Определения [ править ]
Музыковед Карл Дальхаус описывает модернизм как:
Ээро Тарасти определяет музыкальный модернизм непосредственно в терминах «растворения традиционной тональности и трансформации самих основ тонального языка, поиска новых моделей в атонализме, политонализме или других формах измененной тональности», которые произошли на рубеже XIX и XX веков. век.
Дэниел Олбрайт предлагает определение музыкального модернизма как «испытание границ эстетического построения» и представляет следующие модернистские техники или стили:
- Экспрессионизм
- Новая объективность
- Гиперреализм
- Абстракционизм
- Неоклассицизм
- Необарварство (бесформенная энергия)
- Футуризм
- Мифический метод (культивирование доисторического прошлого)
Дирижер и ученый Леон Ботстайн описывает музыкальный модернизм как «… следствие фундаментального убеждения сменяющих друг друга поколений композиторов с 1900 года, что средства музыкального выражения в 20-м веке должны соответствовать уникальному и радикальному характеру эпохи», , что привело к отражению в искусстве прогресса науки, техники и промышленности, механизации, урбанизации, массовой культуры и национализма.
Модернизм в характеристике западной литературы ХХ века
Несмотря на то, что модернизм разделяется на большое количество течений, их общей чертой является поиск новых форм и определение места человека в мире. Литература модернизма, возникшая на стыке двух эпох и между двумя мировыми войнами, в обществе, уставшем и истощенным от старых идей, отличается космополитизмом и выражает чувства авторов, потерянных в постоянно развивающейся, растущей урбанистической среде.
(Альфредо Гауро Амбрози «Аэропортрет дуче»)
Писатели и поэты, работавшие в данном направлении, постоянно экспериментировали с новыми словами, формами, приемами и техниками, для того чтобы создать новое, свежее звучание, хотя темы оставались по-прежнему старыми и вечными. Обычно это была тема об одиночестве человека в огромном и пестром мире, о несовпадении ритмов его жизни с окружающей реальностью.
Модернизм это своеобразная литературная революция, в ней участвовали писатели и поэты, объявившие о своем полном отрицании реалистического правдоподобия и всех культурно-литературных традиций в целом. Им выпало жить и творить в непростое время, когда ценности традиционной гуманистической культуры устарели, когда понятие свободы в разных странах имело весьма неоднозначное значение, когда кровь и ужасы Первой мировой войны обесценили человеческую жизнь, и окружающий мир предстал перед человеком во всей своей жестокости и холодности. Ранний модернизм символизировал время, когда разрушилась вера в силу разума, настало время торжества иррациональности, мистицизма и абсурдности всего существования.
Источники
- Олбрайт, Дэниел. 2004. Модернизм и музыка: антология источников . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-01267-0 .
- Кэмпбелл, Эдвард. 2010. Булез, музыка и философия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86242-4 .
- Дальхаус, Карл. 1989. Музыка девятнадцатого века . Перевод Дж. Брэдфорда Робинсона. Беркли: Калифорнийский университет Press.
- Каройи, Отто . 1994. Современная британская музыка: второй британский музыкальный ренессанс — от Элгара до П. Максвелла Дэвиса . Резерфорд, Мэдисон, Тинек: издательство Университета Фарли Дикинсона; Лондон и Торонто: Associated University Press. ISBN 0-8386-3532-6 .
- Макхард, Джеймс Л. 2008. Будущее современной музыки: философское исследование модернистской музыки в 20-м веке и за его пределами , третье издание. Ливония, Мичиган: ISBN Iconic Press 978-0-9778195-1-5 .
- Метцер, Дэвид Джоэл. 2009. Музыкальный модернизм на рубеже ХХI веков . Музыка в двадцатом веке 26. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51779-9 .
- Мейер, Леонард Б. 1994. Музыка, искусство и идеи: модели и прогнозы в культуре двадцатого века , второе издание. Чикаго и Лондон: Чикагский университет Press. ISBN 0-226-52143-5 .
- Морган, Роберт П. 1984. «Тайные языки: корни музыкального модернизма». Критическое расследование 10, вып. 3 (март): 442–61.
- Дю Нойе, Поль (2003). Иллюстрированная энциклопедия музыки (1-е изд.). Фулхэм, Лондон: Издательство Flame Tree. ISBN 1-904041-96-5 .
- Тарасти, Ээро . 1979. Миф и музыка: семиотический подход к эстетике мифа в музыке, особенно Вагнера, Сибелиуса и Стравинского . Acta Musicologica Fennica 11; Религия и общество 51. Хельсинки: Suomen Musiikkitieteellinen Seura; Гаага: Мутон. ISBN 978-90-279-7918-6 .
Натурализм в музыке
Натурализм же получил развитие в итальянской музыке под названием веризма.
Его последователями здесь выступили
- Джакомо Пуччини (1858—1924),
- Пьетро Масканьи (1863—1945),
- Реджеро Леонкавалло (1857—1919).
Как писатели-веристы они
посвящали свои музыкальные драмы жизни бедных людей, смело вводили прозаические музыкальные ситуации. В музыке
отказывались от вокальных «ударных номеров» и тяготели к декламации, к использованию имитации шумов,
пения птиц, звуков прибоя и т. п. «Богема» (1896) и «Тоска» (1900) Пуччини положили начало
камерной лирической драме на оперных подмостках. Этот жанр нашел высшее воплощение в «Чио-Чио-Сан»
(1904).
Модерн в XXI веке
Одно из главных и глобальных достижений модерна ― принцип проектирования «изнутри ― наружу» сегодня плотно внедрён в саму суть архитектуры, где форма здания подчиняется его наполнению.
Также принципы модерна используют в современном интерьере ― часто офисы крупных компаний выдержаны в едином стиле, в котором нет места чужеродному предмету. Стены, мебель и даже фурнитура подчинены единому порядку, принципы которого были заложены более ста лет назад.
Интерьер магазина re:Store в Санкт-Петербурге. Фотография: onajourney / Shutterstock
В современном интерьере модерн в почти первозданном виде сохранился в виде ламп «Тиффани» из разноцветного стекла, а на фабриках по-прежнему выпускают обои по эскизам Уильяма Морриса или с принтами, на которые дизайнеров вдохновило его творчество.
Главная область, где модерн существует с 1900-х почти без изменений ― это парфюмерия. Флаконы Lalique и Guerlain по сей день не теряют актуальности и служат объектом внимания коллекционеров.
Флакон парфюма Living Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Lalique de Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Guerlain Aqua Allegoria Pera Granita. Фотография: Guerlain
Флакон парфюма Guerlain Shalimar. Фотография: Guerlain
Сегодня наследие модерна выделяется ярким пятном на картах городов. Восстанавливаются не только сами постройки, но и интерьеры, мебель. Зданиям придают новые смыслы ― некоторые из них превращаются в рестораны, отели или музеи. Так, в Самаре в особняке Курлиных находится Музей модерна. В московских особняках этой эпохи исторически располагаются культурные организации или посольства разных стран.
«Модерн» ― modern, современный. И пусть современность модерна осталась далеко позади, его шлейф мы ощущаем уже больше века. Именно модерн заложил основополагающие в современности принципы ― тотальность в архитектуре, искусстве, дизайне.
Что дальше? В новом материале мы расскажем о следующем десятилетии, в котором зародились радикальные идеи модернизма как основы современного дизайна.
Основные черты
По сути, каждая эпоха в той или иной степени добивалась внимания в искусстве, но модернизм глядит дальше всех. Это не просто необычное искусство. Жизнь стремительно изменялась, а искусство не отстает. Приоритеты и ценности изменились, философы вот-вот прогремели об отсутствии смысла жизни, поэтому творческим людям ничего не остается, кроме как экспериментировать.
После Первой мировой войны люди читают литературу потерянного поколения, возмущаются спектаклями театра абсурда, ведь это очередное подтверждение того, что жизнь – сплошной хаос.
Впрочем, форма формой, но о чем же писали представители модернизма? Сюжет для них был, конечно, вторичен, однако большинство все-таки от него не отказываются. Лучше всего изучить отдельно актуальные темы эпохи модернизма.
Темы
Одна из актуальнейших тем модернизма – это, разумеется, война. Событие, шокирующее всех. Описывалось и психологическое состояние человека на войне, и его жизнь после. Человек вынужден убивать, и это не могло не отразиться на страницах книг. Читатель рассматривает героев как людей потерявшихся, не знающих, как им жить, сомневающихся в главных ценностях жизни – любви и вере.
Так же на контрасте с войной подчеркивался праздник жизни и разрушение американской мечты. Желание жить, потому что неизвестно, когда жизнь оборвется – это и помпезно, и страшно. В литературе понятие потерянного поколения стало ведущей темой модернизма.
Немаловажная проблема в любую эпоху – смысл жизни. Однако вот незадача, модернизм зарождает новую философию, заявляющую, что никакого смысла и вовсе нет. Искусство пытается найти ответы на эти вопросы, пока экзистенциалисты занимают пьедестал.
Эмоции и сумасшествие – еще одна тема модернизма, как для литературы, так и для живописи. В таких стремительных переменах потеряется любой человек, нормальные герои в прошлом. Поднимаются важные вопросы о том, кто есть кто в современном обществе, и о роли каждого человека.
И, конечно, модернизм заявляет и о силе искусства, что именно оно может помочь выжить в таком неординарном мире.
Стиль
У каждого автора свой метод, за счет чего мы и превозносим их творчество. Эстетика модернизма воплощается, прежде всего, в деталях, за которыми скрываются целые истории. Именно так писал, например, писатель-модернист Эрнест Хемингуэй.
Искусство выводит наружу несвязанный лихорадочный бред. Это выражается не только в сюрреалистической живописи, но и в литературе. Представьте, что пока вы спите и с головой погружены в необычный сон, ваша рука бессознательно что-то записывает. В этом и заключался стиль еще одних представителей модернизма.
Футуристы же, например, громко отказывались от предыдущих авторитетов и «сбрасывали классику с корабля современности». Их эпатажный крик сопровождался неординарными выходками: отсутствием знаков препинания, подчеркиванием главных слов, даже шрифтом. Однако, на самом деле, футуристы – те еще романтики, и могли говорить о любви не менее красиво, чем классики.
Черты стиля
Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. Маньеризм остался далеко в прошлом.
Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).
В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым. Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.
Становление модерна
На становление модерна повлияли несколько факторов:
- рост массового машинного производства;
- заново открытые для европейцев Япония и Китай;
- развитие городов и городской культуры;
- новые философские воззрения.
Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.
Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.
Абонемент на выставки движения «Искусства и ремёсла», Уолтер Крейн, 1890 г. Изображение: Wikimedia Commons
Рисунок для обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель производства «Искусств и ремесел». Фотография: Britannica
Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.
Артур Макмердо, обложка для книги «Городские церкви Рена». Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, стул. Фотография: Wikimedia Commons
Плакат, Чарльз Ренни Макинтош. Изображение: Wikimedia Commons
Стул, Чарльз Ренни Макинтош. Фотография: Phillips
Модернизм. Наиболее известные произведения
-
№ 1: Арам Хачатурян «Гаянэ. Танец с саблями»
ТОП-100Народный рейтинг: 578290
Джигиты с саблями взмывают в воздух в стремительном танце.
-
№ 2: Сергей Прокофьев «Ромео и Джульетта. Танец рыцарей»
ТОП-100Народный рейтинг: 383475
Реклама, реклама. Обычно со стремительно едущими автомобилями. И, конечно же, Робби Уильямс и его «Веселись как русский»
-
№ 3: Арам Хачатурян «Маскарад. Вальс»
ТОП-100Народный рейтинг: 371802
Музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году и ставшая основой для одноименного балета (1982).
-
№ 4: Фредерик Рикеттс «Марш полковника Боуги»
ТОП-100Народный рейтинг: 307127
Марш полковника Боуги — популярный военный марш, сочинённый в 1914 году британским лейтенантом Фредриком Рикеттсом (1881—1945), дирижёром ансамбля Королевских Морпехов в Плимуте.
-
№ 5: Георгий Свиридов «Метель. Вальс»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 256277
Ещё одно современное произведение (наряду с вальсом Евгения Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь»), которое часто принимают за классику.
-
№ 6: Джордж Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»
ТОП-100Народный рейтинг: 213915
Rhapsody in Blue (с англ. — «Рапсодия в стиле блюз», «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах») для фортепиано с оркестром — одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина.
-
№ 7: Сергей Прокофьев «Поручик Киже. Романс»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 176546
Стинг. Russians… Заставка кинокомпании СТВ…
-
№ 8: Джордж Гершвин «Американец в Париже»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 174450
«Американец в Париже» (англ. An American in Paris) — симфоническая поэма Джорджа Гершвина (1928). По мотивам поэмы в 1951 году снят одноимённый музыкальный фильм.
-
№ 9: Дмитрий Шостакович «Симфония № 7 (Ленинградская)»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 171066
Эпизод нашествия фашистов из первого действия Седьмой симфонии, которая стала музыкальным символом блокады и получила название «Ленинградская»
-
№ 10: Сергей Прокофьев «Пушкинский вальс № 2»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 163956
-
№ 11: Сергей Прокофьев «Любовь к трем апельсинам. Марш»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 151899
Марш из концертной сюиты «Любовь к трем апельсинам»
-
№ 12: Сергей Прокофьев «Золушка. Вальс-кода»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 140899
Знаменитый вальс из балета «Золушка», сразу после которого часы извещают о наступлении полночи.
-
№ 13: Альфред Шнитке «Жизнь с идиотом. Танго в сумасшедшем доме»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 139821
Фрагмент из части V.Рондо Concerto Grosso №1 Альфреда Шнитке (или танго из оперы «Жизнь с идиотом»), известное как «Танго в сумасшедшем доме»
-
№ 14: Арам Хачатурян «Спартак. Адажио Спартака и Фригии»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 122165
Сцена любви Спартака и Фригии из балета «Спартак»
-
№ 15: Карл Орф «Кармина Бурана»
ТОП-100Народный рейтинг: 121690
-
№ 16: Сергей Прокофьев «Александр Невский. Вставайте, люди русские!»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 86139
Кантата «Александр Невский», op. 78 — кантата Сергея Прокофьева для меццо-сопрано, хора и оркестра. В основе музыкального текста — музыка Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Александр Невский».
-
№ 17: Исаак Дунаевский «Цирковой марш»
СаундтрекНародный рейтинг: 84728
-
№ 18: Георгий Свиридов «Время, вперёд!»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 74897
С момента появления и по наши дни — практически бессменная заставка к программе «Время».
-
№ 19: Владимир Дашкевич «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Увертюра»
СаундтрекНародный рейтинг: 73973
-
№ 20: Матвей Блантер «Футбольный марш »
Классика для знатоковНародный рейтинг: 68616
«Футбольный марш» — марш, написанный советским композитором Матвеем Блантером в 1938 году.
Представители модернизма в музыке
Роль некоего «стилистического моста» между поздним австро-германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века сыграло творчество выдающегося австрийского композитора и дирижёра Густава Малера (1860—1911).
Пример высокоидейного модернизма в музыкальной культуре России — творчество Александра Николаевича Скрябина (1872—1915).
Кроме уже упомянутых, к числу модернистов относят также и следующих композиторов:
Франция
- Дебюсси, Клод (1862—1918)
- Сати, Эрик (1866—1925)
- Равель, Морис (1875—1937)
- Дюка, Поль (1865—1935)
- Онеггер, Артюр (1892—1955)
- Мийо, Дариус (1892—1974)
- Пуленк, Франсис (1899—1963)
Австрия
- Цемлинский, Александр фон (1871—1942)
- Шёнберг, Арнольд (1874—1951)
- Берг, Альбан (1885—1935)
- Веберн, Антон (1883—1945)
Италия
- Бузони, Ферруччо (1866—1924)
- Респиги, Отторино (1879—1936)
- Малипьеро, Джан Франческо (1882—1973)
- Казелла, Альфредо (1883 −1947)
Россия
- Стравинский, Игорь Фёдорович (1882—1971)
- Прокофьев, Сергей Сергеевич (1891—1953)
- Шостакович, Дмитрий Дмитриевич (1906—1975)
США
- Айвз, Чарльз (1874—1954)
- Варез, Эдгар (1883—1965)
- Гершвин, Джордж (1898—1937)
- Антейл, Джордж (1900—1959)
- Копланд, Аарон (1900—1990)
- Барбер, Сэмюэл (1910—1981)
Скульптура
Живопись модернизма была богатой и разнообразной, однако скульптура нередко оспаривала её первенство, зачастую находя собственные пути и решения. К примеру, экспрессионизм в скульптуре был менее ярким и значительным, достигнув своего апогея в живописи в эпоху возрождения. Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.
Госпиталь Святого Павла
Уже после 1945-го года и в живописи, и в скульптуре появились эпичность, масштабность (К. Бранкузи), которые расширили диапазон скульптуры и развили само понятие в другом направлении. Теперь уже важными стали две тенденции: упрощённость форм и родство с архитектурой.
В скульптуре модернизма присутствуют обтекаемые и органические формы (изгибы, напоминающие человеческое тело).
Среди зарубежных скульпторов-модернистов выделяется имя Джорджа Сигала, создававшего свои знаменитые фигуры из гипса и полиестера.
Классические традиции в музыке
Классические бетховенские традиции нашли свое развитие в творчестве австрийского симфониста Густава
Малера (1860—1911), который был выдающимся дирижером, а в 1897—1907 гг. руководил Венской оперой.
Между 1888 и 1909 гг. Малер создает 10 симфоний, каждая из которых становится
событием в музыкальной жизни Европы. Он
резко поднял общественное звучание музыкальных произведений, возродил на новой основе традиции философской
симфонии-исповеди. Малер смело использовал в симфониях вокальное и хоровое начала, добивался гармонического единства
сложнейших музыкальных тем с бесхитростными мелодиями фольклора. Малер шел от традиций Бетховена и Шуберта, ему были
чужды символические и натуралистические увлечения.
Периодизация
Некоторые писатели рассматривают музыкальный модернизм как исторический период или эпоху, простирающуюся примерно с 1890 по 1930 год, и применяют термин «постмодернизм «до периода или эпохи после 1930 г. (, 135; , 331–332). Для Дальхауза (цитируемого выше) чистая форма была закончена к 1910 году, но другие историки считают, что модернизм закончился той или иной из двух мировых войн (, 13).
Другие авторы утверждают, что модернизм не привязан к какому-либо историческому периоду, а скорее является » отношение композитора; живая конструкция, которая может развиваться со временем »(, 14).
История возникновения
К концу XIX века, когда реализм уже прижился и даже успел наскучить, начинает дуть ветер перемен… и экспериментов. На красную ковровую дорожку с гордостью выходят модернисты, заявляющие о новой эпохе. Триумф модернизма приходится на начало ХХ века, именно тогда и начинается кардинально отличающаяся от прошедших времен литература, а вместе с ней и музыка, и изобразительное искусство.
Истоки модернизма вытекают из желания сделать по-новому, поэтому рассказывается история формы, а не содержания. Культура модернизма зарождается в 60-ых годах ХIX века. Тогда в живописи царствуют импрессионисты, а в литературе – немецкие романтики, воспевающие эскапизм и культ иррационального начала. Сюжет закончился еще в античности, не останавливаться же культуре? И благодаря модернизму, культура преображается и становится абсолютно неузнаваемой для тех времен.
Ни для кого не секрет, что все новое не сразу воспринимается с восторгом, модернизм – не исключение. Однако технику представители осваивали разную, ведь данное явление – это совокупность явлений авангардной культуры. Развитие модернизма было стремительным, захватывающим, казалось бы, все вокруг.
История данного культурного явления исходит из желания совершенствовать искусство, ведь мир не стоит на месте. В жизни происходят глобальные изменения: вместо цоканья копыт лошадей на улицах слышны моторы, что говорит о великом прогрессе. Кроме того, одним из главных истоков модернизма служит глобальная переоценка ценностей из-за Первой Мировой войны. Вы говорили о том, что человек прекрасен? Но химическое оружие и война доказывают, что жизнь одного ничего не значит. Вследствие этого и создается новое искусство. Оно априори не могло оставаться таким же, и стремительные перемены нагрянули в лице модернистов. Это и послужило началу развития такого культурного переворота – в жизни творились страшные, неописуемые вещи. Модернисты взялись за задачу не только описать все это, но и доказать, что искусство может быть абсолютно иным, поэтому для этого культурного направления типичен отказ от всех авторитетов.
Модернизм в музыке
Музыкальные пейзажи импрессионистов остаются непревзойденными по тонкости и изысканности красок, по существу столь же
характерными для французской художественной культуры.
Поколение французских композиторов, выступавших вслед за импрессионистами (уже после первой мировой войны) — А.
Онеггер, Д. Мийо, Ж. Оик, Ф. Пуленк и другие — отвернулось от своих предшественников, их утонченность и изысканность
оказались не соответствующими новому времени. А в 1918 г. увидела свет книга Жана Кокто «Петух и Арлекин».
Ее автор — известный в то время французский поэт, художник и музыкальный критик — писал: «…Довольно облаков,
туманов, аквариумов и ароматов ночи, нам нужна музыка земная, музыка повседневная!..» Этот год некоторые
считают годом рождения модернизма в музыке.
Ранее всего модернистические тенденции проявились в творчестве немецких
композиторов-экспрессионистов — представителей новой венской школы (об этом чуть ниже). Во многом противостоял
романтической традиции и крупнейший композитор того времени Рихард Штраус (1864—1949). В музыке
Штрауса заметны черты натурализма. Он чрезмерно увлекался жизнеподобием и прямой имитацией, звукоподражанием. В его
музыкальных драмах «Саломея» (1905) и «Электра» (1909, на сюжет Гофвансталя) ощущается
воздействие декаданса. Но в 1911 г. появляется великолепная комическая опера «Кавалер роз». Будучи
вплоть до 1918 г. директором Берлинской оперы, композитор немало сделал для обновления ее репертуара.
Выводы
Итак, главной особенностью модернистского искусства стал отказ от традиций и поиск новых форм и концепций. Стилевое новаторство становится самоцелью. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Модернизм во многом определил пути современного искусства. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Так появился однотонный дизайн обоев для кухни и других комнат, создавались узкие прихожие с дизайном строгого модернизма и так далее.