали военные трофеи со шлемами, дубовыми листьями, символизирующими победу, и массой оружия, обычно сделанного из скользящей бронзы или скульптурного дерева, с рельефом в окружении мрамора. Другие декоративные элементы прославляли лично короля: голова короля часто изображалась в виде бога солнца Аполлона , окруженного пальмовыми листьями или позолоченными лучами света. Орел обычно представлял Юпитер . Другие декоративные детали включали позолоченные числа, королевские жезлы и короны.
Зеркальный зал дворца Версаля (1678-1684) был вершиной раннего стиля Людовика XIV. Созданный Шарлем Лебреном , он сочетал в себе богатство материалов (мрамор, золото и бронза), которые отражались в зеркалах.
В конце периода Людовика XIV, после 1690 г., стали появляться новые элементы, менее милитаристские и более фантастические; особенно ракушки, окруженные сложными извилистыми линиями и кривыми; и экзотический дизайн, в том числе арабески и шинуазри .
-
Ранний стиль Людовика XIV; Салон Венуса в Версальском дворце — Шарль Лебрен
-
Зеркальный зал Версальского дворца — Шарль Лебрен (1678–1684)
-
Спальня королевы Версальского дворца
-
Поздний стиль Людовика XIV; мозаики в салоне Oeil-de-Boeuf в Версале
Людовик ХIV
Во второй половине XVII века Франция стала ведущей европейской державой. Срочно пришлось догонять и перегонять Италию, в том числе по части вкусов и мод.
По этому случаю при Людовике XIV (1643–1715) был даже заведён специальный департамент, заведующий всеми видами искусств, во главе которого поставили живописца Шарля Лебрена. И тут началось…
Интерьеры Версаля — классический образец барочной роскоши. Всё поражает своим размахом и избыточностью. К слову сказать, лишь длина Версальского дворца равна 576 метрам |
В дворцовых интерьерах того периода царило полное парадное великолепие. Новоизобретённый стиль должен был прославлять могущество монарха. Задачу решили просто: больше массивности, резьбы и позолоты. Орнамент при этом строго симметричен. Акантовые листья, фрукты, раковины, маски и головы фав. нов сочетались в нём с военной символикой. К навеянным античным Римом мотивам (шлемам и щитам) добавились знаки «короля–солнца»: лучезарный лик или две переплетённые буквы L. Мастера щедро инкрустировали мебель чёрным деревом, медью, оловом, черепаховым панцирем и перламутром. Наиболее прославленные работы в этой технике созданы краснодеревщиком Андре–Шарлем Булем, почему иногда стиль называют просто «Буль». Примечательная деталь: ножки кресел и табуретов соединяют поперечные перекладины, образующие букву Н или, позднее, Х. Спинки у кресел чинно высокие, а низкие сиденья украшены бахромой. В тот же период распространяется удобная мебель с выдвижными ящиками. Это упразднивший сундуки комод, а также бюро. Другое изобретение эпохи — приставной столик–консоль. Столешница консольных столов часто сделана из мрамора или выложена флорентийской мозаикой, опорой ей служат аллегорические фигуры. (Такие консоли можно встретить в фойе многих роскошных отелей, а также в домах, где принято устраивать приёмы.) Появляется и диван, похожий на несколько составленных вместе кресел. Впрочем, к концу периода интерьеры утрачивают свою помпезность и приобретают грациозность, предвещая последующие стили Регентства и Людовика XV.
Комод как будто весь состоит из маркетри, бронзы и золочения. Антикварный салон Segoura, Париж | Письменный стол антикварная галерея Kraemer, Париж |
Консоль, XVII век. Из коллекции антикварного салона Perrin, Парижж | |
Барокко—самый кардинальный из противоположных минимализму стилей. Такое масло масляное. Когда и маркетри, и бронзовые накладки, и позоло та, и мрамор, и скульптура. Массивность шкафа потрясает. Многодельность работы восхищает. Но что притягивает взор больше всего—это мускулистость атлантов и экспрессивность их поз. Как будто вот–вот надорвутся. Вторая половина XVII века, Франция |
Характерная особенность стиля: маркетри настолько богато украшает поверхность мебели, что становится похожим на роспись. Мотивы самые разнообразные: от растительно–цветочных до военных, греко–римских. Ножки шкафа массивные, четырёхугольные, видимо, показались мастеру недостаточно изящными, поэтому он подставил спереди пару куртуазных ножек из золочёной бронзы.
Мебель обтягивают бархатом (в основном тёмно–красного «королевского» цвета), гобеленом и шёлком. Узоры предпочитают цветочные, цвета— контрастные и яркие. Ткани—копии, изготавливаются компанией Prelle | |
Комод с узорным маркетри, скульптурными резными деталями и золочёными металлическими накладками. Производится компанией СMT | Шкатулка, серебро, посеребрение. Париж, 1704–1712. Из коллекции компании De Leye, Брюссель |
В первые годы правления Людовика XIV дворяне сидели в креслах, напоминающих об эпохе короля–предшественника, однако в новом интерьерном контексте они выглядели свежо Внизу Кресло, делается компанией Angelo Cappellini | Консоль (с мраморной столешницей) в стиле Людовика XIV. Исключи. тельная по красоте вещь. Точная копия дворцовой, производится компанией Provasi |
Парад стилей мебели: Ренессанс, Людовик, Ампир, Луи-Филипп, Наполеон, Чиппендейл, Модерн, Ар Деко |
Итальянский Pенессанс Людовик ХIII Регентство Людовик XV Кабриоль Людовик ХVI Директория и Консульство Ампир Русский ампир Реставрация Луи-Филипп Наполеон III Бидермайер Тюдоры Королева Анна Чиппендейл Хэпплуайт Шератон Королева Виктория Чарльз Макинтош Модерн Ар деко Конструктивизм
Emporio Paoli — классическая спальня и гостиная
При Людовике XIII
Несмотря на то, что Версаль практически всегда связывают с именем Людовика XIV, строительство замка началось ещё при его предшественнике и отце, Людовике XIII. В 1623 году по приказу короля был возведен скромный охотничий домик.
Конечно, вы должны понимать, что слова “скромный” и “домик” здесь используются в масштабах определения короля. На самом деле это был типичный замок феодального образца. Территория была приобретена у Жана де Суази. Выбор на это место пал неслучайно. Людовик XIII был заядлым охотником, а здесь и угодья, и близкое расположение городской местности позволяли посвятить время этому хобби.
Охотничий домик Людовика XIII / versailles3d.com
Размеры Охотничьего замка составляли 24 на 6 метров. Согласитесь, в сравнении с великолепными дворцами это действительно был “домик”. Располагался он там, где сегодня находится Мраморный двор. Через девять лет было принято решение расширить территорию королевских угодий, после чего к Охотничьему замку добавилось Версальское поместье.
Людовик XIII, вероятно, любил это место, поскольку именно его он решает превратить в одну из своих загородных резиденций. Видимо монарху не нравились миниатюрные размеры этого охотничьего домика. Вместить на ночь всю королевскую семью он не мог, а единственная спальня предназначалась лишь для короля.
Монарх хотел бывать в Версале вместе с семьёй и приближёнными, а потому замок начали активно достраивать. Вскоре он заметно преобразился. Что примечательно, восточное крыло и сегодня является ярким примером архитектурного классицизма — стиля, который так нравился Людовику XIII.
Филипп де Шампань «Портрет Людовика XIII»