Как развивалась культура, влияние религии
По данным археологических находок, первые люди появились на территории Индии 500—200 тыс. лет тому назад.
Первые достоверно установленные произведения искусства относятся к мезолитической эпохе. Это скальные убежища Бхимбетка с древними росписями на стенах. Они представляют собой уникальные образцы деятельности первобытного человека и находятся под охраной ЮНЕСКО.
В развитии древнеиндийской культуры выделяют следующие основные периоды:
- Неолитическая культура — охватывает период с 7 до 3 тысяч лет до нашей эры. Включает в себя изготовление орудий труда, появление погребальных обрядов, украшение керамической посуды орнаментами. К этому же периоду относят появление наскальной живописи.
- Индская или Хараппская цивилизация — возникла в период бронзового века. Для нее характерны высокий уровень развития металлургии, строительство городов, возникновение монументального строительства.
- Индо-арийская или Ведийская — связана с проникновением арийских племен, созданием священных книг под общим названием Веды, формированием индуистской религии.
- Махаджанапады — под этим названием подразумевают 16 высокоразвитых царств, оформившихся в V веке до нашей эры на севере и северо-востоке Индо-Гангской равнины. В это время окончательно были записаны Упанишады — религиозно-философские тексты, дополняющие и разъясняющие Веды. К этому же периоду относится появление двух религий — буддизма и джайнизма.
- Империя Маурьев — в IV-II веках до н.э. Индия объединилась под властью династии Маурьев. Она превратилась в крупнейшее государство, занимающее весь Индостан. В III веке до н.э. были написаны эдикты правителя Ашоки — один из древнейших образцов юридической мысли Индии. Во II веке до н.э был создан древнейший учебник по грамматике тамильского языка.
- Эпоха «коротких царств» — в период со II века до н.э. по II век н.э. Индия входит в состав разных государственных объединений: индо-греческое, индо-скифское, индо-парфянское. Происходит взаимопроникновение разных культур, обогащение их новым содержанием.
- Империя Гупта — 240—550 гг. н.э. Этот период считается «золотым веком» древнеиндийской культуры. Происходит расцвет искусств и наук, индуистское влияние распространяется далеко за пределы страны.
На каждом из этих этапов религия была главным смысловым и идеологическим компонентом культуры.
В развитии религиозной жизни Древней Индии можно выделить 3 этапа:
- Языческий — это доведический период, продлился примерно до 1,5 тыс. лет до н.э. Древнеиндийский пантеон богов отличается большим разнообразием. Характерной чертой является представление богов в виде животных или полулюдей-полузверей. Многие языческие мифологические персонажи позже трансформировались и стали органической частью индуистской религии.
- Индуистский (ведический) — с проникновением в Индию арийских племен и возникновением ведического знания местные религиозные традиции постепенно приходят к монотеизму. Отличия индуизма от других монотеистических религий очень сильны. В нем нет единого отца-основателя, отсутствует единая система верований и общая доктрина. Ведический период растянулся с 1,5 тыс. лет до н.э. до V в. до н.э. Общим во всех индуистских верованиях было признание авторитета Вед и вера в существование единого Бога.
- Буддистско-джайнистский. Практически одновременно в Древней Индии возникают 2 новых религиозных учения — буддизм и джайнизм. Их основателями были Сиддхартха Гаутама Будда (563—483 гг. до н.э.) и Махавира Джина (599—527 гг. до н.э.). Оба были странствующими проповедниками, учили аскезе и медитации, проповедовали ахимсу (ненасилие). При схожих основах учения и даже терминологии, джайнизм был более суровой религией. От ее последователей требовалось неуклонно соблюдать аскетический образ жизни и заниматься самоистязаниями. Обе религии получили настолько большое распространение, что даже многие верховные правители были сторонниками этих учений.
Примечание
Характерной особенностью Индии было сосуществование всех религий, а не вытеснение ими друг друга. Появление буддизма и джайнизма не означало заката индуизма. До сих пор это одна из наиболее многочисленных по количеству приверженцев религия Индии.
Живопись древности
Древняя индийская живопись ассоциируется в первую очередь с пещерами Аджанты и их фресками. Приблизительно со 2 столетия до нашей эры тут жили буддийские монахи. К 5 столетию нашей эры буддизм в Индии, вытесненный индуизмом, пришел в упадок, и монахи покинули территорию.
Чудеса, скрытые за стенами пещеры, были открыты много лет спустя – лишь в19 веке. В 1819 году охотники из Англии случайно наткнулись на бывшие святыни и обнаружили внутри удивительные по красоте настенные фрески. Они изображали фрагменты жизни главного учителя буддизма, его приближенных, а также правителей Древней Индии и представителей царского двора.
Пещерные фрески Анжанты
В 1920-е годы ставшие знаменитыми фрески пещер Аджанты отреставрировали. Впоследствии их признали гордостью Индии, культурным наследием древних художников, имен которых, увы, не осталось.
Декоративно-прикладное искусство Индии
Большое количество ценных предметов искусства, являющихся наследием этой удивительной древней цивилизации хранится в музеях. К ним можно отнести множество древних текстов религиозного содержания, поэзию и прозу, живописные изображения и множество икон, могольские миниатюры, представляющие собой иллюстрации к книгам, а также посуду, украшения, оружие, ковры, ткни, уникальные лаковые изделия, изделия из бронзы и металла и предметы обихода. Большой вклад в сохранение сокровищ и памятников архитектуры Индии внес русский художник Рерих. Позже его инициативу поддержал сын Святослав Рерих, который способствовал в свое время заключению Международного пакта по охране культурных ценностей.
Эротика в искусстве Индии
Эротические традиции в культуре Индии восходят к глубокой древности. Они нашли свое отражение в многочисленных памятниках монументального и декоративно-прикладного искусства, разнообразных объектах материальной культуры.
Особенно часто встречаются изображения обнаженных женщин.
Для них характерны:
- Плотные, пышущие здоровьем фигуры.
- Подчеркнутость половых признаков — на скульптурах и рисунках особо выделяются бедра и грудь.
- Жизнерадостность — многие из них улыбаются, демонстрируют счастье и благополучие.
Также встречаются живописные изображения обнимающихся полуобнаженных или обнаженных пар, иногда в достаточно раскованных позах.
Барельеф одной из пещер Аджанты
Именно Древняя Индия стала родиной самого известного трактата о чувственной любви. Он называется «Камасутра». Его авторство приписывают индийскому ученому Ватьсьяне, жившему в III—IV в. н.э.
Скульптура Индии
Помимо храмов до наших дней дошло большое количество статуэток представляющих собой богов. Главные индуистские боги – это Брахма (творец, его воплощение представляет собой сидящую человеческую фигуру с несколькими головами и несколькими руками, чаще всего он сидит на цветке лотоса), Вишну (охранитель, его воплощение представляет собой различные аватары: чаще всего его изображают синего цвета с четырьмя руками, в каждой из которых находится морская раковина, диск, булава и лотос, также он может изображаться сидящем на кольце из змей, или на спине у птицы. Другие аватары присущие Вишну – это Рыба, Черепаха, Человеколев, Вепрь, Карлик, Рама, Кришна и Будда. У ног Вишну может находится изображение его жены.) Шива (разрушитель, его изображают иногда в образе аскета, тело которого натерто белым пеплом, сам он сидит в позе медитации на тигровой шкуре в Гималаях. К его волосам на макушке прикреплен полумесяц, из которого вытекает священная река Ганг. Иногда же он – Натарадж, владыка танца, изображается в грациозном кружении, при этом он поддерживает Вселенную своим нескончаемым танцем. Шиву зачастую изображают вместе с его супругой Парвати и быком Нанди, на котором он передвигается), Шакти (женское воплощение жен богов Шивы и Вишну, иногда их еще называют Шактами. Шива-Шакти красивая женщина, она имеет множество воплощений – Дурга, Кали, Чанди или Чамунди. Парвати-Шакта чаще всего изображается в виде красивой женщины, сидящей в позе медитации, в некоторых случаях она изображается рядом со своим мужем Шивой и маленьким сыном Ганеши). Есть в индуизме и множество других богов, наиболее популярен из них Ганеши, они является сыном Шивы и Парвати. Его обычно изображают в виде фигурки человека с головой слона. Живописные изображения богов индуистского пантеона, а также из изваяния и скульптуры имеют огромное культурное значение.
Ритуальный оберегающий рисунок
Данное направление очень стилизовано, самобытно и носит символический, ритуальный характер. Для мадхубани характерно детальное или частичное изображение основных богинь и богов индийского пантеона, а также людей и различных животных.
В ритуальных целях оформлялись внутренние стены дома и особенно спальни во время религиозных и сезонных праздников, а также во время особых событий, например, рождения первенца или свадьбы.
В случае свадебных рисунков на стенах изображались божественные супруги:
- Вишну, Лакшми.
- Кришна, Рада.
- Шива, Правати.
Кроме того, обязательным элементом в живописи мадхубани было раскидистое мировое дерево «кохбара», которое символизирует благодать и достаток. Считалось, что такие рисунки принесут новой семье неисчислимые блага, а божественные супруги станут их покровителями, которые уберегут от всех бед и подарят здоровое потомство.
Для простого украшения жилища рисунки носили более легкий характер и на них изображались мифологические сцены или просто ландшафтные виды природы.
Современный мир впитывает наследие предков
Из-за религиозных и этнических аспектов жилища индийцев долгие века были закрыты для европейцев, а значит и оригинальная живопись мадхубани была скрыта от посторонних глаз. Лишь несколько десятилетий назад это самобытное искусство стало доступно всем желающим.
Как говорится в поговорке «…несчастье помогло», – о северном регионе Индии узнал весь мир во времена ужасной засухи, которая длилась с 1966 по 1968 год.
В этот период на развалинах заброшенных домов были обнаружены наскальные рисунки индийское правительство, а точнее Совет по развитию искусства и ремесла в Индии стал поощрять местных художниц на развитие данного направления.
Девушкам и женщинам было предложено перенести свои навыки на холст. Эти картины обрели ошеломительную популярность у европейских коллекционеров и моментально нашли своих покупателей. При этом многие проданные картины так и остались безымянными.
Этническое направление для массового пользователя
Сегодня тематические рисунки по мотивам индийских художниц можно встретить не только на холсте. Предприимчивые европейцы и местные жители наладили массовое производство недорогих рисунков на бумаге.
Кроме того, если вам нравится данное направление, вы можете украсить интерьер своего дома фресками или матерчатыми панно с изображениями элементов индийской мифологии.
В направлении живописи мадхубани, изображение божественного пантеона, как и другие элементы необычных картин, и по сей день наносятся на ткань, холст или бумагу вручную. Сначала рисуют монохромную основу из прямых линий, а затем пространство заполняется сочными и очень яркими красками.
Бинди – точка на лбу у индианок
Сколько держится мехенди и как сделать рисунок более долговечным?
Менди на руках женщин Индии
Мехенди – что это такое?
Праздники в Индии Холи и Дивали
Рисунки хной – тату из Индии
Архитектура Индии
Основной религией Индии является индуизм, это многогранное религиозное учение, имеющее многообразный пантеон богов. Индуистские храмы, или как их еще называют мандиры, представляют собой удивительное зрелище, это каменные столпообразные сооружения, покрытые тончайшей резьбой по камню. Храм обычно посвящают одному из воплощений бога или одному из девов, именно ему приходят поклоняться. Существует и храмы посвященные нескольким богам сразу
Индуистские храмы в Индии, сохранившиеся до наших дней, имеют важное историческое или археологическое значение, поэтому находятся под охраной Археологического управления Индии. Чаще всего такие храмы были построены из кирпича и дерева, к тому же по архитектурному стилю они отличаются друг от друга в зависимости от района, где они находятся
Огромная часть индуистских храмов пострадала во времена исламского господства.
К буддийской архитектуре относятся построенные в скалах буддийские храмы с многочисленными изваяниями Будды в образе человека. Каждая из таких статуй несет людям зашифрованное послание, поэтому по различным мельчайшим деталям можно сказать очень многое о том, что хотели донести до нас наши предки. В буддийских храмах находятся «ступы», представляющие собой круглы мемориальные сооружения. Предполагается, что в них когда-то хранились останки усопших. Стены буддийских храмов украшены фресками с изображением сцен из жизни Будды, которые сохранились в отличном состоянии до нашего времени, благодаря использованию особых стойких красок.
С тех времен, когда Индия попала под влияние исламских завоевателей, на ее территории было построено множество прекрасных мечетей. Самой известной достопримечательностью Индии, является мавзолей мечеть Тадж-Махал. Она явилась символом любви Шаха Джахана к своей жене Мумтаз, которая умерла при родах. Тадж-Махал выполнен из белого мрамора, украшен тончайшей резьбой и установлен на огромном постаменте, поэтому напоминает белое воздушное облако
Другие мечети распложенные на территории Индии тоже имеют важное культурное значение
Современность
Художественный талант Индии достиг своего пика, пожалуй, в современном мире. Подтверждение тому – большое количество художников нашего времени: пейзажистов, портретистов, абстракционистов, сюрреалистов и других современных направлений. В последнее время Болливуд часто радует своих зрителей фильмами, где главные герои – люди, влюбленные в изобразительное искусство.
Приведем список самых ярких представителей этой творческой профессии среди наших современников.
Джаганнатх Пол
Наследственный художник, родился в 1976 году. Учился в Калькуттском колледже искусств, сейчас живет в Мумбаи. Главная тема работ – взаимоотношения полов. Воплощает идеи с помощью контрастных цветов акрилом, а также углем.
Амит Бхар
Появился на свет в 1973 году в Западной Бенгалии. Малая родина с ее первозданной природой, простой пасторалью, а также чтение книг во многом оказали влияние на будущую профессию мальчика. Рисует акварелью, акцентируя внимания на игре светотени.
Бхаскар Лахири
Земляк Амита Бхара, но родился раньше – в 1961 году. Получил высшее художественное образование в Калькутте, был учеником другого мастера – Бхаттачарджи.
Бхаскар Лахири. Триратна
Уша Шантарам
Вся ее жизнь связана с Бангалором. Создает удивительные картины на национальные мотивы, а также делает упор на язык телодвижений. Еще удивительнее то, что она училась художеству самостоятельно.
Кришна Ашока
Родившись в 1963 году, в молодости он получил степень бакалавра в области изобразительного искусства. Впоследствии выставлял свои проекты на множестве выставок, в том числе за границей. Любимый материал – акрил.
Винита Дасгупта
35-летняя художница считается одной из самых влиятельных и дорогостоящих женщин в сфере живописи 21 века. Сама себя называет «рассказчиком».
Нишант Данге
Молодой человек рисует исключительно углем. Это трудно и просто одновременно, но всегда невероятно красиво. Всего один цвет, черный, может передать целый спектр чувств.
Арчан Наир
Уроженец столицы, Арчан прославился благодаря так называемым цифровым работам. Это его собственный стиль, в основе которого лежит абстракционизм, поп-арт и недюжинный талант.
Адиб Шейх
Живет и творит в Мумбаи. Виды родного города, его жители позволяют творцу черпать вдохновение. В основе – жизнь обычных людей, раскрашенная контрастной палитрой. Абид не раз участвовал в выставках в родной стране, в Сингапуре, а также создавал персональные экспозиции.
Средневековье
Уход монахов буддизма означал окончание эпохи пещерной росписи, но не исчезновение индийского живописного искусства в целом. Напротив, подобные события повлекли за собой новый виток развития, а именно – книжную миниатюру.
Направление миниатюр появилось к 10-му столетию, а пика достигло благодаря так называемой гуджаратской школе в 13-15 веках. По большей части миниатюры использовались в джайнистской литературе, в частности, в «Калпасутре».
Особенность изображений состояла в том, что лица имели немного искаженный вид: оба глаза писались в анфас, нос был острым и длинным настолько, что выходил за щеки. Грудная клетка тоже была нарочито выдающейся.
Древняя индийская книжная миниатюра
16-17 столетия характеризуются развитием раджпутской живописи и могольской миниатюры. Последняя стала особенно популярна при дворе Великих Моголов во время правления Джахангира в 17 веке – с 1605 по 1627 год.
Про Джахангира говорили, что он был пристрастен к алкоголю, опиуму, праздной жизни и женщинам. Отчасти это правда – среди других падишахов империи Моголов он был более склонен к такому образу жизни. Но при этом он считался большим ценителем искусства, взрастил выдающихся художников при дворе, да и сам обладал бесспорным талантом художника.
Могольская миниатюра
Одним из самых великих художников – современников и протеже Джахангира был Бичитр. Времена его творчества датируются 1610-1660 годами.
Воспитанный при дворе, он был неплохо образован, знал персидский язык как иностранный. Учителем по рисованию был Абу-ль-Хасан. Художественная карьера началась в придворной мастерской, которая именовалась как китабхана.
Первой работой считается картина, написанная в 1615 году, и уже тогда прослеживается индивидуальный стиль художника. Годом позже он написал портрет падишаха Джахангира, а также собственный автопортрет. Бичитр изобразил себя как молодого человека в районе тридцати лет в одеянии придворного.
Среди остальных художников двора Бичитр отличался отточенной техникой, воснове которой лежала реалистичность и точная передача эмоций на лице. Он стал известен как выдающийся портретист – картины Бичитра изображали главные события в истории империи, правителей, членов императорской семьи, знать, духовников, а иногда даже животных.
Бичитр. Картина «Акбар передаёт императорскую корону Шах Джахану». Альбом Минто, 1631 г.
Большую известность художник приобрел при царствовании Шаха Джахана – последователя Джахангира. В работах можно проследить некоторое влияние европейских канонов живописи того времени: герои изображались боком или полубоком, в ¾ фигуры, а каждая картина венчалась индивидуальным орнаментом. Позже, в 30-е годы, можно увидеть изменение стиля от некоего романтизма до лаконичности, сдержанности.
Новое время
В 18 веке усиливалась колонизация, и к 19 столетию Индия, претерпевшая века правления мусульман, а затем – европейских колонизаторов, почти полностью утратила свою самобытность. Индийская живопись во многом переняла стиль художников Европы, в первую очередь – Англии. Но 19-20 века богаты замечательными мастерами кисти, и мы хотим рассказать о главных из них.
Раджа Рави Варма
Раджа Рави Варма считается первым индийским художником, всерьез увлекшимся картинами на холсте. Он жил и творил во второй половине 19 века по большей части в Бомбее – нынешнем Мумбаи.
Художник родился в 1848 году на территории современной Кералы в благополучной и довольно богатой семье, знакомой с наукой и искусством: отец – ученый, мать – литератор и поэт, а также трое братьев и сестер.
Раджа Рави Варма
Будучи начинающим художником, Раджа Рави Варма нашел покровительство местного махараджи. Благодаря ему он обучался у известных учителей:
- Рама Найду Свами – раскрывал тайны картин, написанных акварелью;
- Теодор Дженсон – выходец из Европы, специализировался на портретах маслом.
Навыки, способности, знания, привитые учителями, способствовали созданию индивидуального стиля Рави Вармы. Он вобрал черты английского аристократизма и индийской самобытности. Картины художника многие называют очень чувственными, иногда даже слишком, но именно это привлекает сентиментальных индийцев, поэтому до сих пор во многих домах можно увидеть репродукции его работ.
Мотивы картин тоже были самыми разными, порой даже противоположными:
- портреты;
- исторические события;
- мифические сюжеты;
- представители викторианской эпохи;
- быт простого индийского народа;
- сцены из «Махабхараты»;
- индийские мужчины и женщины в сари;
- боги индуистского пантеона.
Любой сюжет давался мастеру одинаково хорошо. Реалистичности бытовому жанру придавал тот факт, что он путешествовал по всей Индии в поисках идей, лиц и видел все своими глазами.
Амрита Шер-Гил
Амрита – первая знаменитая женщина в индийской живописи. Она творила в 20 веке, а ее работы удостоены звания национального достояния Индии.
Амриту Шер-Гил также часто называют индийской Фридой Кало. Действительно, у девушек много общего: во внешности, образе жизни, судьбе. Обе с ярким внешним видом, темными волосами и густыми бровями, они своим поведением порождали слухи о множестве любовников и любовниц, а в итоге обеих ждала скоропостижная смерть.
Девушка родилась в начале 1913 года в венгерской столице – в Будапеште. Семья отличалась статусом и образованием: отец был из сикхской аристократии, преподавал санскрит и персидский, мать – еврейка из Венгрии, пела в опере. Также у Амриты была сестра Индира, с которой они с самого детства были близки, вместе устраивали детские показательные выступления.
Амрита Шер-Гил (справа) и ее сестра Индира
Семья жила в Будапеште. Амрита была очень творческой девочкой: играла на фортепиано и скрипке, но лучше всего ей давалось рисование, которым она занималась с пятилетнего возраста.
В 10 лет девочка с матерью переехала во Флоренцию, где поступила в школу искусств, но скоро они вынуждены были уехать в Индию. В 16 лет Амрита снова приехала в Европу, на этот раз в Париж, где стала еще ближе искусству живописи.
В начальных творениях девушки заметен европейский стиль, что неудивительно. Первой достойной работойой можно назвать картину «Юные девушки», написанную в 1932 году. Позже Амриту начали узнавать в художественных кругах и приняли в парижское сообщество, чем не могла похвастаться ни одна азиатка прежде.
В середине 30-х годов девушка чувствовала, что ей хочется вернуться на родину. Там она много путешествовала и нашла, наконец, свое призвание – показывать в картинах быт индийского народа, граничащий с нищетой и угнетением. Ярким примером реалистичного взгляда на жизнь индийцев является работа-трилогия, состоящая из картин:
- «Туалет невесты»;
- «Брахмачари»;
- «Крестьяне Южной Индии».
В 1938 году Амриту взял в жены ее двоюродный брат из Венгрии, а тремя годами спустя они перебрались в Лахор, бывший тогда культурной столицей Индии. Юная художница планировала устроить собственную выставку, но неожиданная болезнь, которая перешла в кому, забрала ее жизнь. Это случилось 6 декабря 1941 года. Нет официальной причины ее смерти, но одна из версий – последствия аборта.
Сегодня многие работы Шер-Гил хранятся в Галерее современного искусства в индийской столице. Там же названа улица в ее честь. Племянник Амриты, сын Индиры, впоследствии тоже стал художником и один свой проект, посвященный творчеству тети, выставлял в Лондоне.
Путешествие по Индии Василия Верещагина
Не дождавшись окончания переговоров о покупке Туркестанской серии, художник в апреле 1874 года покинул Россию и отправился в Индию. В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. Верещагин покорен оригинальностью и высотой ее культуры (в дальнейшем он увидит подобное только в Японии), той «выработанностью во всем», которую он находит и в архитектуре храмов, и в древней настенной живописи, и в ритуальном танце и пантомиме, |
ИндияТуркестанЯпонияВарварыРусский северКавказНаполеонПалестина |
Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874 | Браминский храм в Адельнуре, 1874-1876 | Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме | Гималаи. Главная вершина, 1875 |
Индийский факир | Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881 | Всадник в Джайпуре. Около 1880 | Монастырь в скалах. Ладакх, Северная Индия, 1875 |
Розы в Ладаке | Западный Тибет. Местные жители, 1870-е годы | Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх, 1877 | Буддиский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким. 1875 |
Индия. Факиры в Варанаси | Мавзолей Тадж Махал близ Агры. Индия, 1875 | Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875 | Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре |
Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели | Посмертные памятники в Ладакхе | Гималайский пони, 1874 | Бхил (Бхилы — одно из горных племен Декана). 1874 |
Совар-правительственный посыльный | Сикким. Индийские мотивы, 1870-е годы | Гробница Шейха Селима Чешти в Фатехпур Сикри, 1875 | Гималаи вечером, 1875 |
Горный ручей в Кашмире, 1876 | Дели. Повозка | Агра. Моти Масджид — Жемчужная мечеть | Индия. Дели. Повозка богача |
Мусульманин | Священник парс (огнепоклонник). Бомбей | Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876 | Непал. Молитвенный барабан, 1875 |
Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре | Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874 | В Индии. Снега Гималаев. 1874-1876 | Северная Индия. Монастырь Хемис в Ладакхе |
Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким. 1874 | Проход Барскаун | Развалины в Чугучаке | Древний храм |