В 21 веке[править | править код]
В 21 веке интерес к соцреализму возродился на новом витке, с учётом контекста истории мирового искусства и завершённости эпохи.
Евгений Фатеев: «Вообще советские визуальные искусства очень располагают к самым разным играм в искусствоведческие «измы». Здесь можно отыскать все этапы итальянского ренессанса. Можно очень ответственно и легитимно говорить о советском маньеризме, который совмещает в себе как качества южного, итальянского маньеризма, так и северного романизма. Советская живопись выдала и невиданно обширный материал и по живописному исследованию — и разного свойства ориентализмы, и особенный нордизм – исследование и визуализация нашего необъятного Севера. Очень интересно выделять и акцентировать, концептуализировать и очень мощную рокайльную ноту в советской живописи. Особенно интересная тема – сборка и концептуализация автохтонного, самобытного и крайне интересного советского сюрреализма. Существуют и советское салонное искусство, и советский высочайшего качества бидермайер.» (О постквадратном исчерпании фигуративности в советском искусстве//https://zavtra.ru/blogs/o_postkvadratnom_ischerpanii_figurativnosti_v_sovetskom_iskusstve)
Критика соцреализма[править | править код]
Соцреализм почти немедленно стали упрекать в заидеологизированности (которая не только не скрывалась. но постоянно подчёркивалась).
По сути, критики соцреализма высказывали претензии не столько к самому методу, сколько к тому обстоятельству, что все другие направления в искусстве в условиях СССР, а позже — и в других социалистических странах — искусственно подавлялись «руководящей и направляющей партией».
Ткань «свободного искусства» слишком плохо вписывалась в прокрустово ложе требований к «соцреализму, как единственно верному методу». Кроме того, по принципу «запретный плод сладок», именно благодаря запретам (исполняемым, впрочем не везде, и не всегда тщательно) — «альтернативные искусства» приобрели в социалистических странах определённую притягательность — на которую, по своим художественным достоинствам, они бы, без «ореола гонимости» объективно никак рассчитывать не могли.
Приложения
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
Русские художественные движения и коллективы |
|
---|---|
Русские художественные направления | Строгановская школа · Школа Венецианова · Артель художников · Ястребы · Абрамцево · Обериу · Русский символизм · Лучизм · Супрематизм · Русский конструктивизм · Авангардный русский язык · Советский социалистический реализм · Советское нонконформистское искусство · Концептуализм Москва · Соц-арт · zaum |
Российские коллективы художников | Осел Хвост · Бубновый валет · Молодежный Союз · Мир искусства · Aveniristes · Gileia · Blue Rose · Четыре искусства |
Ассоциации | Союз художников России · Ассоциация художников революционной России · Общество художников Архипа Куинджи · Общество художников исторической живописи · Сообщество художников |
Школы | Школа Бакста и Добужинского · Школа красок Киммерия · Школа Ярославль (архитектура) |
См. Также: Русская культура · Современное искусство · Русское кино. |
Цели социалистического реализма
Социалистический реализм — основной официально (на государственном уровне) признанный метод советской литературы и искусства, цель которого — запечатлеть этапы строительства советского социалистического общества и его «движения к коммунизму». В течение полувека существования во всех развитых литературах мира социалистический реализм стремился занять ведущее положение в художественной жизни эпохи, противопоставляя свои (якобы единственно верные) эстетические принципы (принцип партийности, народность, исторический оптимизм, социалистический гуманизм, интернационализм) всем иным идейно-художественным принципам.
История возникновения и развития
Магистерская диссертация Чернышевского (b) «Эстетические отношения искусства и действительности» заложила прочный фундамент для грядущего соцреализма, — отмечает К. А. Кедров (b) .
Первым литератором, заложившим идеологический фундамент соцреализма, был Анатолий Луначарский (b) . Ещё в 1906 году он ввёл в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». В 1907 году Луначарский написал статью «Задачи социал-демократического художественного творчества» и другие. В значительной степени он опирался на статью «Партийная организация и партийная литература (b) », которую В. И. Ленин написал в 1905 году, а также деятельность Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП (b) ), Ассоциации художников революционной России (АХРР; декларировавшей «героический реализм») и Российской ассоциации пролетарских Художников (РАПХ).
К двадцатым годам применительно к этому понятию Луначарский стал употреблять термин «новый социальный реализм». К концу 1920-х годов соцреализм оформился в противопоставление «диалектико-материалистического творческого метода» пролетарской литературы «механистическому методу» буржуазной литературы.
Чеслав Знамеровский (b) , «Зелёные озёра (b) », 250 х 145 см, 1955
Основоположником, а позже одним из корифеев (b) соцреализма, в начале 1930-х годов был объявлен баталист (b) Митрофан Борисович Греков (b) . Его картина «В отряд к Будённому (b) » (1923), на наиболее востребованную в первой половине 1920-х годов тему борьбы в Гражданской войне (b) , считается первым образом соцреализма в живописи. В 1934 году, по инициативе Грекова была создана работающая по сей день Государственная студия военных художников (b) поставившая на поток создание картин военно-патриотической направленности.
В начале тридцатых Луначарский посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе», цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях». К этому времени соцреализм был переосмыслен как противостояние «утверждающего», «социалистического» («пролетарского») реализма и «старого» («буржуазного») критического реализма.
Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. М. Гронским (b) в «Литературной газете (b) » 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и представителей авангардных (b) направлений на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма (b) . В 1932—1933 Гронский и заведующий сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Я. Кирпотин (b) усиленно пропагандировали этот терминисточник не указан 3383 дня.
На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький (b) утверждал:
Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП (b) , организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. В нём выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции (b) ». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников (b) ». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (b) (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз (b) источник не указан 3383 дня.
Историческое развитие соцреализма
Советизация искусства в ГДР и остальной Восточной Европе
Реалистичная социалистическая фреска во Дворце культуры в Дрездене , Восточная Германия .
Первой вехой в становлении советского социалистического реализма в Германской Демократической Республике стало строительство Дома культуры Советского Союза в Восточном Берлине в г.Февраль 1947 г.Применение доктрины Жданова в Восточной Европе при проведении 3- й Национальной выставки в ДрезденеМарт 1953 г., где выдвигается соцреализм, и создание Союза художников изобразительного искусства (Verband Bildender Künstler, VBK) в 1952 году.
Социалистический реализм в маоистском Китае
Скульптура на кладбище мучеников Лунхуа, Шанхай .
— Мао Цзэдун , Вмешательства в беседы о литературе и искусстве в Яньани , 1942 г.
Во время культурной революции под руководством Цзян Цин , последней жены Мао Цзэдуна, было исполнено только восемь произведений, в том числе два балета: «Отряд красных женщин» и «Девушка с белыми волосами» .
Упадок социалистического реализма как учения
Разрушенный зрительный зал у памятника в Бузлудже , Болгария .
Период 1970-1980-х годов преподносится как период упадка социалистического реализма.
История возникновения
Отечественная теория социалистического реализма берет начало с «Основ позитивной эстетики» (1904) А.В.Луначарского, где искусство ориентируется не на сущее, а на должное, и творчество приравнивается к идеологии. В 1909 Луначарский один из первых назвал повесть «Мать» (1906-07) и пьесу «Враги» (1906) М.Горького «серьезными работами социального типа», «знаменательными произведениями, значение которых в развитии пролетарского искусства когданибудь учтется» (Литературный распад, 1909. Книга 2)
Критик первый привлек внимание к ленинскому принципу партийности как определяющему в строительстве социалистической культуры (статья «Ленин» Литературная энциклопедия, 1932. Том 6).
Термин «Социалистический реализм» впервые появился в передовой статье «Литературной газеты» от 23 мая 1932 (автор И.М.Гронский). И.В.Сталин повторил его на встрече с писателями у Горького 26 октября того же года, и с этого момента понятие получило широкое распространение. В феврале 1933 Луначарский в докладе о задачах советской драматургии подчеркивал, что социалистический реализм «насквозь отдается борьбе, он весь насквозь—строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и вождей» (Луначарский А.В. Статьи о советской литературе, 1958).
Принципы соцреализма[править | править код]
Файл:Plenty of wheat.jpg
Файл:Mosmetro kievsk arbpokr1.jpg
Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Однако советской власти необходимо был искусство, отвечающее её пропагандистским требованиям. Возник РАПП, организация пролетарских писателей, активно занимавшаяся критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. Между тем, формирующемуся соцреализму требовался писатель уже известный, который мог бы возглавить направление, придать ему вес. Таким писателем стал Максим Горький. Его произведения в общих чертах действительно отвечали требованиям соцреализма. Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз Писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты просоветской направленности. Герой литературы двадцатых — тридцатых годов — большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей.
Теория социалистического реализма обосновывала необходимость направляющей роли социалистического государства и коммунистической партии в организации духовной жизни в обществе. Отметим, что в 20‒30-х годах XX-ого века в результате культурной революции (а ее осуществление соответствовало теории социалистического реализма), в Советском Союзе был сформирован исторически новый тип российского (в том числе русского) человека, который сыграл определяющую роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Довольно пеструю картину являло собой и изобразительное искусство 20-х гг. В нем выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции» (АХР — в то время аббревиатуры вошли в моду). Они изображали сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда». Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» ее.
В другом творческом содружестве — ОСТ (Общество станковистов) объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. Девиз ОСТа — развитие в станковой живописи тематики, отражающей приметы XX столетия: индустриальный город, промышленное производство, занятия спортом и др. В отличие от мастеров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал отнюдь не в творчестве своих предшественников — художников-«передвижников», а в новейших европейских течениях.
Известностью и успехом пользовались писатели писавшие отнюдь не в русле соцреализма Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, а также классика.
Особенности соцреализма в литературе
Социалистический реализм литературе обладал рядом особенностей, позволившим ему успешно балансировать между партийной догматикой, высоконравственной литературой и правдивым отражением советской действительности. После развала СССР стало модно очернять социалистический реализм, показывать его как искусственное и не жизнеспособное направление в искусстве. Однако это не имеет ничего общего с настоящей природой соцреализма, с его структурой и особенностями.
К числу характерных черт социалистического реализма следует отнести следующее:
- Тесная связь с социалистической идеологией;
- Построение произведений преимущественно на основании жизненного опыта;
- Выражена связь с классической литературой XIX столетия;
- Прославление советского человека, как человека труда и высоких достижений.
К ключевым литературным произведения социалистического реализма относят «Мать» М.Горький, «Чапаев», «Мятеж» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Как закалялась сталь» Н.Островского и т.д.
Особенностью соцреализма является его глубокая идейность, которая напрямую отражается в произведениях. В основу идей социалистического реализма легло следующее:
- В основе жизни общества лежит острая социальная борьба;
- В процессе исторического развития советский человек стремится к обществу равенства и всеобщего процветания;
- Основной движущей силой истории является человек;
- Коллектив способен победить любые невзгоды от природных катаклизмов до военного вмешательства врагов;
- Социалистический реализм тяготеет к периодам революционной активности.
Герои в произведениях писателей соцреалистов делятся на три группы:
- Герой революционер-интеллигент;
- Герой противник революции;
- Герой развивающийся.
Критика
Андрей Синявский (b) в своём эссе «Что такое социалистический реализм», проанализировав идеологию и историю развития социалистического реализма, а также черты его типичных произведений в литературе, сделал вывод, что этот стиль на самом деле не имеет отношения к «настоящему» реализму (b) , а является советским вариантом классицизма (b) с примесями романтизма (b) . Также в этой работе он полагал, что из-за ошибочной ориентации советских деятелей искусства на реалистические произведения XIX века (в особенности на критический реализм (b) ), глубоко чуждые классицистической природе соцреализма, — и, по его мнению, из-за недопустимого и курьёзного синтеза классицизма и реализма в одном произведении — создание выдающихся произведений искусства в этом стиле немыслимо.
Лев Троцкий (b) в письме в редакцию американского журнала «Партизан Ревью (b) » в 1939 году писал:
Расширение понятия социалистический реализм
Острые споры продолжалась в 1930-х (о языке, о формализме), в 1940-50-х (главным образом в связи с «теорией» бесконфликтности, проблемой типического, «положительного героя»). Характерно, что дискуссии по тем или иным вопросам «художественной платформы» часто касались политики, были связаны с проблемами эстетизации идеологии, с обоснованием авторитаризма, тоталитаризма в культуре. Десятилетия длился спор о том, как соотносятся романтизм и реализм в социалистическом искусстве. С одной стороны, речь шла о романтике как «научно обоснованной мечте о будущем» (в этом качестве романтику на определенном этапе стал подменять «исторический оптимизм»), с другой — предпринимались попытки выделить особый метод или стилевое течение «социалистического романтизма» со своими познавательными возможностями. Эта тенденция (обозначенная еще Горьким и Луначарским) вела к преодолению стилевой монотонности и к более объемной трактовке сущности социалистического реализма в 1960х.
Стремление к расширению понятия социалистический реализм (а вместе с тем и к «расшатыванию» теории метода) обозначилось в отечественном литературоведении (под влиянием аналогичных процессов в зарубежной литературе и критике) на Всесоюзном совещании по вопросам социалистического реализма (1959): И.И.Анисимов подчеркнул свойственную эстетической концепции метода «большую гибкость» и «широту», что диктовалось стремлением преодолеть догматические постулаты. В 1966 в ИМ ЛИ проходила конференция «Актуальные проблемы социалистического реализма» (см. одноименный сборник, 1969). Активная апологетика социалистического реализма одними докладчиками, критико-реалистического «типа творчества» —другими, романтического — третьими, интеллектульного — четвертыми, — свидетельствовала о явном стремлении раздвинуть рамки представлений о литературе социалистической эпохи.
Отечественная теоретическая мысль находилась в поисках «широкой формулировки творческого метода» как «исторически открытой системы» (Д.Ф.Марков). Итоговая дискуссия развернулась в конце 1980-х. К этому времени был окончательно утрачен авторитет уставного определения (оно стало ассоциироваться с догматизмом, некомпетентным руководством в сфере искусства, диктатом сталинщины в литературе—«заказным», государственным, «казарменным» реализмом). Опираясь на реальные тенденции развития отечественной литературы, современные критики считают вполне правомерным говорить о социалистическом реализме как о конкретно-историческом этапе, художественном направлении в литературе и искусстве 1920-50-х. К социалистическому реализму относили В.В.Маяковского, Горького, Л.Леонова, Фадеева, М.А.Шолохова, Ф.В.Гладкова, В.П.Катаева, М.С.Шагинян, Н.А.Островского, В.В.Вишневского, Н.Ф.Погодина и др.
Новая ситуация возникла в литературе второй половины 1950-х на волне XX съезда партии, заметно подточившего основы тоталитаризма и авторитарности. Из социалистических канонов «выламывалась» русская «деревенская проза», изображавшая крестьянскую жизнь не в ее «революционном развитии», а напротив, в условиях социального насилия и деформации; литература рассказывала и страшную правду о войне, разрушая миф о казенной героике и оптимизме; по-иному предстали в литературе гражданская война и многие эпизоды отечественной истории. Дольше всех цеплялась за догматы социалистического реализма «производственная проза».
М. А. Булгаков
Важная роль в наступлении на сталинское наследство принадлежит в 1980-е так называемой «задержанной», или «реабилитированной», литературе — не опубликованным в свое время произведениям А.П.Платонова, М.А.Булгакова, АЛ.Ахматовой, Б.Л.Ластернака, В.С.Гроссмана, А.Т.Твардовского, А.А.Бека, БЛ.Можаева, В.И.Белова, М.Ф.Шатрова, Ю.В.Трифонова, В.Ф.Тендрякова, Ю.О.Домбровского, В.Т.Шаламова, А.И.Приставкина и др. Разоблачению социалистического реализма способствовал отечественный концептуализм (соцарт).
Хотя социалистический реализм «исчез как официальная доктрина с крушением Государства, частью идеологической системы которого он являлся», этот феномен остается в центре исследований, рассматривающих его «как составной элемент советской цивилизации», — полагает парижский журнал «Revue des etudes slaves». Популярный на Западе ход мыслей — попытка связать истоки социалистического реализма с авангардом, как и стремление обосновать сосуществование двух тенденций в истории советской литературы: «тоталитарной» и «ревизионистской».
Литература
- Социалистический реализмЛитературная энциклопедия терминов и понятийПод ред. А. Н. Николюкина (b) .— Институт научной информации по общественным наукам РАН (b) : Интелвак, 2001.— Стб.1011—1014— 1596с.— ISBN 5-93264-026-X.
- Кларк К. (b) Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-т, 2002. 262 с.
- Круглова Т. А.Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль / Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук / Екатеринбург, 2005. — 46 с.
- Лукач Г. (b) Социалистический реализм сегодня
- Луначарский А. В. (b) «Социалистический реализм» — Доклад на 2-м пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР 12 февраля 1933 года. «Советский театр (b) », 1933, № 2 — 3.
- Морозов А. И. (b) Соцреализм и реализм. — М.: Галарт (b) , 2007. — 271 с.: цв. ил. — ISBN 978-5-269-01051-9
- Тимофеев Л. И. (b) , Тураев С. В. (b) Социалистический реализм // Краткая литературная энциклопедия (b) / Гл. ред. А. А. Сурков. Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — М.: Советская энциклопедия (b) . — 1972. — Стб. 92—101
- Социалистический реализм/ Юрченко Т. Г., Шпагин А. В. и др.//Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение.— М.: Большая российская энциклопедия, 2015.— С.751—753.— (Большая российская энциклопедия (b) : / гл. ред. Ю. С. Осипов (b) ; 2004—2017, т.30).— ISBN 978-5-85270-367-5.