Эксперимент с влиянием шрифта на настроение
Хорошая и плохая типографика
Огромное внимание сегодня уделяется типографике. Это не только шрифты (гарнитура), но и многие другие элементы, служащие одной цели — улучшить зрительное восприятие текста
Это доказали экспериментально представители Microsoft Кевин Ларсен и МТИ Розалинд Пикард.
Две группы по 10 испытуемых читали один и тот же текст, но с разной типографикой. Периодически их спрашивали, сколько прошло времени. Известен факт, что люди за приятным занятием считают, что время проходит быстро, тогда как неприятное занятие субъективно кажется «растянутым» во времени. После прочтения текста нужно было решить нестандартную задачу (прикрепить к стене кнопками свечу так, чтобы воск не капал вниз).
Результаты подтвердили предположения исследователей.
Обе группы оценили время неправильно — читатели плохой типографики преувеличили затраченное время, а хорошей — недооценили, то есть им показалось, что они прочитали быстрее, чем на самом деле.
С необычной задачей справилось менее половины испытуемых, читавших текст с хорошей типографикой. Во второй группе с задачей не справился ни один участник.
Выводы
- Хорошая типографика — красивый, «удобочитаемый» шрифт, гармоничные межстрочный и межбуквенный интервалы, контрастность — приятнее нашему мозгу. Мы получаем от такого чтения больше удовольствия.
- Качество типографики влияет и на способность человека справляться с проблемными ситуациями.
Кто такие визуалы
Визуальное восприятие играет большую роль в нашей жизни. Оно помогает познавать окружающую действительность и взаимодействовать с другими людьми. Для человека видеть внешний мир настолько естественно, что многие люди даже не задумываются об огромном значении этого канала восприятия. Понимание того, как визуал воспринимает информацию, открывает большие возможности для более тесного взаимодействия с покупателями. Психолог Ричард Грегори утверждает, что визуальное восприятие человека идет «сверху вниз», то есть от общего к частному. Визуалы формируют свою картину восприятия, двигаясь от крупных деталей к более мелким элементам. Это позволяет им делать верные предположения о том, что они видят. Другими словами, любой визуал в магазине делает расчетные предположения. Если товар понравился ему с первого взгляда, он постарается рассмотреть его во всех подробностях, чтобы убедиться, что глаза его не обманули и продукт соответствует его ожиданиям и уровню прошлого опыта.
Как это можно использовать
Работать с визуалами очень легко
Неважно, каким будет сегмент бизнеса – знание того, как визуал воспринимает действительность, поможет представить ему товар или услугу в наиболее выгодном свете. Красиво оформленная витрина, правильно расставленный товар на полках, элегантный интерьер офиса – и визуал покорен
Красивая картинка значит для него очень много
Красивая картинка значит для него очень много.
Но не стоит обманывать визуалов. Даже небольшой изъян не останется без внимания. Любой товар для людей со зрительным типом восприятия должен отличаться первоклассным дизайном и безупречным внешним видом.
Закон Вебера-Фехнера
Пьер Бугер (1760 г.), а затем Эрнст Вебер (1831 г.) стремились определить наименьшее заметное физическое изменение стимула. Закон Вебера-Фехнера указано , что дифференциальный порог (порог различения между двумя значениями стимулов) линейно возрастает с величиной стандартного стимула. Врач Густав Фехнер (изобретатель термина « психофизический» ) модифицировал этот закон, чтобы он действовал при экстремальных значениях раздражителей: «ощущение меняется, как логарифм возбуждения». Такое дистанцирование от суммы причин и линейных и аффинных преобразований, обеспечивающих результат, следствие, стало возможным только после того, как примерно в 1860 году Фехнер ввел понятие порога восприятия и прояснил некоторые методы исследования и наблюдения, которые позволили им быть замеченным.
Интенсивный — обширный
Бергсон в своем «Очерке непосредственных данных сознания» осудил то, что он называет «иллюзией» смешения «интенсивного и экстенсивного». Интенсивные ценности — термин, который сегодня немного устарел, — это ценности, которые постепенно увеличиваются, но которые нельзя ни связать ни с числом, ни в какой-то степени; напротив, экстенсивное относится к степени. Согласно Бергсону, мы бессознательно связываем то, что мы чувствуем, с причиной нашего впечатления; мы чувствуем некоторую величину, определяемую контрастом, нюансом, и мы пытаемся несколько грубо определить ее величиной, объективируя данное, которое само по себе принадлежит субъективному сознанию. Итак, «ощущение — это психологический факт, ускользающий от всякой меры». Бергсон не отрицает измерения дифференциальных порогов Вебера, которые определяют возбуждение и, следовательно, причину. Но он критикует амальгаму Фехнера, которая приводит в действие причину. Поэтому он выступает за радикализацию мысли, которая делает больший упор на субъективные состояния. Он учит нас, что мы должны восстановить истину «непосредственных данных сознания». Как мы знаем сегодня, псевдозакон Вебера-Фехнера остается очень приблизительным: он более или менее точен только в области средних значений. Эти физикалистские теории на самом деле использовали слишком радикальное психофизическое понимание связи, объединяющей субъективный мир воспринимаемого и одну или несколько измеримых величин .
Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену
Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?
Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.
Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):
«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».
Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.
В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.
Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.
Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.
Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:
Авторы исследования также изучили диапазон отклонений с помощью следующих образцов:
Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?
- Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
- Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
- В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.
Совет: используйте подходящие иконки и изображения на лендинге для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.
Все, что вам нужно знать о визуальном восприятии и дизайне сайтов
Знакомство
Так как на человека воздействует множество визуальных элементов, ваш сайт должен казаться ему знакомым. Когда пользователь сталкивается с новым дизайном, все, что у него есть – это опыт, на основе которого он может сделать быстрые выводы.
Исследования показали, что человеку кажется, что сайт ему знаком, благодаря визуальному дизайну: иерархии, симметрии, шрифтам и так далее.
Более привычные сайты располагают пользователей остаться. Чем сложнее дизайн, тем менее красивым его считают пользователи, даже если этот дизайн им знаком. Это же касается и простых и чистых дизайнов, которые не знакомы пользователю, их он также считает уродливыми. Поддерживая визуальную последовательность относительно других сайтов вы помогаете пользователю ощутить себя комфортнее и естественнее на вашем сайте. В то же время внутренняя визуальная последовательность привносит логику в ваш интерфейс.
Это правило касается не только веб-сайтов, но и обложек, типографики, иконок и так далее. Более знакомые пользователям тона, гаммы и визуальные элементы создают ощущение стабильности, надежности и покоя.
Рекомендации
- .
- Pfaffmann C, Афферентные импульсы от зубов из-за давления и ядовитой стимуляции, J Physiol 97, 1939: 207-219
- Hämmerle CHF, Wagner D, Brägger U, Lussi A, Karayiannis A, Joss A, Lang NP, Порог тактильной чувствительности, воспринимаемой с зубными внутрикостными имплантатами и естественными зубами, Clin. Oral Impl. Исследование 6.2, 1995: 83-90.
- Гулар, Эрик Тоус Иррейшнелс! Ваш мозг обманывает вас. Создает пространство. 2014. 256p
- Морис Мерло-Понти , Структура поведения , Париж, Presses Universitaires de France, сборник «Quadrige», 1990, страницы 235–236; и Морис Мерло-Понти, Феноменология восприятия , Париж, Éditions Gallimard, коллекция «Tel», 1976, страницы II-III и с. 240 , и стр. 348 ; и Морис Мерло-Понти, Примат восприятия и его философские последствия , Éditions Verdier, 1996, стр. 67.
- В основном у Мориса Мерло-Понти, Феноменология восприятия , Париж, Editions Gallimard, коллекция «Tel», 1976, в главах IV, V и VI.
- Пол Ватцлавик, Реальность реальности, Éditions du Seuil, 1978, 252 стр.
Константность как одна из характеристик визуального восприятия
Определение 2
Под категорией константности понимают относительную устойчивость, независимость образа от условий его восприятия. Константность находит свое отражение в том факте, что размер, форма, цвет, величина физического объекта воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от анализируемых объектов, постоянно меняются
Константность восприятия обеспечивается активными действиями перцептивной системы.
Переоценить значение данного качества восприятия сложно: в случае отсутствия данного свойства при малейшем движении, изменениях расстояния до предмета, при каждом повороте головы, изменениях освещения постоянно бы изменялись все основные признаки предмета окружающей социально-природной среды, сама окружающая действительность, что существенно усложнило бы процесс познания объективной реальности, затруднило бы ориентацию личности в окружающем мире.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Кинестетик мир, я чувствую тебя
Есть люди, которые не доверяют ни словам, ни зрительным образом. Их познание мира строится исключительно на собственных тактильно-чувственных и обонятельных ощущениях. Такие люди в психологии называются кинестетиками. Они из тех, кто предпочитает семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Как распознать кинестетика:
- в личных отношениях кинестетики не любят ушами, для них не важны подарки, а вот объятия – это то, что убедит их в искренности чувств;
- высшая степень признания и доверия для таких людей – прикосновение;
- в принятии решений кинестеки руководствуются категорией «мне кажется»;
- в оценке предметов и событий им чужды рекомендации других людей, они не верят рекламе и не прислушиваются к отзывам – таким людям важны собственные ощущения;
- чтобы решить проблему, кинестетикам нужно разобрать ее на составляющие, изучить каждую деталь по отдельности, а потом снова собрать в единое целое;
- в бытовой жизни они ценят комфорт и не придают значения стилю и модным тенденциям;
- воспринимая информацию, они руководствуются принципом «надо попробовать», так практика для них – превыше всего;
- кинестетики – тонко чувствующие натуры, легко входят в положение другого человека.
Кинестетиков в обществе встречается гораздо меньше, чем визуалов и аудиалов. Им с их повышенной степенью чувствительности гораздо сложнее найти свое место в окружающем мире. Из девиз: «Я чувствую, значит, я существую».
Первые впечатления
Пользователю нужно около 50 секунд на то, чтобы у него создалось впечатление от сайта, поэтому визуальные взаимодействия являются самыми сильными
Это еще одно доказательство важности зрения в процессе принятия пользователем решения
Многие элементы будут влиять на суждение пользователей о вашем сайте
Есть множество техник в дизайне, которые помогают выделить все самое лучшее и важное, но визуальная последовательность – это то, что подсознательно замечают в первую очередь
И если ее нет, то пользователь точно обратит на это внимание
Отсутствие последовательности негативно отразится на впечатлении пользователя о сайте. Хаотичные изменения в типографике, иконках, расположении элементов и другом производят впечатление неорганизованности и лени. Ну а последовательность придает ощущение надежности и профессионализма.
Как вы хотите представить себя?
Перевод: Sayhi
Чувственное восприятие
Сенсорное восприятие — это «непосредственное» восприятие, которое наши органы чувств передают нам, как прямую информацию. Термин « ощущение » иногда используется в более широком смысле (включая эмоции ); поэтому мы не можем оставить его для названия этой формы восприятия.
В когнитивной психологии восприятие определяется как реакция субъекта на внешнее раздражение, которое проявляется в химических, неврологических явлениях на уровне физиологических органов чувств и на уровне центральной нервной системы , а также посредством различных механизмов, которые имеют тенденцию сбивать с толку эту реакцию на свой объект такими процессами, как представление объекта, дифференциация этого объекта от других объектов.
Измерено
Явления восприятия не имеет непрерывную шкалу измерения. Это прежде всего временные явления, то есть их измерение не является постоянным для всех моментов (t). У людей слух и зрение — это два чувства, которые дают нам наиболее важную информацию о времени и пространстве; но неравенство между звуковым излучением и световым излучением для многих является причиной вопиющего неравенства между этими чувствами. Порог восприятия звука ухом находится на уровне 10 −16 Вт, тогда как порог восприятия точечного источника света (невооруженным глазом) находится на уровне 10 −18 Вт. Следовательно, зрение — это значение, зарезервированное для немедленный. Слух, передавая признаки другого порядка, говорит нам гораздо больше о том, что находится в области эмоций, чувств: например, помимо возможности нести больше информации, голос по телефону говорит нам больше о «психологическом» состояние собеседника, чем фото.
Эксперимент с двумя разными изображениями
Группа ученых во главе с Франком Тонгом в 1998 году исследовала эффект, которые возникает, если одновременно смотреть на два разных изображения. Они назвали это бинокулярным соперничеством. Зрительные сигналы левого и правого глаз «соперничают» друг с другом.
При наложении картин друг на друга одна доминирует над другой и мы не можем сфокусировать внимание на чем-то конкретном. Хотим мы того или нет, но зрение будет перескакивать с одного на другое, и сложно понять, что конкретно мы видим
Хотя это всего лишь лицо и здание.
Эксперимент можно повторить самостоятельно. Для этого нужно сделать трубочку из газеты и смотреть через нее одним глазом вдаль. Ко второму глазу нужно поднести ладонь, прислонив её к трубочке из газеты. Подождать 10 секунд и медленно отодвигать ладонь, продолжая смотреть в трубочку из газеты. Вы совершенно четко увидите окружающие предметы сквозь круглую дыру в ладони.
Выводы
- При одновременном наблюдении двух расположенных близко изображений в течение короткого времени мы не сможем понять, что именно видим.
- При наложении изображений друг на друга нужно делать одно более контрастным, чем другое.
Зрительные задачи
К зрительным задачам относятся:
- Обнаружение, опознание (узнавание), идентификация. При обнаружении фиксируется только наличие объекта
- Отнесение его к классу объектов (по обобщенным характеристикам класса)
- Идентификация – сравнение объекта с конкретным эталоном, хранящимся в памяти.
Также существуют уровни восприятия:
- Первый, низший уровень иерархической системы обобщенности признаков восприятия составляют локальные признаки, характеризующие отдельные участки контура объекта, например выпуклость, излом, длину.
- Следующий уровень иерархии составляют обобщенные (вторичные) признаки, характеризующие весь объект в целом, например: число углов, число вогнутостей, степень изрезанности всего контура и др.
- Третий уровень составляют еще более обобщенные – третичные признаки. Они характеризуют не сам контур воспринимаемого объекта, а его соотношение с контуром вспомогательного объекта, который целиком формируется мысленно. К таким признакам можно отнести удаленность объекта, его компактность, площадь.
- Высший уровень иерархии – признаки сходства. Они обозначаются словами: похож, напоминает, близок и содержат сведения не об одном, а о нескольких объектах в из взаимных отношениях. Они хранятся впамяти как сведения о степени качественного и количественного сходства объектов и отражают информацию не о свойствах самих объектов, а только об отношениях их свойств.
Нечто большее
Очевидно, зрительное восприятие означает нечто большее, чем только то, что описано выше.Зрение не является пассивным восприятием. Мы получаем мир образов, рассматривая объект, анализируя его и изучая. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта: прямоугольную форму книги, холодный блеск металла, прямолинейность сигареты. Несколько линий и точек легко воспринимаются как «лицо» . Экспериментально выявлено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядомнаиболее значимые элементы фигуры. Закономерные траекторииосмотра формируются только при активном взаимодействиизрительных и двигательных компонентов.
На рисунке представлена запись движения глаз при свободном рассматривании изображения в течение двух минут.
Записи движений глаз показывают, что в процессе рассматривания взор наблюдателя обычно задерживается лишь на тех элементах, которые несут сведения, позволяющие раскрыть содержание изображения. В зависимости от содержания объекта и зрительных задач, которые стоят перед человеком в момент восприятия происходит распределение точек фиксации на объекте, последовательность, в которой взор переходит от одной точки фиксации к другой .
Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении
Визуалы
«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам
Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается
В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.
В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими
В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.
Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.
Аудиал
Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.
Кинестет
Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции
Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью
Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить
Ему важно телесное соприкосновение
Дигитал
Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях
Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна
С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.
Репрезентативные системы
Каналы восприятия касаются именно получения информации от органов чувств. Когда речь идёт об обработке информации, о способе обращения к собственному внутреннему опыту человеком, говорят о репрезентативных системах.
Репрезентативные системы делят по сенсорному способу представления информации:
Визуальная (В)- обработка зрительной информации;Кинестетическая (К)- обработка чувственной информации (тактильные ощущения, внутренние, вкус, запах);Аудиальная или Аудиально-тональная (А или Ат) — звуки, тон голоса;Дигитальная или Аудиально-дигитальная (Ад) — внутренний диалог.
Ведущая — репрезентативная система, запускающая стратегию мышления. Например, предлагается вспомнить звук скрипки. Человек с ведущей Визуальной системой сначала представит образ этой скрипки, а только потом услышит ее звучание. А для того, чтобы почувствовать какой на ощупь слон, ему сначала надо вспомнить как слон выглядит, и только потом он сможет его «пощупать». Ведущая система обычно совпадает с первичной (то есть основной) системой человека.Первичная (основная) — наиболее используемая и развитая репрезентативная система человека. Когда говорят о типах человека по предпочитаемой модальности — Аудиал, Визуал, Дигитал, Кинестетик — то как раз имеется в виду, что у человека соответствующая первичная репрезентативная система. Первичная репсистема обычно совпадает с ведущей. Но если не совпадает, ведущая оказывается неосознаваемой.Референтная — репрезентативная система, в которой человек получает результат внутренних расчётов. Например: о своем согласии или не согласии с высказыванием человек может узнавать по ощущению в области груди. В этом случае референтной системой будет Кинестетическая.
Перцептивный вызов
Человек создал и продолжает создавать искусственную среду обитания, проецируя во внешних образах состояния своего внутреннего мира, как эмоционального, так и интеллектуального. Человеческое сознание пользуется декодированием как культурологической основой познания . Однако послание – всегда первично, по свой структуре всякое послание есть текст, а затем образ. Текст преобразуется в образ, а образ всегда текстуален. Происходит визуализация мира, где текст заполняется изображением. Объективно текст не может существовать без визуальной компенсации, но и визуальная структура не существует без текстуальности, иначе она просто бессмысленна.
Современным решением становится новая текстуальность. Это, в первую очередь, текстуальность второго уровня, то есть, текст, включающий в себя визуальную конструкцию (текстуальность первого уровня – текст в чистом виде без отвлекающих визуальных элементов).Стало возможным совместить образ и текст, где одно есть форма, а другое – содержание . Чтобы не потерять цельность культуры, необходимо воспользоваться текстом второго уровня, который ценен еще и тем, что вписывается в современные технологии.
Современный коммуникативный дизайн стремится стать сверхкоммуникативным, активно пользуясь новейшими технологиями. Попытки преодоления одноуровнего текста восходят к идее «визуального текста».Таким образом, текст и визуальное изображение становятся на один равнозначный уровень, переходя тем самым в другую, более сложную систему, где средство есть само содержание.
Статья Философия и психология знака 41-46
-
43.jpg
-
44.jpg
-
45.jpg
-
46.jpg
-
41.jpg
Виртуозность
Из геометрического набора форм создавались разнообразные комбинации и конструкции, композиция которых, со временем сильно усложнялась.Добавлялись элементы, с тем чтобы более точно передать форму, структуру, настроение изображаемого объекта, а следовательно и смысл, зашифрованный код.
Постепенно авторы символов визуальной коммуникации достигли виртуозности в ее исполнении. Теперь символ стал не упрощенным знаком, а особой формой искусства. Здесь мастерство было первично. От того, насколько умело автор изобразил тот или иной элемент, зависела популярность как элемента, так и автора-исполнителя.
Ценностный ориентир сместился в сторону авторского начала, и каждый из мастеров желал преуспеть в своем деле больше остальных. Появлялось соперничество между творцами, а культурные, религиозные группы и организации нуждались не просто в особых знаках и особом обозначении, а в искусном изображении и исполнении всех содержащихся в них элементах.Но знак как вид не усложнился. Он остался прежним, приняв более художественную форму
(Максимилиан Ленц, «Мир» 1899 г.)
Все изображения созданы человеком. Изображение – есть воссозданное видение. Явление, изъятое из пространства и времени, где оно впервые появилось, и сохраненное на несколько мгновений или на несколько веков. Всякое изображение воплощает в себе некий способ видеть. Даже фотография вопреки распространенному мнению – не является автоматической фиксацией. Перспектива, ракурс, объект фотографии всегда уникален. И хотя всякое изображение воплощает в себе определенный способ видения, наше восприятие и оценка, в свою очередь, зависят от нашего собственного способа видеть .
Каждый элемент визуальной коммуникации должен что-то выражать. Это означает, прежде всего, что его содержание должно быть чем-то большим, нежели простым изображением объектов. Подобное определение расширяет понятие «выражение» для любого вида коммуникации. Например, мы обычно говорим, что человек «выражает свое мнение». Однако выразительность знака является более специфическим явлением. Она требует, чтобы связь чувственных данных порождала «восприятие», активное присутствие сил, которые составляют воспринимаемую модель. Но каким образом достигается подобное восприятие?
С позиции ассоциативной психологии Теодор Липпс высказал мысль, что восприятие выразительности подразумевает активность сил. Его теория «вчувствования» была предназначена для того, что бы объяснить, почему мы обнаруживаем признаки выразительности даже в таких неодушевленных предметах, как дворцовые колонны. Смысл теории заключался в следующем: «Когда я смотрю на колонны, то на основании своего прошлого опыта я знаю о присутствии в них механического сжатия и растягивания. Также из прошлого опыта я знаю, что чувствовал бы я сам, если бы находился на месте колонны и если бы физические силы действовали на мое тело извне и внутри его. Я проецирую мои собственные кинестетические ощущения на колонну. Кроме того, ощущения сжатия и растяжения, которые взяты из «кладовой памяти», стремятся вызвать реакцию и в других областях сознания» .
Древний символ
В прямой зависимости от законов психологии визуального восприятия развивалось восприятие знака. Один из самых ранних видов визуальной коммуникации-наскальная живопись. Наши предшественники смогли запечатлеть, с помощью условных рисунков, некоторые детали своей жизни. Они передали информацию, особое закодированное сообщение, для расшифровки которого особых знаний не требовалось, все знания базировались только на интуитивном восприятии объекта .
Изначально, существовало две основных фигуры: точка и линия. Комбинируя их, можно было создавать только схематические изображения.
Постепенно наскальные изображения усложнялись, количество рисованных объектов увеличивалось, появлялся сюжет. Также появлялись и новые фигуры, а именно: круг, треугольник, квадрат. Это был основной геометрический набор, который и сейчас является базовым.
Путем трансформации этого основного набора можно было получить овал, ромб и прямоугольник. Методом добавления новых геометрических элементов – получались более сложные фигуры, появились объемные формы в виде: шара, пирамиды и параллелепипеда. С развитием наскальной живописи развивались и другие формы визуальной коммуникации: скульптуры, рисунках на ткани и предметах быта. Появилась потребность и в самоидентификации, в том, чтобы всецело соответствовать своей общественной группе
Теперь было очень важно внести в знак особый смысл, раскрыть который был способен только тот, кто хорошо знаком со спецификой визуального языка и символами того или иного народа, той или иной культуры. Случалось, что один символ в разных культурах интерпретировался по-разному
Такая тенденция чаще всего появлялась в различных религиозных течениях, а позже — в тайных обществах, школах.
Желание быть членом братства, частью своей культуры обязывало быть похожим на своих единомышленников, активно использовать символы, относящиеся к их культуре. И здесь знак воспринимался как указатель: кем является данный человек, к какой группе он принадлежит. Такая потребность в самоидентификации сохраняется до сих пор. Человек относит себя к различным сообществам и с той же активностью использует символы культурной или религиозной области, которую он предпочел.