Ссылки [ править ]
Замок у озера (1846), каприччио, тушь и акварель Отто Рейнхольда Якоби
- ^ a b Паршалл, Питер (сентябрь 2011 г.). «Джованни Доменико Тьеполо: стилизация в образе каприччио». Печатать ежеквартально . 28 (3): 327–330 — через JSTOR.
- ^ Майерник, Дэвид (2009). «От живописи на пленэре до изобретения каприччио» . Американский художник . 73 : 21–29.
- ^ a b Маршалл, Дэвид Р. (1991). «Тема римских бань от Вивиано Кодацци до Г. П. Панини: передача и трансформация». Artibus et Historiae . 12 (23): 129–159. DOI10.2307 / 1483372 . JSTOR 1483372 .
- ^ Scalbert, Irénée (осень 1998). «Революция Рокко». Архитектурная ассоциация Школа архитектуры : 10–20 — через JSTOR.
- ^ Alessandro Салуччи (Флоренция 1590-1655 / 60 Рим) и Ян Миэль (Beveren-Waes 1599-1664 Турина), Архитектурный каприччио с ионным портиком, фонтаном, два этажа лоджией, готическим дворцом и фигурами на набережной в Christie’s
- ^ Важная Architettura ди Алессандро Салуччи (Firenze 1590-Roma Dopo иль 1650) архивации 2016-08-08 в Wayback Machine на Antiquares (на итальянском языке )
- ^ Людовика Трезани. «Кодацци, Вивиано». Grove Art Online. Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Интернет. 24 апреля 2016
- ^ Классический Fantasia: Карл Laubin возродил основные работы всех CR Кокерелл в одном амбициозном, необыкновенной картине , Дэвид Watkin, Аполлон , март 2006 года.
КАПРИЧЧИО
Смотреть что такое «КАПРИЧЧИО» в других словарях:
КАПРИЧЧИО — (ит.). Музыкальная пиеса; картина прихотливого содержания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАПРИЧЧИО музыкальная пьеса, автор которой не считался с установленными правилами, музыкальн. обычаями.… … Словарь иностранных слов русского языка
Каприччио — (живопись) жанр изобразительного искусства Каприччио (музыка) инструментальная пьеса свободного строения Каприччио (опера) опера Рихарда Штрауса … Википедия
каприччио — каприс, пьеса, каприччо Словарь русских синонимов. каприччио сущ., кол во синонимов: 3 • каприс (2) • капри … Словарь синонимов
КАПРИЧЧИО — и КАПРИЧЧО, нескл., ср. (спец.). Виртуозное музыкальное произведение, изобилующее сменой настроений, неожиданными эффектами. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Каприччио — (capriccio ит.) каприз, музыкальное сочинение, вкотором автор не подчиняется установившимся формам, а слагает его посвоей фантазии. В К. темы оригинальные, резко выдающиеся,контрастирующие. К. пишут для сольного инструмента, а также дляоркестра.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
каприччио — и каприччо … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
каприччио — и >Каприччо>, нескл., ср Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада, с оригинальной сменой эпизодов и настроений. Каприччио Паганини удивляет своей… … Толковый словарь русских существительных
Каприччио — (capriccio, ит.) каприз, музыкальное сочинение, в котором автор не подчиняется установившимся формам, а слагает его по своей фантазии. В К. темы оригинальные, резко выдающиеся, контрастирующие. К. пишут для сольного инструмента, а также для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Каприччио — I = каприччо, = каприс Музыкальное произведение свободной формы, отличающееся живостью, неожиданными и оригинальными оборотами. II неизм. прил. Отличающийся живостью, неожиданными и оригинальными оборотами (о характере исполнения музыкального… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
каприччио — капр иччио и капр иччо, нескл., ср … Русский орфографический словарь
Смерть. Наследие
Джованни Баттиста Пиранези умер 9 ноября 1778 года в возрасте 58 лет от болезни почек.
Он был на вершине славы, когда смерть застала его в своём доме на Strada Felice (сегодня Via Sistina). За год до кончины уже больной он отправился в Неаполь, где участвовал в археологических раскопках ещё малоизвестных трёх греко-дорических храмов в Пестуме. Последние зарисовки и гравюры из серии «Руины построек Пестума» (Avanzi degli Edifici di Pesto, 1777-1778) опубликовал уже его сын Франческо.
Похоронили «певца руин» в церкви Санта-Мария-дель-Приорато, той самой, которая стала его единственным реальным архитектурным строением. Позже на его могиле была установлена статуя скульптора Джузеппе Анджелини (1735-1811), изображающая Пиранези в древнеримском одеянии.
Сын Пиранези, Франческо, продолжил дело отца. Он не только создавал собственные гравюры, но также занимался распространением и продажей работ своего знаменитого родителя. В 1799 года семья Пиранези из-за своих политических мировоззрений бежала во Францию, прихватив с собой 20 ящиков с медными гравированными пластинами. Наследие великого гравёра было выкуплено для Национальной Калькографии (Calcografia Nazionale) при понтификате папы Григория XVI и возвращено в Рим в 1839 году. Сегодня медные доски Пиранези хранятся в Центральном институте графики (Istituto Centrale per la Grafica), который находится рядом с фонтаном Треви.
Пиранези и сегодня остаётся одной из самых больших загадок среди выдающихся деятелей XVIII века. Он создал свой античный Рим, более совершенный, чем реальный, немного фантастический и невероятно притягательный. Один из биографов Пиранези процитировал его изречение: «Мне нужно генерировать великие идеи, и я считаю, что, если бы мне поручили разработать новую вселенную, я был бы достаточно безумен, чтобы взяться за это».
Появления[]
- Адам (первое упоминание)
- Галлериан Марлон (только упоминание)
- Садовник
- Механизм
- Гретель
- Гензель
- Ма
- Маска с волей (упоминается в PV)
- Хозяйка Суда
- Хозяйка Кладбища
- Хозяйка Адского Двора
- Сатериазис Веномания (только косвенное упоминание)
- Ждущая
- Болганио
- Эльфегорт
- Лес Зла
- Театр Зла
- Периоды
- Третий период
- Объединенное Государство Эвиллиос
- Род Кончита
- Королевская семья Марлона (только упоминание)
- Семья Мунлит
- Семья Окто
- Семья Судо
- Родословная Веномании
- Род Веномания (только косвенное упоминание)
- Бокал Кончиты (упоминается в PV)
- Демоны Греха
- Заводная Колыбельная
- Заводная Кукла (только упоминание)
- Ложка Марлона (упоминается в PV)
- Четыре зеркала Люцифении (появляются в PV)
- Боги (только упоминание)
- Золотой ключ (только упоминание)
- Наследственный синдром неконтролируемой злобы
- Люди
- Аномальные
- Ножницы Кайо (только упоминание)
- Магия
- Песни-заклинания
- Меч Венома (только упоминание)
- Сосуды Греха
Жизнь в Риме. Успех
В 1747 г. Джованни Баттиста Пиранези окончательно переехал в Рим и открыл на Виа-дель-Корсо (Via del Corso), напротив Французской академии (Accademia francese), собственную мастерскую.
Популярность и заработок пришли быстро. Гравюры с видами Рима в виде открыток и иллюстраций к путеводителям пользовались огромным спросом у горожан, а ещё больше -у паломников и путешественников, стремившихся попасть в Вечный город.
Вскоре Джованни женился на Анжеле Пасквини — дочери садовника Палаццо Корсини, в браке с которой у него родились дочь Лаура и сыновья Франческо и Пьетро.
Труды Пиранези с видами древних памятников Рима не могли быть не замечены в период распространения такого явления как Гранд-тур, который способствовал зарождению новой интеллектуальной жизни в городе. Престиж художника-гравёра вырос, когда в 1757 году он был принят в Лондонское общество антикваров.
Благодаря щедрому покровительству папы Климента XIII — венецианца Карло-делла Торре ди Реццонико (Carlo della Torre di Rezzonico), в 1761 году Пиранези был избран членом Академии Святого Луки (Accademia Nazionale di San Luca), а в 1767 году произведён в рыцари Ордена Золотой шпоры (Ordine dello Speron d’Oro).
Интересные факты[]
Концепция и происхождение
- Название песни отсылает к словам Куклы-Директора, а точнее, к ее странному и неуместному обозначению встречи обитателей театра как «суда».
- «Каприччио», что по-итальянски означает «каприз», — название последней оперы Рихарда Штрауса. Персонажей в песне десять, так же, как и в опере Штрауса.
- Фарс — лёгкая драматическая работа, в которой для создания комического эффекта используются совершенно невероятные сюжетные повороты, гротескные персонажи и, зачастую, элементы буффонады. Другое значение слова «фарс» — смехотворные, зачастую раздражающие насмешки, ситуации или события.
- Каждую фразу песни сопровождает появление таблички диалога с текстом, а в перерывах между куплетами демонстрируется профайл каждого персонажа, описывающий их характер и действия; оформление, используемое для диалогов и профайлов, — пародия на серию игр “Ace Attorney”.
Любопытно
- В буклете “Суда Зла” объявляется о начале смехотворного суда, цитируя первые слова песни.
- Позже в буклете Гаммон Окто выражает разочарование, что обитатели театра не провели вместо суда обычную встречу, хотя сопротивляется жалобам, чтобы избежать гнева Хозяйки Суда.
- Появление каждого персонажа сопровождается появлением на заднем плане предмета, связанного с ним.
- В последнем припеве персонажи поют в том же порядке, в каком идут даты релизов представляющих их вокалоидов.
- В альбоме “Суд Зла” песня предваряется инструментальной композицией под названием “5 минут до суда», использующей ту же мелодию, что и “Фарс каприччио”, только более медленную и в исполнении других музыкальных инструментов.
- В альбоме Заводная Колыбельная Кирилл Клокворкер сомневается в том, что происходящее в песне является правдой.
Сюжет[]
Пробужденные сосуды греха собираются в разрушенном театре, чтобы начать суд. Возглавляющая заседание Хозяйка Суда говорит о необходимости отыскать пропавший сосуд греха, после чего спрашивает Ма, не знает ли она, где его искать. Ма отвечает, что текущее местонахождение греха ей неизвестно, но она боится, что он может находиться «в руках у той девушки». Механизм считает, что после того, как все сосуды наконец объединятся, больше ничего не останется. В ответ Хозяйка Кладбища, насмехаясь над ним, говория, что он бессилен, чтобы что-либо сделать.
Затем Хозяйка Суда дает Гаммону Окто рассказать о событиях, которые привели его в лес. Он говорит, что вошел в лес в поисках меча, чтобы снять страшное проклятие, что несет его тело, но его схватили Хозяйка Кладбища и ее слуги. Хозяйка Суда судит его и приговаривает к смерти, но его спасает Ждущая, что хочет использовать его для работы, и тот становится «Садовником». Упоминается, как перед своей смертью одинокий мужчина построил этот театр в лесу. Однако неизвестно, будет ли достигнута утопия, о которой он мечтал для себя и своей дочери.
Семья
Мастер гравюры, известный также как Джамбаттиста Пиранези (Giambattista Piranesi), родился 4 октября 1720 года в небольшом городке Мольяно-Венето (Mogliano Veneto) в провинции Тревизо (Treviso), относящейся к региону Венето (Veneto). Его родителями были Анджело Пиранезе – выходец из словенского города Пирано и венецианка Лаура Луккези.
Фамилия Piranese, которая трансформировалась на итальянский манер в Piranesi, произошла от названия местечка в Словении Pirano d’Istria, где добывали истрийский камень – главный строительный материал Венеции.
Семейное окружение повлияло на выбор профессии и увлечений Джамбаттисты. Его отец, резчик по камню и строитель, дал сыну первые уроки практичной архитектуры. Дядя по материнской линии, магистрат водопроводных сооружений Венеции Маттео Луккези (Matteo Lucchesi), стал наставником в изучении вопросов гидромеханики. Старший брат, Анджело, будучи монахом-доминиканцем, привил Джованни любовь к истории Древнего Рима и литературе, а также выучил его латинскому языку.
Из Википедии — свободной энциклопедии
Несмотря на то, что это жанровое обозначение в ходу по меньшей мере с XVI века, твёрдого его определения не существует. Антуан Фюретьер в своём «Всеобщем словаре…» (опубл. 1690) определял каприс (в любом виде искусства) как «произведение, в котором сила воображения имеет больший вес, чем следование правилам искусства». Применительно к музыке подразумевалась при этом возможность нарушения строгих правил контрапункта — на это указывают, в частности, замечания Джироламо Фрескобальди в предуведомлении к сборнику своих каприччио (1624). В эпоху классицизма жанр каприччио принадлежал обыкновенно к инструментальной музыке, хотя к середине XVIII века название стало использоваться и для каденций, особенно сочиняемых самими композиторами, — в этом отношении важными прецедентом стали каденции-каприччио Пьетро Локателли к его 12 скрипичным концертам (1732). Поскольку такие каденции носили виртуозный характер, в эпоху романтизма акцент в жанровом обозначении «каприччио» сместился в сторону «виртуозного изыска» сочинения, — в этом смысле наиболее показательны 24 каприса для скрипки соло Николо Паганини.
В таком значении виртуозного концертного жанра были написаны Блестящее каприччио для фортепиано с оркестром Феликса Мендельсона (1832), Блестящее каприччио на тему арагонской хоты (позднее просто «Арагонская хота») Глинки (1845), Итальянское каприччио Чайковского (1880), Испанское каприччио Римского-Корсакова (1887).
Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского (1929) — виртуозный концерт. В опере «Каприччио» Рихарда Штрауса (1-я пост. 1942) слово используется в изначальном значении; тема оперы — изысканный спор на вечную тему состязания музыки и поэзии.
Действующие лица:
ГРАФИНЯ (сопрано) ГРАФ, ее брат (баритон) ОЛИВЬЕР, поэт (тенор) ФЛАМАН, музыкант (тенор) КЛАЙРОН, актриса (контральто) ЛА РОШЕ, директор театра (бас) МЕСЬЕ ТАУПЕ (тенор)
Время действия: около 1775 года.Место действия: предместье Парижа.
Что в опере важнее — слова или музыка? Моцарт считал, что музыка, Глюк — слова. Это любимая тема дискуссий композиторов с эстетиками, и Рихард Штраус долго обсуждал ее со своим дирижером, Клеменсом Краусом, в 1933 году во время репетиций «Арабеллы». По прошествии шести лет и по написании еще нескольких опер, Штраус обратился к Краусу с предложением сотрудничать в работе над либретто оперы на данный сюжет. Это была последняя опера, которую сочинил Штраус. Будучи всего лишь одноактной, при исполнении она длится почти два с половиной часа, причем большая ее часть посвящена именно обсуждению этого, хотя и очень интересного, но, с точки зрения сценического действия, малоперспективного вопроса эстетики. Дискуссия происходит в доме очаровательной французской графини Маделены, живущей в предместье Парижа во второй половине XVIII века. (Это примерно то время, когда Глюк пытался придать опере больше смысла, настаивая на том, что слова в ней более важны, чем музыка). Среди гостей графини поэт Оливьер, композитор Фламан, актриса Клайрон, театральный директор Ла Роше, тенор Таупе, а также брат графини. Дискуссия ведется в изысканной великосветской манере; и перед тем, как гостям уехать в Париж, они сходятся на том, что Оливьер и Фламан будут писать оперу на сюжет, в котором каждый из них представит свой собственный портрет. У Оливьера и Фламана есть и другие точки соприкосновения: каждый из них влюблен в графиню (которая восхищается обоими), и Оливьер сочиняет ей сонет, а Фламан кладет его на музыку. И Маделена обещает решить — к одиннадцати часам утра следующего дня — за кого из них она выйдет замуж. В последней сцене она одна в своем будуаре (Штраус любил писать длинные сцены для сопрано соло, особенно, когда эти сопрано оказываются одни в своих будуарах.) Тут же вспоминаешь знаменитый монолог с зеркалом в первом действии «Кавалера розы». Зеркало имеется также и в этой сцене; схожа и общая атмосфера нежного и меланхолического чувства. «Завтра в одиннадцать!» — так начинается монолог. Маделена просто не может сосредоточиться. Какое искусство более сильное? Поэзия или музыка? Она подходит к своей арфе и поет сонет, написанный для нее, — прелестный старомодный любовный сонет. Она чувствует себя узницей — узницей сетей двух искусств. Выбрать одно и не выбрать другое? Невозможно! Тогда она обращается к своему зеркалу, чтобы у него спросить совета. Но у зеркала нет никакого ответа. И опера заканчивается, так и не ответив на вопрос, кто будет осчастливлен завтра в одиннадцать. Если вы спросите меня, то я думаю, что им будет музыкант. Его музыка кажется мне более убедительной, чем этот немецкий сонет! Но это лишь частное мнение одного человека.
Исторический
Архитектурная фантазия с двумя арками Вивиано Кодацци, 1647 Дворец Питти , Флоренция
Источник
Для итальянского историка искусства Джорджо Вазари (1511–1574) термин каприччио относится к загадочным причудливым чертам, свидетельствующим об оригинальности художника. Говоря о Филиппино Липпи , он подчеркивает « strani capricci che egli espresse nella pittura » («странные капризы, которые он выражает в своих картинах»). Рафаэлло Боргини ( Il Riposo , 1584) отмечает различие между вдохновением, полученным от других, и тем, что присуще художнику: suo capriccio .
С XVII — го века Viviano Кодаого в Риме производит архитектурные картины, представляющие воображаемые руина, как можно видеть в своих архитектурных фантазиях в палаццо Питти .
К концу XVII — го века, Филиппо Бальдинуччи ( Vocabolario арте дель Disegno , 1681) , в конечном счете определяет Каприччио как произведение родившегося спонтанного воображения художника ( Improvvisa ). Значение каприза становится метонимическим , поскольку оно относится к самому произведению, а не к причудливой идее, породившей его.
Золотой век
Микеле Мариески , Capriccio con edificio gotico ed obelisco (1741).
В XVIII — го века, термин приобретает особое значение в вымышленных пейзажистов Vedute . В 1720-х годах Марко Риччи (1676-1730) нарисовал множество картин и гравюр с изображением пейзажей с руинами и кадрами. В Риме Джованни Паоло Панини (1691-1765) является предшественником неоклассического движения с его видами, которые изображают город и сцены древних руин, в которые включены детали, которых не существует, но которые способствуют возникновению вызываемой атмосферы. В Венеции жанр каприччи особенно ценится самими венецианцами, которых забавляет остроумная игра художника с архитектурой. В 1740-х годах Каналетто опубликовал серию гравюр каприччи , идеала Ведута .
Микеле Мариески (1710-1743) демонстрирует свободу каприччио с изображением лестницы внутреннего двора дворца. Он основан как минимум на тринадцати версиях мотивов, вдохновленных театральными декорациями, нарисованными Марко Риччи, чтобы придать его композиции театральную перспективу. В его Capriccio con edificio gotico ed obelisco (1741) изображена фантастическая Венеция с готическим портиком и обелиском, указывающим на мол, а на заднем плане — рельефы холмов и гор, на которых построены дома у кромки воды.
Последующее использование
Джованни Баттиста Пиранези , Воображаемые тюрьмы ( 2 из издания 1761 г., Таблица XIII: Колодец ).
Capricci , серия гравюр по Джамбаттиста Тьеполо (1743), уменьшить архитектурные элементы на куски классической скульптуре и развалин, среди которых малые группы — солдаты, философы, молодые люди — вести свой бизнес. Эти работы не объясняются никаким отдельным названием. Более поздняя серия называется Scherzi di fantasia , «Фантастические рисунки».
Серия из 80 гравюр Франсиско де Гойи , Los caprichos и последняя серия его War Disasters, которые он называет caprichos enfáticos («выразительные капризы»), принимают формат групп персонажей, инициированных Тьеполо, помещенных в современный испанский язык. жизнь, чтобы произвести череду сатир и комментариев по поводу ее абсурдности, лишь частично объясненную их коротким названием.
Среди более поздних примеров включают Дань сэра Кристофера Рена (ок. 1838) и профессор Сон в Кокерелл и общественных и частных зданий , в совершении которых сэр Джон Соун из Джозефа Gandy (в) (1818). Современный художник Карл Лаубен написал несколько современных каприччио в честь этих работ.
Первые работы
Итогом впечатлений от встречи с Римом стали первые серии гравюр, созданные Джамбаттистом в 1743–1745 годах. Они были выполнены с поражающей фотографической точностью и в необычной манере.
Техника, которая определила почерк работ Пиранези, представляла собой сочетание офорта с резцовой гравюрой, что позволяло добиться выразительности и мягкой контрастности живописи.
Первая часть архитектурных набросков
Дебютной работой Пиранези стал научный труд 1743 года «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором» (Prima parte di architetture, e prospettive inventate, ed incise da Giambatista Piranesi architetto Veneziano).
В этой работе автор разместил 12 гравюр с вымышленными видами древнего Рима, на которых запечатлел Капитолий, Римский Форум, языческие храмы, мавзолей императора, величественный мост и другие грандиозные строения.
Фантазии Пиранези родились не на голом месте. Для создания офортов он кропотливо изучал в библиотеке старинные гравюры, описания несохранившихся античных скульптур и труды историков.
Надо признать, что эти виды были настолько хороши, что путешественники часто оказывались разочарованными, сравнивая античные памятники на гравюрах Пиранези с действительностью. В XVIII в. большая часть древних сооружений Рима представляла собой груду камней, занесённых пылью и покрытых растительностью, а территория Римского и Императорского форумов — пастбище, по которому бродили свиньи и буйволы.
Виды Рима
Спустя всего два года после выхода первой работы Пиранези начал создавать серию гравюр «Разные виды Рима античного и современного» (Varie Vedute di Roma Antica e Moderna). Автор явно был под впечатлением от работы Джузеппе Васи под названием «Великолепие Рима», но при этом показал собственный подход к теме. Гравюры Джамбаттисты отличались особым живописным стилем – каприччио (capriccio), который объединяет в изображении археологические руины, архитектурные фантазии, растительность и фигурки людей, занятых своими повседневными делами.
Среди офортов этой серии бесценными для истории являются виды Рима XVIII века, на которых запечатлены Палаццо Боргезе (Palazzo Borghese)
Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)
Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale)
базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)
Бельведер в Ватикане
и другие знаменитые строения.
Темницы
В период пребывания в Венеции Пиранези создал одну из своих самых необычных работ, которая будоражит умы творческих людей и сегодня. Цикл гравюр из 16 картин под названием «Фантастические изображения тюрем» (Le Carceri d’Invenzione, 1745) или «Темницы» (Carceri) – это просто «взрыв» архитектурных фантазий.
Мрачные и драматичные виды изобилуют деталями, которые сливаются в чёткие конструкции строений из каменных блоков и арок, лестниц и переходов. В этом загадочном пространстве можно разглядеть даже пыточные приспособления, наводящие ужас, и фигурки людей с ролями тюремщиков и узников.
Возникает вопрос: «Что побудило художника создать эти гравюры?» Некоторые считают, что тема родилась из ночных кошмаров Пиранези, другие видят в ней призыв к недопустимости насилия в Эпоху Просвещения, но есть и другое очень интересное мнение. В XVII–XVIII вв. появилось тайное общество масонов или «вольных каменщиков», а так как отец Пиранези и он сам имели отношение к строительной гильдии каменщиков, то, вполне возможно, что изображения несут особые скрытые символы масонства.
Творчество в зрелые годы
Успех и признание не охладили творческий пыл Джамбаттисты. Следуя своим замыслам, художник создал огромное количество гравюр, объединённых в серии по темам.
Серия «Римские древности»
Отдельный цикл из 252 гравюр, который начал публиковаться с 1748 года, получил название «Римские древности времён Первой республики и первых императоров» (Le Antichità Romane de’ tempo della prima Repubblica e dei primi imperatori) или просто «Римские древности».
Главной мотивацией при создании этих офортов было желание автора, как археолога, задокументировать и сохранить в иллюстрациях разрушающиеся древние памятники Рима. Четыре тома этой серии включают гравюры с живописными видами известных достопримечательностей, таких как Колизей (Colosseo)
Пантеон (Pantheon)
Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)
Колонна Траяна (Colonna Traiana)
и многих других.
Особенно поражают те работы серии, где Пиранези с точностью инженера передал интересные детали древних архитектурных конструкций, в том числе и в техническом разрезе:
- «План, фасад, вертикальное сечение и детали кладки гробницы Цецилии Метеллы, 1762»;
- «Вид древней Аппиевой дороги,1756».
- «Вид на мост и мавзолей, возведённые императором Адрианом, 1756» и другие работы.
Эти офорты, выполненные так детально и грамотно с инженерной точки зрения, наводят на мысль, что Пиранези имел доступ к редким архивам документов, которые, возможно, ещё хранятся в библиотеках Ватикана.
Серия «Марсово поле античного Рима»
Самой сложной по исполнению стала фундаментальная работа 1762 года под названием «Марсово поле античного Рима» (Campo Marzio dell’antica Roma).
Она состояла из 50 гравюр и затронула достопримечательности обширной территории Рима между Тибром и Квиринальским и Капитолийским холмами. Пиранези пришлось включить богатое воображение художника, чтобы реконструировать в своих гравюрах форму и облик этой местности.
Первой работой стала огромная топографическая карта Марсового поля времён поздней империи, которая родилась под впечатлением от мраморной плиты с высеченным планом Рима при императоре Септимии Севере в 201–211 годах.
Как будто в продолжение детализации этой карты Пиранези создал ряд великолепных гравюр, где с высоты птичьего полёта раскрывается вид на величественные древнеримские сооружения, а, точнее, их реконструкции: Театры Бальба (Teatro di Balbo) и Марцелла (Teatro di Marcello, 1757)
Амфитеатр Тита Статия Тавра (Anfiteatro di Statilio Tauro)
Пантеон (Pantheon)
Серия «Различные способы украшения каминов»
Темы гравюр Пиранези не были ограничены только видами Рима. В серии «Различные способы украшения каминов, 1769» Джамбаттиста использовал свои любимые этрусские и египетские мотивы, сюжеты из древнеримской живописи, в том числе фрагменты фресок античного Геркуланума (зарисовки он сделал лично во время участия в археологической экспедиции).
Самыми известными из этой серии являются две гравюры интерьера Английского кафе на Пьяцца-ди-Спанья (Piazza di Spagna) в Риме, которое в XVIII в. было излюбленным местом встреч художников и представителей культуры, в основном англичан. В 1760 г. это кафе Пиранези оформил лично, использовав новаторский для того времени египетский стиль. К сожалению, старинное здание не сохранилось, что делает гравюры художника ещё более ценными. Сегодня на этом же месте находится Чайная комната Бабингтона (Babington’s tea room), основанная в 1893 году.
Помимо каминов (которых всего 61) в этой серии присутствуют ещё 100 гравюр с изображением карет, комодов, раковин, ваз и огромных настенных часов. Именно эта коллекция стала настоящим хранилищем идей для ювелиров, мебельщиков и дизайнеров интерьеров.
Талант и трудоспособность Пиранези не имели границ. До настоящего времени сохранилось около 800 его офортов, но известно, что их было более тысячи. Кроме вышеописанных серий были и другие, не менее интересные: «О величии и архитектуре римлян, 1767», «Капитолийские камни, 1762», «Суждения об архитектуре, 1767», «Античные вазы, подсвечники, надгробия, саркофаги, треножники, лампы и украшения, разработанные и выгравированные Джованни Баттиста Пиранези, 1778».