Примитивизм в живописи — кратко

Введение

Анархо-примитивизм представляет собой субкультуру и политическое движение, которое, как правило, выступает за охоту и собирательство как идеальный способ существования человека (с точки зрения устойчивого использования ресурсов), а группу — как идеальную социальную структуру общества (из-за ее особенностей эгалитаризма).

Хотя цель может показаться невероятной, примитивист будет утверждать, что более скромные цели либо нежелательны, либо недостижимы в рамках системы. В конце концов, последние 10 000 лет были в значительной степени историей “решений” проблем сельскохозяйственного общества. Эта критика “цивилизации” по своей сути отвергает менее радикальные идеалы и утверждает, что она однозначно лежит в основе всего социального недовольства. Она многогранна, опирается на несколько традиций мышления. К ним относятся социальные спекулянты девятнадцатого века, антропология охотников-собирателей, ситуационизм, анархизм, радикальная (глубокая) экология и антитехнологическая философия. Потенциальная проблема внедрения в значительной степени решается растущим консенсусом в отношении того, что конец “экономическому росту” быстро приближается, что делает революционные изменения неизбежными. Направление этого изменения находится в центре внимания анархо-примитивистских интересов.

Анархо-примитивизм незаметно влияет на общество несколькими способами. “Манифест” Унабомбера сформулировал многие из центральных принципов анархо-примитивизма (например, отказ от либерализма и индустриализма). Представители движения «анархо-примитивизм» были среди протестующих, участвовавших в разбивании окон, покраске из баллончика и других актах вандализма во время протестов ВТО в Сиэтле в декабре 1999 года. Они, вероятно, относятся к числу тех неуловимых “эко-террористов”, которые уничтожают имущество во имя Фронта освобождения Земли. Популярный роман «Бойцовский клуб» (1996), ставший художественным фильмом, изобразил группу отчужденных молодых людей, которые отвергают потребительскую культуру и пытаются положить ей конец путем массового саботажа. Хотя анархо-примитивизм может показаться не заслуживающим особого внимания, поскольку он выходит далеко за рамки основного направления политического дискурса, его не следует отвергать. Он заслуживает существенного внимания исключительно на основе его гармоничной интеграции нескольких исторически разрозненных направлений мысли.

История

В Июнь 1913 г.художник Александр Шевченко опубликовал манифест «неопримитивизма». Он начинает с того, что останавливается на анализе новых условий жизни художника. Большие города превратились в огромные чудовищные машины в вечном движении. Даже солнце там затемняется высотой зданий, а ночью электрическое освещение обуславливает его отсутствие. Художник должен заново открыть для себя новые возможные творческие пути, поставив под сомнение все предыдущие принципы. Шевченко отвергает натурализм, автоматически копирующий природу, не ища более глубокого смысла действительности. Неопримитивисты хотят иметь возможность воспроизводить объект одновременно с нескольких точек зрения. Но они отвергают утонченную красоту, субъективные эмоции и ненужные детали. Простота, строгость, отсутствие злобы, механическая точность конструкции, благородство стиля и хороший цвет — вот что мы находим в лубоке . Но Шевченко не боится воспроизводить и копировать то, что было до него, и подражать прошлому. По его словам, явления рождаются и возрождаются заново в разных формах, но не ex nihilo. Идеи не рождаются, а всегда возрождаются заново, и все, что существует естественным образом, неизбежно имеет продолжение, которое развивается из предыдущих форм.
Мишель Ларионов и Натали Гончаров работали с Александром Шевченко, и именно они привлекли его к возможностям, которые открывал неопримитивизм, который они открыли и продемонстрировали в 1911 году во время третьей выставки Золотого руна (обзор) . Их встреча с наивным грузинским художником Нико Пиросмани (1862-1918) также сыграла роль в их неопримитивных ориентациях.

Помимо Лубока, иконопись стала еще одним «открытием» для русских художников-примитивистов, в том числе для Гончаровой. Позже она помогла определить творчество Малевича ( Голова крестьянина (Малевич 1911) ) и Татлина .

Подробное описание стиля

Примитивизм — это направление в живописи, в котором художники упрощают формы и художественные средства для создания картины. Его последователи противопоставили классическим канонам эмоциональность и лаконичность. Примитивисты вдохновлялись произведениям первобытных культур.

Кажется, что рисунки созданы ребенком, но за упрощенными образами лежит художественный замысел. В этом направлении большее значение придают цвет и эмоции, чем натурализм передачи.

Изображения наносят на холст отдельными крупными мазками. Визуальные эффекты и техника рисования не играют большой роли. Художник стремится передать свои впечатления в максимально простой форме.

Поль Гоген

Поль Гоген . Дух бодрствования за мертвыми , 1892. Холст, масло. Художественная галерея Олбрайт Нокс

Художник Поль Гоген стремился уйти от европейской цивилизации и технологий, поселился во французской колонии Таити и принял ограниченный образ жизни, который, по его мнению, был более естественным, чем это было возможно в Европе.

Поиски первобытности Гогеном явно были стремлением к сексуальной свободе, и это отражено в таких картинах, как Дух мертвых хранит дозор (1892), Parau na te Varua ino (1892), Anna the Javanerin (1893), Te Tamari «Нет Атуа» (1896 г.) и « Жестокие сказки» (1902 г.) и др. Взгляд Гогена на Таити как на земную Аркадию свободной любви, мягкого климата и обнаженных нимф очень похож, если не идентичен, с представлением классического пастырского академического искусства, которое тысячелетиями формировало западное восприятие сельской жизни. Одна из его таитянских картин называется «Таитянская пастораль», а другая — « Откуда мы пришли» . Таким образом, Гоген расширил академические пасторальные традиции школ изящных искусств, которые до сих пор основывались исключительно на идеализированных европейских фигурах, скопированных с древнегреческой скульптуры, на неевропейские модели.

Гоген также считал, что прославляет таитянское общество и защищает таитян от европейского колониализма. Феминистские постколониальные критики, однако, осуждают тот факт, что Гоген завел любовниц-подростков, одной из которых было всего тринадцать лет. Они напоминают нам, что, как и многие европейские мужчины своего времени и позже, Гоген видел свободу, особенно сексуальную свободу, строго с точки зрения мужчины-колонизатора. Используя Гогена в качестве примера того, что «неправильно» с примитивизмом, эти критики заключают, что, по их мнению, элементы примитивизма включают «плотное переплетение расовых и сексуальных фантазий и власти, как колониальной, так и патриархальной». Этим критикам примитивизм, такой как у Гогена, демонстрирует фантазии о расовых и половых различиях в «попытке эссенциализировать понятия примитивности» с помощью « инаковости ». Таким образом, утверждают они, примитивизм становится процессом, аналогичным экзотике и ориентализму , критикуемым Эдвардом Саидом , в котором европейский империализм и монолитные и унизительные взгляды на «Восток» со стороны «Запада» определили колонизированные народы и их культуры.

Какие цели преследует анархо-примитивизм

Приставка “анархо” означает анархистский отказ от государства в пользу мелких политических структур. Кроме того, как объясняет икона примитивизма Джон Зерзан,

Таким образом, необходимо провести ключевое различие между анархо-примитивистами и анархистами в целом, потому что,

В самых общих чертах они отвергают “цивилизацию” в пользу “дикости». Более конкретно, представители идеологии «анархо-примитивизм» призывают отказаться или уничтожить промышленные (и, возможно, сельскохозяйственные) технологии в пользу средств к существованию, которые не основаны на промышленных “производительных силах” — следовательно, принимают ярлык “примитивный”. Это означает, что примитивисты отвергают даже формы производства, основанные на коллективном управлении и собственности, поскольку любое производство, превышающее непосредственные потребности в средствах к существованию, рассматриваются как несовместимое с долгосрочной устойчивостью.

Деррик Дженсен объясняет:

Дополнительная литература о неопримитивизме

  • Коуэлл, Генри . 1933. «К неопримитивизму». Современная музыка 10, вып. 3 (март – апрель): 149–53. Перепечатано в журнале Essential Cowell: Избранные сочинения о музыке Генри Коуэлла, 1921–1964 , под редакцией Ричарда Картера (Дика) Хиггинса и Брюса Макферсона, с предисловием Кайла Ганна, 299–303. Кингстон, штат Нью-Йорк: Documentext, 2002. ISBN  978-0-929701-63-9 .
  • Доэрти, Эллисон. 1983. «Неопримитивизм». МИД дисс. Сиракузы: Сиракузский университет.
  • Гарафола, Линн. 1989. «Создание балетного модернизма». Журнал танцевальных исследований 20, вып. 2 (Зима: Русский выпуск): 23–32.
  • Хикен, Адриан. 1995. «В поисках подлинности: фольклорная иконография и еврейское возрождение в раннем орфическом искусстве Марка Шагала (ок. 1909–1914)». В Четвертом международном симпозиуме «Фольклор – музыка – произведение искусства» под редакцией Сони Маринкович и Мирьяны Веселинович-Хофман, 47–66. Белград: Fakultet Muzičke Umetnosti.
  • Немировская, Изольда Абрамовна . 2011. «Музыка для детей И.Стравинского в контексте художественной культуры рубежа XIX-ХХ веков». В Вопросы музыкознания: Теория, история, методика. IV под редакцией Эрия Николаевича Бычкова и Изольды Абрамовны Немировской , 37–51. Москва: Государственный институт музыки им. А.Г. Снитке. ISBN  978-5-98079-720-1 .
  • Шарп, Джейн Эштон. 1992. «Примитивизм,« неопримитивизм »и искусство Натальи Гончровой, 1907–1914». Кандидат наук. дисс. Нью-Хейвен: Йельский университет.

Музейные выставки о примитивизме в современном искусстве [ править ]

В ноябре 1910 года Роджер Фрай организовал выставку «Мане и постимпрессионисты» в галереях Графтон в Лондоне. На этой выставке были представлены работы Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса, Эдуарда Мане, Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и других художников. Эта выставка была призвана продемонстрировать, как французское искусство развивалось за последние три десятилетия; однако искусствоведы в Лондоне были шокированы увиденным. Некоторые называли Фрая «сумасшедшим» и «сумасшедшим» за то, что он публично продемонстрировал такие работы на выставке

Выставка Фрая привлекла внимание к примитивизму в современном искусстве, даже если он не намеревался, чтобы это произошло; Это привело к тому, что американский ученый Марианна Торговник назвала выставку «дебютом» примитивизма на лондонской арт-сцене

В 1984 году Музей современного искусства в Нью-Йорке | открылась новая выставка, посвященная примитивизму в современном искусстве. Вместо того, чтобы указывать на очевидные проблемы, выставка отметила использование незападных объектов в качестве источника вдохновения для современных художников. Директор выставки Уильям Рубин продвинул выставку Роджера Фрая еще на один шаг, представив современные произведения искусства в сравнении с самими незападными объектами. Рубин заявил: «Он не столько интересовался произведениями« племенного »искусства сами по себе, но вместо этого хотел сосредоточиться на способах, которыми современные художники« открыли »это искусство». Он пытался показать, что между двумя видами искусства существует «родство». Ученый Жан-Юбер Мартен утверждал, что такое отношение фактически означает, что «племенные» арт-объекты «получили статус не более чем сносок или дополнений к модернистскому авангарду». Выставка Рубина была разделена на четыре части: «Концепции», «История», «Родство» и «Современные исследования». Каждый раздел предназначен для различных целей, показывая связи между современным искусством и незападным «искусством».

В 2017 году Музей на набережной Бранли — Жак Ширак в сотрудничестве с Национальным музеем Пикассо-Париж устроил выставку Picasso Primitif. Директор Ив Ле Фюр заявил, что хочет, чтобы эта выставка стала диалогом между «работами Пикассо — не только основными работами, но и экспериментами с эстетическими концепциями — с работами, не менее богатыми, незападных художников». Пикассо Примитиф имел целью предложить сравнительный взгляд на работы художника с работами незападных художников. Возникшая конфронтация должна была выявить аналогичные проблемы, с которыми приходилось решать этим художникам, такие как нагота, сексуальность, импульсы и потери через параллель. пластиковые растворы.

В 2018 году в Монреальском музее изящных искусств прошла выставка «От Африки до Америки: лицом к лицу Пикассо, прошлое и настоящее». MMFA адаптировала и расширила Picasso Primitif, добавив 300 работ и документов из Музея на набережной Бранли — Жака Ширака и Национального музея Пикассо в Париже. Натали Бондил увидела проблемы, связанные с тем, как Ив Ле Фур представляет работы Пикассо в сравнении с незападным искусством и предметами, и нашла способ на них отреагировать. Заголовок этой выставки звучал так: «Крупная выставка, открывающая новые перспективы и вдохновляющая на переосмысление истории искусства». Выставка рассматривала трансформацию нашего взгляда на искусство Африки, Океании и Америки с конца XIX века до наших дней. Бондил хотел исследовать вопрос о том, как этнографические объекты стали рассматриваться как искусство. Она также спросила: «Как могут быть выставлены Пикассо и анонимная маска в одной плоскости?»

Фов и Пабло Пикассо [ править ]

Les Demoiselles d’Avignon . Две фигуры справа — это начало периода , вдохновленного Африкой Пикассо .

В 1905–06 годах небольшая группа художников начала изучать искусство из стран Африки к югу от Сахары и Океании , отчасти из-за убедительных работ Поля Гогена , которые набирали популярность в Париже. Сильное влияние оказали мощные посмертные ретроспективные выставки Гогена в Осеннем салоне в Париже в 1903 году и еще более крупная в 1906 году. Художники, в том числе Морис де Вламинк , Андре Дерен , Анри Матисс и Пабло Пикассо, становились все более заинтригованными и вдохновлялись избранными объектами, с которыми они сталкивались.

Паб Пикассо , в частности, исследовало Иберийскую скульптуру , африканскую скульптуру , традиционные африканские маски , а также другие исторические произведения включая маньеризм картину из Эль Греко , в результате чего в его шедевре Авиньонских девиц и, в конечном счете, изобретение кубизма .

Обобщающий термин «примитивизм» имеет тенденцию скрывать явный вклад в современное искусство этих различных визуальных традиций.

История развития

Примитивизм в живописи возник в конце XIX века. Но истоки нового стиля можно найти в наскальных рисунках, религиозных и бытовых предметах древних цивилизаций. Примитивизм стал реакцией творческих людей на буржуазное искусство. В то время были модными кубизм, фовизм и другие авангардные направления.

Импрессионизм утратил свои позиции, и живописцы стали искать новые способы самовыражения. У истоков примитивизма стоял Анри Руссо, его влияние можно увидеть в работах Марка Шагала и Пабло Пикассо. Примеры их работ — «Авиньонские девицы», «Над городом».

Общество раскритиковало новаторский подход смелых художников. Выставки вызывали ожесточенные споры, и лишь благодаря авторитету Матисса и Писсаро, оценивших новый взгляд на живопись.

Российские художники находили вдохновение в лубочном искусстве. Появились скандальные выставки Михаила Ларионова — «Бубновый валет», «Ослиный хвост».

Но русский примитивизм отличается от западноевропейского. Его последователи старались стилизовать направления народного творчества. В памфлете Александра Шевченко был впервые использован термин «неопримитивизм». В России он стал доминирующим течением, позже на его основе сформировался супрематизм.

Рекомендации

  • Антлифф, Марк и Патрисия Лейтен, «Примитивный» в критических терминах истории искусства , Р. Нельсон и Р. Шифф (ред.). Чикаго: University of Chicago Press, 1996 (ред. 2003 г.).
  • Блант, Энтони и Пул, Фиби. Пикассо, годы становления: исследование его источников . Графическое общество, 1962 год.
  • Коннелли, С. Фрэнсис. Сон разума: примитивизм в современном европейском искусстве и эстетике, 1725–1907 . Университетский парк: издательство Пенсильванского государственного университета, 1999.
  • Купер, Дуглас кубистически Epoch , Phaidon совместно с Лос — Анджелесе Музей искусств округа и в музее Метрополитен , Лондон, 1970, ISBN  0-87587-041-4
  • Даймонд, Стэнли. В поисках первобытного: критика цивилизации . Нью-Брансуик: издатели транзакций, 1974.
  • Этерингтон, Бен. Литературный примитивизм . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2018.
  • Флам, Джек и Мириам Дойч, ред. Примитивизм и история документального искусства ХХ века . Калифорнийский университет Press, 2003.
  • Голдуотер, Роберт. Примитивизм в современном искусстве . Belnap Press. 2002 г.
  • Лавджой, АО и Джордж Боас. Примитивизм и родственные идеи в древности. Балтимор: Johns Hopkins Press, 1935 (с дополнительными очерками У. Ф. Олбрайта и П. Е. Дюмона, Балтимор и Лондон, Johns Hopkins U. Press. 1997).
  • Редфилд, Роберт. «Искусство и икона» в антропологии и искусстве , К. Оттен (ред.). Нью-Йорк: Natural History Press, 1971.
  • Родос, Колин. Примитивизм и современное искусство. Лондон: Темза и Гудзон, 1994.
  • Шевченко Александр. 1913. Неопримитивизм: его теория, его возможности, его достижения . Москва: .
  • Соломон-Годо, Эбигейл. «Идущий по рождению: Поль Гоген и изобретение примитивистского модернизма» в Расширенном дискурсе: феминизм и история искусства , Н. Броуд и М. Гаррард (ред.). Нью-Йорк: Харпер Коллинз, 1986.

Знаменитые живописцы-примитивисты

Интересно, что все примитивисты, оставившие заметный след в искусстве, не получили классического художественного образования. Наиболее выдающиеся представители данного направления:

Анри Руссо (1844-1910). Француз, о картинах которого с восторгом отзывался сам Пикассо. Параллельно с изобразительной деятельностью служил на таможне, поэтому коллеги-живописцы прозвали его таможенником. Картины Руссо отличаются сочностью красок, особенно художник любил рисовать джунгли.

Николай Пиросманишвили (Нико Пиросмани) – 1862- 1918. Грузинский мастер примитивизма, о личности которого искусствоведы ведут споры до сих пор. Не был признан при жизни, но его кисти принадлежит громадное число вывесок в Тифлисе конца XIX в., а также картин, сюжетом которых стали грузинские застолья. Любил Пиросмани рисовать и животных. Нико всегда был беден и скончался в нищете.

Анна Мария Мозес (1860-1961). Американка с очень неординарной судьбой. Живописью занималась с детских лет, но известной стала лишь на исходе восьмого десятка

Особое внимание Мозес уделяла написанию бытовых сцен и пейзажей. Прожила художница более ста лет.

Большое влияние на зарождение и развитие примитивизма оказали такие гениальные живописцы как Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пауль Клее, Марк Шагал, Амедео Модильяни.

Интересное видео про психически больного художника ( по теме: примитивизм в живописи).

Неопримитивизм

Neo-примитивизм был русский искусство движения , которое получило свое название от 31-страничной брошюры Neo-primitivizm , по Александру . Это считается типом авангардного движения и предлагается как новый стиль современной живописи, который объединяет элементы Сезанна , кубизма и футуризма с традиционными русскими условностями и мотивами « народного искусства », в частности, с русской иконой и лубком .

Неопримитивизм заменил символистское искусство движения Голубой розы . Возникающее движение было воспринято из-за тенденции его предшественника оглядываться назад, чтобы оно прошло свой творческий зенит. Концептуализация неопримитивизма описывает его как антипримитивистский примитивизм, поскольку он ставит под сомнение европоцентрический универсализм примитивистов . Этот взгляд представляет неопримитивизм как современную версию, отвергающую предыдущие примитивистские дискурсы. Некоторые характеристики неопримитивистского искусства включают использование смелых цветов, оригинального дизайна и выразительности. Это демонстрируется в работах Поля Гогена , в которых вместо трехмерной перспективы используются яркие оттенки и плоские формы. Игорь Стравинский был еще одним неопримитивистом, известным своими детскими пьесами, основанными на русском фольклоре. Несколько художников-неопримитивов также ранее были членами группы «Голубая роза».

Неопримитивные художники

К русским художникам, связанным с неопримитивизмом, относятся:

  • Давид Бурлюк
  • Марк Шагал
  • Павел Филонов
  • Наталья Гончарова
  • Михаил Ларионов
  • Казимир Малевич
  • Александр Шевченко
  • Игорь Стравинский

Ранние годы

Анри Жюльен Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в небольшом французском городке Лаваль. Его отец был потомственным жестянщиком, а мать — дочерью офицера Великой армии Наполеона. Семья никогда не отличалась большими доходами. К моменту, когда Анри исполнилось 8 лет, его родители окончательно обанкротились и потеряли дом, поэтому маленькому Руссо пришлось отправиться в школу-интернат. Именно там он полюбил рисование. Анри Руссо также отличался большим потенциалом в музыке и даже получил несколько школьных наград.

Закончив школу в 1861 году, 17-летний Анри переехал с семьей в Анже, где нашел работу помощника судебного пристава в адвокатском бюро. Однако его карьера продлилась недолго из-за скандального инцидента. В 1863 году Руссо обвинили в мелкой краже, и, чтобы избежать тюремного заключения, он согласился на 7 лет военной службы. Он встречал солдат, которые пережили французскую экспедицию в Мексику (1862-1865 гг.) в поддержку императора Максимилиана I. Руссо жадно слушал их воспоминания о прелестях этой субтропической страны, восхищался ими. В будущем эти рассказы оказали большое влияние на его стиль изображения джунглей, а яркость красок и реалистичность картин вызвали слухи о том, что художник рисует обрывки своих воспоминаний о тех местах. Примечательно, что сам Руссо никогда не покидал Франции, хоть и не опровергал популярные легенды о своих путешествиях.

10 знаменитых художников

Картины, написанные в стиле примитивизма, можно увидеть в творчестве живописцев, получивших академическое образование. Но художники, оказавшие наибольшее влияние на его развитие, были самоучками.

Анри Руссо

Творчеством этого живописца восторгался Пабло Пикассо и импрессионисты. Благодаря работам Анри Руссо примитивизм получил признание как самостоятельное направление.

Он был художником-самоучкой, начавший свою карьеру с копирования картин известных мастеров. Рисунки Анри Руссо наполнены цветом, увлекают зрителя в мир пленительных фантазий.

Нико Пиросмани

Грузинский примитивист, выдающийся художник своего времени. Его картины отличаются чистотой восприятия, пронзительностью и естественными сюжетами. Излюбленная тема его картин — грузинские застолья и анималистика.

О жизни Нико Пиросмани почти ничего неизвестно. Многие факты из его биографии не подтверждены документально, либо рассказаны им самим.

Бабушка Мозес

Американская художница, одна из выдающихся представителей современного примитивизма. Ее настоящее имя — Анна Мария, но свой псевдоним получила, потому что известность приобрела в 78 лет.

Бабушка Мозес рисовала с детства, но посвятила себя семье. Анне Марии нравилось изображать пейзажи и сценки на бытовые сюжеты.

Мария Примаченко

Украинская художница, яркая представительница «наивного искусства». Ее самобытные оригинальные картины вызывали восхищение у Марка Шагала и Пабло Пикассо.

Творчество Марии Примаченко называют феноменом. Всего за год ей удалось создать свой уникальный, узнаваемый стиль.

Позже его будут называть «народным примитивом». Предпочитала писать гуашью, а на оборотной стороне картин писала тексты, раскрывающие художественный замысел.

Камиль Бомбуа

Французский художник-самоучка, писавший в разных жанрах — пейзажи, портреты, натюрморт. Но наибольшую известность ему принесли картинки на тему цирка. В своих работах Бомбуа старался передать накопленный опыт.

Его стиль сравнивают с творчеством Анри Руссо. Но картины Камиля Бомбуа отличает четкое разделение форм и внимательное отношение к деталям. Французский художник предпочитает изображать повседневные сюжеты.

Екатерина Билокур

Украинская художница-самоучка, известная представительница «наивного» искусства. Екатерина Билокур получила признание самого Пикассо. Во всех работах можно увидеть фольклорные черты и влияние народного творчества.

Екатерина Васильевна любила рисовать цветы, потому что для нее они были олицетворением счастья и красоты. Иногда художница писала портреты и пейзажи. Но, по ее признанию, они получались хуже. Картины Билокур наполнены искренностью, теплом и уютом.

Михаил Ларионов

Один из самых неординарных и спорных художников того времени, работы которого называют инфантильным примитивизмом. Начинал свой путь живописца как импрессионист. Потом его увлекло народное творчество, а затем он создал новое направление — лучизм.

Он стал основателем нескольких скандальных выставок — «Бубновый валет», «Ослиный хвост». На примитивизм Ларионова большое влияние оказало народное творчество.

Наталья Гончарова

Ее работы легко спутать с рисунками народных мастеров. Наталью Гончарову называют первой русской женщиной-авангардисткой. Она находила вдохновение во всем — импрессионизме, лубочном искусстве, футуризме.

Первым художественный гений Гончаровой разглядел Ларионов

Яркие, смелые, новаторские работы этой смелой женщины привлекали внимание многих выдающихся деятелей искусства XX века

Иван Генералич

Выдающийся представитель «наивного» искусства, основавший Хлебинскую школу живописи. Героями его картин были простые люди, занимавшиеся повседневными делами.

Главные особенности стиля Генералича — неприхотливость в изображении любого сюжета, что сделало работы хорватского художника узнаваемыми во всем мире.

Никифор Крыницкий

Картины польского самоучки ставят в один ряд с полотнами известных представителей «примитивного» искусства. Никифор Крыницкий занимался совершенствованием своего мастерства. В его ранних работах можно увидеть, как он пытался овладеть линейной перспективой, осью симметрии.

Написал множество рисунков — искусствоведы насчитывают их до 40 000, что позволяет назвать Крыницкого одним из крупнейших художников-примитивистов.

Краткая история направления

Примитивизм выделился в особый стиль живописи только к концу XIX в. Корни же его следует искать в древнейших культурах. Черты примитивизма ясно просматриваются в наскальных изображениях, оставленных первобытными людьми, а также артефактах, найденных на территории Африки и Океании.

К примитивной живописи можно причислить и рисунки детей, а также многие работы средневековых художников и современных самоучек из народа.

Толчком к развитию примитивизма послужило отрицание многими профессиональными художниками конца девятнадцатого столетия буржуазной культуры. Одно за другим начали появляться революционные направления, такие как фовизм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм, пуантилизм.

Примитивизм был принят искусствоведами далеко не сразу. Многие картины талантливых художников-примитивистов получили широкое признание лишь по прошествии десятилетий.

В течение всего прошлого века наблюдалось то возрастание, то снижение интереса к этому направлению в изобразительном искусстве. Современные художники также иногда используют выразительные приемы примитивизма при создании своих полотен.

Антиколониальный примитивизм

Хотя примитивизм в искусстве обычно считается западным феноменом, структуру примитивистского идеализма можно найти в творчестве незападных и особенно антиколониальных художников. Желание восстановить воображаемое и идеализированное прошлое, в котором люди были единомышленниками с природой, здесь связано с критикой воздействия западной современности на колонизированные общества. Эти художники часто критикуют западные стереотипы о «примитивных» колонизированных народах, в то же время, когда они стремятся восстановить доколониальный образ жизни. Антиколониализм сливается с обратной телеологией примитивизма для создания искусства, отличного от примитивизма западных художников, который обычно скорее укрепляет, чем критикует колониальные стереотипы.

Работы художников, связанных с Негритюд движение, в частности, демонстрирует эту тенденцию. Негритюд было движением неоафриканского идеализма и политической агитации, которое было начато франкоязычными интеллектуалами и художниками по обе стороны Атлантики в 1930-х годах и которое распространилось по Африке и африканской диаспоре в последующие годы. Они сознательно идеализировали доколониальную Африку, что принимало множество форм. Обычно это заключалось в отказе от чрезмерного европейского рационализма и связанных с ним разрушительных последствий колониализма, в то время как доколониальные африканские общества постулировали как имеющие более общинную и органическую основу. Работа кубинского художника Вифредо Лам особенно выделяется среди визуальных художников негритянства. Лам познакомился с Пабло Пикассо и европейскими сюрреалистами, когда жил в Париже в 1930-х годах. Вернувшись на Кубу в 1941 году, Лам набрался смелости и создал образы, в которых люди, животные и природа сочетаются в пышных и динамичных картинах. В своей культовой работе 1943 года ДжунглиХарактерный полиморфизм Лам воссоздает фантастическую сцену джунглей с африканскими мотивами между стеблями тростника. В нем ярко показано, каким образом неоафриканский идеализм негритянства связан с историей плантационного рабства, центром которого было производство сахара.

Более поздние художники-примитивисты

Другие живописные жанры могут подойти некоторые аспекты российского примитивизма начала XX — го  века. Среди них, например, работы абстрактных экспрессионистов, практикующих боевую живопись . Этот живописный жанр появился в 1950-х годах в Нью-Йорке.

Сам собой разумеется , что французское слово «примитивные» или «примитивизм» являются первоначальным значением и может быть использован для описания других понятий, русский изобразительный примитивизм в начале XX — го  века был определен как в том числе Александра Шевченко. В качестве представителей экшн-живописи можно назвать  :

  • Марк Тоби (1890-1976)
  • Франц Клайн (1910-1962)
  • Адольф Готтлиб (1903-1974)

Анри «Таможенник» Руссо

Сразу после службы Анри Руссо переехал в Париж, чтобы ухаживать за своей матерью после смерти отца в 1868 году. Ему сократили срок службы на 2 года, так как он остался единственным кормильцем в семье. Сняв жилье недалеко от Ле Бон Марше, художник влюбился в дочь хозяйки дома — Клеманс Буатар — и через год женился на ней. По выходным пара гуляла по паркам Парижа, Руссо часто рисовал портреты жены. Анри Руссо был не только художником, но еще и музыкантом: он написал вальс для Клеманс и назвал его в честь супруги.

В Париже Руссо устроился в контору судебным приставом. Работа его не устраивала: ему приходилось регулярно ходить по домам обездоленных людей и накладывать арест на их имущество. Это навевало на Анри неприятные воспоминания о том, как дом его семьи так же был выставлен на торги из-за долгов отца. Проработав судебным приставом 3 года, в возрасте 27 лет он решил уйти в парижскую таможню Акцизного департамента. В свободное время Руссо начал активно заниматься живописью. Иногда это происходило прямо на рабочем месте: он устанавливал мольберт и часами рисовал. Во время работы на таможне Руссо создал множество полотен. Они также известны как «таможенные пейзажи».

Таможенная застава, 1890

Клеманс долго болела туберкулезом и в 1888 году умерла. Из девяти детей Руссо семеро умерли от туберкулеза еще в младенчестве. Выжили только дочь Жюли-Клеманс и сын Анри-Анатоль. Они воспитывались у няни в парижском предместье, поскольку из-за проблем со здоровьем Клеманс не могла заниматься ими сама.

В дальнейшем Руссо женился еще раз. Переехав с сыном жить на Монпарнас, Анри познакомился с Жозефиной Ле Тенсорер, живущей по соседству. После смерти мужа Жозефина много раз отказывала Руссо, но в итоге все-таки согласилась выйти замуж за него, и в 1898 году они обвенчались. Их семейная жизнь продлилась совсем недолго: в 1903 году Жозефина скончалась.

В будущем, когда 49-летний Анри решил уйти с работы на таможне и целиком посвятить себя творчеству, он познакомился с писателем Альфредом Джерри. Именно тот дал Руссо прозвище «Таможенник» (Le Douanier), которое закрепилось за ним до конца жизни, несмотря на значительные успехи в живописи. Само по себе это прозвище было безобидно, однако все окружение называло его «Таможенником» с насмешкой, как бы в очередной раз давая понять, что не признают его как художника.

Свои художественные навыки Руссо отрабатывал, копируя картины из художественных галерей Парижа и рисуя эскизы в городских ботанических садах и исторических музеях. Благодаря тому, что Анри не получил традиционного художественного образования и не усвоил академических догм, ему удалось выработать свой собственный стиль. Поскольку он не изучал анатомию и перспективу, его портреты и пейзажи выглядели по-детски наивными. С такой же наивностью Руссо воспринимал сарказм и подтрунивание окружающих как искреннюю похвалу. Главной особенностью его работ была драматическая интенсивность и пестрота красок, в них часто встречаются искаженные пространства с нереалистичным масштабом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: