Маньеризм

Орнамент в стиле маньеризм: особенности

На орнаменте герб Анны де Монморанси, неизвестный автор, около 1548-1550. Музей MET. C.47-1982

Равновесие ренессанса в конце — концов уступило место иному пониманию красоты. В маньеризме уже нет слепого подражания античному орнаменту, а тяжеловесные и массивные элементы стали мягкими и округлыми (картуш) и торжественными. Мотив маски в маньеризме в барокко перевоплотился в мотив солнца. Прямые линии стали мягкими и изогнутыми.

 Дюсерсо Жак Андруе. Поздний Маньеризм. Орнамент. Музей Виктории и Альберта.

Орнамент маньеризма содержит мотивы получеловеческих и полузвериных зооморфных фигур, большие гирлянды различных цветов и тяжёлых плодов, раковины и лилии в сочетании с символически изображённым солнцем; широко применяется также античный мотив акантового листа. Орнамент Маньеризма ярко демонстрирует нам главенство формы, над каким бы то ни было содержанием. Здесь налицо виртуозность композиции и пышность, явно прослеживается переход от классических форм Ренессанса в орнаменте к стилю новому, который пропагандирует пышность и одновременно величие, немыслимую роскошь и царственный пафос – к Барокко.

Giocchi dello Scaco e del corso, автор Агостино Мителли,1633 годВ орнаменте маньеризма декоративность отдельного мотива ценится гораздо выше общей композиции на предмете декоративно – прикладного искусства. После ясности и строгой уравновешенности орнаментов Ренессанса, появилась вычурность и тонкая изощренность.Художники декоративно – прикладного искусства обращаются к эмблематике, она становится частью орнаментов, согласно вкусам светского общества.

 Фонтана, Орацио, Турин, фарфор, золото, Музей Виктории и Альберта.Определённым толчком для появления Маньеризма стало нахождение в Риме остатков бывшего дворца императора Нерона, так называемого «Золотого Дома». В процессе изучения его были обнаружены стенописи с орнаментами, которые породили появление новых вариантов декора.Если Ренессанс предпочитал симметричные орнаменты античности, полные гармонии, то маньеризм демонстрирует растительные и зооморфные мотивы с включением фантастических драконов, злобных химер, а также соединение зооморфных мотивов и растительных.

 Акканты с хищными птицами и улитками. Неизвестный автор. Музей Виктории и Альберта.Очень скоро внутренние помещения знати заполнили орнаменты в стиле маньеризма. Они также искусно имитировали лепные украшения и резьбу. Орнаменты маньеризма применяли для декора фонтанов, колонн, целых фронтонов.

Дюсерсо Жак Андруе. Поздний Маньеризм. Орнамент в круге. Музей Виктории и Альберта.Маньеризм — это царство удивительного орнамента, так — как выразительность его стала практически почти самоцелью. Удивительные перспективы, искусственные плоскости и объемы поражали воображение. Прославленным мастером декоративно – прикладного искусства, который создавал удивительные орнаменты в стиле Маньеризма, стал Джорджо Вазари. Его работы в стиле гризайль дошли до наших дней.

 Палаццо Рамірес, Остатки гризайля Дж.ВазариОрнамент маньеризма присутствует на многих фресках того времени. Например, хоры в церкви Санта Мария делла Стекката, которая находится в Парме.

Базилика Санта Мария делла Стекката. Фрагмент орнамента.Очень часто такими орнаментами украшались фронтоны, шикарные фонтаны и декоративные колонны. Весьма известным образцом орнамента в стиле маньеризма (архитектура) выступает фронтон Бернардинского костела, который находится во Львове (Украина).

Фронтон главного фасада Бернардинского костела (Львов)Одним из известнейших популяризаторов и знатоков орнамента эпохи маньеризма считался художник и архитектор, инженер Ганс Вредеман де Врис (1527-1607). Именно этим прекрасным мастером в 1955-ом году был выпущен в свет первый в Европе сборник архитектурных орнаментальных мотивов, а также картушей. Ниже вы видите несколько вариантов орнамента из этого прекрасного сборника.

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Вы здесь

Главная Стили и направления Маньеризм

Маньеризм

Маньеризм – направление в искусстве Западной Европы 16 — 17 веков, связанное с кризисом культуры Высокого Возрождения. В произведениях маньеристов ясность изображения, свойственная мастерам Ренессанса, уступила место странным, вычурным и неестественным формам. Художники, скульпторы и архитекторы использовали необычные пропорции, причудливые сочетания цветов, делали акцент на живописных эффектах и гротескных декоративных элементах.

Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника. В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.

Маньеризм наиболее четко проявился в итальянском изобразительном искусстве. Картины и скульптуры маньеристов проникнуты чувством трагедии и мистической экзальтации. Работы отличаются острыми диссонансами цвета и светотени, сложными и преувеличенно выразительными позами, удлиненностью фигур и изощренной виртуозностью рисунка. 

В архитектуре маньеризм пришел на смену классическому совершенству форм Высокого Возрождения и стал переходным этапом от классической строгости к пышности барокко. Среди наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма – Виньола, Джакомо делла Порта, Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж.Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо.  

Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются такие детали, как золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора — стремление разрушить установленные правила. 

В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась — человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы. К примеру, загородная вилла д’Эсте, один из самых красивых дворцово-парковых комплексов Италии, была задумана как сад нимф Гесперид. Трехэтажный фасад виллы украшен скульптурами, внутренняя отделка призвана подчеркнуть высокий статус владельцев здания — правителей Тиволи. В многоуровневом парке расположено множество великолепных фонтанов, скульптурных композиций, гротов, арок. Вилла д’Эсте является прообразом Версальского парка и Петровского Петергофа.

Один из признанных шедевров маньеризма — Палаццо дель Те, загородная вилла, расположенная недалеко от Мантуи. Она была создана любимым учеником Рафаэля Джулио Романо для маркиза Федерико II Гонзага. Внутреннее убранство виллы весьма причудливо, ее залы от пола до потолка богато украшены живописными мотивами. В одном из самых роскошных помещений виллы — зале Гигантов — посетителю кажется, будто стены рушатся, а пространство внутри закручивается по спирали.  

Еще одно знаменитое здание, несущее в себе черты маньеризма, – это библиотека Лауренциана (названная в честь Лоренцо I Медичи). Ее декором занимался Микеланджело, который также интересовался эффектами, позволяющими усилить эмоциональную выразительность, и во многом предопределил появление барокко. К примеру, разорванный фронтон и лестница с изогнутыми маршами, созданные им для вестибюля библиотеки Медичи, создают ощущение фантомности и зыбкости пространства.

Наиболее известным и влиятельным покровителем маньеризма вне Италии стал французский король Франциск I. По его приглашению созданием и отделкой великолепного дворца в Фонтенбло занялись такие знаменитые итальянские художники, как Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини. Дворец в Фонтенбло напоминает огромную роскошную шкатулку. Изогнутые лестницы центрального входа, изысканные формы окон, лепнина и странная форма крыш и сегодня напоминают нам об изначальном замысле строителей, даже несмотря на то, что дворец несколько раз пережил реконструкцию.

Маньеризм в изобразительном искусстве.

Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему); взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т.д. Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. В скульптуре первым маньеристом считается Джамболонья. Еще одним известным скульптором-маньеристом был Бенвенуто Челлини.Главной чертой маньеризма считается его неправильность, будто бы специальный протест классической культуре. В то далекое время маньеризм был своего рода поп-артом. Общество стремительно меняется, изменяются моральные устои, человек начинает протестовать. Вся культура маньеризма – это эстетический протест.

Презентация

Этимология

Термин «маньеризм» происходит от итальянского manierismo (от выражения bella maniera ) в смысле характерного прикосновения художника в противовес правилу подражания природе. В этом он является одним из немногих имен важных художественных движений практиковали особенно во время правления Франсуа  I эр .

Контекст

Маньеризм — это реакция на совершенство, достигнутое в эпоху Высокого Возрождения в изображении человеческого тела и в овладении искусством перспективы (теория Альберти ). Таким образом, маньеризм часто называют « антиальбертианским искусством  », особенно Пизанелли. Таким образом, некоторые художники, окружавшие Жюля Ромена и учеников Андреа дель Сарто , стремились сознательно нарушить точность пропорций, гармонию цветов или реальность пространства, чтобы произвести новый эмоциональный и художественный эффект.

Но мы не должны видеть только художников-маньеристов в разрыве с эпохой Возрождения . Через цитаты и ссылки они заявляют о художественной связи с великими художниками эпохи Возрождения, такими как Рафаэль , Микеланджело , Леонардо да Винчи или даже Альберти .

Стиль маньеристской живописи был вдохновлен этими художниками, в частности Микеланджело ( Страшный суд) , известным архитекторам и скульпторам-маньеристам своими картинами фигур в позах, похожих на скульптуры.

Маньеризм далее характеризуется как искусство репертуара, где художники черпают из формул Рафаэля или Микеланджело, чтобы определить свой конкретный словарный запас. Пьет из Ватикана Микеланджело , таким образом переработан в «  Деве с длинной шеей  » из Пармиджаниных , около 1535-1540. Змеевидная фигура (или Figura serpentinata ) также является формулой, часто цитируемой в работах Бронзино , особенно в Noli me tangere 1561 года. Эта S-образная фигура представляет собой новый идеал для маньеристов, иррациональный, нарушающий жесткость математических правил. .

Таким образом, маньеризм — это художественная игра заимствования, но также игра кодов и часто нечетких символов. Таким образом, он обращается к литераторам того времени, умножая аллюзии и цитаты, с риском размытия смысла произведений и распространения среди утонченных европейских дворов. Так, в произведении Понтормо «Мадонна с младенцем, святой Анной и четырьмя святыми» (1527-1529) , работа, предназначенная для украшения алтаря монастыря монахинь Святой Анны в Верзайе во Флоренции , темная и тревожная атмосфера, повторы, особенно в фигурах, а также положение персонажей, а также их нематериальность, ставят под сомнение правильное богословское прочтение алтарного стола для верующего. Этот факт вызвал реакцию внутри самих орденов церкви, которые упрекали маньеризм в этом искусственном аспекте и выступали за возврат к натурализму и хорошим альбертовским формулам. Карраччи иллюстрируют это возвращение к классическому ренессансу.

Таким образом, маньеризм требует знания того, что существовало до этого движения в истории искусства, то есть Высокого Возрождения и особенно в архитектуре, поскольку архитектор-маньерист идет против правил, гармонии, определенной во время Высокого Возрождения.

Характеристики маньеристического искусства

Вот как мы видим, что работы маньеристов представляют:

  • разобщенное и часто неопределенное пространство;
  • мутное и неясное изображение;
  • деформация и скручивание тел, в частности, с использованием « змеевидной линии » ( Figura serpentinata ), которая позволяет удлинить пропорции фигур, придавая им вялую мягкость
  • кислые и сырые тона, унаследованные от Микеланджело и Сикстинской капеллы в Риме;
  • поиск движения;
  • искусство кодов, символов, цитат классиков;
  • придворное искусство, адресованное образованным и грамотным людям;
  • преувеличение форм, характеризующая манерность в XVI Й  веков.

Таким образом, среди характеристик маньеризма мы находим в картине множество изображений обнаженной натуры, необычных и сложных поз, а также чрезмерную мускулатуру. Представленная тема может быть необъяснимой или непонятной. Основная сцена помещается в конце композиции или же скрыта посередине других фигур, которые не имеют с ней связи. Он предназначен только для иллюстрации талантов художника. Перспективы увеличены до максимума, размеры и масштаб искажены. Цвета яркие благодаря их противоположностям.

Что касается архитектуры, то маньеризм идет вразрез с кодексами Высокого Возрождения, поскольку нарушает гармонию, оставляя место для дорогих и ошибочных украшений.

В скульптуре маньеризм определяется переходом от фронтальности в восприятии скульптуры К поиску различных точек зрения. Силуэты скульптур удлинены. Цель состоит в том, чтобы осмотреть скульптуру, каждая точка которой уникальна.

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры , Германии, имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Читайте больше в статье Рококо в архитектуре: это надо знать. описаны кратко на , а также есть описание памятников и в .

Ранний этап маньеризма

Первый из них включает в себя творчество ряда живописцев римско-тосканского и эмилианского круга. Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают, в обстановке все сгущающейся феодальной реакции, новые проблемы которые ставила перед ними действительность- тему трагической сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных позиций. Сохраняя веру в значительность человека, они развивают и обогащают принципы ренессансного реализма.

Но одновременно в центрах, наиболее сильно захваченных экономическим и политическим кризисом, — Флоренции, Риме, Парме и др. — выступает поколение художников, воспринимающих этот кризис как полное крушение всех устоев бытия, представлений о мире и человеке и бессильных обрести в действительности новые положительные идеалы, ибо, по существу, это поколение выражает смятение и растерянность той части итальянского общества, которая стояла в стороне от наиболее передовых устремлений жизни и культуры страны.


Снятие с креста, Понтормо

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.

Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте  об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Черты стиля Маньеризм как искусства

На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, сразу после готического стиля в архитектуре средневековья, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.

Интерьер

В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической направленности.

В светском интерьере используются настенные росписи – огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами. Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.

Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.

Архитектура

Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей периода Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:

  • Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
  • Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
  • Лоджия Галерии Уффици.


Палаццо дель Те

Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.

Скульптура

Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.

Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:

  • Статуэтка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло).
  • «Персей» (Лоджия деи Ланци).
  • «Распятие» (Эскориал).


Козимо Медичи

Высокий этап маньеризма

Второй этап маньеризма совпадает со временем стабилизации в Италии феодально-католической реакции. Он начинается в 1535 годы и простирается до конца 16 в. Поздние маньеристы, например Цуккари и Бароччи, работают в начале 17 в. рядом с Караччи и Караваджо.

В это время маньеризм уже выходит за пределы флорентийско-римского круга и к концу века становится господствующим направлением в придворном искусстве как на севере страны , так и на Юге.

Одновременно увеличиваются точки соприкосновения между итальянским маньеризмом и придворным искусством других европейских стран: школой Фонтенбло во Франции, романистами в Нидерландах и т. п.

Хотя так называемый «маньеризм» в других европейских странах существенно отличается от итальянского.

Искусство зрелого маньеризма, сложившееся на основе антиренессансных устремлений раннего маньеризма, не только противостоит передовым тенденциям в итальянском искусстве 16 в., но и открыто связано с идеологией феодально-католических кругов, подчинено задаче прославления церкви и государя.

Смятение, пессимистический надлом раннего маньеризма уступают место холодной официальности; эстетические идеалы приобретают все более отвлеченный, безжизненный характер, всецело подчиняются нарочито произвольной формальной схеме — «манере», как ее называют теоретики того времени; творчество художника оказывается скованным целой системой догм и канонов. К концу 16 в. маньеристическое направление полностью обнаруживает свою бесплодность, заходит в тупик.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

  • Древнего Египта,
  • Египетских пирамидах,
  • храмах.

Революция в искусстве

Искусство Ренессанса произвело настоящую революцию, но начали ее не хре­стоматийные Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Одним из важнейших художественных нововведений эпохи стала масляная живопись. Со времен Вазари принято было считать, что изобрел ее нидерландский мастер Ян ван Эйк (1390–1441). На самом деле в Афганистане разведенные в расти­тельном масле пигменты использовались в VI веке (археологи обнаружили это уже в наши дни, когда стали исследовать пещеры, открывшиеся за спинами взорванных талибами бамианских Будд), а до Северной Европы масляная живо­пись дошла к XII веку (она упоминается в трактате пресвитера Теофила «О раз­личных искусствах»). Однако именно ван Эйк довел эту технику до вир­туозного со­вершенства.

В Италию масляная живопись проникла как заморская мода: фер­рарец Козимо Тура изучал ее по работам фламандца Рогира ван дер Вейдена из собрания своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина осваивал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский свез мастеров со всех концов Европы, в том числе и из Нидерландов. Вместе с маслом оттуда в Ита­лию пришли многие композиционные новинки, которыми мы теперь лю­буемся на полотнах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров, — опти­ческие и световые эффекты, скрытый символизм, обыгрывание интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.

Мазаччо. Троица. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, около 1427 года

Законы перспек­тивы первым применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Мазаччо. Самый известный при­мер — «Троица» из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425–1427), но эксперимен­тировать Мазаччо начал уже в первой своей работе — «Триптих Сан-Джовена­ле». Считается, что науку перспективы Мазаччо осваивал под руководством Филиппо Брунеллески — человека, впервые с античных времен замахнувшегося на сооружение купола (техника эта была полностью утеряна). Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре, завершенный Брунеллески, стал одним из главных строений эпохи.

Влияние маньеризма.

В силу отмеченной внутренней противоречивости стиля влияние маньеризма было разнонаправленным. С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо; с другой — открыл в полном объёме эротизм; спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко. Наконец, существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.

Афина, Венера и Юнона.Ханс фон Аахен, 1593 г.

Вакх, Церера и Купидон.Ханс фон Аахен.

Неверие Святого Фомы.Ф. Сальвиати. Париж, Лувр.Ок. 1543—1547 г.

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  VА  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Каролингское возрождение и Церковь

Христианство в VIII веке было ведущей интегрирующей силой в Европе. На всей территории Священной Римской Империи церковная служба велась по римским стандартам. Это послужило предпосылкой к тому, что в монастырях начали сосредотачиваться древние книги, служившие источниками научных знаний. Были вновь освоены римские техники кладки арок, каменного строительства и возведение сводов. В империи развернулось широкое строительство церквей в соответствии с уставом преподобного Бенедикта.

Рис. 2. Монастырь Сен-Рикье.

За период с 768 по 855 год в Европе было построено 417 монастырей, 100 королевских резиденций и 27 новых соборов. Развернулось широкое строительство школ, больниц, мостов, городов и крепостей. Яркий пример тому – монастыри Сен-Рикье и Сен-Дени, построенные с глубокой продуманностью организации внутреннего пространства церкви, создающего эффект непрерывности и имеющей форму базилики.

Рис. 3. Монах переписывает рукопись.

Главной целью императора Карла являлось единство франкской церкви, которая полностью находилась под его контролем. До его правления древние рукописи переписывались монахами бездумно, без сохранения пунктуации, слова были написаны без интервалов, что делало расшифровку этих рукописей почти невозможным. В VII-VIII веке не было единых стандартов, академического языка и даже заглавных букв. При Карле Великом ситуация меняется кардинально. Все тексты стали досконально изучаться монахами, император ввел общий стандарт для средневековой латыни, которая претерпела множество изменений со времен падения Рима.

Что такое маньеризм?

В изобразительном искусстве термин «маньеризм» (слово происходит от итальянского «maniera», что переводится как «стиль» или «стильность») относится к стилю живописи, скульптуры и (в меньшей степени) архитектуры, возникшему в Риме и Флоренции в период 1510–1520 годов, на поздних этапах высокого Возрождения. Маньеризм выступает в качестве моста между идеализированным стилем эпохи Ренессанса и драматической театральностью барокко.

Происхождение Млечного Пути. Тинторетто.

Характеристики стиля

Ранний маньеризм (1520–1535) известен своей «анти-классичностью». В 1535–1580 он вырастает в высокий маньеризм — запутанный и интеллектуальный стиль. В целом, картины в этом стиле имели тенденцию быть более искусственными и менее натуралистичными, чем произведения эпохи Возрождения. Как правило, они ассоциируются с эмоциональностью, напряженными позами, необычным масштабом, освещением или перспективой, а также кричащим использованием цвета.

Молодое поколение художников чувствовало, что не может усовершенствовать развитый стиль старых мастеров, таких как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и др. В их глазах великие мастера достигли всего, чего можно было достигнуть, имея существующие техники и подходы. По этой причине, как и модернисты спустя сотни лет, они выступают против традиционного художественного канона, искажая классический живописный язык.

Торжество Истины и Справедливости. Аахен Ханс.

Концепции устройства мира, предложенные Коперником, находят свое отражение в изобразительном искусстве. Художник, как и многие его современники, утрачивает веру в упорядоченную гармонию окружающего мира. Известных канонов искусства уже не достаточно для того, чтобы проиллюстрировать мир. Маньеризм демонстрирует неопределенность общества, возникшую в результате научных открытий и пытается найти новый живописный язык для иллюстрации радикально изменившегося окружения.

Вознесение Богородицы. Корреджо.

Художники

Среди лучших маньеристов следует выделить знаменитого гения Микеланджело (обратившегося к стилю не с самого начала своей карьеры), Корреджо, известного своими сентиментальными картинами, влиятельного художника Пармиджанино, Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино, Якопо Бассано, Тинторетто, Федерико Бароччи, Джузеппе Арчимбольдо, Паоло Веронезе, Аннибале Карраччи и других.

Персей и Андромеда. Вазари.

Скульптура

Скульптуру маньеризма можно назвать более выразительной, чем работы мастеров Возрождения, что доказывают работы Джамболоньи, Бенвенуто Челлини, Жермена Пилона и прочих.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.

Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия

  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: