Путеводитель по японскому искусству

Содержание

Киото полон прекрасных храмов и святынь, но эстетика города не ограничивается историческими достопримечательностями. Киото также является домом для многих самых интересных и новаторских художественных галерей Японии. Культурная поездка здесь исследует одни из лучших галерей старой японской столицы, в которых представлены произведения искусства разных веков и жанров.

Роберт Йеллин — эксперт по японской керамике, который много писал на эту тему. Он также является владельцем галереи Роберта Йеллина Якимоно, галереи керамики в Киото, в которой представлены современные японские мастера.

Йеллин живет в Японии с середины 1980-х годов, когда он впервые начал использовать японскую керамику и пришел к выводу, что «это была визуальная поэзия». Он хочет, чтобы люди посещали Киото не только ради типичных туристических блюд, но и для того, чтобы увидеть работы японских мастеров, особенно в то время, когда древние традиции уходят в прошлое. Йеллин отмечает: «Мы хотим, чтобы люди приезжали в Киото, чтобы посмотреть на искусство. Вы знаете, вы действительно можете рассматривать любой храм или большинство зданий как искусство; но чем больше людей на них смотрит, тем лучше для всех ». Он занимается продажей работ современных художников, чтобы поддержать живых ремесленников и сохранить старые художественные традиции. «Я мог бы продавать антиквариат сколько угодно, но кому это выгодно? Только я. Я так многому научился у Японии и приобрел столько красоты в своей повседневной жизни, что я могу вернуть? » Действительно, ему удалось распространить красоту японской культуры за ее пределы, рассылая произведения по всему миру. Как говорит Йеллин, «это делается для того, чтобы поддержать или распространить евангелие об этих людях. Это то, чем я занимаюсь».

Информация для посетителей

Сайт музея: http://www.namoc.org/; страница на английском языке: http://www.namoc.org/en/

Время работы: 9:00-17:00, вход до 16:00.

Вход бесплатный, при себе необходимо иметь паспорт. В день по бесплатному билету можно пройти только один раз.

Адрес: Музей изобразительных искусств Китая, 1 Wusi Dajie, East District, Beijing, China, 100010; 北京市东城区五四大街一号.

Проезд: станция метро Дунсы 东四 (линии 5,6), далее пешком на запад по улице Дунсы си 东四西大街. После посещения музея можно прогуляться по улице Ванфуцзин.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2022. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Фантастический мир удивительного переплетения старины и современности

Кояма Бриджит: Я отчетливо помню свои ощущения, когда впервые увидела вашу работу  — она меня сильно впечатлила. Это был вид на токийский район Роппонги с высоты птичьего полёта. На картине японский замок соседствовал с небоскрёбами, совершенно естественно выглядели традиционные дома, рядом с которыми вырастали современные высотные здания. Приглядевшись к деталям, можно было рассмотреть людей, живущих в этом городе, — там и офисные клерки, и люди, выгуливающие собак. Горожане эпохи Эдо моют окна высотных зданий, на перекрёстке о чём-то спорят самураи…

На первый взгляд картина напоминает живопись ямато-э , но представляет собой фантастическое произведение, где в пейзаж современного Роппонги введены необычные элементы, за счёт чего появился такой удивительный мир, не умещающийся в одном конкретном отрезке пространства и времени. С одной стороны, чувствуется влияние японского традиционного искусства, а с другой стороны, это несколько напоминает поп-арт.

Ямагути Акира: Многие думают, что я изначально занимался традиционной японской живописью, хотя на самом деле в университете я обучался западному изобразительному искусству. И в произведениях я использую не те пигменты, которые применяются в традиционной живописи, а западные материалы — масляные краски, акварель, ручку. Иногда я использую и японские техники живописи, но считаю себя всего лишь одним из современных японских художников, который стал таковым благодаря знакомству Японии с западным искусством.

Кояма: Почему вы начали писать такие картины?

Ямагути: Пожалуй, вернее всего будет сказать, что я пришёл к этому стилю после долгих творческих мук. В мире японского искусства царило преклонение перед искусством западных стран, которое считалось более развитым; японцы постоянно стремились догнать Запад. Масляная живопись эпохи Мэйдзи, послевоенный абстракционизм, концептуальное искусство, инсталляции… В общих чертах такая тенденция сохраняется до сих пор. Ещё во время учёбы в университете я сомневался в правильности такого подхода и в результате оказался в тупике.

Я осознал, что в каждый из периодов истории современного японского искусства были художники, которые старались выражать собственное оригинальное эстетическое чувство, а не просто подражать западным произведениям. Однако их тщеславные попытки не приносили результатов, в первые ряды мирового искусства им пробиться не удалось, и их усилия пошли прахом. Я думал, что если буду делать то же, что и они, меня ждёт та же судьба… Это пугало меня, в какой-то момент я даже не мог рисовать.

Кояма: И как же вам удалось найти выход из этой ситуации?

Ямагути: В то время я познакомился с живописью ямато-э, и меня поразила смелость композиционных решений в ней. Тут меня озарило — вот оно! Тогда я стал искать решение в использовании наработок японской живописи, какой она была до проникновения в Японию западных живописных стилей. Можно сказать, что я решил как бы ещё раз «модернизировать» старое японское искусство. Вы из Франции, и, возможно, будет сложно вам объяснить всю запутанность этого внутреннего конфликта…

Периодизация японского искусства

Как нигде в мире, в Японии история искусства теснейшим образом связана с историей, точнее, с историей правящих династий. Основные периоды развития японской живописи:

  • Ямато (VI – VII век);
  • Нара (середина VII – VIII век);
  • Хэйан (конец VIII – XII век);
  • Камакура (конец XII – первая половина XIV века);
  • Муромати (первая половина XIV – первая половина XVI века);
  • Адзути-Момояма (вторая половина XVI века);
  • Эдо (XVII – XIX век);
  • Мэйдзи (конец XIX – начало XX века);
  • современная японская живопись.

Каждый из периодов отличается по способу художественного выражения мира, манере письма, но неизменным остаётся преобладание пейзажей: это сквозной мотив искусства Японии. Каждый художник этой страны, от древнейших до современных, исполнен глубокого почитания природы как вечного источника жизни.

Наиболее интересны в художественном плане периоды Ямато, Муромати и Момояма.

Современность

Такаси Мураками

Художник, скульптор, дизайнер одежды, он заработал имя уже в конце 20 века. В творчестве придерживается модных тенденций с элементами классики, а вдохновение черпает из мультфильмов аниме и манга.

Живопись Такаси Мураками

Работы Такаси Мураками причисляют к субкультуре, но при этом они пользуются невероятной популярностью. К примеру, в 2008 году одну из его работ купили с аукциона больше чем за 15 миллионов долларов. В свое время современный творец работал совместно с модными домами «Marc Jacobs» и «Louis Vuitton».

Тихо Асима

Соратница предыдущего художника, она создает современные сюрреалистичные картины. На них изображены виды городов, улицы мегаполисов и существа будто из другой вселенной —  привидения, злые духи, инопланетные девушки. На заднем плане картин зачастую можно заметить первозданную, иногда даже пугающую природу.

Ее картины достигают больших размеров и редко ограничиваются бумажными носителями. Их переносят на кожаные, пластиковые материалы.

В 2006 году в рамках выставки в британской столице женщина создала порядка 20 арочных сооружений, которые отражали красоту природы села и города, дня и ночи. Одно из них украшало станцию метро.

Эй Аракава

Молодого человека нельзя назвать просто художником в классическом понимании слова – он создает инсталляции, такие популярные в искусстве 21 века. Темы его выставок поистине японские и затрагивают дружественные отношения, а также труд всем коллективом.

Эй Аракава часто участвует в различных биеннале, например, в Венеции, выставляется в музее современного искусства на родине, заслуженно получает разного рода награды.

Икенага Ясунари

Живописцу современности Икенага Ясунари удалось совместить две, казалось бы, несовместимые вещи: жизнь нынешних девушек в портретном виде и традиционные техники Японии родом из древности. В работе живописец использует специальные кисточки, натуральные пигментированные краски, чернила, уголь. Вместо привычного полотна – ткань из льна.

Живопись Икенага Ясунари

Подобная техника контраста изображаемой эпохи и внешнего вида героинь создает впечатление, что они вернулись к нам из прошлого.

Другие художники, изображавшие кошек

Китагава Утамаро (1753-1806)

один из величайших мастеров гравюры на дереве укиё-э. Был очень популярен в Европе в
середине 19 века. Настоящее имя Китагава Ичитаро. О жизни художника известно немногое. Был
учеником, а возможно, и сыном художника Ториямы Секьена, последователя школы Кано. Позже
обратился к укиё-э. В середине 1780-х стал жить вместе с молодым издателем Цутая Юзабуро. В
этот период он много занимался книжной иллюстрацией. В 1790-х годах Китагава начал создавать
поясные портреты женщин (художники укиё-э обычно рисовали людей в полный рост). Он также
рисовал животных, пейзажи и шунга – эротические сценки. В 1804 г. опубликовал
иллюстрации к запрещённой книге и подвергся гонениям. Эта история подорвала его здоровье и
испортила карьеру. Через 2 года он умер.

Утагава Хиросигэ (1797-1858)

художник-график школы Утагава. Происходил из знатного рода, в детстве лишился родителей. В
13 лет стал начальником пожарной охраны замка Идо и оставался на этом посту 14 лет. В
свободное от службы время Хиросигэ много рисовал. Позже хобби стало профессией. За свою
жизнь Хиросигэ создал не менее 5400 гравюр. Наиболее известный циклы – «100 видов Эдо»
(1832) и «53 станции Токайдо» (1833–1834). Работы Хиросигэ оказали большое влияние на
французских импрессионистов.

Тойохара Куничика (1835-1900)

ученик Утагавы Кунисады. Настоящее имя О-шима Ясохачи. Когда отец потерял свой бизнес,
мальчик взял фамилию матери и стал Аракава Ясохачи. В 11 лет стал делать традиционные
японские абажуры на продажу, в 12 стал рисовать иллюстрации для магазинчика своего старшего
брата. Примерно в это же время он стал учиться у Кунисады. В 1860-е годы он считался одним
из ведущих художников укиё-э. У него было много учеников. Куничика был несколько раз женат,
имел нескольких внебрачных детей, часто посещал гейш и злоупотреблял алкоголем. Он был вечно
в долгах, одевался неряшливо.

Тойохара Чиканобу (1838-1912)

Настоящее имя Хашимото Наоёши. Использовал псевдоним Ёсю Чиканобу. Принадлежал к клану
Сакакибара, проживавшему в провинции Эчиго. Сражался в межклановых войнах. Изучал живопись
школы Кано, но позже переключился на укиё-э, стал учеником Куниёси. С 1875 г. стал
зарабатывать на жизнь как художник. Рисовал сцены из японской мифологии, актёров кабуки,
батальные сцены, красавиц бидзинга.

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (1839-1892)

последний великий мастер укиё-э, японской гравюры на дереве. Настоящее имя Овария Ёнедзиро.
Родился в Эдо, в семье богатого торговца, который впоследствии стал самураем. С 11 лет
учился у Куниёши. В 1860-е годы создаёт серию кровавых батальных сцен, которая имела успех у
покупателей, а также серию «28 знаменитых убийц». Позже он обращается к японскому фольклору.
В начале 1870-х заказов стало очень мало, художник жил в нищете. Потом удача вновь
улыбнулась ему. С тех пор он начал подписываться Тайсо Ёситоси (тайсо значит «возрождение»).
Однако денег по-прежнему не хватало. В 1876 г. его подруга Окото продала себя в бордель,
чтобы помочь ему финансово. В 1880 г. Ёситоси женился на бывшей гейше с двумя детьми. В
конце жизни страдал психическим расстройством.

Кёсай Каванабе (1831-1889)

сын самурая, учился у Утагавы Куниёши и мастеров школы Кано. В период революции 1867 г. стал
карикатуристом – первым японским политическим карикатуристом, – несколько раз
подвергался аресту.

Хироаки Такахаси (1871-1945)

Родился в Токио. Настоящее имя Такахаси Кацутаро, в течение жизни использовал несколько
имён: Сотей, Хироаки, Комей. Учился традиционной японской живописи нихонга у своего дяди.
Такахаси рисовал в основном пейзажи в стиле шин ханга. Когда Такахаси было 52 года, пожар,
начавшийся после землетрясения, уничтожил все 500 гравюр, созданных художником. Летом 1945
года он поехал навестить дочь в Хиросиме. Больше его никто не видел.

Появление европейских стилей

Далее наступает период Тайшо. В это время молодые художники, которые уезжали учиться в зарубежных школах, приезжают обратно на родину. Естественно, с собой они привозят новые стили японской живописи, которые очень похожи на европейские. Появляется импрессионизм и постимпрессионизм.


На данном этапе образуется множество школ, в которых возрождаются древние японские стили. Но полностью избавиться от западных тенденций не удается. Поэтому приходится совмещать несколько техник, чтобы угодить как любителям классики, так и поклонникам современной европейской живописи.

Некоторые школы финансируются государством, благодаря чему удается сохранить многие из национальных традиций. Частники же вынуждены идти на поводу у потребителей, которые хотели чего-то нового, они устали от классики.

Прикладное искусство Японии

Расцвет японского прикладного искусства начался в конце XVI в. В XIX в. большое распространение получили резьба по дереву, по кости, керамика, фарфор. Следует сказать и о нэцкэ – миниатюрной скульптуре, произведении японского декоративно-прикладного искусства. Нэцкэ представляет собой небольшой резной брелок, который использовался на традиционной японской одежде кимоно и косодэ.

Нэцкэ, изображающее Хотэя (бог общения, веселья и благополучия). Слоновая кость, современная работа Первые нэцкэ появились в Японии во второй половине XVI-начале XVII в. С конца XIX в. и весь XX в. нэцкэ выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. Это сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом, не очень высокого качества. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых – резьба нэцкэ.

Нэцкэ с секретом

  • < Назад
  • Вперёд >

Манэки-нэко

Манэки-нэко (буквально «Приглашающий кот», «Зовущий кот»; талисман счастья, богатства,
удачи) – небольшие статуэтки котов с поднятой передней лапой. В Японии это подзывающий
жест: движение похоже на европейское «пока-пока», но имеет обратный смысл. Специально для
иностранцев в Японии выпускают котов с лапкой, повернутой тыльной стороной внутрь –
такой жест им понятнее.

Сейчас такие фигурки очень популярны и в Японии, и за её пределами. Появились они
относительно недавно. Обереги от мышей и крыс в виде изображений котов встречались в Японии
с 10 века. В 18 веке появились талисманы удачи в виде Фигурок котов из дерева, глины или
фарфора, но такая поза – на задних лапах с поднятой одной передней – появляется
только во второй половине 19-го века. Поднята может быть как правая, так и левая лапа или же
обе вместе. Правой лапой кот подзывает удачу в бизнесе, а левой – здоровье и
благополучие в семье.

Впервые такая статуэтка-талисман упомянута в газетной заметке в сентябре 1876 года. Тогда же
и появилось название «Манэки-нэко». К началу 1890-х годов вариаций манэко-нэко существовало
уже невообразимое множество, они выпускались всех цветов и размеров, их делали из дерева и
из глины. Практически каждый центр традиционного гончарного производства имеет свою версию
кота. Общее у всех манэки-нэко только одно – поднятая одна или обе лапы. На шее у кота
обычно повязана традиционная красная ленточка с бубенчиком, иногда в лапах кот держит
старинную золотую монету, рю, имевшую хождение в Японии в эпоху Эдо.

Японский фарфор 20-го века

Кутани – это стиль японского фарфора. Его основателем является Гото Сайдзиро,
который в 1655 г. построил печь для обжига глины в деревушке Кутани (сейчас эта деревушка
вошла в город Кага). Отличительной чертой фарфора Кутани являются яркие цвета –
зелёный, синий, жёлтый, пурпурный – и сплошной узор, покрывающий всю поверхность
изделия. Всего существует 6 стилей росписи.

На многих фигурках кошек можно видеть сузу – колокольчик

Такие колокольчики находятся
в синтоистских храмах – прежде, чем обратиться к богу, надо позвонить в колокольчик,
чтобы привлечь его внимание. Считается также, что это отгонит злых духов и поможет человеку
очиститься

Колокольчики используются также в качестве талисманов. Их вешают на ключницы,
зеркало заднего обзора в салонах автомобилей и т.д.

Галерея Сокио

Sokyo — это галерея современного искусства в Киото, в которой представлены керамические изделия и скульптуры от эпохи Мэйдзи до наших дней. Галерея нацелена на поддержку молодых художников, стремясь создать сообщество для воспитания следующего поколения ремесленников и создать пространство в мире изящных искусств для керамистов, особенно тех, кто выходит за рамки традиционных форм, чтобы исследовать более инновационные сферы.« работает не только с японскими, но и международными художниками-керамистами, радикальные авангардные скульптуры», — говорит Йеллин. Экспонаты меняются регулярно; на момент написания здесь выставлялась работа абстрактного художника-керамиста Томоми Танака. Галерея участвует в международных художественных ярмарках; только в 2020 году он посетил как Asia Week New York, так и ART FAIR TOKYO. Йеллин также рекомендует исследовать окрестности Сокио, к югу от станции Sanjo. «Это внизу в античном районе Шинмонзен и Фурумонзен… всем, кто интересуется искусством, следует просто прогуляться по этим параллельным улицам района галерей». В Sokyo также есть помещение меньшего размера, Sokyo Annex, расположенное в нескольких минутах ходьбы от станции Kyoto Shiyakusho-mae.

Японизм в Японии?

«Мост великого учителя» / 1992 / Бумага, ручка / 65 x 50 см

Кояма: Вы уже были хорошо знакомы с японской традиционной культурой?

Ямагути: Напротив, я её совсем не знал. Если говорить о моём знакомстве с японской архитектурой, то это были сборные типовые дома, а не вилла Кацура . Традиционную Японию я представлял по фильмам Куросавы. Во время университетской художественной практики по истории искусства я ездил в Киото и Нару, ходил по буддийским храмам и синтоистским святилищам и благодаря этому мог увидеть живопись укиё-э, росписи на ширмах, таблички эма и изображения адских мучений, картины битв — я жадно впитывал впечатления от старого японского искусства. Наверное, подобным образом чувствуют себя иностранцы, впервые открывая для себя японскую культуру.

Кояма: В XIX веке французских импрессионистов очень впечатлило знакомство с укиё-э и вообще японским изобразительным искусством. Японизм известен, в частности, тем, что оказал огромное влияние на таких художников, как Винсент ван Гог и Моне.

Появление импрессионизма совпало с распространением фотографии и осознанием ограниченности реалистического искусства. Испробовав различные подходы, они открыли для себя японскую живопись, основанную не на законах перспективы и использующую иные измерения, которые позволили по-новому взглянуть на реальность. Мне кажется, искания импрессионистов должны быть вам в чём-то близки, как вы думаете?

Ямагути: Это слишком уж смелое сравнение. Хотя действительно, они использовали архаичный японизм в своём искусстве и смогли этим открыть новую эпоху в живописи

Меня поражает острота восприятия западных художников, которые, создав огромную империю реалистического искусства, обратили внимание на произведения из небольшой и малоизвестной страны. Достойна восхищения та смелость, с которой они сами стали расшатывать основы искусства того времени и смогли развернуть его в новом направлении

Взросление с мультфильмами

Изобразительными эффектами и разнообразием сюжетов японских аниме восхищаются во всём мире. Один из них, “Sen to Chihiro no kamikakushi” (“Унесенные призраками”) завоевал Оскара как лучший полнометражный мультипликационный фильм на 75-й церемонии присуждения наград Академии в 2003 году. Один за другим выпускаются новые аниме, а неизменно популярные сериалы мультфильмов идут на телевидении и 10, и 20, и даже 30 последних лет. Рейтинги популярности у них остаются высокими не только у детской аудитории, но и у их родителей. Один из этих легендарных сериалов — “Дораэмон”, о приключениях кота-робота, спасающем мальчика из переделок, в которые тот попадает. Два другие сериала — “Сараэ-сан” и “Тиби Маруко-тян” — рассказывают о повседневной семейной жизни. А ещё есть новые аниме, продолжения комиксов манга для мальчиков. В двух хорошо известных, “Детектив Конан” и “Ину-Яся”, изображены похождения героев и их друзей. Они рассказывают о любви, дружбе и мужестве, классических темах почти всех японских аниме и манга. Аниме, подобные этим, пользуются огромной популярностью в Японии, они дают детям и их родителям возможность провести время вместе.

Музей студии «Гибли»

Музей находится в Митака, городе, расположенном немного западнее от центрального Токио. На входе в музей посетителей привестствует Тоторо, главный герой одноименного мультфильма. На входе в музей есть вывеска со словами Миядзаки: “Когда вы входите в музей Гибли, вы попадаете в сказку, в которой вы — главный персонаж”. Внутри здания вы идёте по лабиринту в мире аниме, причем каждый экспонат таит в себе какой-нибудь сюрприз или открытие. Откройте дверь — и, возможно, вы уставитесь на самого себя — или, по крайней мере, на свое отражение в зеркале. Персонажи аниме Джибли прячутся, ожидая удобного случая, чтобы внезапно выскочить. Ископаемые вымерших морских животных — трилобиты — прячутся среди камней. Как и говорится на вывеске Миядзаки, в этом музее вы становитесь героем или героиней анимационной сказки.


«Мой сосед Тоторо» Одним из лучших экспонатов, по мнению детей, является огромный мягкий Кот-автобус на 2-м этаже. Детям с ним весело (и комфортно), они прыгают вверх-вниз, дёргают Кота за хвост, и вообще, делают всё, что захотят.


Постоянные экспозиции включают в себя зал под названием «Место рождения фильма». Здесь вы увидите приспособления и материалы для создания анимационных фильмов, а также стол, заваленный наполовину готовыми рисунками. Идёт процесс создания аниме? В атмосфере ощущается напряжение, как будто режиссёр Миядзаки старается изо всех сил претворить какую-то задумку в кадр анимэ. В подвале, в кинотеатре “Сатурн” демонстрируются короткие оригинальные анимационные фильмы. Билеты в музей приобретаются по предварительному заказу. Ежедневный лимит посетителей 2400 человек, а одновременно в музее может находиться до 600 человек. Ограничение числа посетителей дает каждому из них возможность наиболее полно исследовать музей. По материалам журнала «Ниппония» и сайта wikipedia.org/wiki/Ghibli

Яёи Кусама «Тыква»

Яой Кусама также является одной из самых известных японских художниц. Она творит в различных техниках, включая живопись, коллаж, скэт-скульптуру, перфоманс, энвайронментальное искусство и инсталляцию, большинство из которых демонстрируют её тематический интерес к психоделическим цветам, повторению и узору. Одной из самых известных серий этой великой художницы является серия «Тыква». Покрытая узором горошек обычная тыква ярко-жёлтого цвета представлена ​​на фоне сети. В совокупности все такие элементы образуют визуальный язык, который безошибочно соответствует стилю художницы, и был развит и усовершенствован на протяжении десятилетий кропотливого изготовления и воспроизведения.

Художественная школа Кано

Её влияние выходит далеко за пределы Муромати: 300 лет род Кано почти безраздельно царил в японской живописи. Этому немало способствовала поддержка сегуната, официальными художниками которого были представители школы, начиная с основателя – Кано Масанобу (1434–1530). Он разработал собственный оригинальный стиль, взяв за основу суйбокуга и добавив легкую подсветку минеральными красками.

Создателем же фирменного стиля Кано стал сын Масанобу – Мотонобу (1476–1559). Он соединил письмо тушью и использование красок, но самое главное – в его творчестве получила развитие национальная традиция ямато-э. Мотонобу оказался ещё и удачливым предпринимателем: он открыл сеть художественных студий, которая разрасталась год от года.

Внука Монотобу – Эйтоку (1543–1590), можно, пожалуй, считать лучшим мастером школы Кано. Ширмы – неотъемлемый элемент японских интерьеров – в его исполнении стали символом изысканной роскоши Момояма и живописным стандартом на годы вперед. Сложный, тщательно прописанный на золотом фоне пейзаж насыщен множеством тончайших деталей, ускользающих от беглого взгляда, но завораживающих при внимательном рассмотрении.

Последний выдающийся представитель Кано – Сансецу (1589–1651), который работал уже в эпоху Эдо, когда модной стала строгая простота. И хотя он по-прежнему занимался золотыми росписями, славу ему принесли картины, выполненные тушью.

Школа Кано представляет собой цельное явление, несмотря на огромное количество художников, принадлежащих к ней. Тематика картин охватывает все традиционные мотивы – пейзажи, животных, бытовые сценки. Превосходны выполненные мастерами Кано монохромные росписи по шелку, для которых характерно сочетание реалистичного переднего плана и отвлеченного – второго: на нём изображались облака, волны, туман.

В XIX веке, когда Япония перестала быть замкнутой в себе и скрытой от мира, она некоторое время находилась под сильным европейским влиянием. В искусстве это проявилось конкуренцией традиционного и западного стиля. Но эта борьба довольно быстро угасла, и классическая японская живопись снова заняла центральное место в культуре страны.

Период модернизации

Период Эдо сменяет Мейджи, и теперь японская живопись вынуждена выйти на новый этап развития. В это время по всему миру становились популярными такие жанры, как вестерн и ему подобные, поэтому модернизация искусства стала обычным положением вещей. Однако в Японии, стране, где все люди почитают традиции, в данное время положение вещей значительно отличалось от того, что происходило в других странах. Здесь остро вспыхивает конкуренция между европейскими и местными техниками.


Правительство на этом этапе отдает свое предпочтение молодым художникам, которые подают большие надежды на совершенствование навыков в западных стилях. Поэтому они отправляют их в школы Европы и Америки.

Но так было только в начале периода. Дело в том, что известные критики довольно-таки сильно раскритиковали западное искусство. Чтобы избежать большого ажиотажа вокруг этого вопроса, европейские стили и техники стали запрещать на выставках, их показ прекратился, как, впрочем, и популярность.

Зарождение искусства

Древнее искусство живописи Японии в первую очередь связано с особенностями письма и потому строится на основах каллиграфии. К первым образцам относятся фрагменты найденных при раскопках колокольчиков из бронзы, посуды, предметов обихода. Многие из них были расписаны натуральными красками, а исследования дают повод полагать, что изготовлены изделия были ранее, чем в 300 году до нашей эры.

Новый виток развития искусства начался с приходом буддийского учения в Японию. На эмакимоно – особые свитки из бумаги – наносились изображения божеств пантеона буддизма, сюжеты из жизни Учителя, его последователей.

Преобладание религиозных тем в живописи прослеживается в средневековой Японии, а именно – с X по XV столетия. Имена художников той эпохи до наших дней, увы, не сохранились.

В период 15-18 веков начинается новое время, характеризующееся появлением художников с выработанным индивидуальным стилем. Они обозначили вектор дальнейшего развития изобразительного искусства.

Традиционная японская графика

1. Кошки в Японии

Кошки были завезены в Японию из Китая в 6-ом веке для защиты от крыс и мышей священных
буддийских свитков. Согласно другим источникам, кошек завезли в Японию в 10 веке –
китайские послы подарили 5 кошек японскому императору. Такой подарок считался очень ценным.
Каждая кошка получила имя и титул придворного. Когда одна из кошек родила котят, император
дал каждому котёнку имя и титул, приставил к каждому котёнку целый штат придворных, а своим
детям вменил в обязанность руководить воспитанием и выращиванием котят.

Одной из основных отраслей экономики в средневековой Японии было производство шёлка. В 1602
году из-за нашествия мышей страна стала терять популяцию шелковичных червей – мыши
поедали их коконы. Указом императора все кошки были выпущены из дворца для борьбы с
грызунами. Так кошки перестали быть привилегией императора. Вскоре они населили дома простых
японцев. При этом почтительное отношение к кошкам сохранялось: их нельзя было продавать и
покупать, причинение вреда кошке считалось преступлением.

Яркие представители прошлого

Тенсе Сюбун (начало 15 века)

Для того, чтобы стать выдающимся мастером, Сюбун изучал технику письма сунских художников Китая и их работы. Впоследствии он стал одним из основоположников живописи в Японии и создателем суми-э.

Сюбун сделал многое, чтобы новый стиль прижился в художественных кругах.Он обучал художеству других дарований, в числе которых оказались будущие известные живописцы, например Сэссю.

Самая популярная картина Сюбуна называется «Читая в бамбуковой роще».

«Читая в бамбуковой роще», Тенсе Сюбун

Хасэгава Тохаку (1539-1610)

Он стал создателем школы, названной в честь его самого – Хасэгава. Поначалу он старался следовать канонам школы Кано, но постепенно в работах стал прослеживаться его индивидуальный «почерк». Тохаку ориентировался на графику Сэссю.

Основу работ составляли простые, лаконичные, но реалистичные пейзажи с незамысловатыми названиями:

  • «Сосны»;
  • «Клен»;
  • «Сосны и цветущие растения».

«Сосны», Хасэгава Тохаку

Братья Огата Корин (1658-1716) и Огата Кэндзан (1663-1743)

Братья были прекрасными мастерами 18 века. Старший – Огата Корин – полностью посвятил себя живописи и основал жанр римпа. Он избегал стереотипных изображений, отдавая предпочтение импрессионистскому жанру.

Огата Корин писал природу в целом и цветы в виде яркости абстракций в частности. Его кисти принадлежат картины:

  • «Цветение сливы красным и белым»;
  • «Волны Мацусимы»;
  • «Хризантемы».

«Волны Мацусимы» Огата Корин

Младший брат – Огата Кэндзан – имел множество псевдонимов. Он хоть занимался живописью, но знаменит был больше как замечательный керамист.

Огата Кэндзан владел многими техниками создания керамики. Его отличал нестандартный подход, к примеру, он создавал тарелки в виде квадрата.

Собственная роспись не отличалась пышностью – в этом тоже была его особенность. Он любил наносить на изделия каллиграфию наподобие свиточной или отрывки из стихов. Иногда они работали вместе с братом.

Кацусика Хокусай (1760-1849)

Творил в стиле укиё-э – своеобразной ксилографии, иными словами, гравюрной живописи. За все время творчества сменил порядка 30 имен. Известнейшая работа – «Большая волна в Канагаве», благодаря которой стал знаменит за пределами родины.

«Большая волна в Канагаве», Хокусай Кацусика

Особенно усердно Хокусай стал работать после 60 лет, что принесло хорошие плоды. С его творчеством были знакомы Ван Гог, Моне, Ренуар, и в известной степени оно оказало влияние на работы европейских мастеров.

Андо Хиросиге (1791-1858)

Один из величайших художников 19 века. Родился, жил, творил в Эдо, продолжил дело Хокусая, вдохновлялся его работами. То, как он изображал природу, поражает почти так же, как количество самих работ.

Вот некоторые цифры о его творчестве, которые представлены циклом картин:

  • 5,5 тысяч – количество всех гравюр;
  • «100 видов Эдо;
  • «36 видов Фудзи»;
  • «69 станций Кисокайдо»;
  • «53 станции Токайдо».

Живопись Андо Хиросигэ

Город Киото Художественный музей Киосера

Городской музей искусств Киото Киото, ранее бывший Муниципальным художественным музеем Киото, который был крупным публичным художественным музеем с 1933 года, является результатом ребрендинга, открытие которого запланировано на весну 2020 года. Расположенный в самом центре района Окадзаки, он зажат между MoMAK, зоопарком Киото и парком Окадзаки. Обновленный музей откроется первой выставкой, включающей обширную коллекцию произведений искусства из Киото. Он будет включать большой объем работ как из постоянной коллекции музея, так и из других музеев Японии, в том числе Нихон-га (Живопись в японском стиле), скульптура, каллиграфия и ремесла. В музее будет новое современное крыло — Куб Хигасияма; его первой выставкой станет Post Vitam, памятная выставка японского фотографа Хироши Сугимото, всемирно известного своими концептуальными фотографиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: