Стиль и дизайн
Мозаика распространилась по всему земному шару, и каждый народ добавлял в этот вид искусства что-то свое, свойственное только этой нации. На сегодня можно выделить несколько стилевых направлений. Рассмотрим некоторые из них подробней.
Александровская мозаика появилась в IV веке нашей эры. Она получила свое название в честь великого полководца Александра Македонского и изображала эпизоды из его походов. В цветовой палитре преобладают несколько натуральных оттенков – это красный, красно-коричневый, белый и желтый. Рисунок, характерных для данного стиля, выкладывался строго по определенной границе. Элементы мозаики вырезались из мрамора или стекла, полировались особым образом. При этом они никогда не выходили за обозначенные пределы.
Византийская мозаика появилась примерно в VI-VII веках и не потеряла своей актуальности и по сей день. Она высоко ценится и легко узнаваема благодаря некоторым своим особенностям.
Во-первых, она выкладывается из смальты – именно Византия считается ее Родиной. Во-вторых, это обязательно золотистый фон. Для получения различных оттенков смешивают несколько видов металлов в разных пропорциях. Это может быть медь, ртуть и даже частички золота. Все изображаемые объекты имеют совершенно четкие контуры и правильные пропорции – элементы имеют форму кубика. Поэтому вблизи картина кажется несколько грубоватой и раскрывается во всей своей красе только с некоторого расстояния.
Классические примеры сюжетов, изображаемых с помощью византийской мозаики, можно наблюдать во многих храмах Италии, сохранившихся с древнейших времен. Сегодня же в такой технике можно выкладывать абсолютно любые картинки. Это могут быть мифические животные типа дракона или фантазийные цветы. Неплохо смотрится в данном стиле и морская тематика – рыбы, дельфины, прибрежные пейзажи.
Флорентийская мозаика названа в честь одноименного города Флоренция, в котором она впервые появилась. Она изготавливается из природного камня – чаще всего из морской гальки, и считается одной из самых сложных в исполнении. Для флорентийского стиля характерна укладка элементов вплотную, практически не оставляя места для швов и затирки. А поскольку все фрагменты от природы имеют самую разнообразную форму и оттенки, то подогнать их друг к другу – процесс очень трудоемкий.
Михайловская мозаика зародилась в Средних веках на основе византийской школы. В описываемой технике преобладают все оттенки зеленого и золотого. Сюжеты мозаики в основном библейские – в этой технике расписан Собор Святой Софии в Киеве. Благодаря разнообразным оттенкам изображение получается не статичным, а живым и интересным, за что этот стиль и ценится во всем мире.
Софийская мозаика обладает более разнообразной цветовой палитрой, чем предшествующая школа. Для этой мозаики использовались кусочки смальты разнообразных форм – квадратные, овальные и даже треугольные. При этом укладывались они не столь тщательно, как это делали флорентийские мастера.
Римская мозаика также выкладывается из смальты. При этом используются очень маленькие кусочки, что позволяет добиться высокой точности картины. Такая техника особенно хороша для изображения людей, природных пейзажей, а также различных представителей флоры и фауны. Благодаря данной технике особенно хорошо удается передать цветы и животных в движении.
Русская мозаика изготавливается из камня. Ее преимущество перед остальными стилевыми направлениями в том, что такая мозаика может быть создана на изогнутых поверхностях, на которых невозможно применить классические технологии. В технике русской мозаики можно изготавливать небольшие поделки типа шкатулок или письменных приборов. Ее суть заключается в том, что сама основа будущей картины создается из прочного, но не очень дорогого камня, на который сверху наклеивают пластинки из полудрагоценных камней размером примерно 5 см2.
Материалы
Последний тренд в интерьере 2019 года – тактильность. Всегда хочется иметь в доме приятные на ощупь ткани и мебельную обивку, по полу ходить босиком. В текущем году дизайнеры уделяют максимально много внимания мягким тканям и другим материалам, к которым хочется прикасаться. В моде все натуральное, близкое к природе.
Ткань
На первом месте – бархат, замша. Как и в мебели, чаще выбирается многофункциональный, легкий текстиль, который можно взять с собой. Много бахромы и кистей в декоре. Натуральный текстиль в приоритете – подойдет к любому стилю. Больше внимания ковру, как акцентному, часто даже художественному объекту.
Мрамор, бетон и тераццо
Мрамор остается в тренде, но больше предпочтение розовым, черным и серым породам. С прошлого года остался тераццо в отделке и мебели.
Бетонные плафоны и элементы декора выступают как акцент авторского интерьера. Но самое интересное применение бетон находит в ванных комнатах. Купели и раковины, обработанные специальной пропиткой, долговечны и выглядят необычно и ново.
Металл
Латунные элементы – тренд большинства европейских производителей. Особенно четко это проявляется в оформлении ванных и кухонь. Новика 2019 – смешение нескольких металлов в одном проекте. К латуни добавляется серебро, бронза и немного золота. Теплую палитру обстановки великолепно дополняет медь.
Стекло
При выборе стеклянных элементов нужно не мелочиться, в прямом смысле слова. Крупные плафоны и большие объекты из стекла – тренд года.
Область применения мозаики
Осовремененные технологии в сочетании с секретами античных умельцев позволяют использовать мозаику практически везде, где только заказчик может пожелать.
Мозаика годится для применения как во внутреннем оформлении: в гостиной, столовой, ванной или кухне, так и во внешнем оформлении фасадов элитных особняков. Бассейны, камины, лестничные ступени, колонны, карнизы и столешницы с римской мозаикой сегодня снова пользуются популярностью.
Чаще всего компании-производители мозаичной продукции получают заказы на производство плиточных изделий для отделки больших залов и каминных комнат с высокими потолками. Наиболее эффектно выглядят полы, выложенные мозаикой. Таким приемом пользовались в свое время еще римские аристократы. Сегодня дизайнеры экспериментируют, выстилая не весь пол, а его отдельные части, которые выступают в качестве яркого декоративного элемента интерьера.
Не менее интересно выглядят настенные панно. Такие элементы задают тон всему помещению, подчеркивают стиль, при этом будучи прочным настенным покрытием, не боящимся времени и не тускнеющим.
Интересно выглядит выложенный плиткой потолок с определенной тематикой, при оформлении фризов или многоярусных элементов потолочной конструкции
Важно, что мозаичная плитка не лопается, не дает трещин и не требует особого ухода за покрытием
Технология [ править ]
Мозаика восточно-римского императора Юстиниана I , VI век
Римские мозаики построены из геометрических блоков , называемых мозаикой , помещены вместе , чтобы создать формы рисунков, мотивов и узоров. Материалы для мозаики были получены из местных источников натурального камня с добавлением тесаного кирпича, плитки и керамики, создающих цветные оттенки, преимущественно синие, черные, красные, белые и желтые. Полихромные узоры были наиболее распространены, но известны монохромные примеры. Мрамор и стекло иногда использовались в качестве мозаики как и мелкая галька, и драгоценные металлы, такие как золото . Мозаичный декор не только ограничивался полом, но также присутствовал на стенах и сводах. Под некоторыми мозаиками были обнаружены следы указателей, вырезанных или нарисованных на подстилке из раствора. Конструкция также может быть привязана к веревке или установлена в деревянном каркасе.
Обрушение построек в древности, как это ни парадоксально, может как безвозвратно уничтожить мозаику, так и защитить и сохранить ее.
Рим
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
Прекрасно сохранившаяся римская мозаика с Посейдоном. Турция, г. Газиантеп.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.
Модный тренд №2. ИМИТАЦИЯ ДЕРЕВА
Плитка «под дерево» – актуальный тренд сезона. Керамику не отличить от деревянных покрытий ни на вид, ни на ощупь. Но в отличие от дерева, плитка не боится воды. Керамические покрытия чрезвычайно устойчивы к механическим и органическим воздействиям. Эти качества делают плитку незаменимым материалом для отделки как общественных помещений, так и частных интерьеров с большой проходимостью.
Новые технологии позволяют создавать керамическую поверхность, приятную на ощупь, с бархатистой «мягкой» текстурой, ощущение от прикосновения к которой сравнимо с прикосновением к ткани или дереву.
1. Керамическая плитка из коллекции Scrapwood напоминает «грубые» доски из разных пород древесины, комбинация контрастных цветов придает неординарный вид отделке кухни. Impronta Ceramica, www.impronta.it
4. Напольная плитка из коллекции Type 32 выглядит как наборный паркет «в елочку» из ценных пород дерева. Керамическая плитка, LeaCeramiche, www.ceramichelea.it
6. Напольная плитка из коллекции Kerlite Forest, имитирующая паркет. Такое покрытие неотличимо от пола из натурального дерева не только по виду, но и на ощупь, Cottod’Este, www.cottodeste.it
7. Напольная плитка из коллекции Urban Wood «маскируется» под покрытие из состаренных досок, CeramicaFioranese, www.fioranese.it
8. Напольная плитка из коллекции Woodplace создает эффект комбинированного пола из камня и дерева, Ragno, www.ragno.it
Сфера применения
За счет современных технологий и инновационных материалов появилась возможность использовать данный стилистический прием в различных помещениях и их локациях.
Профессиональные декораторы составили перечень комнат, где римская мозаика будет смотреться гармонично и эффектно, это:
- кухня;
- столовая;
- ванная;
- гостиная;
- сауна или парная;
- фасад здания (внешняя отделка).
При помощи мозаики можно выразительно и стильно оформить такие зоны и элементы, как:
- камины;
- ступени лестниц;
- чаши бассейнов.
Торговые марки, занимающимся производством данной продукции, нередко получают заказы на изготовление коллекций и композиций для декорирования каминных залов, просторных гостиных с высоким потолком. Профессиональные дизайнеры продолжают экспериментировать с цветами и формами, создавая уникальные и оригинальные полотна.
Ссылки [ править ]
- .
- ^ .
- , pp. 255-256.
- , стр. 260.
- ^ , стр. 265.
- , pp. 259-260.
- ^ , стр. 255-275.
- , стр. 253-254, 257-258.
- ^
- , стр. 280.ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFDunbabin2006 ( помощь )
- .
- .
- .
- .
- .
- . Университет Тафтса. 2005 . Проверено 13 марта 2015 года .
- C., Раван (11 марта 2015 г.). . Mozaico . Проверено 13 марта 2015 года .
- Нокс, Э.Л. Скип. . История западной цивилизации, Государственный университет Бойсе. Архивировано из 25 марта 2015 года . Проверено 13 марта 2015 года .
- . Новости24. 14 июня 2005 . Проверено 21 февраля 2015 года .
- . Хранитель . 27 мая 2020 . Проверено 8 сентября 2020 .
- . BBC News . 27 мая 2020 . Проверено 8 сентября 2020 .
- . www.cbsnews.com . Проверено 8 сентября 2020 .
Преимущества материала
Мозаика не теряет своей популярности на протяжении многих веков. Это обусловлено множеством достоинств, которые отличают данный материал. Перечислим некоторые из них.
- Прочность. Плитка не портится от перепадов температур, а также характеризуется устойчивостью ко влаге. Мозаике не страшны механические повреждения, она не трескается и не деформируется. К тому же, внешний вид плитки и насыщенность красок не меняются под воздействием солнечных лучей.
- Долговечность. За счет своих качеств мозаика прослужит много десятилетий. Поэтому если вы украсите свой интерьер мозаикой один раз, вам не придется больше думать о ремонте.
- Эстетичность. Панно и фрески, сделанные из римской мозаики, выглядят просто потрясающе. Они преобразят любой интерьер и придадут ему особый и неповторимый стиль. А варианты картин, которые можно создать при помощи этого материала, могут быть самыми разнообразными.
- Практичность. Покрытие из мозаики не требует особого ухода. Ее легко очистить от любых загрязнений, не прилагая усилий и не тратя много времени.
- Еще одним преимуществом римской мозаики является простота ее реставрации. Поскольку общая композиция состоит из множества отдельных элементов, их получится легко обновить при необходимости. Это делает срок службы такой плитки еще больше.
Несмотря на все плюсы данного материала, следует отметить и пару недостатков.
У вас не получится сделать качественное панно из римской мозаики своими руками, если вы не имеете подобного опыта
Для этого придется нанимать профессионалов и приготовиться к тому, что процесс весьма трудоемкий и занимает немало времени.
Также немаловажно и то, что стоимость оформления при помощи римской мозаики по карману не каждому. Особенно если речь идет о больших площадях.
История
Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э.. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоёванных территорий.
Мозаика Cave canem из Помпей
Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.
Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».
В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.
Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.
В III веке н. э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает ещё более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.
Это интересно: Коричневая мозаика — бежевые оттенки с золотом, примеры декора плиткой размером 5х5 см
Изображения
Ахилла обожают принцессы Скироса , сцена из Илиады, где Одиссей (Улисс) обнаруживает, что он одет как женщина и прячется среди принцесс при королевском дворе Скироса. Позднеримская мозаика из Ла Ольмеда , Испания, 4-5 вв. Н.э.
Помимо геометрических узоров и рисунков, на римских мозаиках часто изображались божественные персонажи или мифологические сцены.
Портреты
На римских мозаиках часто встречаются изображения известных личностей или развлекательные сцены. Александр Мозаика из Дома Фавна , Помпеи изображает битву при Иссе между Александром Македонским и Дарием III . Помимо известных людей древности, мозаики могут изображать аспекты повседневной жизни. Гладиатор Мозаика из Рима изображает боевую сцену, называя каждый гладиатор участием. Гладиаторские сцены также известны из Лептис Магна .
Религия
Одним из самых ранних примеров раннехристианского искусства в мозаике является мозаика пола начала 4-го века с виллы в Хинтон-Сент-Мэри , Дорсет , Англия, на которой изображен Христос с Чи-Ро за головой. Мозаика сейчас находится в Британском музее . Мозаики Орфея , которые часто включают в себя множество животных, нарисованных играми бога, очень распространены; он также использовался в раннехристианском искусстве как символ Христа. Сцены с Дионисом — еще одна распространенная тема.
Когда римский период слился с поздней античностью , настенная мозаика стала доминирующей формой искусства в великих церквях, а стиль с золотым покрытием стал обычным. В Италии высока доля уцелевших.
Эмблемы
Прогресс в технике мозаики создал эмблему, «сердце» всей мозаики
Слово эмблема используется для описания небольшой мозаики, изображающей небольшую жанровую сцену или натюрморт, характеризующуюся особенно тонкими мозаиками, изготовленными отдельно и установленными в центральном или важном месте на главной панели.
Этапы создания
Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.
В мае 2020 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.
Художественная идея
Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.
Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.
Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками
Технология изготовления
Смальта изготавливается в промышленных условиях. К кварцевому песку добавляют оксиды металлов для получения разнообразных цветов и текстур. Минеральные добавки обеспечивают:
- ударопрочность;
- устойчивость к атмосферным воздействиям;
- морозостойкость;
- яркость и насыщенность цвета.
Смесь запекается при температуре от 140 до 1400 град. Частицы сплавляются, становятся непрозрачными. Толща материала заполняется множеством крошечных пузырьков и начинает словно светиться изнутри.
В византийских храмах мозаика укладывалась прямым способом. Он используется и сейчас. На основу (стену) с перенесенным рисунком накладывается слой раствора, в него вдавливаются камни. Швы тонируются в конце работы, либо предварительно окрашивается раствор.
Сейчас мозаичная кладка часто производится в обратном порядке. Изображение выкладывается в зеркальном виде на твердую основу с наклеенным холстом или полимерной сеткой. Кусочки закрепляются водорастворимым клеем, это дает возможность подправить композицию.
Мозаика приклеивается на постоянное место. Швы заполняются песком, излишки выметаются. Готовое панно сохнет не менее недели, затем швы окончательно затираются.
Римская мозаика
Римская мозаика — мозаика, набираемая из маленьких разноцветных кубиков полудрагоценных или поделочных камней или смальты. Малые размеры камня способствуют изяществу и высокой точности изображения. Эта техника выкладывания мозаики зародилась в Древнем Риме, а римляне, в свою очередь, переняли её от греков.
Особенное развитие искусство мозаики получило при Юлии Цезаре и Октавиане Августе, когда в Древний Рим стали стекаться большие богатства с завоёванных территорий. Первые образцы римской мозаики — довольно простые, представляющие орнаменты из геометрических фигур, датируются II в. до н.э. С развитием художественного мастерства в мозаике воплощались изображения животных и людей, и даже развёрнутые сюжетные сцены. Хотя бы одна мозаика, украшавшая пол или стены, имелась в каждом древнеримском зажиточном доме.
Мозаика во Флоренции. 5 век н.э. Раскопки под собором Санта Мария дель Фьоре
В разрушенных вулканом Помпеях были обнаружены мозаики, изображавшие собаку, иногда — дополненные словами Cave canem («Берегись собаки»)
Так что наши таблички на заборах «Осторожно, злая собака!» имеют корни как минимум древнеримские. В Римской Империи подобные мозаичные таблички выкладывались перед входом в дом
Собаки изображались по-разному: с оскалом, на цепи, или свернувшаяся в клубок.
Помпейские мозаики Cave canem
Первые мозаики набирались из гальки — из целых, не расколотых камушков. Предположительно, римская мозаика и появилась в результате развития техники галечного мощения, излюбленного напольного покрытия в Средиземноморье.
Мощение площади в Монако
По сей день можно встретить огромное количество примеров галечного мощения на Лазурном берегу Франции, Италии и Испании.
Римская мозаика собирается из модулей определённого размера. Это, собственно, и отличает её от всех прочих видов мозаики. Мозаичные модули могут быть самых разных размеров: от микроскопических, меньше булавочной головки, до огромных — таких, как на фасаде кинотеатра «Октябрь» в Москве.
Фрагмент мозаики на кинотеатре «Октябрь»
Первоначально римская мозаика делалась из камня, впоследствии была изобретена смальта. Смальта — это заглушённое, то есть непрозрачное цветное стекло, которое выплавляется в печах, затем, после остывания и затвердевания, насекается на модули необходимого размера. После появления такого замечательного материала, как смальта, римская мозаика заиграла новыми, мощными, сочными красками, стала более доступной, так как стекло, в целом, дешевле, чем натуральный камень.
Римская мозаика, из какого бы материала она ни была выполнена, укладывается на ровное подготовленное основание, на специальный клей, подобранный в соответствии с выбранным основанием, после чего швы между модулями затирают затиркой. Цвет затирки также очень важен, так как от него не меньше, чем от цвета основного рисунка, зависит общее впечатление от работы. Традиционно применяют серую или белую затирку, но можно встретить и другие цвета. Очень эффектно смотрится чёрная затирка, так как на чёрном любые другие цвета смотрятся особо сочно.
Самые знаменитые мозаики находятся в Италии в Ровенне, Венеции, Ватикане.
Фрагмент мозаики в Венеции. Собор Сан Марко
Византийский мозаичист 9 века — Мозаики в Айя София, Христос
Это интересно: Белая мозаика — преимущества и особенности дизайна
Сюжеты и разнообразие
Тематикой мозаики могут быть растительные орнаменты, классические натюрморты, птицы и животные, пейзажи, бытовые сюжеты и многое другое. Не зависимо от изображения качественный декор выглядит выразительно и привлекательно. Изображения представителей фауны и флоры являются классическими и замечательно вписываются жилые и общественные помещения. Раньше особо популярной была мозаика с изображением античных богов и мифологических сюжетов.
В настоящее время такие композиции используют в декоре. Это элегантное дополнение античных стилистических направлений. Современные покупатели имеют возможность воспользоваться услугой на заказ. Мастера создадут уникальное полотно в выбранной тематике заказчика. Размеры композиции зависят от пожеланий клиента. Однако имеются определенные рекомендации: чем крупнее комната, тем больше может быть декоративное полотно.